Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома. Современные проблемы науки и образования План работы по зож с детьми овз

Человек – высший продукт земной природы.

Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться

сокровищами природы, человек должен

быть здоровым, сильным и умным.

И.П. Павлов

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования.

Ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.

В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования являются сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий. Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.

Согласно ФГОС начального общего образования система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в Общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, одна из которых требует воспитание обучающегося, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; -

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен; -

в эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; -

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности; -

в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.

Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровье сберегающие образовательные технологии? Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровье сберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровье сберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.

В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся

14% детей практически здоровы,

50% имеют функциональные отклонения,

35-40% хронические заболевания.

В 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы,

В 5 раз - нарушение осанки,

В 4 раза - нервно-психических расстройств.

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.

К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

Более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

Абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.

В нашей школе 78 учащихся 35 из которых инвалиды. С1 по 5 класс 12 инвалидов. Дети очень сложные, много ДЦП. По зрению – 2 человека, опорно-двигательного аппарата 2 чел., Эпилепсия-1 человек, имеют общее недоразвитие речи – 6 человек.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

Функции здоровьесберегающих технологий.

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здраво творчество.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.

интегративная: объединяет народный опыт.

Типы технологий.

Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

2) число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности(ориентировочная норма 7-10);

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);

5) чередование видов преподавания (норма- не позже чем через 10-15 минут);

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;

7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:

Упражнения по формированию осанки;

Упражнения для ног

Расслабление кисти рук;

Массаж пальцев рук;

Дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

Предупреждение утомление глаз и. т.д.

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: -

Они должны быть разнообразны; -

Проводятся на начальном этапе утомления;

Предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

8)Необходимо следить за правильной посадкой ученика за партой:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.

10). При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

С позиций здоровье сбережения учитель должен работать над повышением мотивации к обучению.

Любой урок заканчивать:

«выбрасыванием» усталости

-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

Потягиванием.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, обще интеллектуальном, общекультурном), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, соревнования. Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности.

Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни.

В 1 и 2»Б» классе ведётся курс по внеурочной деятельности по здоровье сбережению «Подвижные игры», «Планета здоровья».

Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровье сберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Для учащимся с ОВЗ характерны нарушения высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения, познавательных процессов), низкий уровень вырабатываемости, работоспособности, высокий уровень утомляемости. Долгое время ведущим видом деятельности для них остается игра. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, которые влияют на уровень успешности учебной деятельности данной категории школьников - ее низких показателях. Для успешности в учебной деятельности, улучшения здоровья они нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у младших школьников в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.

Формирование навыков ЗОЖ основывается на принципах, характерных для особенностей учащихся с ОВЗ: принцип системного, комплексного подхода (работа должна вестись постоянно, в комплексе со всеми школьными службами и взаимодействии с родителями); принцип доступности и наглядности. В ходе развития представлений и навыков здорового образа жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: играм, классным часам, дням здоровья, практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению:

беседы (учителя, медработника, родителей и законных представителей);

работа с книгой (чтение и обсуждение);

мероприятия, праздники здоровья

классные часы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

конкурсы: рисунков, плакатов

практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;

занятия по ОБЖ и ПДД;

Осенняя экскурсия в лес.

уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)

День Здоровья, Спортивно-оздоровительная игра «Зарничка», Участие в экологическом квесте «Зелёная планета».

игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей, например, профилактика вредных привычек. Еще одно направление - «Азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления через двигательную активность.

Для создания оптимальных условий здорового образа жизни мы проводим физминутки, динамические паузы, которые помогают снять признаки утомления у детей. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это

вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

проводим гимнастику для рук - формируем мелкую моторику пальцев рук,

Дыхательные упр-ния - Подготовка речевого аппарата к уроку.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.

Таким образом, вся работа по здоровье сбережению направлена на достижение следующих результатов:

Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

    Строить свои уроки согласно требованиям ФГОС с позиции здоровье сбережения.

    Соблюдать гигиенические условия в классе, согласно САНПИНУ.

    Чаще проводить беседы с медработниками школы на тему ЗОЖ.

    Обучать детей элементарным приемам ЗОЖ, через классные часы.

    Начальной школе на следующий год предложить работать над проектом «Сохранение здоровья детей с ОВЗ».

    Провести в школе творческий фестиваль, посвященный сохранению и укреплению здоровья школьников на котором провести спортивные соревнования, конкурс рисунков, постановка сказки на тему ЗОЖ.

Физкультминутки. Проводятся на каждом уроке и во время самоподготовки при появлении у детей признаков утомления. В средних классах на 20-й минуте урока. По мере приближения к старшей школе и соответственно увеличении объема учебной нагрузки, значительно снижается двигательная активность учащихся, максимально сокращается время на отдых и восстановление организма. Поэтому проведение физкультминуток в середине урока рекомендуется и для старших школьников.

Требования к проведению физкультминуток.

    Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

    Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

    Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

    Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Важно знать функциональный характер физкультминуток.

Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности.

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному;

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

Подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;

Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;

Выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения. Для тог чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводим динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем в классе, в программе физкультминутки.

Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть на зелёный цвет .

Упражнения специальной дыхательной гимнастики .
Упражнение 1.

Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза.

Упражнение 2.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени -на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 3.

Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола-на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 4.

Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 ра

Упражнение 5.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз.

Упражнение 6.

Пальцы рук на рёбрах; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 7.

Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз.

Упражнение 8.

Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз.

Упражнение 9.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 10.

Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза.

Упражнение 11.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С.

Повторить 6 раз.

В перспективе:

    Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.

    Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

    Организация платных тренировочных секций (ритмика).

    Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

1. Творческая работа.

1.1. Конкурс «Самый здоровый класс»

Можно объявить в вашей школе конкурс на самый здоровый класс. Участие в нем принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится в течение всего учебного года (с сентября по май).

Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

    участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях;

    привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни;

    пропуски уроков по болезни (вычитаются баллы за каждого ученика);

    организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классов;

    выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, в которых пропагандируется здоровый образ жизни;

    организация походов, экскурсий, прогулок;

    участие в спортивных секциях, кружках (туристических, танцевальных и т.д.).

    организация в классе ежедневной утренней зарядки;

    наличие у учащихся вредных привычек (вычитаются баллы за каждого ученика).

1.2. Фестиваль здоровья в школе

Проведите в своей школе творческий вечер-фестиваль, посвященный сохранению здоровья школьников, на котором могут выступить агитбригады; проведите мини-соревнования «Веселые старты», мини-конкурс стихов о здоровье, сделайте постановку сказки на тему «Здоровая пища». Пригласите родителей, других педагогов.

1.3. Выставка плакатов и слоганов

Организуйте с детьми выставку плакатов и слоганов на тему «Здоровый образ жизни», проведите пропаганду среди учеников Вашей школы, класса.

2. Исследовательская работа

2.1. Характеристика заболеваемости

Изучение динамики заболеваемости. Заболеваемость отражает число всех имеющихся у учащихся данной школы болезней. Можно охарактеризовать отдельную возрастную группу.

Например, заболеваемость учащихся 8 класса МОУ СОШ № ___

Класс

Кол-во

уч-ся

число пропущенных дней по болезни за год

число болеющих детей

число не болеющих детей

медицинская группа

1-2 раза в год

раза в год

5-6 раз в год

более 7 раз в год

основная

подготовительная

специальная

2.2. Характеристика социальных условий проживания

Показатели получаются путем анкетирования или устного опроса учащихся класса (школы) о численности и составе семьи, жилищных условиях и доходах семьи. Оценивается возрастной и социальный состав, доходы на душу членов семьи и условия проживания.

2.3. Мониторинг физического развития учащихся

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (рост), массы тела (вес), окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития (динамометрия – становая сила, мышечная сила рук; жизненная емкость легких).

3. Практическая работа

В качестве практической деятельности по улучшению состояния здоровья школьников предлагается организовать в вашей школе инициативную группу «Патруль здоровья» . В эту группу могут входить учащиеся школы, педагоги, родители, администрация. «Патруль здоровья» координирует всю работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся вашей школы, организует и проводит акции «Стоп наркотикам!», «Хватит курить», «Здоровье – твой выбор» и т.д.

Наталья Ястребова
Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

Подготовила :

Воспитатель ГБОУ

школы-интерната

ст-цы Николаевской

Ястребова Н. В.

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ».

Цель : способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья .

Задачи :

- Формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья , соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).

Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья , привитие любви к занятиям физкультурой и спортом.

«Приобрести здоровье – храбрость ,

А умело распорядиться им – искусство»

Франсуа Вольтер

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией , позволяющей сохранить и укреплять здоровье , формирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни , убеждений в необходимости сохранения своего здоровья . Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих .

Большинство детей , поступающих в специальные коррекционные школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно – психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сколиоз, снижение остроты слуха и зрения, кариес и т. д.

Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а так же образом жизни . Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни .

Здоровый образ жизни - одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни . В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том , насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни , соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей в системе специального образования и воспитания должно включать :

Определение цели и задач ;

Междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни ;

Учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье ;

Активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни ;

Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон . Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет . Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребёнка способам поддержания и сохранения здоровья , воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний , умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей . Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Я как воспитатель 3 группы, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни разделила на три блока :

«Основы здоровья и здорового образа жизни » .

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души» .

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни , формирование нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы . Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения» , «Путешествие бутерброда, Берегите зубы» , «Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу .

Итог : Ребята активно принимали участие в практической работе : рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам .

Это такие занятия : «О вредных привычках нельзя промолчать» , «Вредная привычка или болезнь» , «Искусственный рай» , «Не позволяй душе бранится…» , «Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

Итог : На заключительном занятии по этому блоку : «Ещё раз о вредных привычках» , ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе , потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром , развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это - викторина «Язык улиц и дорог» , игра «Правила движения знай как таблицу умножения» , подвижные игры «Весёлые старты» , игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.

Итог : во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод : В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни , оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость . И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать : «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони , раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил : «Все в твоих руках» .

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым !

Литература

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Ж. №6, 2001.

2. Амосов Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. 1994. №2-3.

3. Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым // Воспитание школьников. 1992. «2-5.

4. Тихвинский С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка . – М., 1988.

Описание работы : Сценарий разработан для внеклассного досуга детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов. Данную разработку можно применять для детей дошкольного возраста, упростив задания спортивных соревнований на усмотрение педагогов. Сценарий развлечения направлен на формирование ЗОЖ, в игровой и увлекательной форме разработаны способы сохранения и укрепления своего здоровья младших школьников.

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Желаем всем здоровья!»

Цель: закрепление у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье.

Задачи:
1. Повторять знания о способах укрепления своего здоровья.
2. Корригировать произвольное внимание и долговременную память на основе выполнения заданий в ходе мероприятия.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, мотивация активного образа жизни.

Оборудование: украшение зала плакатами с пословицами о здоровье и ЗОЖ; атрибуты для соревнований: 2 мяча, 2 средних обруча, 2 скакалки, кегли – 6 шт.; мешочек с овощами: помидор, огурец, картофель, лук – репка, морковь, свекла (по 1 шт.).
Участники: обучающиеся начальных классов.
Действующие лица: ведущий, Гантелькин.

Ход мероприятия:

Дети сидят на стульях в зале. Перед ними стоит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Потому, что ЗДОРОВЬЕ - это самое главное, что есть у человека... Поэтому, как вы уже знаете, сегодня мы встретились на мероприятии, которое так и называется «Желаем всем здоровья!». К нам в гости приглашён гость и, чтобы быть гостеприимными – сядьте все красиво и приготовьте ладошки, чтобы хлопать. Итак, встречайте - Гантелькин!
Звучит музыка, появляется Гантелькин с большим зонтом и мешком за спиной.

Приветственный танец Гантелькина
Гантелькин: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Гантелькин: Меня зовут Гантелькин. Мне прислали по интернету приглашение на ваш праздник и вот я пришел. Напомните мне, пожалуйста, какое у вас сегодня мероприятие в школе?
Дети: «Желаем всем здоровья!»
Гантелькин: Вот и я вам всем желаю здоровья!
Давайте спортом заниматься.
Давайте будем закаляться
И в проруби купаться с головой.
И по снегу босой ногой,
А утром сделаем зарядку,
И будем есть продукты с грядки,
И руки мыть – не забывать,
И день здоровья прославлять!
А вы, ребята, всё делаете для того, чтобы быть здоровыми?
Дети: Да.
Гантелькин: А что вы делаете для здоровья?
Ведущий: Давайте, ребята, я вам помогу. Я буду читать вам стихи, а вы хором договаривать последнюю фразу.

Словарно-дидактическая игра «Закончи фразу».
1. Мы с утра проснулись рано
Отбежали от дивана,
Чтоб микробов не бояться
Надо утром ………(умываться).

2. Аккуратно мы умылись

Уши, шею не забыли.
Чтоб блестели наши зубы
По утрам мы……. (чистим зубы).

3. Мы в одежду нарядились,
Встали прямо, наклонились,
Чтобы день прошёл в порядке,
Утром делаем ……….(зарядку).

4. По дорожке скачет мячик,
Словно это скачет зайчик.
Чтоб нам дружбу прославлять,
Надо вместе нам……….(играть).

5. Все мы будем очень ловки
От специальной подготовки.
Чтоб здоровья нам набраться,
Надо спортом………….(заниматься).

6. Кто спортом занимается, тот силы…….. (набирается).

7. Чтобы быть большим и сильным, надо кушать………(витамины).

8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие………..(друзья).

Ведущий: Правильно, ребята, молодцы!
Гантелькин: А вот как вы делаете зарядку по утрам, я сейчас проверю.
Малоподвижная игра «Зарядка» проводится Гантелькиным.
Гантелькин, читая четверостишье, показывает упражнения,
дети их повторяют.

Гантелькин: Каждый день поутру делаем зарядку,
Очень нравится нам всё делать по порядку.
Руки к солнцу поднимаем, дружно весело шагаем,
Приседаем и встаём, очень здорово живём!

Ведущий: Молодцы, ребята, видим, что вы по утрам делаете зарядку, а ещё знаем, что вы едите витамины с грядки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать. У Гантелькина в мешке спрятались отгадки, он будет подходить к вам, а тот, кто отгадал, с закрытыми глазами будет доставать отгадку из мешка.

Словесная игра «Загадки с грядки» и игра «Чудесный мешочек».
1. Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, а к осени краснеют (помидоры)

2. Я и свежий и солёный, весь пупырчатый, зелёный.
Не забудь меня дружок, запасай здоровье впрок (огурец)

3. Сидит красная девица в темнице,
а коса на улице (морковь)

4. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (картошка)

5. Сидит дед, в шубу одет,
кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)

6. Вверху зелено, внизу красно,
в землю вросло (свёкла)

Гантелькин: Молодцы, ребята, всё знаете. А со спортом вы дружите?
Дети: Да, мы любим спортом заниматься, играть и соревноваться.
Ведущий: Ребята, а давайте сейчас Гантелькину покажем, какие мы сильные, смелые и ловкие, проведём соревнования, согласны?
Дети: Да, согласны!

Выходят дети - участники соревнований, делятся на 2 команды.

Соревнования команд «Фантики» и «Бантики»:
1. Бег змейкой с мячом в руках между кеглями.
2. Бег по прямой, прокатывая обруч около себя.
3. Сбить кегли мячом с расстояния.
4. Забросить мяч в обруч с расстояния.
5. Прыжки на скакалке по прямой линии.
6. Пройти по прямой, крутя обруч на талии.

В конце соревнований подводятся итоги соревнований, проводится награждение участников.

Ведущий: Всем известно, всем понятно.
Что здоровым быть приятно
Только надо знать
Как здоровым стать.
Гантелькин: В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучным.
Проживёшь 100 лет
Вот и весь секрет!
Все вы молодцы, знаете много о здоровье и про то, как быть здоровыми! Мне очень понравилось с вами играть и соревноваться, но пора прощаться. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Желаю всем быть здоровыми.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области.

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.

2016г

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Список литературы:

1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.

2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» Лаборатория инклюзивного образования ИРО РТ

Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы «Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения СФГОС»

«Формирование потребности к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья »

(коррекционной) общеобразовательной

школы-интернат VIII вида.

Научный руководитель: Морозова А.Н

старший методист ИРО РТ.

Куратор: Морозова А.Н.

Старший методист ИРО РТ.

Казань 2015

Введение

«Здоровье – это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более с интеллектуальной недостаточностью, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами.

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья на селения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, свя занного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению со трудничества здравоохранения с учреждени ями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для спец. Корр. школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа учителя и воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность. Это будет способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

1.Актуальность проекта:

Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ».

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».

2.Цели и задачи проекта.

Цель проекта : формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта: 1. Формирование мо­ тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления з доровья.

2. Организация многообразной и разносторонней деятельности детей по формированию физически здоровой личности,

3. Разработка целостной системы здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников воспитательного процесса;

Целевая группа проекта: учащиеся специальной общеобразовательнойкоррекционной школы-интернат VIII вида

Участники проекта : администрация, учитель-классный руководитель, воспитатель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал школы-интерната, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Место реализации проекта: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Сроки реализации проекта: 2013-2016 годы.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический - 2013-2014 гг.

II этап. Практический - 2014-2015 гг.

III этап. Практико-обобщающий 2015 -2016 гг.

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ­ных формах жизнедеятельности человека:

    трудовой,

    общественной,

    семейно-бытовой,

    досуговой.

С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Составляя проект, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому работа состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста.

Основные принципы проекта:

    Гуманизации и демократизации - определе­ние конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

    Соответствия целей, задач содержания про­граммы национальной стратегии, интересам государст­венной и региональной политике;

    Научности - внедрять пе­редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

    Участия - привлечение воспитанников к непо­средственному и сознательному участию в целенаправ­ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле­ние санитарно-просветительской работы;

    Преемственности - обеспечение комплексно­го подхода в обучении здоровью между раз­ными возрастными группами;

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

    физическое,

    душевное (психоэмоциональное)

    социальное здоровье

Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

1.благоприятное социальное окружение;

2.духовно-нравственное благополучие;

    3.оптимальный двигательный режим (культура движений);

    4.закаливание организма;

    5.рациональное питание;

    6.личная гигиена;

    7.отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

    8.положительные эмоции.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

Основные проектные линии

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1.Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

Методы исследовани я: изучение, наблюдение, эксперимента.

Методы воздействия : словесные, практические, наглядные.

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие – совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование

воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

Каждый блок программы состоит из трёх подразделов , рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

    Среднее;

    Старшее;

    Выпускники;

Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

Например, раздел «Правильное питание»:

Правильное

питание.

Среднее звено :

1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).

2.Здоровая пища для всей семьи (презентация).

3.Питание – основа жизни (устный журнал).

4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).

5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа).

6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).

7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).

8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).

9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)

Старшее звено:

1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).

2Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций).

3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).

4.Путь пирожка (презентация).

5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).

6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие).

7. «Злые продукты» (составление кроссворда).

8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).

9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).

Выпускники:

1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).

2.Разумный рацион питания (работа с меню).

3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов).

4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).

5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).

6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу-диетологу).

7.Анализ суточного меню (практикум).

8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

Работа с учащимися начинается с закрепления начальных знаний о питании человека в виде бесед, игровых моментов, занимательных моментах, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.

Анализировалось количество детей страдающих заболеваниями ЖКТ.

№ п./п.

Виды заболеваний

Число учащихся

1.

Заболевание печени.

Желудочно-кишечный тракт

25,0

Гастрит

25,0

Нарушение опорно-двигательной с-мы

Заболевания органов дыхания

33,4

Итого

12

100

Из данных таблицы видно, что практически у каждого из воспитанников (7 чел.) имеются болезни ЖКТ. И в основном эти заболевания являются приобретёнными.

В ходе внеклассных мероприятий проводилось анкетирование детей. Пример «Ваши пищевые предпочтения».

Проанализировав эту анкету, получили следующие результаты: Диаграмма.

На конец учебного года результаты изменились в лучшую сторону:

Вопрос 3

Вопрос 2

Вопрос 3

Вариант А

20%

31%

48%

Вариант Б

33%

27%

50%

Вариант В

35%

16%

1%

Вариант Г

2%

10%

1%

Вариант Д

10%

7%

Вариант Е

9%

Раздел I . Теоретические основы реализации проекта:

1.1

Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

1.2

Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

1.3

Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

1.4

Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Раздел II . Механизм реализации проекта

2.1Структура комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, применяемая в школе-интернате

(А) В ходе учебного процесса

Уроки физкультуры с 1

по 12 класс 2-3 раза в неделю;

Вне уроков физкультуры:

Утренняя гимнастика;

Подвижные перемены;

Физкультминутки.

(Б) В ходе внеклассной и

внеурочной работы

Профилактика:

простудных заболеваний;

Нарушение осанки;

Нарушение зрения.

Занятия ЛФК с 1 по 6 класс

2 раза в неделю

Проведение дней Здоровья

и уроков здоровья;

Занятия в спортивных секциях;

Проведение спортивных

праздников.

2.2 Оздоровительные моменты на уроке и в ходе внеклассной и внеурочной работы:

Физкультминутки, динамические паузы

Минутки релаксации

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Массаж активных точек

2.3 Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики) Для решения поставленных задач, использовался метод исследования: анализ методических, психологических, педагогических источников по заявленной теме.

2.4 Ожидаемые результаты реализации проекта

В течение работы по укреплению здоровья интеллектуальной недостаточностью детей сложилась система, которая позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья

1.Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

2. Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

3. Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;

4. Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

В результате активной работы над укреплением здоровья детей с интелектуальными ограничениями

    выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

    осуществлять активную оздоровительную деятельность;

    формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

    факторы, влияющие на здоровье человека;

    причины некоторых заболеваний;

    причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

    виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

    о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

    основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

В настоящее время разработано большое количество мероприятий по ЗОЖ. Это и радиолинейка «Путешествие по городу Здоровейску», заочное путешествие «Почему болят зубы», конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух», занятие «Овощи и фрукты-витаминные продукты», презентация «Если хочешь быть здоров!», «Скажем наркотикам-нет!», «Курить- здоровью вредить», составление кроссворда «Злые продукты» и др. Темы ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в группе: здоровье учеников в режиме дня школы - интерната; состояние и уровень комфортности ученика в школе и группе.

Выступала неоднократно на методических объединениях и педагогических советах с темами по ЗОЖ («Влияние ПАВ на подростка»), делимся опытом работы «Методическая копилка группы).

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский

Заключение

Таким образом, программа «ЗОЖ» обеспечивает широко масштабную

здоровье-сберегающую культуру воспитанников, с учетом возможностей

и условий школы-интерната. В ней предусмотрены механизмы перехода

внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности воспитанника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания воспитанника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания

Литература:

1. Конституция РФ;

3. закон РФ ""Об образовании";

4. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным

постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

5. Приказ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".

6. В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова

«Основные компоненты ЗОЖ в условиях учебного процесса», М., 2003г.

7 Г.П.Попова. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах», М.,2000г.

8. Л.А.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Ротов на/Д:Феникс, 2009г.

9. Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме», М.,2006г.

10.Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. – М., «ВЛАДОС», 2001г.

11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 – 2004 г.

Приложения

Приложение № 1

Система формирования здорового образа жизни

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воспитание культуры ЗОЖ

Внедрение новых технологий

Приложение № 2

Анкета.

1. Какие продукты вам больше нравиться употреблять? А) фрукты Б)мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

2 .Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение? А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков? А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

Программа
внеурочной деятельности «Спорт – это здоровье»

Цель и задачи программы:

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

    сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

    формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

    обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

    научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

    добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах :

    Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

    Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

    Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

    навыки дискуссионного общения;

    опыты;

    игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

      • разучивание и исполнение песен;

        организация подвижных игр;

        проведение опытов;

        выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется 4 года. Количество учащихся 10-15 человек.