Особенности восприятия информации учащимися начальной школы. Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала Л. Правление памятью

Разделы: Общепедагогические технологии

С каждым годом изучение предмета математики вызывает все большие трудности у многих учащихся. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: “Я не понимаю”. Да и результаты ЕГЭ показывают, что у выпускников недостаточно сформированы умения читать текст с пониманием. Некоторые из них, выходя с экзамена, огорчены по поводу того, что не поняли формулировки некоторых заданий. Если б учитель помог (переформулировал задание), то часть школьников справились бы с заданием. Как же научить детей понимать? Это один из главных вопросов сегодняшнего дня.

Понимание – это деятельность по восстановлению образа целого на основе некоторых его частей. Познание отвечает на вопросы “Что есть …?”, “Что это?”. Познание раскрывает сущность. В этом смысле оно безразлично к вопросу “Почему?”. Понимание предполагает не только выяснения сущности, не только ответ на вопрос “Что это такое?”, но и выяснения ответа на вопрос “Почему именно такое?”. Понимание – это искусство “схватывания” смысла какого-то текста.

Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Понимание – это процесс, посредством которого школьник постигает смысл предъявленного ему учебного материала, и, таким образом, приобретет знания.

Понимание как психический процесс обладает рядом характеристик. А.А. Смирнов, А.Г. Малаков к характеристикам понимания относят:

Усвоение знаний связано с возрастными изменениями, происходящими в структуре процесса понимания, - развитием умений устанавливать связи в материале, сопоставлять новую и известную информацию, выделять непонятное.

В младшем школьном возрасте понимание характеризуется отсутствием поиска связей в материале. Дети переводят отдельные смысловые элементы материала на язык своего опыта, стремятся в основном запомнить текст, не анализируя его. Типичными являются ограниченный учет сообщаемых сведений и “разорванность” излагаемого содержания. Часто дети ограничиваются изложением одного из моментов в содержании текста, опуская остальные.

У учащихся 5 – 6 классов наблюдается частичное осмысление материала: они начинают выделять основные моменты в содержании текста. Однако понимание остается в пределах той конкретной информации, которая сообщается в тексте. Наиболее явные изменения в развитии процесса понимания происходят в подростковом возрасте. Они связаны с появлением тенденции передавать основное содержание текста в сжатой, обобщенной форме, ориентированной не на известную, а на новую информацию, а также с переходом к целому восприятию информации.

В основу нынешней педагогики заложен процесс познания. Тексты учебника, учебных средств, тексты учителя и сама деятельность школьника организуется так, чтобы запускать и поддерживать процесс познания. Однако противоречие заключается в том, что школьник в первую очередь сталкивается не с явлениями, которые он должен познавать, а с устными или письменными текстами, которые он просто должен понять.

Чтобы обеспечить процесс понимания на уроке, необходимо учителю работать в режиме понимающей педагогики.

“Сущность понимающей педагогики, в отличие от педагогики знания, заключается в том, что в основе учения и обучения лежит не процесс познания, а процесс понимания. Школьник осваивает учебный материал благодаря тому, что с помощью учебных пособий, текстов учителя, специально организованной работы, в его сознании запускается и поддерживается именно процесс понимания”.

“Если в педагогике знания основной единицей содержания является знание, то в педагогике понимания, появляется еще одна, не менее значимая единица содержания – общие умения коммуникации” .

Общие умения коммуникации включают в себя: умение самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, умение читать и писать с пониманием, умение слушать и говорить с пониманием, умение поставить нужный вопрос.

Когда человек входит в любой вид коммуникации (индивидуально-групповая, парная, групповая или коллективная), то самым важным средством организации коммуникации является текст. Все тексты можно разделить на два вида: вербальные и знаковые. Под вербальным текстом понимают человеческую речь, а под знаковым – письмо, письменный текст.

Какие же существуют приемы, организующие понимание учащихся?

Рассмотрим их подробнее.

Техника вопрошания

Процесс понимания всегда связан с постановкой вопроса. “Если мы берем тезис о том, что понимание начинается с постановки вопроса за основу, то тогда, с этой точки зрения, надо обсуждать и организацию собственного понимания. Если я понимающий, то становится не важным, задаю ли я вопрос тому, кого я пытаюсь понять или как бы задаю его самому себе. Собственно, и в том и другом случае можно предполагать наличие процесса понимания. Появление у “понимающего” вопроса служит индикатором, по которому он может судить о наличии процесса понимания” .

Вопросы можно задавать на:

    • Понимание;
    • Уточнение;
    • Углубление смыслов.

Например, вопросы, которые могут задать учащиеся при организации понимания понятия “Общая формула для решения уравнения и ее вывод”, могут быть такими (приложение 1)

Схематизация

Схема – это изложение, описание, изображение чего-то в главных чертах. Слово “схема” заимствовано из греческого языка и в переводе означает “наружный вид”, “образ”, “форма”. Схема применяется в обучении в виде простейшего чертежа, передающего с помощью условных обозначений и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Схематизация необходима для углубления собственного понимания. Схематизация – это перевод учебного материала в знаковую систему. Схемы можно разделить на три группы:

Основные требования к схемам:

    • Они не должны быть сложными и громоздкими
    • Размещать их элементы следует равномерно
    • Линии взаимосвязей должны быть четкими
    • Схемы должны быть выразительными с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях

Алгоритм написания схем:

    1. Записать основные мысли словами
    2. Эти слова распределить в группы на основе каких-то сходных признаков
    3. Ввести сокращения и условные обозначения
    4. Выделить главную мысль, оформить ее при помощи условных обозначений, поставить ее в “центр” схемы, а затем вокруг поместить остальные мысли в форме условных обозначений
    5. Онтологические схемы в учебном процессе:

  • Влияют на скорость восприятия, понимания и усвоения “поступающих в мозг сообщений”
  • Воздействуют на эффективную фиксацию в памяти учебного материала
  • Помогают выделить главное и детализировать, выявить взаимосвязи в предмете изучения
  • Помогают выразить информацию в сжатой форме
  • Помогают прийти к единому пониманию
  • Развивают творческие способности через язык графики

Направляющие и организационно - деятельностные схемы в учебном процессе:

    • Провоцируют учащихся на деятельность
    • Удерживают внимание на предмете обсуждения
    • Формируют ключевые компетентности (коммуникативные, социально-личностные, организаторские, сотрудничество)
    • Демонстрируют учащимся, каков объем и виды работ, предусмотрены на занятии
    • Позволяют регулировать темп своей учебной деятельности

Примеры некоторых схем, которые применяются на уроках математики (приложение 2).

Методика доводящей карточки

Методика доводящей карточки предназначена для организации понимания сложного учебного текста.

“Доводящая карточка – это карточка, содержащая в себе небольшой труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать, и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце”

Приведем пример доводящей карточки по теме “Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей” (приложение 3).

Методика взаимопередачи тем

Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Предположим, что ученик А самостоятельно изучил тему 1, а ученик В – тему 2. Считается, что ученик готов передать определенную тему, если он освоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, ответил на все вопросы по теме, выполнил задания практической части, сдал зачет учителю или ученику, который уже знает эту тему. В этом случае, работая в паре, ученики обучают друг друга и этот процесс называется взаимопередачей тем (приложение 4).

Методика Ривина

Каждый учащийся получает свою тему и прорабатывает ее поабзацно в парах сменного состава.

Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац. Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь.

После этого для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет в тетрадь название. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает его, помогает разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь. И так далее.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, учащийся выступает по данной теме перед малой группой.

Как сделать так, чтобы учащиеся усваивали учебный материал на уроке? Как сделать так, чтобы каждый учащийся понимал учебный материал на уроке? Эти вопросы волнуют каждого педагога. В различных практиках обучения уже получены некоторые методики и способы организации понимающей деятельности школьников. Предложенные приемы работы применяются в практиках индивидуально-ориентированной системы обучения и коллективного способа обучения, которые широко используются педагогами Красноярского края.

Литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2001. 592 с.:ил. – (Серия “Учебник нового века”)
  2. М.В. Минова Понимающая педагогика как путь к индивидуализации - Сборник статей. Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания, Красноярск 2005, с.4.
  3. Минова М.В. Совершенствование деятельности учителя по организации понимания старшими школьниками учебного материала: дис. к. п. н. // КГПУ, - К.: 2001
  4. Минова М.В. Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса обучения – Красноярск 2002
  5. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5 класс Учебник – Мнемозина, Москва 2004
  6. Мордкович А.Г. Алгебра. Учебник 8 класс. Задачник 8 класс – Мнемозина, Москва 2006
  7. Дьяченко В.К. Современная дидактика – Новокузнецк 1996

Информация воспринимается, принимается посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие и только потом опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, пренебрегая контролем громкости своего голоса и дикции, не пользуясь (или мало пользуясь) наглядными пособиями.

Острота зрения в большой степени определяется индивидуальными особенностями ребенка. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащихся находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленней, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках; неудобочитаем желтый на белом фоне.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты (собственно, на этом и основан принцип наглядности, «золотое правило дидактики»). Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую - на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем на слух. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности . По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% - образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому - теорему, третьему - хронологию исторических событий.

Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие - эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через двадцать месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавали наводящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого перерыва воспроизводили почти полный объем текста.

У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам».

Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников.

И если русская система образования преимущественно строится на запоминании различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие - активный процесс, связанный с выдвижением гипотез . Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к зрительному восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали или сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может рассматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект , осуществляющий вероятностный прогноз. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, учебный материал излагался на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7-8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), а подросткам - в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций). Это обусловлено возрастными особенностями детей.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В этой статье я попытаюсь рассказать, как можно сделать процесс обучения в начальной школе более эффективным и комфортным для учеников. Известно, что существуют различные системы восприятия информации (иногда их называют модальности), основные из них: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая). Если преимущественно развита слуховая система, ребенок успешно усваивает материал, преподносимый ему в виде рассказа, объяснения. Детям со зрительным восприятием легче усваивать наглядный материал. Труднее всего учиться кинестетикам, т.е. детям, которым для восприятия учебного материала необходимо задействовать двигательную сферу. Чаще всего именно кинестетики попадают в разряд слабых, хотя при учете особенностей их восприятия в процессе обучения они способны успешно усваивать учебный материал.

Каждый ученик к концу обучения в начальной школе должен овладеть предлагаемым содержанием образования, так как оно создает базу, фундамент дальнейшего образования, а также освоить различные способы работы с этим содержанием. Учет особенностей восприятия информации учениками предполагает разделение учащихся на группы в условиях традиционной классно-урочной системы.

Процесс обучения с учетом особенностей восприятия включает ряд этапов:

1-й этап - выявление в классе учащихся с различными типами восприятия информации и организация соответствующих групп.

2-й этап - адаптация учебного материала к ведущей системе восприятия учеников.

3-й этап - формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую.

4-й этап - развитие недостаточно развитых систем восприятия.

5-й этап - самостоятельный выбор учениками оптимального способа восприятия.

Опишем подробно названные этапы.

Работать, используя все три модальности (аудиальную, визуальную и кинестетическую), можно на всех уроках. Для этого учителю важно узнать, какой способ восприятия предпочитает каждый ученик в классе. Учитель сам наблюдает за детьми на уроке, на перемене, на внеклассных мероприятиях, в общении с одноклассниками и друзьями; на родительском собрании дает задания родителям заполнить анкету, предварительно понаблюдав за особенностями своего ребенка; предлагает анкету ученикам.

В анкету для родителей включены вопросы: как говорит ребенок (быстро, медленно, ритмично); какие использует слова (смотреть, видеть, слушать, хватать, чувствовать и т.д.); как относится к одежде (долго выбирает, любит красиво одеваться, предпочитает удобную одежду) и другие.

Детей спрашивают: что они больше всего любят (смотреть телевизор, слушать магнитофон, играть); если прочли сказку, то, что они сделают (нарисуют, перескажут, изобразят героев действиями) и т.д.

На основе анализа наблюдений, ответов детей и родителей выявляются группы детей по особенностям восприятия. Группы могут быть скрытые и явные. Создавая скрытые группы, учитель не раскрывает детям, почему они оказались в той или иной группе. Особенности формирования групп известны только учителю, он подбирает задания, методические пособия, формы работы на уроке, отслеживает результаты деятельности своих учеников, не опираясь на впечатления детей.

Опыт показывает, что лучше, когда учитель работает в сотрудничестве с детьми. В данном случае дети являются не только объектами наблюдения со стороны учителя, а увлеченными помощниками и конструкторами своей деятельности. Учитель опирается при выборе методов работы на мнение детей, интересуется, комфортно ли они себя чувствуют, работая в том или ином режиме обучения. Дети же, в свою очередь воспринимают такое обучение как новую игру, в которой они все становятся полноценными участниками.

Начиная работать над адаптацией учебного материала к ведущей системе восприятия учеников, необходимо помнить, что учет особенностей восприятия детей правомерен не только в обучении, но и в их воспитании, организации различной деятельности, так как это взаимосвязанные процессы. Для того, чтобы обучение в начальных классах было эффективно для каждого ребенка, обращаться к нему и делать замечания целесообразно на понятном ему языке. Визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику - положить руку на плечо, взять за руку; аудиалу - сделать замечание словесно.

Работать, учитывая ведущий тип восприятия, учитель может на всех уроках. При этом важно выполнить определенные условия: кинестетика нельзя заставлять сидеть неподвижно на уроке, так как во время движения у него идет прочное запоминание материала. Визуалу можно предлагать рисовать свои впечатления, поэтому на уроке у него под рукой может быть лист бумаги. Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выполнения заданий проговаривает материал, шевелит губами, издает звуки.

Деятельность учителя при работе с учащимися разных модальностей, можно представить следующим образом:

¨ работая с группой визуалов, больше обращать внимание на описание предметов: цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом абзацы, особо важные слова и предложения. Использовать наиболее образные выражения, большое место уделять наглядности (яркие картины, плакаты, схемы, географические карты);

¨ работая с группой аудиалов, стараться использовать вариации голоса (громко - тихо, высоко - низко, паузы), применять аудиои диктофонные записи. При выполнении задания на скорость использовать метроном. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно сопровождать музыкой. Выделение главных частей текста, предложения, «опасных мест» в словах сопровождать хлопком или ритмичными движениями;

¨ работая с группой кинестетиков, учитель может использовать жесты, прикосновения. Важно помнить, что для них характерны медленная скорость мыслительных процессов. Желательно использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе, чтобы в случае необходимости помочь ученику в выполнении того или иного задания. А так как для кинестетиков главное - ощущения, помощь учителя выражается в действиях (поправить руку, правильно расположить корпус и т.д.)

Для примера рассмотрим такой вид работы на уроке, как списывание. Списывание как вид деятельности учащихся может иметь несколько целей:

Правильное графическое изображение букв, перевод печатного текста в письменный;

Формирование орфографической зоркости, запоминание правильного написания слов.

Очевидно, что такая работа легко будет выполняться визуалами. Соответственно, этой группе детей на уроке уделяется минимальное внимание, так как визуалы в состоянии самостоятельно справиться с таким заданием. Работа с другими группами проводится с помощью группы визуалов. Им легко будет прочитать текст, предназначенный для списывания. Аудиалы в это время слушают, кинестетики следят за чтением - водят пальцем, иногда действиями показывая сюжет текста.

Если задача учителя при выполнении данного вида деятельности переводить печатный текст в письменный, то на уроке желательно раздать аудиалам карточки с написанием прописных букв. Эти карточки помогут восстановить в памяти образы букв. Причем, карточки могут быть открыты до начала работы, при списывании карточки закрываются, но детям разрешается открывать карточку, если они забыли написание той или иной буквы. При выполнении задания учителю необходимо находиться в группе кинестетиков и, если будут затруднения, показывать жестами написание тех или иных букв. Если в классе есть ученик, у которого развиты все три системы восприятия учебного материала, то он может помогать кинестетикам.

Если задача учителя - развитие внимательности и орфографической зоркости, то ведущую роль в выполнении задания можно переложить на группу аудиалов, которые будут читать текст орфографически, т.е. голосом выделять все орфограммы. Визуалы в это время работают цветными карандашами и фломастерами. На специально приготовленных для них карточках выписывают «опасные места» (орфограммы), которые встречаются в словах. Например, разбирается предложение: «В саду по дорожке прыгают молодые воробьи». На карточке учеников - визуалов в ходе работы должно быть написано: А ОЖЕ AT ОО ООБЬ.

Для наиболее эффективного обучения кинестетиков можно использовать проволоку. При чтении текста, предназначенного для списывания, они сгибают и разгибают проволоку в соответствии с тем образом букв, которые встречаются в орфограммах. Кинестетики могут также выполнять движение руками или туловищем при встрече «опасного места» в слове. Можно подготовить фишки разных цветов, которые они будут ставить на опасные места.

Списывание - это такой вид работы, который существует в разных классах на разных уроках, поэтому алгоритм действий для каждой группы вырабатывается очень быстро.

Материал, который ученики должны усвоить в начальной школе фундаментально это сложение и вычитание в пределах 20. Как известно, таблица сложения и вычитания в пределах 10 дается по частям (+, - 1, +, - 2 т.д.). Но дискретное восприятие только у аудиалов, визуалам и кинестетикам сложно выстроить целостную картину, если они не знают общей цели и задачи, т.е. не видя предмет в целом. Поэтому при изучении этой темы желательно вывесить перед классом полную таблицу сложения и вычитания, тем самым показать целостную картину изучаемого материала, а также поставить цель, которая поможет ориентироваться детям на конечный результат.

Учитель может заготовить карточки разных цветов, на которых будут записаны различные столбики примеров. Так как визуалы воспринимают хорошо все цветное и яркое, они быстро запомнят свои карточки. Затем работа на уроке ведется следующим образом. К доске вызывается ученик (визуал), у которого первый столбик с таблицей сложения, рассказывает примеры наизусть. В это же время аудиал показывает этот пример по таблице, записанной на доске (желательно чтобы ответов в таблице на доске не было), кинестетики у себя на местах с помощью разрезных цифр выкладывают примеры. Далее учитель объясняет принцип построения таблицы сложения и вычитания. Последующая работа со столбиками таблицы сложения и вычитания проводится аналогично.

Для закрепления изученного материала и контроля знаний, учитель использует перфокарты, на которых написаны примеры с пропущенными ответами. Аудиалам желательно продиктовать пример: учащиеся запишут только ответ; кинестетикам можно посоветовать переписать пример в тетрадь, а визуалы могут работать самостоятельно.

Формирование навыка чтения - очень важный этап в начальной школе, но не для каждого ученика он проходит легко. Некоторые учащиеся быстро осваивают навык чтения и, как правило, до поступления в школу читают бегло и правильно. Скорее всего, это визуалы, которые быстро запоминают начертание букв, а зачастую, слогов и слов. Аудиалу, прежде чем начинать обучение чтению, необходимо поработать над фонетической структурой слов, т. е. разбивать слово на звуки, затем с помощью звуков составлять модели слов. Обучение чтению желательно начинать с гласных, чтобы при произнесении любого слога дети прослеживали структуру этого слога, затем постепенно происходит знакомство с согласными буквами. Кинестетик при изучении букв должен выполнять какие-либо действия: с проволокой, с пластилином, рисовать, затем составлять из сделанных им букв слоги и слова.

Алгоритм действий, который учитель дает своим ученикам, быстро становится для них нормой в восприятии учебного материала, тем более, если педагог объясняет своим ученикам принцип выбранного задания, спрашивает их мнение, выясняет степень трудности, возникшую при выполнении того или иного задания. Наступает момент, когда дети выполняют все действия, руководствуясь своими внутренними потребностями, соответствующими их ведущей модальности, не опираясь на помощь учителя. Создаются предпосылки перехода к следующему этапу -формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую.

Цель этого этапа - развивать умения, пользуясь своим ведущим каналом восприятия, трансформировать поступающую информацию для перевода из одной модальности в другую. На этом этапе учитель формирует смешанные группы, т. е. в одной группе оказываются и визуалы, и аудиалы, и кинестетики. Технология работы с учебным материалом для каждой группы остается неизменной, но так как группы смешанные, то одной и той же группе предлагается несколько способов действий.

Таким образом, если группе дается алгоритм работы с текстом, рассчитанный на аудиалов, ясно, что дети с развитой аудиальной системой восприятия учебного материала без проблем и быстро выполнят заданное упражнение, так как способ действия им уже знаком. Их задача - помочь ученикам с другой модальностью, показать, как они справляются с тем или иным заданием. На данном этапе учащиеся, для которых предлагаемые учителем задания не являются трудными, выступают в роли экспертов, так как они способны не только хорошо переработать изучаемый материал, но и объяснить другим ученикам группы способы деятельности.

Хорошо, если перед началом работы над темой, учитель ставит цель перед каждой группой, показывая, что ученики должны усвоить по данной теме, чему научиться, какие приобрести навыки. Кроме развития умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую, на этом этапе развивается ответственность за обучение других, а также самоконтроль. Итоговое занятие по данной теме лучше всего проводить в виде игры, в которой каждому ученику группы выдается на карточке ряд вопросов по теме, а также несколько общих для каждой группы вопросов. Такой вид учебной деятельности необходимо проводить на протяжении длительного отрезка времени, пока учащиеся не научатся использовать новые возможности восприятия.

На 4-м этапе происходит развитие недостаточно развитых систем восприятия. Этот этап реализуется после того, как учащиеся научились переводить информацию из одной системы восприятия в другую и пользоваться различными способами действий. Учитель опять возвращается к тем группам, которые были первоначально - кинестетикам, визуалам и аудиалам, но действует - от противного. Кинестетиков просит слушать и проговаривать, визуалов - выполнять действия, ау-диалов - нарисовать, выделить, выразить образно. Например, при списывании текста аудиалы работают с фломастерами и цветными карандашами, визуалы - с проволокой и фишками, а кинестетики орфографически читают (проговаривают слово так, как оно написано).

Учитель предлагает учащимся самим выбрать алгоритм действий, не соответствующий их ведущему типу восприятия, и рассказать о своих впечатлениях при работе над тем или иным материалом. С помощью детских впечатлений можно сделать вывод, какие системы недостаточно развиты, но легко развиваются, а какие не развиты совсем или развиты слабо и им придется уделить больше внимания. В соответствии с этим создаются новые группы - учащихся со слабо развитыми системами восприятия учебного материала. На этом этапе ученики учатся управлять своими психофизиологическими процессами.

Начинается трудный этап - ученики не просто выполняют действия в соответствии с заданным алгоритмом, а ищут пути решения задач самостоятельно. Группа учеников с недостаточно развитой системой кинестетического восприятия пытается воспринимаемый материал перевести на язык жестов или действий, группа с недостаточно развитой визуальной системой пытается перевести материал на язык образов, а те, у которых недостаточно развита аудиальная система восприятия, пытаются больше говорить. В итоге у каждого ребенка в той или иной степени развиваются все три системы восприятия учебного материала, и каждой он становится способен полноценно пользоваться.

Для завершения обучения детей использованию особенностей своего восприятия, необходимо включить в процесс обучения следующий этап - самостоятельный выбор наиболее приемлемой формы восприятия для выполнения задания. Этот этап характеризуется формированием умения детей найти наиболее удобный для них и быстрый способ выполнения тех или иных заданий. На данном этапе требуется выполнять задания не подсознательно, опираясь на психологические особенности своего организма, а осмысленно.

Ни для кого не секрет, что школьная программа сложна и, вместе с тем, не гармонична: одни предметы насыщены логическими упражнениями, другие, наоборот, образностью и наглядностью. Объяснение учителя и выбор им методических пособий не всегда совпадает с особенностями восприятия ученика. Перед учащимися встает сложная задача - перестроить преподносимую информацию под свою ведущую модальность, переработать в приемлемую для себя форму и обратной связи продемонстрировать зла учителю.

Хорошо, если ученик владеет всеми тремя способами передачи информации, тогда он сумеет ее успешно усвоить и воспроизвести. Остальным детям также необходима быстрая обработка информации и закрепление ее в памяти. Если учащиеся прошли все этапы обучения учету особенностей восприятия, они могут легко найти способ деятельности при выполнении того или иного задания и сформировать правильный стиль учебной работы. Например, в математике многие задания рассчитаны на аналитическое мышление, что для визуалов и кинестетиков составляет определенные трудности. Для аудиалов сложным на уроках развития речь является сочинение, так как этот вид работы требует целостного восприятия мира, а зная способы деятельности визуалов, аудиал постарается организовать свою работу в соответствии с особенностями задания. (Составляя рассказ по частям, четко выделял этапы сочинения, аудиал составляет целостную картину написания, затем проговаривает задуманное произведение и пишет его).

Работая в условиях учета особенностей восприятия учеников в течение четырех лет, я поняла, что при данной организации учебного процесса учащиеся не только эффективно усваивают учебный материал, но и привыкают постоянно работать на уроке в течение длительного времени, не отвлекаясь, так как материал, предлагаемый учителем, им понятен, учащиеся чувствуют себя комфортно. Дети выступают полноценными участниками педагогического процесса. В содружестве учителя и ученика, в их совместной работе формируется стиль деятельности, общения, происходит раскрытие природных задатков детей, развитие их способностей.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Основными свойствами восприятия являются:

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность - относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия.

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, вы­сокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое,

музыкальное и т.д. Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Восприятие - процесс, остроту которого можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Восприятие - активный процесс, которым можно управлять. Управлять восприятием учи­тель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.

Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостно­стью восприятия. Целостность восприятия достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные сто­роны, свойства воспринимаемого предмета, и на их основе создастся целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того как воспри­ятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправ­ленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество - наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смот­реть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.

В своей работе учителю необходимо учитывать ряд факторов, позволя­ющих осуществлять управление процессом восприятия.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта (это явление называется апперцепцией). Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете.

3. целом, не выделяя в ней звучание каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.

5. Эмоции могут изменить содержание восприятия.

6. Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на вос­приятие.

А) Как осуществлялась подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала:

Была ли создана установка на активную работу на уроке? Как?

Осуществлялась ли опора на положительные мотивы учения? Какие приемы использовал учитель для активизации познавательного интереса?

Б) Какие методы учебной работы были использованы учителем (соотношение общего и конкретного, наглядного и абстрактного)?

Как было организовано наблюдение изучаемых предметов, явлений или языковых явлений и т.д.?

Каким образом осуществлялась практическая деятельность учащихся при восприятии и наблюдении фактов?

В) Какие приемы иллюстрации и демонстрации учебного материала использованы на уроке (изображения, символика, наглядность, чтение учебника, объяснение и т.д.):

2. Пути осмысления учащимися учебного материала:

Как был организованпереход от восприятия учебного материала к его осмыслению, пониманию?

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация)? Какие приемы и средства обучения использовал для этого учитель?

Как учатся школьники выделять в учебном материале главное, наиболее существенное, основные идеи, опорные слова, существенные признаки понятий? Обучаются ли школьники умению делать резюме, выводы, обобщения?

Как учитывались учителем этапы формирования умственных действий (по Гальперину)? Какими этапами самостоятельной умственной деятельности овладели учащиеся?

3. Приемы закрепления и запоминания учебного материала:

Каким образом учитель организовывал работу по закреплению учебного материала?

Какие методы и приемы были использованы?

Какие виды научения использовал учитель на уроке?

5. Применение знаний на практике:

Имело ли место применение знаний на практике? В чем это выражалось?

Какие приемы использовал учитель для этого (связь с жизнью, создание специальных ситуаций, задания практического содержания и т.п.)?

Приложение 12

Памятка по подготовке и проведению воспитательного мероприятия

Формы проведения внеклассных воспитательных мероприятий: эпизодические и систематические. К эпизодическим принято относить утренники, олимпиады, КВН, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии, тематические праздники и т.п. К систематическим – кружки по предметам, клубы по интересам.

Необходимо:

1. Совместно с учителем выбрать форму проведения внеклассного занятия и уточнить тему (какие разделы программы будут использоваться).



2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи мероприятия.

3. Познакомиться с методической и научно-популярной литературой, подумать какой материал, методы и приемы работы наиболее целесообразно использовать.

4. Подумать над логикой и содержанием подготовительной работы:

Что нужно приготовить к проведению занятия;

Как оформить помещение, в котором будет проходить мероприятие;

Какое оборудование потребуется;

Как заинтересовать и привлечь к добровольному участию всех учеников;

5. Составить подробный конспект мероприятия.

При составлении плана-конспекта воспитательного мероприятия следует придерживаться определенных требований к содержанию и оформлению.

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

По __________ (предмету) в __________классе _________средней школы № ________

Дата проведения__________

Форма проведения занятия______________

Тема______________________

Задачи: 1.образовательные __________________

2.воспитательные ___________________

3. развивающие_____________________

Оборудование и эскиз оформления места проведения, схема расположения. Подготовка к занятию: сроки, содержание и формы работы, ответственные.

Структура и содержание занятия (по минутам).

Общие выводы.

Список использованной литературы.

Приложение 13

Памятка по организации и проведению воспитательного мероприятия.

Студенту-практиканту следует помнить, что любое воспитательное мероприятие содержит три основных этапа: подготовку, проведение, подведение итогов.

Подготовительный период

Успех мероприятия во многом зависит от качественно проведенной подготовки. Мероприятие начинается с момента его подготовки, т.к. предварительная работа со школьниками часто является наиболее значимой в воспитательном и образовательном смысле.



Суть подготовительного периода заключается, прежде всего, в эмоциональном настрое коллектива.

Все дети должны захотеть участвовать в деле.

Для этого по возможности каждому школьнику необходимо определить поручение, дать задание, определить роль.

Важное место в подготовительном периоде занимает подбор материалов, литературы, подготовка средств, рисунков, плакатов и многого другого.

Даже там, где для подбора материала длительного времени не требуется (посещение выставки, театра, организация экскурсии) педагогу необходимо заранее познакомиться с рецензиями на спектакль, выставку, поговорить с экскурсоводом, подготовить учащихся к восприятию, напомнить о культуре поведения в общественных местах.

Необходимо установить сроки, время проведения мероприятия и строго следовать им, исключая переносы.

2. Проведение мероприятия складывается из следующих составляющих:

1. Оргмомент.

2. Психологический настрой.

4. Финальный момент.

5. Домашнее задание.

3. Подведение итогов сводится к анализу деятельности коллектива, оценка действий всех участников, благодарностям и награждению лучших.

Приложение 14