Уроки первой мировой войны кратко по пунктам. Первой мировой войны. VII. Характер войны

В условиях кризиса и поражения в конце 1918, гражданское руководство Германии оказалось деморализованным и растерянным. Военное поражение Германии вызвало крах Имперского правительства, фактически случайное провозглашение республики и учреждения правительства, власть которого не была признана даже на улицах Берлина. Внешне казалось, что армия находилась в том же самом положении. Тыловые части приняли участие в ниспровержении монархии, а полевые армии возвращались домой и демобилизовались. За кулисами, однако, верховное командование и Генеральный штаб не были столь растеряны и неуверенны, как гражданское руководство. Еще до того, как в Берлине и Мюнхене закончилась гражданская война, Генеральный штаб начал усваивать уроки Первой мировой войны и восстанавливать армию. Его реальная оценка сильных и слабых сторон, проявленных в ходе войны германской армией, позволила изменить ее организацию и тактические принципы.

Любая здравая оценка экономических, внешнеполитических и военно-исторических факторов показывала, что у Германии не было ни малейшего шанса на победу в Первой мировой войне. Это была ситуация противостояния Германии против остального мира: Германия, поддержанная тремя слабыми союзниками - Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией, выступила против Франции, России, Британской империи, Соединенных Штатов, Италии и многих других наций. Несмотря на разногласия, Германия была близка к победе на поле битвы. Уже в июне 1918 Германская Армия вела наступление, оттесняя Союзные армии во Франции. Немцы воевали настолько хорошо и так часто оказывались победителями, что когда, пять месяцев спустя, наступил крах, некоторые генералы - и больше всего Эрих фон Людендорф - отказывались признать факт поражения Имперской Армии на поле битвы, объясняя его «предательством» со стороны политиков-изменников и гражданского населения в тылу.

Большинство генералов и опытных офицеров не разделяло взгляды Людендорфа. Они признавали, что Имперская Армия была побеждена на поле боя, но даже это понимание не могло заслонить той мысли, что Германия могла и должна была выиграть войну. Поскольку побежденная армия имеет больше стимулов для изучения уроков войны, многие немецкие офицеры начали писать истории, мемуары, исследования и статьи, полные критики и оправдания действий военного руководства, а также тактических и стратегических идей. Система обучения Генерального штаба традиционно делала акцент на изучении военной истории, и не успел рассеяться дым на полях сражений, как офицеры уже анализировали уроки войны. Таким образом, после окончания Первой мировой войны консенсус по стратегическим, тактическим и технологическим урокам, извлеченным из армейского опыта, должен был быть найден внутри корпуса офицеров Генерального штаба. Эти выводы должны были подкрепляться дальнейшими исследованиями, дискуссиями и размышлениями.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!


Начиная с прошлого года, 1 августа отмечается как День памяти русских воинов, погибших в Первой мировой войне. Более трёх миллионов наших соотечественников погибло в страшной войне. Сегодня память о трагических событиях прошлого столетия должна помочь извлечь необходимые уроки. Какие именно - «Парламентской газете» рассказали парламентарии.

Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны?

Владимир Комоедов, председатель Комитета Госдумы по обороне, фракция КПРФ:

Самый главный урок: лучше плохой мир, чем хорошая война. Для России Первая мировая война, которую мы по большому счёту выиграли, обернулась страшной бедой. Эта война развалила нашу страну: ушли страны-сателлиты, мы отдали Прибалтику. Брестский мир и другие соглашения заложили мину замедленного действия, которая называется «ленинская национальная политика». В результате эта мина рванула в 1991 году. К сожалению, последствия всего этого мы наблюдаем до сих пор.

Первая мировая война вскрыла серьёзные пороки власти, которая правила страной на тот момент. И эти пороки соединились с беспринципной политикой так называемых «партнёров» Российской Империи, которые сотрудничали с Россией, но работали против неё. В итоге наша страна понесла самые большие потери: человеческие и материальные. Англия добилась тех целей, которые ставила перед собой в первой мировой войне. Им не нужна была сильная Россия.

Мы сейчас находимся на пороге Третьей мировой войны, когда многие страны объединились против нас, потому что видят: Россия поднимается. Нашу страну снова хотят ослабить, и провоцируют. Нас очень хотят втянуть в войну, делают всё для этого. Нашли страну, которая наиболее близка к нам по духу, менталитету и крови, задурили людей, отыскали предателей национальных интересов. Сегодня в гражданской войне уничтожают братский украинский народ, людей настраивают против России. В конечном итоге в разрухе на Украине обвинят Россию.

Михаил Заполев, член Комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ:

Урок один: не допустить повторения той войны. 27 июля 1914 года люди жили в мире, а 28 июля началась война. Всё может произойти неожиданно. По телевидению идёт документальное кино о Первой мировой войне: показывают, что было: сражения, взрывы, военные марши и переговоры. Разве это главное? Главное - сказать людям, что мы сегодня находимся на пороге примерно такой же ситуации. Имена другие, а предвоенные события повторяется. Отовсюду должен звучать призыв к недопущению новой войны.

Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

После окончания войны и подписания Версальского договора на Германию был наложен ряд ограничений. В том числе им нельзя было иметь свою военную технику, готовить военных специалистов. В России, в Липецкой области была военная лётная школа, где готовили немецких асов, в том числе и Геринга. А потом эти асы бомбили Советский Союз в 1941 году. Мы помогали тем, кто потом на нас напал. И это должно было послужить для нас уроком. До недавнего времени мы оказывали помощь Украине, продавали льготный газ, это были наши братья, а теперь оказывается, что Россия для Украины стала врагом, и они обстреливают наши приграничные территории.

Участие России в Первой мировой войне подготовило почву для революции 1917 года. В армии зрело недовольство, было негативное отношение к власти, людям не хватало продовольствия.

Первая мировая война во многом породила фашизм в Европе. Адольф Гитлер участвовал в боевых действиях, затем в Мюнхене начали появляться различные левые коммунистические движения, и у Гитлера и его соратников было понимание того, что Версальский договор был губительным для Германии. На волне недовольства итогами войны началась развитие фашистской идеологии. Германия тогда находилась в серьёзном экономическом кризисе, и финансовая помощь из Америки позволяла нацистской партии быстро крепнуть и развиваться. При этом Америка была союзником Советского Союза. Развитие фашизма в Европе привело к началу Второй мировой войны.

Сейчас ситуация в мире нестабильна, и от любой спички может вспыхнуть большой пожар, так же как и в начале двадцатого века. Важно не допустить повторения тех событий.

Илья Дроздов , член комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР:

Судя по последним событиям, большинство стран никаких уроков из Первой мировой войны не извлекли. Ситуация вновь на грани очередной войны, которая вполне может перерасти в Третью мировую. Если вспоминать события вековой давности, то тогда единственной страной, нажившейся на кровавой бойне стала США. Сегодня ситуация повторяется. Американцы вновь «рулят» из-за океана, стравливают Европу и Россию. Это факт. Остается только добавить, что Россия войн не проигрывает и достаточно сильна, чтобы защитить себя и своих граждан. Поэтому попытки американцев так и останутся их попытками.

Олег Нилов, член Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Эти уроки есть, но они в течение XX века так и не были усвоены человечеством. В первую очередь, никакая война не приносит победы и удовлетворения. Результат всего один - миллионные жертвы, которые и являются главным укором всем военным стратегам. Но повторения этих преступных ошибок возможны, для этого есть все фундаментальные основы, они заложены в основы бюджетной политики финансирования военно-промышленного комплекса любого государства. Это и есть самый печальный вывод на сегодняшний день.

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Основным уроком должно стать понимание того, что за прошлый век наша страна растеряла огромное количество друзей. Единственным верным России государством осталась Сербия. Многие страны, которые в Первую мировую войну были на стороне сербов, впоследствие, уже объединившись в НАТО, бомбили Белград. И только Россия не предавала.

Напомню, что советская история умалчивала об основных итогах и последствиях Первой мировой, поэтому на территории нашей страны не было создано достойных памятников той великой войне, что тоже является уроком, но сегодня мы сделали из него выводы и постепенно исправляемся.

Дмитрий Саблин,

Самый главный урок состоит в том, что стало очевидно: внешние враги России не страшны, ей страшны враги внутренние. Эти предатели могут развалить страну изнутри. О Первой мировой войне можно говорить много. Но самое главное, что нельзя пускать на самотёк - борьба с внутренними врагами и во власти, и в строю.

Валерий Шнякин, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Первый урок, самый основной, заключается в том, что нужно помнить свою историю и ту трагедию, которую пережила Россия. Далее, нельзя забывать о том, что Первая мировая война, фактически, привела к Революции. Если бы она не произошла, неизвестно, кто и кому сегодня диктовал бы в мире условия. Я полностью согласен со словами Аркадия Столыпина о том, что нам не нужны революции и потрясения, а нужна великая Россия. И нужно об этом помнить. Но, к сожалению, ни Первая, ни Вторая мировые войны не научили политиков и государственных деятелей учиться на своих ошибках.

Подготовили Мария Соколова, Ксения Редичкина

Цель урока:

  1. подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
  2. формировать навыки работы с алгоритмом;
  3. продолжить формирование умений работы с учебником, картой;
  4. воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Тип урока: интегрированный.

Средства обучения:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 20 век».
  • доска,
  • карта,
  • раздаточный материал, компьютер, проектор.
  • мультимедиа учебник «История России. 20 век. Ч. 1. «Клио Софт».

Ход урока

Вводное слово учителя.

Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):

  • продолжительность – 1554 дня;
  • число стран-участниц – 38;
  • состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
  • число государств, на территории которого походили военные действия –14;
  • численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).

Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на каждой парте ).

(Текст раздаточного материала)

Характеристика войн.

  1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
  2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
  3. Воюющие страны или группировки стран.
  4. Цели сторон.
  5. Соотношение сил воюющих сторон.
  6. Ход военных действий (по этапам):


  7. Характер войны.
  8. Герои и полководцы.
  9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
  10. 10. Военные и политические итоги.

План объяснения нового материала.

I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"

Вопрос разбирается в форме беседы.

II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические рамки.

Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение учащихся об убийстве в Сараево, включается СД-диск «повод к войне». (СД-диск пар. 9, альбом, схемы).

III. Воюющие страны или группировки стран.

Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД - диска на экран.

IV. Цели сторон.

На экран проецируем «Цели воюющих государств».

V. Соотношение сил воюющих сторон.

Работа с таблицей, написанной на доске.

VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.

Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г, накарте показывают основные направления военных действий. Через проектор показываю кадры кинохроники.

1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами кинохроники «наступление немцев на Верден».

1917–1918 гг. События показываются на карте.

VII. Характер войны.

Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого? Захватнический для кого?

VIII. Герои и полководцы,

Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.

IX. Условия мирного договора (капитуляции).

Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:

  • Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
  • Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
  • Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
  • Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.

«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)

Д/3 параграф 9, подготовиться к тесту.

Используемая литература:

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России 20 века. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  2. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников / Под ред. В.П.Маяцкого. – М.: «Элакос», 1994.
  3. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. – М.: Голос, 1994.

Тема урока Первая Мировая война

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о П ервой мировой войне и об участии в ней России.

Задачи:

а ) образовательная: выяснить причины и цели участников первой мировой войны;

Определить, какой характер носила война со стороны России;

Охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;

Сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

б) развивающая: продолжить формирование умения высказывать собственное понимание вопросов и проблем, связанных с данной темой

в) воспитательная: стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока : Карта, презентация, учебник «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, схемы

Межпредметные связи: «История России»

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока

2. Актуализация опорных знаний по теме «Страны Азии и Америки в конце XIX- начале XX века.»

Самостоятельная работа по вариантам

3. Изложение нового материала

2. Цели участников войны

3. «План Шлифена»

1. Причины и повод Первой мировой войны

Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше - больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро - венгерского престола эрц - герцога Франца - Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц - герцог был главнокомандующим армии Австро - Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц - герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро - венгерскому императору Францу - Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро - венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Исторический календарь .

28 июня 1914г- убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

2. Цели участников войны

Страны Антанты

Франция - Ослабление Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Великобритания - Ослабление Германии, захват ее колоний, сохранение первенства на море.

Россия - Усиление на Балканах, помощь Сербии, захват черноморских проливов.

Тройственный союз

Германия - Завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции, захват европейской части России, передел колоний.

Австро-Венгрия - Усиление позиций на Балканах, разгром Сербии, ослабление России.

Италия -захват Тироля и фр.колоний в Африке

Планы сторон

Германия - план «блиц-крига», сначало разгром Франции, затем России

Россия - основной удар по Австро-Венгрии

Франция - защита своей границы с Бельгией

Австро-Венгрия - война на 2 фронта: против России и Сербии

Англия - ограниченное участие в войне(чужими руками жар загребать)

3. «План Шлифена»

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Избавиться от войны на два фронта, не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

2. Вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

3. Одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

4. Затем сокрушить Россию.

4. Главные фронты Первой мировой войны

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

Война носила захватнический характер, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

5. Военные действия с 1914-1918 годы

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики,Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Первая мировая война 1914-1918гг.

Дата

События

Сентябрь 1914г

битва на Марне. Переход к позиционной войне.

Октябрь 1914г

вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье.

Май 1915г

вступление в войну Италии на стороне Антанты

Лето 1915г

великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Октябрь 1915г

вступление в войну Болгарии

1915г

морская война с Англией(подлодки)

Февраль –март 1916г

Верденская мясорубка(1млн.солдат)

Июнь-август1916г

Брусиловский прорыв

Осень 1916г

битва на р.Сомма(танки)

Май 1916г

Ютландское морское сражение

Апрель 1917г

вступление США в войну

Август 1918г

массовое наступление Антанты на Западном фронте

6. Брестский мирный договор, Компьенское перемирие

3 марта 1918 года был подписан Брестский мир , согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку

11 ноября 1918г- в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

7. Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовало 33 страны. (1,5 млрд.человек)

Распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской

Более 10 млн. погибших . Экономический кризис, голод, разруха во всех странах мира.

4 . Закрепление материала: Т естовые задания.

1 вариант

1. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:

Г) Коалиционной войны

3. В военно-политический союз Антанта не входила:

4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

6. В Первой мировой войне принимали участие:

7. В Тройственный союз не входили:

8. Допиши определение

Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения

9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?

А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.

10. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

2 вариант

1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:

А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

Г) Коалиционной войны;

2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

3. В Первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

4. В Тройственный союз не входили:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

5. Допиши определение

Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.

7. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

8. В военно-политический союз Антанта не входила:

А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

6. Задание на дом: «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, параграф 12, заполнить таблицу «Хронологические события войны"