Урок 5(Постановка правой руки)

Трость смычка держится правой рукой между большим пальцем и другими четырьмя пальцами. Конец большого пальца лежит в углу, образуемом колодкой и тростью. Напротив большого пальца, но немного правее находится средний палец, концом своим слегка касающийся у металлической пластинки. Безымянный и маленький пальцы естественно располагаются на колодке рядом со средним пальцем. Указательный палец сгибом верхнего сустава лежит на трости смычка в незначительном расстоянии от среднего пальца .

От нажима указательного пальца на трость смычка зависит сила, благодаря чему меняется положение этого пальца,- при сильном нажиме он глубже охватывает трость - вплоть до сгиба второго сустава - и при этом соответствующим образом удаляется от среднего пальца.

Подготовительные упражнения для правой руки.

1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости.

2. Ученик сам устанавливает (придерживая трость левой рукой) смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной' выполнять следует упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки.

Положение смычка на струне.

Смычком играют на той части струны, которая свободно простирается над декой (от под ставки до конца грифа). Усиление и ослабление звука, а также различные звуковые нюансы, необходимые для выразительной игры, зависят от того, где ведется смычок: ближе к грифу или ближе к подставке. Начинающий, который пока еще может не заботиться об этих средствах выразительности, должен стараться извлекать все время звук равномерный в отношении силы, для этого он должен постоянно вести, смычок на одном и том же месте струны Это место находится приблизительно в четырех сантиметрах от подставки; играющий должен старатьея вести смычок на этом месте всегда параллельно подставке.

В этом и состоит наибольшая трудность при ведении смычка, так как здесь необходимы комбинации движений верхней и нижней частей руки, главным же образом, движения кисти.Если взять правой рукой смычок так, как это было указано, наложить его поверхностью волоса на струну у колодки и, сохраняя неподвижность суставов предплечья и кисти, вести его по струне в направлении от колодки к концу (смычком вниз, что обозначается знаком П, поставленным над нотой), то смычок описал бы круг. Чем ближе к концу, тем больше смычок своим концом поворачивался бы вниз, т. е. к подставке; наоборот, при игре от конца к колодке (смычком вверх, что обозначается знаком V, поставленным над нотой), смычок своим концом поворачивался бы к грифу. Следовательно, смычок беспрестанно менял бы свое место на струне и двигался бы не параллельно подставке; таким образом, не были бы соблюдены условия, необходимые для воспроизведения равномерного звука.

Движения смычка регулируются при помощи кисти: если сгибать кисть влево, конец смычка идет кверху - к грифу; следовательно, это движение кисти надо применять, чтобы вновь поднять конец смычка, идущий вниз при игре смычком вниз; наоборот, если сгибать кисть вправо, конец смычка, идущий кверху при игре смычком вверх, вновь идет вниз.

Поэтому, когда смычок находится у к о лодки, кисть должна сгибаться больше вправо, чтобы иметь возможность во время игры смычком вниз сгибаться влево; наоборот, когда смычок находится у конца, кисть должна сгибаться влево, чтобы она во время игры смычком вверх могла бы выполнить движение вправо?

Во время игры серединой смычка верхняя часть руки, которую не следует держать слишком высоко, остается неподвижной; только у колодки и у конца, где движения нижней части руки являются недостаточными, верхняя часть руки принимает участие в движении смычка. Главное, движение смычка по струне совершается при помощи нижней части руки, причем, как уже сказано выше, направление регулируется кистью. При небольших движениях смычка на струне и нижняя часть руки остается почти неподвижной, - действует одна, только кисть.

Переход смычка с одной струны на другую также совершается кистью. Незначительным вращением кисти вправо смычок от более высокой струны переходит на более низкую; наоборот, переход смычка от более низкой струны к более высокой совершается при помощи вращения кисти влево. Следует различать сгибание вправо от вращения вправо: в первом случае кисть остается в той же горизонтальной плоскости; во втором случае - плоскость опускается вправо.

На начальном этапе ученику необходимо работать над правильной постановкой правой руки, путем ведения смычка по открытым струнам. Сначала по струнам Ре и Соль, затем по До и Ля. Во время выполнения этого упражнения, следует обращать внимание на положение кисти на смычке, на наклон смычка относительно струнам (90 градусов), направление смычка.

После того, как будут усвоены эти навыки, можно соединять руки, играя одновременно правой и левой руками.

Желаю удачи!


Комментарии ВКонтакте: