Урок 3 (Постановка левой руки)

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.

Общие сведения о постановке левой руки.

Большой палец левой руки прислоняется к шейке виолончели, не охватывая ее, а касаясь ее своей поверхностью ближе к ногтю; будет ли шейка охвачена больше или меньше – это зависит от строения руки и от соотношения длины большого пальца к другим пальцам. Большой палец должен находиться напротив первого и второго пальца.

Рука (кисть руки) должна быть расположена над струнами в слегка закругленном виде так, чтобы большой палец находился между указательным и средним пальцами. Представьте, что вы держите в руке яблоко, ваша кисть должна принять такую же округлую форму. Прижима¬ние струн пальцами должно происходить не слишком близко к ногтю ( ее «мясистой» частью). Падение пальцев а также назким на струны должны быть по возможности сильней,- так как от этого, как мы увидим в дальнейшем, в известной мере зависит качество звука. Но не должно быть также и перенапряжения руки.

Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного прогиба в суставе. Положение локтя зависит от высоты позиции. В первых позициях локоть находится в более низком положении (но не «висит»), чем в верхних позициях. И для целесообразного перемещения руки и пальцев по грифу целесообразно оставлять его в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу (не прижимать к телу) и пальцы как бы опираются на гриф. В среднем регистре необходимо наклонить кисть в сторону мизинца, немного выдвинув вперед руку вперед.

Правила установки пальцев:

- При нажиме нельзя оттягивать струну.

- Пальцы должны опускаться на гриф четко, активно, но без излишне сильного удара, достаточно плотно к струне.

- При поднятии пальцев следить, чтобы рука не сдвигалась от позиции.

Подготовительные упражнения:

Ученик устанавливает левую руку на струну ре или соль в 3-ю или 4-ю позиции (см. ниже) и упражняется в нажиме пальцев на струну одновременно всеми пальцами и отдельно каждым. Эти же упражнения переносятся в 1-юпозицию.

Нумерация пальцев левой руки на виолончели:

указательный палец -1,

средний -2,

безымянный -3,

мизинец-4,

открытая струна-0.

Существует также такие понятия как широкое и узкое расположение пальцев. В узком положении между каждым пальцем полтона, но если нужно сыграть тон, то в таком случае есть 2 способа:

1. Оттянуть первый палец на тон от остальных.

2. Оттянуть остальные пальцы от первого.

В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но выпрямляется не полностью.

Главное правило постановки: избежание чрезмерного напряжение руки во всех ее частях (пальцы, кисть, локоть, предплечье, плечо). Кстати, плечо также должно быть опущено для удобства игры.

Прием pizzicato.

Этот термин воде с итальянского означает «щипать». Т.е. извлечение звуков на инструменте щипком. При помощи указательного пальца правой руки производится щипок струны в зоне высоких регистров (но не там, где гриф уже закончился - это зона для смычка). В нотах он обозначается так: pizz. Игра смычком обозначается arco.


Комментарии ВКонтакте: