1 исторический и ретроспективный анализ образования предприятия. Развитие рыночных от­ношений; появление системы негосударст­венного высшего обра­зования. Сущностные основы управления развитием системы профессионального образования

Изучение исторического аспекта рассматриваемого вопроса показало, что в отечественной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалась необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального приятия его детьми, значимость эмоциональной регуляции познавательной и других видов детской деятельности, необходимости влияния на эмоциональную сферу личности в процессе формирования знаний, умений, интеллектуальных и художественных способностей.

Так, широкую известность в педагогике получил метод эмоциональной окраски воспринимаемых детьми образов, предложенный К. Д. Ушинским. Суть этого метода заключалась в восприятии детьми лучших образцов русского народного творчества, русской природы при знакомстве с произведениями художественной литературы, живописи.

Отмечая, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», особую значимость этого метода великий русский педагог видел в реализации содержания воспитательной работы, а именно в осуществлении задач нравственного, эстетического воспитания. Предложенные К. Д. Ушинским подходы нашли дальнейшее раскрытие в трудах В. В. Гориневского, Е. И. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, М. И. Морозовой и др.

С. Т. Шацкий в теоретическом обосновании своей воспитательной системы рассматривает возможности влияния на детские эмоции через использование метода эстетической организации жизнедеятельности детей. Данный метод заключался в фиксации чувств детей на красивом, изящном через эстетическое оформление обстановки (интерьера), а также побуждении детей к осуществлению разных видов художественной деятельности.

В. А. Сухомлинский придавал большое значение детским эмоциям как средству воспитания и познания окружающего мира, что прослеживается уже в названии созданной им школы, которую он назвал «Школа радости». Опираясь на ценности народной педагогики, В. А. Сухомлинский показал практическую значимость таких форм эмоционального влияния на детей, как народные праздники («Праздник песни», «Праздник цветов»), путешествие в природу, общение детей с искусством, творческий труд. Народное искусство, природа рассматривались педагогом не только как источник духовного становления личности, но и как источник разнообразных эмоций.

А. С. Макаренко отмечал необходимость эмоциональной насыщенности воспитательного процесса, причем он имел в виду не просто насыщение этого процесса разнообразными переживаниями детей, а продуманное пробуждение чувств, связанных с определенным объектом, событием, деятельностью. В рамках своей теории формирования детского коллектива советский педагог показал целесообразность использования метода «переключения страстей», основу которого составляла перспективная идея «завтрашней радости». В использовании этого метода А. С. Макаренко видел возможности нравственного становления растущей личности.

В дидактической системе Л. В. Занкова идея эмоционального воздействия на детей находит раскрытие в контексте целостного развития личности: развития ума, воли и эмоций. Рассматривая эмоции как основу духовных потребностей ребенка, особенно потребностей в познании, Л. В. Запков отмечал необходимость обязательного включения эмоций в процесс обучения. Среди методов эмоционального воздействия важное место он отводил наглядности. По мнению Л. В. Занкова, наглядные методы позволяют раскрывать перед детьми художественные образы, в которых воплощены высокие мысли и чувства. Среди средств эмоционального воздействия выделяются литература, музыка, изобразительное искусство.

В работах психологов и педагогов, связанных с детьми дошкольного возраста, описываются различные способы воздействия на эмоциональную сферу. Так, А. Д. Кошелева обосновывает необходимость влияния на характер переживаний детей в ситуациях морального выбора.

Преднамеренное создание таких ситуаций пробуждает гуманные способы поведения детей, содержание проектируемых эмоций: сострадания, сопереживания; способствует развитию эмоциональной децентра- ции. Процессуальная сторона воздействия на эмоциональную сферу состоит в постановке социально-нравственной задачи, акцентировании внимания на эмоциональных переживаниях, побуждении к оценочным суждениям.

Л. П. Стрелкова показывает необходимость формирования у детей так называемых эмпатийных цепочек (сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие и внешнее содействие), которые разворачиваются в эмпатогенных ситуациях, побуждающих детей к проявлению эмоциональной отзывчивости. Содержательной основой такой работы выступает сказка, а методами - игровая драматизация.

Важная роль наглядных и игровых методов как способов чувственного миропознания, создания и поддержки эмоционально-положительной атмосферы подчеркивалась в работах Р. С. Буре, Л. А. Венгера, Т. С. Комаровой, М. И. Лисиной, А. П. Усовой, О. П. Радыновой и пр. Вместе с тем процессуальные стороны построения образования в аспекте направленного влияния на эмоции, сам комплекс методов, строящийся с учетом специфики форм эмоционального реагирования, авторами специально не рассматривались.

Методы эмоционально опосредованного развития детей относятся к числу специфичных и в то же время универсальных. К специфичным они относятся потому, что направлены на пробуждение эмоций, актуализацию отношения детей к объектам познания, ценностям жизни, культуры. Универсальными эти методы являются потому, что могут использоваться при освоении содержания не только в группе деятельностей с ведущим эмоциональным компонентом, но и в группе деятельностей с ведущим интеллектуально- познавательным и деятельностно-практическим компонентами.

Данная группа методов строится с ориентацией на последовательно усложняющиеся формы эмоционального реагирования: краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление. Учитывая своеобразие каждой формы эмоционального реагирования, а также отмеченную последовательность их проявления на протяжении всего дошкольного детства, можно охарактеризовать данную группу методов:

  • 1) метод эмоционально-сенсорного воздействия , строящийся на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Он является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций в процессе образования и используется с младшего дошкольного возраста;
  • 2) метод контрастного сопоставления , строящийся на механизме эмоциональной дифференциации (пробуждения нротивоположных эмоций) с целью развития эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, социальным явлениям и др. Вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста;
  • 3) метод побуждения к сопереживанию , строящийся на механизме идентификации, пробуждающей эстетические, нравственные эмоции. Он вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста;
  • 4) метод эмоционально-образного воздействия , строящийся на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении, к воплощению субъективного содержания испытываемой ребенком эмоции. Метод активно используется в старшем дошкольном возрасте; в среднем дошкольном возрасте он применяется в основном на уровне подражания.

Историческое познание является ретроспективным (от лат. retro — назад и specio — смотрю) в том смысле, что оно обращено к тому, как развивались события в реальности — от причины к следствию. Историк же идет от следствия к причине, это правило познания действует в любом случае без исключения. В снятом виде последующее содержит в себе предыдущее, точнее, некоторые элементы ушедшей в небытие структуры, причем в двоякой форме: либо в виде пережитков, остатков прошлого, либо в качестве составной части другого, более развитого этапа (ступени) одной и той же линии развития реальности.

Патриархальное рабство — пережиток рабовладельческих отношений эпохи Античности . Оно не является элементом возникновения нового в жизни древних германцев и славян в Средние века. Напротив, развитие семейно-брачных отношений от рода через выделение большой семьи и образование малой индивидуальной семьи представляет собой иной тип эволюции в соотношении прошлого и настоящего. То же самое можно сказать о развитии капиталистических отношений от простой кооперации через мануфактуру к фабрике, о развитии капитализма от ступени свободной конкуренции к монополистической стадии и к господству транснациональных корпораций.

Суть ретроспективного метода заключается в опоре на более высокую ступень развития с целью понимания и оценки предыдущей. Делается это не только по причине возможной нехватки фактических данных, источников, хотя и это само по себе важно. Дело в том, что для понимания сути изучаемого события или процесса мышления необходимо проследить его развитие из конца в конец, однако и этого недостаточно. Каждый предыдущий этап можно понять не только благодаря его связи с другими этапами, но и в свете последующей и более высокой стадии развития в целом, в которой наиболее полно выражена суть всего процесса. Это помогает понять и предыдущие этапы. Французская революция конца XVIII в. развивалась по восходящей линии, если иметь в виду степень радикализации требований, лозунгов и программ, а также социальную сущность приходивших к власти слоев общества. Последний, якобинский этап в наибольшей степени выражает эту динамику и дает возможность судить и о революции в целом, и о характере и значении предыдущих ее этапов.

При какой-либо иной логике мышления адекватное понимание этого события невозможно.

Суть ретроспективного метода лучше всего выразил К. Маркс . Речь идет о понимании вполне конкретных явлений и об истории в целом. О способе изучения средневековой общины немецким историком Г.Л. Маурером К. Маркс писал: «Но печать этой "земледельческой" общины так ясно выражена в новой общине, что Маурер , изучив последнюю, мог восстановить первую». Своеобразной вершиной применения ретроспективного метода являются исследования Л. Г. Моргана . В своем труде «Древнее общество» он показал эволюцию семейно-брачных отношений от групповых форм к индивидуальным.


Л. Г. Морган воссоздал историю семьи в обратном порядке вплоть до первобытного состояния господства полигамии . По мнению Ф. Энгельса, Л.Г. Морган «...нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории». Что он имел в виду? Наряду с воссозданием появления первобытной формы семьи Л. Г. Морган доказал принципиальное сходство развития семейно-брачных отношений у древних греков и римлян и американских индейцев. Что ему помогло понять это сходство? Это, по существу, идея о единстве мировой истории, которое проявляется и асинхронно, а не только в пределах временной горизонтали.

Свое представление о единстве историк выразил следующим образом: «Их (форм семейно-брачных отношений в Древней Греции и Риме с отношениями американских индейцев. — Н. С.) сопоставление и сравнение указывает на единообразие деятельности человеческого ума при одинаковом общественном строе». Открытие Л.Г. Моргана обнажает в механизме его мышления взаимодействие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Взаимосвязь и взаимодействие различных методов в познании является общей и характерной чертой мышления.

В отечественной историографии ретроспективный метод успешно применялся И.Д. Ковальченко при изучении аграрных отношений в России в XIX в. Суть метода состояла в попытке рассмотреть крестьянское хозяйство на разных системных уровнях: отдельные крестьянские хозяйства (дворы), более высокий уровень — крестьянские общины (селения), еще более высокие уровни — волости, уезды, губернии. Система губерний представляет наиболее высокий уровень, именно на нем, по мнению ученого, наиболее отчетливо проявлялись основные черты социально-экономического строя крестьянского хозяйства. И.Д. Ковальченко считал, что их знание необходимо для раскрытия сути структур, находящихся на более низком уровне.

Характер структуры на низшем (подворном) уровне, будучи соотнесенным с ее сутью на высшем уровне, показывает, в какой мере общие тенденции функционирования крестьянского хозяйства проявлялись в единичном.

Ретроспективный метод применим к изучению не только отдельных явлений, но и целых исторических эпох. Наиболее отчетливо эта суть метода выражена у К. Маркса. Он писал: «Буржуазное общество — есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т.д.

Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более позднее уже известно». К. Маркс дал примеры применение этого метода. Одним из них является анализ причин отсутствия у Аристотеля единого понятия стоимости: «...того факта, что в форме товарных стоимостей все виды труда выражаются как одинаковый и, следовательно, равнозначный человеческий труд, — этого факта Аристотель не смог высчитать из самой формы стоимости, так как греческое общество покоилось на рабском труде и поэтому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил.

Равенство и равнозначность всех видов труда, поскольку они являются человеческим трудом вообще, — эта тайна выражения стоимости может быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобрела прочность народного предрассудка. А это возможно лишь в таком обществе, где товарная форма есть всеобщая форма продукта труда... Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношения равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чем же состоит "в действительности это отношение равенства"».

В конкретно-историческом исследовании ретроспективный метод весьма тесно связан с «методом пережитков», под которыми историки понимают способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам.

Известный исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832-1917) писал: «Между свидетельствами, помогающими нам проследить действительный ход цивилизации, существует обширный класс фактов, для обозначения которых я почел бы удобным ввести термин "пережиток". Это те обычаи, обряды, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Э. Тейлор оперировал главном образом этнографическим материалом, что и сказывается на его понимании пережитков. Об их значении для изучения этой эпохи он писал следующее: «Пережитки, рассеянные по всему пути развивающейся культуры, как дорожные знаки, исполненные значения для того, кто умеет разбирать их надписи, и теперь еще сохраняются в нашей среде, служа памятниками первобытности, памятниками варварской мысли и жизни. Исследование их неизменно подтверждает, что европеец может найти среди гренландцев и маори многие черты для воссоздания картины жизни своих собственных первобытных предков».

К пережиткам в широком смысле слова мы можем отнести памятники, сведения реликтного характера. Если речь идет о письменных источниках, относящихся к определенной эпохе, то реликтными в них могут быть данные или фрагменты, включенные из более древних документов. Наиболее ярким примером источников, содержащих сведения современной их возникновению (фиксации) эпохи и пережитки более древних эпох, являются варварские правды. Фиксирующие в форме юридических постановлений возникновение государства, привилегии его должностных лиц, эти источники содержат немало сведений, относящихся к распорядкам родоплеменных отношений, т.е. к обычному праву. Рукописи Салической правды , относящиеся по времени их записи к IX в., содержат сведения архаического характера — правовые нормы, которые по своему содержанию отражают гораздо более древние эпохи. К числу титулов архаического содержания относятся, например, титул 45 «О переселенцах».

«Метод пережитков» широко применялся в немецкой историографии XIX в. в связи с изучением проблем аграрной истории Средних веков , причем в работах отдельных историков он являлся решающим методом аграрно-исторических исследований. В применении этих историков данный метод обнаруживает тесную связь с отправными методологическими положениями их исследований: с убеждением в эволюционном характере исторического развития, в котором прошлое воспроизводится в настоящем и является его простым продолжением, и в отсутствии глубоких качественных изменений в общинном строе на всем протяжении его существования и т.д.

Этими положениями определялись отношение, указанных историков к пережиткам, их понимание, а, следовательно, и характер применения самого метода, который в их работах тесно связан со сравнительно-историческим, ретроспективным методами: пережитки — это не реликты прошлого в условиях качественно иной действительности, а в целом однотипные с ней явления.

А. И. Данилов пишет по этому поводу: «Именно поэтому Мейцен, например, рассматривает кучевую деревню как форму населения вообще. Вне зависимости от того, кто населял такую деревню: свободные члены соседской общины — марки, крепостные крестьяне, крестьяне — частные собственники земли или крестьяне-арендаторы земли у буржуазного собственника. Естественно, что забвение коренных особенностей общественных отношений, существовавших, например, у населения одной и той же кучевой деревни на протяжении ее длительной истории, не могло не привести Мейцена к антиисторическому, в конечном счете, подходу к реликтам прошлого, сохранившимся в условиях современности».

В соответствии с этим такие пережитки ушедшей в прошлое действительности, как топографические и межевые планы и карты более позднего по отношению к изучаемым явлениям происхождения, объявляются достоверным источником первостепенного значения.

Чрезмерная генерализация данных, полученных Мейценом с помощью «метода пережитков», выразилась в том, что он без должной критической проверки освещал сельскохозяйственные распорядки одного района на основе межевых карт другого района и переносил свидетельства германских межевых карт на аграрный строй Франции, Англии и других стран.

Те из историков, которые более последовательно, чем Мейцен, проводили принцип историзма, получали возможность более результативного применения «метода пережитков». Это относится, в частности, к К. Лампрехту, который при изучении подворных общин, имевших место в первой половине XIX в. в районе города Трира, обнаруживал в них черты, не являющиеся прямым пережитком древней свободной общины.

Историзм, в значительной степени присущий взглядам французского историка М. Блока и представителей его школы, позволил ему успешно применять «метод пережитков» к анализу французских межевых карт XVIII в. Историзм расширял возможности научного применения не только данного, но и ретроспективного метода, которым М. Блок широко пользовался при изучении аграрных отношений.

Практика рассмотренных историков показывает, что основное методологическое требование, которое предъявляется к «методу пережитков», заключается в необходимости определить и доказать реликтный характер тех свидетельств, на основе которых историк хочет реконструировать научным путем картину давно исчезнувшей исторической реальности. Условием научного применения этого метода является подлинный историзм в оценке явлений прошлого. Не подлежит сомнению также необходимость дифференцированного подхода к различным по своему характеру реликтам прошлого.

1. СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Профессиональное образование - ретроспективный анализ систем управления

Система профессионального образования - один из важнейших институтов, несущий социальную, культурную, государственную, общественную, экономическую роль. Система образования, отмеченная в Национальной доктрине образования Российской Федерации 2000 г., призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России .
Динамичные изменения социально-экономических отношений, развитие конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, внедрения инновационных технологий, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан .
В этой связи одной из задач в процессе оценки развития системы профессионального образования, на наш взгляд, является ретроспективный анализ образовательной системы России.
Говоря о русской модели образования, можно утверждать, что она предполагает четкую регламентацию учебного процесса, причем первым ученым, обосновавшим и использовавшим в образовательной деятельности образовательный стандарт, стал М.В. Ломоносов.
Важнейшим периодом реформ системы образования России можно считать правление Петра Великого (1672 - 1725), который характеризуется открытием многих учебных заведений нового типа. В этот период в соответствии с потребностями развития общества были расширены учебные планы путем введения немецкого и французского языков, медицины, физики, философии .
В дальнейшем светская школа неуклонно усиливала свои позиции в русской образовательной системе. Академия стала важным культурным центром России и способствовала распространению общего образования в стране. Основание и развитие профессиональной школы было вызвано к жизни быстрым ходом петровских преобразований: развитие экономики, основание мануфактур, создание военно-морского флота вело к росту прикладных наук и требовало подготовки грамотных офицеров и специалистов в различных областях науки и техники. Петр I, убежденный в первостепенной важности общего образования, оставил России в наследство академический университет. Его «образовательная доктрина» была продолжена и усилена в годы правления Екатерины Великой, и задачи общего образования все более выдвигались на первый план.
В будущем университеты возглавили движение учебных округов за создание развитой отечественной образовательной системы. Несомненна их определяющая роль в формировании профессиональной высшей школы. Опережающий рост профессионального образования отмечался в 30-е гг. ХIХ в., когда возникали и быстро развивались институты и академии, в университетах создавались новые факультеты, открывались лектории и чтения по актуальным проблемам промышленной и аграрной политики. Именно в это время профессиональная школа окончательно оформилась как самостоятельная отрасль высшего образования и российская университетская система, разделившись на классические и технические университеты, получила логическое завершение.
Типичным представителем второго поколения российских вузов является Московский государственный технический университет (ранее МВТУ) им. Н. Э. Баумана. Основанный как ремесленное училище, получивший от МГУ материальную, учебно-методическую и кадровую помощь, унаследовавший богатейшую университетскую культуру, теперь этот вуз является одним из лучших инженерных вузов мира.
Идея университетских округов пришла в Россию с Запада и была взята за основу при разработке национальной образовательной системы, начатой при Александре I членами "Негласного комитета". Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерства народного просвещения и Указ от 24 января 1803 г., утвердивший "Предварительные правила народного просвещения", устанавливали единую довольно стройную и цельную систему образовательных учреждений.
Россия была поделена на 6 учебных округов, научными, учебно-методическими и административными центрами которых являлись университеты с попечителями во главе. По мере развития и укрепления образовательной системы, открывались новые университеты, с ними число округов постоянно увеличивалось. Принцип построения округов базировался на объединении более или менее обширных территорий, располагавших определенным минимумом культурных сил и ресурсов, при наличии организующего, системообразующего центра в лице университета.
Планомерное реформирование существующих норм в российских университетах началось с ограничения академических свобод и введения определенного государственного контроля за ходом, содержанием и качеством учебной работы, а также требования представления профессорами подробных конспектов их курсов для рассмотрения в главном правлении училищ. После чего в 1828 г. было вменено в обязанность профессорам ежегодно просматривать конспекты своих лекций и пополнять их новыми научными открытиями. Кроме того, в эти же годы был создан комитет под председательством министра, которому было поручено свести воедино все уставы учебных заведений России, от приходских до университетских, рассмотреть и сличить учебные курсы, собрать все учебные книги и руководства с целью запретить произвольное преподавание учебных дисциплин по произвольным книгам и тетрадям.
Если анализировать развитие высшей школы России второй половины ХIХ столетия в целом, то оно в какой-то мере напоминает повторение пройденного в первой. Новый устав университетов, принятый в 1863 г., отразил возврат к западным принципам университетской демократии, которые затем вновь были отвергнуты практикой вузовской жизни, что нашло выражение в уставе 1884 г.
В соответствии с новым уставом в стенах университетов сохранялись четыре факультета, но при этом значительно возросло число кафедр: время диктовало необходимость усиления теоретической и исторической частей преподавания на гуманитарных факультетах, теоретической и экспериментальной частей - на естественных факультетах. По всем факультетам число профессоров и преподавателей возросло согласно уставу с 265 до 443 (без учета внештатных преподавателей) .
Важное значение для развития университетской науки имела организация, согласно уставу, новых лабораторий, клиник, музеев, кабинетов, т.е. научно-вспомогательных учреждений, поскольку это позволило студентам естественных факультетов заниматься в физических, химических, зоологических, физиологических лабораториях. Увеличение числа кафедр свидетельствовало о быстром развитии науки.
Усиление финансирования университетов привело к значительному улучшению материального положения профессорского состава, выразившегося в увеличении их жалования вдвое. Укрепилась престижность профессоров, их авторитет в обществе. Серьезным завоеванием демократической общественности России следует считать внесение в устав положения о праве университетов освобождать студентов от платы за учение, сокращать размер этой платы, а также удовлетворять просьбы студентов об отсрочке ее. Закон оговаривал, что эти льготы предоставляются только успешно обучающимся студентам.
Отношение к зарубежному опыту в сфере образования - проблема, волновавшая российское общество в XIX в. и продолжающая глубоко интересовать сегодня. Профессорские стипендиаты, перенимающие зарубежный опыт не только знакомились с опытом западноевропейских университетов, многие из них искали ответ на вопрос о правомерности использования в России зарубежного опыта. Нередко в отечественной публицистике звучало утверждение, будто не следует "изобретать велосипед", а надо взять готовый опыт Германии в области высшего образования. Однако имелись и иные точки зрения стипендиатов. Молодые магистры и кандидаты сравнивали образовательные системы Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Италии, отметив при этом, какие стороны их могут быть применимы в развивающейся российской системе. Большинство их сходилось в мнении о невозможности искусственного перенесения западноевропейского опыта, в том, что следует глубоко и всесторонне учитывать конкретно-исторические условия России. Происходило, таким образом, критическое переосмысление зарубежного опыта. Университетскую общественность, и в том числе профессорских стипендиатов, волновал вопрос о связи науки и образования .
Развитие системы образования в советский период характеризуется бурным ростом количества учреждений профессионального образования, поскольку стратегической целью являлась подготовка квалифицированных кадров для растущей экономики.
Следует отметить, что и в эти годы немало внимания уделялось регламентации учебного процесса и унификации образовательных процедур. В частности под руководством Г.М. Кржижановского (30-ые годы) была проведена систематизация учебных планов и программ, разработана номенклатура специальностей, включающая 107 наименований, составлена профессиограмма специалиста по различным специальностям профессиональной подготовки .
Обращаясь к исторически определенным этапам формирования системы профессионального высшего образования, можно заметить явно выраженные периоды, когда различные трансформационные процессы развития общественных отношений вызывали определенные всплески развития системы образования (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Этапы развития системы ВПО


№ п/п

Учебные заведения

Примечание

Первые ВШ на террито-рии бывшего СССР



№ п/п

Учебные заведения

Примечание

Университеты

Развитие материального производства, торговли, мо-реплавания, становление ес-тественных наук, бурный рост промышленности

Появление инженерных и отраслевых высших учебных заведений

Развитие капитализма, крупной машинной индуст-рии

60-е годы
19 века

Рост количества выс-ших учебных заведений

Революционно-демократи-ческое движение, отмена крепостного права, развитие промышленности

19-начало
20 века

Появление женских высших учебных заве-дений

Революционное движение

72 вуза
86,5 тыс. студентов

Возникновение совет-ского государства

150 вузов
149 тыс. студентов

248 вузов
216,7 тыс. студентов

Возникновение аспи-рантуры

Индустриализация эконо-мики

Появление заочной и вечерней форм обуче-ния

701 вуз
405,9 тыс.студентов

481 вуз
811,7 тыс. студентов

1943- 1944 гг.

Годы Великой Отечест-венной войны

Открыты более 50 вузов

805 вузов
4580 тыс. студентов

517 вузов
3170,7 тыс. студентов

Развитие рыночных от-ношений; появление системы негосударст-венного высшего обра-зования

Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:

  • за первые 5 лет существования советской власти количество учреждений высшего профессионального образования выросло на 35 %, что было связано с появлением доступа в образовательные учреждения всех слоев населения России;
  • следующим важным этапом развития стало возникновение послевузовского образования в ответ на индустриализацию станы и, как следствие, необходимость воспитания научной элиты, развивающей научно-технический прогресс;
  • в следующее десятилетие количество вузов выросло более чем в два раза, а нововведением стали вечерняя и заочная формы обучения, позволяющие получать образование без отрыва от производства;
  • в годы Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелейшие экономические условия в стране, были открыты более 50 вузов, что было связано с необходимость осуществления новейших научных исследований в области военно-промышленного развития. Даже в условиях военного времени государство выделяло средства для финансирования развития системы высшего профессионального образования;
  • данные с 1990 года приведены по РФ, и они свидетельствуют о бурном развитии системы высшего профессионального образования, что связано с рядом причин, таких как реструктуризация экономик, и, как следствие структурные сдвиги на рынке труда, повышение доступности образования, мировые тенденции перехода к всеобщему высшему образованию.

Таким образом, развитие экономики и общества в реформенные периоды требовало пристального внимания и роста инвестирования в развитие системы профессионального образования, направленного на достижение устойчивого развития страны.
Например, в США в конце 50-х годов Комиссией Конгресса было уделено особое внимание русской модели образования и сделан вывод: «…если Америка не овладеет русским методом образования молодежи, ей придется овладевать русским языком». Впоследствии в США была принята государственная Программа развития системы профессионального образования, в рамках которой с 1960 по 1990 год инвестиции в высшее образование выросли в 20 раз, возросла доля государственных вузов за счет сокращения частных, усилилась роль образовательной политики, в 1979 г. было создано Министерство образования, главной задачей которого стала выработка и внедрение образовательных стандартов по всем академическим дисциплинам (В России Министерство образования существует с 1802 года) .
Проведенный анализ основных моментов развития отечественной системы профессионального образования можно закончить следующей цитатой из выступления В.В. Путина: «В России выросла и состоялась своя система, свои модели образования. Как видим, они выдержали проверку временем, оказались вполне достойного качества. И при всей необходимости модернизации нашего образования этот факт сегодня не оспаривается ни внутри страны, ни за рубежом» .
Исследователями был сделан вывод, что российское высшее образование в целом повторяет все основные мировые тренды перехода от высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи, однако с отставанием по разным показателям на десять - тридцать лет .
Были выделены следующие основные тенденции:

  • массовизация высшего образования;
  • растущая коммерциализация высшего образования;
  • переход к «гибким» специальностям;
  • открытие национального рынка образовательных услуг (интернационализация);
  • появление новых форматов образования;
  • смена образовательных технологий.

В результате роста объема образовательных услуг Россия в 2000 г. вышла на одно из первых мест в мире по относительной численности студентов. Этот показатель - один из немногих, подтверждающих притязания России на членство в "Большой восьмерке": если в 1993 г. в России на 10 000 населения приходилось 180 студентов, аспирантов и докторантов (в США - 339, во Франции - 281, в Германии - 229, в Японии - 204), то в 1997 г. этот показатель вырос до 227 студентов (в США - 394, во Франции - 258, в Германии - 219, в Японии - 222), а в 2000 г. - до 336 , в 2005 г. - до 495, из них 210 обучаются на бюджетной основе .
Количественный анализ развития дает характеристику современного состояния и структуры специальностей системы профессионального образования, т.е. позволяет дополнить и обосновать качественные аспекты изменений.
Рассматривая рынок образовательных услуг по состоянию на 2006 год, можно выделить следующие тенденции развития системы российского высшего профессионального образования. Отмечается быстрый рост числа высших учебных заведений. Их количество за 16 лет увеличилось более чем в 2 раза (с 514 в 1990/91 учебном году до 1068 в 2005/06 году) - рис.1.1. Но пик роста достигнут - 1071 вуз в 2004/05 учебном году, современное развитие будет характеризоваться тенденцией к сокращению числа вузов, что связано с демографическими факторами и к переходу от экстенсивного развития к интенсивному, основанному на повышении качества образования.

Рис. 1.1. Количество государственных и негосударственных вузов

Многие из новых вузов возникли, что называется, "на пустом месте" и не имеют не только опыта, но и постоянного штата преподавателей - 34 % профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов (а их количество составляет на начало 2005/06 учебного года 40 % от общего числа высших учебных заведений страны) являются совместителями.
Ограниченность возможности миграции, вызванная финансовыми причинами, принципиально повысила требования к качеству высшего образования в провинциальных вузах, содержательному разнообразию образовательных услуг на региональном и муниципальном уровне. Ответом на это стало, с одной стороны, массовое открытие филиалов ведущих вузов в провинции и, во-вторых, проводимые в части регионов реструктуризация и перепрофилирование сети учебных заведений, постепенный переход с узкоспециализированной на более широкую подготовку в системе профессионального образования .
Открытие достаточно большого количества филиалов учебных заведений в условиях роста потребности в образовательных услугах соответствует экстенсивному развитию рынка, но существенно снижает качество образования (рис.1.2). Оценивая структуру вузов России с учетом филиалов, можно говорить о крайне негативной тенденции, когда количество филиалов в два раза превышает количество вузов.


Рис. 1.2. Структура вузов с учетом филиалов

По словам ректоров Алферова Ж.И., Садовничего В.А. сеть негосударственных академий, аттестационных комиссий, учебных заведений, девальвирующих понятия высшего образования, ученых званий и степеней, создает серьезную угрозу российской системе образования, так как люди перестают ориентироваться в качестве образовательных услуг, утрачивают объективную оценку научных достижений.
Во второй половине 90-х годов был отмечен значительный рост числа студентов вузов, что ведет к повышению образовательного потенциала страны и свидетельствует о стремлении значительной части молодых людей получить высшее образование. Это, безусловно, положительная тенденция, поскольку образовательный потенциал общества значительно влияет на развитие экономики страны. К 2005/06 учебному году численность студентов вузов выросла в 2,5 раза, при этом количество студентов государственных вузов увеличилось в 2 раза, а негосударственных - в 10 раз (база сравнения 1993 год). Несмотря на значительный рост численности студентов негосударственных вузов, их доля в общей численности составляет всего 12 %.
Оценивая систему профессионального образования в целом, выявляется тенденция сокращения численности учащихся начальных профессиональных учебных заведений на 20 %. Численность студентов средних специальных образовательных заведений остается на уровне 1990 года, несмотря на некоторые колебания на протяжении последних 15 лет (рис.1.3).
Анализируя выпуск специалистов с различным уровнем профессионального образования (рис. 1.4), наблюдаем аналогичные тенденции: выпуск специалистов с высшим образованием увеличился более чем в 2 раза, система среднего специального образования выпускает на 20 % специалистов больше, квалифицированных рабочих рынок труда получает меньше на 10 %. Представленная структура несколько противоречит критической ситуации, о которой заявляют работодатели, что связано, вероятно, с условиями работы, средней заработной платой рабочих и несогласованностью системы профессионального образования и рынка труда.


Рис. 1.3. Численность студентов системы профессионального образования


Рис. 1.4. Структура выпуска специалистов системой профессионального образования

Представленные показатели свидетельствуют о том, что развитие высшей школы в настоящее время тесно связано с ее реструктуризацией. Процессы структурной перестройки сети учебных заведений высшего образования соответствуют адаптации вузов к изменившимся условиям и представляются следующими:

  • развитие сети негосударственных учебных заведений;
  • расширение сети филиалов;
  • расширение сети вузов регионального и муниципального подчинения;
  • образование комплексов «ссуз-вуз», «школа-вуз»;
  • интеграция вузов одного региона/города в университетские комплексы;
  • диверсификация внутренней структуры вузов.

Основными задачами в развитии процессов реструктуризации должны стать:

  • взаимодействие учебных заведений различного уровня образования, ведомственной принадлежности, источников финансирования и форм собственности;
  • ядром глобальной и открытой образовательной системы должны стать крупные университеты, обладающие мощным научным и педагогическим потенциалом и имеющие широкий спектр направлений подготовки специалистов;
  • объединение вузов с научными и производственными организациями с целью развития научно-исследовательских работ в области фундаментальных и прикладных исследований;
  • обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов с целью соответствия современному уровню развития техники и технологий;
  • повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, оказывающее огромное влияние на качество образования;
  • решение основных кадровых проблем: массовый уход в коммерческие структуры, резкое сокращение молодых специалистов, значительное снижение количества аспирантов, «скрытая миграция» в другие области деятельности высококвалифицированных преподавателей;
  • совершенствование международной деятельности вузов.

Исследования выявили системность проблем российского профессионального образования, наблюдающихся в мировой практике. Пристальное внимание правительств экономически развитых стран к состоянию профессионального образования выявило ряд недостатков, которые являются общемировыми : выпускники университетов обладают недостаточной фундаментальной подготовкой; слабо представлено аналитическое мышление, способность критически оценивать объекты и проблемы моделирования, имитации, оптимизации на базе знаний в области фундаментальных наук; выпускники не рассматривают свою профессиональную деятельность как интегрированный процесс; не умеют адаптироваться к изменяющимся технической и технологическим средам.
При этом западные эксперты констатируют, что сегодня наука и технологии развиваются настолько быстро, что нет времени после окончания вуза «доучиваться» и «дотягиваться» до современного уровня развития высокотехнологичного производства, необходимо уже на «вузовской скамье» включаться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную занятость.
Таким образом, основной целью реформирования системы образования должно стать создание саморазвивающейся, эффективной системы, которая будет способствовать экономическому подъему и устойчивому развитию страны, совершенствованию человеческих ресурсов, удовлетворению образовательных запросов развивающейся личности.
По мнению Бермуса А., в последние месяцы и годы российское образование находится под одновременным воздействием множества прямо противоположных по направленности векторов. С одной стороны, существует убеждение, что образование - есть основной ресурс создания «общества знаний», в связи с чем, именно образование должно иметь статус прорывной отрасли. С другой стороны, одной из основных линий модернизации является переход к многосторонней ответственности за образование, при одновременном переносе основных затрат на долю самого обучающегося и его семьи. Очевидно, что возникающие за этими логиками образы единой национальной образовательной стратегии или образования как сферы услуг представляют собой две противоположные возможности .
В этой ситуации государство оказывается перед дилеммой: продолжать реализацию моноцентрической политики, ресурс которой ограничен существующими экономико-правовыми реалиями, либо сформировать новую концепцию государственного управления образованием, в рамках которой основной акцент будет делаться не на нормировании отдельных видов деятельности, но - на обеспечении определенного уровня и качества межсубъектного взаимодействия. Очевидно, что эта модель государственного управления требует огромной концептуальной, методологической и правовой проработки и содержит значительные риски. Но именно эта перспектива создает возможность ухода от кажущегося неизбежным коллапса образования в России. В этой связи проблематика разработки механизма управления системой профессионального образования на основе взаимодействия субъектов рынков труда и образовательных услуг является актуальной и научно обоснованной.
Экономисты ВШЭ предлагают свой прогноз состояния системы образования на 2010 год при условии ее реформирования.
После окончания основной школы большая часть детей пойдет в профильную школу, меньшая - в систему начального профессионального образования. Системы среднего специального образования как таковой не будет. Вместо нее - технический бакалавриат, первая ступень профессионального высшего образования с продолжительностью обучения 3 года. Будет также академический бакалавриат - 4 года обучения, в него, в основном, будут поступать выпускники профильной школы. Но не заказан путь и из технического бакалавриата.
После академического бакалавриата можно будет продолжить образование в магистратуре или MBA (организаторы бизнеса) - это займет два года, или “доучиться” на специалиста (1 год).
Согласно исследованиям Клячко Т.Л., современное высшее образование можно разделить на общее, профессиональное и элитное. При этом положительным является тот факт, что «в современной экономике с быстрой сменой типов деятельности для профессионального образования нужен фундамент - общекультурный, коммуникативный. Он должен создать мотив для получения высшего профессионального образования, научить искать информацию, научить учиться, сделать студента адаптивным, гибким, способным быстро меняться, когда изменяются потребности рынка труда. И здесь возникает потребность именно в общем высшем образовании. Это совсем другой подход к образованию: не научить один раз на всю жизнь, но научить учиться всю жизнь. К восприятию этой новой образовательной задачи еще не совсем готово общество и сама высшая школа» .
Реформа образования по Кузьминову позволит уравновесить выпуск системы образования с потребностями рынка труда. Ориентиры на 2010 год: школьный учитель будет получать 15 тысяч рублей, мастер производственного обучения - 20 тысяч, преподаватель вуза - 40 тысяч, преподаватель исследовательского университета (с учетом грантов и НИР) - 80 тысяч рублей.
Несмотря на то, что взаимозависимость системы профессионального образования и рынка труда не вызывает сомнений, реакция системы подготовки молодых специалистов на сигналы сложно прогнозируема в условиях обособленного функционирования. Вследствие этого требует особого внимания проблемы координации и согласования функционирования рынков труда и образовательных услуг для достижения общественных экономических целей, перехода к инновационно-ориентированному развитию, социальных эффектов.

Полякова Н.В. Образовательная система пореформенной России: практика и исторический опыт. Социально-гуманитарные знания № 2, 2001.

Шудегов В.Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России // Аналитический вестник №25 (313). - С.11.

Булгакова Н. Деформации и реформы // Материалы 5-й Международной научной конференции “Конкурентоспособность и модернизация российской экономики”(доклад Я. Кузьминова).

Клячко Т.Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования // Полит.ру, 6 апреля 2008 г. - http://www.polit.ru/research/2004/09/07/demoscope167.html

Предыдущая

Исторический (ретроспективный) анализ факторов развития МО «Томаринский ГО»

По результатам экскурса в историю экономического освоения территории (Приложение А) и анализа показателей уровня социально-экономического развития Томаринского ГО можно отметить следующее. За стадией промышленного краха, вызванного Второй мировой войной и последующими событиями, муниципальное хозяйство Томаринского ГО пережило период резкого промышленного роста в советский период: строились новые корпуса предприятий промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания, возводилось жилье, здания медицинских и общеобразовательных учреждений, существенно возрос уровень жизни населения.

Но вслед за этим пришли 90-е годы, принесшие кардинальные политические и экономические перемены. Вдруг оказалось, что предприятия как промышленности, так и сельского хозяйства в новых рыночных условиях неконкурентоспособны и, следовательно, нежизнеспособны. Базовое для района предприятие - Томаринский целлюлозно-бумажный завод, оснащенный устаревшим маломощным оборудованием, перестал существовать одним из первых из семи подобных Сахалинских предприятий. Его ликвидация привела к краху прочих предприятий-партнеров, обеспечивавших функционирование ЦБЗ: автотранспортного предприятия, порт-пункта, леспромхоза. Закрытие предприятий привело к резкой депопуляции - массовому оттоку населения в южные районы области и в материковые регионы России.

Но, не обладая значительными конкурентными преимуществами, Томаринский ГО за прошедшие 20 лет не смог пока выйти на новый цикл развития, оставаясь в самой низкой стадии жизненного цикла муниципального образования - стадии упадка.

Исследование статистических данных, архивных документов и публикаций в печатных изданиях позволило нам выделить следующие стадии жизненного цикла МО «Томаринский ГО» (рис. 2.11):

I. Стадия зарождения муниципального хозяйства - период начального экономического освоения (1890 г. - 1905 г.).

развития

1900 1940 1945 1990 1994 2010 Год

Рис. 2.11. Динамика развития МО «Томаринский ГО»

II. Стадия развития муниципального хозяйства - период японского хозяйствования (1906 - август 1945 гг.).

III. Стадия спада - период перевода системы хозяйствования с японской на советскую (1945 г. - 1948 г.).

IV. Стадия роста (1948 г. - 1985 г.).

V. Стадия зрелости (1985 г. - 1990 г.).

VI. Стадия упадка (1990 - по настоящее время).

Считаем, что на всех стадиях жизненного цикла МО «Томаринский ГО» прослеживаются общие признаки, сформулированные нами как:

  • 1) (основная целевая установка муниципальных органов власти);
  • 2) (отраслевая принадлежность предприятий муниципального образования);
  • 3) темп роста экономики (отсутствие, низкий, средний, высокий);
  • 4) динамика численности населения (рост, снижение);
  • 5) экология (степень загрязнения окружающей среды).

В табл. 2.48 отражены характеристики стадий жизненного цикла МО «Томаринский ГО» , каждой из которых присущи свои собственные особенности.

На стадии рождения муниципального хозяйства (1890 г.- 1905 г.) при полном отсутствии материально-технической базы производства менеджмент был ориентирован на открытие и исследование вновь открытых территорий. В этот период времени на территории нынешнего МО осуществлялись путешествия военных и гражданских исследователей с целью изучения его флоры, фауны, геологии и т.д. На данной стадии в условиях нетронутой природно-естественной среды рождающаяся экономика была представлена натуральным хозяйством крайне малочисленного коренного населения и рыбными промыслами, функционировавшими за счет занятости отбывших каторгу и свободных переселенцев.

Выделенные общие признаки, характеризующие развитие МО «Томаринский ГО» на стадиях его жизненного цикла

на стадиях его жизненного цикла

Центр сосредоточения менеджмента

Степень диверсификации отраслевой структуры

роста экономики

Динамика

численности

населения

Экология

I. Стадия зарождения муниципального хозяйства

Открытие и исследование территорий, ресурсов

Недиверсифи

цированная

Естественно-природная среда

II. Стадия развития муниципального хозяйства

Создание МТБ, производство и реализация товаров, услуг и работ

III. Стадия спада

Перевод рыночной системы хозяйствования на социалистический

остановка

Снижение

вследствие остановки

производства

IV. Стадия роста

Производство и реализация товаров, услуг и работ, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение улучшения условий жизни населения

Высокая степень загрязнения рек, морского побережья, воздуха

Выделенные стадии жизненного цикла МО «Томаринский ГО»

Сформулированные признаки, характеризующие развитие МО «Томаринский ГО»

на стадиях его жизненного цикла

Центр сосредоточения менеджмента

Степень диверсификации отраслевой структуры

роста экономики

Динамика

численности

населения

Экология

V. Стадия зрелости

Производство и реализация товаров, услуг и работ, проблема устаревания МТБ и внедрения инноваций

Снижение

Высокая степень загрязнения рек, морского побережья, воздуха

VI. Стадия упадка

Решение социально-экономических проблем

Снижение

Улучшение экологической обстановки

вследствие отсутствия производства

На стадии развития муниципального хозяйства (1906-август 1945 гг.) в период японского хозяйствования основной целевой установкой местных органов власти было создание условий для развития предпринимательства. В это период наблюдался резкий прирост численности населения за счет прибывающих из метрополии японских граждан и рабочих из Кореи.

Предпринимательство развивалось по многим направлениям: транспорт (строительство морского порта, железной и грунтовых автомобильных дорог), связи (издание газет, прокладка телефонного и телеграфного кабеля), промышленности (целлюлозно-бумажной фабрики как градообразующего предприятия, мебельной фабрики, нефтеперегонного завода, хлебопекарен и т.д.), торговли, общественного питания, сферы услуг и многоотраслевого сельского хозяйства (рыбодобычи и рыбопереработки, звероводства, растениеводства и животноводства).

Развитие экономики Томариору проходило на основе отсталых технологий, способствовавших загрязнению окружающей среды. Так, целлюлозно-бумажная фабрика осуществляла сброс отходов от вреднейшего производства целлюлозы напрямую в реку Томаринку. Отходы рыбопереработки сбрасывались непосредственно в море и реки, расположенные на территории нынешнего муниципального образования. Отсутствовала и городская канализация, не говоря уже об очистных сооружениях.

На стадии спада (1945 г. - 1948 г.) в период перевода системы хозяйствования с японской на советскую в условиях исхода японского и незначительного прироста советского населения (в основном, из числа военных) задачи менеджмента включали: создание сначала переходных, а затем и постоянных органов власти; привлечение специалистов (сначала японских, а затем и советских) к восстановлению предприятий и из запуску в производство; обеспечение приемлемых условий жизни проживающему и прибывающему на территорию МО населению. В этот период вследствие полной остановки производства на практически всех предприятиях произошло существенное улучшение экологической обстановки.

На стадии роста (1948 г. - 1985 г.) основными целевыми установками органов власти стали производство и реализация товаров, услуг и работ, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение улучшения условий жизни населения. На данном отрезке времени отмечается высокая (но несколько ниже) степень диверсификации экономики: хозяйство городского округа развивалось на существовавшей до войны материально-технической базе (достаточно отсталой и устаревшей). Вследствие этого некоторые предприятия были закрыты. Тем не менее, в развитие экономики финансировались значительные средства, что и обусловило высокие темпы экономического роста при значительном приросте населения. При этом использование устаревшей МТБ снова привело к загрязнению рек, морского побережья, воздуха.

На стадии зрелости (1985 г. - 1990 г.) основными целевыми установками органов власти оставались производство и реализация товаров, услуг и работ, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение улучшения условий жизни населения. На данном отрезке времени также отмечается высокая степень диверсификации экономики. Но ухудшение макроэкономической ситуации в стране (эпоха тотального дефицита) привело к ухудшению условий финансирования планов развития производства, жилищного строительства и решения прочих социальных задач, существенному снижению темпов роста и снижению численности населения. Отсутствие финансовой возможности обновления технологий и финансирования совершенствования социальной инфраструктуры улучшение экологической обстановки по определению не могло быть обеспечено.

На стадии упадка, начавшейся в первые годы девяностых, в период тотального разрушения ранее существовавшего хозяйственного комплекса (ликвидация практически всех предприятий промышленности, транспорта, бытового обслуживания и т.д.), массового выезда населения целью менеджмента стало решение социально-экономических проблем муниципального образования (сокращение безработицы, социальная защита населения, образование, здравоохранение и т.д.). Едва ли не единственным следствием коренного перелома явилось улучшение экологической обстановки вследствие отсутствия производства.

Проведенное исследование стадий жизненного цикла МО «Томарин-ский ГО» позволило выделить определенные черты, повторяющиеся на каждой стадии его жизненного цикла, которые мы назовем закономерностями его развития (табл. 2.49):

  • 1) форма собственности на ресурсы;
  • 2) модель рынка;
  • 3) цель развития;
  • 4) тип управленческого воздействия со стороны государства;
  • 5) идеология;
  • 6) тип развития.

Следует заметить, что выделенные стадии жизненного цикла МО «Томаринский ГО» необходимо дополнительно перегруппировать в связи с тем, что выявленные закономерности развития повторяются, соответственно, по историческим периодам развития экономики Российской империи, Японии, СССР и Российской Федерации.

Результаты сравнительного анализа стадий жизненного цикла МО «Томаринский ГО» (табл. 2.49) в разрезе выявленных закономерностей развития позволяют сделать вывод о том, что предложенная группировка закономерностей достаточно подробно характеризует процесс социально-экономического развития МО «Томаринский ГО» на протяжении всего его исторического пути.

Результаты сравнительного анализа стадий жизненного цикла МО «Томаринский ГО» в разрезе выявленных закономерностей развития

по историческим периодам Российской истории

Российская империя (I стадия)

Япония (II стадия)

(III, IV, V стадии)

1. Форма собственности на ресурсы

Формально общенародная, фактически - государственная

Федеральная, региональная, муниципальная, частная, общественных организаций

2. Модель рынка

Рынок, свободное рыночное развитие

Государственный монополизм

Регулируемое государством рыночное развитие

3. Цель развития

Наука, научные исследования,

освоение территории

и ресурсов

Освоение ресурсов и территории, улучшение условий жизни населения, извлечение доходов предприятиями, организациями и бюджетами разного уровня

Улучшение условий жизни населения, извлечение доходов

предприятиями, организациями и бюджетами разного уровня

4. Тип управляющего воздействия со стороны государства

Отсутствие управления и контроля со

стороны государства

Директивный: планирование, организация, регулирование и контроль государственными и общественными структурами

Создание законодательной базы развития и контроль за соблюдением принятых законодательных и подзаконных актов

Выявленные закономерности МО «Томаринский ГО»

Выделенные стадии жизненного цикла МО «Томаринский ГО», сгруппированные

по историческим периодам Российской истории

Российская империя (I стадия)

Япония (II стадия)

(III, IV, Vстадии)

Российская Федерация (VI стадии)

5. Идеология

Отсутствие идеологии

Присутствие элементов идеологии (развитие патриотизма, синтоизм и

Использование идеологии для достижения целей развития экономики (пропаганда марксизма-ленинизма, патриотизм, военно-спортивная подготовка, атеизм, борьба с алкоголизмом и т.д.)

Присутствие элементов идеологии (развитие патриотизма, улучшение экологии и

6. Тип развития

Экстенсивный тип развития за счет использования новых

ресурсов и территорий при узкой дифференциации и низком качестве товаров и услуг для

массового потребителя

Экстенсивный тип развития за счет использования новых ресурсов и территорий при узкой дифференциации и низком качестве товаров

и услуг для массового потребителя

Интенсификация развития и повышение

качества товаров и

услуг населению при их широкой дифференциации с использованием экономических

методов на основе применения маркетингового подхода

МО «Томаринский ГО» развивалось в определенных меняющихся условиях. В связи с этим следующим этапом нашего исследования станет выделение факторов как позитивного, так и негативного влияния, повлиявших на развитие муниципального образования в течение всего его жизненного цикла (табл. 2.50).

Обобщая данные табл. 2.50, можно выделить следующие факторы развития МО «Томаринский ГО» в ретроспективе.

  • 1. Позитивные факторы, оказывавшие свое влияние в исследуемом периоде: заинтересованность государства в развитии экономики на всех уровнях управления; рост благосостояния населения и потребности населения в товарах и услугах.
  • 2. Негативно влиявшие факторы, политический кризис; экономический кризис; социально-демографический кризис; географическая удаленность от массового потребителя товаров и услуг; недостаточное финансирование строительства производственной и социальной инфраструктуры; потребность в значительных инвестициях и их недостаток; отсутствие подготовленных кадров; неразвитая правовая база; слабое развитие инфраструктуры.

Анализ выявленных в результате предложенной группировки факторов развития МО «Томаринский ГО», оказывавших свое влияние на протяжении всех стадий жизненного цикла, показывает, что она действительна и в настоящем. МО «Томаринский ГО» на протяжении почти пятидесяти лет (с конца 40-х - конца 80-х годов XX века) существовал как единый слаженный организм.

Многие предприятия, находившиеся на его территории, функционировали достаточно эффективно. Это был успешно, рентабельно функционирующий комплекс, несмотря на географическую удаленность от массового потребителя товаров и услуг. Краткий обзор исторического пути развития МО «Томаринский ГО» позволяет сделать вывод о том, что при определенных условиях на его территории возможно создать современный хозяйственный комплекс, деятельность которого может быть направлена на устойчивое развитие и улучшение условий жизни населения.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Сакович С.М.

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются периоды развития отечественной социологии на основе принципа преемственности о накопленном потенциале социологической науки, достаточном для участия в социальном обновлении страны, трансформации научного знания в экономику, политику и культуру, адекватную глобальным тенденциям развития цивилизации.

Ключевые слова : социологическое исследование, инновационное направление, социологические школы.

HISTORICAL TENDENCIES OF

DEVELOPMENT OF HIGHER

SOCIOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA:

RETROSPECTIVE ANALYSIS

Sakovich S.M.

MCPU, Moscow

The author describes the periods of development of sociology science in Russia on the basis of principle of continuity of the cumulative sociological knowledge, which could be transformed into the economics, politics and culture, being adequate to the global tendencies of the civilization development.

Key words : sociological research, innovative area, sociological schools.

В развитии отечественной социологии принято выделять три периода - досоветский, советский и постсоветский. По сути, каждый новый этап рассматривается как автономный и начинается с отрицания достижений предыдущего . Отечественная социология развивалась на основе принципа преемственности. Признание преемственности как фактора эволюции науки должно дополняться пониманием того, какое влияние на отечественную социологию оказывали те или иные научные школы, политические и другие события, происходившие как в стране, так и в мире.

Отечественная социология, также как и многие другие социально − гуманитарные науки, начиная с философии, формировалась и на собственной базе, и под влиянием «европейского социально − социологического духа» . В этом смысле успех «позитивной философии» О. Конта в России второй половины XIX века не случаен. Для восприятия актуальной социальной теории в России сформировались необходимые внутренние условия. Во второй половине XIX века Россия переходила на рельсы новой, индустриальной цивилизации, что привело к обострению старых и появлению новых социальных проблем. С помощью старой социальной философии эти проблемы решить было невозможно. Возникла потребность в новом, более точном знании, а вызванная реальной обстановкой потребность в рациональном объяснении социальных процессов привела к развитию отечественной социологии в традициях позитивизма. Кроме того, в России появился слой интеллектуально богатой, самодостаточной, критически мыслящей интеллигенции, способной не только воспринять социологию О.Конта, но и развить ее применительно к российской реальности XIX века. Широкое распространение также получила экономико − материалистическая школа, т.е. марксистская. Без социологического наследия К. Маркса, К. Каутского, Э. Бернштейна, П. Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова, П.А. Сорокина и других авторитетных исследователей социально − политической и экономической реальности, трудно разработать и обосновать современную социологию труда и занятости, богатства и бедности, рыночных отношений, социологию власти, политики и управления.

Известно, что события 1917 года стали своеобразной разделительной чертой для развития отечественной социологической науки. Сложной оказалась судьба социологов этого периода. И, тем не менее, цепь преемственности не прервалась и в это время. Первая кафедра социологии в России была создана в 1919 году во втором Петроградском государственном Университете . С 1920 года ее возглавил П.А. Сорокин. В постреволюционный период одним из инновационных направлений социологических исследований стало изучение социальных проблем управления, труда и производства, осуществляемое несколькими исследовательскими коллективами. Главными среди них были Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве под руководством А.К. Гастева и Всеукраинский институт труда в Харькове под руководством Ф.Р. Дунаевского. Особой значимостью также отличаются научные труды Н.А.Витке, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева. По существу, в деятельности названных институтов и исследователей были заложены основы отечественной прикладной социологии. Большую научную и практическую значимость имели исследования актуальных проблем труда и занятости, проводившиеся под руководством С.Г. Струмилина. Последующее развитие отечественной социологии связано с созданием в 1958 году Советской социологической Ассоциации, председателем которой был Юрий Павлович Францев. Важную роль в создании Ассоциации сыграл Г.В. Осипов. Следующим шагом в этом направлении стало Постановление Президиума Академии Наук СССР «О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований» и создание Научного Совета. В 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В.Осипов). На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А.Ядов, Ю.В.Арутюнян, Р.И.Косолапов, Г.М.Андреева). В 1968 г. начал работу Институт конкретных социальных исследований.

Быстрый рост социологии начался в 60-х годах прошлого столетия в вузах и академических институтах в Ленинграде (Санкт-Петербурге) , Москве, Свердловске (Екатеринбурге) , Новосибирске, Горьком и др. городах. Активное участие в возрождении социологии приняли Г.В. Осипов, А.А.Зворыкин, Т.И. Заславская, И.С. Кон, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин и др. исследователи. Начала издаваться социологическая литература, выходить периодические сборники «Социальные исследования» и «Информационный бюллетень ССА». На основании исследований на предприятиях Урала и Ленинграда были опубликованы коллективные монографии «Подъем культурно − технического уровня советского рабочего класса» (1961); «Человек и его работа» (1967). В 1965 г. была издана обобщающая работа социологов − коллективная монография «Социология в СССР. Т. 1, 2». В 1969 г. был опубликован сборник «Вопросы организации методики конкретно − социологических исследований». В этот период получили высшее профессиональное образование все отечественные социологи, представляющие различные школы и направления социологической науки.

Развитие социологии приобрело особую динамику в конце 1980-х годов . В эти годы развивалась сеть научных академических и прикладных институтов, центров, фондов, кафедр, факультетов, развернута подготовка кадров профессиональных социологов. В перечень научных специальностей введены направления по социологическим наукам, открыты аспирантура и докторантура. Были созданы социологические общества, ассоциации, гильдии : Российское общество социологов (1989), Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского (1993), Содружество профессиональных социологов (1993), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997), Российская социологическая ассоциация (2003). Нельзя не вспомнить также научные сообщества, объединяющие исследователей − обществоведов, работающих в предметном поле социологии: Российская академия социальных наук (1993), ассоциация центров политического консультирования (1995), Российская ассоциация политической науки (1991), Ассоциация молодых политологов (2002) и др. Научные сообщества, несомненно, способствуют формированию социальной среды для творчества, выступают социальным механизмом накопления нового знания, гарантией его высокого качества.

Многие исследователи в полной мере использовали новые возможности, открытые в 90- е годы ХХ века для расширения предметной области социологии, проведения социологических исследований по наиболее значимым проблемам. Расширение институциональной базы социологических исследований сделали возможным проведение независимых исследований по любой теме. Доступность западной социологической литературы и методик открыли возможность учета наработок как российских, так и зарубежных специалистов, проведения совместных сравнительных исследований. Получили развитие новые области социологического знания: социология управления, политическая социология, этносоциология, социология молодежи, социология семьи, социология социальной сферы, социология региона, социология миграции, социология конфликта, социология маркетинга и ряд других социологических направлений . В качестве ведущих центров развития социологии стали академические институты (ИСПИ РАН и ИС РАН).

Динамично развивалась вузовская наука. В 80-90-х годах прошлого века сложились социологические школы в МГУ (В.И. Добреньков), СПбГУ (А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов, А.И. Куропятник), РГСУ (В.И. Жуков, В.Н. Ковалев, Г.И. Осадчая, Т.Н. Юдина, О.А. Уржа, И.В. Соколова, Д.К. Танатова), МГИМО (С.А. Кравченко). Появились авторитетные региональные научные школы: в Новосибирске (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.Н. Шубин), в Екатеринбурге, Перми, Уфе (Л.Н. Коган, Н.А. Аитов, З.И. Файнберг, Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина), на Алтае (С.И. Григорьев), в Ростове-на-Дону (Ю.Г. Волков), в Нижнем Новгороде (С.С. Балабанов), в Самаре (Е.Ф. Молевич), в Саратове (В.Н. Ярская-Смирнова) и др. Признанием вклада социологов в развитие фундаментальной социальной науки стало расширение представительства социологии как научной дисциплины в Российской академии наук. В составе Отделения общественных наук РАН активно работают два академика, семь членов − корреспондентов РАН: М. К. Горшков, В. Н. Иванов, А.В. Дмитриев, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, Р. Г. Яновский. Преодоление российской социологией перестроечных проблем получило международное признание: после 15 − летнего перерыва в руководящие органы Европейской социологической ассоциации избран доктор философских наук, профессор, В. А. Мансуров, в Номинативный комитет ESA - доктор социологических наук, профессор, Г. И. Осадчая, в руководящие органы Международной социологической ассоциации - доктор социологических наук, профессор, Н. Е. Покровский. За эти годы создан фонд монографической литературы по социологии, сформировались реальные условия для публикации научных трудов социологов .

Вместе с тем, за время становления и развития социологии накопилось не мало спорных вопросов как внутри самой социологической науки, так и в отношении оценки институтами власти значимости проводимых социологических исследований. Наиболее острой явилась проблема качества фундаментальных и прикладных исследований. Эта проблема остается актуальной и в настоящее время. Не сложилась эффективная система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Слаба материально − техническая база. Сократился приток научной молодежи в фундаментальную науку . Остается много открытых вопросов по проблемам проведения полномасштабных социологических исследований, касающимся наиболее сложных социальных проблем страны. Наряду с этим, среди политиков и чиновников стало модным «обрамлять» свои выступления социологическими данными, придавая им вид научности. Сформировалось прагматичное отношение к социологическим исследованиям: финансируются лишь те из них, результаты которых могут быть немедленно внедрены в практику. Фундаментальная социальная теория, долгосрочные прогнозы остаются не востребованными .

В настоящий момент отечественная социология накопила потенциал, достаточный для заметного участия в социальном обновлении страны, трансформации научного знания в экономику, политику и культуру, адекватную глобальным тенденциям развития цивилизации. Для реализации накопленного потенциала необходима консолидация социологического сообщества, создание условий для дальнейшего динамичного развития социологической науки, усиление ее влияния на социальный прогресс и становление гражданского общества.

Литература

  1. Бороноев, А.О. Социология в Ленинграде - Санкт - Петербурге во второй половине ХХ века. ─ СПб., 2008. ─ 367 с.
  2. Зборовский, Г.Е. Образование от ХХ к ХХI веку.─ Екатеринбург, 2001.─ 287с.
  3. Ионин, Л.Г. Социология в обществе знаний. От эпохи модерна к информационному обществу.─ М.: ГУ ВШЭ, 2007.─ 431 с.
  4. Козловский, В.В. Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX - начала XXI в.в. Третьи чтения по истории российской социологии. Июнь 2008.─ СПб.: Интерсоцис, 2008. ─ 404 с.
  5. Осипов, Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы XX века): страницы истории [Текст] // Социолог. исслед. ─ 2004. ─ №. 2. ─ 546 с.
  6. Осипов, Г.В. Российская социология в XXI веке // Социолог. исслед. ─2004. ─№3. ─ С. 253.
  7. Петров, Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Кн. 1: Зарождение системы университетского образования в России. − М., 2005. ─ 263 с.
  8. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е. И. Кукушкиной. ─ М., 2004. ─ 376 с.
  9. Руткевич, М.Н. История социологии: Развитие философии и социологии в Уральском университете (1940-70 гг. ХХ в.).─ М.: ЦСП, 2007. ─ 592 с.
  10. Тощенко, Ж.Т. Региональные социологические центры 1960 - 1970-х годов / Социол. исслед. ─ 2008. ─ N 6. ─ С. 110.
  11. Шкурко, А.В. Современное состояние и перспективы социологии науки и научного знания. Н-Новгород. ─ 2008. ─ 298 с.