Рябушинские династия предпринимателей. Бизнес-клан: династия Рябушинских. Их отличала осознанная жизненная позиция: думать не только о своей мошне, но и о народе, из которого ты вышел и благодаря которому процветаешь

История торгово-промышленной и финансовой династии Рябушинских являет собой яркий пример сочетания личных и общественных интересов, частной деловой энергии и общенациональных экономических потребностей.

Знаменитая российская торгово-промышленная династия Рябушинских ведет свое начало от экономических крестьян Калужской губернии, слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря, один из которых, Михаил Яковлевич Денисов (1787-1858), прибыл в 1802 г. в Москву, где начал торговлю суконным товаром в Холщовом ряду Гостинного двора. Женат он был на Ефимии Степановне Скворцовой, дочери крестьянина из деревни Шевлино, владевшего крупным кожевенным делом и заводом в Москве. От этого брака Михаил Яковлевич имел трех сыновей и двух дочерей: Пелагея (1815 г. р.), Иван (1818 г. р.), Павел (1820 г. р.), Анна (1824 г.р.), Василий (1826 г. р.). Свою старую фамилию Михаил Яковлевич поменял на Рябушинского (по названию своей родной слободы) в 1820 г. Это событие было связано с его переходом в старообрядчество, к которому принадлежали крупнейшие московские купеческие фамилии.

Война 1812 г. нанесла тяжелый удар по московскому купечеству, не избежал этой участи и наш герой. Понадобилось четверть века напряженного труда, для того чтобы М. Я. Рябушинский стал полноправным хозяином собственного дела. К 1845 г. ему принадлежали пять лавок, торговавших хлопчатобумажными и шерстяными тканями, приобретенными у подмосковных кустарей. Кипучая энергия прирожденного предпринимателя не позволила старшему Рябушинскому ограничиться перепродажей ткани и в следующем году он открывает свою первую небольшую фабрику в Москве. В последние же годы своей жизни, когда его сыновья Павел и Василий стали взрослыми и оказались надежными помощниками в отцовском деле, он завел еще две фабрики шерстяных и хлопчатобумажных тканей в Медынском и Малоярославском уездах Калужской губернии.

После своей смерти в 1858 г. основатель династии оставил своим сыновьям состояние в 2 миллиона, которое те вложили в учреждение "Торгового дома В. и П. братьев Рябушинских", открывшегося в 1867 г. Лидером в ведении семейного дела стал Павел Михайлович (1820 — 1899), который в 1869 г. вместе с братом Василием купил хлопчатобумажную фабрику в Вышнем Волочке в Тверской губернии, где в скором времени было сконцентрировано все фабричное дело братьев.

В 1884 г. Павлу и Василию Рябушинским указом Правительствующего Сената было пожаловано потомственное почетное гражданство. На следующий год, после его получения, 21 декабря 1885 года Василий Михайлович Рябушинский скончался, не оставив никаких указаний о распределении принадлежащего ему имущества.

Таким образом, законными наследниками являлись Павел Михайлович и дочери брата покойного Ивана Михайловича. Тогда же торговый дом преобразуется в "Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями". В 1882 г. за высокое качество изделий (пряжи из египетского и американского хлопка, разноцветных узорчатых тканей) фирма получила право использовать в торговых целях изображение Государственного герба. В 1890-х гг. основной капитал Товарищества составлял уже 4 миллиона рублей.

Женат П. М. Рябушинский был дважды, причем во второй раз — в 50-летнем возрасте — на дочери петербургского хлеботорговца А. С. Овсянниковой. От этого брака родилось многочисленное потомство — 16 детей (трое скончались в младенчестве). Третье поколение династии после смерти

отца унаследовало громадный капитал — 20 миллионов рублей, разделенный примерно поровну между всеми.

Самым выдающимся представителем третьего поколения династии, безусловно, был Павел Павлович(1871 — 1924), который и встал во главе большого семейства. Первоначально он занимался только банковскими и промышленными делами своей семьи, но затем, — примерно с 1905 года, — активно занялся общественной деятельностью и занял в ней видное место. Впоследствии он был председателем Московского биржевого комитета, членом Государственного совета по выборам от промышленности, председателем Общества хлопчатобумажной промышленности, председателем Всероссийского союза промышленности и торговли. Являлся он и видным старообрядческим деятелем, на чьи деньги печатались "Народная газета" и журнал "Слово Церкви". Им также была создана газета "Утро России", считавшаяся органом прогрессивного московского купечества.

В начале XX века Рябушинские обратили свое внимание на еще одну сферу финансовой деятельности — банковское дело. Под их контроль перешел Харьковский земельный банк, являвшийся третьим по величине ипотечным акционерным учреждением в стране. В 1902 г. ими был основан банкирский дом, преобразованный в 1912 г. в акционерный коммерческий Московский банк с уставным капиталом 20 миллионов рублей. Банковская сфера находилась под управлением Владимира и Михаила Рябушинских. Здание банка на Биржевой площади в Москве было построено по проекту Ф.О. Шехтеля и являло собой символ финансового преуспеяния династии. Характерной особенностью банковского дела Рябушинских стало то, что капитал, выросший на основе промышленного, был ориентирован в первую очередь на кредитование производства и создание новых рабочих мест. Братья активно занимались благотворительностью: на их средства в 1891 г. в Москве была учреждена народная столовая, где ежедневно обедало до тысячи человек.

Перед самым началом Мировой войны Рябушинские делают попытку монополизировать российский рынок льна. С этой целью в 1908 — 1914 гг. они открывают сеть отделений своего банка в районах его производства. С помощью московского текстильного фабриканта С. Н. Третьякова было организовано Русское льнопромышленное акционерное общество ("РАЛО") с капиталом 1 млн. рублей (позднее увеличенном до 4 млн. рублей). Накануне революции 1917 г. Рябушинские вели переговоры с Третьяковым о создании картеля "Лен" с основным капиталом в 10 млн. рублей, но этим планам не суждено было сбыться.

Братья Рябушинские известны не только в качестве выдающихся промышленников и финансистов. Самый младший из братьев — Федор (1885 — 1910), потратил 200 тысяч рублей для организации научной экспедиции на Камчатку, целью которой было изучить природные богатства края. Экспедиция привезла в Москву богатейшее собрание редких минералов, растений и т.п. Молодой исследователь вынашивал планы целой серии подобных экспедиций в Сибирь, но туберкулез оборвал их вместе с его жизнью.

Дмитрий Павлович (1882 — 1962) также посвятил свою жизнь науке. Окончив Московскую Практическую академию коммерческих наук, среднее учебное заведение, а затем физический факультет Московского университета, он в 1904 году при помощи учителя по Практической академии, "отца русской авиации" Н. Е. Жуковского основал в семейном имении Кучино под Москвой Аэродинамический институт. В исследовательской лаборатории на реке Пехорке им были проведены тщательные изыскания в области теории винтов.

Степан Павлович был известен как собиратель русских икон. Уже в иммиграции в Париже в 1925 г. было создано общество "Икона" которое долгое время бессменно возглавлялось Владимиром Павловичем и многое сделавшее для популяризации за рубежом и русской иконы и иконописи. Общество провело 35 выставок в различных странах мира, что способствовало знакомству западных людей с русским духовным и художественным наследием.

Революция разбросала Рябушинских по свету, лишь две сестры — Надежда и Александра Павловна остались в России, где их ждала трагическая смерть на Соловках. Павел Павлович умер во Франции в 1924 г. от туберкулеза. Там же обосновались Владимир, Сергей и Дмитрий Павловичи. Находясь вдали от России, Рябушинские сохранили чувство глубокого патриотизма, ни Владимир, ни Дмитрий, которым довелось пережить гитлеровскую оккупацию Франции, не запятнали себя сотрудничеством с фашистским режимом.

Несмотря на утрату своих капиталов и предприятий, лишившись Родины, Рябушинские, тем не менее, остались в истории как необыкновенно одаренная, отличавшаяся удивительной деловой энергией и предприимчивостью, спаянная взаимной поддержкой и доверием семья российских предпринимателей. Опиравшиеся в деловой практике на отечественные хозяйственные традиции, Рябушинские одними из первых заявили о том, что предпринимательство в России — это нечто большее, чем торговая, промышленная или финансовая деятельность. Это неотъемлемая часть культурной, научной и политической жизни страны, ее интеллектуального потенциала и исторического наследия

В предыдущем очерке рассматривался клан Дарвинов-Веджвудов, давший миру Чарльза Дарвина и Френсиса Гальтона. Интересно будет посмотреть на русские аналоги - несколько кланов предпринимателей и выдающихся людей, появившихся из староверов . Полным аналогом Веджвудов был бы клан фарфоровых королей Кузнецовых. Но мы начнем с клана еще более яркого и многообразного.

РЯБУШИНСКИЕ

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

МИХАИЛ ДЕНИСОВИЧ ЯКОВЛЕВ-Рябушинский (1786-1858) Из крестьян-старообрядцев. Уроженец слободы Ребуши Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской губернии. Основатель «дела». Жена ЕВФИМИЯ СТЕПАНОВНА СКВОРЦОВА (умерла в 1855), дочь СКВОРЦОВА СТЕПАНА ЮЛИАНОВИЧА, крестьянина деревни Шевлино (владелец кожевенного завода в Москве и богатый купец). Вернулся в старообрядцам в 1820-ом, вступив в общину при Рогожском кладбище. Старообрядцы поддержали единоверца беспроцентными кредитами. Так что Михаил Денисович начал богатеть, основал текстильную фабрику, стал. купцом второй гильдии. Оставил капитал 2 млн. руб. А также у него было 3 сына, две дочери

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ :

Его дети - братья ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ и ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ, открыли в 30-е годы XIX века несколько текстильных фабрик, в 1867 учредили торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» (в 1887 году стал «Товариществом мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями»).


Павел Михайлович (1820-1899) был женат дважды.

Первая жена ФОМИНА АННА СЕМЕНОВНА, внучка старообрядческого иерея ИВАНА МАТВЕЕВИЧА ЯСТРЕБОВА, настоятеля Покровского кафедрального храма на Рогожском кладбище (1770-1853) . Брак в 1859 расторгнут. 6 дочерей. Вторая жена ОВСЯННИКОВА АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВНА (Ок. 1852-1901), дочь старовера-хлеботорговца купца 1 гильдии СТЕПАНА ТАРАСОВИЧА ОВСЯННИКОВА, 16 детей (!!!). В детстве хотел стать музыкантом, любил театр.

Василий Михайлович Рябушинский (1826-1885) остался неженат.

Братья оставили капитал 20 млн. руб. Были это и внешне красивые, породистые люди.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Семейное дело унаследовали сыновья Павла Михайловича: Павел Павлович (1871-1924), Сергей Павлович (1872-1936), Владимир Павлович (1873−1955), Степан Павлович (1874-1942), Борис Павлович 1876-1883, Николай Павлович (1877-1951), Михаил Павлович (1880-1960) , Дмитрий Павлович 1882-1962 Федор Павлович (1885-1910), в 1902 году основавшие «Банкирский дом братьев Рябушинских» (в 1912 году преобразованный в Московский банк). После революции все братья эмигрировали.

Среди братьев мы уже обнаружим чрезвычайно широкий спектр наклонностей и талантов, интерес к искусствам и наукам.

Братья Рябушинские под портретом отца.

Павел Павлович Владимир Павлович Степан Павлович

Николай Павлович Дмитрий Павлович Федор Павлович

Павел Петрович был промышленник, банкир, совладелец "Товарищества мануфактур П. П. Рябушинского с сыновьями" и организатор эффективного менеджмента товарищества. Был известным масоном. С 1905 он занимался общественной деятельностью. Владелец типографии, в которой печатались работы членов "Книгоиздательства писателей в Москве". С 1912 организатор и руководитель партии прогрессистов, издатель газеты "Утро России". В 1920 эмигрировал во Францию. Жена МАЗУРИНА Е.Г. Дети: ПАВЕЛ (1896, Москва, в 1918 эмигрировал, в 1924 уехал в Милан), ВЛАДИМИР (ум. 1925)

Сергей Павлович управлял фабрикой в Вышнем Волочке, но был также скульптором, знатоком иконописи и автор ряда работ по истории иконописания, любителем археологии. С Владимиром и Степаном – начинатель автомобилестроения в России, основатель завода АМО.

Владимир Павлович входил в правлении Московского банка, финансист.

Степан Павлович , банкир, видный деятель религиозной общины Рогожского кладбища, собирал иконы «старого письма» как для собственного собрания, так и для передачи в старообрядческие храмы. Коллекция икон Рябушинского считалась одной из лучших в России. Им была открыта реставрационная мастерская, началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы». Степан Павлович организовывал выставки иконописи, в том числе и знаменитую «юбилейную» выставку, приуроченную к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.

Николай Павлович не имел склонности к торгово-промышленным делам и вышел из Товарищества. Он был мот, художник, эстет, издатель знаменитого журнала «Золотое руно» , собиратель русской и западноевропейской живописи.

Михаил Павлович - промышленник, банкир, меценат, собиратель русской и западноевропейской живописи, автор интересных воспоминаний.

Дмитрий Павлович . Фигура яркая, на Западе известная больше всех остальных Рябушинских, как один их основателей аэродинамики. После окончания Московской коммерческой академии, где преподавал и Н. Жуковский, увлекся воздухоплаванием, с Жуковским основал Аэродинамический институт для разработки вопросов воздухоплавания, гидродинамическую лабораторию на реке Пехорке, в 1907-1912 учился в Московском университете на физмате. В начале 1916 г. выдержал экзамен на степень магистра и был зачислен приват-доцентом университета; начал читать курсы теории упругости и аэродинамики. Во время революции пытался сохранить свой институт от уничтожения, передал его официально власти, попал в ЧК, но был отпущен. В 1922 удостоен Парижским университетом звания доктора математических наук, основатель и председатель Русского научно-философского общества в Париже, член-корреспондент Французской АН (1935), автор более 200 работ. Жена ВЕРА СЕРГЕЕВНА, имел 3 дочерей, в том числе МАРИЮ (ум. 1939, художница)

Федор Павлович был очень интересной фигурой, инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки, географ, но он умер рано.

Краткие выводы:

Как и в случае с Веджвудами мы видим специфический отбор – роль старообрядческой общины и возможный вклад генетики группы, выделенной непокорством. Браки в общине совершаются между "своими".
Как часто отмечалось, только первые поколения выходцев из народа проявляют себя, как предприниматели. Далее проявляется весь спектр способностей, которыми обслуживается этот успех – тонкое чутье, способности к анализу и обобщению, энергия, энтузиазм.

Не собираясь идеализировать цепких и дерзких предпринимателей, подчеркнем то, что уже в третьем поколении – это еще и создатели культуры и науки. Интересно, что как и в случае с Дарвиным, который смог осуществить свою работу за деньги Веджвудов, Дмитрий Павлович Рябушинский сумел многое сделать за счет денег клана.
Важна также и многочисленность потомства "отцов-основателей" - как в клане Веджвудов - Дарвинов, причем даже на склоне лет. Оно свидетельствует о хорошем физическом здоровье и запасе энергии. Отметим его для будущего.

Предпринимательство дореволюционной России

В России предпринимательство имеет глубокие корни. Оно впервые упоминается еще в "Повести временных лет". Павловская в своей статье "Традиции русского предпринимательства" пишет, что еще в "Житии Дмитрия Прилуцкого" от XIV в. рассказывается "...о северных торговых операциях переяславского купца средней руки, торговавшего пушниной. Согласно житию, он совершил три поездки на Печору и в Югру. После первой заплатил долги, после второй стал богатым человеком, а в третью поездку загубил свою жизнь где-то в дремучих лесах Печоры." Все это говорит о том, что у славян торговля к 9 веку была очень хорошо развита.

К концу XVI в. В России успешно функционировали три купеческие корпорации, имевшие выборных руководителей и пользовавшиеся определенными правами. В 1653 г. вводится первый в истории страны Торговый Устав, устанавливающий единый торговый налог. Согласно Уставу иностранные купцы облагались более высокими пошлинами, чем российские.

В Манифесте 16 апреля 1700 г. Петр I провозглашает: "С самого вступления нашего на престол все старания и намерения наши клонились к тому, чтобы все подданные наши приходили в лучшее и благополучнейшее состояние".

В начале XVIII века в России стал формироваться капитализм. Вместе с ним стали формироваться династии промышленников. В 1703 году была организована первая в России Санкт-Петербургская биржа. K началу Первой мировой войны более ста бирж существовало уже во всех крупных городах страны. Быстро развивалась банковская деятельность. Заслуженной всемирной славой пользовалась Нижегородская ярмарка. Российские предприниматели были для своего времени прекрасно образованы. Образцовыми учебными заведениями мирового класса считались в начале нашего века Петербургский политехнический институт с его экономическим факультетом, Московский, Киевский и Харьковский коммерческие институты. В стране успешно работало 250 средних коммерческих училищ, в которых обучали десятки тысяч будущих предпринимателей и управляющих. Вплоть до Октябрьской революции заслуженной всемирной славой пользовались хлопчатобумажные предприятия Морозовых, кожевенное и суконное производства Бахрушиных, промышленные предприятия Третьяковых, текстиль Прохоровых, машины и судостроение Путиловых, железные дороги Мамонтовых, химические заводы Ушковых, гастрономия братьев Елисеевых и многое-многое другое.

Путиловский завод

Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономического роста. Особенно быстро развивалась промышленность и торговля. Торгово-промышленный оборот Европейской России составлял тогда около 10 млрд. рублей.

Возникновение династии Рябушинских

Династия Рябушинских (изначально их фамилия писалась через "я") возникла из семьи "земельных крестьян". Основатель династии – "огосударствленный" крестьянин Михайл, сын Дениса, который был стекольщиком и служил Свято-Пафнутиевскому монастырю в Боровске. Однако после секуляризации монастырских земель он был вынужден платить оброк в в Коллегию экономии и позднее стал "земельным крестьянином".

Согласно историческим источникам на конец 18 столетия семья будущих Рябушинских состояла из следующих членов семьи:

  • Денис Кондратьев 76 лет
  • Яков Денисов сын 56 лет
  • Евдокия Евтеева (жена Якова) 44года
  • 1745 Агафья дочь Якова 19лет
  • Василий сын Якова 17 лет
  • Домника дочь Якова 13 лет
  • Иван сын Якова 10 лет
  • Артемий сын Якова 5 лет
  • Мария дочь Якова 4 года
  • Михаил сын Якова 3 года

Наибольшую известность получили младшие сыновья Артемий и Михаил. Они успешно вели торговлю в Москве и счисляться в гильдии купцов.

К 1809 году братья ведут торговлю в купеческих рядах в Москве. Михаил к 1809 году еще не женат, но уже ведет самостоятельную торговлю в холщовом ряду.

Михаил приумножил своё состояние удачной женитьбой на Евфимии Степановне Скворцовой. Она была дочерью купца кожевника Скворцова Степана Юлиановича из деревни Шевлино. У него был небольшой заводик и дом в Кожевниках. Он стоит и по сей день.

Война 1812 года нанесла серьезный удар по торговле Михаила и Артемия. Во время пожара в Москве сгорели склады и лавки принадлежащие братьям. Они были вынуждены сменить сословие с купеческого на мещанское.

Картина Франческо Вендрамини "Московский пожар 1812 года", XIX век

Михаил Рябушинский поступил на службу к купцу Сорокованову, который в последствии был очень доволен работником и назначил его управляющим своих активов. Впоследствии за неимением наследников купец передал свое состояние Михаилу.

Лишь спустя 12 лет, в 1824 году, он вновь стал купцом, но уже под другой фамилией – Ребушинский. Фамилию он сменил, перейдя в раскол, а называться стал так по слободе, в которой он жил в Боровске. Со временем, и довольно быстро, Рябушинские превратились в Рябушинских, но Михаил Яковлевич всегда подписывался по-старому.

Сначала Михаил Яковлевич торговал холщовым товаром, потом хлопчатобумажными и шерстяными изделиями, но всегда мечтал основать собственное производство. Накопив капитал, в 1846 году он основал небольшую фабрику в собственном доме в Москве, в Голутвинском переулке. Он производил шелковые и шерстяные изделия.

После смерти любимой жены Евфимии Степановны, происходившей из богатых купцов Скворцовых, Михаил Яковлевич постепенно начал отходить от дел, передав фабрики в руки сыновей – Ивана, Павла и Василия. Иван рано умер, и наследство Михаил Яковлевич оставил в нераздельную собственность Павлу и Василию.

Павел управлял фабриками и заботился об их обеспечении сырьем, станками, красками, дровами. Василий занимался финансовой документацией, ведением коммерческих дел и бухгалтерией. Павел Михайлович, возглавив дело, усиленно развивал фабричное производство, построил четырехэтажное здание ткацкой фабрики рядом с домом. Техническую сторону дела он знал досконально, поэтому самую ответственную работу – прием товара – он выполнял сам. Он же устанавливал и цены на товары.

С начала 1860-х Павел Михайлович начал активно заниматься общественной деятельностью. В 1860 году он избран в члены шестигласной распорядительной Думы Москвы как представитель от Московского купечества, в 1864-м – в комиссию по пересмотру правил в мелочном торге, в 1866-м – депутатом городского собрания и членом коммерческого суда. В 1871 и 1872 годах его выбирали в члены учетного и ссудного комитетов Московской конторы Государственного банка, с 1870 по 1876 год он был выборным Московского биржевого комитета. Таким образом, Павел Михайлович Рябушинский стал одним из признанных лидеров московских предпринимателей.

В 1880–90-х годах Павел Михайлович вел учет первоклассных торговых векселей. Это новое для купца дело заинтересовало его, постепенно он все больший упор стал делать на банковские операции. Позднее его сыновья основным видом деятельности будут считать именно банковское дело, которое и принесет им громкую славу. Скончался Павел Михайлович в возрасте 78 лет в окружении многочисленного потомства. Александра Степановна, его лебедушка, пережила мужа всего на год с небольшим, несмотря на значительную разницу в возрасте. После смерти отца фабриками стал заниматься Павел Павлович, который занял пост директора-распорядителя. Ему помогали братья Сергей и Степан. Они в широких масштабах развили банковскую деятельность и в 1902 году основали банкирский дом, во главе которого встали братья Владимир и Михаил.

Пробыв в первой гильдии пятнадцать с половиной лет Рябушинские сделали в 1879 г. попытку получить для себя и своих детей потомственное почетное гражданство. Сенат отказал им в этой просьбе. Причиной стало то, что они принадлежали к раскольникам. Запрет на почетные титулы был регламентирован основании секретным высочайшим повелением от 10 июня 1853 г.. На его основании раскольникам, к какой бы секте они ни принадлежали, отличия и почетные титулы давались только в виде исключения. Многолетние хлопоты Рябушинских увенчались успехом 11 июля 1884 г., когда им наконец-то была выдана грамота Александра III о "возведении их с семействами в потомственное почетное гражданство".

Павел Павлович Рябушинский

Павел Павлович Рябушинский возглавил семейное дело в сложный для мировой и российской экономики период на рубеже XIX и XX столетия. Он оставил глубокий след не только в истории династии Рябушинских, но и всей России. Мировой экономический кризис практически не затронул текстильную промышленность. От кризиса страдали только те текстильщики, которые были нацелены на западных потребителей. Рябушинские в их число не входили. Свою продукцию они поставляли преимущественно на российский рынок.

Павел Павлович Рябушинский

К началу десятых годов Павел Павлович возглавлял уже крупнейшую финансовую монополию, аппетиты которой намного переросли пределы производства и продажи тканей. Всюду, где только возможно, его "Средне-Российское акционерное общество" противостояло иностранцам: геологическая разведка на Севере, в районе Ухты, лесодобыча и лесозаготовка, расширяющиеся интересы в нефтяной промышленности, первые шаги отечественного машиностроения, автомобильная и авиационная отрасль – этот перечень далеко не полон. Возможности были огромными, амбиции – еще больше.

В отличии от других представителей династии Рябушинских, Павел Павлович участвовал в политической общественной жизни страны. В годы кризиса 1905–1907 гг. П.П. Рябушинский окончательно уходит в публичную политику. Павел Павлович был выборный Московского биржевого комитета, член министерской Комиссии по упорядочению быта и положения рабочих в промышленных предприятиях Империи, активно, "как средствами, так и трудами", участвует в движении за права старообрядцев. Характерно, что именно на старообрядческом съезде 1906 г. в Нижнем Новгороде Рябушинский впервые представил свое видение переустройства России, основанное на единстве и целостности государства, преемственности государственной власти, эволюционирующей в сторону развитого парламентаризма, отмене сословных преимуществ, свободе вероисповедания и неприкосновенности личности, "замене старого чиновничьего аппарата другим – народным, доступными для народа учреждениями", всеобщим бесплатным образованием, наделении крестьян землей и исполнении "справедливых желаний рабочих относительно порядков, существующих в других государствах с развитой промышленной жизнью".

П.Б. Струве

В 1907 году в российской экономики и политике отметилась определенная стабилизация. На этом фоне Павел Павлович Рябушинский начинает издавать одну из самых популярных ежедневных газет – "Утро России". В тоже время вместе с П.Б. Струве он проводит ежемесячные совещания с лучшими умами страны – разрабатывает долгосрочную стратегию экономического развития.

Павел Павлович Рябушинский сознательно строил свой образ – активного, мобильного, понимающего свой и более широкий государственный интерес русского капиталиста. В нем поразительным образом уживались своеобразная деловая этика старообрядческой среды, широкая натура русского купца и благотворителя с железной цепкостью образованного предпринимателя ХХ в. Сохранился любопытнейший документ: "Отчет и баланс П.П. Рябушинского на 1 января 1916 года". Павел Павлович владел имуществом на общую сумму в 5 002 тыс. рублей, в том числе акциями Московского банка на 1905 тыс., семейной текстильной фирмы на 1066 тыс., типографии, где печаталось "Утро России" – 481 тыс., и домом на Пречистенке, оцененным в 200 тысяч рублей. Годовой доход Павла Павловича составлял около 330 тысяч, причем директорское жалованье в банке и различных семейных компаниях – около 60 тысяч. Из расходов, помимо 24 тысяч на содержание семьи, 84 тысячи ушло на покрытие дефицита "Утра России", 30 тысяч – на другие издательские проекты. До 20 тысяч истратил Павел Павлович и на различные пожертвования (десять тысяч – старообрядческому журналу, пять тысяч – декадентскому издательству). Годы Гражданской войны Рябушинский провел в Крыму, а затем оказался в эмиграции, во Франции. Но и там он не терял веры в Россию.

Тем временем братья П.П. Рябушинского Владимир и Михаил еще в начале XX века занялись финансовой составляющей растущей на глазах "братской" империи, которой теперь точнее подошло бы название "торгово-промышленно-финансовой". Основанный в 1902 году "Банкирский дом братьев Рябушинских" (знаменитый тем, что был первым и единственным частным банком в России, публиковавшим свои ежемесячные и годовые отчеты) десятилетием позже был преобразован в акционерный коммерческий Московский банк с основным капиталом 25 млн. рублей.

Судьба представителей династии Рябушинских

Не все представители династии Рябушинских занимались предпринимательством. Так, Дмитрий Павлович Рябушинский занимался наукой. В 1916 году Дмитрий Павлович создал 70-мм пушку, напоминающую открытую трубу на треноге. Орудие Рябушинского было предшественником динамореактивных и более поздних газодинамических безоткатных орудий.

Дмитрий Павлович Рябушинский

Дмитрий Павлович стал ученым с мировым именем, профессором, членом-корреспондентом Французской академии наук. После революции Дмитрий Павлович по собственной инициативе отдал аэродинамический институт государству, после чего эмигрировал во Францию, где он и умер в Париже в 1962 году. Во Франции он работал в области аэродинамики и пропагандировал российскую науку. Дмитрий Павлович в 1932 году за экспериментальные исследования получил премию А. Базена от Парижской академии наук, а в 1935 году был избран её членом-корреспондентом. Во времена СССР имя Д,П, Рябушинского было незаслуженно забыто. Лишь 31 октября 2011 года в городе Железнодорожный открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому, работы скульптора Сергея Александровича Ялоза.

Николай Павлович Рябушинский стал литератором. Он автор многих рассказов и повестей, пьес и стихов. Наибольшую известность он приобрел как издатель литературно-художественного журнала символистов "Золотое руно".

По заказу Николая Павловича в начале XX века близ Петровского парка была возведена роскошная дача, получившая название "Черный лебедь" и прославившаяся не только своей архитектурой и коллекцией картин, но и шумными приемами для московской богемы. Николай Павлович собирал полотна как старых мастеров, так и современников, причем основную часть собрания составляли картины художников, группировавшихся вокруг "Золотого руна". Кроме того, в его коллекции были известные скульптуры О. Родена. По инициативе Николая Павловича в 1907 году открылась выставка московских символистов "Голубая роза". На выставку были приглашены известные пианисты, здесь же читали стихи В. Брюсов и А. Белый. В 1909 году Николай Павлович разорился и был вынужден продать часть своей коллекции с аукциона. Потом ряд полотен погубил пожар на вилле "Черный лебедь". После этого пожара уцелел лишь портрет В. Брюсова кисти М.А. Врубеля и полотна, находившиеся в московском особняке Рябушинского. После октября 1917 года Николай Павлович состоял на государственной службе консультантом и оценщиком произведений искусства, но в 1922 году он эмигрировал. Его коллекция была национализирована и поступила в Государственный музейный фонд.

Михаил Павлович Рябушинский финансировал несколько художественных выставок, выделял средства служащим Третьяковской галереи, в 1913 году входил в состав Комитета по организации посмертной выставки В.А. Серова. Собирать свою коллекцию картин русских и западноевропейских художников Михаил Павлович начал в 1900 году, особую любовь он питал к произведениям молодых русских живописцев. Некоторые полотна он покупал на выставках. По традиции московских коллекционеров, свое собрание Михаил Павлович намеревался передать в дар Москве.

В 1917 году он сдал свою коллекцию на хранение в Третьяковскую галерею, где и остались его картины после национализации. Часть этого собрания в 1924 году была передана в Музей нового западного искусства. В настоящее время картины из собрания М.П. Рябушинского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее им. А.Н. Радищева в Саратове.

Когда в январе 1918 года был создан "Союз деятелей художественных хранилищ", Михаил Павлович стал его казначеем, но сотрудничество с новой властью не состоялось. В 1918 году Михаил Павлович вместе с братьями эмигрировал и поселился в Лондоне, где открыл отделение банка Рябушинских и стал его директором. К 1937 году его банк прекратил существование, Михаил Павлович занялся сначала импортом товаров из Сербии и Болгарии в Англию, а после Второй мировой войны стал комиссионером в мелких антикварных лавках. Умер он в 1960 году, на восьмидесятом году жизни.

Степан Павлович Рябушинский собирал иконы и был одним из признанных авторитетов в этом вопросе. Иконы привозили ему со всей России. Степан Павлович покупал их большими партиями, выбирал себе самые ценные, а остальные жертвовал старообрядческим храмам. Все свои иконы Степан Павлович располагал в домашней молельне, не украшая ими стены кабинета или гостиной. Став одним из пионеров научного исследования икон, он составил и издал описания многих из них, например иконы Божьей матери Одигидрии Смоленской. Степан Павлович Рябушинский получил звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института.

Одним из первых С.П. Рябушинский начал реставрировать иконы, для чего устроил у себя дома реставрационную мастерскую. В 1911–12 годах Степан Павлович экспонировал свою коллекцию на выставке "Древнерусская иконопись и художественная старина" в Петербурге. В 1913 году Степан Павлович выступил как организатор крупнейшей выставки древнерусского искусства в честь 300-летия дома Романовых. После революции 1917 года Степан Павлович эмигрировал и поселился в Милане, где управлял суконной фабрикой. Иконы из его собрания поступили в Государственный музейный фонд, откуда впоследствии разошлись по разным музеям.

Федор Павлович Рябушинский прожил всего 27 лет, но и он успел оставить заметный след в истории и приобрести репутацию покровителя науки. В 1908 году по его инициативе Императорское русское географическое общество организовало большую научную экспедицию для исследования Камчатки. На это дело Федор Павлович пожертвовал 250 тысяч рублей.

Буккер Игорь 13.08.2013 в 18:09

Многие из династий русских предпринимателей происходили из старинных старообрядческих семей. Вообще все гонимые властью, вне зависимости от своей исконной национальности - евреи или русские - становились бизнесменами. А куда еще податься изгою, которого не брали на государеву службу, а адреналина так хочется, не ехать же за туманом в тайгу?

Первым по документам из династии Рябушинских принято называть родившегося в 1786 году крестьянина Калужской губернии (Пафнутьево-Боровского монастыря слободы Ребушинской) Михаила Яковлева. В 16 лет Миша, уже под фамилией Стекольщиков, так как его отец занимался стеклением окон, записался в московской третьей гильдии купцы. Деньги ему ссудил старший брат, уже несколько лет как торговавший в Москве, Артемий Яковлев. Подняться по гильдейским ступеням Мишке помог молодой задор. Скупая по деревням ткани, он наносил на них орнамент, делал набивной ситец и продавал в собственной лавке в Холщовом ряду Гостиного двора, а потом выгодно женился на дочери богатого кожевника Евфимии Скворцовой.

Выражение "кому война, а кому мать родна" - не про Яковлева-Стекольщикова, хотя как тут сказать. Капитала своего купец после наполеоновского нашествия лишился, но подал бумагу на предмет причисления его в мещанское сословие. Новоявленный мещанин долгое время безуспешно пытался наладить собственное дело. И предприимчивый ум Мишани осенила глубоко коммерческая идея - стать своим среди религиозно чуждых староверов. Русские старообрядцы со временем стали сродни европейским тамплиерам, не столько религиозно-рыцарским орденом, сколько барышниками. Как и у храмовников, у старообрядцев были связи среди своих. Кроме того, покладистые члены старообрядческой общины пользовались беспроцентными, а иногда и безвозвратными кредитами Церкви. Примерно, как в ельциновские годы от налога освобождались разные союзы, вроде ветеранов-афганцев.

Благодаря такому не совсем шахматному ходу, "пешка"- Мишка уже в 1823 году снова вышел в ферзи, в купцы третьей гильдии. За три года до этого он снова сменил свою фамилию, став на этот раз писаться Ребушинский. Традиционное написание Рябушинский появится лишь в 1850-е годы. Продолжателем дела (к тому времени он уже владел текстильной фабрикой в Голутвине) он назначает своего второго сына - Павла, в обход сынка старшего - Ивана, который вопреки отцовской воле женился на мещанке. Начитавшегося титанов русской литературы романтически влюбленного юношу Ваню новоявленный старовер лишил как наследства, так и коммерции. "Пущай голышом побегает!" - думал, видно, неофит. Община старообрядцев его ценила за ревность в вере. У десятилетнего Павлуши, выучившегося складно играть на скрипке, батя "игрушку бесовскую" отобрал и разрубил топором. Был бы сынок похитрее, да время позабористее, сказал бы, что это Страдивари и на аукционе за инструмент басурмане немереные деньги дают - папашин бы топор как поднялся, так бы и опустился.

Впрочем, второй сынок папашиной воле не перечил и, если не вышло из него скрипача Мони, то еврейский меняла-ростовщик из русского Павлушки вышел отменный. Для начала в 1846 году он женился на внучке старообрядческого начетчика Анне Фоминой. Одна лишь беда - в браке рождались только девки и ни одного пацана. Михаил Ребушинский оказался тверд в вере даже после того, как император Николай Павлович издал указ, по которому старообрядцев запрещалось принимать в купеческое сословие. Дети купцов были освобождены от рекрутской повинности, а его наследникам отныне грозила солдатская служба - пускай без "дедовщины" в нынешнем понимании, зато на 25 лет!

И отправился Павлуша в приморский городок Ейск. Это сейчас на морском побережье места живого не сыщешь, а тогда для привлечения жителей в этот, с позволения сказать, медвежий угол на Азовском море пришлось давать льготы. Народ потянулся, в том числе и на такую приманку, как приписка к местному купечеству. Итак, ушлый Павел Михайлович приехал с тогда еще далеко не всероссийского курорта Ейска третьей гильдии купцом. В рубежном 1858 году скончался Михаил Яковлевич Рябушинский, оставив своим наследникам около двух миллионов рублей ассигнациями. Царь Александр II отменил отцовский указ об ущемлении прав старообрядцев. Павел Михайлович принялся за продолжение отцовского дела и вместе с братом перешел от купцов ейских в купчины московские. Сначала во вторую гильдию, а в 1860-м - заняли братья пьедестал почета тогдашних бизнесменов, - перейдя в первую.

Пореформенная Россия - сказочные молочные реки с кисельными берегами для вчерашних крепостных - дала спурт династии. С Высочайшего соизволения на свет появилось полное Товарищество "Павел и Василий Братья Рябушинские". В 1917-м их сметут менее удачливые собратья, чьи отцы и деды не ухватили за хвост свою "птицу счастья" в эпоху великих реформ и отмены крепостного права. Это, выражаясь словами Ницше, "вечное возвращение", которое ожидает всех наследников крупных состояний. Придут новые Емельки Пугачевы и Че Гевары с университетскими дипломами и сметут начисто всю головку из рейтинга журнала Forbes .

Но какое-то время товарищество, как недолговечное растение, процветало. К тому же Павел был малый одаренный. Ему и пришла в голову идея продать все отцовские магазины с предприятиями и на вырученную сумму выкупить у московского купца Шилова "убыточную" бумагопрядильную (хлопчатобумажную) фабрику. Паша рассчитал все правильно. За годик до рождения Володи Ульянова, вошедшего в историю под ником Ленин, Рябушинский купил производство, сделавшее его одним из самых богатых людей огромной империи, а, может, и всего мира. Павел Михайлович не только разжился, но и получил Анну на шею с надписью "За полезное". Пока бизнес цвел померанцем, семейные отношения зашли в тупик. Постылая женка, рожавшая из года в год одних девочек, так и не смогла разродится наследником, уже не просто раздражала, а бесила.

Младший братик попросил у старшего соизволения жениться на 18-летней дочери петербургского хлеботорговца Степана Овсянникова и ждал его приезда на смотрины. В 1870 году Павел Михайлович, справивший свое пятидесятилетие, прибыл в столицу, осмотрел достопримечательности, оценил невесту младшего брата и сам женился на ней. Красавица- малолетка родила 16 детей. Половина из них оказались мальчиками. Словно в отместку, младший Рябушинский больше никогда не помышлял о браке и 21 декабря 1885 года умер холостяком. Павел Михайлович протянул ровно на 14 лет больше и отдал концы в тот же самый декабрьский день 21-го числа. Тень брата из Элизиума погрозила ему пальцем - негоже отымать чужих невест, братка!

До появления призрака брата Павел Михайлович сумел разумно разместить свое добро и имущество. Даже подмывавшему его лакею он оставил пять тысяч рублей, что уж говорить о наследниках! Самый бестолковый из них, как его называли домашние "беспутный Николашка", уже в первые месяцы вступления в наследство потратил на певичку из кафешантана (сегодняшний аналог - стриптизерша ночного клуба) львиную долю своего состояния. Старшие братья тотчас же взяли над ним опекунство, продолжавшееся до 1905 года.

Самым многомудрым из братьев все-таки оказался ославленный ими же Николай. Этот беспутный малый всячески подогревал нищую богему (это только в идеале поэт должен быть нищим, на самом деле его нужно, как минимум, напоить до низложения риз), издавал дорогущий альманах "Золотое руно" и построил для себя любимого в Петровском парке роскошную виллу "Черный лебедь". Когда грохнул холостой выстрел "Авроры", в сундуках Коки было также пусто, как и пороха в заряде исторического крейсера. Большевики нищеброда Колю Рябушинского не тронули и накокаиненная матросня в его хату не совалась - люди искусства растащили все раньше, чем нагрянули латышские стрелки и чекисты.

В то время как всех остальных братьев, вошедших в число учредителей "Банкирского дома братьев Рябушинских", Великая Октябрьская революция разом лишила всех благ, привилегий и капиталов. Если оставаться до конца честным, то патриот Павел Павлович Рябушинский, ставший к тому времени одним из политических лидеров новой страны, предложил опустить между Российской империей и Западом "железный занавес". Этот термин впервые ввел не "Черчилль в 18-м году" (цитата из Высоцкого), а наш Паша Рябушинский. Убежденный русский патриот имел ввиду, прежде всего не столько Западную Европу, сколько молодые и наглые Соединенные Штаты. В деле создания антизападной коалиции он планировал связать Россию через Монголию с Китаем и Японией.

К сожалению, Павел Павлович на стезе политики наделал кучу ошибок. Предостерегая, словно Кассандра, о социальных потрясениях и революциях, он имел неосторожность метафорически выразиться о "костлявой руке голода и народной нищеты". Ленинские, гораздо более жесткие слова о стране и народе, были похерены, а вот толстосуму Рябушинскому не простили. И не только большевики. Еще раньше члены Временного правительства возненавидели миллионщика за поддержку мятежного с их "кочки зрения" Корнилова.

Впрочем, жадность фраеров сгубила и вне восстания пролетариата. Когда грянул финансовый кризис 1929 года и братья (в соответствии с договором) договорились срочно изъять деньги из банка, пожадничал один Михаил Павлович и все средства семьи Рябушинских сгорели. Позже он раскаялся и просил прощения, но не у Господа, а у корыстолюбивых братьев. Прощения заслужили другие потомки Рябушинских, сгинувшие в эмиграции или на Соловках.



«ВСЕ ДЛЯ ДЕЛА – НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ»

Братья Рябушинские

Кто такие Рябушинские?
Что мы знаем о них? Сколько их было, один или несколько?
Ну, положим, особняк на малой Никитской постройки Шехтеля,
в котором позже жил Горький, у всех на слуху и на виду.
А дальше?

Итак – братья Рябушинские.

А было их восемь, невероятно талантливых, оставивших неизгладимый след в истории русского меценатства, воистину государственных людей.

Дед их, Михаил Яковлев, уроженец Ребушинской слободы Калужской губернии, прошел путь от бобылей (не имеющих надела крестьян) до купца второй гильдии, это про него будет сказано: «Думается, что лиц, обладавших 1000 рублями, имелось много тысяч, но создавших из них в течение сорока лет работы 2’000’000 рублей, очень немного, и они своим счетом едва ли заполнят один десяток». У Михаила Яковлева была железная воля, соединенная с мировоззрением хозяйственного мужика: «ВСЕ ДЛЯ ДЕЛА – НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ» , – скажет он, и это станет девизом рода Рябушинских.

В 1820 году он подаст прошение об изменении фамилии Яковлев на фамилию Ребушинский, позже ставшую Рябушинский. К детям относился сурово, книжного воспитания не признавал, считая, что лучший учитель – жизнь. Как-то раз, услышав в доме звуки скрипки, разыскал на чердаке второго сына – Павла – с инструментом в руках.

Бедная скрипка тут же была разбита о стропила: «Я тебе покажу это бесовское занятие! Ты – купец! Ты – Рябушинский».

Сын после этого и думать не смел продолжать свои тайные уроки у какого-то нищего француза. После разорения 1812 года, как всегда бывает после сильных общественных потрясений, русское общество переживает период религиозных исканий. В московском купечестве эти искания вылились в усиленный переход из господствующей церкви в старообрядчество.

«Не крепко то, что неправдой взято. Не удержишь, да и души своей не соблюдешь». Так закладывались устои рода Рябушинских.

Сын его, Павел Михайлович, во многом походил на отца, превосходя его умом и талантом. Воспитывался дома, без всякой системы, с пятнадцати лет работал в лавке отца, постигая тайны ведения бухгалтерских книг. Самостоятельно изучил мануфактурное дело и мог замещать отца при устройстве фабрик в Калужской губернии. Историю со скрипкой в детстве мы уже знаем. Но это увлечение не прошло бесследно. Павел Михайлович очень полюбил театр и часто принимал у себя актеров Малого театра. Он был счастлив в браке, и все восемь его сыновей составляют гордость России, ибо были они созидателями по духу своему.

После смерти отца, Павла Михайловича, главой клана стал старший сын, Павел Павлович, перед авторитетом которого всегда беспрекословно склонялись все младшие братья и сестры. Потрясающая внутрисемейная дисциплина! Павел прославился как миллионщик-политик, которого ненавидели и царица, и большевики. Идеолог молодой российской буржуазии, Павел Павлович воевал и с правительством.

На одном из выступлений он вдруг выкрикнул: «Одна надежда, что наша великая страна сумеет пережить свое маленькое правительство!» На обеде в честь приехавшего в Москву премьер-министра Павел поднимает тост не за правительство, как требовалось по протоколу, а за русский народ. Городской глава в бешенстве: «Московских купцов мало жгли в пятом году, они еще не образумились. Вот дворяне - им въехали порядочно, они и протрезвились». «Странная и своеобразная фигура – этот московский миллионер, – пишут о нем «Биржевые ведомости» (15 июня 1915 года), – нечто среднее между старообрядческим начетчиком и английским дельцом. Находясь в самой гуще политической борьбы и прекрасно понимая неизбежность смуты, он не только продолжает развивать дело, но и призывает к этому и других».

«Мы знаем, что естественное развитие жизни пойдет своим чередом.

И к сожалению, оно жестоко покарает тех, кто нарушает экономические законы.

Поэтому, господа, мы поневоле вынуждены ждать. Это катастрофа, этот финансово-экономический провал будет для России неизбежен, если мы уже не находимся перед катастрофой. И тогда, когда она станет для всех очевидной, только тогда почувствуют, что шли по неверному пути.

Мы чувствуем, что то, о чем я сейчас говорю, является неизбежным, но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло уже друзей народа, членов разных там комитетов и советов, чтобы они опомнились. В этот трудный момент, когда надвигается смутное время, все живые культурные силы должны образовать одну дружную семью. Люди торговые, надо спасать землю русскую!» Раздается гром аплодисментов. Это случилось 3 августа 1917 года в Богословской аудитории МГУ, на открытии Всероссийского торгово-промышленного съезда.

По проекту архитектора Шехтеля в Москве на Путинках строится типография Рябушинских в стиле модерн. Павел Павлович издает газету «Утро». В апреле 1907 года он в административном порядке высылается из Москвы за то, что газета «Утро», несмотря на сделанное неоднократно предупреждение, продолжала держаться противоправительственного направления. Телеграмма брата Дмитрия: «Узнали сегодня об административной тяжкой каре, которая тебя постигла.

Выражаем глубокое уважение к твоему твердому и благородному образу действий». А в сентябре Павел уже приступает к изданию своей новой и получившей широкую известность газеты «Утро России». В канун мировой войны на деньги Павла Павловича было снаряжена экспедиция на поиски радия. Вопрос о поиске радия поднял в 1909 году В.И.Вернадский. Осенью 1913 года в особняке Павла на Пречистенке, в присутствии деловых людей, Вернадский прочел доклад о радии и его возможных месторождениях в России. В эмиграцию Павел Павлович приехал уже больным. Прожил совсем немного и скончался во Франции от туберкулеза в 1924 году на 51-м году жизни.

Следующим за Павлом по старшинству шел Сергей. Помимо активного участия в промышленно-банковской жизни семьи, Сергей Павлович имел и единоличное дело. Это, во-первых, Институт педагогики на Рогожках. Он был оснащен новейшими по тем временам методиками и техническими средствами. Об этом мало кто знает, потому что большевики прикрыли это начинание сразу после прихода их к власти. А во-вторых, и это главное, на окраине тогдашней Москвы Сергей вместе с братом Степаном за шесть месяцев (!) на основе Акционерного Московского общества (АМО) создают небольшой автомобильный завод – первый в России. Причем производство устроено таким образом, что при минимальной реорганизации автомобильный завод может производить авиатехнику. Ныне этот завод называется заводом им. И.А.Лихачева. Но на этом таланты Сергея Павловича не кончаются. Он был еще и очень неплохим художником-анималистом. Сам Репин рекомендовал его передвижникам. Рябушинский и выставлялся с ними, и организовывал выставки, и, конечно же, меценатствовал. А также он возглавлял Московский клуб автомобилистов и Московское общество воздухоплавания. Удивительно, что именно эти люди, будучи столпами староверчества, уловили совсем слабые веяния завтрашнего дня: самолет, автомобиль, спорт, туризм. Кстати, следующий брат, Владимир, возглавлял Российское общество по туризму.

«Учился я в Гейдельберге. Оставалось 2–3 семестра, но меня съедала тоска по родине. Несмотря на то, что каждые каникулы я ездил домой, я не выдержал и, махнув рукой на докторат, попросил отца разрешить мне вернуться.

Впрочем, войдя в семейное дело, Владимир скоро восстанавливает свою репутацию. Член Правления Московского банка, Московской городской думы, а также один из главных работников «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями», Владимир представлял собой талантливый и органичный сплав банкира и промышленника, и вдруг... С началом Первой мировой войны, оставив все, он уходит добровольцем на германский фронт. Был ранен в грудь навылет. Удостоен Георгия 4-й степени. Пишет работу об устройстве укрепительных сооружений. Революция застала его в действующей армии. Далее – он командир сформированного им автомобильного отряда в армии Врангеля.

Митрополит Вениамин рассказывал, как в 20-м году к нему бросился офицер с большой темно-русой бородой. «Владыка, я не принадлежу господствующей церкви. Я – старообрядец. Но почитаю и православную иерархию. Благословите! Моя фамилия – Рябушинский. – И сразу, без всякого предисловия, каким-то срывающимся голосом сказал: – Владыка! Мы погибаем, мы такие же большевики, как и они».

А затем наступила парижская эмиграция. Попытки вернуться к семейному делу безрезультатны. В 1925 году Владимир организовал общество «Икона», председателем которого и состоял до кончины. Он публикует десятки статей о русской иконе и истории религии в России. У Владимира Павловича есть замечательный труд под названием «Сравнение языков», где он исследует шесть языков, которыми владел в совершенстве: латинский, греческий, итальянский, французский, русский и английский.

К месту добавить, что Геродота он читал в подлиннике, на древнегреческом. Вот такой вот купчишка! Когда Германия напала на Советский Союз, в эмигрантских кругах распространились слухи о составлении списков имущества, оставленного в России, с расчетом на успехи немецкой армии. Затея эта не понравилась Владимиру. Сохранилось его письмо брату Степану: «Мы, Рябушинские, продолжая традиции незабвенного Паши, должны сейчас думать не о себе, а о России. Если когда-либо настанет необходимость, мы прекрасно вспомним, что нам принадлежало и, конечно же, как честные люди, что мы должны. Сейчас же вся наша энергия должна быть направлена к тому, чтобы поскорее принять участие в работе на пользу русского народа, а на каком месте придется работать – на то воля Божья».

С начала Второй мировой войны, особенно после оккупации нацистами Франции, жизнь русских эмигрантов стала еще тяжелее. Но сотрудничеством с фашистским режимом ни один из Рябушинских себя не запятнал. Владимир Павлович умер в Париже в 1955 году в возрасте 83-х лет.

А теперь поговорим о владельце того самого особняка на Малой Никитской Степане Павловиче. К сожалению, внутреннее убранство особняка претерпело изменения. В парящую, воздушную замысловатость модерна Горький, последний владелец особняка, в прямом смысле въехал с большевистской прямотой.

Но остались нетронутыми фасады и сад, посаженный еще при жизни.

Степан Павлович остался в русской истории не только и не столько как предприниматель, активно работающий в семейном бизнесе, но прежде всего как коллекционер. Только по каталогам Третьяковской галереи, куда после революции перешла часть собрания, значится пятьдесят семь икон XIII–XVII веков, принадлежащих Степану. Наиболее ценные находились в храмах Рогожского кладбища, с которыми тесно была связана жизнь собирателя. Сюда он передал икону Богоматери Одигитрии Смоленской, которую после реставрации 1812 года запрещалось, как наиболее ценный памятник старины, переносить из одного храма в другой. Уже одной коллекции было бы довольно, но Рябушинские есть Рябушинские, и масштаб их деятельности воистину впечатляет. В марте 1905 года старший брат, Павел Павлович, будучи председателем старообрядческой общины Рогожского кладбища, покупает участок в 3-м Ушаковском переулке и жертвует эти земли на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Далее в дело вступает Степан. Он не только жертвует колоссальные суммы на постройку храма: весь иконостас, представляющий огромную художественную и археологическую ценность, состоит из подлинных древних икон из собрания Степана Павловича. Он становится председателем Остоженской старообрядческой общины. В 1998 году храм восстановлен. Поразительны все-таки эти старообрядцы Рябушинские, жившие в стиле модерн и обгонявшие время. В эмиграции Степан сотрудничал с Владимиром в обществе «Икона», написал работу по реставрации икон и умер в 1942 году в Италии в возрасте 68-ми лет.

Николая Павловича дома звали Николаша. Он считался беспутным и никчемным человеком. Если хотели братья укорить друг друга за неразумность, то говорили: «Ну я понимаю, если бы это Николаша сделал, но ты-то!» Николай действительно прожил богемную жизнь с купеческим размахом. Семейное дело его не интересовало: он сразу же вышел из него, забрав свою долю капитала. По духовному завещанию отца ему причиталось 400 тысяч рублей. Получив их, в течение трех месяцев прокутил чуть ли не половину. Главной статьей расходов явилась певица кафе-шантана Фажет. Одних драгоценностей он купил ей на 45 тысяч рублей, не считая роскошных обедов и катаний на лихачах. Юноша срочно был взят под контроль родственников. На деньги, получаемые от братьев, он побывал в самых экзотических странах – Японии, Гонконге, охотился на фазанов в Китае. Современники относились к нему по-разному. Одни считали, что он был неординарен, другие видели в нем заурядного купчишку. Но в нем была заложена несомненная талантливость. Он пишет рассказы и повести в модном декадентском стиле. А вот выдержка из письма Лансере-Бенуа: «Рябушинский побывал у нас всех, всем как личность очень не понравился, пшют, ужасно надушенный, до вечера пахло в комнатах, смесь наивности и хвастовства». Бенуа поначалу увидел в молодом Николае Рябушинском олицетворение золотого тельца, на поклон к которому вынуждено идти высокое искусство. В письме Сомову он пишет: «Принужден ожидать нашего нового мецената. Вчера он побывал здесь на огромном автомобиле. Хорош ваш Рябушинский! У нас теперь такое безрыбье, что даже этот вздутый моллюск может сойти за рыбу. Почему мы так и не получили нашего Третьякова, нашего Мамонтова!» А Николаша тем временем в Петровском парке строит изящную виллу под названием «Черный лебедь» (архитектор все тот же Шехтель) и наслаждается обществом богемных гостей.

Но Николай не был бы Рябушинским, если бы жизнь его ограничилась только блажью да пирушками. В январе 1905 года выходит в свет журнал «Золотое руно». «В грозное время мы вступаем в путь, кругом кипит водоворот обновляющей жизни. Мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без красоты нельзя. Вместе со свободными учреждениями надо завоевать для наших потомков подлинное, ярко озаренное солнцем творчество. Во имя той же грядущей жизни мы, искатели «Золотого руна», развертываем наше знамя!» Редактор и издатель – Николай Павлович Рябушинский. В журнале печатались Бунин, Бальмонт, Андрей Белый, Блок, Волошин.

Журнал Николая Рябушинского в течение нескольких лет был признанным центром русского символизма. Из воспоминаний современника: «Николашу, как называли его в Москве, всерьез не принимали, но он оказался хитрее своих братьев, так как прожил все на родине». И несмотря на это, умудрился безбедно жить в Париже, в войну отсиделся в Монте-Карло и скончался в 1951 году в возрасте 74-х лет.

Михаилу Павловичу было два года, когда родители привели его на открытие промышленно-художественной выставки.

Оркестром дирижировал сам Антон Рубинштейн. С младенчества Михаил Рябушинский очень чутко воспринимал красоту. В двадцать лет он начинает собирать коллекцию живописи, которая сделала его самым знаменитым из братьев. В отличие от Павла, Николая, Дмитрия, бывших всегда на виду и слывших возмутителями спокойствия, он находился постоянно в тени. Серьезные банкиры не любят известности. Богатство обязывало относиться ко всему осторожно и солидно.

Счета из книжных магазинов свидетельствуют, что только в 1910–1911 годах он приобрел изданий по искусству на несколько тысяч рублей. Потомок калужских мужиков сумел стать знатоком искусства, но и хватку сохранил. Через Валентина Серова, меценатом которого он был, сделал предложение жене художника Врубеля выслать в Москву неоконченную картину «Демон». Родственники Врубеля назначили за эту работу две тысячи рублей. Рябушинский предлагает уступить за тысячу. Из письма госпожи Забеллы-Врубель: «Имея в виду беспомощность художника, потерявшего зрение, и глубокую потрясенность его жены тяжелыми жизненными невзгодами, может, Вы получили бы большое нравственное удовлетворение, разделив уступку пополам, то есть заплатив за картину тысячу пятьсот рублей». Михаил Рябушинский отправил чек на… тысячу рублей. В тридцать лет он – директор Харьковского земельного и Московского коммерческого банков. Дело и искусство так переплелись в жизни Михаила, что опись картин его коллекции была обнаружена среди бумаг Московского коммерческого банка.

В 1909 году он покупает у Саввы Морозова роскошный особняк на Спиридоньевской (архитектор Шехтель) и перевозит туда свою коллекцию. В том же году, вдохновленный примером бескорыстного служения отечественной культуре Павла Михайловича Третьякова, публично заявляет, что со временем передаст свое собрание Москве. В архиве Третьяковской галереи сохранился любопытный документ под названием «Картины и рисунки из собрания М.П.Рябушинского, принятые на временное хранение. Составлено 13 ноября 1917 года». 35 живописных работ отдал он под опеку национального музея, спасая их от смутного времени.

Верные себе, Рябушинские не покладая рук действуют. В период их харьковской жизни основывают мощный Юго-Центральный банк с филиалами в Одессе, Екатеринославле, Киеве. Они были уверены в том, что большевики – это ненадолго. И когда в эмиграции в 1924 году умирает Павел, руководство западными капиталами ложится на плечи Михаила. Ему 44 года. Он основал в Лондоне «Вестерн Банк». Из письма Сергея к Михаилу: «За пять лет нашего пребывания за границей нами потеряно 400 тысяч фунтов стерлингов. Осталось 100 тысяч. Возникновение наших дел имело случайный характер. Чего стоит весьма пагубное фантастическое решение открывать отделение во всех частях света для захвата мировой суконной торговли.

Взяв на себя лидерство, ты принял тяжелую моральную ответственность: нас не погубить и не опозорить в деловом смысле». Михаил – Сергею: «Собери братьев и пусть решают, выгнать меня из дела или нет». По требованию братьев Михаил закрыл все американские дела, реорганизовал Французский банк, попросил лишь не трогать «Вестерн Банк», предмет его гордости. Однако экономическая депрессия свела на нет все титанические усилия и полностью разорила мощную династию. А в это время в России газеты затрубили: «Сенсация! Найдены сокровища Рябушинского». В доме Михаила в Спиридоньевском расположился Бухарский дом просвещения. При перестановке шкафов был обнаружен тайник, а в нем сорок живописных работ русских художников – Брюллов, Тропинин, Серов, Врубель, Бакст, Репин, мраморный бюст Гюго работы Гогена, восточный фарфор.

В 1937 году Михаил пишет брату Николаю из Лондона: «Ты знаешь, Николаша, что мне не хватает… Еда в хорошем ресторане, жизнь и путешествия в хорошей гостинице, тратить сколько хочу, не считая, сколько у меня в кармане… Жить в определенных рамках – это убивает всякую радость».

А вот письмо 1945 года – опять же Николаю: «Материально мои дела были очень плохи. Постепенно шел в этом отношении вниз. И вот однажды, с Божьей помощью, я посмотрел в окно антиквара.

Решил войти. Спросил, могу я взять образец старинного чайного сервиза (Рокихам). Антиквар согласился. Я поехал на басе в Вест-Энд, Бонд-стрит, вошел в известный антикварный магазин и предложил сервиз по образцу и моим сертификациям… Бондский антиквар купил.

Я заработал свою первую комиссию – два с половиной английских фунта. Это было свыше трех лет назад. С тех времен дело у меня пошло и стало развиваться, я продолжаю как агент по старине и искусству. В душе моей удовлетворение, что я люблю свою работу. И встал на ноги опять, без всякой помощи со стороны».

Еще позже Михаил скажет: «Не нужно думать, что благословение Божье только в богатстве. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью и даже нищетой. Это благословение, думается, еще выше». Михаил Павлович дожил до 80-ти лет и умер в Лондоне в больнице для бедных.

Декабрь 1903 года. Сенсационное сообщение о том, что американцы братья Райт подняли в воздух аппарат тяжелее воздуха. В один из осенних дней 1904 года к преподавателю Практической Академии коммерческих наук Николаю Егоровичу Жуковскому, крупнейшему ученому в области аэродинамики, подошел 22-летний слушатель Дмитрий Рябушинский и предложил свою семейную усадьбу Кучино (ныне город Жуковский) для создания аэродинамической лаборатории. Так появилась первая в Европе лаборатория по аэродинамике.

Вскоре сотрудничество с Жуковским распалось, и все исследования проходили под руководством Дмитрия. В1916 году в Кучино испытали безоткатное орудие системы «ракета в пушке», положившее начало современной реактивной артиллерии. Свою долю капитала Дмитрий из дела не изымал, но и в семейном бизнесе никак не участвовал, целиком посвятив себя науке. Когда был объявлен «красный террор», почти все Рябушинские перебрались в Харьков, занятый немцами, где у них был семейный банк. Вся их торгово-промышленная собственность была национализирована. В Харькове они пытаются восстановить фирму.

Вспоминает дочь Дмитрия Александра. Ей было семь лет, когда в их дом в Кучино, где был институт, ворвались красные. «С опущенными на глаза кепками, они топтали клавиши рояля, стреляли в хрустальные люстры и рвали портьеры на портянки». Самого Дмитрия Павловича в этот момент дома не было – он отлучился по делам в Москву.

После этого случая Рябушинский отправляет семью в Харьков, а сам остается, пытаясь спасти свое детище. «Я остался, чтобы защитить институт. Я отправился в учреждение, возглавляемое Луначарским, и говорил с профессором Московского университета астрономом Штернбергом, членом компартии. Мы говорили с ним довольно-таки откровенно.

И помнится, что на мое замечание, что мои братья, организуя и развивая национальную промышленность, освобождают ее от иностранной зависимости и, следовательно, содействуют повышению уровня жизни всего населения, он ответил: «Мы сделаем это гораздо лучше». Мое предложение национализировать аэродинамический институт было принято.

Я был назначен временно исполняющим обязанности заведующего». Институт был сохранен.

В разгар «красного террора» Дмитрий Павлович попросил командировку в Данию. «Приехав в Данию, я был радушно принят директором метеорологического института Лакуром и знаменитым физиком Нильсом Бором».

В Россию Рябушинский не вернулся. За границей он продолжал заниматься наукой, был избран членом-корреспондентом Французской Академии наук, преподавал в Сорбонне, основал научно-философское общество и Общество охраны русских культурных ценностей за рубежом. Он умер 80-летним стариком с эмигрантским паспортом, так и не пожелав сменить гражданство.

Самый младший из братьев, Федор Павлович, тоже не полностью отдавал себя торгово-промышленному делу. Он оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции на Камчатку. С целью лучшего ознакомления с Сибирью он пригласил А.А. Ивановского прочесть ему полный курс географии, антропологии и этнографии Сибири. Федор Павлович отнесся к этому курсу с необычайным интересом, немедленно приобретал рекомендуемые ему книги, карты и атласы. И в конце концов у него составилась обширная библиотека по Сибири.

Впервой половине курса он очень заинтересовался Алтаем. Занимаясь восточными окраинами, он был абсолютно поражен, насколько не изучена Камчатка, полуостров размером с Пруссию. Он стал деятельно готовить Камчатскую экспедицию. Дело оказалось сложным, потому что ни литературы, ни карт толком не было.

Тем не менее первая Русская исследовательская экспедиция на Камчатку состоялась и была весьма успешной. Федор Павлович потратил на нее 200 тысяч рублей.

Он мечтал покрыть сетью экспедиций всю Сибирь, выделяя на эти цели по 100 тысяч рублей в год. Он не успел осуществить этот план, равно как и план в отношении Алтая.

Но он успел установить сеть метеостанций на полуострове. Федор Павлович Рябушинский скончался от туберкулеза в 1910 году. Было ему всего 25 лет.

Век с четвертью простояло воистину гениальное древо Рябушинских. Всего три поколения, а сколько сделано для России! Но и Россия была для них всё. В эмиграции братья Рябушинские, самое молодое и самое талантливое поколение, не стали глупее или менее деловиты. Они так и не научились жить для себя. Просто лишились почвы, и все потеряло смысл. Прозорливость, с которой ими воспринимались текущие события, поражает. Михаил Рябушинский писал: «Мы переживаем трагическое время. Декабрь 16-го года в истории России оставит память противоположности интересов родины и правительства. Темно будущее. Американцы взяли наши деньги, опутали нас колоссальными долгами, несметно обогатились. Расчетный центр перейдет из Лондона в Нью-Йорк. У них нет науки, искусства, культуры в европейском смысле, они купят у побежденных стран их национальные музеи, за громадные оклады сманят к себе художников, ученых, деловых людей и создадут себе то, чего им не хватало. В России же, при анархии, нашей ближайшей целью будет сохранить по возможности все то, что уцелеет, и снова начать работу».

Древо срубили под корень. Но остались фабрики, заводы, храмы, банки, архитектурные творения, созданные по их идеям и на их средства, осталась коллекция икон, составляющая основу фонда Третьяковской галереи, живописные полотна, отданные музеям России. А в основе всего впитанное с молоком матери: «Все для дела – ничего для себя».

Виолетта Седова, Журнал "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ", № 1 – 2003