Тематика классных часов психолога в школе. Психологический классный час. Психические проблемы в критических ситуациях

Классный час с психологом « Наш характер»

Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.

Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.

Посеешь поступок –

Пожнешь привычку.

Посеешь привычку -

Пожнешь характер.

Посеешь характер –

Пожнешь судьбу.

Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….

Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?

Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.

Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?

\Добрые, веселые, уравновешенные/

Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».

ИГРА «Назови противоположное»

Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.

Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.

Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.

Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.

Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?

/ Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\

Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили

То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество

Посмотрим, как это будет выглядеть:

Чувство юмора:

    Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.

    Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.

    Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.

    Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:

Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.

Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.

Завершение:

Психолог. Может ли изменяться у нас характер?

Что для этого нужно? /желание и воля/

Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?

Как вы можете изменить свой характер?

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.

А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\

Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.

Психологический час

«Поговорим о главном»

Цель:

способствовать формированию ценностных ориентаций старшеклассников.

Задачи:

    Подвести учащихся к пониманию важности жизненных ценностей и смысла жизни.

    Способствовать выстраиванию «образа себя» и своих жизненных перспектив в современном мире.

    Обогащать учащихся знаниями о человеке, обществе.

    Формировать и развивать эмоционально-чувственную сферу.

    Содействовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, а также овладению навыками групповой дискуссии.

Организационно-деятельный компонент:

Время: 13.40

Место: кабинет № 10

Участники: учащиеся 10-11 класса (возраст – 15-17 лет).

Гости: педагоги-психологи школ района

Данный психологический час имеет важное значение для 10-11-классников, т. к. способствует подготовке юношей и девушек к взрослой жизни, способствует формированию ценностных ориентаций, помогает выстроить «образ себя».

Оборудование и оформление:

    Карточки для оформления доски.

    Мультимедийный проектор, презентация.

    Бумага, ручки, магниты.

    Тест «Сколько лет?» - 1 на парту.

    Бутылки с пробками – 2 шт.

Предварительная подготовка:

    Блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего психологического часа.

    Составление презентации

    Подготовка оформления доски и класса.

    Подготовка стихотворений для вступительной и заключительной части.

    Составление конспекта.

Содержательный компонент психологического часа

    1. Вступительная часть (5-7 минут)

    Игра-упражнение «Прогноз на будущее».

Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему соседу небольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым” и т.д.

    Чтение учителем стихотворения «Детство закончилось…» .

( см. Приложение 1,с. 5 )

    Сообщение темы психологического часа.

Поговорим сегодня о важных, «взрослых» проблемах, которые касаются любого человека. Тема классного часа – «Поговорим о главном» (Слайд 1 )

Как думаете, о чем это – «о главном»?

II . Основная часть (25 минут)

Каждый, наверное, задумывался, для чего же живет человек.

    Работа с высказываниями о смысле жизни

Вот какое определение дается этому понятию в словаре Ожегова (Слайд 2 ).

Познакомимся с высказываниями о смысле жизни известных людей.

( презентация, слайды 3-10 ):

«Сущность жизни есть любовь» (М. Пришвин)

«Если вы не знаете, куда идете, то скорее всего окажетесь где-нибудь не там» (Лоуренс Дж. Питер)

«Жизнь – это дети» (С. Дангулов)

«В совершенствовании человека – смысл жизни» (М. Горький)

«Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради людей» (А. Эйнштейн)

«Нет выхода иного у меня, чем жить» (П. Неруда)

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (О. Бальзак)

«Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше» (В. Шекспир)

    Ответы учащихся на вопрос о том, что они считают в жизни главным, о их жизненных ценностях.

Выводы:

Смысл жизни – это чисто философское понятие или и житейское тоже?

Что дает человеку нахождение смысла жизни?

Может ли быть один, единственный для всех смысл жизни?

Что такое ценностные ориентации личности? (слайд 11 )

К инструментальным ценностным ориентациям относятся и качества личности, которые помогают достичь цели или наоборот препятствуют её достижению (слайд 12 ).

3 . Отношение людей к жизненным ценностям.

Послушайте, что говорит о смысле человеческой жизни Михаил Веллер и выскажите свои мысли по этому поводу:

Из книги М. Веллера «Всё о жизни»

Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Благополучие семьи. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, «заначивают» деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные интересы и дела настолько, что для семьи уже нет времени.

Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры всё. Пускаются в афёры и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пропивают. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжёлый час идут по миру.

Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушны или, более того, ненавидят её. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются чёрной поденщиной – ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми – то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?

Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попрёки, переступать через людей – и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава. Разорённые страны и 2 миллиона трупов в итоге. Вот Вам непревзойдённая слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках – и попадёте в Книгу рекордов Гиннесса. Спортивная слава – угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестких ограничений. И что спортсмен скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» - «Я прыгал в длину».

4. Тест «Сколько лет?»

    Выдать участникам тест «Сколько лет?» и сообщить, что приведенные в нем фразы принадлежат людям разного возраста, от 6 до 81 года (Слайд 13 ).

    Пусть участники выполнят тест до конца, обсуждая ответы в парах. Ответы – прямо в тесте записать.

    Проверка ( презентация, слайды 14-20 ).

Тест «Сколько лет?»

Семь приведенных в тесте фраз принадлежат самым разным людям. Вот сколько им лет:

6 7 7 19 51 66 81

Читая эти фразы, определите возраст говорящего:

    «Я узнал, что,если бы не было проблем, не было бы и возможностей».

    «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».

    «Я узнал, что каждый может чему – нибудь научиться».

    «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться».

    «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом».

    «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».

    «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что уже много съел».

Ответы:

1. 19

2. 7

3. 51

4. 81

5. 7

6. 66

7. 6

Выводы:

Скорее всего, участники смогли определить, какие фразы принадлежат шести -и семилетним детям.

В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше?

Всегда ли по взглядам более молодых определить проще, чем боле старых?

Что общего в ответах пожилых людей?

III . Заключительная часть (10 минут)

    «Чемодан в дорогу» (старшеклассникам предлагается рассказать о 3 самых ценных и дорогих вещах, которые возьмут во «взрослую» жизнь).

Что кладете? Зачем пригодится?

2. Упражнение «Письмо мне в будущее» (листочки каждому, бутылка с пробкой у психолога).

Предлагаю каждому написать письмо себе в будущее. А чтобы письмо это сохранилось и никто посторонний его не прочитал, мы прибегнем к старинному способу, который использовали моряки – запечатаем послания в бутылку. Через 10 лет, когда мы встретимся, разобъем этот сосуд, и вы сможете прочитать, что же пожелали, о чем рассказали себе – взрослому (Слайд 21 проецируется, также во время написания писем звучит музыка (см. музыкальный файл ).

    Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя».

( см. Приложение 2, с.5 ).

Приложение 1

Стихотворение для вступительной части

***

Детство закончилось. Только

Мелькнуло гнедой кобылицей

И скрылось за лунною долькой

Волшебной и яркой жар-птицей.

Вы верите? Взрослыми стали.

Подуют попутные ветры

И скоро всех нас разбросают

На разные километры.

Все было: радости, ссоры,

Проказы и развлеченья
Уроки, игры, походы

И шумные дни рожденья.

Идите вперед. Не бойтесь –

Горшки обжигают не боги.

Дерзайте, учитесь, ищите.

Удачи вам в вашей дороге!

(Кемакова И.Л.)

Приложение 2

Стихотворение для заключительной части

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

( Юрий Левитанский)

Использованная литература:

    Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

    Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 кл): Практическое руководство для кл. рук – лей и шк. психологов. – М.: Вако, 2005.

    «Школьный психолог». Методическая газета для педагогов-психологов., № 2, 2005.

Цель:

Задачи:

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Час психолога»

Классный час на тему «Как здорово жить!»

(Профилактика суицида в школе.)

Классный час на тему «Как здорово жить!»

(Профилактика суицида в школе.)

Цель:

формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

    Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

    Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

    Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

    Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

План мероприятия:

1. Интерактивная беседа. Мотивация к классному часу.

Классный руководитель. Ребята, что не имеет цены? Что называют

« бесценным»? (ответы детей)

Классный руководитель. Сейчас мы с вами просмотрим видео «Урок Бабочки».

Как вы думаете, для чего был создан этот ролик? Что пытался сделать человек? Как помочь? А помог ли? Так ли легко достаётся жизнь любому живому существу на земле? (ответы детей)

Классный руководитель. Всегда ли нужна помощь и во всём ли? Почему бабочка умерла?

Классный руководитель. Точно так же на свет появляется человек. Он тоже испытывает большие преграды, прикладывает много усилий, и не только он, но ещё и мама, которая ждала своего маленького человечка, мечтая о том, каким он будет счастливым и здоровым. (слайд с изображением матери с ребёнком)

Классный руководитель. И нет для матери большего богатства, как жизнь этого малыша, и нет для малыша большего богатства, как его жизнь, которую ему подарила мама.

Классный руководитель. Что такое жизненные ценности? И есть ли они у каждого? (ответы детей)

2. Учебный Диалог

Главные жизненные ценности человека

Сложно очертить их четкий круг. То, что может быть жизненно важно для одного, для другого не имеет принципиального значения. Но все же можно найти какое-то среднеарифметическое, которое и будет представлять основные жизненные ценности человека. Итак, что же к ним относится?

1. Первое, что назовет каждый – любовь. При чем не только к противоположному полу, но и к родным, близким, друзьям. Любовь порождает сострадание, а без него не обходятся ни один список жизненных ценностей.

2. Понимание – обязательный пункт, который включают в себя жизненные ценности любого человека. Каждый хочет быть понятым, но и понимание других ведет к разрешению и предотвращению конфликтов.

3. Уважение позволяет вдохновляться положительными чертами других, найти недостатки в себе и исправить их. Но что самое приятное – это те жизненные ценности, транслируя которые мы лишь приумножаем их в своей жизни.

4. Дисциплина, которую многие стараются избегать. Мало кто относит ее к жизненным ценностям человека. Многие считают это рутиной, но на самом деле это выполнение своих обязанностей. Не всегда это тяжелый и унылый труд. Выполнять их можно с радостью.

5. Вера в людей, в том числе и в себя. Транслируя эти жизненные ценности, вы заражаете уверенностью окружающих и укрепляете веру в себя самого.

6. Благодарность – это то малое, что может поднять в другом волну энтузиазма и дружелюбия.

7. Прощение помогает нам повернуться лицом к будущему и не мучиться обидами и болями.

8. Дружба – это жизненные ценности человека, на которые он опирается в трудную минуту.

9. Надежда не дает нам опустить руки, когда кажется, что впереди уже ничего не светит.

10. Оптимизм помогает противостоять плохому – попросту его не замечать.

11. Терпение позволяет принимать верные решения.

12. Толерантность помогает уметь ладить со всеми людьми. Независимо от личных предпочтений.

13. Честность. У кого бы вы ни спросили, какими являются его основные жизненные ценности, место честности найдется всегда. Она помогает признавать свои ошибки, изменить себя к лучшему, выстроить доверительные отношения.

Классный руководитель. Человек, обладая такими жизненными ценностями –богатый человек. Не в золоте богатство. Расскажите о своём « богатстве». На столько ли оно велико? (ответы детей)

3. Моделирование.

Классный руководительСейчас мы сделаем свою модель богатства и превратим её в солнышко. Сам круг солнца будет представлять собой вашу жизнь, а его лучи расскажут насколько богата она у каждого из вас. На лучике вы отметите свои жизненные ценности. (дети работают, учитель направляет)

Самое богатое солнышко мы поместим на доску.

4. Беседа « Умеем ли мы избежать беды» , « Умеем ли мы решать свои проблемы?»

Классный руководитель. Как характеризуют погоду, когда на небе светит солнышко, ни дождика, ни ветра?

Но не всегда, ребята, небо бывает безоблачным, денёк теплым и без осадков. Набегают тучки, льёт дождь, поднимается ветер.

Классный руководитель(Помещаю на доску тучи, капли дождя)

Так же и в жизни каждого из нас не всегда всё протекает без проблем, обид, ошибок.

Я хочу вас попросить, что бы каждый из вас, называя ситуацию, которую считаете для себя проблемой, подходил к доске и убирал капельку дождя.

(Дети, рассказывая о своих обидах и проблемах, выходят к доске по одному и убирают капли дождя)

Посмотрите, наш дождь уже прекратился. погода улучшается и наше настроение тоже. Что же поспособствовало этому? (ответы детей)

Конечно же наши жизненные ценности:

    Мы честно поделились своими проблемами.

    Толерантно отнеслись к друг другу, выслушав внимательно и с пониманием.

    Слушали друг друга терпеливо и ждали своей очереди открыться.

    Рассказывали о своих ошибках с надеждой на то, что вас поймут.

    С оптимизмом налаживали «погоду» , иначе говоря нашу жизнь на сегодняшний день себе и окружающим.

И, таким образом, мы не обошлись ни без одной жизненной ценности, что бы « прогнать дождь», иначе говоря решить проблему, не забывая о понимании, дружбе, прощении.

Вот и тучки рассеялись на нашем небосклоне.(Убираю тучи с доски). А ведь ни так всё плохо и было, правда? Сколько полезного мы все-таки нашли для себя, да и другим помогли!

5.Игра и тренинги

« Интересная рыбалка»

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх - это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Акция «Мечтатели»

Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в себе и говорить об этом. На бумажных бабочках заканчивают фразу:

мне нравится что я…

Тренинг «Я люблю тебя жизнь»

Цель:формирование толерантных установок в отношении жизненных ситуаций. Групповое чтение и свое продолжение цепочки из афоризмов о ценности жизни, написанных на разноцветных бумажных звездах

    Рефлексия

У вас на столах лепестки цветка. Возьмите в руки и приклейте к серединке, на которой написано: Я очень счастлив(а). Приклеивая лепестки, на каждом из них вы подписываете свой ответ: почему вы счастливы.

Соберём ваши цветы в цветочную поляну и посмотрим, как же здорово ЖИТЬ!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ясенецкая средняя общеобразовательная школа

Мастер – класс по теме:

«Как научиться слушать и слышать?

(овладение техникой активного слушания)»

Работу выполнила:

педагог-психолог

Инюшкина Е.В.

д. Ясенцы

2014 г.

Цель: овладение техникой активного слушания.

Задачи:

    познакомить учащихся с типами слушания.

    научиться слушать и слушать собеседника.

    развивать внимание, речь.

    воспитывать уважение к людям, эмпатию.

Участники психологического занятия: учащиеся 8 – 11 класса.

Материалы и оборудование : листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал, презентация, доска, мел.

Ход занятия

Говорят, что природа для того

каждому дала два уха и один язык,

чтобы говорить меньше, чем слушать”.

Плутарх

Если вы хотите понравиться людям,

соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

Поощряйте других людей говорить о себе”.

Д. Карнеги

Организационный момент.

Упражнение «Знакомство».

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, "Лед и пламень", "То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя", "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Правила работы на психологическом занятии:

    Уважение к говорящему.

    Право на личное мнение есть у каждого.

    Недопустимость оценок в адрес другого.

    Активное участие во всех упражнениях.

    Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями. (Если в этом есть необходимость, психолог дописывает правила).

Основная часть.

Теоретический блок!!!

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение

слушать притупляется в нас все сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:

    способность понимать слышимое;

    способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Есть два типа слушания:

    «вежливое» (пассивное);

    критическое (активное).

Пассивное слушание

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

    «Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

    «Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

    «Как же не говорила - а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят - в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей. Это естественно - ведь в критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности! Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек, но и понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша голова начнет «гудеть» от напряжения!

Что нам мешает слушать критически?

Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них -вульгарная лень: нам просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это искусство!

В таком случае нужно прежде всего открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?

    Расхождение во взглядах: ваша точка зрения в корне отличается от высказываемой другим человеком, и вы с ним категорически не согласны.

    Сильные эмоции: тема разговора волнует вас настолько сильно, что это мешает вам слушать; к этой же категории препятствий относятся и предубеждения.

    Физическая усталость или дискомфорт, возможно вы утомлены или голодны; страдаете от жары или холода; находитесь в стрессовом состоянии, нервничаете или испытываете недомогание.

    Желание говорить: вам нравится все время говорить самому и быть центром внимания; вы наслаждаетесь звучанием своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.

    Отсутствие концентрации внимания и рассеянность: возможно, вам не дает сосредоточиться шум, вы мысленно планируете предстоящие вам дела или из-за чего-то (кого-то) переживаете.

    Отношение к собеседнику: вам может быть неприятен человек, с которым вы разговариваете; он может казаться вам чересчур скучным или слишком самоуверенным.

Практический блок!!!

1 . Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

- получить информацию;

- узнать, как что-либо делается;

- понять, что кому-нибудь нужно;

- узнать, как кто-либо себя чувствует;

- развлечься (телевизор, музыка, кино);

- выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

- защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений - слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем занятии мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

- смотрите в сторону;

- делайте вид, что вам скучно;

- перебивайте;

- смотрите на часы;

- смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я говорящего?

- Как вы поняли, что я не слушал?

- Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

- Как реагировал..., когда я не слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

- поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

- сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

- не перебивайте;

- задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

- повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

- отражайте чувства говорящего;

- показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я на этот раз?

- Как вы догадались, что я слушал?

- Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

- Как реагировал..., когда я слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

Тест “Умеете ли вы слушать?”.

Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

Я сообщу вам информацию. Ваша задача - выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Заключительная часть.

Упражнение «Рефлексия».

К концу выполнения упражнения ведущий задает вопрос: «Что труднее всего было описать?». Ученикам сложнее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать». Психолог предлагает обратить на это особое внимание!!!

Этапы активного слушания

Действия слушающего

1. Несловесная поддержка говорящего

Контакт глаз, "поза слушания", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п.

2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль)

"Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п.

3. Формулирование содержания высказывания

На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок

4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли

"Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания

5. Демонстрация своего отношения к услышанному

Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к личности говорящего

6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела

"Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п.

Полезные советы психолога:

    старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;

    отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

    гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

    осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;

    не перебивайте;

    постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

    оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

    избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;

    обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;

    постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;

    вставляйте ответные реплики - в особенности по телефону, например: «да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.

Ю. Б. Гиппенрейтор настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания. При их использовании они могут рассчитывать на следующие результаты:

    исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка: разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше);

    ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, беседа развивается;

    ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, начинает активно слушать;

    изменяются и сами родители: они находят в себе больше терпения.

Упражнения для совершенствования умения слушать

1.Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки. Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.

2.Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза перед вашими словами придаст им большую значительность.

3.Как можно больше слушайте радио - но не музыку, а программы. Прослушав передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили.? Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?

Техники слушания (по Л.Д. Столяренко).

    Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) - пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;

    Поддакивание («да-да», кивание…) - хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;

    «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) - высокая степень внимания и мобилизации;

    Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);

    Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);

    Оценки, советы - не всегда уместная техника;

    Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) - работает, если люди на одной волне;

    Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) - всегда хорошо с близкими;

    Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) - техника, всегда мешающая отношениям;

    Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;

    «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») - плохой вариант слушания;

    Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

    Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) - плохой вариант слушания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Тутаева Ярославской области

Конспект классного часа
для 5-6 классов

«Психологическое здоровье нашего класса»

подготовила

педагог-психолог

Атрошкина Юлия Викторовна

г. Тутаев
2014

Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».

Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.

Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.

Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.

Психологическое здоровье включает в себя :

Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),

Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),

Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,

Полноценное межличностное общение,

Умение контролировать свои эмоции,

Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )

Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).

    Анкета (Приложение 2)

Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.

2. Задание «Снежинка».

Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)

Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.

    Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)

Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности

(Приложение 4).

Конверт 1:

снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.

Конверт 2:

миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

(Ответы детей)

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.

    Ладошки.

Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.

Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.

5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»

В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.

Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.

Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.

Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.

Спасибо всем за работу, до новых встреч!

Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.
2.
3. http :// www .azovlib . ru / page / resurscbs / biblioposobiya / posobiya / Tolerantnost . htm

Приложение 1

А Н К Е Т А

    Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
да нет не знаю
    Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
А) одноклассников да нет иногда Б) учителей да нет иногда
    Важны ли для вас успехи вашего класса?
да нет не знаю
    Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
да нет иногда
    Считаете ли вы важным получить образование?
да нет не знаю
    Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
да нет иногда

7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? да нет затрудняюсь ответить
8. Хороший человек это- . . .

Приложение 2.
Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________

  1. Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
1. 2. 3. 4. 5.
    Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.

III . Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа )
1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить

Хороший человек это -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:

2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)

3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)

Приложение 3

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого таким, какой он есть

Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это

милосердие

Сострадание

Уважение

Дружба

Доброта души

Приложение 4

Конверт 1:

снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость

Конверт 2:

миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство

Приложение 5.



Приложение 6.

Правила психологического здоровья:

    Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.

    Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

    Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.

    Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

    Трудности должны будоражить, а не обескураживать.

    Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

Приложение 7.

«Поставь себя на место другого»

(Е. Г. Гениева

Приложение 8.

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

(А.Г. Асмолов )

Приложение 9.

«Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».

( Рутт , психолог)