В презентации отображен педагогический опыт использования мнемотехники. Конспект мастер - класса. Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.» методическая разработка по истории на тему Приемы мнемотехники на уроках истории

Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов

«Первые шаги в науку»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Мнемотехника

(или правила – для себя)

учащаяся 11 «А» класса

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»

Могилёв, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. В чём причина этого парадокса?

По мнению психологов (Г. Эббингауза,), всё дело в индивидуальных особенностях (различиях) человеческой памяти.

Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [1 ]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.

Цель работы: исследование эффективных способов и приёмов, развивающих память, повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках русского языка.


Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);

3) создать копилку эффективных мнемонических приёмов.

Объектом исследования является мнемотехника.

Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении русского языка.

Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение русского языка будет более эффективным, если умело использовать на уроках способы развития ассоциативной памяти при помощи мнемонических приёмов.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы ; создание копилки эффективных приёмов мнемотехники; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; диагностика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Индивидуальные особенности памяти

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6 ].

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память - зрительная, слуховая или двигательная - больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти явля­ется доминирующим, часто отражается на школьной успевае­мости. Визуалы с большим трудом восприни­мают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспри­нять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, ес­ли нет возможности услышать информацию (такие уче­ники часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).

Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2 ]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.

И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.

1.2. Мнемотехника (или техника эффективного запоминания)

Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4] .

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.


Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3 ].

Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области; возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове; отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался .

1.3. Мнемоприём – путь к запоминанию

Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклон ился своему твор ению загор елый мальчик на зар е», «К выращ енному урожаю предлож или не прикас аться до скач ек », «Промок нув снова под дождём, обмак нул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.

в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…» [5 ]. Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

1.4. Приёмы мнемотехники на уроках русского языка

Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.

Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.

1.5. Ассоциативные рисунки (или графический способ)

К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запо­минания - для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

1.6. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:

1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действи­тельно непроверяемые.

2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запом­нить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необыч­ным, может быть, даже нелепым.

4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запо­минаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приёма. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет, - неожиданней, смешней и абсурдней , тем выше эффективность запоминания [1 ].

1.7. Комбинированный метод

Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) - графический метод. Комби­нированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

1.8. Метод списка

Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:

1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.

2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).

3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).

Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Возможности применения этого способа запоминания правопи­сания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.

1.9. Рифмовки

Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память .

Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов.

В своей работе мы рассмотрели отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания и произношения слов. Постарались создать копилку эффективных мнемонических приёмов, которые были апробированы на уроках русского языка (задания для апробации и результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 7, 8). Освоение этих приёмов не отнимет много сил, но сэкономит время на подготовку к урокам, экзаменам и централизованному тестированию по русскому языку. Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам: «Непроверяемые написания», «Морфологическая и акцентологическая нормы», помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс. А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.

2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.

3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.

4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402.

5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. ФАНТ а «АЗИЯ » – это ФАНТАЗИЯ.

2. ВЕРА и ВаНДА , а где же ВЕРАНДА?

3. А НА ТОМ берегу…. АНАТОМ живет.

4. И ЖДИ ВЕНЕЦ , ИЖДИВЕНЕЦ .

5. ИМ МИГРАЦИ я не нужна в ИММИГРАЦИ и.

6. уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК е.

7. РАЙ – ОН не в РАЙОН е.

8. ПО ля-ДУШКА как ПОДУШКА.

9. ВЕТЕ р дует на РАНУ ВЕТЕРАНУ.

10. ВЕР а и МИШ а возле ЕЛИ не желали ВЕРМИШЕЛИ .

11. БАЛ КОН чился на БАЛКОН е.

12. ЖАК в ЖАК ете очень мил!

13. ЖИРА много у ЖИРА фа.

14. КАРТ ы на КАРТ ине все в паутине.

15. КОТ КОТ лету утащил.

16. МАШ а в МАШИН е пробила ШИН ы.

Повстречался друг давнИ шний .

Он, сжимая несессЕ р ,

Направлялся в диспансЕ р .

8. Вяжет бабушка носки

Очень быстро, мастерскИ !

9. Хитроумная острО та

Вызывает громкий хохот.

Тайской кухни остротА

Неприятна для кота.

10. Пёс у Маши убежал,

Обыскала весь квартА л !

Обзвонила всех знакомых,

А он спит спокойно дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Как-то раз отряд гусар

Посетил в поместье бал.

Блеск погон и эполет

Затмевал от люстры свет.

После бала пять усадеб

Праздновали восемь свадеб .

2. Лето на море – какая краса!

Яхты расправят свои паруса ,

И катера подставляют борта

Ласковым водам прилива.

Небо ночное разбудит заря,

Грянет команда: «Поднять якоря

Порты покинув, плывут корабли

В зеркале чистом залива.

Взять ещё тортик.

Потом прикупила

Вафель, конфет, макарон, апельсинов,

Зеркалец, блюдец, браслетов, ботинок,

Две пары кед, полотенец, корзинок.

Дома покупки достав, приуныла:

Соли купить почему-то забыла!

13. Юная леди по парку гуляла,

Милую шляпку вуаль украшала.

14. Модой доказано, даже не спорь:

Узкая туфля – большая мозоль .

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ассоциативные рисунки (или графический способ)

2. Нарисуйте буквы в словах.

Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (с ударными гласными) слова.

3. Составьте мнемофразы (со словами, в которых есть удвоенные согласные).

Комбинированный метод

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (к первой безударной гласной) слова.

3. Нарисуйте вторую пропущенную букву.

4. Составьте мнемофразы.

Метод списка

1. Вставьте пропущенные буквы (слова, в которых пишется одна или две буквы: н, л, м, с, п и т. д.).

2. Вставьте слова в предложения.

Рифмовки

1. Вставьте пропущенные слова (в форме И. п. или Р. п. мн. ч.) в мнеморифмовки, поставьте в этих словах ударение.

2. Определите род имён существительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Результаты апробации эффективности использования приёмов мнемотехники на уроках русского языка

В апробации приняло участие 67 респондентов: учащиеся 5 «А», 10 «А» и 11 «А» классов ГУО «Средняя школа №40 г. Могилёва».


При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:

1609 Галилей изготовил первый телескоп;

1453 падение Византийской империи;

1367 постройка белокаменного Московского кремля.

Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:

609 Галилей телескоп;

453 Византия падение империи;

367 Московский кремль белая стена.

609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп телескоп (без изменений).

453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта «Виза» (привязка к знакомой информации); империя корона (прием символизации).

367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.

В результате преобразований получени материал для создания искусственных ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:

шнурок галерея телескоп;

щепка карта «Виза» корона;

клизма белая стена.

За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и прибавляем при припоминании.)

Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.

Запоминаем их последовательность приемом «Матрешка». Увеличиваем мысленно «шнурок». Вставляем в него «щепку». Фиксируем эту картинку в воображении.

Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими образами, в которых закодированы события.

Для этого вновь представляем образ «шнурок». В то место, где ассоциация уже образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.

Уменьшаем «шнурок» и считываем с него образ «щепка». Выводим образ «щепка» отдельно на свой внутренний «экран». Образуем ассоциацию: «К щепке приклеена карточка «Виза», на ней четко видно рифленое изображение короны». Фиксируем ассоциацию.

Вновь выводим на «экран» отдельно образ «щепка» и считываем с него образ «клизма». Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования ассоциации. Образуем ассоциацию: «На резиновой части клизмы виден фрагмент белой стены». Фиксируем ассоциацию.

Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.

Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.

Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:


При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как основы.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40

21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа

22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ

23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс

24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан

25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ

26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей

27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа

28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя

29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь

30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик


Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим «Секунды» и называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.

Методы обучения на уроках истории и обществознания

Школьный курс истории призван решать триединую задачу: т.е. обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение данной задачи.

В педагогике существует более 100 названий методов обучения, т.е. имеется большая их номенклатура.). Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения), 2) показательный (методы наглядности), 3) диалогический (метод диалогического изложения), 4) эвристический (метод эвристической беседы), 5) исследовательский (метод исследовательских заданий), 6) программированный (метод программных заданий). Эта система является открытой : в системе методов кроме общих методов в соответствии следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения . Методы преподавания , т.е. деятельности учителя следующие: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методы учения, т.е. деятельности учащихся: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Вы бор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от: а ) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки самого учителя. При этом учитель пользуется устным словом, письменным текстом, кинокартиной, памятником материальной и духовной культуры, или его макетов, копией, символической наглядностью. Приемы могут быть различны: рисунки на доске, аппликации, чтение стихотворения, объяснение, описание, построение схемы и т.д. Применение наглядных изображений, прочно фиксируется в памяти, является хорошим приемам и закрепления исторических знаний. Разного рода задания по карте, картине и др. наглядным материалам вводятся, как прекрасный способ обучения применять знания, умения, навыки. Учитель при этом ставит задачу на сравнение, сопоставление изучаемых наглядных средств с уже известными фактами . 1. Существуют разнообразные формы организации обучения : уроки, семинары и конференции, учебные экскурсии, лабораторные занятия, лекции, дополнительные занятия, консультации. Есть и нетрадиционные формы урока : спектакль, заочное путешествие, соревнование, турнир, брифинг, круглый стол и т.д. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

1) вводный,

2) изучения, нового материала,

З) урок проверки и учета знаний,

4) контрольный,

5) Комбинированный или смешанный,

6) повторительно-обобщающий .

Из опыта.

Я считаю, что ученики точно должны знать и понимать требования которые к ним предъявляет учитель. Мои требования к ученикам следующие. Из урока в урок ученик должен при подготовке дома знать понятия, личности, даты которые они оформляют на карточках.2-уметь отвечать на вопросы в конце параграфа. Составлять вопросы по теме, которые он задает товарищам. То есть развивается взаимоконтроль и навык составлять вопросы самому. Раскрывать понятия, имена, называть даты по карточкам, сделанным товарищами. Требование - быть готовым к устному выступлению, которые бывают разных форм. Состязание рассказчика путешественника, рассказ от имени раба, фараона и т.д., просто пересказ небольшого пункта учебника, доклад не большой по теме и другие формы. Иногда задание чередуется с другими заданиями, но первых 3 требования соблюдаются из урока в урок. Исключение бывают уроки yетрадиционного типа и повторнообобщающие. На все уходит 20 минут. 25 минут на изучение новой темы.

Внутри системы преподавания история я выделила бы следующие виды работ, методы и подсистемы.

    Работу по усвоению понятий. можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы.

Я приведу приемы, которые на мой взгляд наиболее эффективны, причем их использование зависит от возраста, уровня класса, методики работы учителя, этапа введения, закрепления, контроля за понятийным аппаратом.

1. Создание словаря.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

2. «Эскалатор» групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка , может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.

Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.

б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие.

д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например, федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.

а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса . При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б) Игра-домино . Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.

в) Аукцион знаний (лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития). Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

г) Историческое лото . Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.

д) Создание кластеров . Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

е) Создание синквейна . Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое.(Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

Игровые формы обучения – это, как правило, всегда высокая активность учащихся:

Игра «Слова» , «Почта» - кармашки по темам.

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

    Объяснить смысл понятий.

Игра «Что лишнее?»

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

    Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

2.Определить, какое слово в группе лишнее.

Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.

Мораль. Право. Молодежь . Этика.

Игра «Контраргумент»

Называется понятие и учащийся начинает его описывать, задача остальных - привести доказательства того, что при данном описании можно представить другое понятие, до тех пор, пока контраргументов больше не будет.

Политическая партия и политическое движение:

Партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели.

Чем политическая партия отличается от политического движения?

1) Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее определённа; 2) цели намного уже и конкретнее = в движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели = массовый характер движения; 3) в движениях отсутствует единая программа и устав; 4) движение не имеет сильного центра, единой структуры, дисциплины = основой движения является солидарность и добровольность их участников; 5) движение отличается непостоянством участников; 6) движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, её не добиваются.

Формы монополий.

Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

Создание юмористических рисунков по определениям понятий.

Для «сильных» учащихся можно предложить более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:

5. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

6. Построить схему. Примеры: Расположить предложенные понятия по порядку, например: форма правления, политический режим, монархия, республика, демократический, парламентский, унитарное, федерация, форма государства, форма национально-государственного устройства.

Форма государства

форма правления

политический режим

форма национально-государственного устройства

монархия

республика

демократический

унитарная

федерация

парламентский

Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход (уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс)

7. Создать схему, отражающую взаимосвязь и различие понятий. Пример: взаимосвязь и различие морали и права, ответ: понятие «мораль» шире, чем понятие «право», они имеют область «перекрытия», система права может содержать законы, не согласующие с моральными принципами.

8. Проблемно-поисковое изучение терминов . Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например, учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем, используя карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?

Встречается ли этот термин в других предметах?

Уровень обучаемости учащихся играет большую роль в обучении, поэтому при формировании понятийного аппарата дифференциация форм работы по уровням сложности порой просто необходима. Виды заданий различны. В 5-9 классах можно предложить:

I. уровень сложности.

    Создание словаря терминов по определенной теме. «Почтовые ящики».

2. Тестовые задания (выбрать правильный ответ, найти соответствие при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства.

3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. «Третий лишний» и т.д.

II. уровень сложности.

    Кроссворды, ребусы.

    Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.

    Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать правильный ответ, но здесь задание более сложное, пример: какое социально-экономическое понятие в настоящее время уступило место понятию «устойчивое развитие» и варианты ответов: прогресс , ускорение, модернизация, реформизм, и конечно, другие виды заданий).

    Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

III. уровень сложности.

    Задания на обобщение группы понятий.

    Конструирование понятия.

    Построение схем.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах. Для работы с интерактивной доской программа SMART Notebook представляет много возможностей.

Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.

Усвоение понятий - сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия. Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:
а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия,
б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,

в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя».

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но будничные шаги по изучению материала.

В педагогике существует более 1ОО названий методов обучения, Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории:

I) монологический (метод монологического изложения),

2) показательный (методы наглядности),

3) диалогический (метод диалогического изложения),

4) эвристический (метод эвристической беседы),

5) исследовательский (метод исследовательских заданий),

6) программированный (метод программных заданий).

В системе методов кроме общих методов следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения. Методы преподавания, т.е. деятельности учителя следующие:

I) информационно-сообщающий,

2) объяснительно-иллюстративный,

З) стимулирующий,

4) побуждающий,

5) инструктивный.

Методы учения, т.е. деятельности учащихся:

а) исполнительский,

б) репродуктивный,

в) частично-поисковый,

г)творчески-поисковый,

д) практический.

2. Методы обучения не изобретаются и не предлагаются, а выводятся на основе дидактики, сущности образования и способов его осуществления. Выбор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от:

а) теоретического замысла,

б) дидактической цели,

в) уровня обученности учащихся,

г) уровня подготовки самого учителя.

С точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов сформулированная П.В.Горой:

а) методы наглядного обучения,

б) методы словесного обучения,

в) практический метод обучения.

4. В.Г.Карцов различает такие методы устного сообщения знаний:

1) повествовательно-описательный рассказ;

2) разъяснение;

4) конспективное изложение.

Набирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Определение же типа урока по основной дидактической задаче действенно. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков: I) вводный, 2) изучения, нового материала, З) урок проверки и учета знаний, 4) контрольный, 5) Комбинированный или смешанный, 6) повторительно-обобщающий.

Прием «Шесть шляп»

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

1 шляпа – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2 шляпа – белая – изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).

4 шляпа – желтая – обращается внимание на положительную деятельность человека.

5 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).

6 шляпа – красная – изобретательская, творческая.

Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.

Прием «Чистая доска»

Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.

Прием «Историческая рыбалка»

Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.

Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.

Прием «Древо знаний»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).

На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.

Прием «В историческом лесу»

Используется при закреплении знания исторических дат. На магнитной доске прикреплены сделанные из картона грибы, на обратной стороне которых написаны даты. У каждого ученика на парте символическая корзинка (рисунок с прорезями, в которые вставлены скрепки).

Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.

Игра «Ладошки»

Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.

На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:

Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.

Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.

Объяснял (а) значение понятий и терминов.

Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.

Называл (а) характерные черты железного века.

Игра « Мнемотехника»

Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.

Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».

Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:

Бородино

Барклай де Толли

Наполеон

Коновницын

канонада

Тарутино

Горчаков

Березина

сражение

Раевский

Тормасов

Смоленск

Шевардино

партизаны

Багратион

«Иллюстрированный тест»

Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.

Прием составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

Пиктограмма

Рисуночное письмо, используемое как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий.

Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.

Прием «написания синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

Система уроков истории по развитию образного мышления учащихся

Используемые формы уроков:

Путешествие

Фантазия

Интервью

Исследование

Вернисаж

Используемые приемы:

«я начну, а ты продолжишь»

«по цепочке»

«визитная карточка»

Многим известно о существовании «ложных друзей переводчика» - слов в иностранных языках, похожих по звучанию на слова языка родного, но резко отличающихся от них по смыслу. Мнемотехника – методология запоминания. Учителям и репетиторам хорошо известно, что существуют и небезопасные «друзья мнемотехника» - термины, имена, условные названия, «напрашивающиеся» на определенные ассоциации, но не соответствующие им.

Преподавателям следовало бы больше внимания уделять таким несоответствиям и привлекать к ним внимание учеников, настаивая в таких случаях на полном заучивании, а не «хватании поверху» на основании ассоциаций, поскольку этот метод может привести к серьезным ошибкам. Тем более полезно это репетиторам, чья задача – дать подготовку глубже и лучше, чем учитель в школе.

Предлагаем «узнать в лицо» нескольких опасных «обманщиков», способных легко ввести в заблуждение юного историка или географа.

Столетняя война

Название известное и красивое, но обманчивое. Опасно будет, запомнив год ее начала или окончания, вычислять вторую дату, использовав число «100». На самом деле война формально продолжалась 116 лет – с 1337 по 1453 год.

Австралийская империя

Злые шутки с невнимательными учащимися играют похожие по звучанию названия и совпадения имен. В чем разница между Австрией и Австралией? Она очевидна – метр по карте мира. Однако названия звучат схоже, и огромное количество школьников постоянно путают южный материк с Австрийской империей. Масштаб ошибки очевиден – опять же, метр по карте. Учителям следует решительно бороться с такой географической несуразицей.

Пролив Дрейка

История из этой же серии – имя пирата Френсиса Дрейка связано с открытием пролива и победой над испанской Непобедимой Армадой. И пожалуйста – десятки школьников уверены, что Дрейк утопил Армаду в проливе Дрейка! Никто даже не задается вопросами – где находится этот пролив и что, собственно, Армада там позабыла?

Агрессивная ось

Военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии перед Второй мировой войной имеет устоявшееся прозвище «ось Берлин – Рим – Токио». Сложно представить, как в воображении автора этого названия выглядит ось. Но термин является общепринятым, и учащиеся должны знать и его, и то, что за ним скрывается.

Бесчисленные Людовики и Карлы

Для учащихся, желающих только сдать общеобязательные экзамены по истории, здесь риск невелик. Но вот те, кто хотел бы знать предмет глубже, могут столкнуться с неожиданностями, натолкнувшись на упоминания «короля Джорджа», «королевы Мэри» или «Луи Шестого».

Дело в том, что в русской исторической науке приняты написания имен иностранных монархов преимущественно в германизированной или русифицированной форме: Генрих, Георг, Карл (вместо Генри, Джордж, Шарль). Но так оказывается сложно понять даже популярную французскую народную песенку «Жил-был Анри Четвертый» (звучит в знаменитой «Гусарской балладе), поскольку у нас этого короля знают как Генриха Четвертого! Путаница часто встречается в публикациях источников и популярной художественной литературе.

И современную нам королеву Британии зовут не Елизаветой, а Элизабет!

Современная география

Подобную проблему создают и географические названия, причем в последнее время она усугубилась. Многие местности, регионы, государства в разное время назывались по-разному (Сталинград – Волгоград, Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, Восточный Пакистан – Бангладеш, Североамериканские Соединенные Штаты – Соединенные Штаты Америки). Государства возникали и исчезали (Чехословакия – Чехия и Словакия, Югославия – современный конгломерат государств, СССР - …).

Мало того, ныне все большее распространение получает новая транслитерация некоторых названий, принимаемая вместо устоявшейся. Нередко это правильно – в Индии не говорят «Бомбей». Но беда в том, что меняются не все термины, а лишь некоторые (почему-то никто не спешит поправить такие названия, как «Париж» и «Пекин», хотя они тоже не соответствуют оригинальному произношению). Добавляет проблем и идеология – попробуй догадайся, что на Украине в настоящее время два «Днепра» (река и город Днепропетровск)! В ранее изданной литературе (которая зачастую не переиздается, но при том в высшей степени ценна) остаются старые названия.

Вся ответственность здесь ложится на учителя или репетитора. Ему придется самому быть в курсе новшеств в сфере географической номенклатуры и доводить их до сведения учащихся.

В целом именно учителю такие вещи и вменяются обычно в обязанность – подсказывать, где можно облегчить запоминание, а где нельзя этого делать. Но и заинтересованные родители и ученики тоже должны обращать на такие вещи внимание и задавать учителям и репетиторам вопросы.

Организация: МБОУ ООСШ №2

Населенный пункт: Архангельская область, п. Обозерский

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

  • Установи закономерности;
  • Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

  • Основной этап .
  • Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.
  • 3. Проверка результатов и экспертная оценка.
  • Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.
  • Рефлексия.
  • Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи.
Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

  • Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
  • империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon)
Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации.
Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты.
Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы:
угол карты + ЩеПКа (453)
номер карты + корона
Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.