Исследовательская работа "дети и война". Исследовательская работа на тему "дети войны - наши земляки" Скачать исследовательскую работу дети войны

XIII краевой конкурс исторических исследовательских работ

«Человек в истории. Россия – XX век»

Тема: Цена Победы.

Исследовательская работа по теме

"Детство, опаленное войной"

Российская Федерация, Забайкальский край, п. г.т. Шерловая Гора

Работу выполнила : ,

Ученица 7б класса, муниципальное общеобразовательное учреждение:

«Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора».

Адрес: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. МСК, кВ. 2.

Моб .: 8 914

Руководитель: ,

Отличник народного просвещения Российской Федерации,

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора»

муниципального общеобразовательного учреждения:

Шерловогорская общеобразовательная

Адрес школы: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. Ленина, д. 4, e-mail: *****@***ru

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42

учебный год

«Детство, опаленное войной»

средняя школа №42

Аннотация

Тема исследовательской работы «Детство, опаленное войной» выбрана не случайно.

Во-первых, прошедший 2010 год был годом Учителя, во-вторых - приближается святая для народной памяти дата – 67-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических лет, к событиям самой ожесточенной и кровопролитной войны. Учитывая эти два события, автор решил рассказать о трудном детстве в годы войны ветеранов педагогического труда.

Цель исследования :

· Доказать на примере жизни ветеранов педагогического труда, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства.

Задачи исследования:

· Провести опрос среди учащихся и жителей поселка

· Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших земляков.

· Оказать нашим ветеранам, в случае необходимости, посильную помощь

В научной статье (описание работы) представлены доказательства автора о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в поселке, было трудное детство. В работе речь идёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний учителей-ветеранов.

Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Шерловая Гора, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью. В работе описаны воспоминания ветеранов педагогического труда, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.

Эта работа имеет практический характер:

· материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе ;

· напечатаны в районной газете «Даурская новь»;

· востребованы архивом, Советом ветеранов поселка, школьным музеем.

«Детство, опаленное войной»

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная

средняя школа №42

____________________________________________________________________________________________

План исследований

Проблема исследовательской работы:

Большинство жителей поселка не знают ветеранов педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Не все жители поселка и школьники МОУ СОШ №42 верят, что в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело.

Гипотеза:

Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о ветеранах педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны, то учащиеся нашей школы и жители поселка будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.

Основная задача:

Привлечь внимание общественности к людям, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Основные методы и приемы:

Сбор материалов о людях, чье детство прошло в годы войны, именуемых в дальнейшем «Дети войны»;

«С большой радостью и желанием ученики 24 школы собрали деньги на подарки бойцам красной армии. Всего собрано 115 рублей 68 копеек». Изучая «Боевые листки», выяснилось, что учащиеся после уроков шли работать, помогать старшим: «Активно помогают фронту юные патриоты родины. Школьники - Чипизубов Петя, Скребнев Витя, Кулаков Володя и др. - ежемесячно выполняют свои задания на 200 %, а в отдельные дни - свыше 400 %». Юные шерловогорцы! Включайтесь в старательскую добычу металла, берите пример с лучших своих товарищей, добывайте больше олова для фронта!» (см. Приложение).

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. Это и подтвердило мою гипотезу.

Изучив отношение учащихся 4-7 классов и жителей поселка к ветеранам, выяснилось:

· Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95% ;

· У 99% опрошенных война затронула их семьи и, к сожалению, 1% не знают своего прошлого;

· 91,5 % респондентов не знают учителей, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны, 85,5 % опрошенных не знают жителей поселка, у которых детство проходило в годы войны.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию. Знакомить учащихся с людьми, чье детство прошло в военные годы и привлечь внимание общественности к детям войны.

В своей исследовательской работе, я пришла к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества. И с этим согласились респонденты: 94,5 % считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.

Мы будем продолжать собирать материал по теме «Детство, опаленное войной», чтобы сохранить память о тех, для кого матерью стала война, они – дети!

Сегодня мы - школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство.

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания «детей войны») может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов , диспутов по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению!

Источники

1. Собранный краеведческий материал «Детство, опаленное войной»

2. Материалы школьного музея о ветеранах педагогического труда

3. «Боевые листки», выпускаемые в годы войны Шерловогорской партийной организацией ГОКа.

4. Правовые документы (конституция РФ, «Закон о ветеранах», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг.»)

Исследовательская работа

Исследовательская работа

на тему:

«Война глазами детей

Выполнила

обучающаяся 8 класса Антоненкова Арина

Введение

Глава I

Глава II . «Мы тоже победили в той войне"

Глава III . Мои земляки – дети войны

Заключение

Список литературы

Введение

Запоминайте нас, пока мы есть,

ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..

Э. Асадов

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, мы осознали, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Нашимземлякам, чьедетство искалечила война, людям, потерявшим детство, мыпосвящаемэтуработу.

Актуальность работы: тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории.Сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Но война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Гипотеза :каждый ребёнок, переживший войну – герой. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь.

Объект исследования: наше село во время Великой Отечественной войны

Предмет исследования: жизнь детей на территории нашего села во время Великой Отечественной войны

Цель исследования : сохранить исторические сведения очевидцев для потомков.

Задачи исследования:

1.Проанализировать художественную, научно-историческую литературу по данной теме.

2. Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

3.Познакомиться и побеседовать с людьми села Хорошово, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

4.Обобщить собранный материал.

Методы исследования:

- интервьюирования

- аналитический

- работа с документами

Исследовательская работа содержит неопубликованные источники – личные интервью с участниками событий военных лет.

Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне.

Благодарим за оказанное содействие главу Хорошовского сельского поселения Анну Ивановну Изощенкову

Глава I . Маленькие герои большой войны

Идут годы. Время безжалостно отсчитывает даты. Всё меньше остаётся людей, видевших войну своими глазами. Переписывается история, по-новому расставляются акценты. Нынешние школьники с удивлением воспринимают словосочетание «пионеры-герои», имена которых раньше знала вся наша страна.

Кого мы считаем героем?Человека, совершившего нечто неординарное, защитившего кого-то ценой даже собственной жизни. Как высшие награды Великой Отечественной войны находилидостойных? Ведь ими зачастую оказывались самые обыкновенные люди, иногда совсем небольшие по возрасту, но гиганты по силе духа. Как превращались в героев простые школьники?

До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.Пришёл час, они показали,каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родинеи ненависть к её врагам.

Из приказа по немецкой армии (1942 год): «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Вот, что знаем мы о некоторых из них. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

Ученики 25 Калининской школы Вася Каширин и Витя Егоровдоставляли боеприпасы на огневую позицию. Люся Ремизова из Волгоградасумела передать советским воинам важные документы. Восьмилетний Игорь Михайлов награждён медалью «За оборону Сталинграда». Юнга Саша Ковалёв ценой собственной жизни спас боевой катер. Сын полка Витя Киселёв награждён медалью «За отвагу». Тринадцатилетний пионер из Калужской области Ваня Андрианов предупредил советских воинов о фашистской засаде. Сын полка Вася Леонов восемь раз переходил линию фронта, доставляя командованию очень важные сведения. Ваню Виноградоваиз села Демьянково Смоленской области фашисты застрелили за то, что он отказался снятьпионерский галстук. В 1941 годув Рузском районе Московской областибыла повешена фашистами Лида Матвеева, оказавшая помощь советским танкистам. Ученик Ростовского ремесленного училища Витя Черевичкин был убит фашистами за то, чтос помощью своихкрылатых питомцев голубей сообщил советским воинам о местонахождении фашистского штаба. Коля Леонтьев из города Луга заколот штыками как разведчик партизанского отряда. В конце 1942 года героически погиб тринадцатилетний пионер – связной партизанского отряда Коля Никифоренко из села Дарьевка Ворошиловградской области. Москвич Шура Ефремов со своими друзьями помогал партизанам в Ельнинском районе Смоленской области. Тринадцатилетний паренёк из деревни Барановка Коля Молчановзавёл гитлеровцев в непроходимое лесное болото, повторив подвиг Ивана Сусанина. Саше Чекалину из города Лихвин Тульской областипосмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За связь с подпольщиками в Ялте расстреляна Лиза Гавырина, повешенаЛида Горемыкина. В дни обороны Севастополясоветским войскам помогали в борьбе Люда и Алла Тяпкины. Ампутировали раздробленные фашистами пальцы рук «маленькому комиссару» Ване Губанову, ставшему сыном партизанского отряда «За Родину» на Смоленщине. В деревне Телявкино Рославльского района Смоленской областипосле ожесточённого боя с гитлеровцами и их пособниками-полицейскимив боевой строй партизан стала девочка Феня Паркесова, скрывавшаяся от расправы фашистов.
Детивоеннойпоры!Этобылисамыеобыкновенныедевчонкии мальчишки,незнавшиедетства.Исейчас,ставвзрослыми,живутрядом с нами. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно,естьучёные,историки,которыемогутподсчитатьчисло сожженныхдеревень,разрушенныхгородов… Нонемогутони рассказать, чточувствоваласемилетняя девочка,наглазахкоторой бомбойразорвало сеструибрата.Очём думалголодныйдесятилетний мальчиквблокадном Ленинграде,варившийвводекожаныйботинок,глядянатрупысвоих родителей.Обэтоммогутрассказатьтолькоони сами.Те,ктовиделэту войну. Ихсудьбытакиеразныеитакиесхожие. Войнасталаихобщей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Выводы по главе I

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Глава II . «Мы тоже победили в той войне»

Известно,чтовойнаунесла13миллионовдетскихжизней .А сколькодетейосиротелозаэтовремя?Дети военной поры были лишены детства. Многим ребятам заменили семью военные части и партизанские отряды. Кого-то вместе с родителями угоняли в Германию.

Весь период оккупации, длившийся 784 дня и ночи, в Рославле и окружающих его районах свирепствовал военно-полицейский террор. Шли массовые аресты, заживо закапывались в ямах, сжигались в своих жилищах ни в чем не повинные люди, в том числе дети, старики и женщины. По данным Чрезвычайной государственной комиссии, в Рославле и Рославльском районе фашисты уничтожили более 100 тысяч советских людей, угнали на каторгу в Германию несколько тысяч юношей и девушек .

МыдетиXXIвека,незнающие войны,собираемпокрупицам информациюопоколениинашихпредков,опоколениидетейвоенного времени. Именновихвоспоминанияхэтострашноевремяпропитаногоречьюи печалью.А в детстве всегда всё воспринимается острее и запоминается лучше.

Село Хорошово - это место, где мы родились и выросли. Здесь рядомс намиживут замечательные люди. Собирая материал для нашейработы, мы встречалисьс некоторыми из них, и никто не отказывался наспринять и помочь нам. Сейчас это пожилые люди. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мысчитаем, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

На протяжении ряда лет в нашей школе реализуется долгосрочный проект «Мы тоже победили в той войне», посвящённый детям военного времени. Ежегодно 25 сентября и 9 мая обучающиеся нашей школы посещают ветеранов войны, а также жителей села, чьё детство пришлось на военные годы. Основной задачей данной исследовательской работы является обобщение материала об очевидцах Великой Отечественной войны, в силу малого возраста не участвующих в военных действиях(«детей войны»).

Мы обратились в сельскую администрацию и узнали, что всего на территории нашей сельского поселения зарегистрировано 80 человек 1945 года рождения и старше. Из них в деревне Хорошово проживает 19 человек (Приложение 2). Мы поставили перед собой задачу посетить с визитом каждого из этих людей. Вот приблизительный список вопросов, которые были заданы нашим односельчанам:

1.Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях проживания Вашей семьи?

2.Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?

3.Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то сколько? Старше или моложе?

4.Что Вы помните о начале войны: как Вы узнали, что началась война,

где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года, какие решения приняли Ваши родители в тот момент?

5. Как изменилась Ваша жизнь после начала войны: место проживания,

занятия родителей, иных родственников?

6.Чем занимались Вы в годы войны (учились, работали)? Была ли возможность отдыхать, играть?

7. Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?

8. Что Вы помните о Дне Победы: как Вы узнали о победе в войне, где Вы в тот момент находились, какие потери понесла Ваша семья в годы войны?

9.Есть ли у вас награды?

10.Имеются ли у вас фотографии, документы, иные памятные свидетельства из того периода?

В текущем учебном году в рамках проекта реализованы также следующие мероприятия:

- Проведено анкетирование обучающихся школы «Что мы знаем о Великой отечественной войне?» (Приложение 1)

- Проведена акция ко Дню пожилого человека «Согреем ладони, разгладим морщины.

- Подготовлена литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной», представленная в рамках фестиваля детского творчества «Радуга – 2015».

В перспективе проекта предполагается создание постоянно действующего волонтёрского объединения по оказанию реальной помощи пожилым людям, проживающим на территории нашего села.

Выводы по главе II

Наша исследовательская работа является составной частью второго этапа долгосрочного проекта «Мы тоже победили в той войне», осуществляемого на протяжении 2011-2015 гг.

В рамках проекта проводятся также следующие мероприятия:

- Составлены списки проживающих на территории деревни Хорошово и Хорошовской сельской администрации лиц старше 1945 гола рождения;

- Проводится сбор материала в виде рассказов очевидцев о жизни на территории Хорошовского поселения во время Великой отечественной войны.

В перспективе предполагается создание волонтёрского движения по оказанию помощи пожилым жителям нашего села.

Глава III . Мои земляки – дети войны

Войнаи дети… Как несовместимы эти понятия!Этислова никогда не должны стоять рядом. Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войныпозналигоречьжизнираньше,чемнаучилисьпониматьэтужизнь.

Мы тоже дети, и нам не безразлична судьба тех людей, которые живут рядом с нами.Изадачанашегопоколениязаключаетсявтом,чтобынедопустить повторатого страшного времени.

Из воспоминаний Долина Константина Ивановича (Приложение 3): в 1940 году в деревне Чепищево было 100 хозяйств. Довоенная деревня была какой – то уютной, тёплой, весёлой.

Он хорошо помнит, как в июле 1941 года жителей отправили в эвакуацию. Это были три семьи:семья Долиных – мать, Иван, сестра Мария, брат Александр; семья Черткова Стефана Протасьевича, секретаря сельского совета и жена с сыномдяди Ивана Константиновича, председателя сельского совета. Налошадях, с заготовленнойпровизией беженцытронулись на восток. Добраться смогли только до деревни Свиридовка Рославльского района, где лошадей пришлось отдатьвоенным офицерам. Каким-то чудом они сумели вернутьсяв Чепищево, ни разу не встретившись с немцами. Так случилось, что все остались живы.

3или 4 августа 1941 года начался артобстрел деревни. Снаряды падали на лес. После обстрела селяне впервыеувидели немцев – на велосипедах, в рубахах с засученными рукавами, с автоматами. Следом пришла на постой воинская часть. Начался разбой: стреляли кур, уток, гусей, забирали поросят.

4 августа прошёл слух, что на дороге Чепищево – Колпеница лежит убитый председатель сельского совета, дядя Ивана Константиновича, Долин Моисей Осипович. В этот же день в другом конце деревни был убит Чернышев Никита Фёдорович. Так чепищевцы впервые увидели войну Вскоре колхоз распустили и создали общину. Разделили колхозное имущество. Люди стали жить единолично, некоторыебыстро обогатились. Старостой назначили Бориса Тимофеевича Магазинова, начальником полиции Егора Фёдоровича Чернышева. Они оба воевали в первую мировую войну и были плену у немцев и знали немецкий язык. Бургомистра Юрия Ивановича Земмеляприслали из города.

Иван Константинович говорит, что все полицейские и другие представители немецкой власти много пьянствовали. То ли от страха перед отмщением, то от бесконтрольности и распущенности. Самогон жители гнали открыто прямо на улице. Немецкие часовые подходили попробовать: «Гут, гут, шнапс»,- говорили. И возвращались для «дозаправки».

В самом начале войны в 1941 году за деревню Чепищево шли ожесточенные бои, и сейчас, спустя много лет, ещё видны окопы и траншеи на Сусловой горе, возле Малахова моста. Найденные захоронения погибших бойцов были вывезены в город Рославль и перезахоронены в братской могиле.

Немцы, уходя, сожги всю деревню. Остались несколько домов на отшибе. Вернувшиеся из леса люди зимовали в уцелевших избах, баньках, землянках. А от голода спасла ещё не выкопанная на полях картошка.

Из числа жителей Чепищева на фронте погибло 34 человека.

Молодёжь немцы угнали в Германию. Угону подлежали все несемейные парни и девушки . Многие из них погибли в концлагерях. Многие просто не смогли вернуться. Здесь их тоже ждали лагеря. Так после войны и не смогла полноценно восстановиться деревня.

Иван Константинович Долин в 1946 году после окончания шестого класса поступил в школу ФЗО №27 города Рославля, приписав себе два лишних года. Затем окончил Демидовский техникум механизации сельского хозяйства, Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования и работал на руководящих и инженерных должностях в Тульской области. Умер в сентябре 2010 года.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. А для нас главное сейчас – не забыть подвига людей, переживших эти страшные годы, потому что благодаря таким как они мы сейчас можем жить в мире.

Из воспоминаний Храмцовой (Паршиной) Валентины Николаевны 1938 года рождения (Приложение 4). Родилась Валентина Николаевна в городе Юхнове Калужской области. В январе 1942 года фашисты выгнали жителей из своих домов. Семья Валентины Николаевны переселилась в деревню. Когда их дом был сожжён, они жили в бане. Зима 1942 года была самой суровой за всю войну. Жителей погнали в Бобруйск расчищать аэродромы. Шли по Варшавскому шоссе, несли детей на руках. Дети плакали, просили кушать. «А нам с сестрой есть совсем не хотелось. Как говорила наша мама, мы выжили только потому, что были «несъестные»» - вспоминает Валентина Николаевна. Грудные дети не выдерживали, замерзали, их закапывали прямо в сугробы. СначалаВалентину Николаевну с сестрой везли на санях в «плетухе», затем людей пересадили в колонну немецких машин. На Спас-Деменском повороте машины подверглись бомбардировке советскими самолётами. Многие погибли. Многие потеряли друг друга.

По прибытии в Рославль людей поселили в колокольню церкви на Юр-горе. Внизу было много пленных советских солдат. Выдали котелок. Кормили. Разрешали спускаться к ручью за водой. Самое страшное воспоминание, как фашистский офицер выхватил из рук женщины плакавшего навзрыд грудного ребёнка и ударил его о стену. Эта вдруг наступившая страшная тишина преследует Валентину Николаевну всю жизнь.

В Германию семью не угнали. После того, как при бомбёжке потерялась мать с грудным ребёнком, в семье остались только малые и старые. Такие фашистам были не нужны, их ждал расстрел.Однажды один из полицейских предупредил, что надо уходить, т.к. сегодня будут расстреливать советских пленных, а заодно и всех остальных. Семье Валентины Николаевны удалось бежать в деревню Мохи (ныне не существующую) близ Хорошово. Заняли пустующий дом, хозяева которого были репрессированы в 1939 году. Обрабатывали землю, ходили побираться в Чепищево, Хорошово, Осиновку. Через реку Остёр был построен понтонный мост. Фашистский часовой на мосту обязательно проверял торбы, забирал лучшие куски. Так жили до 1943 года. Однажды кто-то сказал, что будут бомбить Рославль. Жители построили землянки, прятались в них. Рославль бомбили очень сильно, земля дрожала под ногами. Небо было красным от взрывов. Валентина Николаевна по сей день, видя ярко- алый закат не может сдержать слёз, слишком тяжелы воспоминания. Через год после освобождения Смоленщины семья смогла вернуться в Юхнов.

Выводы по главе III

Война и все события, связанные с ней, оставили глубокий и трагический след в судьбе каждого жителя нашего села. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. И пусть о них не написали в книгах, не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети сполна испытали все её ужасы. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни .

В результате своей работы мы пришлик следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне.

Таким образом, гипотеза работы нашла своё подтверждение.

Практическое значение работы: материалыработыможноиспользоватьнаурокахисториии литературы Смоленщины, школьных мероприятиях, классных часах. Поскольку тема «Дети войны» чаще всего остается в стороне.

В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!

Список литературы

1. «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42

2. Боровичёв П.И. За линией фронта.- Смоленское областное издательство «Смядынь», 1998.

3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

4. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./

Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001

5. Война и дети: рассказы рос. Писателей о войне / председатель редкол.А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 – М.: Изд. Дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.

6. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

7. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.

8. Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман-газета», №27, 2010, с. 27

9. Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».- М.:ОЛМА-

ПРЕСС Образование,2003

10. Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.-сост. В. Яковлев.-М.: Мол. Гвардия, 1987.-238 с

11.

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.


Краеведческий школьный клуб «Атланты» Девиз: История края, походы, экскурсии, Народный фольклор, война, революции… Познает историю соцветие талантов - Клуб патриотов школы «Атланты». Проект: «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!»


1. Исследовать воспоминания детей войны: о быте военной деревни в глубоком тылу; о занятиях и образе жизни сибирских девчонок и мальчишек; о школе военного времени; о детских играх и развлечениях. 2. Найти ответы на проблемные вопросы. Задачи исследования


Предмет исследования:исследования: историческое наследие периода Великой Отечественной войны. Объект исследования: воспоминания, фотографии, документы детей военной поры Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!


Изучение и обобщение сведений устных исторических источников (результаты опроса односельчан); Изучение фотографий, вещественных источников; Сравнение воспоминаний детей войны, выявление сходств и различий в их рассказах; Подтверждение высказанных суждений фрагментами стихотворных произведений; Формулирование собственных оценочных суждений о военном детстве; Оформление результатов работы. Методы исследования


Исследование построено: на материалах школьного музея; на воспоминаниях детей военного времени, проживающих на территории МО «Казачье». Использование материалов: для проведения уроков и классных часов, посвященных истории родного края; для проведения уроков мужества и экскурсий на базе школьного краеведческого музея. Практическая значимость исследования


Оформление презентации в программе Power Point;презентации в программе Power Point; Оформление альбома-раскладушки;альбома-раскладушки; Оформление видеоролика в программе Move Maker;видеоролика в программе Move Maker; Подготовка текста экскурсии по экспозиции музея «Дети войны» Презентация проекта: Демонстрация видеоролика «Дети войны»; Открытие на базе школьного музея экспозиции «Дети войны»; Экскурсия по экспозиции музея «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!» Результаты проектной работы


Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны. И мы не можем, не должны о них забывать, не должны обойти памятью их поколение. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. Не озлобились, а продолжают любить жизнь во всей ее многоцветности. Выводы «Слова, что мы при жизни заслужили, скажите нам до наших похорон». В. Фокин



Введение

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…

Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия в военных действиях и в тылу, истоки их героизма.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему психолого-нравственных аспектов детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования : образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Основная часть

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков - единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.

В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944-м, известной она стала гораздо позже.

С конца 50-х, начали появляться книги о других пионерах-героях - так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная "пионерская" книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский - "Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем. Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К-сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

Дети на фронте и в оккупации.

Дети блокадного Ленинграда.

Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.

Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.

Володя Дубинин

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Марат Казей

Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи.

Марат во время войны оказался в партизанском отряде, ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Продолжение следует