Карта проекта развития детского объединения. Программа развития "ассоциация детских общественных объединений". Формы реализации программы

Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Лысые Горы

ПРОЕКТ

развития детского общественного объединения

«Разновозрастное содружество»

Цель проекта: Создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей детей и подростков, развитие форм и методов социально-значимой деятельности, формирование у них активной жизненной позиции.

Задачи:

    развивать лидерские качества и организаторские способности;

    развивать навыки делового общения, работы в команде;

    формировать стремление к общественно-полезной деятельности;

    создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурно-массовой и спортивной работе;

    развивать коммуникативные умения и навыки.

Краткое содержание проекта

Дети хотят единения, хотят жить в "дружном коллективе" и очень остро переживают, если их коллектив таковым не является. Хотят иметь свою организацию. Им интересно иметь и создавать свою символику и атрибутику, близкую и понятную им самим. Дети испытыва­ют потребность (обусловленную возрастными особенностями) в принадлежности к кон­кретной социальной общности, организации, потребность в признании и самореализации. Они хотят быть взрослыми и самостоятельными, хотят быть уважаемыми и полезными взрослым и бывают беззаветно преданы тем, кто им такие возможности предоставляет.

Решить проблему социального творчества можно через создание коллектива, группы, команды творчески мыслящих ребят, желающих решать свои проблемы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта, их социальная эффективность :

    у детей развиты лидерские качества и организаторские способности;

    сформировано представление к общественно – полезной деятельности;

    в школе созданы условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурно-массовой и спортивной работе;

    социализация личности ребёнка, рост личностного и творческого потенциала, становление активной патриотической и гражданской позиции у подростка, потребность в здоровом образе жизни.

Формы и методы реализации проекта .

Внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, презентации, экскурсии, походы, дополнительные занятия

    Пояснительная записка .

Начало 21-ого века разительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как мобильность, конкурентоспособность. Особенно важно самоутвердиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь подростку сделать внутренний выбор. Чтобы стать лидером, надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя. Формирование лидеров в обществе не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.

На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.

Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.

Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.

Одной из основ воспитательной системы школы является деятельность ученического самоуправления .

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. Происходит апробирование разных схем самоуправления с тем, чтобы учащиеся получили удовлетворение от совместной деятельности.

В связи с этим структура и формы ученического самоуправления формируются в специально созданных организационных условиях и с учетом желаний самих учащихся.

Органами ученического самоуправления в школе является Совет ДО

Детское объединение «Разновозрастное содружество» (далее ДО РВС) - это мастерская, где ребята воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции, нравственность. Это поиск нового смысла жизни и новых форм жизни, идеала добра, любви, правды, красоты. Самое высокое творчество – раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать, влиять на людей и склонять их к своей точке зрения, может и должна детская организация.

Детское объединение «Разновозрастное содружество» - добровольная, самоуправляемая организация, объединяющая учащихся 5-9 классов школы, создана и осуществляет свою деятельность на базе филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Лысые Горы.

Детская объединение «Разновозрастное содружество» действует в соответствии с Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012); Конвенцией ООН о правах ребенка; Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией развития детского общественного движения в Тамбовской области на 2013-2017 годы,

Устава ДО.

В своей деятельности руководствуется принципами демократии, добровольности и творческой активности.

детского объединения «Разновозрастного содружества »

Свою деятельность детское объединение «Разновозрастного содружества » осуществляет в соответствии Программы деятельности Союза детских организаций Тамбовской области на 2015-2017 годы, Программы деятельности общественной организации Тамбовского района "Союз детских организаций "Парус".

2.1.Структура ДО РВС

ОБЩИЙ СБОР

Классы/отряды

2.2.1.Совет ДО РВС

Совет ДО РВС руководящий орган самоуправления детского объединения «Разновозрастное содружество» и контролирующий работу между общими сборами. В его состав входят представители от 5 – 9 классов.

Затейники

Пресс-центр

Актив

Учеба актива

Лидеры – участники районной школы актива "Академия успеха" в рамках проекта "Есть контакт", организуют работу по учебе актива в школе.

Пресс-центр – ведет работу по формированию имиджа школы, выпуска школьной газеты, обмен информацией с другими организациям, доводит решения совета до членов детского объединения.

Затейники - руководят культурной жизнью организации, организует дискотеки и праздничные программы; организует культурно-массовую жизнь организации;руководит спортивной жизнью организации, организуют и проводят дни здоровья, спортивные праздники, пропагандирует здоровый образ жизни среди взрослых и детей.

Шефы - организует работу с учащимися младших классов на переменах, шефскую помощь; участвует в акциях милосердия, организует выезды в детский дом и помощь малоимущим детям; стремится развивать доброе и чуткое отношение учащихся к пожилым людям, ветеранам, детям, инвалидам, младшим школьникам.

Экологи – проводят работу по формированию экологической культуры.

Основные принципы деятельности Совета:

Принцип самостоятельности.

Вопросы, связанные с деятельностью Объединения, решаются его членами.

Принцип коллективности .

Решения в объединении принимаются только после коллективного обсуждения на заседании Актива школы.

Принцип гласности.

Все решения Актива школы доводятся до членов объединения через членов объединения через пресс-центр.

Принцип единства, равноправия и сотрудничества.

Деятельность Объединения, решения Совета осуществляются в равноправном сотрудничестве педагогов и учащихся школы.

2.2.Схема

сотрудничества ДО РВС реализации проекта

2.3. Программа

деятельности ДО РВС на 2016-2017 учебный год

Мероприятие

Сроки

Исполнитель

Иформационно-методическое обеспечение

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности

Диагностика, анкетирование.

Сентябрь, май.

Совет ДО РВС

Реализация социального межведомственного проекта "Есть контакт"

Весь период

Совет ДО РВС

Диагностика и пополнение методической базы по направлениям работы детского объединения.

Сентябрь-ноябрь

Совет ДО РВС

Развитие социальных и деловых связей

Весь период

Совет ДО РВС»

2.Активизация деятельности самоуправления ДО РВС

Реализация организационно -игровой модели программы «Вектор успеха»

Весь период

Совет ДО РВС

Организация и проведение выборов органов самоуправления в ДО РВС

Совет ДО РВС

Обучение детского актива по программе школы актива «Академия успеха»:

Образовательный модуль "Лидер",

Образовательный модуль "Журналист"

Образовательный модуль "Затейник"

Ежемесячно

в течение года

Ежемесячно

в течение года

Пресс-центр

3.Формирование информационного поля для эффективной деятельности

ДО РВС

Пропаганда деятельности детских объединений через печатные СМИ: «Ровесник», «Притамбовье»

Весь период

Совет ДО РВС

Пресс- центр

Реализация проекта социального партнерства "Мы сами в СМИ"», выпуск молодежной страницы «Глас/з молодых» (Районная газета «Притамбовье»)

Весь период

Пресс- центр.

Создание информационного банка лучших программ, проектов, реализуемых в ДО РВС, передовых технологий и методик.

Весь период

Совет ДО РВС

4. Реализация программ и проектов

Форум юных граждан

Сентябрь 2016

Совет ДО РВС

Фестиваль детской прессы «СМИ – новое поколение»

Апрель 2017

Совет ДО РВС

Дискуссионная площадка

"Сфера влияния".

Весь период

Совет ДО РВС

Проект «Диалог поколений. Хочу спросить…» Тематическая встреча «Делай как я –выбирай спорт»

Совет ДО РВС

Конкурс «Лидер XXI века»

Апрель 2017

Совет ДО РВС

Весь период

Совет ДО РВС

Линейка мастер-классов «Знаю, умею, научу!»

Весь период

Совет ДО РВС

Проект «100 вопросов взрослым»- организация пресс-конференций, брифингов.

Весь период

Совет ДО РВС

Проект "Виртуальный журнал «ВирАЖ»

Разработка модели сетевой организации деятельности детской организации.

Весь период

Совет ДО РВС

Проект «Мир в моем воображении»

Октябрь 2016

Совет ДО РВС

Проект «Живая азбука».

Номинация «Портрет лидера»

Номинация «Фотоколлаж достижений»

Ноябрь 2016

Совет ДО РВС

Проект «Несекретная лаборатория 8+»

Декабрь 2016

Совет ДО РВС

Проект «Необычное в обычном»

Декабрь 2016

Совет ДО РВС

Социальная акция «Рождественское чудо»

Январь 2017

Совет ДО РВС

Проект «Огни Тамбовщины»

Январь- апрель2017

Совет ДО РВС

Проект «3D – флеш моб «Делай добро другим!»

Февраль 2017

Совет ДО РВС

Акция единых действий «Моя альтернатива»

Апрель 2017

Совет ДО РВС

Проект «Патриот 68»

Совет ДО РВС

Формы реализации программы:

    организация и проведение социально-значимых дел, акций, мероприя­тий посредством взаимодействия с общественной организации Тамбовского района "Союз детских организаций "Парус"

    заседания Совета ДО РВС по вопросам планирования и подведения итогов работы:

    защита прав и интересов членов детской организации
    создание законов, правил, регулирующих жизнь детского объединения;

    проведение школьных мероприятий в рамках воспитательной работы («День самоуправления», трудовые десанты, новогодние праздники, участие в тематических Месячниках, предметных неделях и т.п.);

    проведение уроков мужества, встречи с ветеранами войны и труда, участие в вахтах памяти, линейках и сборах, посвященных памятным датам;

    выступления на родительских собраниях, Совете школы, общешкольных линейках.

    Заключение.

Проект развития детского общественного объединения «Разновозрастное содружество» предполагает:

    поиск новых форм деятельности и структуры организации;

    работа по укреплению имиджа детского объединения и детского движения в целом;

    активное участие в разработке и реализации социально-значимых дел, проектов;

    обобщение накопленного опыта на детских слетах, Совете ДО РВС, активах классов.

Реализация данного проекта, позволит подросткам обрести желание работать для себя и общества, обрести веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, в среде, в которой их поймут и поддержат, практически включаются в работу по преобразованию нашего общества.

Участвуя в программе, подростки обретают желание работать для себя и общества, веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, на­ходят среду, в которой их поймут и поддержат, практически включаются в работу по преобразованию нашего общества.

В эпоху быстрого обновления всех сфер социальной жизни успешная социализация детей и подростков предполагает готовность самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Соответственно изменяются и критерии эффективности образования как института социализации. Актуальным становится поиск концепций, форм и методов обучения и воспитания детей и подростков, адекватных динамике социальных изменений. В связи с этим особую важность приобретает поиск действенных способов мотивации социального развития детей и подростков в социально-значимой деятельности. Социальное развитие личности представляет собой процесс, включающий, с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой – приобретение собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, позволяющих детям и подросткам ориентироваться в различных жизненных ситуациях и добиваться позитивной самореализации. В настоящее время гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию подростков в социально значимой деятельности. Организацией такой деятельности детей и молодежи занимаются современные общественные организации и объединения как постоянные, так и временные (детские оздоровительные и профильные лагеря), в органах самоуправления учреждений основного и дополнительного образования, клубах по месту жительства. Молодежные объединения выступают институтом самореализации и социализации молодых людей, содействуют их включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодежные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Эти организации также являются важным элементом социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей большой части населения – молодежи – в решении самых разнообразных проблем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детские и молодежные общественные объединения в современных условиях будут, являются школой гражданского становления для молодежи и подростков, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан. Для молодого поколения очень важна личностная социализация в среде сверстников, но выпускники школ (17 лет) считают, что в новой ситуации педагоги и родители не могут помочь адаптироваться своим детям, поскольку сами не в состоянии адаптироваться в новых условиях. Основной причиной следует считать межпоколенный конфликт, который присутствует во все времена и исторические периоды.

Исходя из потребности общества в социальной активности граждан, в непрерывном стимулировании ребят подросткового возраста, Ассоциация детских общественных объединений Советского района объединение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центра детского творчества № 1” разворачивает деятельность детских общественных объединений, организуя взаимодействие на уровне района, города, края.

Ребята желают просто собираться и общаться. В связи с интересами детей и их взглядами на проблемы района, микрорайона, города возникают реальные идеи. Из ребят воспитываем волонтеров, добровольцев и тьюторов, вожатых, творческих и активных подростков. Разработанная мною программа развития помогла создать сплоченную общественную организацию, которая организует и проводит социально-полезные мероприятия.

Программа развития Ассоциация детских общественных объединений

Цель: Создание организации, способной оказывать содействие развитию детей и подростков, формированию осознанной активной социальной позиции, самоопределению и самореализации.

  1. Осуществлять помощь в реализации направлений, заявленных подростками Советского района.
  2. Разрабатывать социально-значимые проекты на территории деятельности организации.
  3. Создать совет, деятельностью которого станет оказание помощи детям в освоении приемов и методов целеполагания собственного будущего, в проектировании личной программы саморазвития и самосовершенствования, в формировании личностных ценностей в отношении к обществу, природе, человеку.
  4. Создавать образовательно-информационное пространство для обеспечения оперативной и достоверной информацией детей и подростков о различных сферах жизнедеятельности.
  5. Формировать и поддерживать традиции, реализующие деятельность детских общественных объединений.
  6. Поддерживать и развивать ценности добровольческого движения в детской среде за счет оптимального объединения ресурсов организации.

Ожидаемые результаты:
– Объедение активных подростков в Советском районе через серию семинаров, деловых игр, сборов
– Оказание помощи детям и подросткам в овладении знаниями, умениями и навыками в формировании программы собственного самоопределения;
– Приобретение умений устанавливать коммуникации, а затем жить и трудиться во временном коллективе сверстников и взрослых;
– Повышение уровня культуры взаимодействия между сверстниками и взрослыми; появление среди подростков новых волонтеров и тьюторов.

Миссия. Формирование культуры социальной активности у подрастающего поколения, которая способствуют восприятию культурного пространства.

Проекты.

Проект образование:

1. Образовательная программа “Познавая себя, я открываюсь миру”.

Четыре образовательных модуля составляют один цикл образовательной программы “Познавая себя, я открываюсь миру”, разработанной для лидеров детских общественных объединений.

Образовательная программа реализуется в каникулярное время и сочетает в себе мероприятия различного характера: игры, тренинги досуг, оздоровление и т.д. Интенсивное обучение в модуле происходит в форме “погружений в тему”, остальная работа по поиску дефицитов, препятствующих их личностному росту, проявлению творческой инициативы, а также поиску проблем и проектированию деятельности по их разрешению. Корректировка следующего модуля и разворачивание социально-значимых акций является неотъемлемой частью программы, которая проходит через сборы, индивидуальные консультации в “межмодульный” период.

Цель : Развитие у подростков навыков лидерства и партнерства, цивилизованного общения и ответственного активного подхода к жизни.

  1. Активизация созидательной деятельности лидеров детских общественных объединений.
  2. Поиск и обработка методов, форм работы, способствующих социальному развитию подростков.
  3. Развитие чувства ответственности, игровой культуры, уважения к правам и свободам человека.
1-й модуль 2-й модуль 3-й модуль 4-й модуль
Сроки Осенние каникулы 3 дня Зимние каникулы 3 дня Весенние каникулы 3 дня Летние каникулы 21 день
Основное содержание Личностные компетенции Проф. Ориентация Основы соц. Проектирования Здоровый образ жизни
Выезд Достопримечательности города Заводы, институты Специалисты по проектированию лагерь

2. Образовательная программа “Уникум”.

Программа “Уникум” является модифицированной и имеет культурологическую направленность. Программа включает в себя два блока: азбука самопознания, культура речи и основы риторики.

Цель: Способствовать формированию социально адаптированной, успешной, креативной личности.

  1. Ознакомить учащихся с основами психологии подростков. Помочь учащимся лучше узнать и понять себя через прохождение курса “Азбука самопознания”.
  2. Повысить самооценку, уверенность в себе, обучить навыкам конструктивного общения.
  3. Обучить основам риторики, культуры речи, способности убедить оппонента в правоте своих доводов, умело отстаивать истину.
  4. Способствовать формированию научного мировоззрения как основы базовой культуры личности.

Проект общественно – значимая деятельность:

1. Волонтерская деятельность.

Активное участие волонтеров в акциях и слетах Красноярского краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также Красноярской краевой организации “Мы против СПИДа”.

Цель: Мобилизация и объединения усилий волонтеров для активного созидательного участия в развитии общества и в улучшении качества жизни.

  1. Участие в решении общественных проблем.
  2. Создание условий для обмена информацией и опытом между добровольцами.
  3. Продвижение и укрепление в обществе ценностей добровольчества.

2. Тимуровский отряд.

Цель: Объединение инициативных подростков общественной организации для оказания социальной помощи людям, попавших в трудную жизненную ситуацию.

  1. Создание и реализация индивидуальных и групповых социально – значимых проектов.
  2. Участие в судьбе ветеранов и детей – инвалидов.
  3. Сбор материалов о жизни и деятельности ветеранов Великой Отечественной войны.

Проект PR:

1. Средства массовой информации.

Цель: Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.

  1. Учить детей работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Развивать у подростков желание и умение понимать чувства другого человека.
  3. Развивать у детей умение управлять собой: от выдвижения цели до достижения результата.
  4. Находить и помещать информацию в СМИ и сайты
Сроки Основное содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова”
Декабрь Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок
Январь Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова”
Февраль Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок
Март Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова”
Апрель Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок
Май Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова”

Спонсоры и партнеры.

Цель: Создать условия для самореализации подростков, наладить различного рода взаимодействия и воплощать в жизнь свои инициативы

  1. Определение ресурсов необходимых для проекта
  2. Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.
  3. Поиск различных источников привлечения средств

Пояснительная записка.

Сегодняшняя жизнь подтверждает, что экономическая дезориентация, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое – где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. С другой стороны, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в области политики, экономики, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для организации деятельности по патриотическому детей и подростков в школе, с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъему патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в детские общественные сообщества, объединения, где формируется негативное отношение к сепаратизму и создаются условия для активного участия каждого ребенка в спортивных мероприятиях патриотической направленности.

Пионерство – образ жизни человека, это стремление к познанию окружающего мира, к самосовершенствованию… Это желание, чтобы жизнь вокруг становилась «хоть чуть-чуть краше и добрее»

Детство-фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества. Еще в начале XIX века А.С. Пушкин обращал внимание общественности на то, что: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Но гордиться своей Родиной, краем сложно, не зная, на чем основана эта гордость, не зная достижений, побед и удач, которые были в ее истории.

Сегодня назрела необходимость в восстановлении духовности и возрождении русской культуры, приобщение к духовно – нравственным истокам, которые на протяжении веков питают развитие человеческой цивилизации. Прошлое страны необходимо для понимания настоящего. Знать свой край - не означает знать только какую-то его часть. Это значит, что надо знать его всестороннего всей совокупности составляющих его частей.

Патриотизм – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которые проявляется в определенном образе действий и комплексе общественных чувств, называемом любовью к Родине. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны; верность Родине, гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа; к историческому прошлому и унаследованным от него традициями; привязанность к малой Родине. Исстари составляющими жизнь русского человека были национальное достоинство, национальные традиции прадедов, любовь к народному искусству, мастерство, культ родной природы, милосердие.

Краеведение в школе является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Использование специальных форм работы, как экскурсии, путешествия, краеведческие наблюдения, способствует расширению кругозора, детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитанию чувства патриотизма и нравственности, любви к малой Родине. Учит детей любить не только свои места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Программа базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств краеведения в деятельности детской организации.

Создавая программу, авторский коллектив пытался создать систему патриотического воспитания, которая предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданства и патриотизма в процессе вовлечения детей и подростков в поисковую, тимуровскую и журналистскую деятельности. Создание такой программы предполагает консолидацию детского объединения, школьного коллектива детей и взрослых, ветеранских организаций на основе программных методов и единой цели.

Поэтому целью деятельности детского общественного объединения «Бригантина» будет являться формирование у подростков духовно – патриотических ценностей, нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

    Воспитание личности гражданина – патриота России;

    Создание условий для социализации личности ребенка, его самореализации;

    Выявление и совершенствование организаторских способностей детей, дальнейшая реализация их на практике;

    Формирование навыков поисково – исследовательской деятельности учащихся.

Осуществление этой программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представление детей об окружающем мире в процессе участия их в практической краеведческой деятельности, в походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований. Одновременно представляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечение безопасности, что в конечном итоге определяет потенциал краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Участвовать в реализации данной программы могут дети с 9 до 15 лет. Важно каждому участнику глубоко осознавать значимость данной деятельности и быть неравнодушным к истории своей Родины.

Деятельность детского общественного объединения «Бригантина» ведется по двум направлениям: «Колокольчик» и «Сами». Каждое направление имеет два модуля.

Структура деятельности.

«Летопись родного края»

«Тимуровская работа»

« Я – лидер»

«Пресс – центр»

Направление «Колокольчик»

Модуль «Летопись родного края»

История родного края по – своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями (изучение истории Великой Отечественной войны является одной из главных задач данного направления). Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей программы.

Модуль « Тимуровская работа»

Изучение исторических событий Великой Отечественной войны является одной из главных задач данного направления. Юные тимуровцы оказывают шефскую помощь ветеранам войны, труженикам тылы, инвалидам, людям старшего поколения, семьям погибших. Поздравляют с праздниками, приглашают в школу для участия в общешкольных мероприятиях, ухаживают за воинскими захоронениями

Направление «САМИ».

Одной из главных задач детского объединение является создание условий для самореализации личности ребёнка, его социализации. Для того, чтобы запланированное в направлении «Колокольчик» стало реальностью и было достоинством детского объединения «Бригантина», необходимо каждого участника патриотических мероприятий научить ключевым навыкам: аналитическим, проектировочным, коммуникативным, рефлексивным, исследовательским, прикладным. На примере созидательной деятельности детского объединения подросток сможет научится строить собственную личность, расставлять жизненные приоритеты. Поэтому модуль «Я – лидер » - ключ к успеху развития детского объединения и личности каждого его члена. Содержание деятельности данного модуля включает в себя три компонента:

1. Обучающий компонент . Здесь у участников формируется представление о лидерстве, значение коллектива в развитии личности и наоборот, основах организаторской деятельности, выбирать оптимальные средства ее достижения, корректировать свои действия. Здесь же формируется умение организовывать массовые мероприятия.

2. Развивающий компонент является средством включения ребенка в реализацию социально-значимых дел, выполнения постоянных или временных обязанностей в органах детского самоуправления, участие в совете дела, выполнения функции руководителя того или иного модуля.

3. Деятельностный компонент предусматривает практическую деятельность каждого ребенка, но уже по выбору: разработка и реализация социальных и творческих проектов, организация и проведение коллективно- творческих дел, участие в программировании, участие в организации и проведении занятий в модуле «Я – лидер».

Формы и методы работы: рассказ, беседа, диспут, тренинг, поручение, инструктаж, конкурс, КТД, убеждение.

Модуль «Пресс- центр»

Одним из важнейших средств для самореализации юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Модуль «Пресс- центр» предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации,

открытости этой системы для подростка. Создание условий для популяризации деятельности детского объединения и воспитание информационной культуры детей. Данный вид деятельности предполагает сотрудничество с районной газетой «Время и мы», детским журналом «Класс», газетой «Пионерская правда», регулярный выпуск «Боевого листка», «экспресс-инфо», участие в региональных конкурсах программы «СМИ и дети» , оформление пресс-центра детского объединения, организация свободного поля «Скажи!». Члены детского объединения в рамках модуля « Пресс – центр» узнают, что такое газета, ее структура, познакомятся со шрифтами, научатся делать фотоснимки, иллюстрировать газету, разбираться в ее жанрах (статья, информация, репортаж, интервью, фельетон). Дети познакомятся с работниками редакции печатного издания: главным редактором, ответственным секретарем, журналистами, внештатными корреспондентами, техническим редактором, корректором, дизайнером

Детское объединение встречается с работниками районной газеты «Время и мы», детского журнала «Класс». Посещают типографию, знакомятся с процессом изготовления печатной продукции. Результатом данной деятельности будет являться формирование знаний, умений и навыков журналисткой деятельности, оформительской, умение обращаться с диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой.

Формы и методы работы: газета, информ – центр, дискуссия, ролевая игра, встреча, акция, практикум, анкетирование, деловая игра, пресс-конференция, летопись, фотовыставка.

Механизмом реализации данной программы является созданная система самоуправления деятельностью «Компас» с целью получения максимально полезного результата в развитии самостоятельности и самодеятельности детей.

Каждый член детского объединения «Бригантина» имеет право избирать и быть избранным в руководящие органы самоуправления,давать оценку его работы, критиковать вносить свои предложения по совершенствованию деятельности объединения.

Каждый член «Бригантины» обязан выполнять решения органов самоуправления, участвовать в программных мероприятиях детского объединения.

Предполагается избрание в органы самоуправления проводить ежегодно, для того чтобы каждый ребенок детского коллектива имел возможность за период реализации данной программы выполнить ту или иную функцию системы самоуправления. Система самоуправления - необходимое условие развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Этапы и сроки реализации программы.

Выполнение программы рассчитано на 2013 – 2016 годы. Каждый учебный год является определенным этапом реализации программы, но это не значит, что организационные вопросы будут решаться в это время. Необходимо создать программу деятельности, установить контакты сотрудничества, провести диагностику уровня развития личности ребенка и детского коллектива. На первых этапах реализации программы особое внимание обращается на направление «САМИ», ибо, включая ребенка социально-значимую деятельность, необходимо сформировать у него необходимые навыки и умения организационной деятельности. На протяжении всего периода реализации программы организуется мониторинг освоения ее, ведется анализ деятельности за каждый год, и на основании аналитических материалов корректируется программное содержание. В этом процессе активное участие принимает и органы детского самоуправления, которые вносят свои предложения по модернизации деятельности «Бригантины» и принимают активное участие в создании нового проекта деятельности.

Для того чтобы проектируемое стало реальностью необходимо создать определенные условия для реализации программы:

Согласованность действий всех структур самоуправления в объединения;

Наличие плана работы на каждый этап деятельности на основании программного содержания;

Сотрудничество с общественными организациями патриотического воспитания, органами власти, СМИ;

Информационный и творческий обмен с детскими коллективами других районов области;

Творческие отчеты о деятельности «Бригантины» перед участниками образовательного процесса школы и общественностью;

Наличие кабинета (места сбора участников проекта), канцтоваров для оформительской работы, видеотеки, фонотеки, наглядных пособий, фотоаппарата,

диктофона, видеокамеры. Выход в Интернет;

Повышение квалификации старшей вожатой по методике и организации деятельностью детского общественного объединение, ее педагогического мастерства;

Тесное сотрудничество с учащимися и учителями школы, родителями.

Роль старшей вожатой в реализации программы- координатор, методист, наставник. Главная ее задача - создание условий для самодеятельности, самостоятельности детей в реализации их творческих способностей.

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы «Компас» ожидается у детей сформированное повышенное чувство ответственности за собственную деятельность коллектива. Большинство ребят осознает роль общественного объединения в его личном развитии и в определении жизненных приоритетов. Произойдет переоценка ценностей. Дети будут более внимательны к бедам и нуждам ближних, смогут принять активное участие в решении этих проблем, будут неравнодушны к судьбам людей и прежде всего своих сверстников, родных и близких. Они научатся строить свои взаимоотношения на без конфликтной основе, крепко дружить и ценить доброе отношение к себе. Сформируется устойчивая потребность в активной жизненной позиции, которая должна проявляться в общественно значимых мероприятиях. Памятник павшим героям станет более ухоженным. Вырастет авторитет детского объединения в глазах школьников, учителей, родителей и общественности. Повысится самооценка у каждого члена «Бригантины», ребята научатся гордиться славными боевыми традициями Курского края, собственной принадлежностью к социально значимой деятельности детского объединения. Участники программных мероприятий приобретут самостоятельность в принятии решений, анализе собственных действий, в подготовке и проведении КТД, праздников, собраний, заседаний, акций.

Социальный проект "Возрождение Пионерии"

1. Актуальность проекта:

Социальный проект «Возрождение пионерии» направлен на умение оказывать необходимую помощь тем людям, которым она нужна, кто в ней нуждается. Овладение основами социальной работы - побуждение интереса к истории семьи, города, изучение жизни и подвигов героев-земляков, сохранение природы и окружающего животного мира.

2. Задачи:

В рамках социального проекта «Возрождение пионерии» дети и подростки окружат заботой и вниманием ветеранов войны и труда, возьмут шефство над памятниками погибших воинов, позаботятся о досуге младших школьников, получат знания о здоровом образе жизни, научатся целесообразно и с пользой проводить своё свободное время - продолжат добрые традиции нашего народа.

3. Деятельность:

Деятельность нашей организации направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтерской, тимуровской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, через подключение к решению серьезных и важных проблем в социуме.

4. Нормативно-правовая база:

Международная Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Конституция РФ;
Федеральный Закон «Об общественных объединениях»;
Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Закон Ленинградской области «О государственной поддержке молодежных и детских организаций Ленинградской области»;
Иными действующими законами, нормативно-правовыми актами, а также настоящим Уставом «Межрегиональной объединённой общественной организации пионеров г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

5. Проект строится по принципам:

1. Принцип воспитания и развития социально-активной образованной личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
2. Принцип доброты (предполагает ориентацию на человека, заботу о благе людей разных поколений).
3. Принцип «Я + МЫ» (предполагает личную значимость деятельности для каждого участника проекта).
Принцип взаимодействия предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Психологические принципы:
Принцип активности. Живём и действуем!
Принцип сотрудничества.

6. Обоснование проекта. Выбор проблемы.

К сожалению, с каждым годом все меньше становится доблестных ветеранов. Но тем более значима и дорога для нас историческая память, тем глубже наша благодарность воинам-фронтовикам и труженикам тыла. Новые и новые поколения будут учиться на замечательном примере наших героев патриотизму и трудолюбию, бодрости духа и умению преодолевать любые испытания, оптимизму, ответственности.

7. Предварительные результаты:

1.Развитие тимуровского движения;
2.Утверждение социального интереса и активного участия в общественной жизни города;
3.Гордость членов детской организации за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
4.Проявление заботы к людям и окружающей среде;
5.Осознание позитивного жизненного стиля среди сверстников, ценности ЗОЖ.
Кто, дело сделав, ждет совета,
Тому ни впрок ни то, ни это,
А кто заранее все обсудит,
Тот, в дураках потом не будет.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

ЭТИ ЗАКОНЫ СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО СОБЛЮДАТЬ:
* Относитесь к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
* Бойся обидеть человека.
* Не изменяй данному слову.
* Никогда никуда не опаздывай.
* Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай.
* Верь в собственные силы – это приведёт к успеху!
* Всегда думай, прежде чем предпринимать что-либо.
* Будь интересным собеседником, активным участником.
* Не переставай работать над собой, совершенствуй свой интеллект, расширяй знания, укрепляй здоровье.
* Всегда соблюдай и поддерживай в клубе требования дисциплины.
* Смело смотри в глаза сопернику, всегда преодолевай страх.
* Всегда делай всё, что в твоих силах, чтобы помочь людям более слабым, никогда не требуя награды.
* Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому.
Акция:
На Субботник мы пришли мётлы, грабли принесли.

Посмотрите все на нас, мы девчонки, просто КЛАСС!!!



Акция: «Мы за чистый двор»


Торжественное принятие в пионеры 19 мая, на Крейсере «Аврора»


Галстуки нам повязали, и мы пионерами стали!


Клятва пионеров:

* Не быть безразличным.
КЛЯНУСЬ!
* Не позволять равнодушного отношения к делам. КЛЯНУСЬ!
* Не пытаться выяснить что-то с помощью силы.
КЛЯНУСЬ!
* Не слушать только себя.
КЛЯНУСЬ!
* Не быть скучным, хмурым, нудным.


КЛЯНУСЬ!
* Не быть невеждой.
КЛЯНУСЬ!


* Быть добрым и милосердным!
КЛЯНУСЬ!
Мы вместе с вами!
Так давайте же чаще встречаться, говорить и улыбаться!
Желать друг другу счастья, даже если на дворе ненастье!!!




Вспомните сами и дайте почувствовать другим счастье быть ребенком, иметь верных друзей, увлеченно познавать мир и верить, что еще чуть-чуть и все обязательно получится!

Спасибо за внимание!

I. Общее описание "дорожной карты"

Данная «дорожная карта» разработана в целях реализации концепции содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений на 2014 – 2016 годы.

Проводимые в системе образования реформы влекут за собой необходимость перемен во всех сферах образования в том числе и в системе работы детско-взрослых общностей.

Реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", позволит создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие ученического самоуправления и детских общественных объединений в условиях модернизации образования.

Срок реализации дорожной карты 2014 -2015 учебный год.

II. Контрольные показатели "дорожной карты" на 2014 – 2016 годы.

Наименование показателя

Ед. измерения

Доля образовательных организаций, в которых созданы структуры ученического самоуправления и детские общественные объединения

Количество педагогов, включенных в семинары и мастер-классы по данной тематике

Кол-во чел.

Количество структур ученического самоуправления и детских общественных объединений, включенных в комплекс мероприятий, нацеленных на содействие их развитию

Кол-во структур

Доля материалов по деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений, размещенных на сайте образовательных учреждений.

Увеличение числа публикуемых методических разработок педагогов по работе с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями.

III. Мероприятия

Мероприятия

Ответствен-

Результат

1. Организационные мероприятия

Разработка плана деятельности по развитию детских общественных объединений и ученического самоуправления.

Март - май

Выстроена единая система работы округов г. Москвы по развитию Детского движения и ученического самоуправления

2. Нормативное обеспечение

Разработка и утверждение проектов положений конкурсов на 2014-2015 гг.

Фестиваль социально-значимых проектов и социальных инициатив детских объединений и ученического самоуправления «От идеи к воплощению»

Конкурс педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой»

Городской конкурс «Создавая будущее»

Образовательная конкурсная программа «СиРиУС»

Городской конкурс «Вожатый и его команда»

Городской конкурс «Лидер ученического самоуправления»

Городской конкурс социальных проектов

Городской конкурс «Lip dub» среди образовательных организаций

Городской конкурс ученических комнат

Городской методический центр

Совместно с ДООЦ «Команда»

ДООЦ «Команда»

Выстроена городская система мероприятий для ученического самоуправления и детских общественных объединений.

Разработка и утверждение критериев и показателей эффективности работы ученического самоуправления и детских общественных объединений

Май – июнь 2014

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Выработана единая система оценки эффективности и результативности деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений образовательных организаций.

Внесение предложений о включении результатов ряда конкурсных мероприятий для детских общественных объединений и ученического самоуправления в рейтинговую оценку топ-400 школ

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Учет результатов деятельности детских общественных объединений и ученического самоуправления при рейтинговой оценке образовательных организаций

3. Обеспечение условий для профессионально-личностного роста педагогов, курирующих детские общественные объединения и ученическое самоуправление

Выявление и трансляция передового опыта работы педагогов курирующих ученическое самоуправление и детские объединения

ежемесячно

Городской методический центр

Сформирован банк эффективных современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Организация конкурса педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой»

Октябрь 2014 (окружной этап), февраль 2015

Городской методический центр

Выявлен лучший опыт работы, созданы условия для обмена опытом

Подготовка и проведение образовательных семинаров, вебинаров.

ежемесячно

Городской методический центр

Созданы условия для получения педагогами методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Реализация модульной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кураторов ученического самоуправления и детских общественных объединений.

В течение года

Городской методический центр, ДООЦ «Команда», вузы

Созданы условия для обучения педагогов эффективной работе с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Организация выездных образовательных семинаров кураторов ученического самоупраления

В течение года

ДООЦ «Команда»

4. Методическое сопровождение внедрения современных технологий в деятельность детских общественных объединений и ученического самоуправления

Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий для кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления.

Издание рабочей тетради для руководителя ДОО и куратора УС

Методическая разработка «УС и ДОО. Сходства и различия. Опыт успешного взаимодействия»

Методическая разработка

«Кто я в школе?» Практическое пособие для лидеров УС.

Методический сборник

«Школьное самоуправление в вопросах и ответах»

Методический сборник

«Ученическое самоуправление: структура деятельности, рекомендации, нормативы»

В течение года

Городской методический центр

Созданы условия для получения педагогами и родителями методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Разработка и публикация на сайте сайт ряда методических пособий по ученическому самоуправлению в классе для классных руководителей

Методический сборник «Классное УС»

Городской методический центр

Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий по ученическому самоуправлению и детским общественным объединениям для родителей

Методическая разработка

«Организация работы управляющих советов»

Городской методический центр

Проведение семинаров (в том числе и выездных) по запросу образовательных организаций

Городской методический центр

5. Содействие развитию социально одаренных учащихся

Разработка олимпиады по ученическому самоуправлению

Городской методический центр

Подготовка системы выявления и оценки социальной одаренности учащихся, включенных в актив ученического самоуправления

Проведение олимпиады по ученическому самоуправлению

Сентябрь 2014

Городской методический центр

Выявление социально одаренных лидеров ученического самоуправления. Привлечение внимания педагогической общественности к проблеме социальной одаренности.

Разработка системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Создание единой системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских объединений образовательных организаций

Введение системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ

Сентябрь 2014

ДООЦ «Команда»

Проведение выездных образовательных смен актива для представителей ученического самоуправления

В течение года

ДООЦ «Команда»

Внедрение единого портфолио активиста самоуправления

Сентябрь 2014

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

6. Информационное обеспечение и позитивное позиционирование детского движения.

Привлечение общественности округов к вопросам детского движения через окружные пресс-конференции «Я - активист»

Декабрь 2014

Городской методический центр

Формирование позитивного образа актива ученического самоуправления и детских объединений.

Стимулирование информационного освещения деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений школ через конкурсную программу «Создавая будущее»

С сентября 2014 года по май 2015 года

Городской методический центр

Увеличилось количество новостей о деятельности ученического самоуправления и детских объединений на сайтах образовательных организаций; повысилось их качество.

Внедрение информационной системы по комплексным проектам содействия развития детскому движению в форме интерактивной карты на сайте сайт.

С сентября 2014 года

Городской методический центр

Возросло количество пользователей просматривающих и использующих информацию в разделе «детское движение» на сайте сайт.

Возросло количество публикаций.

IV. Ожидаемые результаты

1. Возрастет количество детских общественных объединений и структур ученического самоуправления в образовательных организациях.

2. Повысится методическая грамотность кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления.

3. Будет сформирован позитивный имидж детских общественных объединений и ученического самоуправления системы образования.

4. Будет сформировано единое информационное пространство.

5. Улучшится качество личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное развитие учащихся.

6. Будут скоординированы действия различных структур по развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений.