Развитие познавательной активности детей с овз. Познавательное развитие дошкольников с овз. Методы и методики коррекции

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию эмоционально волевой сферы.
Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и воспитание внимания - эта единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные предметы».
Внимание у детей с нарушенным интеллектом очень неустойчиво! Дети быстро отвлекаются, устают, им трудно сосредоточиться порой даже на самом интересном, если оно продолжительно.
Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит помочь ему выйти в большой мир и не потеряться в нем. Ласковое, доброе, внимательное отношение, но и в то же самое время строгость в меру приближают учащихся к учителю и дают возможность направить действие ребёнка в нужное русло. В этом и заключается настоящее педагогическое мастерство. Мало просто вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию его личности и интереса к учебной деятельности.
Урок – главное звено в учебном процессе. Он даёт возможность, и учить и воспитывать. Какой простор для учителя, но и какая ответственность. На каждом уроке надо открыть ребёнку важность предмета, его красоту, богатство.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино).
Игровым материалом для уроков могут стать:
а) пословицы, поговорки, скороговорки.
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Один в поле не воин».
«Семеро одного не ждут».
«Два сапога – пара».
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
« Без труда не выловишь рыбку из пруда» и т.д.
б) задачи – шутки

1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2. « На берёзе выросли 10 яблок, 5 яблок сорвали. Сколько яблок осталось висеть на берёзе?» Дети находят ошибку. Затем все вместе выясняем, что на берёзе не растут яблоки».
в) загадки; ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.

На уроке математики дети с большим удовольствием решают задачи, предложенные в игровой форме. Этот приём разнообразит устный счёт, вносит в урок оживление, помогает развивать воображение и память.
1.«Два цыплёнка стоят
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят
У наседки моей?» (10)

2. «В зоопарке он стоял
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Две уселись на доске,
А 12 спинки грели,
Сосчитать вы всех успели?
При решении более сложных задач предлагаю детям карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действий дети ставят сами, объясняя свой выбор.
Детям нужно много читать. Предлагать к прочитанным текстам делать рисунки, иногда слушать музыку, лепить, сочинять мини-рассказы. Для этого на уроках устной речи выставляю картинку и говорю, что все они сейчас будут писателями. Используя картинку и исходное предложение, дети сочиняют мини – рассказы (Рисунок с изображением коза) предложение «Коза ест траву», весёлый рассказ «Турист».
Подбирают ласковые слова к слову мама, учатся говорить комплименты.
Всё это способствует развитию не только речи детей, но и разума, мысли, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации способствуют поддержанию у учащихся интереса к учебной деятельности.
Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. Даже изучение новой буквы у детей должно предшествовать ощущению праздника, радостного волнующего ожидания. Дети отгадывают, какой звук предстоит им изучать, о ком на уроке пойдёт речь с помощью загадок, ребусов, отрабатывают изученный звук или слово в скороговорках.
Придумывают сами слова с этим звуком. Играют в разные игры, например «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Живые буквы» и др. При изучении новой буквы я рассказываю им сказку. Занимательный материал на уроке даю в виде сюжетных картинок, музыкальных и поэтических минут, презентаций.
Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Всё идёт на время и сопоставление с результатами других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации. Для части детей, которые в сравнении с другими оказываются на последних местах, момент осознания этого неуспеха может быть травмирующим. Учителю важно вовремя предупредить факт появления такого настроения, показать таким детям, что теперь они знают, что им трудно сдержать себя, чтобы не рассмеяться. Но с другой стороны, искусству самообладания можно научиться, можно овладеть им. Особенно полезна сдержанность на уроках, когда возникает немало смешных отвлекающих моментов, рассеивающих внимание.
Осознание успеха окрыляет ребёнка, вселяет в него уверенность в том, что он способен на большее. Так зарождается чувство собственного достоинства. Переживание успеха – пружина самовоспитания, главный источник движения вперёд. Возникает привычка сдерживать себя и в других не игровых ситуациях.
Мечта каждого учителя видеть огоньки в глазах ребят в процессе познания. Дети ждут одобрения со стороны учителя. Необходимо повышать самооценку детей высказываниями: «Вы молодцы! Вы всё можете!»
Самооценка имеет огромное значение, она учит ребят предъявлять к себе строгие требования, дисциплинирует их. Самооценка помогает детям объективно и требовательно подходить к ответу и качеству выполненной работы, к ведению тетради. Она вызывает у ребят большой интерес, стимулирует их к достижению лучших результатов в учебной работе, никого не оставляя равнодушным, а учитель, собрав тетради, получает пищу для раздумий.
Младшим школьникам обязательно надо давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я включаю релаксацию под запись пения птиц, шум моря, шелест листьев, воды и т.д. Например, предлагаю ребятам лечь на парты и закрыть голову руками, ровным спокойным голосом произношу: « Я лежу на берегу моря, смотрю в голубое небо. Ярко светит солнце, плывут облака, поют птицы, свежий ветер приятно дует мне в лицо…»
Известно, как важно для младших школьников развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Предлагаю небольшой массаж для пальцев, который можно проводить как на уроках трудового обучения, так и на уроках русского языка.
«Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять».
(в след за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистил гриб,
Этот пальчик суп варил,
Этот пальчик много съел, от того и потолстел… и т.д.
После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются, и дети с удовольствием приступают к работе.
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы с такими детьми на всех уроках, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при современных методиках. Безграничны возможности учителя в выборе конкретных форм по развитию детей, их познавательной активности, повышение учебной мотивации.
В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть более нежным, чутким, заботливым».
Список используемой литературы
1. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001. -136 с.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002-160с.
3. Чилингрова Л. Играя учимся математике.- М.:Просвещение,1995.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.
6. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
7. Шаповалова О. Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.
8. КруковерВ.И. Весёлые уроки русского языка. -Ростов –на-Дону,1997.
9. ВолинаВ.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей.-М.:1993.

Из опыта работы воспитателя


Тарасенко Виктория Владимировна, учитель-дефектолог, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» р.Хакасия, г.Саяногорск.

Описание: Данный материал из опыта работы учителя-дефектолога будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Познакомит педагогов со способами эффективной и целенаправленной работы по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей.

Цель: развитие познавательных способностей детей с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью игровых развивающих панелей.

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, низкий уровень познавательных процессов. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, игровые развивающие панели являются прекрасным дидактическим материалам для таких ребятишек.
Игровые развивающие панели - это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), навыков общения, эмоционально-волевой сферы.

Интерактивная развивающая звуковая панель "Угадай звук, сравни животное"


Над кнопками находятся изображения животных: осла, лошади, собаки, кошки, петуха, обезьяны, медведя и слона. Нажав на кнопку из верхнего ряда животных, изображение начинает светиться. Для того чтобы прозвучал звук данного животного, в нижнем ряду нужно найти такое же изображение и нажать на кнопку под ним. Если животное ребенок выбрал неправильно, то подсветка изображения погаснет, и звук животного не прозвучит. Можно так же попросить ребенка закрыть глаза и угадать, голос какого животного прозвучал.
Панель может быть использована при изучении тем «Домашние, дикие, экзотические животные». В игровой форме дети учатся различать голоса животных и их внешний вид. Панель можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Панель способствует развитию воображения, памяти, логического мышления, звуковой стимуляции и акустического восприятия, слуховых и речевых навыков. Активизирует внимание детей на занятиях.

Настенная панель «Сравнение цветов»


Панель предназначена для развития цветового восприятия. Дети играя, запоминают основные цвета - красный, желтый, синий и зеленый. Они с удовольствием составляют группы предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары.
Одна из любимых игр малышей «Шарики в гостях». Дети передвигают шары в различных направлениях по дорожке-лабиринту. Затем, шарики «возвращаются домой». Их нужно собрать по цветам.
Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у детей. Они с удовольствием выполняют все задания.
В целом, работа с панелью способствует развитию умения формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, развивает тактильные ощущения, сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику малыша, внимание, память, учит сравнивать и анализировать. Элементы панели используются и в качестве счётного материала. Увлекательные задания полностью концентрируют внимание ребенка.

Тактильная двухсторонняя панель "Елочка"


Двухсторонняя панель «Ёлочка» - любимица и малышей и ребятишек постарше. Она представляет собой деревянный корпус. На обе стороны панели закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме.
Это барабаны с цветными шариками внутри, подвижные стаканчики для перекатывания шарика, цветные шестеренки с ручкой для вращения, маленькое зеркальце.
В верхней части панели находится ручка для удобной переноски.
В ходе игры на панели дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственное воображение, познавательный интерес, произвольное внимание, память и логическое мышление. Малыши любят смотреть в зеркальце, что полезно для эмоционального и психологического развития ребенка.
Панель удобна в использовании, ее можно перенести в любое место, разместить на столе перед ребенком или на полу.

Настенная панель для развития мелкой моторики


Настенная панель для развития мелкой моторики, предназначена для развития тактильных ощущений, знакомства с элементарными механизмами. На панели расположены несколько различных шнуровок и катушек, на которые можно намотать шнурки.
Наши девочки с удовольствием заплетают косички из шнурков, а мальчишки, если не заплетать, то расплетать тоже любят! Даже у детей, которые не любят заниматься развитием мелкой моторики, эта панель вызывает интерес.

Настенный модуль для развития стереогностического чувства


Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Стереогностика- это познание на ощупь. С помощью стереогностического чувства ребенок способен распознать сущность предметов путем движения мускулов руки, в процессе ощупывания контуров предмета. Оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура.
Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления, активизирует мыслительный процесс. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта.

Настенный модуль для сенсорного развития


Панель способствует развитию восприятия, совершенствованию зрительно моторной координации и внимания ребенка. На панели дети собирают цветные колечки, в отверстия спускают вырезанные из фанеры кружочки и объемные цилиндры. Тренируем пальчики-развиваем речь!

Настенный модуль для упражнений в развитии запястья-движения по прорези


На этой панели мы с детьми развиваем запястье, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Таким образом, мы подготавливаем руки и глаза ребятишек к письму. Дети с удовольствием, большим интересом и усердием занимаются на этой панели. В целом, игровые панели способствуют всестороннему развитию ребенка, делают занятия интересными, продуктивными, а познавательный процесс легким и непринужденным. Игровые панели выступает как одно из эффективных средств обучения и разностороннего развития детей с ОВЗ.

В качестве основного принципа, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Литвиненко С.В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:

Принцип уникальности личности ребенка - индивидуально-ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога - способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества - ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного подхода и общения - ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора - право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа - познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога - его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Работая с детьми которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы, так как у детей мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте - использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.

2. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Критерии для оценки эффективности обучения детей с ОВЗ с учетом их познавательного развития.

Важно создать такую систему оценки, в который был бы четкий перечень системы критериев, показателей и индикаторов, позволяющих делать объективные выводы о реальных достижениях разных групп детей с ОВЗ. Вероятно, критерии оценки могут быть общими для обучающихся с разными нарушениями в развитии, а отдельные показатели могут отличаться. Содержание адаптированной образовательной программы позволяет формировать у учащихся доступной им системы знаний о социальном, природном и предметном окружении, которое позволит им продолжить образование и составит основу формирования социально-личностных компетенций, обеспечивающих их дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Как указано в ФГОС, в качестве ведущих результатов обучающихся, осваивающих Программы, построенные в соответствии с третьим вариантом ФГОС, выступают жизненные компетенции. Вместе с тем, вполне закономерно осуществлять и оценку академических достижений.

С учетом этих соображений, программа оценки достижений обучающихся, осваивающих АОП третьего варианта ФГОС может структурно включать два направления оценки:

  1. оценка образовательных результатов;
  2. оценка социально-личностных результатов.

В каждом направлении обозначаются критерии, которые раскрываются системой параметров оценки и индикаторов, т.е. знаний, умений, способностей и др., которые могут быть охарактеризованы с количественной и качественной точки зрения. Оценка достижений обучающихся по Программе может осуществляться в традиционной балльной форме, применяемой в сложившейся практике образования обучающихся с соответствующими нарушениями развития.

Аналогичным образом может быть построена программа оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции). Оценка достижений обучающихся по программе оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции) может осуществляться различным образом по выбору образовательной организации. Одним из вариантов может стать использование в процессе оценки метода экспертной оценки, предложенного в ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем вариант «Модель безотметочного оценивания» (Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93)

Условия для эффективной поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику.

Педагоги, отмечая у обучаемых с ОВЗ равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.

Повышению мотивации, активизации познавательной деятельности ребенка служит использование познавательных задач - специальных дидактических заданий, упражнений на развитие психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления), лежащих в основе творческих способностей. Виды таких упражнений многократно описаны в психолого-педагогической литературе, но практика их использования в ходе освоения учебных предметов разработана слабо. Исходя из содержания учебного материала и индивидуальных возможностей, ставятся дифференцированные задачи для ученика (что нужно знать, что уметь, о чем иметь представление) и цели для учителя - предметные (отбор понятий, терминов, вопросов, фактов) и коррекционно-развивающие (определение характера помощи: стимуляция, организация) и ее объема, развитие ОУУН, научение способам действия и обучение рассуждению).

На дифференцированной основе планируется и диагностика знаний. Наличие обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с усложнением задания соответствует сути коррекционного обучения, позволяет учитывать возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Этим же целям служат информационные карты урока с необходимым справочным материалом, опорным конспектом, тренировочными заданиями с различным объемом помощи.

На практике в настоящее время инклюзивное образование испытывает большие трудности и противоречия. Результаты обучения детей с ОВЗ напрямую зависят от педагога, от его принятия такого ребенка (даже с незначительными нарушениями, не говоря уже о более тяжелых состояниях).

Примеров могу привести массу:

  1. ребенок имеет слабое зрение - контрольная работа ему предоставляется как и всему классу, на листке 12 шрифтом, а учитель считает, что он никому ничего не обязан;
  2. у ребенка легкий левосторонний парез, он не успевает писать за всем классом диктанты, хотя и пишет грамотно, но получает неудовлетворительные оценки (написать бы диктант после уроков? Но это время учителю же оплачивают!);
  3. пример со здоровым ребенком: в классе проверяют технику чтения, вдруг один ученик начинает икать и это икание продолжается 2 часа (вот так случилось), но учитель же обязан проверить всех - читает и этот ребенок, продолжая икать!!!

Даже эти незначительные случаи говорят о неполной готовности принять детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, а сколько еще незатронутых проблем!
Методы формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ.

Наиболее широко в специальном образовании на практике используются активные методы обучения. Активные методы - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Психологические основы активных методов обучения заложены еще в 1930-годы в работах Л.С. Выготского: во-первых, процессы развития не совпадают с процессами обучения; во-вторых, процессы развития следуют за процессами обучения.

«… Только то, обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой».

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности при использовании АМО является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т. е. неравномерность развития.

Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность детей или способствовать её повышению в образовательном процессе. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

Игры-энергизаторы с учащимися 1-4 классов коррекционных школ VIII вида

Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.

Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

  1. Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
  2. Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
  3. Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.
  4. Игры для активизации группы.
  5. Игры на концентрацию внимания.
  6. Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
  7. Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.
  8. Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • дополнительные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  4. Данный приём можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.
  5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  6. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
  7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
  8. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
  • рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» - учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» - пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Литература:

  1. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.
  2. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.
  3. Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством логико- математических игр»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Развитие логико-математического мышления у детей надо начинать уже с раннего возраста, так как именно в нем осуществляется контроль за психическимразвитием необходимый для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.

Дети с ОВЗ- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Основными проблемами в обучении детей с ОВЗ являются:

Частая заболеваемость, плохая посещаемость детей, из-за чего снижается уровень познавательного развития.

Сниженная работоспособность.

Трудности в обучении, нарушение внимания, мышления, воображения, памяти.

Коррекционно - развивающая деятельность педагога с детьми с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей и возрастных особенностей детей, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Особо подчеркну роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Цель: логико – математической игры – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у детей интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Примеры игр:

1.Игровое упражнение:

«кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

2.Игровое упражнение: «Исключение лишнего»

Цель.Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

3.Игровое упражнение:

«Поможем хрюше собрать разбросанные игрушки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы.

4.Игра «вопрос-ответ»

Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать.

Примеры вопросов: «Что у птицы по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т. д.

5.Игровое упражнение:

«Помоги Матроскину сделать покупки»

Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку.

6.Игра «Танграм» (знакомство)

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

7.Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

8.Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?»

Цель. Развивать умение обобщать.

9.Игра «Украсим елочки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету, распознавать условные обозначения).

10.Игра «Заполни квадрат»

Целю. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

11.Игра «Волшебные фигуры»

12.Игра «Найди предмет непохожий на другие»

Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать.

13.Игра «Животные, рыбы, растения, птицы»

Цель, развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.

14.Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

15.Игровое упражнение: «Разложи по порядку»

Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства.

16.Игра «Кто, где живет?»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку.

17.Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

18.Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

19.Игра «Телевизор»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

20.Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

21.Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

22.Игровое упражнение «Дом»

Цель. Развивать умение сравнивать, представление о целом и части.