blogger

 

Знаменитые балалаечники.

Блинов Е.Г.

Блинов Евгений Григорьевич

Выпускник Киевской консерватории (класс М.М. Гелиса). Имя этого музыканта является одним из символов самых высоких достижений отечественной школы игры на народных инструментах. Благодаря активной творческой и организационной работе Е.Г. Блинова, в 1963 году в Уральской консерватории официально была открыта кафедра народных инструментов, которой он руководил более 20 лет. К работе на кафедре Е.Г. Блинов сумел привлечь талантливых педагогов единомышленников, из Киевской консерватории, учеников М.М. Гелиса Л.Г. Бендерского, Т.И. Вольскую, Н.Ф. Олейникова, а также З.И. Алешину, О.С. Панькова, А.К. Улахлы. Среди воспитанников кафедры немало лауреатов всероссийских и международных конкурсов, успешно работающих и в Уральском регионе и за его пределами. Молодые музыканты, выпускники кафедры, в частности, составляют основу Уральского государственного оркестра народных инструментов, таких творческих коллективов, как ансамбли "Аюшка", "Урал", "Изумруд", "Феникс", "Русичи" и других.

Е.Г. Блинов автор ряда научно методических работ и репертуарных сборников (в частности "О системе условных обозначений в нотной записи для балалайки", сборник "Из репертуара Е. Блинова"). И вся эта многогранная творческая деятельность успешно совмещалась с обязанностями ректора Е.Г. Блинов занимал пост ректора Уральской консерватории с 1975 по 1988 гг. Среди учеников Е.Г. Блинова (их у него свыше 70 ти, в том числе 20 домристов) можно назвать лишь некоторые имена: Г. Кокоша, А. Рябинин, В. Иляшевич, Ю. Алексик, Л. Вахрушева, Ш. Амиров, В. Аверин, Е. Быков, В. Шеболкин, Ю. Гаврилов и многие, многие другие, достойно продолжающие исполнительские и педагогические принципы своего Учителя.
С 2006 года Е.Г. Блинов живет и работает в Киеве.

Русская балалайка. В.Гребенников


Быков Е.Г. Быков Евгений Георгиевич

Заслуженный артист России, профессор  Южно-Уральского Государственного Института Искусств им. П.И. Чайковского. Выпускник УГК им. М.П. Мусоргского (класс Е.Г. Блинова). Лауреат I премии всероссийского конкурса в г. Нижний Новгород (1990), III премии Международного конкурса "Кубок Севера" (1994).

Евгений Георгиевич талантливый педагог, занимаясь с учениками, он скрупулезно работает над каждым произведением, тактом, нотой. Заставляет задуматься о том, как нужно построить мотив, фразу, все произведения в целом, чтобы оно зазвучало органично и многогранно!  Его ученики пропагандируют искусство игры на балалайке, являются дипломантами и лауреатами всевозможных конкурсов, и активно гастролируют по России, а также за её пределами.

Он является автором ряда популярных произведений для балалайки. В его произведениях гармонично сочетаются мотивы современной и русской музыки. Основная часть  из них так и не издана, и бережно исполняется, и передается из рук в руки его учениками.

Быков блестящий виртуоз и исполнитель на балалайке, его выступлениям рукоплескают залы, и очень долго не отпускают со сцены, заставляя сыграть на бис вновь и вновь…

Талант и гениальность Евгений Георгиевич Быкова до конца недооценена, возможно в силу его скромности. Он просто делает то, что ему нравится – играет на балалайке, сочиняет для неё, и дарит радость слушателю!


Нечепорнеко Нечепоренко Павел Иванович

Имя этого выдающегося балалаечника и педагога широко известно как в России, так и за её пределами, оно вписано золотыми буквами в историю русского исполнительского искусства ХХ столетия наряду с такими прославленными музыкантами, как Э.Гилельс, Д.Ойстрах, С.Лемешев, Л.Русланова...

Исполнительское творчество П.И. Нечепоренко - это незабываемые страницы музыкальной истории нашей Родины, зафиксированные в записях на радио, грампластинках, видео кассетах, статьях и монографиях. Павел Иванович относится к тем блестящим музыкантам, талант и мастерство которых определяют пути развития музыкального искусства. Он из плеяды тех художников, которые всегда в поиске нового, еще не изведанного, и потому для других непонятного и недостижимого. Его по праву можно назвать гением, добрым гением балалайки. Ведь именно этому музыкальному инструменту он посвятил свою долгую жизнь в искусстве.

Для Нечепоренко каждое выступление - это не только полная самоотдача, растворение в музыке, радость обладания художественным образом, но и поиск идеального звучания произведения, боязнь не дотянуть до желанной черты. На сцене он не тороплив и серьезен. Ему одинаково претит суетность и заигрывание с залом. От облика артиста веет спокойствием и уверенностью. Он властно уводит слушателей в мир своей музыки.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Павел Нечепоренко - это уникальное явление в русской музыкальной культуре. Его искусство исполнителя-виртуоза и педагога еще до конца не осознано современниками и устремлено в будущее.

Умер Павел Иванович 27 марта 2009 года в возрасте 92 лет. По решению его дочери Ирины Павловны Нечепоренко Павел Иванович похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Всё о русской балалайке


РожковРожков Михаил Федотович

Родился 30 августа 1918 года в селе Крюковка Лукояновского района Нижегородской губернии. Отец – Федот Федорович (1883 г. рожд.). Мать – Варвара Федоровна (1884 г. рожд.).

В 1934 году Михаил отправился в Ленинград поступать в Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. На вступительных экзаменах решительно заявил, что играет на всех инструментах и его непременно следует принять. Ему дали домру – он сыграл, дали гитару – сыграл. С балалайкой у будущего всемирно известного маэстро случился конфуз, – во время «демонстрации мастерства» оборвались струны. Однако настойчивый и очевидно талантливый юноша был принят на подготовительный курс инструкторского отдела училища.

В училище Михаил Рожков проучился в пять лет (1934–1939), окончив его на отлично. На третий год учебы стал выступать в оркестре им.Андреева. Это был и заработок, и отличная практика. Но солистом не стал. Шел трудный процесс формирования музыканта. В.И. Домбровский посоветовал Рожкову уйти из оркестра, сказав, что у него великолепная перспектива и он будет самым знаменитым балалаечником России.

В 1939 году М.Ф. Рожков приехал в Москву на Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, чтобы послушать его участников. В это же время в столице проходил конкурс в Краснознаменном ансамбле. Рожкова пригласили показаться, и в результате по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова он был определен в Центральный Дом Красной армии в балалаечный красноармейский оркестр, где проработал 7 лет, сначала солистом-балалаечником, потом – дирижером оркестра.

Название оркестра не раз менялось. Во время войны он именовался Ансамблем балалаечников Калининского фронта, затем – I-го Прибалтийского фронта, затем – Земландской группы войск в Восточной Пруссии, наконец, – Ансамблем Прибалтийского военного округа.

Как военный оркестр коллектив нередко выступал прямо на передовой, перед началом атаки. Что такое блиндаж, окоп, пули, разрывы бомб и снарядов, М. Рожкову и его коллегам-музыкантам пришлось испытать, что называется, «на собственной шкуре». После штурма Ржева получил свою первую боевую медаль. Война для оркестра закончилась в Кенигсберге. Руководители ансамбля были демобилизованы в 1945 году. По приказу Маршала Баграмяна Михаил Рожков принял командование оркестром. В 1946 году приехал в Москву.

Утесов был первым, кто поддержал музыканта после войны в Москонцерте. Благодаря ему Рожков попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках. Продолжался творческий поиск, Михаил пробовал соединить балалайку в дуэте с различными инструментами и пришел к выводу, что идеальное сочетание – балалайка и гитара. Большую роль в жизни М.Ф. Рожкова в этот период сыграла встреча с замечательным гитаристом Георгием Ивановичем Меняевым. В 1958 году они создали, по существу, первый профессиональный дуэт балалайки и гитары и 15 лет проработали вместе, выступали по всему Союзу, были во многих зарубежных странах – почти во всех странах Европы, в Африке, дважды в Японии, в Америке...

После смерти Г.И. Меняева в течение 6 лет Михаил Рожков гастролировал с пианисткой Светланой Сорокиной. Потом полтора десятка лет снова выступал с гитаристом – Юрием Черновым.

Будучи коронованным виртуозом, М.Ф. Рожков продолжал постигать секреты любимого инструмента, не стеснялся учиться: играть дробь на балалайке – у Леонида Владимирова, балалаечника в оркестре ансамбля «Березка», у Феоктистова – вибрированному тремоло, у Нечепоренко – вибрато за подставкой, у Блинова – густому наполнению тремоло, учился секретам игры у Трояновского, Петрова, Успенского, Ульяновского.

Балалайку М. Рожкова можно услышать в более чем пятидесяти фильмах, среди них «Василий Андреев», «Война и мир», «Течет Волга», «А зори здесь тихие...», «Простая история» и др.
Михаил Федотович Рожков – народный артист России, лауреат I Всероссийского конкурса мастеров эстрадного искусства, академик Международной театральной академии. В 1998 году ему присвоено звание профессора гуманитарного факультета МАТИ имени К.Э. Циолковского, а в год своего 80-летия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 2005 году ему вручен орден Петра Великого.

Свободное время Михаил Федотович отдает книгам и спорту. В молодости увлекался греблей, байдаркой. Спортом занимается и по сей день, выделяет те виды, которые помогают сохранить профессиональную форму, ведь балалаечники играют согнувшись, с зажатой грудью. Любит велосипед, лыжи, бассейн, бадминтон, прогулки пешком.
Живет и работает в Москве.

Международный объединенный биографический центр


ШаловШалов Александр Борисович

Одна из самых ярких личностей в истории развития исполнительства на балалайке второй половины XX века, педагог, воспитавший не один десяток талантливых исполнителей, методист, сформировавший Петербургскую (Ленинградскую) высшую профессиональную исполнительскую школу, автор, произведения которого исполняют везде, где знают балалайку, талантливейший композитор.

Ученик З.И.Ставицкого и П.И. Нечепоренко в Ленинградском училище им. М.П. Мусоргского, он продолжил образование в институте им. Гнесиных, в Москве, у А.С.Илюхина и М.Ф.Рожкова, совмещая учебу с исполнительской деятельностью в качестве солиста оркестра им. В.В.Андреева(1954-63).

Этот человек стоял у истоков создания кафедры народных инструментов Петербургской Консерватории. Среди его выпускников немало известных исполнителей и педагогов. Это Андрюшенков, Денисенко, Данилов, Забродин, Осипов, Сенчуров, Царенко, Конов, Беляев и многие другие.

За свою долгую творческую жизнь А.Б.Шалов создал более ста обработок народных мелодий, переложений и оригинальных сочинений, чем значительно обогатил спектр возможностей балалайки как концертного инструмента.

А.Б. Шалов — лауреат Всероссийского радиоконкурса им. Н.П.Будашкина, Международного конкурса на лучшее сочинение для русских народных инструментов, член Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ, создатель Ленинградской-Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке, основатель класса балалайки в Ленинградской консерватории (1960), руководитель кафедры струнных народных инструментов (1981-95) доцент (с 1970) профессор (с 1987).

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью "За оборону Ленинграда". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1989). Действительный член Петровской Академии наук и искусств (1997). Лауреат Золотой книги Санкт-Петербурга (1998).

Одним из творческих достижений Александра Шалова стал ансамбль "Русская балалайка", созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля "Русская балалайка" и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская музыка.
Александр Борисович Шалов — крупная личность, талантливый во всем — и в области общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.

Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.

Умер Шалов 30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Всё о русской балалайке


ГорбачевГорбачев Андрей Александрович

Родился в 1970 году в Воронеже. В пять с половиной лет начал обучаться игре на балалайке у И.В. Иншакова (в настоящее время И.В. Иншаков заслуженный деятель искусств РФ, доцент ВГАИ). Закончил ДМШ № 1 г. Воронежа (ныне ССМШ «Музыкальный колледж»). Одно из первых выступления А. Горбачева было в восьмилетнем возрасте (1978 г.) с симфоническим оркестром Воронежской филармонии.

В 1988 году А. Горбачев экстерном заканчивает Воронежское музыкальное училище (класс преподавателя И.В. Иншакова) и поступает в ГМПИ имени Гнесиных.
С 1988 по 1989 г. проходит службу в Калининграде в ансамбле песни и пляски Балтийского флота. В 1994 году заканчивает РАМ им. Гнесиных (класс проф.П.И. Нечепоренко), а в 1997 г. ассистентуру-стажировку (без научного руководителя).

в 1989 году Андрей Александрович Горбачев начал сотрудничать с Татьяной Петровной Ханиновой – выпускницей ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского и ГМПИ им. Гнесиных (Ассистентура - стажировка в классе В. П. Стародубровского) в Российской академии музыки им. Гнесиных. Первое совместное выступление с сольной программой состоялось в 1990 году в Воронеже. В 1992 году Андрей Горбачев и Татьяна Ханинова получили Гран При и специальную премию "За артистизм" на I Международном конкурсе "Кубок Севера" в Череповце, а в 1993 году - первую премию и специальную премию "Дуэту исполнителей" на Международном конкурсе им. В. В. Андреева в Твери.
С 1993 года А.Горбачев и Т.Ханинова начали гастролировать по России и за рубежом как «Классик-дуэт». Впервые в этом жанре исполнители назвали свой ансамбль дуэтом. Характерные черты исполнительского стиля «Классик-дуэта»: яркость, эмоциональность и своеобычие интерпретаторских решений, безупречное техническое мастерство, эффект «слияния тембров» двух инструментов за счет необычного динамического баланса и особого характера туше, присущего обоим исполнителям.

Педагогической деятельностью А.Горбачев начал заниматься в 1997 году в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С. В.Рахманинова (специальный класс, методика, история исполнительства). С 2000 г. преподает в РАМ им. Гнесиных (специальный класс, методика, основы современного репертуара). С 2004 г. – доцент, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных. С 2007 г. - профессор ТГМПИ им. С.В.Рахманинова.

Всё о русской балалайке


БолдыревБолдырев Владимир Борисович

Значительный вклад В.Б.Болдырева в развитие отечественной музыкальной культуры отмечен почётными званиями заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Р.Ф., профессор. Владимир Борисович заведует кафедрой народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке, преподаёт в РАМ им.Гнесиных и ДМШ им. В.В.Андреева. Он председатель и член жюри многих престижных конкурсов, автор-составитель репертуарных сборников. Его мастер-классы посещают не только россияне, но и зарубежные любители игры на балалайке.

В.Болдырев, являясь одним из наиболее известных учеников П.И. Нечепоренко сегодня достойно, на новом современном уровне, продолжает традиции своего учителя. Академизм, высочайшая степень технической подготовки, филигранная отточенность музыкальных образов и формы исполняемых произведений – вот основные принципы исполнительской школы В.Б. Болдырева. Он воспитал плеяду блестящих балалаечников. Среди них: Д.Калинин, Е.Шабалин, Д.Павлов, А.Жуков, И.Бадян, и другие.

В 1966 году Владимир приехал в Москву и поступил в Гнесинский институт. Его новому педагогу, Павлу Ивановичу Нечепоренко, оставалось лишь направлять талантливого ученика к вершинам мастерства. «На занятиях по специальности,- вспоминает Владимир Борисович(журнал «Народник» 3(55)2006,стр.20) – никаких наставлений особенно и не было, только личный пример. Павел Иванович никогда не опаздывал на занятия. Он никогда не позволял что-то небрежно сыграть. Когда он сам играл, у него всё было отточено, любое произведение сделано до мельчайших подробностей».

«С кем поведёшься, от того и наберёшься» - гласит народная пословица. Владимир «жадно впитывал всё чем делился с ним его учитель. Рядом с Нечепоренко, под его неусыпным оком росло и крепло самобытное дарование Болдырева. В 1968 году Вгадимир Болдырев становится победителем на международном конкурсе в Софии, а в 1972 году в Москве, на 1 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах.

Закончились годы учёбы, началась проверка на прочность. Он - солист Московской филармонии, педагог Гнесинского института. Ежедневная артистическая и педагогичская жизнь. Концерты в Москве, области, по городам СССР, за рубежом. Занятия с учениками, сотрудничество с издательствами, оркестрами, композиторами.

Уважаемый профессор, заслуженный артист РФ, домрист Рудольф Васильевич Белов отмечает: «В.Б. Болдырев – это большой Мастер в народном деле, прекрасный педагог, одержимый и неутомимый. Он работает с учениками во всех звеньях учебной цепочки: школа, училище, вуз. И везде с одинаковым рвением, отдачей и, как следствие, успехами его учеников. Время показало, что сегодня он лидирующий педагог. В нём подкупают скромность, простота. Он тонкий дипломат. Как руководитель, он придерживается демократических принципов, что очень созвучно времени в котором мы живём».

Обыкновенное чудо Владимира Болдырева

 

 

 

Уроки игры на балалайке - Урок 1 (посадка)


Уроки игры на балалайке - Урок 2 (нотная грамота)


Уроки игры на балалайке - Урок 3 (постановка правой руки, прием пиццикато)


Уроки игры на балалайке - Урок 4 (постановка левой руки)


Уроки игры на балалайке - Урок 5 (постановка правой руки, прием бряцание)


Уроки игры на балалайке - Урок 6 (постановка правой руки, прием тремоло)


Уроки игры на балалайке - Урок 7 (игра аккордов)


Уроки игры на балалайке - Урок 8 (упражнения)


Видео:

Е. Блинов (Н.Ризоль Русские напевы)

 

А. Горбачев (Е. Дербенко Монолог и скерцо)

 

А. Горбачев (Н. Будашкин Концерт для домры с оркестром)


Комментарии Вконтакте: