Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "моя малая родина - хутор севостьянов". Сценарий познавательно-игровой программы для школьников «Где обычаи чтут, там весело живут Конкурсно игровые программы по краеведению для детей

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов «Моя Малая Родина».

Цель: Воспитание патриотического чувства с осознанием понятия « Родина», как

могучего государства, как места где родился человек.

Задачи: - знакомить детей с историей родного хутора;

Формирование активной гражданской позиции;

Сформировать уважительное отношение к традициям своей Малой

Оформление: рисунки учащихся, на стенах зала плакаты: « Живи, село родное!»,

« Россия – Родина моя!». Зал празднично украшен флажками, шарами.

Оборудование : Компьютерная и аудиоаппаратура.

На мероприятие приглашаются жители хутора Севостьянова.

(Звучит песня «Россия», музыка Д.Тухманова, сл. М. Ножкина.)

1-й вед:

Родина, ты приходишь в жизнь человека ласковой ладонью матери, тёмно- голубым, прозрачным и чистым небом над головой, бесконечно звенящим горизонтом…

2-й вед :

Родина…Ты входишь в мир людей загадочной и величавой, истерзанной войнами, враждой, разноликими испытаниями, как никакая другая земля.

1-й вед:

Родина…Тебя не растоптать, не унизить, не стереть с лица Земли. Ты будто вылитый талантливой рукой мастера редкий колокол: по нему бьют, бьют, а он рождает в ответ звуки, один краше другого.…И поёт душа, и сжимается она от боли за то великое и светлое, что слышится в этом божественном перезвоне,

имя, которому - Россия, Родина, родной хутор.

(Звучит песня «С чего начинается Родина», стихи М.Матусовского, слова В.Баснера).

Девочка : Родителей не выбирают, в младенчестве и раннем возрасте их любят за то, что они родители, потом их любят за заботу, ласку, помощь во всех делах.

Мальчик: Нельзя выбрать страну, в которой ты родился, и она, может быть, как отец и мать, заботлива или не ласкова. Необходимо понять, что представляет собой Родина…Главное помнить: она завещана тебе!

1-й вед:

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - село, дом, улица, где он родился. Это его маленькая родина. Родина начинается на пороге твоего дома. И у каждого она одна, как мама. И у нас с вами есть малая Родина – наш с вами родной хутор – Севостьянов.

(Стихи местной поэтессы Верич Поповой Р.Д.)

Чтец:

Не так уж важно, сколько лет тебе и мне,
Ведь каждому дано увидеть красоту.
К кому приходит озарение во сне,
А кто-то чувствует душой свою звезду.

Уметь увидеть,наслаждаться и дышать,
И восхищаться первозданною красой.
Великолепие природы понимать
И любоваться степью, неба синевой.

Мне счастье выпало - живу я здесь, люблю,
Свой несравненный отчий край и дом родной.
Всем сердцем и душой боготворю,
Ты всех прекраснее, мой милый край Донской!

Чтец:

Ты мой, сердцу родной, уголок,
Без тебя я живу и дышу по-другому.
В жизни пройдено много дорог,
Но всегда тороплюсь я к порогу родному.

Здесь прошло моё детство босое,
А за ним вслед и юность промчалась.
Запах трав и цветов, всё такое родное
Это всё навсегда в моём сердце осталось.

Наберу я пригоршнями воздуха чистого,
Надышусь ароматом родимых полей.
Под лучами согреюсь я солнца искристого,
Не сыщу я на свете местечка родней.

Чтец:

Родная,родная,земля ты Донская,
Чем дольше живу,тем сильнее люблю.
От неба до речки,от края до края
Я снова и снова тебе повторю.

Люблю я дождинок косых паутинки.
Люблю всплеск воды у притихшей реки,
Люблю облаков синеватых картинки
И степь я люблю,всем словам вопреки!

Земля - это все.Это наше начало,
Всем сердцем мы с детства привязаны к ней.
Земля - колыбель у родного причала,
Чем дольше живу,тем люблю все сильней!

Чтец:

Ты любимый, родной хуторок,
Дорог сердцу ты очень-очень.
В жизни пройдено много дорог,
Но люблю я тебя, между прочим.

В небе тучек лохматых стаи
Ветер с юга на север несёт.
Поклонюсь я тебе- это главное,
Моё сердце тобою живёт.

Севостьянов мой, Севостьянов,
А ещё был у нас Ермаков,
Никогда я любить не устану,
Ты, мой край и моя ты любовь.

Если выйдешь ты в степь широкую
И полыни ты запах вдохнёшь,
Про казачку споёшь черноокую,
Знать в краю ты Донском живёшь.

Край, где солнце, как на ладони,
Где соловушки нежные песни поют.
И густые хлебА растят с любовью,
Здесь прекрасные люди живут.

Мальчик:

(Рассказ соповождается показом презентации «х. Севостьянов»)

Интересна история хутора Севостьянова.

В архивном сборнике историка Н.Сулина значится: «Хутор Черкасский при реке Россошь в 100 верстах от окружной станицы. По списку 1866 года он значится по второму Донскому округу с населением 9 дворов а по списку 1859 года не значится». Возможно до основания юрта Милютинского этот хуторок назывался Черкасским, а после по имени одного из старожилов, сотника Алексея Григорьевича Севостьянова, и получил современное название.

1-вед:

В справочнике «Станицы и хутора области Войска Донского» «в 1908 году в хуторе Севостьянове числилось 126 дворов с общим наделом 5813 десятин, со среднепосевным наделом 16 десятин количество паёв- 280».

К началу первой Мировой войны количество дворов увеличилось всего на 4. «Население составило 1380 душ с разницей между мужским и женским всего на 2 человека». В отечественное время имелось хуторское правление во главе с атаманом Ефимом Галицыным, Молитвенный старообрядцеский дом.

2-вед:

По воспоминаниям современников тех лет на территории нашего хутора Севостьянова было несколько небольших хуторов: Севостьянов, по правую сторону реки – Ермаков, на территории нынешней 2-ой бригады - Девятинский, неподалеку от него – Скобелев. После начала сплошной коллективизации 15.10.1929 года образовались 4 колхоза: на базе хутора Скобелев – «Красное Знамя»; хутора Девятый – «Хлебороб»; хутора Верхне-Севостьянов - «Тракторский»; хуторов Нижне-Севостьянов и Нижне-Ермаков – «Красный Шахтер»

1-вед:

В 1932 году на базе хутора Севостьянова образовался колхоз «Росошь»(«Красное знамя», «Большевисткий путь», «Красный Шахтер»)

В 1936 году вновь произошло дробление. Известно три колхоза:

Колхоз «Большевистский путь» ,Колхоз «Каганович» Таким образом, к началу Великой Отечественной войны на территории края существовало 3 колхоза. 22 июня 1941 года мирный труд был нарушен фашистской Германией. Гитлеровцы вероломно напали на СССР. Мужское население было мобилизована на защиту Родины. Первая похоронка в наш хутор пришла на отца Ивана Ильича – Кузнецова Илью Сысоича, где сообщалось, что он погиб 9-го марта 1942 года под Матвеевым курганом близ х.Иваново.

В июне 1942 года несмотря ни на что колхоз «Чапаев» отправил на Морозовский элеватор зерно нового урожая на трех бричках, запряженных волами

2-вед:

Когда женщины возвратились домой Иван Ильич рассказал, что видел воздушный бой в направлении станицы Селивановской. Этот бой описывают многие очевидцы. Они сообщают, что два фашистких стервятника атаковали наш самолет, он смело и отчаянно им сопротивлялся, но бой был неравным. Когда самолет загорелся, одному летчику удалось катапультироваться, двое других были расстреляны еще в самолете. Орличенко Алексея Михайловича пуля настигла в воздухе, он дополз до пруда и умер у воды. Тело летчика жителями хутора было похоронено там же, в поле на месте гибели. Позже, в 1979 году, останки летчика были перенесены в братскую могилу.

1-вед:

Немцы бомбили станицу Селивановскую на Троицу, а над нашими хуторами они делали разворот, поэтому стоял страшный гул. А на утро немцы были в хуторе. Шли они по дороге со стороны Селивановской по направлению к городу на Волге - Сталинграду. Но жителей хутора поразило огромное количество техники – машины, мотоциклы. Немцы шли с засученными рукавами, имея гордый вид, как у победителей. Хутор попал в зону оккупации. Немцы в хуторе не остановились, они рвались дальше – к Сталинграду.

2-вед:

История моего родного края оказалась неразрывно связанной с историей непреступного города на Волге. На территории хутора был установлен особый оккупационный режим, избран староста никого не выдавал, поэтому особых зверств фашисты не учиняли.

Однако жительница хутора Тихая Екатерина Ивановна вспоминает: «в хуторе Скобелев немцы взяли в плен русского солдата, издевались над ним, били, а потом вывели в поле и расстреляли (июль 1942 года). Все это видел Тихий Алексей Васильевич, он похоронил солдата. Это еще один безымянный солдат.

Попова Клавдия Никифоровна, вспоминает: «До войны в детский сад (она работала няней) водили 75 детей. Довое из них Калмыков Саша и Фролов Кузьма подорвались у себя во дворе на минах немцы разбрасывали их на хуторе Скобелеве. Дом Поповых стоял у дороге её называли Торная. От хутора Кутейников по ней ехало большое количество танков стоял гул и скрежет гусениц

1-вед:

24 декабря 1942 года русская разведка во главе с командиром Кравцовым Иваном застала немцев врасплох. После полудня в хутор ворвались советские танки, немцев прогнали к Сорочьей балке, где состоялся ожесточенный бой, в котором принимали участие 5 советских танков. Русские разбили немцев и ушли из хутора. На следующее утро вновь пришли немцы со стороны хутора Кутейников, они переночевали в Грачевой балке, пришли замершие, голодные. На следующее утро советские войска начали гнать немцев с нашей земли.

По официальным данным при освобождении хутора Севастьянова погибло 7 человек, хутора Ермаков 12 человек, позже в этот список был внесен Орличенко А.М.

Чтец:

Раньше собирались ветераны
В парке в круг, у вечного огня.
До сих пор не заживают раны,
Те, что подарила им война.

А теперь их нет, лишь тишина,
В бронзе замер молодой боец...
Сколько подлости ты сделала, война?
Жил с осколком много лет и мой отец...

Все ушли, как птицы улетели,
Ветераны, опалённые войной...
Пролетели годы, как метели,
Души их забрали на покой...

Мы теперь стоим у обелиска,
Вместо них, жизнь подаривших нам.
Пламя от огня, цветы так близко...
ПАМЯТЬ ВЕЧНАЯ И СЛАВА, ВАМ!!!

Чтец

(Звучит песня « Журавлиная песня», музыка К.Молчанова, слова Г.Полонского)

Чтец: Война прошла жестоким ураганом,

Жестоким смерчем стали и свинца,

Но до сих пор тревожат землю раны.

И памяти о прошлом нет конца.

(Звучит песня военных лет).

2-вед:

125 односельчан погибли на полях сражений в ходе этой страшной войны. Победа была великой радостью, а труд женщин, детей, стариков не стал легче, в сердце каждого из них жила глубокая вера в то, что теперь этот труд созидательный, и скоро настанет день, когда на родной земле не будет разрушенных сел и городов и настанет новая жизнь.

Чтец

Мне хочется и петь и плакать,
Когда этот праздник приходит.
Слезинки с ветки будут капать
И солнце с облаками хороводит.

Я приду в этот день к обелиску,
Где детишки салют отдают.
Помолчу, подойду очень близко,
Здесь соловушки песни поют.

Помню я, как весною бывало
Собирались здесь ветераны войны.
Песню ту, что они запевали,
Допоют... Только жаль, не они.

День Победы - праздник любимый,
Навсегда память в сердце моём.
Слава Богу, пока мы живы,
Мы отцовскую песнь допоём.

Чтец.

Ретро-поезд "Победа", звуки вальса играют
И над станцией мирной плывут облака...
Ветераны войны тихо, в такт подпевают
И поправит пилотку вновь солдата рука...

Про дороги поют, про победу,
Про платочек про синий и тёмную ночь,
Дарят дети цветы, улыбаются деду...
И правнук на коленях, похожий точь в точь...

С Днём Победы друзья, с Днём Победы, родные!
И в глазах вместе с радостью слёзы...
Оставайтесь всегда вы в душе молодыми...
И на вашем пути расцветают пусть розы...

Чтец.

На коленях седой старик,
Плачет тихо, прохожих стесняясь.
Головою он к танку приник,
Внучек рядом стоит, улыбаясь.

Слишком мал, не поймёт что к чему,
В парке песни, оркестры играют.
А дедуля в слезах. Наклонился к нему:
"Что, дедуля, тебя обижают?"

"Нет,внучоночек, миленький, нет,
Не обидел меня никто...
Просто танк для меня, как свет,
Он в душе приоткрыл окно.

Ведь на танке на самом, на этом,
Штурмовал города и высотки брал.
Понимаешь, бывает такое на свете,
Я нашёл его...Он меня выручал..."

И катились слёзы по впалым,
По щекам морщинистым его.
Разговаривал с ребёнком малым,
А прохожие смотрели на него.

А потом цветы...Цветы дарили
И желали деду много лет...
Люди помнят, люди не забыли,
Кто оставил памятный свой след...

Чтец.

Подвиг их, на поле брани павших,
Где свинцовые дожди косили,
Жизнь за землю русскую отдавших,
Он бессмертен в памяти России.

День Победы - День Великий,
Он объединяет всех людей,
Праздник яркий, многоликий,
День отцов, детей и матерей.

Мы сегодня головы склоняем,
Среди нас уж ветеранов нет.
Их,ушедших, с грустью вспоминаем.
Память пронесём мы через много лет.

Чтец.

И на войне любили так,как мы сейчас.
а может быть нежнее и дороже.
ведь первый поцелуй бывал в последний раз...
война с них спрашивала строже.

а вечером во мраке,в блиндаже,
когда не досчитались очень многих,
комбат сказал:"братки,держитесь,
мы уже у радостной Победы на пороге!"

не слышно было в эту ночь гармошки,
погиб кудрявый гармонист...
он до победы не дожил совсем немножко.
и смолк над лесом соловьиный свист.

недосказавшие,недолюбившие,
умчались птицами в безоблачную даль...
остались в памяти навечно молодыми,
мы помним вас и нам вас очень жаль...

Чтец.

Что знает наше поколенье о войне?
Да не волнуйтесь,очень даже много.
Пытаются порой нам навязать извне,
Что не по той солдаты шли дороге.

Дорога жизни,смерти и Победы,
Что так сплотила нашу Русь.
Стеной вставали и отцы, и деды
Будь то Россия, Украина, Беларусь.

Кто знает,что бы с нами было,
Не победи мы в той войне?
Планета бы нас просто не простила,
Живущих на ухоженной земле.

Перебирая в памяти все даты,
Я вам скажу - важнее этой нет,
Бессмертны павшие солдаты -
Они нам подарили жизни свет!

2-й вед:

Более 200 лет прошло с основания нашего хутора. Хочется, чтобы молодое поколение помнило свою родную историю, знало, что есть уголок на земле, который не отмечен на карте, который называется - Малая Родина.

Чтец.

Медовый аромат смородины
Черемухи раскидистая шаль,
Я мудрости учусь у Родины,
А впереди - безоблачная даль.

Терпению учусь у матушки
Кормилицы-красавицы земли,
А силушке - у ветра -батюшки,
Смирению - у зорюшки-зари.

Мой край родной,как ты мне дорог!
Со щебетаньем птиц над тихою рекой,
Когда вокруг тебя цветов - огромный ворох
Я с радостью любуюсь матушкой-землей.

1-й вед:

Какие ждут вас в будущем дела? И, может, от одной твоей руки

Об этом думать вы должны все чаще. Зависит все, что будущим зовется!

И если патриот ты настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

И поднимай, безделью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.

Анастасия Кодоева
Программа по краеведению

Пояснительная записка.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

Смысл краеведческого образования : позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение » рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Москвы, Подольска. Знакомство с Московским краем , Подольском, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются : эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики : от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Направленность

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае . В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

В подготовительной группе работа ведется по следующим разделам :

Путешествие в историю;

«вижу чудное раздолье» ;

Быт и традиции;

В чудесном мире русского языка;

Творение рук человеческих.

Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Московского края, Подольском развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов, воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту нашего края. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом - к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей. Также программа знакомит детей с нашей историей, дает представление о быте и наших традициях.

Цель программы : развитие интереса детей к Московскому краю, городу Подольску и истории России в целом.

Цель программы реализуется в процессе решения следующих задач :

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, воспитывать уважение к русскому человеку;

Расширять представление детей о богатстве земли русской, своего родного края;

Познакомить детей с жилищем русских людей, устройстве русской избы;

Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Расширение представлений о городах Московского края;

Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) России, Москвы, Подольска;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования : младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка, профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников

Материально-технические условия. При реализации программы «Московский край – моя Родина» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметно - развивающая среда : коллекция кукол в народных костюмах; коллекция изделий в состав которых входит асбест; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Московской области, Красная книга Московского края, «Достопримечательности города Подольска» , картотека народных подвижных игр. Социокультурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.

Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социокультурными институтами : детская библиотека, детская школа искусств, краеведческий музей .

Принципы работы

Принцип историзма - сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;

Принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на занятии должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;

Принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;

Принцип самореализации - учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;

Принцип интегрирования - организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Формы и методы проведения занятий

экскурсии;

интерактивные программы ;

фотосессии;

домашние семейные творческие работы.

Репродуктивная деятельность.

Чтение и рассказывание сказок, легенд, направленное на накопление у детей опыта. Рисование узоров и орнаментов по образцу.

Поисковая деятельность.

Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.

Рассматривание репродукций (слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.

Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей, активизацию словаря.

Плоскостное и объёмное конструирование.

Сотворчество воспитателя и детей.

Игры фантазирование - коллективное сочинительство.

Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах - символах города.

Зарисовки придуманных историй и создание книжки - раскладушки (техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная : карандаши и фломастеры.)

Аппликация с использованием различных техник.

Прогнозируемые результаты :

Личностные результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке , экскурсии, посетить музей;

Формирование ценностного отношения к наследию Подольска у детей проявляется

в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое) ;

в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Сроки реализации программы :

Программа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста.

Занятия проходят два раза в неделю.

Продолжительность занятия : 25 минут.

Форма проведения занятия : групповое.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

месяц тема задачи Краеведение в других видах деятельности

Сентябрь 1.«Что мы знаем о нашей Родине»

2. «Россия на шаре земном»

3. «Как татары хотели Русь завоевать»

4. «Как на нашей улице» 1. побуждать интерес к истории и культуре нашей Родины; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2. Расширять представления детей о нашей Родине; дать понятие о Южном и Северном полюсах.

3. воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей.

4. формировать интерес к худ произведениям русских мастеров.

аппликация «Кукла в русском национальном костюме»

рисование : «Береза»

Октябрь 1.«Устройство русской избы»

2. «А. Невский освободитель земли русской»

3. «Тайны русского леса»

4. «Как строили избу» 1. познакомить с жилищем русских людей, объяснить назначение его составных частей; воспитывать интерес к жизни предков.

2. на примере конкретных исторических событий формировать интерес детей к истории нашей Родины.

3. уточнить представления о том, что такое природа; расширять понятия о лесе.

4. продолжаем знакомить с русской избой Дымковская роспись

Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая»

Ноябрь 1.«Дмитрий Донской – освободитель земли русской»

2. «Мой город родной»

3. «Пословицы и поговорки»

4. «Н. Нестеров «Видение отрока Варфоломея» 1. на примере конкретных исторических событий формировать интерес детей к истории нашей Родины; познакомить с исторической личностью, кн. Дмитрием Донским, сумевшим объединить князей русских земель.

2. вызвать интерес к истории нашего города.

3. прод знакомить с унт; воспитывать интерес к творчеству.

4. познакомить детей с этническими нормами жизни человека в обществе. Беседа «Мой город родной осенью»

Изготовление макета «На озере» из природного материала

Городецкая роспись

Декабрь 1.«Москва - златоглавая»

2. «Иван Сусанин- защитник земли Русской»

3. «Минин и Пожарский защитники земли Русской»

4. «Традиции» 1. познакомить с историей возникновения Москвы.

2. знакомим детей с героическими подвигами русских людей.

3. знакомим детей с героическими подвигами русских людей; побуждаем интерес к жизни предков.

4. знакомим детей с русскими традициями : гостеприимство, почитание старости, уточняем представления о церкви, храме, иконе. Беседы о традициях : гостеприимство, почитание старости.

Конструирование «На чем ездили на Руси»

Чтение : знакомство с былинами

Январь 1.«Царь Петр I.»

2. «Волга-труженица»

3. «Былины»

4. «Петр Великий-основатель г. Санкт-Петербурга»

1. поддерживать интерес детей к истории своей Родины; воспитываем у детей умение рассуждать, оценивать ситуацию и поступки.

2. расширять представление о реках России.

3. знакомим с новым жанром – былины.

4. дать понятие, что человек славен делами; воспитывать стремление к хорошим делам. Беседа «Рождество»

Чтение сказки «Мороз Иванович»

Знакомство с портретной живописью В. Серова

Февраль 1-2. «Великие русские полководцы А. В. Суворов и М. Кутузов»

3. «Зимушка-зима»

4. «Достопримечательности Подольска» 1-2. познакомить с великими русскими полководцами; воспитывать уважение к русскому воину.

3. с помощью произведений русских поэтов сконцентрировать знания детей о зимних явлениях природы; воспитывать интерес к русской поэзии.

4. закрепить знания о памятных местах Подольска. Жанровая живопись В. Васнецова

Хохломская роспись

Беседа «Зимний Подольск»

Март 1.«История возникновения города Подольска»

2. «Подвиг жен декабристов»

3. «Во что одевались на Руси.»

4. «Виртуальная экскурсия на Красную площадь» 1. познакомить с историей родного города.

2. дать понятие чести, долга, обязанностей к своему ближнему.

3. побуждать интерес к русскому национальному костюму.

4. дать конкретные исторические сведения о нашей столице.

Беседа «Достопримечательности Москвы»

Знакомство с натюрмортом

Чтение рнс «Финист -ясный сокол»

Апрель 1.«Худой мир лучше доброй ссоры» Гражданская война.

2. «Праздник Пасха»

3. «Беседа о художниках»

4. «Традиции» итоговое 1. формировать у детей правильное отношение к войне; учить рассуждать, договариваться, решать сообща; воспитывать личные качества : патриотизм, справедливость, благоразумие.

2. познакомить с праздником, его традициями.

3. закрепить знания детей о жанрах живописи; воспитывать интерес к живописи.

4. закрепить знания о традициях; предложить некоторые использовать в современной жизни. ФЦКМ «Весна идет» (итоговое)

Беседы «Во что одевались на Руси. Как праздники встречали»

Чтение рнс «Никита Кожемяка»

май 1. «Война с фашистскими захватчиками»

2. «Подольск в годы войны»

3. «Мы - Подольчане» 1. на примере подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма.

2. воспитывать патриотизм и благодарность к своим предкам.

3. герб города, воспитывать чувства ответственности за свой город. Рисование «День победы»

Аппликация «Защитник Родины»

При составлении программы использовался также материал из книги Г. Н. Данилиной «История и культура России -дошкольнику» .

Задания для выполнения с родителями

1. Поговорить о своей семье. Выполнить генеалогические древа каждой семьи. Нарисовать портреты своих мам и пап. Оформить герб своей семьи.

2. Рассказывать ребенку о своем поселке, своей улице. Посещать музеи и выставки. Знакомить с историей. Подготовить проект «Дворик моей мечты» , «Друг моего ребенка» .

3. Учавствовать во всех мероприятиях города – 9 мая, День города, День труда и др. Познакомить детей со своими родственниками, которые были на войне. Оформить фотовыставку своего ребенка по мемориальным памятникам. Поздравлять героев войны с Днем победы. Помочь в организации встречи с нынешними героями (те, кто служил в армии, участвовал в военных действиях и проявил себя как герой)

4. Объяснять ребенку значение слов и словосочетаний : подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.

5. Помогать в организации выставок с фотографиями о городе, о его истории, нынешними изменениями, памятниками, выставками, флоры и фауны.

6. Совершать экскурсии в ближайшие к саду места (школа, д\сад, парикмахерская, кафе, администрация и др) . Беседовать с детьми обо всем увиденном, делать с детьми зарисовки и писать рассказы.

7. Изучать символику нашего города, других городов, названия улиц и площадей.

8. Изготовить кормушки и сделать запасы для птиц.

Творческие задания для детей

1. В каких памятных местах ты побывал?

2. Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в детский сад?

3. Кто из твоих родных был на войне? Какие есть награды? Кто служил в армии? Какие есть награды?

4. Знаешь ли ты награды, которыми награждают героев войны, России, труда?

5. Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Подольске? Что ты знаешь об этих людях?

6. Знаешь ли ты народные песни, частушки, пляски? Покажи и расскажи

7. Нарисуй красивое здание Подольска. Вечерний город.

8. Раскрась национальный костюм по шаблону.

Игровая программа направлена на знакомство детей с животным и растительным миром Ярославского края, с целью привить детям бережное отношение к окружающему миру родного края

Задачи.

Образовательные.

    Учить применять полученные знания на практике.

    Способствовать развитию наблюдательности у детей, развивать абстрактное мышление умение быстро ориентироваться в обстановке и находить правильные ответы на задания.

Воспитательные.

    Воспитывать интерес к окружающему миру, доброе отношение к природе.

    Воспитывать интерес к изучению природы родного края, осведомлённости о его экологических проблемах.

    Прививать любовь к живой природе.

    Воспитывать культуру поведения, самодисциплину, ответственность, доброжелательность и взаимопомощь.

    Воспитывать уверенность в своих силах.

Развивающие.

    Развивать такие качества, как умение слушать другого человека.

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать навык поиска информации.

    Развивать навык работы в группе, коммуникативные способности.

Коррекционные.

    Развивать речь, внимание, память, мышление и творческие способности учащихся.

    Развивать опыт участия и опыт использования приобретённых знаний и навыков в осуществлении позитивных мероприятий.

    Развивать интерес, любознательность.

Ведущий: На лесной полянке в маленькой избушке жил-поживал лесовичок Листик. Много чудес умел делать Лис­тик -- ведь он был волшебником, - но больше всего на свете он любил ухаживать за растения­ми, животными, поддерживать порядок в лесу, охранять свои владения от непрошеных гостей. И за это матушка-природа делала Листику по­дарки. Его избушку украшали картины из сухих цветов, а пол был покрыт красивым ковром из разноцветных листьев. А звери и птицы помога­ли ему по хозяйству, радовали Листика расска­зами о лесной жизни. И, конечно, именно лесовичок Листик, который знает самые разные тайны жизни чудесницы-природы, проведет нашу игру.

Видео сопровождение «Природа России»

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в уникальное путешествие, очень интересное и познавательное. Ребята, все вы, наверно, любите природу, читаете книги о животных, растениях, о явлениях природы. Вы наблюдаете за окружающим миром и знаете много интересного о нашей родной природе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам б дет сопутствовать удача.

В нашей сегодняшней игре принимают участие команды…

Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

Конкурс «Ботанический»

Командам выдаются карточки. Необходимо их распределить.

Одна карточка - список растений (на каждой карточке запись одного растения):

герань (1), папоротник (2), колокольчик (3), кувшинка (4), тюльпан (5), вороний глаз (6), (2), зверобой (2), черника (2), клюква (2), чертополох (З), (2), фуксия (1), иван-да-марья (2), клевер (3), лотос (4), гладиолус (5), волчье лыко (6), тысячелистник (3), костяника (2), морошка (2), сурепка (3), (5).

По 6 карточек для команды с названиями разделов:

    КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ОЗЕРНЫЕ РАСТЕНИЯ

    САДОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ

Члены команды либо распределяют карточки-растения к карточкам-разделам, либо на карточках-растениях в скобках указывают номер карточки-раздела.

Эти таинственные животные

Каждый обитатель леса не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.

1. Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Своё жилье строит в глухих, непроходимых местах и живет там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленых и больных животных. Волки.

2. Это животное-одиночка и не терпит соседей, свое гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями и мхом. Здесь появляются на свет детеныши – от 3до 7 слепых малышей. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не мерзли. Белка.

3. Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако имеет ряд черт отличающих ее от других зверей. Например, подушечки лап у нее покрыты шерстью. Рисунок глаз, как у кошки, продолговатый. Эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке. Лисица.

4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? В гору, так как у него задние ноги длиннее передних.

5. Сколько часов в сутки спят хорьки? Хорьки спят до 20 часов в сутки.

6. Она прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от неё не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих. Чтобы легче заметить рыбу, часто залезает на возвышенные места, например на свисающие над водой ветки, откуда и бросается на добычу.

Выдра.

7. Травоядное животное, обитающее около воды. Питается растительностью на мелководье рек и озер. При появлении хищника это животное ищет спасения прямо в воде. Он в состоянии проплыть много километров. Самка производит на свет одного - двух малышей, которые расстаются с матерью через девять месяцев. Это животное является самым крупным в России. Лось.

8. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. Бобр.

Река Волга, ее обитатели и растительный мир

Кто там мечется повсюду,
Не замрет ни на минуту?
Непоседа и вертун,
Всех подвижней рыбка …… вьюн.

Измоталась рыбка за день,
Что за день, будь он неладен!
Отдыхает от погонь
В плотных зарослях …. чехонь.

Ясный день, как на картинке!
Ну, откуда здесь дождинки?
На воде не счесть колец
Забавляется ….. голец.

Рыбка шустро взглядом ищет
Что-нибудь себе из пищи.
Вся в заботах, суетясь,
Промелькнула в речке …. язь.

Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно …. ёрш.

Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому ……лещу!

Хорошо в реке и сытно,
Только жаль, всего не видно.
Смотрит из воды на берег
Любопытен очень …. жерех.

Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им,
Притаившийся ….. налим.

К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит …. карась!

Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца …. осетра!

Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький ….. пескарь.

Необыкновенное путешествие

Участвуют все картинки с животными, насекомыми, растениями и карта Ярославской области. Все обитатели едут из Рыбинска по городам области. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить обитателя в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного или птицы. (Например: в Рыбинске – рысь, Ярославле– ястреб и т.д.).

    Рыбинск – рысь

    Пошехонье - пастушок, пискулька

    Данилов – дупель

    Тутаев – турча болотная

    Любим – луток

    Ярославль – ястребиная славка

    Мышкин – московка

    Углич - усач-кожевник

    Гаврилов-Ям – голубянка –орион

    Ростов – росянка английская

    Переславдь – Залесский – прострел раскрытый

Птицы

Ответы: аист, чайка, сойка, ворона, славка, утка, синица, скворец, ласточка, пеночка, московка, мухоловка, журавль, поползень, кукушка, чечевица, вертишейка, воробей, жаворонок.

Заключительная беседа.

Очень хочется верить, что всё, о чем мы с вами говорили, останется в вашей памяти. Михаил Пришвин сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Любите и берегите природу. Пусть благодаря именно вам, она станет богаче! А наш край станет ещё красивее!

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах хрупкая роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький растёт.

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад -

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке!

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой!

Ты - тоже часть её чудес,

Ведь для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!

Сценарий городской игры по краеведению «Знай свой край!»

Перед началом игры демонстрируется тематическоевидео в зале «Югорский край», команды проходят в зал и рассаживаются на свои
места, согласно нумерации школ.

Фон муз. 1. Выход ведущей

Слайд 1. Заставка Игры

Ведущий: Добрыйдень, знатоки истории и культуры Югорского края, уважаемые педагоги и гости традиционной
городской краеведческой игры «Знай, свой край!». 10декабря этого года, округу исполняется 85 лет со дня образования, а городу
Когалыму исполнилось 30 лет. История Ханты-Мансийского автономного округа
богата на исторические события и даты, здесь жили и живут коренные народы
севера, здесь добывается черное золото Югры.Ведущий: Сегодняв краеведческой игре посвящённой двум юбилейным датам, примут участие 8 команд
и их болельщикииз 8 ми образовательных организаций города. Фон завершается Ведущий: Итак,игра построена по следующим направлениям: история ХМАО - Югры, история города
Когалыма, быт коренных малочисленных народов севера, памятные места города Когалыма,
многонациональное единство города. И включает в себя пять раундов: конкурс
приветствие, викторина, конкурс «Угадай-ка»,конкурскапитанов - фотопазл и домашнее задание, все конкурсы будут оцениваться
баллами.Фон муз. 2. перебивка

Слайд 4.Заставка игры

Ведущий: И для оцениванияигры сформировано компетентное жюри, просим приветствовать!Фон муз.3. Для жюри 1.Т.В. Блазамирская - специалист-эксперт управления образования Администрацииг. Когалыма;2. С.А. Тимофеева -главный специалист отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности,
управления образования Администрации г. Когалыма.3. Г.В. Смирнова- заведующая отделом художественной игуманитарной литературы «Централизованной библиотечной системы»4.Г.М. Миннигулова -заведующая экспозиционным отделом «Музейно-выставочного центра»5.Л.А. Домбровская-председатель национально-культурного общества «Славянское общество»Ведущий: Подсчетбаллов будет осуществлять - О.С. Вильчик - заместитель директора по учебно-воспитательной
работе «Дома детского творчества» Фон муз. 4.(перебивка) Ведущий: а мы продолжаем!Внимание участники иболельщики, просим вас соблюдать тишину в зале во время проведения игры, не
подсказывать командам, за нарушения будут начисляться штрафные баллы.Ведущий: командык игре готовы? (пауза). Тогда настройтесь наигровой лад, и мы начинаем конкурсные задания! Ведущий: Раунд первый. Конкурс «Приветствие» представлениекоманд! Оценивается приветствие от 1 до 5 баллов по критериям: 1.Соблюдениерегламента 2.Наличие девиза, названия, эмблемы3.Качество представления команды и Оригинальность.Итак,приглашаем команду школы №1 , для приветствия.Фон муз. 2. (во время выхода команд) Ведущий: команда проходите, становитесь лицом кзрителям и к своим командам, и начинайте!Фон муз. 2. Ведущий: Спасибо! Приглашаем команду школы №3.
Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем следующую команду, шк.№5 Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем команду школы №6 Фон муз. 5. Визитка с музыкой 6 шк. Ведущий: Приглашаем следующую команду (шк. 7, 8, 10)Фон муз. 2. Ведущий: Завершает конкурс «Приветствие» команда«ДДТ»Фон муз. 2. Ведущий: Молодцы! Продолжаем, и переходим ковторому раунду!

Фон муз. 6.

Слайд 6. Заставка «Викторина» (с 7 по 16слайды)

Ведущий: викторина «Страницы истории Ханты -Мансийского автономного округа и города
Когалыма». Вопросы викторины построены по самым значимым историческим событиям.
Проводится в письменной форме, после озвучивания вопроса, команды посовещавшись
10 секунд, записывают ответ. И таким образом, предстоит ответить на 10 вопросов.
По окончании раунда, листы с ответами, собираются и предоставляются жюри. За
каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий: Команды, понятны правила викторины?

Слайд 7.

Ведущий: Внимание, первый вопрос: 1.Назовите дату образования Остяко-Вогульского национального округа? Время!!! (ответ: 10.12.1930г.)

Фон 7.таймер

Слайд 8.

2.Вопрос№2. Назовите, в каком годуХанты-Мансийский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный
округ? Время!!! (ответ: 1977г.)

Фон7. таймер

Слайд 9.

3. Вопрос№3. Жемчужиной Югры являются уникальной красоты горы Северного иПриполярного Урала. Как называется гора с самой высокой точкой Уральского
хребта, высота 1895 м.?Время!!! (ответ:гора Народная)

Фон7. таймер

Слайд 10.

4.Вопрос №4. Назовитетри наиболее крупных города ХМАО - Югры? Время!!! (Сургут,Нижневартовск, Нефтеюганск)

Фон7. таймер

Слайд 11.

5.Вопрос№5. В каком году открыто Повховское нефтяное месторождение, названноев честь бурового мастера Степана Повха, первооткрывателя Самотлора? Время!!! 1972году)

Фон7. таймер

Слайд 12.

6.Вопрос №6. Воктябре 2014 года в Когалыме началась эксплуатация нового крупного
месторождения нефти. Как оно называется? Время!!! (Имилорское месторождение)

Фон7. таймер

Слайд 13.

7. Вопрос №7. В какомгоду был официально зарегистрирован нефтяной концерн «ЛУКОЙЛ»? Время!!! (в 1991 году)

Фон7. таймер

Слайд 14.

8. Вопрос№8. В городе Когалыме, в 2015 году, было торжественно открыто памятноеместо, посвященное 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Как
называется данное место? Время!!! (Мемориалпамяти)

Фон7. таймер

Слайд 15.

9.Вопрос №9. 7сентября 2001 года в Когалыме была торжественно открыта бронзовая скульптура.
Скульптор, Заслуженный художник России Андрей Николаевич Ковальчук. Назовите
эту скульптуру? Время!!! («Капляжизни»)

Фон7. таймер

Слайд 16.

10. Вопрос№10. Ханты-Мансийск признан столицей зимних Сурдлимпийских игр 2015 года. Изображение,какой птицы стало главным символом 18зимних Игр, среди людей с нарушениями
слуха? Время!!! (ответ: абстрактное изображение тетерева)

Фон7. таймер

Слайд 17.Заставка

Ведущий: На этом, конкурс «Викторина» завершен,помощники ведущего соберите, пожалуйста,
листы с ответами.(Помощники собирают ). И раздайте чистыелисты.

Фон муз.6

Ведущий: переходимк третьему раунду, конкурсу «Угадай-ка».
Обратите внимание на экран, здесь будут представлены слайды на тему: «Многонациональная культура Когалыма».В конкурсе будут демонстрироваться слайды, участники команд по представленным
народным костюмам угадывают принадлежность к национальности, то есть какие
национальности изображены и свои ответызаписывают на листочках.Ведущий: на раздумье и запись ответов, у вас будетвремя 10 секунд, на каждый слайд. Послеокончания конкурса, помощники ведущего соберут листы. За каждый правильный
ответ- 1 балл.Ведущий: внимание, приступаем! На слайде номер один,вам представлена национальность, записываем ответ! Время!

Фон7. Таймер на демонстрациислайдов

Демонстрация слайдов с 19по 34

Ведущий: Внимание, второй слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, третий слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, четвертый слайд! Пятый слайд,шестой слайд, седьмой слайд, восьмой слайд, девятый слайд, десятый…… и
завершает 16 слайд.

Фон7. таймер

Ведущий: Раунд завершен, помощники ведущего соберите, пожалуйста,листы с ответами команд.

(Помощники собирают)

Ведущий: Жюри оценит результат, ав это время давайте, узнаемправильные ответы. Итак, внимание на экран, смотрим слайды, но уже с ответами.

Просмотр слайдов с ответами.

Ведущий: Первый ответ - русские, второй ответ…. И так далее…Ипоследний ответ- ханты.

Ведущий: Продолжаем, я объявляю музыкальную паузу, вовремя которой жюриподведет итоги трех раундов. Ведущий: Длявас поет Полина Шурдилова! Встречайте!

Фон 9.

Песня

Слайд 51.

Слайд 52. заставка

Вед: Музыкальная пауза закончилась, мы просим жюриобъявить нам результат первых трех раундов.

(Жюри объявляет)

Фон 4.

Ведущий: Продолжаем игру. Четвертый раунд - конкурскапитанов - «Фотопазл на тему быта
коренных малочисленных народов севера». Оценивается по пятибалльной системе. За
правильно составленный пазл- 2 балла. За верно названный предмет - 3 балла. В
этом конкурсе примут участие капитаны, команды и болельщики.

Ведущий: Итак, озвучиваю правила! капитанов командпросим остаться за столиками, а участников команд - просим подняться с места, и
отойти по левую сторону, вдоль стены. Помощники ведущего раздавайте,
пожалуйста, капитанам конверты, по одному конверту каждому капитану.

(Помощники раздают )

Ведущий: Уважаемые капитаны, перед вами конверт, в немнаходится пазл с картинкой, который вы
должны будете собрать, за три минуты, пока звучит музыка. Конверты можно будет открывать
только по сигналу. Ведущий: а чтобы команды и болельщики не скучали и предлагаемподняться всех со своих мест, и на месте, во время звучания музыки танцевать,
повторяя движения за помощниками. Ведущий: Все я вижу, поднялись? А капитаны готовы? Болельщики и командыготовы?Ведущий: Начинаем! (Обращение) -музыка!

Фон 10.(3 минуты)

Ведущий: Участники активнее танцуем, мы следим за вами,какие команды танцуют лучше всех, и поддерживают своих капитанов. Ведущий: Участники команд, ваша задача назватьпредмет, изображённый на картинке капитана,
а если затрудняетесь с ответом, можете обраться к своим болельщикам. Для
удобства демонстрируются слайды на экране. И начнем с той команды, чей слайд мы
видим сейчас. Слайды №1 (с 54 по 61) Ведущий: Итак, отвечает команда школы №… А если командазатрудняется с ответом, можете воспользоваться помощью своих болельщиков.Ведущий: Участники, скажите, что изображено на слайде?(Нартыездовые) Вы затрудняетесь сответом? Послушайте правильный ответ- это нарты ездовые! Ведущий: Следующая команды школы №…. , что изображено?(Чум). Озвучиваю правильный ответ - это чум! Ведущий: Далее отвечает школа №… что изображено? (Морда,ловушка для рыб) Отв.верн? Озвучиваю правильный ответ - это Морда ,ловушка для рыб.Ведущий: Следующая команда школы №… Ваш ответ (Печь). Озвучиваю правильный ответ - это печь! Ведущий: Молодцы! Далее отвечает команда школы №… Вашответ? (Люлька) И озвучиваю правильный ответ - это люлька! Ведущий: отвечает команда школы № (…), ваш ответ? (бубен).Верный ответ-это бубен. Ведущий: следующая команда -ваш ответ? (колотушка кбубну)Слушаем правильный ответ - (колотушка к бубну)Ведущий: И отвечает команда школы № ..? (Кисы)Слушаем правильный ответ - это кисы.Ведущий: Все молодцы! Переходим к заключительномураунду.Фон муз.4