Качество человека высокая степень самоорганизации. Основы самоорганизации личности – основы эффективности. Самоорганизация - это управление собой

Если мы ленимся и нам не понятен план действий, то нужно себя организовать. В таком случае нам просто необходимо самому организовать процесс, в ходе которого создать, воспроизвести все необходимые планы, мечты и задумки.
Самоорганизация человека - процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Самомотивация - это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.
Самоорганизация это способность человека правильно организовать свою жизнь, окружение, работу, отдых.
Н.И. Козлов считает, что "самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой. <..> Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой".
Виды самоорганизации : техническая, биологическая и социальная.
Механизмы самоорганизации в них основаны на разных принципах:
- техническая - основана на программе автоматической смены алгоритма действия в случае изменяющихся условии;
- биологическая - основана на генетической программе сохранения вида и на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор;
- социальная - основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты, ценности, законы.
Техническая самоорганизация
В технической саморганизации человека большую роль играет творчесство, инновационное развитие, профессиональный рост и повышение престижа трудовой деятельности.
Биологическая самоороганизация
В биологической самоорганизации большую роль играет забота о своем здоровье, целесообразная и целенаправленная жизнедеятельность, стремление к счастливому долголетию.
Самоорганизация социальная
Социальная самоорганизация предполагает:
- наличие заранее определенной цели, к которой все стремится самостоятельно, самоорганизуется вокруг нее.
- гибкость, изменчивость и адаптивность структур управления с усилением синергических связей, которые обеспечивают увеличение общего эффекта;
- диверсификацию, децентрализацию, повышение производительности с новой трудовой мотивацией и передачу информации, знаний, ноу-хау и т.д.;
- сочетание управления и самоуправления;
- самообразование, самовоспитание, самоконтроль.;
- накопление структурной информации, выработка новой цели и смена структуры.
Важнейшей задачей понимания самоорганизации - это взаимоотношение между процессами целенаправленной самоорганизации и стихийной самоорганизации.

Организация собственной жизни внешними средствами
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vneshnimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями.
Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Внешняя память
У вас может быть прекрасная естественная память, однако при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память - наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно, мы всегда могли легко найти.
Для эффективной самоорганизации собственной жизни все большее число деловых людей используют внешние носители: блокнот, диктофон, КПК или ноутбук. Это - наша внешняя, искусственная память.
Внешнее внимание
Быть внимательным и уметь концентрироваться на том, что вам важно - отличное умение, но если вас все вокруг отвлекает - это мешает. Почему бы внешние обстоятельства не поставить себе на службу, чтобы они управляли вашим вниманием в нужную сторону? То, что вы хотите чтобы было для вас важным - пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания - вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное - пусть будет перед вашим носом.
Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.
Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.
Организация собственной жизни внутренними средствами
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vnutrennimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внутренней (естественной) памятью, внутренним вниманием и внутренними побуждениями. В целом это называется - пользоваться своей психикой.
Организация собственной жизни внешними средствами
Важно помнить, что для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями. Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.

Саморегуляция
Каждый человек желает стать «хозяином самого себя», овладеть навыками саморегуляции для создания значимых для него ценностей. Конечно, за один день нельзя выполнить эту серьезную и ответственную задачу. Это, прежде всего, умение заставить себя сделать что-то нужное. Каждому из нас предстоит серьёзная работа по воспитанию привычек и требует серьезный и длительный труд.
Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.
Каковы главные условия работы по развитию навыков саморегуляции?
1. 1. Конкретно определите задачу, сформулируйте себе конкретную цель и научитесь управлять своим временем, то есть станьте организованным человеком (Какова цель, задача твоей деятельности? Как и когда её надо её осуществлять? Что может или должно получиться?).
2. 2. Обязательно вырабатывайте критерии успеха и неудачи (если результат получается не таким, каким должен быть, цель не достигнута).
3. Запишите в специальную тетрадь все этапы выполнения намеченных целей.
3. Необходимо проверять все маленькие результаты, что и как получается в данный момент, приводит ли это к желаемому результату.
4. 4. Если вдруг ты обнаруживаешь ошибку или увидишь, что далеко отходит от твоего же плана, вернись назад и найди ошибку, то место, где впервые появилось отклонение.
5. 5. Помните, что в жизни практически нет таких ситуаций, в которых нельзя самостоятельно найти решение и всегда можно попросить помощи у тех, кто знает, как поступить.
6. 6. Развивать у себя способность оценивать возможный ход событий и уметь предвосхищать, предвидеть возможные последствия.
7. 7. Целесообразно (там, конечно, где возможно) чередовать легкие и трудные задания.
И так саморегуляция – это регуляция деятельности. Она включает:
принятую субъектом цель деятельности
субъективную модель значимых условий
программу исполнительских действий
систему субъективных критериев достижения цели (критериев успешности)
контроль и оценку реальных результатов
решения о коррекции системы саморегулирования
Эмоциональная саморегуляция
Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:
1. бессознательная эмоциональная саморегуляция. 2. сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. 3. сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.
Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, угрызения совести и дискомфорта. Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.
Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).
Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.
На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими и в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции.
Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.
Для осуществления эмоциональной саморегуляции насмысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят:эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.

Система эмоциональной регуляции
Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В своих базальных (базовых) основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их – и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь в свою очередь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания. Благодаря включению эмоций в речевые процессы первые теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в осознанности, в возможности их интеллектуализации.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.
Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.
Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.
Что касается информации, поступающей из внешней среды , то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита.
Таким образом, когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.
При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи.
По сравнению с когнитивной эмоциональная информацияменее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.
Параметры, на которые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего,часто не совпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение глаз с точки зрения аффективного кода имеют большее значение, чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвистические факторы могут выступать как более значимая информация для принятия решения.
Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значений, сдвигов в область ирреального. Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет также защитные функции.
Эфферентное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды выразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса.
Основной же вклад эфферентного звена – участие в регуляции тонической стороны психической деятельности.
Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции , чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы защиты. Но ряд отрицательных эмоций, таких как гнев, ярость, активно усиливают защитные возможности организма, в том числе на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления увеличение вязкости крови и т.д.).
Очень важно, что одновременно с регуляцией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благодаря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.
Активация одних эмоций может облегчить протекание других, не поддающихся в данный момент непосредственному воздействию. И наоборот, одни эмоции могут оказывать тормозящее влияние на другие. Это явление широко используется в практике психотерапии. При сталкивании разных по знаку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание небольшого страха с ощущением безопасности используется во многих детских играх (подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прыжки с высоты и т.д.). Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразным приемом ее «закаливания».
Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стенических эмоций над астеническими.
В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией. В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразия внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса.

При изучении саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний были выделены основных четыре способа:
1. общение как эмпирически найденный прием групповой саморегуляции;
2. волевая регуляция – самоприказы;
3. регуляция функции внимания – отключение, переключение;
4. двигательная (мышечная) разрядка.
Эти эмпирически выделенные способы эмоциональной саморегуляции можно соотнести с работой базальных уровней эмоциональной регуляции в процессе нормализации эмоционального состояния человека (Таблица).
Таблица. Сопоставление способов саморегуляции детьми отрицательных эмоциональных состояний с активностью различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции.

Уровни базальной системы эмоциональной регуляцииСпособы преодоления эмоционального дискомфорта 1. Уровень полевой реактивности – пассивные формы психической адаптацииСамовнушение, пассивная разрядка; «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и т.д.2. Второй уровень – выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с миромДвигательная активность; «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку»3. Уровень экспансии – активная адаптация к нестабильной ситуацииВолевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»4. Уровень эмоционального контроля – эмоциональное взаимодействие с другими людьмиОбщение; «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у взрослого»
Литература.

План работы


Введение

Понятие самоорганизации

Виды самоорганизации

Эффект самоорганизации в коллективах людей

Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Заключение

Библиографический список


самоорганизация организация коллектив



Введение


Понятие «организация» употребляется обычно в нескольких значениях. Как управленческая функция оно означает, во-первых, создание организации. Любая организация состоит из материально-вещественной основы и социального компонента – людей. Во-вторых, это еще и процесс организационной деятельности, сливающейся с понятием «управление».

Самоорганизация и организация это два взаимодополняющих процесса. Примером этому может послужить демографическая система, в которой наиболее ярко проявляется диалектическое единство организации и самоорганизации.

Самоорганизация, отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука, как синергетика .

Синергетика - это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах.

Ключевым понятием синергетики является понятие открытой системы, т.е. системы, обменивающиеся веществом, энергией и информацией с другими системами. На этом основании к открытым системам относят и предприятия, и рынок, и человека, и общество. Считается, что открытые системы способны к саморазвитию и прогрессу, а закрытые – нет.

Самоорганизация в социальных системах коренным образом отличается от самоорганизации в природе, поскольку основной отличительной чертой общества является наличие человека, имеющего сознание, и, соответственно, способного к целенаправленной деятельности.

Самоорганизация – явление историческое, ведь по сути общество сначала “самоорганизовывалось” и только потом на основе самоорганизации возникали государства.

Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.



Понятие самоорганизации

Самоорганизация это целенаправленный процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин «самоорганизующаяся система» ввёл английский кибернетик У. Р. Эшби (W. R. Ashby, 1947).

Процессы самоорганизации – это процессы, которые совершаются сами по себе, за счет взаимодействия с окружающей средой, но не зависимо от нее.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых, производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. К таким элементам относятся неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д.

Самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация реализуется: в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.; в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха; в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события. Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений.

Самоорганизация характеризуется:

· нелинейностью;

· множеством путей осуществления;

· необходимостью для запуска первоначального толчка;

· накоплением информации, позволяющей в социальной системе осуществлять обучение.

Изучение природы и общества показывает, что многие сложные открытые системы, состоящие из большого числа подсистем, при определенных условиях способны к самоорганизации и эволюции. Примером могут служить живые существа, их появление и развитие на нашей планете.

Одной из центральных проблем является проблема описания процесса самоорганизации, познание взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и самоорганизации.

К функциям самоорганизации можно отнести:

· самозарождение – возникновение образований из совокупности самостоятельных объектов;

· поддержание существующего организационного уровня системы;

· совершенствование организационной формы на основе самообучения с учетом прежнего опыта.

Для процесса самоорганизации необходимы следующие условия:

· система должна быть открытой;

· система должна находиться достаточно далеко от точки равновесия;

· должен усиливаться порядок случайным образом;

· система должна изменяться под воздействием факторов внешней среды.

Современная организационная наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементов самоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике - неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий.

Собственно, самоорганизация и самоуправление многими воспринимаются именно как синонимы. При этом как ученые, так и практики выделяют необходимость достижения высокого уровня развития субъекта управления, что само по себе является признанием соответствующего уровня организации. Достаточно простое исследование организации поведения индивидуума показывает, что для него самоорганизация является, скорее всего, одной из функций проявления самоуправления и, значит, не осуществляется независимо.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации. В современных корпорациях ставка делается на гибкие партнерские связи. Практика преуспевающих компаний доказала, что в ряде случаев чем меньше регламентированы программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям, к саморегуляции. Однако при этом необходимо подчеркнуть вторичный характер самоорганизации и самоуправления относительно регламентированных процессов организации и управления.

Самоорганизация может допускаться в ограниченных дозах, на определенном (не самом высоком) уровне иерархии, в конкретном контексте потребностей организационной структуры.


Виды самоорганизации


В зависимости от объекта управления выделяют техническую , биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация – это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования.

Социальная самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей.

Эффект самоорганизации в коллективах людей


По современным понятиям, эффект самоорганизации - это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

В рамках жизни людей эффект самоорганизации имеет огромное значение. Ниже я приведу основные принципы самоорганизации коллективной деятельности людей:

1. Наличие общего интереса у множества людей, какой интерес позволяет говорить о преобразовании множества в группу.

2. Согласие членов данной группы с тем, что за счет коллективной деятельности возможно достичь большей производительности труда и больших результатов, нежели если каждый будет трудиться в одиночку.

3. Согласие членов группы с тем, что получаемый в результате коллективного труда продукт будет приносить достаточную пользу каждому члену группы и будет позволять группе развивать групповую деятельность. Сам процесс распределения получаемого продукта носит достаточно прозрачный характер, позволяющий членам группы видеть роль свою и других не только в процессе производства, но и процессе распределения.

4. Способность группы конструктивно и в достаточные сроки решать возникающие в процессе деятельности проблемы и противоречия.

5. Согласие членов группы с распределением ролей в коллективной деятельности, в том числе со своим местом в коллективом процессе.

В процессе самоорганизации происходит отбор привычек, навыков, норм поведения, которые дают возможность приспосабливаться к конкретной среде.

Самоорганизацию в коллективах обычно рассматривают как специфический процесс в организации. Коллектив людей самоорганизуется, когда без видимых внешних причин развивается - измененяет уровень своей организованности, сам создает внутри себя какие-то функции, процессы, структуры.

Самоорганизация – это способность людей признавать наличие не только собственных, но и общих интересов и действовать в этих интересах.

Эффект самоорганизации в коллективе людей проявляется в:

· формировании морально-психологического климата;

· решения принимаются методом мозгового штурма;

· наставничестве, поддержании молодых специалистов;

· саморегулировании, разрешении конфликтов;

· избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях;

· формировании коллективного мнения.

Примером самоорганизации коллектива является свободный рынок – сложнейшая саморегулирующаяся система, с помощью которой миллиарды людей, находящихся в разных точках Земли и ничего не подозревающие о существовании друг друга, координируют свои усилия.

Другой пример – формирование научных коллективов, где активная творческая работа большинства сотрудников должна сочетаться с возможностью совместно решать крупные задачи. Такой коллектив должен быть устойчив и быстро реагировать на все новое.

Пример самоорганизации демонстрируют музыканты. Очередной солист управляет исполнением мелодии, а остальные музыканты согласуют свои действия с ним.

Самоорганизацию можно наблюдать в малых коллективах. Например, в туристической группе, если она состоит из опытных туристов, которые заранее не распределили роли.

Примером самоорганизации являются информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними. Имеется в виду, что распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи через интернет привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете, во многом расширив возможности самоорганизации различных коллективов.

Компании с самоорганизацией привлекают сотрудников с хорошей внутренней мотивацией, которых не так уж легко найти. К примеру, в корпорации “Google” большинство специалистов проходят процедуру одобрения основателями компании и каждым из потенциальных коллег.

Бил Гейтс, основатель Майкрософт, стал в короткое время самым богатым человеком мира, потому что мотивацию работников построил по законам процесса самоорганизации.

В целом самоорганизация - позитивно воспринимаемое большинством людей понятие. Однако, как и всякое объективное явление, оно не должно оцениваться ни как «хорошее», ни как «плохое». Пример тому - коррупция, негативно воспринимаемое явление.

Высокая степень самоорганизации коллектива чревата чрезмерной закрытостью. Самоорганизация группы (коллектива) должна осуществляться в рамках соблюдения внешних, общих для организации норм и правил.


Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Эффективность предприятия и его способность развиваться в первую очередь зависят от совершенства организационных механизмов, составляющих структуру его внутренней организации.

Чтобы повышать эффективность предприятий, нужно уходить от волевых форм управления и регулирования. Не личные качества руководителя, а организационная структура должна обеспечивать способность и стремление предприятия развиваться и адаптироваться к внешним условиям.

Каждая организация – это прежде всего коллектив, но коллектив работников – это только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

Кадровый потенциал (коллектив)

Научный потенциал

Микроклимат в коллективе

Состав целей системы

Эффект самоорганизации (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект.

Ещё один пример – постоянно происходящие изменения состава кадров. Если руководство не знает о существование эффекта самоорганизации, то при приёме нового работника администрация будет обращать внимание больше на профессиональные качества работника, а если знает – то не только на профессиональные, но и на те качества, которые формируют совместимость работника с другими работниками (уровень знаний может быть высоким, а из-за других качеств не будет вписываться в коллектив и не сможет полностью себя проявить, и могут возникнуть сложности у других сотрудников).

На практике самоуправление и самоорганизация формируются, функционируют и развиваются объединенно, совместно или взаимодействуя. Для обеспечения этого важно осуществлять их целенаправленный синтез в контуре управления каждого предприятия, объединения как социальной организации. Особенно ярко это видно на примере формирования и развития корпоративного взаимодействия в организации.

В каждой компании, фирме наряду с целенаправленной организацией, которая осуществляется с помощью указаний, документов, планов, нормативных актов, инструкций всегда идут процессы «самоорганизации», связанные с системными свойствами организации как целого, с синергетическими эффектами.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации, Самоорганизация и самоуправление занимают все большую роль в современных компаниях мирового класса.

С одной стороны, эффекты самоорганизации достигаются с по мощью неформального сотрудничества, несанкционированной деятельности, с другой - с помощью четко обозначенной цели и целеустремленными, четко организованными действиями управляющих.

Стремление использовать эффекты оптимальных отношений «организации/самоорганизации» приводит к созданию новых организационных форм, к различным видам предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов.

Самоорганизация в трудовом коллективе это:

 возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов;

 правильное использование времени с наибольшим результатом;

 ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.

Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли: – компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления;– инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Законы самоорганизации позволяют сознательно организовывать производственные отношения. Жизнь организации реализуется через функционирование сотен взаимосвязанных процессов. Финансовые потоки, денежный оборот, документооборот, процедуры принятия решений на разных уровнях и пр., Каждый из этих процессов имеет свои задачи, свои этапы и цели. Благодаря законам синергетики все процессы в организации приобретают ту или иную степень созвучности, соответствующей основной цели создания организации.

В большей степени люди в организациях подчиняются этим законам бессознательно, интуитивно выполняя необходимые действия. Сознательное использование этих законов позволит на порядок улучшить конкурентоспособность организации и каждого сотрудника. Вот некоторые резервы повышения производительности труда и жизнеспособности организации:

· знание возможностей влиять на людей, с учетом их способа принятия решений позволит ускорить процессы принятия решений и выполнения распоряжений, станет фактором дополнительной мотивации;

· подбор людей с деловыми качествами, соответствующими выполнению работы позволит увеличить скорость выполнения работ и повысит мотивацию сотрудника к работе;

· формирование в работающем коллективе самоподдерживающуюся систему отношений с помощью законов синергетики позволит вывести коллектив отделов и фирму на уровень самоорганизации;

· овладение искусством управление персоналом через использование взаимосвязи функций планирование, организация, контроль позволит быстрее настраиваться на другие виды деятельности и моделировать совместную деятельность.

· моделирование карьеры с учетом деловых качеств позволит планомерно наращивать профессионализм сотрудников и закреплять их в коллективе и. д.

Результаты: Использование законов с самоорганизации в бизнес-моделировании позволит увеличить производительность труда более чем на 50%. Она достигается:

· уменьшением времени исполнения своей работы;

· увеличение скорости товаропотоков, документооборота, денежных и финансовых потоков;

· увеличение скорости качества принимаемых решений на разных уровнях.

Все е эффекты самоорганизации можно описать тремя переменными: а) увеличение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Повышение самоорганизации в организации осуществляет ся прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

Самоорганизация может помочь компании сконцентрировать свои силы и ресурсы, и направить их в нужном направлении. В быстроменяющейся внешней среде, при условии, что менеджеры будут быстро и вовремя принимать верные решения, общая направленность всех работников предприятия на осуществление функций социальной системы может помочь принять верное решение и быстрее воплотить его в жизнь. Благодаря этому реакция на изменения внешней среды будет производиться быстрее и продуманнее, что сделает организацию лучше приспособленной к этой среде. Такая организация будет лучше функционировать как живущая система.


Заключение


Важнейшей задачей современной организационной науки является исследование взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и стихийной самоорганизации, поиск оптимума, меры ме жду организацией и самоорганизацией.

В управлении организацией эффект самоорганизации означает созна тельную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.

Самоорганизация не имеет заранее заданной точки отсчета, «верха», она - между всеми, она устанавливает границы, она не нуждается в одном источнике организационной энергии – у нее их по определению много. Если организация больше гордится консервированными своими результатами, то самоорганизация – непрерывной энергией спонтанности и неисчерпаемым потенциалом креативности.

Самоорганизацией коллектива является самопроизвольное образование такой системы взаимодействий членов коллектива в ответ на наложение воздействия со стороны внешней среды, при которой коллектив устойчиво существует при продолжающемся наличии воздействия.

Компании, выбравшие за основу деятельности либеральное отношение к коллективу, предоставляют подчинённым свободу в разработке и внедрении новых идей. Такие организации развиваются благодаря творческому подходу сотрудников.

Любая хозяйственная структура должна обладать стремлением, способностью и умением самосовершенствования. Предприятия, наделенные такими свойствами, несмотря на финансовые трудности, начнут развиваться.



Библиографический список


Научная литература:

1. Теория организации: учебник / Д.В. Олянич [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с. : ил. - (Высшее образование).

2. Латфуллин Г. Р.,Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 395 с.

3. Веснин В.Р. Теория организации в схемах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 128с.

4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2005. - 638с.

5. Теория организации: курс лекций / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 282с.

Электронные ресурсы:

1. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. Законы самоорганизации. Режим доступа: http://kamcentre.info.ru


Размещено на.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?

3 308 0

Пожалуй каждый человек желающий добиться успеха в жизни понимает, что важную роль в этом играет внутренняя самоорганизация. Именно благодаря ей можно ставить перед собой цели и добиваться их. В этой статье мы поговорим, какие бывают уровни самоорганизации и каком образом развить этот немаловажный навык.

Что такое самоорганизация личности

Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях .

Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.

Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.

К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.

Нужно , неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.

Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.

Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация

Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях:

  • вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют;
  • развивать полезные для дела уже существующие навыки, черты характера;
  • избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью.

Понятие самоорганизации личности включает в себя комплекс действий:

  • постановку долгосрочных задач;
  • анализ;
  • составление краткосрочных и долгосрочных планов;
  • контроль над своими действиями, их корректировку.

После постановки цели выбирают или создают способы, средства, приёмы её достижения.

Каждое из основных действий можно разложить на несколько детализированных. Например, планирование. Сначала анализируют способы планирования, осуществляют самоконтроль над ним и при необходимости корректируют.

При выполнении основных действий требуется воля для преодоления препятствий, активизации усилий, направленных на выполнение поставленной задачи.

Начинают с упорядочения своей жизнедеятельности, выражающейся в самодисциплине, самоограничении, критической самооценке, умении жить и мыслить рационально .

Нужно планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации.

Кроме рациональности помните о развитии духовной культуры, включающей:

  1. желания, потребности, мечты;
  2. образование;
  3. религиозные убеждения;
  4. развитие способностей.

Чтобы сделать мир лучше, изучайте гуманитарные науки. Развитый интеллект, видение прекрасного в природе, произведениях классиков делает жизнь более красочной и чувственной. Самосовершенствование культурного уровня -неотъемлемая часть самоорганизации. Используя эти пункты можно также или что-то новое для своей жизни.

Какие бывают уровни самоорганизации

Различают три уровня самоорганизации личности :

  • Низкий

Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий.

У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.

  • Средний

Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.

  • Высокий

Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.

К комплексу свойств личности обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится:

  1. высокое чувство долга;
  2. чувство собственного достоинства;
  3. духовное развитие;
  4. активная жизненная позиция;
  5. умение творить, созидать;
  6. способность к постоянному обучению и изменению себя;
  7. высокоразвитый интеллект.

Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Умеет любить и сопереживать.

Качества личности и умения, способствующие владению навыками самоорганизации

Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.

Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:

  • Быть целеустремлённым

Целеустремлённость - направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.

  • Иметь уверенность и решительность

Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.

Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.

Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.

  • Проявлять инициативу

Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.

  • Быть настойчивым и энергичным

Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.

  • Уметь планировать

Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.

  • Контролировать эмоции

Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.

  • Нести ответственность за свои поступки

Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.

  • Не лгать окружающим и себе

Ложь - порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.

Как развивать в себе навыки самоорганизации

Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:

  • Самообразовывайтесь

Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.

  • Познавайте себя

Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.

  • Ставьте конкретные цели

Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.

Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.

  • Учитесь подстраиваться под ситуацию

Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

  • Избавляйтесь от беспокойства

Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.

  • Вовремя расслабляйтесь

Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.

  • Разделяйте дела по степени важности

Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.

Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.

  • Учитесь правильно общаться

Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.

  • Организовывайте рабочее место и жизненное пространство

Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.

  • Развивайте самодисциплину

После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.

Примеры самоорганизации и самодисциплины. Если вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время достаточное для восполнения сил. Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны. Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5 минут раньше срока.

Книги по самоорганизации личности

  • «Сила воли. Как развить и укрепить»

Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.

Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.

  • «Самоорганизация «изнутри наружу»

Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности :

  1. эффективное планирование;
  2. правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
  3. обустройство личного пространства под конкретные цели;
  4. приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.

Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.

  • «Визуальные заметки на практике»

Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.

Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.

Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.

  • «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел»

Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.

Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.

  • «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что»

Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.

Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.

  • «Стрессоустойчивость»

Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, - душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.

Работу над собой, обустройство жизни и бизнеса можно проводить эффективнее, если знать основы самоорганизации личности.

Самоорганизация является сознательным эмоциональных, морально-волевых черт характера в деятельности, которая направлена на разрешение, развитие личностно значимых задач.

Самоорганизованная личность оптимально воспринимает влияние внешней среды, адаптируя их (преобразуя) в собственную внутреннюю потребностно-мотивационную сферу.

Приоритетную роль здесь играют общественная среда, а также условия развития способности (потенциала) самоорганизации.

Присущие личности с высоким уровнем самоорганизации основные качества:

  • уверенность в себе,
  • творческая самостоятельность мысли,
  • отсутствие тревожности относительно своего престижа, имиджа, репутации.

Существующие позволяют эффективно выполнять определенные виды деятельности:

  • работу, связанную с процессами свертывания (обобщения), переноса информации;
  • самопроверку полученных результатов (повтор, сравнение, анализ),
  • направленные на личностное культурное оздоровление (сбережение).

Самоорганизация – это также имеющая интеллектуально-волевую направленность способность личности, развиваемая в деятельности.

Кроме того, самоорганизация заключается в деятельности личности по четкой собственной жизнедеятельности; в способности, умении организовать себя.

Проявляется такая самоорганизация в самоанализе, целеустремленности, самооценке, жестком самоконтроле, самоограничении. Самоорганизующаяся личность умеет рационально жить:

  • планировать время, работу, отдых, занятость;
  • быстро принимать решения, выполнять их,
  • тратить энергию (силы), деньги, время экономно.

Самоорганизованная личность постоянно , собственным характером, эмоционально-волевой сферой. Такой человек обладает высоким чувством долга, высокоразвитым личным достоинством.

Обучиться самоорганизации можно на специальных курсах, тренингах или читая соответствующую литературу (по самосовершенствованию, саморазвитию).

В общем виде основы самоорганизации личности можно свести к следующим правилам:

  • умейте правильно определять свое предназначение (чему стоит посвятить жизнь);
  • определите жизненно важные цели;
  • выделите долгосрочные и краткосрочные планы (цели);
  • планируйте рабочее время (заведите ежедневник и вносите в него постоянно все планируемые, намечающиеся, необходимые мероприятия);
  • планируйте отдых (работа всегда должна чередоваться с полноценным отдыхом). Вымотанный, изношенный организм не принесет достаточной пользы. Кроме того, он более подвержен заболеваемости;
  • изучите собственные биоритмы (биологические часы) – фазы активности, утомляемости, сна, бодрствования. Распределите свое время, деятельность, отдых в соответствии с этими периодами. Ведь это логично;
  • извлекайте уроки из промашек (это отличное подспорье для работы над ошибками);
  • для любого дела находите внутренние мотивы, так оно станет более продуктивным;
  • верьте в себя, свои возможности, собственную ценность и значимость;
  • ищите единомышленников – для многих людей требуется психологическая поддержка, моральная помощь, «коллективный разум» в решении проблем.

Таким образом, основы самоорганизации личности необходимо знать каждому. Без них мы напрасно теряем уйму времени, тратя его на длительное раскачивание и бесцельное блуждание. Рационализм – вот