Как проводится классный час психологом. Классный час на тему "психологическое здоровье школьников". Классные часы для старшеклассников

Классный час в 3 классе «Мы - дружный класс»

Задачи:

1. Повысить уровень сплоченности класса.

2. Пробудить у детей положительные эмоции.

3. Воспитывать доверительное отношение к одноклассникам.

Ход классного часа

(В ходе этого классного часа по мере выполнения упражнений у детей высвобождается много энергии и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не станет одним целым.)

Педагог (психолог). Сегодня у нас необычный классный час. Сегодня мы с вами будем играть.

Упражнение 1 (диагностическое). «Фотография класса»

Педагог (психолог). Представьте, что к нам сегодня пришел профессиональный фотограф, чтобы сделать для школьного журнала общий снимок под названием «Наш класс». Каждый из вас может принять ту позу, которая ему удобна. Внимание, снимаю!

Упражнение 2. «Паровозики»

Педагог (психолог). Давайте разделимся на несколько групп по три-четыре человека в каждой и выстроимся паровозиками. В каждом паровозике все участники, кроме первого, закрывают глаза. Первый участник - рулевой. Он должен без единого слова довести свой паровозик до противоположной стены, минуя препятствия. Основная сложность в том, что «хвост» обычно виляет и натыкается на препятствия. Чтобы этого не происходило, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Первый паровозик - на старт!

(Упражнение можно усложнить, увеличив число вагончиков и количество препятствий на пути.)

Упражнение 3. «Машины»

Педагог (психолог). Какие бывают машины? (Ответы детей.)

А вы можете представить машину, составленную из вас самих? Сейчас каждый должен стать человеком-машиной. Превратитесь в маленьких роботов!

(Ребята 5 минут пробуют быть роботами.)

Легко было выполнить это упражнение? Какие трудности возникли?

Может ли один человек изобразить машину?

(Подвести к выводу, что в полной мере изобразить машину одному сложно. Предложить сделать это парами. Нужно, чтобы дети сами, а не по указке учителя захотели работать в парах.)

А теперь разбейтесь на пары. Можете ли вы вдвоем стать работающей стиральной машиной?

Как вы будете двигаться?

Что вы делаете при стирке?

Как вы ведете себя при полоскании?

(Выполнять 5-7 минут.)

Для следующего задания соберитесь в четверки. Теперь вы сами можете выбрать, какой машиной станете. Можете стать машиной, которая существует на самом деле. А если хотите, можете придумать такую машину, какой и не существует вовсе. Соберитесь вместе и подумайте над следующими вопросами.

Какую машину вы хотите изобразить?

Из каких частей она будет состоять?

Какой частью машины хочет стать каждый из вас?

Должна ли машина издавать какие-либо звуки?

(Когда группы выберут, какой машиной они хотят стать, устройте показательные выступления. Пусть команды по очереди покажут свои машины.)

А теперь вы все вместе можете составить одну общую машину, которая будет двигаться и издавать звуки. Каждый из вас станет частью этой машины. В этот раз нам не нужно знать заранее, для чего данная машина существует. Это некий фантастический аппарат, которого никогда раньше не существовало. Первые из вас могут начать строить эту чудо-машину, а остальные пусть присоединяются сразу, как только найдут подходящее для себя место. Помните о том, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Упражнение 4. «Мотор»

Педагог (психолог). Ребята, мы с вами были и паровозиками, и машинами. Как вы думаете, что самое главное в машинах? (Ответы детей.)

Правильно, мотор. Представьте себе, что наш класс - это огромная машина.

Как вы думаете, какая это машина?

Что она умеет делать?

Кто ее использует?

Приносит ли она пользу людям?

(Эти вопросы носят диагностический характер, так как по ответам можно уловить, как учащиеся понимают смысл назначения

А кто бы мог стать мотором нашей машины? Почему?

(Таким образом выявляется лидер класса. Редко ребята доверяют эту роль классному руководителю.)

Сейчас нам нужно завести мотор. И заведем мы его по-вол- шебному. Я вас этому научу. По очереди друг за другом повторяйте мои движения.

(Ученики встают в круг вместе с учителем, который показывает простые движения: трет ладони, щелкает пальцами сначала одной руки, потом обеими, хлопает в ладоши, затем издает звук «р-р-р», имитируя рев мотора. Группа повторяет каждое движение до тех пор, пока оно не дойдет до учителя и он не изменит его на следующее. Это внешне простое упражнение повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на настрой и взаимодействия в группе.)

Как вы думаете, завелся ли наш мотор? Почему?

Что необходимо для хорошей работы машины? (Слаженность работы всех элементов машины, взаимное уважение и т. д.)

Упражнение 5. «Рисунок машины»

Педагог (психолог). Сейчас мы вместе постараемся выполнить рисунок нашей чудо-машины.

(Самые смелые ребята или художники класса начинают рисовать, каждый участник дополняет рисунок своим элементом. Важно подписать элементы, это покажет место ребенка в коллективе.)

Упражнение 6 (итоговое, диагностическое). «Фотография класса»

Педагог (психолог). Фотографу очень понравилось нас фотографировать, и он пришел опять. Теперь снимок называется «Наш дружный класс».

Классный час

Эмоции и стресс

Цель: определить понятие и причины стресса, понять страхи, устойчивость организма к стрессу, пути выхода стрессовых состояний.

Оснащение: тетради, ручки.

У ч и т е л ь. Эмоции — радость, печаль, страх, гнев и др. — это субъективная оценка жизненных ситуаций. Эмоции ж столько отражают действительность, сколько отношение к ней человека. Эмоции оказывают существенное влияние на физиологические и психические процессы в организме Положительные эмоции благотворно влияют на состояние организма. Зачем же природа наделила человека отрицательными эмоциями? Они помогают мобилизовать силы организма для преодоления опасных ситуаций, например, спастись от нападения, убежать от опасности. При любой сильной эмоции (страхе, гневе) в организме выделяет адреналин, который повышает артериальное давление, усиливает сердцебиение, в результате чего кровь прилива-ет к мышцам и человек мобилизует свои силы для совер-шения действия. Описанная реакция называется стрессо-вым ответом.

Термин «стресс» в науку ввел канадский ученый Ганс Селье. Стресс — это защитная реакция организма на воздействие стрессового фактора (ситуация опасности, силь-ная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт). Стресс, длительно воздейству-ющий на организм, ведет к дистрессу: например, в тече-ние жизни «неотреагированные реакции» накапливаются; приводя к болезням. Самыми распространенными из них являются гипертоническая болезнь, язва желудка, стено-кардия, инфаркт. Вот и кажется нам, что стресс— это плохо. В состоянии дистресса организм не в состоянии адекватно ответить на сильный раздражитель. Состояние стресса и дистресса для каждого человека индивидуально. Все зависит от уровня психического здоровья, состояния нервной и сердечно-сосудистой системы.

О чем мы говорили на прошлом уроке? Что вы записали в тетрадях? Теперь давайте представим, что испытывают люди, которым нагрубили, которых обругали, на которых накричали, а они не могут ответить? Что испытываете вы в такой ситуации? (Обсуждение в группах и ответы.)

Когда на нас кричат, а мы не можем ответить, каждый из нас сильно переживает, сильно волнуется, внутри зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом. Стресс переводится с английского как «давление, напряжение, усиление». Мы сейчас с вами говорили о стрессе со знакомом минус». А бывает ли стресс со знаком «плюс»? (Обсуждение в группах 3 минуты.)

Стресс со знаком «плюс» — это двигатель жизни», - говорил Ганс Селье, канадский, ученый» который впервые описал это состояние у человека и животных. Рассчитайтесь в группах на первый-второй и встаньте в пары. Первые номера начинают шуметь и пугать, вторые номера, которые пускаются наутек, — начинают бежать на месте. (1—3 минуты.)

Стоп! А теперь поменяйтесь ролями. (1—3 минуты.)

Стоп! Вы продолжаете кричать, а номер один стоит на месте. (1 - 3 минуты.)

Стоп! Вопрос к номеру один: что легче, бежать или стоять на месте? .

Учитель (подводит итог): .Стресс —это выделение в организме гормона адреналина— особого вещества, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее, и если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать. То есть активное действие — это хороший, естественный выход из стресса, способ справиться с ним. Какие есть другие пути выхода из стресса? (Если прозвучит ответ «наркотики, алкоголь, сигареты», то учитель говорит, что выход из стресса бывает естественный v искусственный.)

А что такое, по-вашему, страх? Попробуйте нарисовать страх.(5 минут.)

Когда человеком овладевает страх, он сильный или слабый? Вы знаете, что люди в разных странах, в том числе и в России, подвергаются угрозе терроризма? А что такое терроризм? Что вы о нём знаете? (Можно напомнить о террористических актах в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве.)

Послушайте, что написал лейтенант армии обороны Израиля Григорий Асмолов. «Мы все хотим быть в безопасности, к этому стремится все живое, на Земле. Терроризм стучится в каждую дверь, в сердце каждого, заражая его страхом. Главные жертвы террора — это не те, чьи тела лежат под покрывалом на асфальте, а оставшиеся в живых. Самое бесчеловечное в терроризме то, что убивают тебя потому, что ты — тело, ты — средство, материал, и тех, кто тебя убивает, совершенно не интересует твоя личность, которая достойна любви или ненависти».

Сожмитесь на своих стульях, согнитесь, плотно сожмите веки, закройте голову руками. (15 секунд.)

Откройте глаза, выпрямляйтесь. Как легче сидеть? А когда люди сидят согнувшись? Когда труднее сидеть? Вы секунды были в том состоянии, когда страшно, а наркотик проникает в организм человека и действует на него устрашаю-ще. Человек подчиняется ему, начинает слушать только этот наркотик. Наркотик все разрушает внутри человека, как тер-роризм. Ему не важно, какой ты человек, какие у тебя проблемы, какие люди окружают тебя. Человек слушает только наркотик, повинуется ему, становится его рабом. Но нам он не страшен, потому что мы сильнее его. Мы можем преодолеть и стресс, и страх.

Психологический практикум

«Чувства, мысли, поступки: умеем ли мы их раз-личать?»

Нередко бывает так, что человек долго не может пережить обиду. Настроение испорчено на многие дни. А можно попробовать исправить ситуацию?

Давайте потренируемся в умении различать мысли, чувства, действия. Предварительно загляните в словарь в конце книги и убедитесь, что правильно понимаете понятия «чувство», «мысль», «поведение». Теперь приступаем к работе.

Обозначьте каждую ситуацию буквой:

А— мысль, Б — действие, В — чувство.

1) Вы ищете новый способ решения задачи по матема-тике __

2) Вы подходите к холодильнику и достаете банку с компотом__

3) Вы краснеете от смущения __.

4) Вы мечтаете о летних каникулах ___.

5) Вы едите мороженое __

6) Вы предвкушаете завтрашний день рождения _____.

7) Вы радуетесь неожиданной посылке ____.

8) Вы быстро мчитесь вниз с горы на велосипеде ___.

9) Вы огорчаетесь оттого, что отец пообещал, но за-был вас взять к себе в гости ____.

10) Вы приходите в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получили двойку ___

11) Вы аккуратно развешиваете одежду в шкафу__

12) Вы огорчаетесь от известия, что лучший друг пере-езжает в другой город ___

13) Вы пытаетесь решить, пойти в кино или поиграть с друзьями __

14) Вы злитесь от того, что в школе потеряли новый калькулятор ____,

15) Вы размышляете над тем, продолжить учебу в школе или пойти в училище __

16) Вы плачете от того, что поссорились с подругой ______.

17) Вы выполняете домашнее задание ___.

18) Вы сердитесь из-за того, что сестра включила теле-визор очень громко __

19) Вы выбираете книгу в библиотеке __

20) Вы интересуетесь, как живется знакомой в Кана-де ___ .

Соберитесь все вместе и обсудите свои ответы в группе. После объяснения каждого пункта приведите собственные примеры. Используйте рисунок «Мысли, чувства, поведение», проставив количество своих ответов по вопроснику.

Попробуйте ответить на вопрос: какова доля чувств и мыслей в поведении мужском? женском?

Какая это эмоция?

Умеем ли мы распознавать эмоции? Свои? Чужие? Рас-смотрите рисунки и определите настроение, изображен-ное на них. Радом со словом поставьте номер рисунка, который соответствует перечисленным эмоциям.

1, Огорчение.

2, Веселье.

3, Удивление

5, Грусть.

6, Недовольство.

7, Удовольствие.

8, Доброжелательность.

Сравните свои ответы с ответами других. Уточните друг у друга, какое настроение вы имели в виду под тем или иным номером. Если есть расхождения, выясните: поче-му? Придите к общему мнению. Подумайте над многооб-разием эмоционального мира: насколько по-разному мы воспринимаем одного и того же человека, насколько по-разному мы воспринимаемся разными людьми, находясь в одном настроении. Что, по-вашему, облегчает взаимо-понимание? Какова роль правильного распознавания эмо-ций другого человека для общения с ним?

Аутогенная тренировка как средство самовоспитания

X. Ибрагимов, Воспитание школьников № 4, 1995г .

Аутогенная тренировка первоначально использовалась в медицинских кабине-тах, со временем стала применяться не только в лечебных целях. Все более активно она проникает ныне в сферу педагогики.

Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «ауто» - сам, «генный» - порождающий, производящий, т.е. "самопорождающая» тренировка, или тре-нировка, производимая самим челове-ком. Источником аутогенной тренировки считают европейскую систему самовну-шения, древнейшую индийскую систему йогов и учение о гипнозе.

Начало целенаправленного использо-вания этого метода относится к 1932 г., когда вышла книга немецкого пси-хотерапевта И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка», вскоре переведенная на многие языки и выдержавшая большое число изданий. И. Шульц рекомендовал аутогенную тренировку как средство ле-чения и профилактики неврозов.

Аутогенная тренировка, по Шульцу, складывается из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ступень состоит из шести упражнений, получивших назва-ние стандартных. На этой ступени ос-ваиваются формулы, с помощью кото-рых, натренировав себя, можно нау-читься управлять сосудами, солнечным сплетением, печенью, сердцем и т.д. Вторая ступень - овладение аутогенной медитацией (самосозерцанием), в ре-зультате чего человек может научиться управлять своими чувствами, представ-лениями и мыслями, вызывая у себя те или иные образы и ощущения.

За последние годы теоретические и практические знания об аутотренинге значительно обогатились. Создан и в течение ряда лет работает «Интерна-циональный координационный комитет для клинического применения и обуче-ния аутогенной терапии», созываются международные конгрессы по этой про-блеме.

В нашей стране аутогенная трениров-ка стала систематически изучаться и применяться с конца 50-х годов - сна-чала для лечения и профилактики рас-стройств нервной системы. Пионерами в лечебном применении аутогенной тре-нировки в нашей стране стали А.М. Свядощ и Г. С. Беляев.

Отсутствие ритма в деятельности, не-обходимость сдерживать внешнее про-явление эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыка произ-вольного расслабления, к появлению стойкого гипертонуса мышц. Исследо-вания показывают, что у школьников, студентов, преподавателей вузов навык произвольного расслабления находится на низком уровне, вследствие чего рез-ко проявляются беспокойство, тревога, гнев и другие отрицательные эмоции. Это препятствует созданию чувства по-коя, удовлетворенности.

Аутогенная тренировка предполагает мышечное расслабление и самовнуше-ние. При помощи специальных упраж-нений достигается состояние расслаб-ления - релаксация. В этом состоянии оказывается возможной саморегуляция тех функций организма, которые в обычных условиях не поддаются управ-лению. В состоянии физического и пси-хического расслабления путем внушения и самовнушения можно создать уста-новки, которые улучшат поведение школьника. Ценность аутогенной трени-ровки состоит также в том, что она способствует уменьшению эмоциональ-ного напряжения, что особенно важно при выходе из стрессовых ситуаций.

Особенность релаксации, достигаемой при помощи аутогенной тренировки, со-стоит в том, что это своеобразное гипноидное состояние, для которого характерно произвольное расслабление мускулатуры и вегетативного аппарата, а также известное сужение сознания. Некоторые педагоги считают недопусти-мым такое воздействие на ребенка. Но современная медицина характери-зует аутогенную тренировку как оказы-вающую положительное влияние на пси-хическое состояние и здоровье чело-века.

Состояние релаксации - это, разуме-ется, не гипноз. В гипнозе человек пассивен, он полностью подчинен гип-нотизеру. Релаксация достигается ак-тивным воздействием человека на соб-ственный организм. В этом одно из его достоинств в сравнении с гипнозом.

Сеанс релаксации проводит препода-ватель. Но это отнюдь не означает, что школьник остается пассивным. В ходе сеанса ученик сам при помощи специальных словесных формул и пред-ставляемых образов вводит себя в со-ответствующее состояние. Одновремен-но действуют самовнушение и внушение извне.

В условиях релаксации (при физиче-ском и психическом расслаблении) зна-чительно повышается сила внушения и самовнушения. Кроме того, возникает эффект, названный Г. Лозановым гипермнезией (сверхзапоминанием). Применение аутотренинга с исполь-зованием специальных внушений оказывает нормализующее воздействие на некоторые психические отклонения.

Опыты, проведенные с разными воз-растными группами учащихся, показали, что коллективной релаксацией под ру-ководством педагога могут заниматься школьники, начиная с 12 лет. Однако легче организовать планомерные заня-тия аутогенной тренировкой со школь-никами 14 - 15 лет. Это связано со стойким стремлением старшеклассников заниматься самовоспитанием. В более раннем возрасте интересы детей быстро меняются, и провести систематический курс сложнее. Но и для старших под-ростков занятия аутотренингом не всег-да представляют интерес. Ведь в группу приходится часто собирать «трудных» детей, которые обычно проявляют не-гативизм ко всякого рода занятиям, если не видят в них реального смысла. Далеко не всегда мы встречаемся с желанием школьников заниматься ауто-генной тренировкой. Поэтому одна из первоочередных задач педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребят тех-никой психической саморегуляции, по-казать им возможности, которые от-крывает перед человеком этот вид ра-боты над собой.

С чего начать? Первую встречу с ребятами целесообразно начинать с де-монстрации опытов, чтобы пробудить у школьников интерес к аутотренингу.

Как уже на первом занятии раскрыть подросткам сущность психорегулирующей тренировки, какие дать сведения о психической саморегуляции? На этот вопрос обстоятельно отвечает И.Е. Шварц. В своих работах он приводит примерное содержание первой беседы со старшеклассниками.

«Все вы умеете сознательно управлять своим поведением. Это первооснова всей нашей деятельности. Вы на уроке слушаете учителя и стремитесь понять и запомнить то, что он рассказывает; вы управляете своим поведением, об-щаясь с товарищами; вы принимаете решение, когда перед вами выбор - пойти в кино или сесть делать уроки. Однако внутреннее состояние человека не подвластно сознательному управле-нию. Мы не можем себе приказать не краснеть, если смущены или взволно-ваны. Мы не можем, приказать себе вмиг изменить грустное настроение на веселое, мы не в состоянии созна-тельно повысить или понизить темпе-ратуру тела - все это происходит не-произвольно. Более того, мы нередко краснеем, смущаемся, волнуемся по-мимо нашего желания, во вред той деятельности, которой занимаемся.

Учитель вызвал ученика к доске для ответа. Материал школьник знает не очень глубоко и думает про себя: «Толь-ко бы не покраснеть». И тут же кровь приливает к лицу. Учитель говорит

Успокойтесь, Петров, не краснейте. — А я и не краснею. Сказал и еще более смутился, стал пунцово-красным.

Такие или подобные картины вы часто наблюдаете в жизни. Излишнее волне-ние мешает спортсмену в ответственных соревнованиях, чувство скованности де-лает нас замкнутыми, неуклюжими именно там, где хочется быть общи-тельным, ловким.

Нельзя ли найти способ, при помощи которого человек сам мог бы надежно управлять своим внутренним состояни-ем?

Такой способ есть. Для того чтобы вы поняли, на чем он основан, проведем опыт. Посмотрите мне в глаза! Очень хорошо. Представьте себе лимон. Отрезаем ломтик лимона. Посыпали его сахаром. Отчетливо, ярко представляйте себе, как мы это делаем. Влажный от сока ломтик лимона кладем на язык. Во рту кисло. Чувствуем кислоту. Представили отчетливо: лимон во рту, чув-ствуем кислоту, кисло...

Вот теперь у нас началось сильное слюноотделение. Под влиянием словес-ного внушения рот увлажнился. Прямого пути для этого нет. Если мы скажем сами себе: «Рот увлажнился» - резуль-тата не будет, а вот путем внушения, через яркие представления мы достигли цели.

На этом принципе основана методика аутогенной тренировки - своеобразной психической гимнастики, помогающей управлять своим внутренним состоянием. Суть аутогенной тренировки заключа-ется в том, что мы путем расслабления мышц, а также специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, до-биваемся желаемых физиологических или психических состояний.

Например, мысленно представляя се-бе тепло в кисти правой руки, можно добиться расширения сосудов и усиле-ния притока крови в правой руке. Рука становится теплее на несколько десятых градуса.

Техника психической саморегуляции требует серьезной, систематической ра-боты. Вы должны научиться погружаться в физический и психический покой, ощущать тяжесть и тепло руки. Состо-яние это очень полезное, его можно использовать как отдых после трудной работы.

Если у вас нет вопросов, мы можем приступить к первому сеансу».

В целом занятие аутотренингом со-стоит из нескольких частей:

1. Успокоительная часть. На основе мышечного расслабления и внушения достигаются раскованность всего орга-низма и психический покой.

2. Направленное управление вегета-тивной системой организма. Путем вну-шения и самовнушения достигаются ощущения тяжести, повышенного тепла правой руки и другие состояния.

3. Мобилизационная часть. Вводятся формулы, направленные на решение воспитательных задач, или предлагается для прочного усвоения учебная инфор-мация.

Вот несколько упражнений, предло-женных И.Е. Шварцем.

Первое упражнение: психический покой .

Займите на стуле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Начинайте выполнять первое упражнение «физический покой». Расслабьте мышцы тела. Шепотом произносите:

«Мои мышцы расслаблены».

Расслабиться - значит, освободиться от всех мышечных зажимов. Произне-сите еще раз: «Мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабле-ние.

Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сде-лайте паузу. Постарайтесь почувство-вать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые. Хорошо чувствую это».

Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: «Расслаблены ноги, рас-слаблены мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бе-дер, все мышцы ног расслабленные, вялые».

Шепотом сказали эти фразы и по-чувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела.

Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».

Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело, согретое солнцем, расслабилось. Про-изнесите шепотом несколько раз с па-узами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».

Через 5-6 минут вы добьетесь от-четливого состояния отдыха всего тела.

Повторите в следующие дни это уп-ражнение. Если у вас не получится, значит, вы допустили ошибки.

Ошибки могут быть нескольких видов:

вы плохо концентрируете внимание. Постарайтесь сосредоточиться на выра-батываемом состоянии;

не удается добиться глубокого рас-слабления определенных групп мышц. Определите, какие мышцы плохо рас-слабляются. Увеличьте время на их рас-слабление;

не удается представить картину рас-слабления на пляже. Ищите другой со-ответствующий вашему предшествующе-му опыту образ (картину), используйте его во время упражнения.

В течение недели вы должны нау-читься вырабатывать у себя состояние физического покоя.

Следующее задание дается через не-делю после овладения первым упраж-нением.

Вы уже овладели первым упражнени-ем. Научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Те-перь следует научиться вырабатывать психический покой .

Займите позу пассажира в самолет-ном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.

Итак, вы расслабились. Шепотом ска-жите: «Полный физический покой». По-чувствуйте состояние покоя. Переходите к следующему упражнению. Только на фоне физического покоя можно достичь состояния психического покоя. Шепотом скажите: «Все мысли ушли. Я сосре-доточен на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал ме-ня». Вызовите знакомые вам по пред-шествующему опыту представления (ле-жу на берегу, смотрю на воду, лежу на поляне, смотрю в небо). Шепотом:

«Сливаюсь с природой. Растворился (лась) в природе. Покой, отдых. Я отдыхаю».

На выработку состояния психического покоя надо затрачивать 5 - в минут, не считая времени, которое потрачено на первое упражнение. Следовательно, продолжительность самостоятельного занятия, в течение которого выраба-тывается психический покой, - 10 - 12 минут. Если все делалось правильно, с желанием и верой в успех, вы до-стигли состояния релаксации - физиче-ского и психического расслабления.

Теперь необходимо постепенно выйти из этого состояния. Шепотом скажите:

«Расслабленность мышц ушла. Сила, энергия, мощь. Готов к работе». От-кройте глаза. Сделайте небольшую фи-зическую разминку.

В течение недели, в удобное для вас время, ежедневно проводите упражне-ния «физический и психический покой». Продолжительность каждого занятия — 12 - 15 минут.

Третье упражнение «Тяжесть» прово-дится через неделю после разучивания упражнений «физический и психической покой».

Проведите в течение 8-10 минут знакомые вам упражнения «физический и психический покой». Теперь начинай-те разучивание нового упражнения. Ше-потом произнесите: «Мои руки тяжелые, в руках ведра с водой, тяжелые руки. Кисти рук тяжело давят на бедра. Чув-ствую тяжесть в правой руке». Мышцы напрягать не надо. Пальцы в кулак не сжимайте. Правая рука тяжелая. В пра-вой руке тяжелый портфель, набитый книгами. Портфель своей тяжестью тя-нет правую руку вниз. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спо-койно, неподвижная, тяжелая. Сами вырабатываем тяжесть правой руки. Тя-желая. Полный физический и психиче-ский покой. Правая рука тяжелая. Вы чувствуете тяжесть правой руки. Со-средоточьте все свое внимание на вы-работке состояния тяжести рук. Затем шепотом скажите: «Тяжелые ноги. Ноги наливаются свинцом. Тяжесть». Про-должайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете тяжесть рук и ног. Шепотом произнесите: «Все тело тя-желое. Тяжелые руки, тяжелые ноги, все тело тяжелое».

Продолжительность выработки состо-яния тяжести на каждом занятии - 6 - 7 минут. Ежедневно на протяжении недели проводите занятия аутотренин-гом, включая в него все три упражнения (физический покой, психический покой, тяжесть). Примерная продолжительность каждого занятия - 15 - 20 минут.

Не забывайте правильно выходить из состояния погружения. Сначала уберите тяжесть. Произнесите шепотом: «Тя-жесть ушла. Руки стали легкие. Ноги легкие». Почувствовав легкость, сразу приходите к выходу из состояния ре-лаксации. Снимите состояние психиче-ского и физического покоя. Шепотом произнесите: «Энергия, мощь. Готов активно действовать. Глаза открыть».

Упражнение четвертое « Тепло » прово-дится через неделю после овладения упражнением «Тяжесть».

На фоне состояния физического и психического покоя, тяжести тела на-чинайте самовоздействие, направленное на выработку состояния тепла. Шепотом произнесите: «Полный физический и психический покой, тело тяжелое. Руки теплеют. Руки в теплой воде. Теплая вода согревает руки. Вода приятно ще-кочет кончики пальцев. Кисти рук теп-лые. Ладони на горячей батарее. Чув-ствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке рас-ширились. Приятное тепло струится из плеча в предплечье, из предплечья а кисть правой руки. Правая рука теп-лая».

Постарайтесь после каждой произне-сенной фразы почувствовать тепло. Ше-потом скажите: «Теплые ноги, теплые стопы ног. Теплые голени ног. Теплые бедра. Теплая волна прошла по ногам. Все тело тяжелое и теплое. Горячая кровь согревает правую руку. Приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние фи-зического и психического покоя, тяже-сти и тепла правой руки». Ваше внимание, как теплый луч све-та, которым вы медленно проводите по всем мышцам тела. Через 5-6 минут вы должны отчетливо почувство-вать состояние тепла. Тренировку че-тырехэлементного сеанса проводите ежедневно на протяжении всей недели. Постепенно сокращайте на 1 - 2 минуты время, отводимое на каждое упражне-ние. Доведите время (не снижая ка-чество вырабатываемых состояний) до 10 - 15 минут.

Напоминаем, что каждый сеанс дол-жен завершаться выводом из состояния погружения. Опорные формулы для вы-вода из состояния погружения: «Хорошо отдохнул (ла). Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость и све-жесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до 10. Когда скажу 10, глаза будут открыты. Раз-два... Тяжесть правой ру-ки уходит. Три-четыре... Тепло правой руки уходит. Пять-шесть... С каждым вдохом уходит теплота и тяжесть правой руки. Семь-восемь... Настроение хоро-шее, хочется встать и действовать. Девять-десять... Глаза открыты, глубо-кий вдох. Потянулись и улыбнулись. Я — как сжатая пружина, готовая распря-миться. Настроение хорошее, хочется встать и действовать. Глаза открыть, глубокий вдох». Сделайте физическую разминку.

При подготовке к занятиям не следует заучивать весь текст формул с ком-ментариями и пояснениями. Но основ-ные формулы необходимо запомнить. Во время сеанса неизбежна импрови-зация. Каждая фраза должна быть ко-роткой, категоричной, понятной уча-щимся.

По мере овладения школьниками тех-никой аутотренинга время проведения релаксопедического занятия сокращает-ся с 30 — 35 минут до 20 - 15 минут. Сокращается и количество вводимых формул. Необходимо только соблюдать строгую последовательность: сначала даются формулы физического и психи-ческого покоя, затем - ощущения тя-жести и теплоты руки.

Весь сеанс преподаватель проводит тихим, спокойным, уверенным голосом. Отдельные, наиболее существенные формулы произносятся несколько гром-че. После каждой основной формулы - пауза 5-10 секунд. Комментарии и пояснения даются шепотом, быстро. Начиная сеанс, следует обратить вни-мание на позу учащихся, посмотреть, в каком положении находятся руки, посоветовать расслабить мышцы. На первых сеансах необходимо предупреж-дать школьников, что самим, без ко-манды, глаза открывать нельзя.

Иногда, в начале сеанса, отдельные ученики не могут или не желают со-средоточиться на внушающем воздей-ствии. Все уже закрыли глаза, а один подросток еще не решается это сделать или закрыв глаза улыбается. В этих случаях педагогу следует подойти к уче-нику и категорично приказать: «Никакой критики! Спокойно!». Можно при этом легко положить руку на голову ученику.

Стимулирование активности достига-ется следующими формулами: «Повто-рите шепотом», «Повторяйте за мной как эхо», «А теперь прочувствуйте ска-занное!», «Вспомните это ощущение!».

Для того чтобы учащиеся чувствовали уверенность в правильности своей ра-боты, можно во время сеанса их под-бадривать: «Работаете правильно!», «Хорошо, все вошли в состояние по-коя!», «Продолжайте так же хорошо работать!», «Я вижу, как вы все ра-ботаете. У всех получается хорошо!».

Практическое значение аутогенной тренировки определяется прежде всего содержанием ее мобилизационной части. Оно обусловлено задачей, которую ста-вит перед собой педагог. После ауто-генного погружения следует учебная ин-формация. Вследствие эффекта сверх-запоминания учащиеся усваивают зна-чительный объем учебного материала.

В мобилизующую часть занятия вво-дятся также формулы воспитательного значения, легко реализуемые школьни-ком в его поведении или отношениях к окружающим. Например: «Сегодня в 6 часов примусь за уроки». После до-стижения успеха в реализации простых и конкретных внушений можно перейти к формулам, требующим изменений в установках и в мотивационной сфере школьников. Например: «Я полностью контролирую свое поведение», «Я спо-коен и сосредоточен», «Я могу и хочу во всем быть сдержанным», «Я всегда отвечаю за свои поступки». Можно ис-пользовать также настрои Г.Н. Сытина (см. «Воспитание школьников», 1993 г., № 1).

Применение аутотренинга как средства воспитания эффективно лишь в тех слу-чаях, когда внушение не только реали-зуется, но и приносит удовлетворение школьнику. Следовательно, необходимо стимулировать реализацию применяемых внушений, поощрять школьников при их осуществлении. Занятие должно быть связано со всей системой воспитания, а не представлять собой изолированное педагогическое средство.

Занятия, преследующие психогигиени-ческую цель, проводятся с группой уча-щихся, объединенных в соответствии с характером имеющихся у них психиче-ских отклонений. Например, в моби-лизационной части занятия вводятся формулы типа: «Я уверен в себе», «Я спокоен». Внушенные установки оказы-вают нормализующее влияние на пси-хическое состояние, помогают школь-нику воспитать волю и характер.

Классный час

«Роскошь и нищета общения»

Цель классного часа: Помощь в самоопределении подростков, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Способствовать выработке у них адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, механизма противостояния отрицательным явлениям жизни.

Форма проведения: этический диалог на заданную тему.

Литература: А. Шемшурина «Этическая грамматика» - Воспитание школьников: №2, 1996г.

Этот раздел - о культуре общения. Что мы с вами знаем об этом? Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как выдумаете, каковы они?

Любое общение - это контакт как минимум двух людей. И он непременно сказывается на нашей психике, на здоровье и самочувствии. Почему?

Потому что общение имеет несколько функций: обмен информацией, побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.), ответную реакцию. При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Иными словами, психологический эффект общения зависит иногда больше, чем от содержания. Попробуйте вспомнить ситуации, которые были у вас дома, в транспорте, лицее, группе.

(Обучающиеся приводят примеры диалогов, которые анализируются, отрицательные диалоги переигрываются на более доброжелательной волне).

Чувствуете разницу? Группа медиков, изучая связь между поведением и здоровьем человека, пришла к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, предъявляющие слишком много претензий к окружающим, не умеющие налаживать контакт, в подавляющем большинстве своем поражены сердечно-сосудистыми заболеваниями, либо предрасположены к ним. Более того, общение с ними является фактором риска и провоцирует такие же заболевание у окружающих. Специалисты подчеркивают, что сердечно-сосудистые заболевания - это болезни образа жизни!

Как видите, культура общения чрезвычайно важна. В чем она? Попробуем это установить, занеся в «свиток» «секреты общения », которые у каждого есть.

(Заполняется «свиток». При чтении его наиболее важные «секреты», помогающие общению, выписываются на доске. Получается своеобразная «памятка общения», выработанная самими детьми.)

Следовательно, культура общения - это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми. В чем суть такой нравственной установки? Попробуем разобраться.

Учитель веером раскладывает на столе или укрепляет на доске листы, на которых записаны составляющие элементы нравственной установки. Обучающиеся о желанию вытягивают листочки и, читая написанное, стараются привести пример.

Заряд на доброжелательность с утра (дома, на улице, в лицее, в общественном месте);

Спорь, да не вздорь;

Не ищи виноватого;

чувство юмора укрепляет общение.

Помни о нашем «веере», и тогда, общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете. Но душу другого надо стремится понять. Душа по-гречески - «психе». Внимание к душе другого научит пониманию состояния другого человека по еле уловимым признакам, знакам его проявления.

Поверим, насколько мы владеем таким вниманием в небольшой игре . Требуется определить психологическое состояние, т.е. состояние души соседа по парте по его сегодняшним проявлениям.

Так надо ли учитывать состояние другого в общении с ним?

Концовкой может служить чтение отрывков из сказки Джанни Родари, рассказывающей о путешествии в страну соломенных людей, готовых вспыхнуть от одного слова, страну ледяных, не знающих слова «любовь», восковых, стеклянных, сахарных.

Конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», 7-8 класс

Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; воспитывать отвращение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

Оборудование

Для упражнения «Немое кино» выбрать три пословицы (из предложенных ниже), записать каждую на отдельной табличке.

Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

Коса - девичья краса.

Своя рубаха ближе к телу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дома и стены помогают.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

Для упражнения «Подсказка» написать на альбомном листе крупными буквами строку стихотворения:

«Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз»;

Для упражнения «Первое впечатление» сделать коробку стремя небольшими отверстиями, положить туда какой-либо предмет (например, будильник) так, чтобы из каждого отверстия была видна часть предмета;

Для упражнения «Испорченный телефон» записать на трех листах инструкции для каждой группы (взять из текста сценария).

План классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное».

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики».

III. Упражнения на понимание.

1. «Немое кино».

2. «Подсказка».

3. «Первое впечатление».

4. «Испорченный телефон».

IV. Комментирование «Общайся по правилам».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное»

Классный руководитель. Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками и на всю жизнь оставались инвалидами. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)

Ученые из США установили, что в среднем человек говорит только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. А вообще, в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)

Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)

Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики»

Классный руководитель. Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.

Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Хотите ли вы, чтобы вас понимали?

(Дети кивают.)

Знаете ли вы язык племени тамбу-ламбу?

(Дети отрицательно качают головами.)

А что это за племя и зачем нужно знать его язык?

(Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)

Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.

А что означает этот жест? (Показывает V-образный знак пальцами.) Для англичанина этот жест означает «победа», если рука повернута тыльной стороной к говорящему, а если ладонью, то жест приобретает оскорбительное значение - «закрой рот!». Но в большинстве стран Европы этот жест в любом исполнении означает «победа». Во многих странах этот жест означает также цифру 2.

Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России?

Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)

Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

III. Упражнения на понимание

Классный руководитель. В общении очень важно понимание. «Счастье - это когда тебя понимают» - эти слова из фильма «Доживем до понедельника» стали афоризмом. Только тогда общение становится плодотворным, когда обе стороны хотят взаимопонимания.

Чтобы укрепить и накачать мускулы, ребята ходят в тренажерные залы, выполняют специальные упражнения. Так и в общении, чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Этому помогут такие упражнения.

1. «Немое кино»

Классный руководитель. Все знают о том, что такое немое кино. Сейчас, как в таком кино, с помощью жестов и мимики нам покажут пословицу. Приглашаю к доске по одному представителю от каждого ряда. Вы можете выйти на 5 минут за дверь, чтобы подготовиться к «съемке».

(Учитель дает каждому листочки с пословицами. Дети выходят за дверь, готовятся.)

А мы пока выполним упражнение, которое называется «Подсказка».

2. «Подсказка»

Классный руководитель. Я вызываю к доске трех ребят (по одному с каждого ряда). Они должны написать строку из стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, но они его, конечно, не выучили. А вы это стихотворение знаете. (Показывает классу табличку с предложением так, чтобы текст не видели ученики, стоящие у доски.)

Как подсказать товарищам, чтобы не увидел и не услышал учитель?

(Дети стараются передать жестами смысл предложения. Ученики У доски записывают то, что им удалось понять.)

Да, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а надо учить то, что задано.

А теперь я приглашаю ребят, которые готовились показать пословицы. Проверим, как вы сможете понять смысл жестов и мимики.

(Дети передают смысл пословицы, одноклассники пытаются Угадать.)

Да, возможности жестов и мимики довольно ограниченны, недаром с появлением звука немое кино прекратило свое существование.

Американские ученые заметили, что есть зависимость между общественным положением человека, его образованием и количеством жестов и движений, которыми он пользуется.

Люди, которые находятся на вершине общественной лестницы или профессиональной карьеры, предпочитают словесные формы общения, менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова.

3. «Первое впечатление»

Классный руководитель. Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.

Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.

(Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)

Классный руководитель (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?

(Дети высказывают предположения.)

Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.

Но ведь это всего лишь будильник, а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?

4. «Испорченный телефон»

Классный руководитель. Важным условием успешного общения является умение слушать и слышать. Упражнение «Испорченный телефон» покажет, обладаете ли вы этим умением.

Я приглашаю сюда по одному человеку с каждого ряда.

(Дети выходят к доске.)

Ребята, сейчас каждый из вас получит секретную инструкцию. Вы ее запомните, а затем по моей команде передадите устно одному из ребят на своем ряду, затем эту фразу по цепочке передадут до конца ряда. Те, кто услышит эту фразу последним, выйдут к доске и произнесут ее. Затем мы сравним, в каком ряду ребята лучше умеют слушать и слышать.

Итак, начали. Ребята, у нас в школе ложилась чрезвычайная ситуация. Вам нужно срочно сделать это (дает детям прочитать записки, которые потом заберет, или говорит шепотом каждому ученику такие фразы):

1-й ряд - бежать в кабинет директора и сообщить о том, что наш класс после 4-го урока отправляется на крышу дома № 23, чтобы сбивать сосульки.

2-й ряд - позвонить в службу спасения и сказать, что на самую верхушку осины во дворе дома № 23 забрался кот и своим мяуканьем мешает проводить уроки.

3-й ряд - найти завхоза и сказать ему, что на втором этаже сорвался с панели огнетушитель и пена уже доходит до самого потолка в кабинете № 23.

Внимание, начали!

(В каждом ряду дети передают устные сообщения по цепочке. Последние ученики в каждом ряду выходят к доске.)

Послушаем, как изменились инструкции, полученные командирами, и что сделает каждая команда в этой чрезвычайной ситуации.

(Дети произносят фразы, учитель для сравнения читает исходные инструкции, дети делают выводы о том, насколько исказилась информация в ходе передачи.)

Мы часто обижаемся, что нас не понимают. Но для того чтобы нас понимали, мы сами должны быть внимательными, четко и ясно выражать свои мысли.

IV. Комментирование «Общайся по правилам»

Классный руководитель. Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила. Главное из них звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)

1. Будьте во всем пунктуальны.

2. Не говорите лишнего.

4. Одевайтесь, как принято.

5. Говорите и пишите хорошим языком.

6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).

7. Не снимайте с себя ответственности.

8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.

9. Будьте терпимы и оптимистичны.

10. Считайтесь с чужим мнением.

11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.

12. Будьте естественны в общении.

13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей страной и требующих решения, является обеспечение безопасности. Безопасности каждого из нас…

Согласно закону “О безопасности” (05.03.92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом.

Реакция человека на опасности, благодаря его разуму, отличается от инстинктивных действий животных предвидением развития событий и оценкой впоследствии своих действий. Это позволяет ему найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер.

Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет её:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Психологическая устойчивость

Очень часто люди оказываются психологически неподготовленными к действиям в экстремальных ситуациях. А ведь психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания.

В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность. По данным учёных, существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Однако реально ли подготовить человека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие грамотно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями?

Да, реально. И занимаются решением этих проблем различные науки. Например, психология, виктимология. Виктимология представляет учение о жертве преступления, основным элементом её предмета является виктимность поведения. Под виктимным поведением понимается такое поведение, которое вводит человека в какую-либо или одновременно в несколько групп риска.

Согласно статистическим данным, от 70% до 90% всех преступлений провоцируются самой жертвой.

Хочу назвать вам несколько комплексов, которые могут быть свойственны виктимной личности.

Комплекс Красной Шапочки

Совершая определённые действия, жертва не предвидит возможной опасности и не ожидает наступления соответствующих последствий, хотя по обстоятельствам и при должной осмотрительности должна была бы её предвидеть. То есть такая вот форма “психической небрежности”.

Комплекс Икара

Более распространённый вариант комплекса Красной Шапочки.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но легкомысленно рассчитывает, что всё обойдётся. Тоже своего рода “психическая небрежность”.

Комплекс Голиафа

ГОЛИАФ, в Ветхом завете, великан-филистимлянин из города Гефа, убитый Давидом во время войны между филистимлянами и израильтянами. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоёвывал победу своей стороне. Согласно библейскому описанию, Голиаф был шести локтей и пяди ростом (т.е. около 3 м). Давид, человек обычного роста, не облаченный в тяжёлые доспехи, использовал в поединке только пращу. Выпущенный им камень попал Голиафу в лоб, расколол ему череп и убил его.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но рассчитывает без достаточных оснований, что с ситуацией справится; поведение жертвы отличается излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой собственных сил. Такая вот “психическая самонадеянность”.

Комплекс Ивана Сусанина

Совершая определённые действия, жертва уверена в наступлении неблагоприятных для себя последствий, и даже делает всё возможное, чтобы они наступили, но относится к ним безразлично. Так, Иван Сусанин отнюдь не был самоубийцей, хотя и сделал всё для наступления столь печального для себя результата.

И, наконец, последний комплекс.

Комплекс де Голля

Жертва действует осмысленно, выверяет свои планы, учитывая возможные негативные последствия. Трезво оценивает изменяющуюся обстановку, быстро и адекватно реагирует на изменения. Расчёт преобладает над эмоциями, присутствует способность при необходимости поступиться чем-то, чтобы сохранить главное. Невиновное поведение.

Конечно, не существует математически точного замера уровней виктимности, но условно можно определить их таким образом:

  • комплексы Красной Шапочки и Ивана Сусанина – уровень виктимности очень высокий; комплекс Икара – от высокого до очень высокого;
  • комплекс Голиафа – от повышенного до высокого;
  • и комплекс де Голля – уровень виктимности нормальный.

Виктимная личность воспринимает окружающий мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от самого человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам. Мировоззрение виктимной личности может быть условно выражено в поговорке “Чему быть, того не миновать”.

Проявления виктимности условно подразделяют на несколько видов:

1. Виктимность предметов:

  • засохшие цветы на подоконнике, переполненный почтовый ящик в подъезде – знаки того, что хозяев давно нет дома;
  • открытая форточка на первом или последнем этаже;
  • шикарная, в отличие от других, входная дверь в подъезде;
  • обилие дорогих украшений (человек в одиночку вечером возвращается домой).

2. Виктимность жестов и поведения:

  • ощупывание кармана в день зарплаты указывает, где деньги;
  • тщательное прятание чего-то с оглядыванием вокруг себя;
  • резкие движения, когда вокруг террористы;
  • вопросы к первому встречному в чужом городе;
  • демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
  • согласие пойти куда-либо с незнакомым человеком.

– Назовите проявления виктимности, известные вам.

(Ответы учащихся.)

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть возможности для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной деятельности с учётом законов безопасного поведения.

Стать безопасной личностью возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не даёт возможности усвоить богатый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению своей личной безопасности.

Тест “Моё благоразумие”

Благоразумные люди любят комфорт. Прежде чем что-то сделать, они “семь раз отмерят”. Другие мчатся по жизни, сломя голову: им всё нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. А к какой группе относитесь вы? Чтобы это узнать, ответьте на вопросы несложного теста. Поставьте себе одно очко за каждый положительный ответ на вопросы 2 и 10, и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.

  1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
  3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
  4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
  5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
  6. Пойдёте ли вы на всё, чтобы получить то, что вам очень хочется?
  7. Любите ли вы больших собак?
  8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
  9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
  12. Нравится ли вам знать заранее, что вам подарят?

А теперь подсчитаем.

Больше 8 очков.Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждёте разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь немного проще...

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас есть прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придаёт людям такое очарование!

Меньше 4 очков.Можно сказать одно: вы абсолютно безрассудны. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Наш совет: научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет стать вам спокойнее и рассудительнее.

Известны психологические механизмы поведения людей, способствующие большей безопасности.

Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным.Такой человек находится в лучших условиях, и с ним, скорее всего, не случится ничего плохого.

В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность;
  • уметь распознавать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твёрдым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Никогда не сдавайтесь! Ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства.Думайте! Пока никто и ничто не угрожает вашей драгоценной жизни, думайте. Потому что потом думать будет и некогда, и поздно. Потому мысленно моделируйте возможные экстремальные ситуации. Тренируйте образную память. Делайте это для того, чтобы в трудные минуты ваше поведение было автоматическим.

Психические проблемы в критических ситуациях

Апатия

Пpи неожиданной катастpофе, когда гибель пpедставляется неизбежной, единственная стопpоцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии – как заглатываемый удавом кpолик. Истоpия кpупных аваpий изобилует пpимеpами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстpо потеpяли надежду и ничего не пpедпpинимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заpанее настpоиться на воспpиятие кpитической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать геpоем. Вы должны испытывать душевный подъём. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток инфоpмации угнетает психику. Одиночная камеpа – сильнейшее наказание для заключённого. Но ситуация вовсе не безнадёжна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для пpиведения в поpядок знаний, идей, самооpганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает – тренируйте мускулы.

Заведите себе домашнее животное, напpимеp, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнётся само собой, но Вы опеpедите события для пpофилактики психических наpушений. Невозможность писать – хороший повод начать сеpьёзную тpениpовку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удеpживать в голове не одну большую теорию.

Необъятность pаботы

Интеллектуалы плохо пеpеносят монотонную физическую pаботу. Пpедположим, Вам необходимо пpойти огpомное pасстояние или пеpевеpнуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постоpоннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте пpиятные эпизоды, фильмы, книги. Анализиpуйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Ещё можно мечтать – о том, как хоpошо всё когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, напpимеp, в тpениpовке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

Депpессия

Депpессия наступает в pезультате большой неудачи или большой потеpи. К депpессии может пpивести совокупность мелких непpиятностей, отсутствие успеха – когда “всё плохо”. В таком состоянии может сформироваться суицидальное настpоение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя пpавило: всегда по возможности оттягивать пpинятие pешений. Утpо вечеpа мудpенее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, пpидёт хоpоший совет. Учитывайте: любая тяжёлая потеpя эмоционально пеpеживается только пеpвые тpи дня. Потом человек ко всему пpивыкает. Набеpитесь сил на тpи дня. Если не хочется жить, пpоведите pевизию тех pадостей, котоpые для Вас ещё доступны. Их может набpаться достаточно, чтобы опpавдать Ваше существование. Если у Вас есть вpаги, подумайте, как они будут обpадованы Вашим бездаpным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то pешительный поступок, совеpшите его “под занавес”. Это может веpнуть Вам волю.

Наpкотики

Категоpически не пpобуйте наpкотики. Для здоpовья, возможно, и не будет вpеда от одного pаза, но Вы навсегда сломаете в себе баpьеp, и поддаться соблазну втоpой pаз будет гоpаздо легче. Вообще, лучший способ убеpечься от опасных соблазнов – не пpобовать. Личный опыт – чепуховое достижение по сpавнению с pиском pаспада личности и разрушением здоровья. Пpаведность нынче не в моде. Но если Вы – сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых, заурядных людей?
К тому же, волевые качества существенно пpибавляют Вам ценность пpи деловом знакомстве, пpи устpойстве на pаботу в солидную фиpму.

Паника

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению пpедставляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению – нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, – тут и начинается давка. В панике люди забывают моpаль: могут задавить и детей, и стаpиков. Паника не отключает способность сообpажать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

Надежда

В тpудностях помогает деpжаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о “дембеле”, Робинзон – о паpусе на гоpизонте. Имейте запасные мечты на случай пpовала основной. Не ставьте всё на одну каpту: двигайтесь в нескольких напpавлениях (но бойтесь pазбpасываться). Смотpите фильмы с хорошим концом. Веpьте в то, что из любого непpиятного положения выход существует в пpинципе. Пpоблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

– Спасибо, ребята! Ну и закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы вот такими замечательными словами:

  • “Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный” (Плутарх, древнегреческий философ)
  • “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем” (Ж. Мольер)
  • “Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь” (Народная мудрость)

– Будьте мужественными, ответственными и, конечно, не забывайте о своей безопасности.

Литература:

  1. Малкина-Пых. Психология поведения жертвы. – ЭКСМО, 2009.
  2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1997.
  3. http://www.gm-legal.com
  4. http://www.ex-jure.ru.

Форма проведения: час общения.

Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование представления о различных вариантах человеческого общения, развитие этической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений об обществе, нормах поведения в нем;
  • развитие навыков эмпатии и продуктивного общения.

Развивающие и воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально-одобряемых форм поведения.

Ход классного часа:

Вступительное слово психолога:

- Здравствуйте, ребята!

Хочу начать нашу встречу с вопроса: Знаете ли вы, какое самое основное отличие человека от животных? (умение общаться и жить в обществе).

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить одну очень важную тему - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Как вы думаете, что такое культура общения, из чего она состоит? (грамотная речь, вежливое поведение, соблюдение правил этикета).

- Хорошо! А теперь скажите, с чего начинается общение людей? (с приветствия). Знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди в разных странах? Давайте попробуем: я говорю, как люди приветствуют друг друга, а вы здороваетесь так с соседом по парте.

Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Итак, мы немного размялись!
Ребята, скажите, в вашем классе бывают конфликты или ссоры? Каковы причины этих конфликтов?
Как вы их разрешаете? Поднимите руку те, кто считает, что свою правоту лучше доказывать кулаками. А теперь поднимите руку те, кто считает, что словами.

(слайд 2) Хочу прочесть вам одно стихотворение:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнила ту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Презентация классный час «Мы живем среди людей»

Бывает и такое, что люди ссорятся из-за того, что просто не поняли или недопоняли друг друга.
Предлагаю сейчас разыграть подобную ситуацию. Прошу 5 человек выйти за дверь, а одному подойти ко мне. Представь ситуацию, будто ты звонишь однокласснику, который не был сегодня в школе, его нет дома, и трубку берет кто-то другой. Тебе необходимо передать ему очень важную информацию.

«Здравствуйте! Передайте, пожалуйста, Саше, что сегодня вместо 6 уроков было 5, потому что учительница заболела. Но на завтра нам вместо 5 уроков поставили 6, поэтому кроме математики, русского, истории и географии на завтра нужно подготовить еще и биологию. Если он хочет получить «5» по биологии, то нужно прочитать 10-й параграф, ответить на вопросы и подготовить презентацию по нему, а если «4», то достаточно просто прочитать параграф и ответить на вопросы. А в субботу в 14.00 мы всем классом идем в кино, билет для него тоже взяли, если сможет, пусть приходит - мы собираемся в школе в 13.30 и вместе идем в кинотеатр. Все в классе спрашивают про Сашу: «Как он? Когда уже выздоровит и придет в школу», а Андрей шутит, что ему, наверное, нравится болеть, ведь в школу ходить не нужно. Это все, что я хотел передать Саше. До свиданья».

Что произошло с информацией после того, как ее передали от одного к другому 6 человек? (искажение, информация стала не такой достоверной, как была изначально). Могло случиться так, что заболевшему товарищу передали бы неверное домашнее задание, или время похода в кино, или как-то перевернули слова, сказанные в шутку одноклассником. Могла бы случиться ссора.

Что нужно делать в подобной ситуации, чтобы искажения информации не произошло? (внимательно запоминать сказанное, записывать самые основные моменты, не торопиться при рассказе, рассказывать вежливо, не искажать интонацию, с которой одноклассники говорили слова в адрес Саши)

Некоторые правила вежливого общения, которые помогают избежать ссор, можно найти в русских пословицах.
Сейчас я вызываю на помощь 6 человек. (разделить по 2-е)

Предлагаю вам выполнить такое задание: вам необходимо изобразить пословицу так, чтобы группы поняли ее и ответили, каким правилам поведения в обществе нас учит народная мудрость.

  1. На чужой каравай рта не разевай. (распечатать пословицы)
  2. Дареному коню в зубы не смотрят.
  3. Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться.

Ребята, скажите, как вы понимаете слово ВЕЖЛИВОСТЬ? А понятие ЧУВСТВО ТАКТА?
Важно помнить одну вещь: если правила вежливости можно механически заучить, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить,— для этого не¬обходимо как можно чаще ставить себя на место другого челове¬ка. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, созда¬ющие неловкость другим людям.

Всем нам очень важно не только знать, где и как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее.

Еще сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о правилах этикета. Что это такое?(правила поведения в общественных местах, правила вежливого отношения к окружающим, поведение за столом и пр.).
А знаете ли вы и соблюдаете ли эти правила этикета? Сейчас проверим!
Устроим викторину: у меня в руках карточки с вопросами по правилам этикета. Я раздам каждому из вас карточку, вы думаете 1 минуту и отвечаете на вопрос. Если вопрос вызовет у вас затруднение, то класс может помочь.

(Распечатать карточки с вопросами)

  1. Надо пропустить того, кто выходит из магазина (из автобуса)
  2. Говорят: «Кто последний?»
  3. По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
  4. Идущих впереди - обходят слева, а идущих на встречу — справа
  5. Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.
  6. Надо встать и уступить место.
  7. Нужно проходить на свое место лицом к сидящим в ряду людям
  8. Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.
  9. С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
  10. Младший. Старший
  11. Когда вы едите овощные блюда - держите вилку в правой руке, когда же мясо - вилку в левой, а нож в правой.
  12. Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
  13. Проходящий.
  14. Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
  15. Не более трех цветов.
  16. Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
  17. Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.
  18. Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
  19. Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
  20. Тот, кто звонил.
  21. Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у нег разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.
  22. Ноги следует вытирать перед порогом, а головной убор снимают, войдя в прихожую.
  23. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.
  24. Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
  25. Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.

- (слайд 3) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы и тебе и людям, окружающим тебя, было хорошо.

Рефлексия:

Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня, что было для вас новым?

Дорогие ребята, спасибо вам за активное участие в нашем классном часу! До свидания!

Приложение к классному часу

Пословицы:

«На чужой каравай рта не разевай»

«Дареному коню в зубы не смотрят»

«Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться»

Вопросы для карточек:

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин (или в автобус) или тот, кто выходит?
  2. Как правильно спросить, когда ты занимаешь очередь: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
  3. Как правильно обратиться к продавцу?
  4. С какой стороны нужно обходить прохожего, если он идет впереди тебя? А если вы идете навстречу друг другу?
  5. При входе или выходе из общественного транспорта кто выходит первый?
  6. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
  7. Как в театре или кинотеатре правильно пройти на свое место?
  8. Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
  9. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
  10. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? А подавать руку для рукопожатия?
  11. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
  12. Кто первым здоровается при входе в помещение?
  13. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
  14. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
  15. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
  16. Как нужно правильно есть хлеб?
  17. Если в гостях тебе предложили блюдо, которое ты не очень любишь, что нужно сделать?
  18. Как едят пирожные, торты, пироги?
  19. Как правильно выйти из-за стола в гостях?
  20. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван?
  21. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?
  22. Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?
  23. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
  24. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
  25. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?