Семеновские деревни в монголии. "русский мир" в монголии. Постоянно проживающие в Монголии российские граждане внесли большой вклад в ее развитие

Монголия раскинулась на огромных просторах Азии, её площадь составляет 1,5 миллиона квадратных километров. Страна не имеет выхода к морю и расположена почти в центре континента. На севере она граничит с Россией, на юге - с Китаем. Соседство с этими двумя странами во многом определяет судьбу и динамику развития. Многие, не углубляясь в изучение сегодняшней Монголии, почему-то считают её отсталой и дикой страной. И часто ошибаются. Жизнь в столице сейчас вполне соответствует стандартам двадцать первого века.

Как живут обычные люди в Монголии

На развитие монгольского народа оказала сильное влияние близость двух соседей. История Монголии неразрывно связана с Россией и Китаем. К примеру, сегодня каждый четвёртый дипломированный специалист в этой стране учился в Российской Федерации или ещё в Советском Союзе. Монгольская Народная Республика хронологически стала вторым в мире социалистическим государством, на её территории в своё время располагались значительные силы Советской Армии. В то же время страна имеет тесную связь с Китаем, их объединяют общая история, культура и религия.

Уровень жизни

Уровень жизни в Монголии нельзя назвать высоким, государство расположилось на 92 строчке мирового рейтинга стран по уровню жизни по итогам 2018 года . Для сравнения: Россия заняла 49-е место, Украина оказалась на 88-м месте.

Экономика страны развивается стабильно, она показывает ежегодные темпы роста в 4–6% уже несколько лет подряд. ВВП на душу населения составляет около 11 700 долларов. Сильное влияние на экономику в последнее десятилетие оказывает соседний Китай.

Средняя зарплата в стране не приближается к средней по России. Сегодня в Улан-Баторе доход в 500 долларов стал уже привычным. Наиболее востребованными специалистами в Монголии сегодня продолжают оставаться врачи и инженеры.

Пенсия в стране не очень большая и составляет в среднем около ста тысяч тугриков (1 доллар равен 2,490 тугриков). Мужчины выходят на пенсию в Монголии в 60 лет, женщины - на пять лет раньше. Но пенсионное обеспечение в стране получают далеко не все. Значительная часть населения ведёт кочевой образ жизни, и поэтому, как правило, не имеет официального места работы и трудового стажа, а подчас даже паспортов.

Особенности менталитета и уклад жизни

Монголы улыбчивы и дружелюбны, ритм их жизни размерен и спокоен. В степной Монголии уклад сохраняется почти без изменений в течение многих столетий. В Улан-Баторе опытные туристы советуют быть очень внимательным на улицах, поскольку в городе много карманных воров. В столице нет проблем ни с интернетом, ни с общественным транспортом, ни со связью. Крупные монгольские города также не остались вдали от цивилизации.

Основной религией монголов много столетий назад стал буддизм, который и сегодня определяет черты монгольского характера: терпимость, дружелюбие, отсутствие внутренней агрессии. Сегодняшние монголы уже не похожи на воинственных ордынцев Чингизхана.

Монголы привыкли вести кочевую жизнь, юрта по-прежнему служит некоторым из них жилищем. Тысячи лет монгольские кочевники переносили с места на место свои дома, остатки которых можно сегодня раскопать на территории европейской России и современной Украины. Золотая Орда была величайшей империей мира по площади. В Монголии до сих пор развит культ Чингизхана, великого завоевателя и основателя этой империи. А его дальние потомки, которые сегодня живут в Монголии, стали привилегированной кастой в обществе страны.

Образование в Монголии до сих пор оставляет желать лучшего. Кроме системы среднего образования, которое здесь бесплатно, при буддистских монастырях действуют религиозные школы. Обучение в них приравнивается к среднему. В Улан-Баторе работает университет и ещё несколько высших учебных заведений, которые готовят профильных специалистов в различных областях экономики страны. Сразу хочется отметить, что дипломы монгольских вузов не будут так котироваться во многих странах мира, как европейские.

Уважение среди монгольского народа к власти огромно. Здесь исторически развито чинопочитание. Для простых людей представитель власти - безусловный авторитет. Немаловажным фактором служит политическая стабильность страны, преемственность её руководства и прогнозируемые действия правительства.

Миграция

Внутри страны скотоводческие племена ведут традиционный кочевой образ жизни. Государству сложно поставить таких людей на учёт и даже контролировать передвижение. Зато этот образ жизни стал предметом исследование этнографов.

На 2018 год около 130 тысяч граждан Монголии работает и учится за границей. Преимущественно они едут в азиатские государства и США. Эмиграция из страны больше, чем количество приезжающих сюда жить.

Монгольский климат

Климат страны резко континентальный, с очень холодной зимой и жарким летом. Значительную часть территории занимает пустыня Гоби.

Видео: Монголия глазами россиян

Статистические данные

Численность населения

Численность населения Монголии - немногим более 2,9 млн человек, 94% из которых являются коренными монголами (согласно переписи 2012 года). Столица страны - город Улан-Батор. Он представляет собой вполне современный город-миллионник, а его население, по состоянию на 2018 год, составляет 1 318 100 жителей. В городах проживает 57%.

Около 95% населения - этнические монголы. Но здесь живут и представители других национальностей: казахи, калмыки, буряты, китайцы, русские.

Средняя продолжительность жизни

По средней продолжительности жизни страна занимает 125-е место в мире (мужчины - 65 лет, женщины - 73 года), а по плотности населения - последнее, 193-е. В стране проживает только два человека на один квадратный километр (для сравнения - на Украине этот показатель составил 76 человек).

Как уехать жить в Монголию из России и других стран СНГ

Для естественной натурализации в Монголии необходимо прожить на территории страны не менее пяти лет. Россиянам можно въехать без визы и находиться в Монголии не более месяца. Гражданам других стран СНГ придётся оформлять монгольскую визу. Они бывают нескольких категорий, в зависимости от цели визита.

Как получить вид на жительство

Если иностранный гражданин отвечает нормам монгольского иммиграционного законодательства, то он имеет право на получение разрешения на проживание в течение длительного срока - ВНЖ. Вид на жительство даёт возможность иностранному гражданину легально находиться в стране на протяжении периода действия разрешения и не заниматься дополнительным оформлением виз. Кроме того, он обладает всеми правами жителя Монголии, за исключением избирательного.

Основанием для получения ВНЖ могут стать:

  • трудоустройство на территории страны;
  • приглашение близких родственников;
  • обучение;
  • программа защиты беженцев;
  • участие в международных гуманитарных миссиях в качестве волонтёра;
  • покупка недвижимости на территории страны.

Для каждой из этих причин потребуется предоставить подтверждающие документы, переведённые на английский или монгольский и нотариально заверенные.

Для официального трудоустройства потребуется приглашение от работодателя, заверенное в государственной Службе труда, в котором чётко оговорены все условия работы: длительность действия договора, должность и обязанности иностранного сотрудника, его график работы и оклад. При иммиграции по программе воссоединения семьи потребуется соответствующее приглашение от родственников в Монголии, которые являются её гражданами или постоянно легально проживают на монгольской территории. Также необходимо документальное подтверждение родственных связей.

ВНЖ выдаётся сроком на год, его стоимость составляет около ста двадцати долларов. Обращаться за получением вида на жительство следует в миграционное управление страны, главный офис которого находится в столице, а несколько представительств работает в больших городах. Продление возможно через год. Оно обойдётся вдвое дешевле.

Иммиграция на ПМЖ

Через три года нахождения в статусе ВНЖ подаётся прошение на ПМЖ. Для его получения необходимо показать знание монгольского языка на разговорном уровне, основ законодательства и традиций этой страны. Важным фактором для принятия положительного решения станет отсутствие проблем с законом Монголии. Также потребуется предоставить документальное подтверждение права собственности на монгольскую недвижимость или договор долгосрочной аренды жилья. Монгольские власти также попросят предоставить данные об источнике дохода и его размерах, которые должны быть в десять раз выше минимальной заработной платы в стране.

Получение гражданства

После пяти лет проживания в статусах ВНЖ и ПМЖ можно приступать к процессу оформления монгольского гражданства. Монголия не допускает наличия двойного гражданства, поэтому со старым паспортом придётся распрощаться.

Инвесторы имеют преимущество. Сегодня иностранец, который вложил не менее двух миллионов долларов в экономику страны, автоматически получает право на гражданство. К тому же монгольские власти не особо интересуются источником происхождения капиталов, поэтому подобная процедура становится привлекательной для определённых бизнес-кругов постсоветских государств. Инвесторы из экономически развитых стран рассматривают Монголию в качестве чистого листа бумаги, где можно будет написать историю успешного бизнеса.

Как живут русские в Монголии

В сегодняшней Монголии проживает около четырёх тысяч граждан России. Ещё в 1990 году на территории страны их было около 110 тысяч (по данным РЦНК). После отказа Монголии от коммунистического пути развития произошла массовая репатриация русского населения.

Никто точно не может подсчитать, сколько этнических русских в этой стране. Многие приняли монгольское гражданство, много детей от совместных браков. За сотни лет соседства Монголия пережила несколько периодов активной иммиграции из России, в частности после Гражданской войны.

Русские, которые длительное время проживают в Монголии, положительно отзываются об этой азиатской стране. На её земле существует русская диаспора, небольшая по количеству, но крепкая духом. Связавшись с соотечественниками, можно получить от них необходимую поддержку и консультации. Некоторые этнические русские занимают высокие государственные посты. Также в Монголии много выходцев из Казахстана и небольшое количество этнических украинцев, приехавших в эту страну ещё в советское время.

РОССИЯ - МОНГОЛИЯ

Постоянно проживающие в Монголии российские граждане
внесли большой вклад в ее развитие

Усова Наталья Борисовна
Член руководящего совета Ассоциации российских
соотечественников, проживающих в Улан-Баторе,
Заслуженный работник образования Монголии
.

Об истории русской диаспоры в Монголии до революции 1921 года написано множество статей и книг, но о ее жизни после революции, особенно в «советский период», почти ничего неизвестно. Этот период в истории диаспоры мало изучен.

В истории русской колонии в Монголии можно наблюдать 3 волны эмиграции:
1. С 1880 до 1928 годы (до закрытия границы);
2. Советские переселенцы, бежавшие от голода из СССР;
3. Совместные браки, приезжие.

Учитывая, что русская колония до 1921 года была собранием разного рода люда, в основном состоящая из торговцев и коммерсантов, то можно предположить, что после победы Народной революции в Монголии большинство русских купцов и коммерсантов покинули страну. В истории колонии известен факт, когда Красная армия входила в Ургу, то в это время на восток, через город Уляастай в Китай, ушёл большой обоз с русским людом. А в 1928 году из Монголии уехал последний крупный русский коммерсант, директор «Монголбанка» Першин Д.П.

Русские, постоянно проживающие в Монголии, после революции были в основном выходцами из забайкальских крестьян. Они пахали землю, пасли скот в деревнях, расположенных вдоль приграничных рек Никой, Кудара, Селенга. Это были деревни Жаргалантуй, Карнаковка, Булуктай, Хон-дон, Ебицык и другие. В то время не была чётко проведена демаркационная линия границы, поэтому простые люди не понимали, где Россия, где Монголия, а также лояльное отношение к русским монгольских властей - всё это дало возможность косить сено и пасти скот на плодородной монгольской земле. Позже стали строить заимки, а со временем и добротные дома, что позволило переселяться в Монголию семьями. Многие семьи разделились. Кто-то остался жить в России, а кто-то в Монголии. Так на территории Монголии появились русские поселения и деревни.

До сегодняшних дней в этих местах сохранились заброшенные могилы и заросшие бурьяном места, где стояли дома русских поселенцев.

Всех переселенцев также можно разделить на 3 категории:
1. Столыпинские переселенцы. Они переселились из России в Сибирь на бесплатно раздаваемые земли по указу Столыпина. В основном эти переселенцы жили в деревне Карнаковка.
2. Семейские переселенцы. Староверы, жившие в деревне Хондон.
3. Переселенцы из забайкальского казачества, селившиеся по всей Монголии.

Переселившись на постоянное жительство в Монголию, крестьяне продолжали заниматься сельским хозяйством, но среди них также были кузнецы, плотники, печники и строители. Появились первые школы, магазины, пекарни. Учителей в эти деревни по Указу Сталина присылали из Советского Союза. В стране развивалось автотранспортное хозяйство и русские одними из первых осваивали рабочие специальности водителей, механиков, слесарей.

Второй волной русской эмиграции в Монголию в 30-ые годы были советские переселенцы, бежавшие от голода из СССР в поисках лучшей доли и благосостояния. Большой приток таких людей был на шахту Налайха и в город Улан-Батор. Из Советского Союза приезжали бригады для строительства мостов, для перевозки грузов, для промартелей, была большая группа перегонщиков скота в Союз. Многие, приехав в Монголию, оседали в этой стране.

Третьей волной эмиграции были и есть советские и российские граждане, состоящие в совместных браках, а также приезжие, получившие вид на жительство в Монголии.

Из первой и второй волн эмиграции в основном и сформирована современная диаспора в Монголии, взамен почти исчезнувшей старой общины выходцев из Российской империи.

До 40-х годов численность русскоязычного населения, в том числе и бурят, составляла несколько десятков тысяч, к сожалению, точных данных по этому показателю нет. Современная диаспора насчитывает немногим более 1000 человек.

С 1921 по 1990-ые годы Монголия была социалистическим государством. Большую роль в развитии государства и ее экономики вместе с монгольскими гражданами и специалистами из СССР играли и постоянно проживающие в Монголии советские граждане. Об этом малоизвестно, и современная молодёжь почти не знает истории своей диаспоры.

В 1921 году русское население пришло на помощь монгольской революции, многие участвовали в партизанском движении в отрядах Сухэ-Батора. Например, Иоким Смолин был командиром партизанского отряда. Вдовина Анастасия Ивановна часто ходила в разведку, партизанила в отрядах Горбушина, памятник которому стоит в посёлке Булуктай. Она награждена почётным знаком «Партизан».

Русские, постоянно проживающие в Монголии, участвовали почти во всех войнах, которые вела Россия в прошлом веке:

1. Поход Великих держав в Китай на подавление «боксёрского» восстания (1900 год);
2. Русско-японская война (1904-1905г.);
3. Первая мировая война (1914-1918г.);
4. Гражданская война (1918-1924г.);
5. Советско-финская война (1939-1940г.);
6. Война с Японией на Халхин-Голе (1939г.) (до 1939 года мужчины из Монголии призывались на действительную военную службу)
7. Великая Отечественная война (1941-1945 г.);
8. В афганской и чеченской войнах принимали участие потомки постоянно проживающих.

Русские воевали храбро и достойно. Наш соотечественник Мартын Лаврентьевич Чураков за сопровождение военных грузов на Халхин-Гол и на фронты Великой отечественной войны получил орден «Полярная звезда» и орден «Боевого Красного знамени».
В годы Великой Отечественной войны из Монголии на фронт ушло 5000 человек, а возвратилось лишь 2000 фронтовиков. Многие из них были награждены боевыми наградами. А те, кто остался в Монголии, в том числе, жёны, дети, матери, в течение всей войны собирали ценности, деньги, сдавали скот, вязали тёплые вещи для отправки на фронт. На средства и пожертвования, собранные русским народом, в Монголии был построен танк «Русский колхозник», который воевал в 1-ой гвардейской танковой армии М. Катукова. До 90-х годов фронтовиков из Монголии не признавали ветеранами ВОВ, не ценили их заслуги перед Россией. А ведь вся история и все события в Советском Союзе всегда непосредственно затрагивали и жизнь русской общины в Монголии. Не обошли её и репрессии 30-х годов. Людей забирали, как из Улан-Батора, так и с деревень, с шахт Налайха. Почти

никто из них не возвращался. Люди исчезали бесследно. В это же время русских начали выселять из Монголии.

По окончании ВОВ, оставшиеся в живых фронтовики вернулись в Монголию, некоторые остались служить в Советской армии. Жизнь постепенно входила в обычное русло. Из деревень детей отправляли учиться в 7-летние школы городов Алтан-Булак и Сухэ-Батор. Молодежь для продолжения учёбы в средних школах, в техникумах, в училищах переезжала в столицу. Многие поступали в МонГУ и в Монгольский педагогический институт. Заметно повысился образовательный уровень наших соотечественников. В 70-80 годы прошлого века советских граждан, постоянно проживающих в Монголии и имеющих среднетехническое и высшее образование, было больше 60%.

Получив хорошее образование, русские люди работали во многих отраслях народного хозяйства Монголии, в школах и вузах, в больницах, на предприятиях и электростанциях. Появились зоотехники, ветврачи, экономисты, геологи, строители и т.д. На различных автобазах работало много водителей из числа русской молодёжи.

Особое внимание хочется уделить Улан-Баторской железной дороге. До смерти Сталина строительство и обслуживание железной дороги осуществлялось за счёт рабочих 505-ого строительного отряда. После 1953 года Монгольская железная дорога осталась без обслуживающего персонала. Монгольских рабочих и их знаний не хватало для поддержания дороги в рабочем состоянии. В эти годы администрация железной дороги заключала договоры о найме на работу с русскоязычным населением, проживающим в русских деревнях Селенгинского аймака. Она оказывала помощь в бесплатной перевозке их домов и хозяйства до железнодорожных станций Сухэ-Батор, Дархан, Дзун-хара, Мандал. Наибольшее количество людей переселилось на станцию Дзун-Хара. Даже улицы неофициально назывались по названиям деревень - Хондонская, Бельчирская.

В Улан-Баторе открылся Железнодорожный техникум, где работали преподаватели из Советского Союза. Получив специальность, русские работали составителями поездов, дежурными по станциям, вагонными мастерами, машинистами, слесарями, экономистами. Советские граждане, постоянно проживающие в Монголии, внесли большой вклад в развитие УБЖД.
Люди все свои силы и знания отдавали работе. Работали и работают в различных отраслях экономики, образования, медицины, строительства и др. Монгольский народ и монгольское правительство уважали и уважают советских и российских граждан за их честность, трудолюбие, добросовестность. Среднее и старшее поколения получали бесплатное высшее образование, бесплатно получали жилплощадь, многие российские граждане награждены за достойный труд правительственными наградами Монголии.

Здесь хотелось бы назвать фамилии людей, которые удостоены монгольскими правительственными орденами. Их 12 человек.

  1. Кожин Михаил Иванович за работу комбайнером в госхозе «Жаргалант» награждён в 1956 г. орденом «Полярная звезда», в 1960 году орденом «Трудового Красного Знамени». В 1961 году он стал кавалером ордена Сухэ-Батора.
  2. Попов Георгий Сергеевич работал в строительном управлении инженером-экономистом, затем в Центральном управлении строительства, в Госплане МНР и в Комитете народного контроля при Совмине. За свою трудовую деятельность награждён в 1956 году первым орденом «Полярная Звезда, в 1979 году вторым орденом «Полярная звезда». Также награждён различными медалями.
  3. Усов Виктор Прокопьевич работал инженером по снабжению в Министерстве внешней торговли. В 1974 году награждён орденом «Полярной звезды», также имеет различные медали.
  4. Усова Любовь Даниловна 37 лет проработала бухгалтером по иностранным расчётам в Министерстве внешней торговли. В 1974 году получила орден «Полярная звезда», имеет различные медали и награды.
  5. Брилёв Николай Александрович в 1948 году работал водителем в составе второй монгольской палеонтологической экспедиции под руководством известного писателя Ивана Ефремова. С 1950 года по 1991 годы работал водителем грузового транспорта на автобазе УБЖД. Непрерывный стаж на железной дороге - 41 год. В 1985 году получил орден «Полярная звезда».
  6. Маслов Валерий Иванович работает в республиканской клинической больнице заведующим эндоскопического отделения, магистр медицины, профессор, стаж работы - 30 лет. Имеет различные награды и медали, награждён орденом «Полярная звезда».
  7. Былиновский Леонид Александрович работал водителем, трактористом, комбайнером. В 1975 награждён первым орденом «Полярная звезда», в 1986 году вторым орденом «Полярная звезда», также имеет другие награды и медали.
  8. Былиновский Юрий Александрович работал водителем, трактористом, комбайнером. В 1960 году награждён орденом Трудового Красного знамени.
  9. Дунаев Владимир Александрович работал в МонГУ инженером. Дважды кавалер ордена «Полярная звезда».
  10. Рудов Алексей Александрович . Работал водителем. Кавалер орденов «Полярная звезда», Трудового Красного знамени.
  11. Лощенков Анатолий Васильевич работал в МонГУ преподавателем, доцент математических наук. В 2001 году награждён орденом «Полярная звезда».
  12. Сайж-Чойдон Сэсэгма Чагдуровна - передовой работник культуры, награждена орденом «Полярная звезда» в 2007 году.

В 1990 году в Монголии началась новая демократическая эпоха. Временное охлаждение российско-монгольских отношений в начале 90-х годов оказало негативное влияние на российскую диаспору в Монголии. Закрывались и реорганизовывались совместные и российские организации, многие россияне, постоянно живущие в Монголии, остались без работы. Кто-то уехал из страны, кто-то остался.

В начале XXI века положение российской диаспоры нельзя назвать «идеальным». Проблемы с трудоустройством, жилищные проблемы - всё это накладывает свой отпечаток на жизнь россиян в Монголии. С началом демократических перемен и русский язык, к сожалению, ощутимо сдал свои позиции. И всё-таки, несмотря на все трудности современной жизни, россияне, постоянно проживающие в Монголии, продолжают честно трудиться и вносить свой вклад в процветание Монголии.

ЛИТЕРАТУРА
  • Опубликовано в книге "Русские в Монголии". Монголия. Улан-Батор. 2009 год. 208 стр. с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. Сканирование и правка Е.Кулаков.

РУССКИЙ СЛЕД В МОНГОЛИИ

Публикации, статьи, аналитика, документы

Приближение границ России к владениям независимых монгольских ханов началось в ХVII в., когда отряды русских землепроходцев продвинулись далеко на восток в Сибирь и, частности, в Прибайкалье. У монголов русские узнавали о Китае и о путях в эту страну; через земли монголов туда ездили; с монголами торговали, обменивались посольствами. Граница между Россией и Монголией была в то время условной, часто менялась, поэтому перемещение населения в ту и другую сторону было практически свободным.

Однако постепенно в отношения между русскими и монголами начинает вмешиваться маньчжурский фактор. Обострение отношений Китая и России в Приамурье осложнило и контакты последней с монгольскими ханами, т. к. маньчжурские правители всячески препятствовали их развитию. В конце ХVII в. Пекину удалось спровоцировать несколько нападений монголов на русские остроги в Прибайкалье. После включения Халхи в состав Цинской империи в 1691 г. ситуация еще более осложнилась. Маньчжурские власти боялись всего: восстания китайцев, возрождения былой военной мощи монголов, усиления среди них влияния России. Поэтому их политика была направлена на предотвращение подобных неприятностей. В 1720 г. они выслали из Урги всех российских купцов, закрыли доступ российским караванам в Пекин и издали указ, обеспечивший постоянный надзор за русско-монгольскими связями. Вплоть до 1917 г. маньчжурский фактор оказывал существенное влияние на взаимоотношения между русскими и монголами.

После захвата Халхи цинские власти стали настоятельно требовать демаркации границы с Россией, что и произошло в 1727 г. в результате подписания Кяхтинского договора. В это время, через внутренние районы Монголии проезжали русские послы, курьеры, члены Российской духовной миссии, купцы, которые на свой страх и риск торговали в Урге и других местах страны, путешествовали и буряты, ходившие на богомолье. Однако русских поселений в Монголии в тот период еще не было.

Ситуация начала меняться после подписания Россией и Китаем Пекинского договора (1860 г.) и "Правил сухопутной торговли" (1862 г.,) которые разрешили торговлю русских купцов в Монголии, создание консульства в Урге и т. д. По рекам Онону и Аргуни, через Кяхту и западной участок границы в Монголию потянулись купцы, казаки, мещане, крестьяне кто по делам, а кто просто из любопытства. К 1865 г. там побывало уже 3977 человек, и некоторые остались на постоянное жительство. Они и положили начало формированию русской колонии в Монголии.

Казаки, или те, кто себя к ним причисляет, становятся ощутимой политической силой и охранителями консервативных ценностей. Сегодня они выступают на этнографических фестивалях, патрулируют улицы, громят выставки современного искусства, охаживают нагайками политических панков. Отношение к казачеству в российском обществе весьма противоречиво и скептично. Их называют ряженными, отказывая в аутентичности. «Истинное» казачество в стиле «Тихого Дона», по мнению многих, осталось где-то в далеком прошлом. Но что мы знаем о казаках и их политических взглядах? Как и многие исторические персонажи, казаки мифологизированы. Одним из самых ярких казачьих образов связан с личностью Григория Семенова. В современной прессе он предстает настоящим носителем казачьей идеи, бесстрашным борцом за Российскую империю, жертвой большевистского режима. Для российских азиатов атаман Семенов – почти бурят-монгол, «с внешностью типичного забайкальского гурана», друг «живого Будды монголов» Богдо-гэгэна Джебзун-хутухты, борец за создание единого монгольского государства, так сказать, «атаман панмонголистов». Так кем же был на самом деле Семёнов – панмонголистом или русским монархистом-белогвардейцем?

Казак по рождению

Глава «государственной власти Российской Восточной окраины», включавшей территорию от Байкала до Тихого океана, генерал-лейтенант, атаман Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск Григорий Михайлович Семенов родился 13 (25) сентября 1890 г. в разъезде Куранжа Дурулгиевской станицы (ныне Ононский район) Забайкальской области в семье небогатого потомственного казака Михаила Петровича (умер в 1911 г.) и Евдокии Марковны из старообрядцев. Его бабушка по матери (по другим данным, по отцу) была буряткой. Так или иначе, «гуранское происхождение» будущего атамана не подвергается сомнению историками. Этот фактор, а также соседство с бурятами и монголами обусловили прекрасное владение Семёновым бурятским и монгольским языками, которые, как он сам писал, «знал с детства». Русскую письменную грамоту, то есть начальное образование по меркам того времени, он получил, окончив двухклассное училище в соседнем селе Могойтуй (ныне это райцентр в Агинском Бурятском округе).

Военный по призванию

В 1908 г. молодой Семенов поступил в Оренбургское казачье юнкерское училище, которое окончил в 1911 г. По одним сведениям, это училище он закончил с отличием, по другим – очень плохо. Так, в своей характеристике Семёнова барон Врангель, командир его полка, писал, что он «кончил училище с трудом», что ему всегда не хватало образования, отмечал его узкий кругозор, склонность к интригам, неразборчивость в средствах достижения цели. Тем не менее, можно предположить, что Семёнов, выросший в казачьей семье, в казачьей станице, был военным по призванию. Тот же Врангель, аристократ, человек «белой кости», продолжал с неудовольствием, что Семёнов при этом отличный строевик, бойкий, храбрый, особенно на глазах начальства, умеет быть весьма популярным среди казаков и офицеров, умеет организовать… Последнее качество для офицера в то сложное время было, наверное, более важным, что Семёнов и продемонстрировал своей весьма успешной военной карьерой. Так, на фронтах Первой мировой Семёнов действительно показал себя инициативным и смелым офицером, за что был награжден Орденом святого Георгия за то, что отбил у немцев знамя своего полка под Варшавой, а также Георгиевским оружием за прорыв первым в занятый немцами город Млаву. Правда, военные историки неоднократно отмечали, что некоторые успехи собственно семеновских формирований в Забайкалье были лишь до той поры, пока красным противостояли японские регулярные соединения, а с их уходом, по соглашению сторон, семеновцы продержались лишь два месяца и были затем отброшены за кордон.

Владивосток. Атаман Семёнов (крайний слева в кресле). Американские солдаты с русскими офицерами - командирами войск Российской Восточной Окраины. Рядом с Семёновым генерал-майор Уильям Сидни Грейвс, командующий 8-й пехотной дивизией, которая была основой американских Экспедиционных сил в Сибири.

Монархист по убеждению

Весной 1917 г. командир полка Семёнов, видя падение дисциплины, разложение русской армии, обращается в военному министру Временного правительства Керенскому с предложением организовать призыв в армию «туземцев Восточной Сибири», сформировать полк из бурят и монголов, рекомендуя себя знатоком этих народов и их воинских качеств. Необходимость азиатских частей он обосновывал и тем, что только так можно «пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело». Будучи в столице, он предлагает своему командиру организовать арест Ленина и большевиков, которых необходимо затем незамедлительно расстрелять. Он видел в большевиках главное зло, которое разлагало и армию и страну. Эта ненависть к большевикам и будет в дальнейшем его внутренним двигателем, диктовавшим все его военные и политические акции, вплоть до самой смерти-казни в 1946 г. Он не был монархистом, точнее, он отказался от монархических идей уже в период 1918-1919 гг., когда воочию убедился в полном провале и забвении их у всех российских новоявленных «правителей». Идея царизма в условиях борьбы большевиков с сонмом белых, анархистов, кадетов и прочих внутренних оппозиций и иностранных интервентов с каждым днём сходила на нет. Само время выветрило монархические идеи из голов даже самых ярых противников большевизма.

Атаман панмонголистов

Именно потому, что Семёнов так и не поверил ни одному лидеру Белого движения, он, забайкалец-гуран, обратил свои взоры к бурятам и монголам, к их вековой мечте – к панмонголизму, воссозданию единой Монголии. Это была не игра в этнодемократию, не тайный замысел использования инородцев в своих «белогвардейских» целях борьбы с большевиками. Интересно, что Семёнов, как и барон Унгерн, одновременно с ним, но вполне самостоятельно, пришел к идее создания кавалерийских частей из монголов и бурят, воинские качества которых они оба хорошо знали и весьма высоко ценили. Идея создания монголо-бурятских полков и дивизий – их общее детище – была вполне осмысленным и первым шагом этих харизматичных офицеров на пути к образованию единого панмонгольского государства – Великой Монголии. Ни один из вождей Белого движения даже близко не подходил к идее панмонголизма, которая однозначно ассоциировалась у них лишь с «дикостью», «азиатчиной», «игом» и т.д. Но Унгерн и Семёнов так не считали. Они не были узколобыми русскими националистами, как все белогвардейские лидеры и вообще белые; наоборот, они восхищались империей Чингисхана, её чётким институциональным устройством, твёрдым порядком и законностью, её веротерпимостью и культурным разнообразием. Вместе с лидерами национальных движений бурят, монголов, баргутов они на деле пытались осуществить общемонгольскую мечту о воссоединении в едином государстве. Искажением истории являются попытки современных казаков и прочих имперцев изобразить атамана и барона русскими националистами. Формально они были, скорее, сепаратистами, увлекшимися идеей панмонголизма, который, по мнению крупнейшего монголоведа мира из США проф. Роберта Рупена, был самой мощной и влиятельной идеей ХХ века в Центральной Азии.

Кровавый тиран

Уже в первой половине декабря 1917 г. Семёнов со своим Бурято-Монгольским казачьим отрядом, получая жалованье от большевиков, расправляется с их лидерами в Забайкалье. Показателен метод Семёнова: расстреляв большевика Аркуса, Семенов приказал вспороть ему живот, облить бензином и сжечь. Атаман везде «лютовал», создавая самые изощренные застенки и изобретая страшные пытки. В Троицкосавске в городской тюрьме было зарублено около 1600 «неблагонадежных». Шашками были в куски изрублены находившиеся в тюремном лазарете больные и раненные красноармейцы и сочувствующие.

На станции Андрияновка были расстреляны 3000 пленных красноармейцев, казаков, отказавшихся вступить в семёновские отряды. Особо отличались семёновцы отрядов генералов Тирбаха и Унгерна, а также карательные отряды Чистохина и Филыпина. Семёнов об этом писал: «В условиях гражданской войны всякая мягкотелость и гуманность должны быть отброшены». Эта бесчеловечная жестокость вызвала всеобщий протест в крае, рост партизанского движения и закономерное изгнание бандитов Семёнова.

Закономерный финал

Осенью 1920 г., потерпев жестокое поражение от красных из армии ДВР, Семенов, бросив остатки своей армии, бежал из Читы на аэроплане. Из Маньчжурии он неоднократно пытался затем собрать какие-то силы, но казаки ему уже не верили как беглецу. В Японии он пытался вытребовать золото Колчака, а в 1932 году даже предпринимал попытки вернуться в политику. В августе 1945 г., потеряв всякую надежду на «возвращение в строй, сдался советским войскам и через год был казнён через повешение.

Сбылись пророчества его друга Богдо-гэгэна, якобы сказанные тогда ещё хорунжему в 1913 г.: «Ты, Гриша, не умрёшь обычной смертью. Тебя минует пуля, не коснется сабля, стрела и копье пролетят мимо. Ты сам позовёшь себе смерть». Так и получилось: он не имел ни одного ранения за всю боевую жизнь, но он сам вышел навстречу убийцам. В своих мемуарах, написанных в 1936 г., он гордится лишь одним моментом своей жизни: тем, что «20 лет от роду мне пришлось встать на путь политической деятельности, вмешавшись в создание истории страны великого Чингисхана…». Как и барон Унгерн, атаман Семёнов всю жизнь искал себя, пожелав устроить порядок силой оружия, убийствами и страхом.

«Мой муж-монгол говорит по-русски лучше меня...»

Елена Казанцева впервые представляет Монголию в нашем проекте "Окно в Россию". Как там появлялись наши соотечественники, как относятся в Монголии к русским и чем Елена кормит своего мужа – «русского монгола»?

Елена Казанцева, врач-психиатр, родилась в Монголии

- Елена, расскажите, когда и почему Вы оказались в Монголии?

А я не оказалась – я родилась здесь. Мои предки - бабушки и дедушки в 37-м году после всех перетрясок в России отправились сюда и обосновались здесь, в Монголии. Здесь родились мои родители. И я уже третье поколение, а мой сын - четвертое. И таких семей здесь много.

О родственниках по линии моего деда - маминого отца, я еще кое-что знаю, а вот о родственниках отца мы почти ничего не знаем: они рано ушли из жизни, и как-то потерялся этот след. Но знаю, что моя бабушка со стороны мамы вместе с дедушкой бежали из России, потому что у них была большая и крепкая, как раньше говорили, кулацкая семья, и их раскулачили. У них было восемь детей, спаслось только трое. Двое осели в Сибири, а одна - моя бабушка - попала в Монголию. И она уже здесь родила своих детей и осталась жить здесь.

- Интересно, какая жизнь была у Ваших родителей? Как они нашли друг друга в Монголии?

Здесь, в Монголии, в истории всей русской колонии было три волны эмиграции. Первая - до закрытия демаркационной линии, то есть до 1928-го года. Потом были переселенцы, которые бежали из СССР, - кто от голода, кто от репрессий. И третья волна - это уже совместные браки, когда российские женщины или российские мужчины выходили замуж или женились на монголах. Та диаспора, которая приехала сюда после 28-го года была наиболее многочисленной. Они занимались здесь, в основном, сельским хозяйством, пасли скот, пахали землю. Кто-то потом пошел в комбайнеры, в трактористы. Одним словом, они помогали развивать сельское хозяйство Монголии.

В Монголии, в принципе, никогда русских не притесняли. Это сейчас у нас немножко проамериканский, скажем так, президент. Но и он старается делать вид, что лояльно относится к России.

Мне сейчас 46. Закончила медицинский институт и работаю в Центре психического здоровья в Национальном центре Монголии.

- Значит, Ваша жизнь сложилась так, что в России Вы никогда не жили?

Нет, не жила. Но часто бываю в кратких поездках к родственникам, в отпуске или на каких-то конференциях, симпозиумах по медицине. А так я живу здесь, и считаю, что Монголия – это моя родина.

- А если говорить о Вашей семье, у Вас муж тоже русский?

Нет, муж у меня монгол. Но он, можно сказать, «русский монгол» - он девять лет учился в СССР еще тогда, когда была эта волна, и многие монголы уезжали на учебу в Союз. Он учился у меня в Барнауле, а в последующем - в Донецке, прекрасно говорит по-русски, может, даже еще и лучше меня! Нашему сыну пять лет - мы поздно его родили. Он пока еще в детском саду, в русскоязычном. Здесь некоторые наши соотечественники открыли свои детские сады, и он ходит в один из них.

- А дома вы разговариваете по-русски?

Да, больше говорим по-русски. Но хочется, чтобы ребенок и второй язык знал, так что иногда переходим и на монгольский. Мы оба владеем и монгольским, и русским. Но русский язык, конечно, мой родной. И естественно, я говорю по-русски лучше, чем по-монгольски.

- Между прочим, если считать, что Ваши предки покинули страну в 37-м году, а сейчас на дворе уже 2013-й, а вы прекрасно говорите по-русски, то надо отдать должное, тем, кто сохранял этот язык в семье из поколения в поколение. Вас кто-то учил языку?

Но у меня же получается все русские, все переселенцы из бывшего СССР. Поэтому так особо-то меня никто и не учил. Просто в семье все говорили по-русски.

- То есть такая же ситуация, как с вашим сыном? Вас скорее монгольскому языку учили, да?

Да, так и получилось. Монгольскому мне пришлось учиться, когда я пошла в институт. Ведь я же училась в советской школе тоже на русском языке - тогда здесь были советские школы. Я ее окончила в 84-м году, когда перестройка еще не начиналась. В 90-м поступила в медицинский институт, а с 91-го у нас в Монголии тоже пошла перестройка, демократия и так далее как влияние распада СССР. Все это оттуда пошло на близлежащую страну, ведь Монголия была очень зависима тогда от СССР. И мне пришлось учить монгольский язык больше, чем, возможно, другим, ведь сейчас у меня профессия такая - врач-психиатр, и я просто не имею права не знать монгольский язык. Я вообще считаю, что каждый, россиянин он или кто другой, допустим, американец, если живет постоянно в Монголии, то, уважая эту страну, должен знать монгольский язык.

- Скажите, Елена, а насколько изменилась за эти годы страна, насколько изменилось отношение к русским?

У нас в Центре психического здоровья я, например, единственный русский врач. Есть у нас здесь еще несколько врачей, которые работают в других больницах, но к русским врачам всегда относятся уважительно. Видимо, это изначально идет от того, что когда только медицина начинала развиваться в Монголии, именно русские помогали это делать. И вот это уважительное отношение к русским врачам осталось до сих пор. Если, допустим, пациент имеет право выбора, то он старается попасть ко мне.

Сейчас я больше на административной работе, у меня уже 23 года стажа как врача-психиатра, поэтому больше занимаюсь консультациями, провожу семинары, езжу на симпозиумы.

А если говорить вообще об отношении монголов к русским, то старшее поколение, которое училось в СССР, еще «дышит» Россией, знает русский язык более или менее. А современные монгольская молодежь, те, кому сейчас 20-25 и даже 30, русский уже практически не знают. Если раньше в монгольских школах иностранный язык был русский, то теперь это или английский, или китайский. То, что главенствующая роль русского языка понижается год от года, это, к сожалению, факт.

Конечно, это очень живописная страна, очень манит природа: у нас красивые горы, реки, степи… Не скажу, что у нас сильно развита туристическая индустрия, хотя, все равно, год от года все улучшается. Сейчас стало легче выезжать за рубеж. До «перестройки» Монголия тоже была закрытой страной, а сейчас все открыто, и многие монголы, в том числе и я, этим пользуемся. Я много раз как врач-психиатр представляла именно монгольскую психиатрию или наркологию в других странах - в Австралии, Японии, Корее, во Вьетнаме – практически во всем регионе Тихого океана.

Знаете, мы с мужем как-то были в Австралии шесть месяцев - я ездила туда по одному проекту. И не столько его тянуло домой, сколько я хотела поскорей вернуться. Приехала и успокоилась… И так бывает всегда - когда я куда-то уезжаю, то хочу обратно домой – в Монголию.

- Елена, Вы выросли вдали от своей исторической родины, не видя страну, где находятся Ваши корни. Как Вы воспринимаете Россию сегодня?

Я бы сказала, что Россия – интересная страна. Но если бы мне предложили приехать по государственной программе переселения в Россию жить, я бы, скорее всего, не поехала, потому что мне комфортно и хорошо здесь.

- А у Вас осталось что-то русское?

А почему же нет? У нас, допустим, русская еда. У меня муж любит борщи, котлеты, сало (получается, уже украинское). Хотя мне больше нравится корейская кухня – у кого какие предпочтения. Мы здесь гуляем Масленицу, гуляем Троицу. Но это во многом благодаря нашему Российскому центру науки и культуры. Мы проводим здесь разные фестивали, концерты. Мы близко от России, поэтому такого чувства, что мы удалены и не можем в Россию выехать, у нас никогда не было.

Я руковожу здесь Ассоциацией российских соотечественников. Мы в очень хороших и дружных отношениях с посольством России в Монголии, с Российским центром науки и культуры, мы всегда вместе. Если у нас проблемы, то всегда есть куда обратиться, и знаешь, что где-то ты можешь найти защиту и поддержку, и просто заполнить культурный и социальный вакуум.

- А свою первую поездку в Россию Вы помните?

В первый раз мне было, наверное, года четыре или пять, потом в девять. А потом стали практически ежегодно выезжать: Москва, Белоруссия, Украина, – там живут мамины сестры. Сейчас мы почти каждый день разговариваем по скайпу и не чувствуем, что мы далеко. Все близко, все хорошо стало…