Сценарий классного часа в форме беседы на тему. Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов Классный час в форме беседы

Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа.

Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа:  Классный час (Час классного руководителя) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.  «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».  Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)  Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)  Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова) Функции классного часа  Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие  Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.  Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить, обучающихся на реальные практические дела.  Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа: Информационный классный час Цели:  Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;  Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;  Формирование своего отношения к происходящему;  Развитие исследовательских умений. Тематический классный час Цели:  Развивать кругозор обучающихся;  Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей. Интеллектуально-познавательный классный час Цели:  Развивать познавательный интерес обучающихся;  Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. Нравственный классный час Цели:  Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;  Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;  Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.) Формы классного часа Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д. В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов. 1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

2. Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д. 3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся. 4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта. В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности. 5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов). Основные формы работы во время информационного часа: - газетные сообщения; - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; - работа со словарем и справочной литературой; - работа с политической картой; - комментированное чтение газетных и журнальных материалов; - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов. 6. Классное собрание - проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. 7. Беседа 8. Лекция 9. Игра 10. Конкурс 11. Читательские конференции 12. Заочное путешествие 13. Праздник 14. Акция 15. Экскурсия 16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: . «Звездный час»; . «Что? Где? Когда?»; . «Аншлаг»; . «Слабое звено»; . «Счастливый случай» и т.д. Традиционный классный час Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Однако традиционная структура классного часа включает:  вступительную часть  основную часть  заключение Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении. Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:  1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,  5-8 класс 20 - 30 минут,  9 - 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).  Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.  Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.  Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации Основные компоненты классного часа  Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.  Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.  Организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.  Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. Подготовка классного часа. У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:  определение темы разговора с обучающимися; Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.  формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),  совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;  дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);  определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.  проведение классного часа;  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

 Определение темы разговора с обучающимися;  Формулировка целей и задач классного часа;  Подбор необходимого материала и оборудования;  Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;  Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме. Технология проведения классного часа Вступительная часть (5 минут) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции. Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени. Рекомендации: эффективному переключению детей на вне учебную деятельность способствует: 1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п. 2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.) Основная (содержательная) часть (30 минут) Цель: реализация основной идеи занятия. Типичные ошибки: 1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей. 2. Однообразие методов - только беседа или рассказ. 3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. 4. Создание учебной атмосферы урока. 5. Назидательность. Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. 2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!» Заключительная часть (10 минут) Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендации: 1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. 2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы - что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно). Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона - это педагогический анализ:  Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.  Что? - цель  Как? - методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.  И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы Советы по проведению классного часа  От предметной информации к оценке информации;  От общих оценок к развернутым суждениям;  Внимание к выступлениям обучающихся;  Акцент на важных моментах;  Размышления вместе с детьми;  Совместный поиск решений проблемы;  Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос). Притча «Лавка возможностей» «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Олеся Тулинова
Классный час в форме беседы «О Сталинградской битве»

Цель: чтить память погибших в боях за Сталинград, помнить и уважать оставшихся в живых ветеранов ВОв.

Чтец: Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Чтец: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Учитель: 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт. Командующим фронтом вначале назначается Маршал Советского Союза Тимошенко, затем войсками этого фронта командовали генералы Гордов и Еременко.

17 июля 1942года противник встретил на реке Чир, где произошли первые ожесточенные бои. В эти дни тяжелых боев народ узнал имена первых героев Сталинградской битвы. На весь фронт и далеко за его пределами гремело имя Михаила Барранова. Ему был всего 21 год, но в боях над Доном и Волгой летчик-истребитель сбил 24 вражеских самолета, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Чтец: От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

Чтец: В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу!

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

1ученик: Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заразительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу. Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил 8 орудий, 9 пулеметов и 3 дзота фашистов.

2 ученик : Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь - то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

«Это есть наш последний

И решительный бой.»

Учитель: 200 дней и ночей утихала битва за Сталинград. Сражение охватило территорию: 100 тыс. км. 22 августа 1942 года Сталинград подвергся варварской бомбардировке, в которой участвовали 2000 немецких самолетов.

Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу взымались огромные огненные столбы. Город окутался дымом - зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград! Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих-добровольцев, зенитчики и курсанты военного училища. Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Чтец : Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Не выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель : Чрезвычайно тяжелым было 14 сентября 1942 года. В этот день враг бросил на город 6 дивизий и 500 танков. Сотни самолетов и 1500 орудий поддерживали наступление фашистов. Атаки следовали одна за другой. Стонала земля, перепаханная взрывами снарядов.

Рушились дома, бетон превращался в пыль. Казалось, ничто живое не может выдержать этой лавины огня и метала. Но советские воины не дрогнули. Они стояли насмерть. На юге Сталинграда с фашистами мужественно сражалась 64-я Армия под командованием генерала Шумилова.

Чтец : Из фронтового письма сержанта М. А. Рукина (сентябрь 1942 года):

«Мамочка, сообщаю вам, что я жив, но не совсем здоров. Я, мама, ранен в рукопашном бою в левую ногу пулей навылет, ранение легкое, скоро опять буду на фронте. Сейчас нахожусь в госпитале в г. Саратове.

…. Теперь, мамочка, могу вас заверить в том, что победа будет за нами, немцы - очень трусливые волки, мы их били своей пушкой крепко.

…. Мамочка, обо мне не беспокойтесь и не расстраиваетесь, все будет хорошо, кончится война, вернусь жив и здоров домой и заживем счастливой жизнью».

Учитель : 17 января 1943 года части и соединения 64 - й Армии погнали гитлеровцев к центру города. Родина высоко оценила действия 64-Армии в битве на Волге. Армии было присвоено почетное звание «7-я Гвардейская». Тысячи ее воинов награждены орденами и медалями, а командующий армией генерал-лейтенант Михаил Степанович Шумилов награжден орденом Суворова 1 степени.

Учитель: на главной площади города Волгограда - площади Павших борцов - похоронены в братской могиле советские воины, погибшие в боях за Сталинград. Через 20 лет после победы в Сталинградской битве на братской могиле вспыхнул вечный огонь. Символом бессмертия и славы он пылает теперь над могилой борцов за свободу. Охраняет покой и память павших борцов почетный караул.

Чтец:

Поклонимся великим тем годам

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонися и мертвым и живым.

Все чтецы:

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Учитель: Если бы память каждого погибшего солдата почтить минутой молчания, то население нашей страны замолчало бы на 30 лет. (Объявляется минута молчания)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ» Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, формирование у учащихся толерантного и уважительного отношения к окружающим их людям; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Ход беседы 1. Вступительное слово учителя. Учитель: - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. - Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. Жилабыла на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую Удача, третью Красота, четвёртую Печаль, пятую Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и

2 посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) - Каким должен быть человек, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость? Терпимость способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Как поступает терпимый человек? Терпимость это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

3 На доске написано: tolerancia (испанский) Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerance (французский) Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам tolerance (английский) Готовность быть терпимым, снисходительность. kuan rong (китайский) Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. tasamul (арабский) Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию): Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 2. Работа в группе. Учитель: Придумайте и нарисуйте символ толерантности. Можно ли жить мирно и не ссориться? Как это сделать? Какие примеры толерантного поведения вы можете привести? Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

4 Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух: Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. Не делай другим того, чего не хотел бы от других. Не делай другому того, от чего больно тебе. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. 3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность» 1. Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений. 2. Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему: «Толерантность в классе». Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность это поддержка и понимание различий. Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?(Предрассудки, войны, конфликты). Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

5 Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. МУДРЕЦЫ И СЛОН Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Перепишите конец сказки. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. 4. Ток шоу «Точка зрения».

6 Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе». Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли: 1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников. 2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках. 3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу. 4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся. 5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора. 6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора. 7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным. Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы - поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участник в конце игры делают выводы о том, что они увидели. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

7 К каким результатам приводят конфликты? На доске написано: Три результата конфликта 1. Победа поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение поражение - обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа победа - обе стороны приходят к согласию. ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ: 1.Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. План разрешения споров: 1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее. 5. Проведение инсценировок. Работа в группе.

8 Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом. Группа 1 в школьной библиотеке: Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф. Группа 2 в раздевалке спортзала: Подруга одолжила у вас форму и не вернула. Группа 4 в классе: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности. Группа 4 на перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем. Группа 5 в школьном дворе: Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения. Кто бы хотел зачитать свои примеры? Что должно включать в себя письменное соглашение? 6. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга». Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга? Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили. Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

9 Все учащиеся встают в круг и берутся за руки. Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. Рефлексия. Самоанализ классного часа на тему: «Учимся быть терпимыми» Форма проведения: классный час был проведен в форме беседы с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами в виде круглого стола. Цель мероприятия: познакомить учащихся с понятием «толерантность», учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости;способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Количество участников: 28 1.Оценка содержания воспитательного мероприятия Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся. 2. Оценка способов деятельности учителя и учеников. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия, игровые ситуации, групповые задания. 3. Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя Мероприятие прошло содержательно, интересно и организованно. Оно было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы, коллективизма и сплоченности. Проведенное

10 мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Дети стали добрее и терпимее друг к другу.


Классный час, проведенный в 7 б классе по теме: «Учимся быть терпимыми (толерантность)» Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

Фоминская библиотека семейного чтения ЧАС ТОЛЕРАНТНОСТИ с.фоминки 2013г. Цели: Час толерантности 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

1 Классный час для учащихся 5 класса «Законы дружбы» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих

Добро и зло Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. Цель урока формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров. Задачи урока: Образовательные: Выработать понимание

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» Методические рекомендации по проведению

Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

Вайвод Наталья Борисовна МАОУ гимназия 24 имени М.В. Октябрьской г.томска ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Возрастная категория обучающихся: 11-13 лет Цель классного мероприятия: 1.Дать представление обучающимся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 с углубленным изучением английского языка г. Орла 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Трусова С.Ю.

Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

Классный час «Мы очень разные, но мы вместе!» Цели: познакомить студентов с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать

Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Салехард Формирование толерантности в начальной школе "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь" Вот уже несколько лет мы живем в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

2 «А» класс - толерантность Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Толерантность милосердие Толерантность доброта души

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Классный час «Мы такие разные, но мы одна семья» (конфликт и пути его решения) Автор: Назарова М.В. педагог-психолог МБОУ «Гимназия 1» Пояснительная записка В настоящее время тема конфликта и конфликтной

Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

Классный час в 5 классе, составитель Алексеенко Н.Н., классный руководитель, учитель математики. Тема: «Толерантность. Признание различий основа самооценки». Цель: привлечение учащихся к обсуждению понятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КАЗАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

Толерантность 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления

МОУ «ТЫРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПРОНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «УЧИМСЯ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМИ» Дата проведения: 15.11.2016 год Класс: 7 Классный руководитель:

Школьная газета МБОУ «НОШ 11» 14 (ноябрь2012г.) Большая перемена Газета издается с 23 марта 2009г. Большая перемена ноябрь 2012 года 134 2 19 ноября в нашей школе прошел единый День толерантности. Как

Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края Тренинг «Что такое толерантность?» Составила: педагог психолог Симоненко А. В. 2016 год Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием "толерантность"

Тематическое планирование классных по программе «Толерантность» 1 класс 1. Кто я? Какие мы? 1 2. О человеческом счастье. 1 3. Человек кузнец своего счастья. 1 4. Что такое «хорошо» и что такое 1 «плохо»?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма Андронникова Ольга Олеговна канд. психол.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея 8, г.томска Школьный возраст - период становления

Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

Игра-тренинг «Мы все разные, но мы вместе». Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости

Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

Пояснительная записка Назначение программы Главное назначение данной программы формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,

Лытонина Надежда Николаевна, учитель начальной школы МАОУ Гимназии 4 [email protected] «Педагогические приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД в начальной школе» Основным результатом реализации

ВСТУПЛЕНИЕ 1 с.4 Поработайте в парах. Посмотрите на картинки и поговорите с друзьями о новом учебном годе. А: Наша школа выглядит чудесно.

Внеклассное мероприятие на тему: «Доброта наших сердец» Подготовила: учитель начальных классов Каракеча Вилена Александровна 2016 год Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле.

Сценарий классного часа в 3 классе Тема: «Подари другому радость» Автор: Евдокимова С.М. Цель занятия: Обучающий аспект: находить ответы на поставленные вопросы, формировать умение принимать и дарить подарки.

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных

Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллек­тивно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направ­лениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственно­му и т. д. Как правило, они проводились «фронтально», были адре­сованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможно­стей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родитель­ских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, по­могающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению вос­питательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне.

Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения - неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в буду­щем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для инди­видуализации образования, а потому, что объединение - в различ­ных формах - всегда выигрышнее самой безупречной индивиду­альной работы с учеником.

Преимущества объединений уже рассматривались нами. В ос­нове отличия - гуманистический подход к объединению, где главная ценность - интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксаль­но, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объеди­нения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференци­ации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это оз-

качает различные пути решения общей задачи для отдельных чле­нов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность - необходимость учета стремления опре­деленного количества участников объединения к общей цели, обус­ловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руко­водителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная орга­низация условий для становления таких межличностных отноше­ний, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму назы­вают час воспитания, воспитательный час, час классного руководи­теля. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение класс­ного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную ат­мосферу.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не являет­ся дополнительным уроком. Время его проведения строго не регла­ментировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и бо­лее часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста уча­щихся, от формы проведения. На классном часе преобладает сво­бодная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее на­мечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены теку­щим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стра­не.

Классные часы не следует использовать для поучений и настав­лений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитыва­ют, классный час - час общения.

Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организованы жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно.

Классный руководитель перед проведением классного часа ре­шает ряд задач:

Определить тему и форму;

Выбрать место и время проведения;

Составить план подготовки и проведения классного часа,

Вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно боль­ше участников;

Распределить задания между творческими группами и от­дельными участниками.

Как и в любом воспитательном мероприятии учитывать воз­растные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного часа могут быть различными:

этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным челове­ком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер раз­гаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музы­кальная викторина и т. д.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися, зна­комит их с литературным материалом, выявляет и анализирует об­щественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения те­кущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по опреде­ленной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.

Основное требование - активное участие всех учащихся. Про­ведению классного часа предшествует большая практическая дея­тельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные уча­щиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с те­мой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, аль­бомы и т. д.). Такое проведение классного часа сочетается с други­ми формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа - этические беседы.

В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступ­ков сверстников и для выработки нравственных взглядов, сужде­ний, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принци­пов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного вос­питания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед мо­гут служить факты из жизни школы, класса, произведений художе­ственной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбо­ру материала для бесед.

Этаческа» беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нрав­ственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лич­ный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе

полученных знаний.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкрет­ных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т. д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и

дедуктивным.

Основные этапы проведения этических бесед:

Сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

Обсуждение конфликтных ситуаций;

Обобщение фактов;

Мотивация и формирование нравственного правила;

Применение усвоенных понятий при оценке своего поведе­ния и поведения других людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во мно­гом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных клас­сах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащих­ся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литера­туры, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этичес­кие беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ