Проблема активности личности в обучении. Формы работы, повышающие уровень активности обучения Активность в обучении

За сотни лет своего развития педагогика выделила ряд принципов, которые влияют на успешность обучения, усвоение знаний учащимися. Все они взаимосвязаны между собой, и применение их в комплексе обеспечивает максимально полное, успешное усвоение новых знаний и умений. Одним из основных считается принцип сознательности и активности.

Определение принципов обучения

Принципы обучения - базовые положения, определяющие содержание, методы и формы, которые будут использованы при обучении тому или иному предмету. На основании принципов обучения строится весь учебный процесс, начиная с содержания обучения и оканчивая подбором наиболее эффективных форм и методов обучения школьников и студентов.

Основные принципы обучения

Основные принципы обучения сформировались, исходя из практики и опыта работы таких педагогов и психологов, как В.В. Давыдов, А. Дистервег,

Каждый их ученых предлагал свою классификацию принципов, делал упор на ту или иную особенность человеческой психики, возможностей разума. Но, как оказалось, все они взаимосвязаны и не могут полноценно функционировать друг без друга.

Современная педагогическая наука выделяет следующие принципы обучения: сознательности и активности, наглядности научности, систематичности, прочности, эмоциональности, доступности, связи обучения с жизнью, индивидуальности подхода к обучению. Именно на них необходимо опираться при обучении.

Принцип научности

В основе принципа научности лежит раскрытие причинно-следственных связей, проникновение в сущность явлений, раскрытие истории развития науки, связь между различными областями знания. Все изучаемые правила и законы обязаны быть научно правильными и обоснованными.

Учителю необходимо знакомить учеников с объективными научными фактами и теориями, отбирая для этого только научно-обоснованный материал, подталкивать детей к овладению методами научного поиска.

Принцип систематичности

Принцип систематичности и последовательности обучения обуславливается логичностью в науке, особенностями познавательной деятельности, в зависимости от возраста учеников. Предполагает системность в работе учителя как над собой, так и над материалом, учениками; систематичность в работе учеников.

Принцип систематичности предполагает преподавание в определенном порядке. Каждый новый урок - продолжение старого. Работа над темами идет по принципу "от фактов к выводам". Ученики наблюдают над явлениями, фактами и приходят к определенным выводам.

Подразумевается также и регулярная работа с книгами и учебниками, наблюдение за различными явлениями. Немаловажную роль играют и навыки организованности и последовательности, прилежания при обучении. С данными особенностями тесно связано основное, базовое положение в обучении. Далее нами будет дана характеристика принципа сознательности и активности.

Для реализации принципа систематичности необходимо:

  1. Систематизировать материал.
  2. Обеспечить регулярные занятия, их чередование с отдыхом.
  3. Показать систему изучаемой науки, межпредметные связи.
  4. Использовать при изложении материала схемы.

обучения

Принцип доступности обучения предполагает, что занятия строятся в соответствии с возрастными и умственными возможностями учеников. Для этого педагог подбирает наиболее подходящие методы и формы обучения, подбирает материал, который будет усвоен учениками без лишних усилий. При этом важно, чтобы получаемый в ходе обучения материал строился на уже существующих знаниях об окружающем мире, предмете изучения. Для этого необходимо использовать аналогии и сравнения, сопоставлять новую информацию с уже известной. Материал необходимо подавать по принципу "от простого к сложному".

Принцип связи обучения с жизнью

Основывается на связях полученного материала с теорией, производством и практикой. Получаемые в ходе изучения материала знания необходимо применять на практике, приспосабливая к той или иной жизненной ситуации.

Во многом на нем базируется принцип сознательности и активности. Если ученик видит связь между предметом и будущим, то он становится заинтересованным в его изучении, старается понять сказанное учителем, вникнуть в суть того или иного явления.

Принцип наглядности в обучении

Принцип наглядности предусматривает использование на занятиях - картин или рисунков, схем, карт, графиков, муляжей. С их помощью дети усваивают информацию не только с помощью слуха, но и с помощью еще одного канала получения информации - зрительного, что значительно увеличивает вероятность усвоения материала.

Относится к наглядности и проведение различных опытов и экспериментов, в особенности на уроках химии, биологии и физики.

Сегодня в распоряжении педагогов появились и совершенно новые виды наглядности - фильмы, видеоролики, компьютерные программы. Их использование на уроках позволяет не только увеличить шансы на запоминание и усвоение материала, но и реализовать принцип сознательности и активности, заинтересовав ребят в изучении того или иного предмета.

Принцип прочности усвоения умений, навыков и знаний

Признак данного принципа - глубокое и осознанное усвоение изучаемых фактов и понятий, законов, идей, понимание их. Реализуется с помощью повторения изученного, активизации усвоенных знаний с помощью наводящих вопросов, сравнения изученных ранее явлений с новыми, классификация и обобщение.

Именно благодаря этому принципу перед тем, как провести контрольную по теме, ученики проходят урок систематизации полученных знаний, разбирают свои ошибки. В конце года обязательно повторение всего изученного материала, точно так же, как и повторение в начале года. Кроме того, старшая школа во многом построена именно на принципе прочности знаний, так как в течение обучения ученики повторяют изученный в 5-9 классах материала и углубляют его.

Принцип индивидуального подхода

Основывается на помощи каждому ученику в освоении знаний. Учитель выявляет интересы ученика, дает задания соответственно уровню и интересам.

Довольно часто учителя занимаются с учениками дополнительно, оставляя после уроков и объясняя ту или иную тему более подробно в том случае, если ученик не понимает ее.

В целях индивидуального подхода ученикам дают дифференцированные задания, предлагают работать над проектами, в группах или парах.

Для наиболее заинтересованных учеников создаются кружки или факультативные занятия. Всего этого помогает достичь не только принцип сознательности и активности в обучении, но и доступности, систематичности.

Принцип эмоциональности

Для реализации этого принципа педагогу необходимо научиться формировать эмоции детей, которые будут направлены на изучение и интерес к предмету.

Достигается это, в первую очередь, доброжелательным отношением педагога к ученикам, его интересом к преподаваемому предмету. Немаловажен и внешний вид учителя.

Принцип активности и сознательности

Принцип сознательности и активности в воспитании - один из ведущих в обучении. Именно он определяет направление познавательной деятельности учеников, что позволяет управлять ею.

Осуществлению принципа сознательности способствует разъяснение целей и задач процесса обучения, его значения для решения жизненных проблеом.

Для реализации данного принципа необходимо активное участие учеников в процессе обучения, положительное отношение к учебе, интерес к материалу, системность в обучении, возможность дифференциации заданий, использование современных технических средств обучения, умение учителя учитывать состояние и настроение учащихся, знание особенностей возраста. Как видите, принцип сознательности и активности учащихся реализуется через использование других принципов обучения.

Принцип предусматривает:

  1. Понимание учениками цели обучения.
  2. Знание того, как достичь поставленной обучением цели.
  3. Понимание фактов и закономерностей развития науки и возникновения различных явлений.
  4. Усвоение знаний и активное их применение.

Правила принципа сознательности и активности

Рассмотрим более подробно принцип сознательности и активности. Правила, которых необходимо придерживаться при его реализации, следующие:

1. Ученики должны понимать смысл поставленных перед ними задач, понимать цель обучения. Урок всегда начинается с постановки проблемы, опираясь на предыдущий опыт учеников.

2. Необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении учителя приемы, чтобы заинтересовать учеников в изучаемом материале.

3. Ученики должны усваивать не только информацию о предметах и явлениях, но и понимать их сущность, закономерности их возникновения и развития, уметь применять полученные знания на практике.

4. Обязательно наличие самоконтроля и самооценки при обучении. Учитель отвечает за формирование данных навыков, пытается выработать в учениках и потребности в них.

5. Задача учителя - формирование интереса к процессу обучения и содержанию предмета.

6. При объяснении материала необходимо приводить как можно больше примеров, давать как можно больше упражнений на его усвоение.

7. Задавайте вопрос «Почему?». Это способствует активизации мыслительных процессов, что приводит к установлению причинно-следственных связей.

Выводы

Обучение строится на ряде принципов, основным из которых можно по праву назвать принцип сознательности и активности. Применение в работе педагога всех перечисленных нами принципов гарантирует успех в обучении любого ребенка, вне зависимости от предмета.

1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»

познавательный активность обучение проблемный

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов:

Направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность)

Создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) .

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения.

Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.

Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.

Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем .

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап -- восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.

Второй этап -- применение знаний на практике.

В этой связи отметим, что В.А. Крутецкий сумел выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач .

Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать:

Вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;

Задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий;

Задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:

1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).

3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук.

4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями.

5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи убеждают...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности при изучении чисел первого десятка

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в общеобразовательной школе

Понятие «деятельность» является одним из основных, базовых в психологии, поэтому ему трудно дать однозначное определение. Большой вклад в разработку понятия «деятельность» в отечественной психологии внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н...

Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении

1.1 Психолого-педагогические основы понятия «познавательной активности» Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических...

Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания...

Мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников

Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику...

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Проблеме развития познавательной активности детей уделяли внимание многие ученые, педагоги, психологи: В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая, А.А. Петрикевич, И.В...

Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся

Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, это отношение обучающегося к процессу приобретения знаний, постоянное стремление к познанию, к новым, более глубоким знаниям...

Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения олимпиадных задач по физике

Практическому психологу постоянно приходится иметь дело с проблемами, связанными с познавательной активностью. Нередко эти проблемы связаны с неадекватными ожиданиями взрослых: от школьников ждут, с одной стороны, того...

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания...

Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках английского языка

Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

Проблема развития личности ребенка - одна из центральных в педагогике, о чем свидетельствуют труды ученых педагогов, в числе которых: П. П. Блонский, В. А. Кан-Калик, Я. А. Коменский, Б. Г. Лихачев, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и т.д...

Формирование профессионально-познавательной активности студентов

Лекция 2.4.Активные, организационные формы обучения на уроках ИЗО в школе.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других).

Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других . Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Эпитет «активные» используется с целью противопоставления АМО традиционным методам обучения, реализующим первую точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов, закономерностей, понятий и категорий. Активность учащегося сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции, таким образом, уровень развития и эффективность функционирования их памяти во многом определяют эффективность их учебной работы в целом. Позиция учащегося в классической системе обучения может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам учащийся не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Преобразование теоретических знаний, конструирование новых, наработка собственного опыта исследовательской работы. Задача обучающего - облегчить работу учащихся, сделать материал более интересным, доступным для понимания, обеспечить его точное и прочное усвоение, проконтролировать конечный результат. Поэтому учения педагога, его непрерывная адаптивно-преобразовательная активность - второе, не редко важнейшее условие эффективности работы учащегося, залог конечного успеха его учебной деятельности.


Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Применение АМО меняет устоявшееся положение буквально с ног на голову. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую он вовлекается ведущим.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия , которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Традиционные формы организации деятельности учащихся:

Фронтальная форма - предполагает одновременную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой, над одинаковыми рисунками или работами. Каждый самостоятельно выполняет только свою работу. Преподаватель спрашивает всех об одном и том же, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Учащимся обеспечивается одновременное продвижение в учении, развитии.

Примеры…………….

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: изготовление составных частей целого панно, объёмно-пространственной конструкции из бумаги, бросового материала; пластилина или глины. Для каждой группы даётся отдельная инструкция. Степень сложности задания для группы и его техника зависят от уровня художественной подготовки учащихся.

Работа в парах полезна при сменном варианте.

Примеры……………

Коллективная форма – предполагает выполнение одного творческого задания большого объёма силами всего класса, группы. Каждый учащийся выполняет один элемент общей конструкции, часто идентичный соседнему, или входящий в общую композицию. Для достижения единства итогового результата необходимо давать чёткую инструкцию действий, техники или технологии.

Примеры…………….

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; проектные занятия, творческие мастерские и др.);

3. Использование игровых форм;

4. Диалогическое взаимодействие;

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Пример теста по изо

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Эпитет «активные» используется с целью противопоставления АМО традиционным методам обучения, реализующим первую точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов, закономерностей, понятий и категорий. Активность учащегося сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции, таким образом, уровень развития и эффективность функционирования их памяти во многом определяют эффективность их учебной работы в целом. Позиция учащегося в классической системе обучения может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам учащийся не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Преобразование теоретических знаний, конструирование новых, наработка собственного опыта исследовательской работы. Задача обучающего - облегчить работу учащихся, сделать материал более интересным, доступным для понимания, обеспечить его точное и прочное усвоение, проконтролировать конечный результат. Поэтому учения педагога, его непрерывная адаптивно-преобразовательная активность - второе, не редко важнейшее условие эффективности работы учащегося, залог конечного успеха его учебной деятельности.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Применение АМО меняет устоявшееся положение буквально с ног на голову. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую он вовлекается ведущим.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

3. Использование игровых форм;

4. Диалогическое взаимодействие;

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

12. Деятельностный подход в обучении.

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Активность личности в обучении. Проведенный анализ общих взглядов и представлений об активности человека позволяет подойти к определению понятия активности личности студента.

С целью более четкого представления различий сопоставим характеристики, которые должны иметь составляющие рассматриваемых понятий деятельности, активности личности и активности студента (табл. 1.1).

Цель. Деятельность предполагает наличие цели. Активность проявляется только в случае, если цель носит характер личной значимости. Главная цель студента в обучении, ради достижения которой он проявляет активность, - получение высшего образования. При этом в личном плане эта цель может выражаться в желании повысить образовательный уровень, получить профессию, документ о высшем образовании. В наш прагматичный век подавляющее большинство студентов поступает в вуз, чтобы получить диплом. Промежуточными по отношению к этой основной выступают такие цели, как выполнение текущих учебных заданий и других требований учебного процесса, сдача зачетов и экзаменов, а также получение знаний, навыков, умений, формирование целостного представления о профессиональной деятельности.

Мотивы. Активность, в отличие от деятельности, характеризуется высоким уровнем мотивации. Мотивами учебной активности выступает совокупность личностных стремлений, потребностей, формируемых как на основе жизненного опыта учащегося, так и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, дисциплинарной практики, используемых в учебном процессе.

Соотнесение понятий «деятельность», «активность» и «активность личности в обучении»

Таблица 1.1

Деятельность

Активность

Активность личности в обучении

Личностно-значимая цель

Стремление к получению высшего образования

Высокий уровень мотивации, разнообразие целеполагающих мотивов деятельности

Наличие совокупности личностных потребностей, формируемых на основе жизненного опыта и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, используемых в учебном процессе вуза

Способы и приемы

Умения и навыки

Сформироваппость стиля учебной деятельности, умение учиться

Осознанность

Осознание мотивов, целей и путей их достижения

Четкое представление о том, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания занимают в будущей профессиональной деятельности

Повышенный

эмоциональный

Удовлетворение (или неудовлетворение) условиями учебы, ее результатами

Ситуативность

(надситуатив-

Соответствие уровня интенсивности деятельности минимальным требованиям учебного процесса или личному представлению об уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной и практической значимости

Инициативность

Самостоятельность, настойчивость, творческое отношение к учебе

Способами и приемами являются умения и навыки, формирующие способность личности к проявлению активности, а в учебной деятельности это сформированный стиль учебной деятельности обучающегося.

Осознанность предстает как четкое представление о целях деятельности и активности. Для учащегося это выражается в понимании того, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания и сама учебная деятельность занимают в его жизни и в будущей послевыпускной деятельности.

Эмоции. Активность всегда сопровождается повышенным эмоциональным фоном. В учебной деятельности эмоции свидетельствуют об удовлетворенности или о неудовлетворенности условиями учебы, ее результатами, о климате в учебном заведении.

Ситуативность, выступая характеристикой активности, свидетельствует о соответствии уровня активности обучающегося требованиям учебного процесса на каждом этапе или его представлению о необходимом уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной или практической значимости. Среди таких целей: стремление «быть лучше всех», стремление к лидерству, быть в числе первых по учебе, получать повышенную стипендию, быть лучшим в профильных дисциплинах, удовлетворение познавательного интереса или, напротив, не сделать лишнего, не переусердствовать, не выделяться, выполнить не более того, что требуется для преодоления очередного контрольного этапа обучения.

Инициативность, отражая личностную включенность субъекта в деятельность, в учебном процессе выражается в первую очередь в самостоятельности учащегося, настойчивости, творческом отношении к учебе и проявлении волевых качеств.

Учебная активность студентов и методы обучения . Другим аспектом рассмотрения активности личности в обучении выступает сравнительная оценка учебной активности, вызываемой применением тех или иных методов обучения. Представляется, что такая оценка может быть обоснованной. Для этого выделим на примере высшей школы аспекты проявления активности студентов. В образовательном процессе в явном виде проявляются три из них: мышление , действие и речь. При этом иол мышлением следует понимать творческое мышление, под действием - деятельность, направленную на приобретение знаний, а речь - в связи с процессом или результатом учебной деятельности. С позиций современных взглядов на образовательный процесс и с учетом принципов активного обучения представляется необходимым добавить еще одно проявление активности - социально-психологическую адаптацию. Под этим подразумевается, что помимо традиционной триады - знаний, умений и навыков - студент (слушатель) должен получить в учебном заведении и максимально приближенное к реальному эмоционально-личностное восприятие профессиональной деятельности , условий ее осуществления во всем многообразии социально-общественных и производственных связей. Он должен приобрести уверенность как специалист на рабочем месте. Сюда же включают социальнопсихологические факторы, связанные с обучением в вузе, в первую очередь мотивационные факторы всех уровней образовательного процесса. Проявление этого вида активности происходит преимущественно на подсознательном уровне, но в учебном процессе реализуется наравне с другими. Эту форму активности связывают также с принципом персонификации образовательного процесса - интегративным показателем развития личности, выраженным в ее способности оценивать знания и обстоятельства окружающего бытия с позиции их ценности и личностного смысла, а также в умении видеть возможности своего роста в предстоящей деятельности или поступке.

Активность обучаемых проявляется как реализация этих четырех видов активности. В зависимости от замысла и действий преподавателя на занятии может использоваться либо один из видов активности, либо их сочетание. В табл. 1.2 приведена модель активности, отражающая основные формы и методы обучения в соответствии с нашим представлением о том, какие виды учебной активности студентов они используют.

Таблица 1.2

Модель учебной активности студентов при различных формах

и методах обучения

Формы и методы обучения

Практическое занятие, РГР

Дискуссия, спор

Решение реальных задач

Лабораторная работа с отчетом

Производственная практика, стажировка без исполнения роли специалиста

Публичное выступление, техучеба с персоналом

Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием, процедура

Тренаж, работа но образцу

Изложение, доклад, сообщение

Экскурсия на объект, демонстрация макета, учебного фильма

Примечание. М - мышление; Д - деятельность; Р - речь; А - социально- психологическая адаптация; * - проявление вида активности.

В результате все методы обучения ранжируются. Полученная таким образом иерархия методов совпадает с традиционным представлением об их возможностях по активизации студентов на занятии. Следовательно, степень активизации может рассматриваться в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии реализуются.

Представленная градация затрагивает только традиционные варианты реализации занятий. Очевидно, что в большинстве случаев возможно введение дополнительных процедур или игровых приемов, которые позволят задействовать те или иные, обычно не используемые при традиционной форме проведения занятия, виды активности. Использование дополнительных приемов и процедур, конечно, повысит активность занятия, но не сможет коренным образом его изменить, в противном случае по форме это будет уже другой вид занятия.

В психологии специально исследовался вопрос о возможности одновременного осуществления двух видов деятельности. Было показано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если один из видов деятельности относительно прост и протекает «автоматически». Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы .

Необходимо учитывать, что, с одной стороны, возможность одновременного осуществления всех видов активности обычным студентом маловероятна (этим даром обладали, как известно, немногие великие личности, такие, например, как Юлий Цезарь). Реально он может успешно выполнять не более двух дел сразу (без учета социально-психологического фактора), например конспектировать и размышлять. С другой стороны, полный отрыв внутренней активности от внешней также невозможен.

Рассмотрим лекционное занятие. Студенты в состоянии внимательно слушать и одновременно обдумывать услышанное только в том случае, если им приходится не слишком много записывать в конспект. Если преподаватель диктует, предлагая в высоком темпе учебную информацию, необходимую для них, то они успевают только записывать, причем даже не всегда отбрасывая лишние слова и забывая прибегать к сокращениям.

При реализации нескольких видов активности студента на занятии проблема заключается в их разумном сочетании и чередовании. Если обратиться к теории поэтапного формирования умственных действий, то ситуацию можно представить несколько в ином свете. Процесс интериоризации деятельности, по мнению И. Я. Гальперина, происходит в четыре этапа:

  • 1) материальное действие с реальными предметами;
  • 2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
  • 3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);
  • 4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое) .

Нетрудно видеть, что интериоризация деятельности представляет собой последовательную реализацию всех рассматриваемых нами видов активности - действия, речи, мышления и социально- психологической адаптации в их тесной взаимосвязи. Это позволяет расценивать актуализацию различных видов активности как показатель интенсивности прохождения процесса интериоризации. Если в процессе обучения студент проявил все виды активности, можно рассчитывать на успешное совершение процесса интериоризации, в противном случае качество усвоения будет низким.

Деятельность обучающегося носит исследовательский, ориентировочный характер, и в результате интериоризации она преобразуется во внутренние идеальные действия, совершаемые в умственном плане, что обеспечивает студенту всестороннюю ориентировку в мире будущей профессиональной деятельности. При реализации в традиционном обучении форм занятий, ориентированных на использование только одного из видов активности, происходит разрыв во времени процесса ингериориза- ции с возможными при этом замедлением, искажением, потерей смысловых составляющих. Только в случае использования различных видов активности последовательно на одном занятии на основе одной темы, задачи или в рамках двух-трех занятий, следующих друг за другом с небольшим временным интервалом, можно ожидать более полноценной и эффективной интериориза- ции деятельности. При использовании четвертого вида активности - социально-психологической адаптации - «присвоенная» деятельность будет иметь более реалистичный, профессиональный контекст.

Подтверждением этого положения могут служить также исследования сотрудников Case Western Reserve University , на основании которых была разработана и приобрела особую популярность циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида А. Колба .

Д. Колб и его соратники обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования - отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако нс может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 1.1).

  • 1. Получение непосредственного опыта.
  • 2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  • 3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  • 4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Рис. 1.1.

В настоящее время чередование и использование различных аспектов учебной активности обучающихся имеет место в виде стихийно сложившейся системы. Часто нарушается даже заложенная в учебные планы традиционная последовательность форм занятий. В вузах, например, далеко не всегда за лекцией следует соответствующее практическое или лабораторное занятие, семинар. Чаще всего между ними вклиниваются другие лекции и занятия. Организовать учебный процесс с учетом принципов интериоризации в существующей системе образования, рассчитанной на массовое производство специалистов, пока что, видимо, невозможно. Поэтому занятия, которые реализуют в относительно короткий промежуток времени несколько видов активности, обычно отличаются как повышенной самоотдачей обучающихся, так и большей эффективностью обучения, например в случае использования таких развитых форм активного обучения, как деловые и дидактические игры, когда все виды активности реализуются в рамках одного занятия. Кроме того, па поддержании высокого уровня активности обучающихся благоприятно сказывается и смена в ходе занятия рода учебной деятельности, препятствующая накоплению усталости.

  • См.: Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. С. 42.
  • См.: Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб, пособие для вузов. М. :Университет, 1999. С. 153.
  • См.: Kolb D. Л., Fry R. Toward an applied theory of experiential learning //Theories of Group Process / C. Cooper (cd.). London: John Wiley, 1975. P. 33-57.