Каковы уроки первой мировой войны кратко. Первой мировой войны. Капитуляция стран коалиции Центральных держав

Первая мировая война (1914 - 1918)

Российская Империя развалилась. Одна из целей войны решена.

Чемберлен

Первая мировая война длилась с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918. В ней принимало участие 38 государств с населением 62% от мирового. Эта война была достаточно неоднозначной и крайне противоречиво описана в современной истории. Я специально привел в эпиграфе слова Чемберлена, чтобы лишний раз подчеркнуть эту противоречивость. Видный политик Англии (союзник России по войне), говорит, что свержением самодержавия в России достигнута одна из целей войны!

Большую роль в начале войны сыграли Балканские страны. Самостоятельными они не были. На их политику (как внешнюю, так и внутреннюю) большое влияние оказывала Англия. Германия к тому времени утратила свое влияние в этом регионе, хотя продолжительное время контролировала Болгарию.

  • Антанта. Российская империя, Франция, Великобритания. Союзниками выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.
  • Тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Позже к ним присоединилось Болгарское царство, и коалиция стала именоваться «Четверной союз».

В войне принимали участие следующие крупные страны: Австро-Венгрия (27 июля 1914 - 3 ноября 1918), Германия (1 августа 1914 - 11 ноября 1918), Турция (29 октября 1914 - 30 октября 1918), Болгария (14 октября 1915 - 29 сентября 1918). Страны Антанты и союзники: Россия (1 августа 1914 - 3 марта 1918), Франция (3 августа 1914), Бельгия (3 августа 1914), Великобритания (4 августа 1914), Италия (23 мая 1915), Румыния (27 августа 1916).

Еще 1 важный момент. Изначально членом "Тройственного союза" была Италия. Но после начала Первой мировой войны, итальянцы объявили о нейтралитете.

Причины Первой мировой войны

Главная причина начала Первой мировой войны заключается в стремлении ведущих держав, прежде всего Англии, Франции и Австро-Венгрии к переделу мира. Дело в том, что колониальная система к началу 20 века рухнула. Ведущим европейским странам, которые годами процветали за счет эксплуатации колоний, теперь нельзя было получать ресурсы просто так, отнимая их у индусов, африканцев и южноамериканцев. Теперь ресурсы можно было только отвоевывать друг у друга. Поэтому и нарастали противоречия:

  • Между Англией и Германией. Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства.
  • Между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-71 годов. Так же Франция стремилась захватить немецкий Саарский угольный бассейн.
  • Между Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику.
  • Между Россией и Австро-Венгрией. Противоречия возникали из-за стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Повод к началу войны

Поводом к началу Первой мировой войны послужили события в Сараево (Босния и Герцеговина). 28 июня 1914 года член организации «Черная рука» движения «Молодая Босния» Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франса Фердинанда. Фердинанд был наследником австро-венгерского престола, поэтому резонанс у убийства был громадный. Это был повод Австро-Венгрии напасть на Сербию.

Здесь очень важно поведение Англии, поскольку Австро-Венгрия самостоятельно не могла начать войну, ведь это практически гарантировало войну во всей Европе. Англичане на уровне посольства убеждали Николая 2, что Россия в случае агрессии не должна оставлять Сербию без помощи. Но тут же вся (подчеркиваю это)английская пресса писала о том, что сербы варвары и Австро-Венгрия не должна оставлять безнаказанным убийство эрцгерцога. То есть, Англия сделала все, чтобы Австро-Венгрия, Германия и Россия не уклонялись от войны.

Важные нюансы повода к войне

Во всех учебниках нам говорят, что главный и единственный повод к началу первой мировой войны – убийство австрийского эрцгерцога. При этом забывают сказать о том, что на следующий день, 29 июня, состоялось еще 1 знаковое убийство. Был убит французский политик Жан Жорес, который активно выступал против войны и имел большое влияние во Франции. За несколько же недель до убийства эрцгерцога было покушение на Распутина, который как и Жорес был противником войны и имел большое влияние на Николая 2. Также хочу отметить некоторые факты из судьбы главных героев тех дней:

  • Гаврило Принципин. Погиб в тюрьме в 1918 от туберкулеза.
  • Посол России в Сербии – Хартли. В 1914 умер в посольстве Австрии в Сербии, куда он пришел на прием.
  • Полковник Апис, руководитель «Черной руки». Расстрелян в 1917.
  • В 1917 исчезла переписка Хартли с Созоновым (следующий посол России в Сербии).

Это все указывает, что в событиях дней было очень много черных пятен, которые не раскрыты до сих пор. И это очень важно понимать.

Роль Англии в развязывании войны

В начале 20 века в континентальной Европе были 2 большие державы: Германия и Россия. Открыто воевать друг против друга они не хотели, поскольку силы были примерно равны. Поэтому в «июльском кризисе» 1914 года обе стороны заняли выжидательную позицию. На передний же план вышла английская дипломатия. Она по средствам прессы и тайной дипломатии донесла до Германии позицию – в случае войны Англия сохранит нейтралитет или займет сторону Германии. Открытой же дипломатией Николаю 2 донеслась обратная мысль, что в случае начала войны Англия встанет на сторону России.

Нужно четко понимать, что одного открытого заявления Англии, что она не допустит войны в Европе, было бы достаточно, чтобы ни Германия, ни Россия ни о чем подобном и не помышляли. Естественно, что в таких условия и Австро-Венгрия не решалась бы нападать на Сербию. Но Англия всей своей дипломатией подталкивала европейские страны к войне.

Россия перед войной

Перед первой мировой войной Россия провела реформу армии. В 1907 году была проведена реформа флота, а в 1910 реформа сухопутных войск. Страна многократно увеличила военные расходы, а общая численность армии в мирное время составляла теперь 2 миллиона человек. В 1912 году Россия принимает новый Устав полевой службы. Сегодня его по праву называют самым совершенным Уставом своего времени, поскольку он мотивировал солдат и командиров на проявление личной инициативы. Важный момент! Доктрина армии Российской империи была наступательной.

Несмотря на то, что было много положительных изменений, были и очень серьезные просчеты. Главный из них – недооценка роли артиллерии в войне. Как показал ход событий первой мировой войны – это была страшная ошибка, которая четко показала, что на момент начала 20 века русские генералы серьезно отстали от времени. Они жили прошлым, когда важна была роль кавалерии. В итоге же 75% всех потерь первой мировой были нанесены артиллерией! Это приговор императорскому генералитету.

Важно отметить, что Россия подготовку к войне (на должном уровне) так и не закончила, а Германия ее завершила в 1914.

Соотношение сил и средств перед войной и после нее

Артиллерия

Число орудий

Из них тяжелые орудия

Австро-Венгрия

Германия

По данным из таблицы видно, что по тяжелым орудиям Германия и Австро-Венгрия многократно превосходили Россию и Францию. Поэтому и соотношение сил было в пользу первых двух стран. Более того, немцы, как обычно, перед войной создали отличную военную промышленность, которая ежедневно изготавливала 250 000 снарядов. Для сравнения, Британия производила 10 000 снарядов в месяц! Как говорится, ощутите разницу…

Еще один пример, показывающий значимость артиллерии, это бои на линии Дунаец Горлице (май 1915). За 4 часа армия Германии выпустила 700 000 снарядов. Для сравнения, за всю франко-прусскую войну (1870-71) Германия выпустила чуть более 800 000 снарядов. То есть за 4 часа немного меньше, чем за всю войну. Немцы четко понимали, что решающую роль в войне сыграет тяжелая артиллерия.

Вооружение и военная техника

Производство вооружения и техники в годы первой мировой (тысяч единиц).

Стрелковое

Артиллерия

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Данная таблица четко показывает слабость Российской Империи в плане оснащения армии. По всем основным показателям Россия сильно уступает Германии, но также уступает и Франции с Великобританией. Во многом из-за этого война оказалась для нашей страны такой сложной.


Численность людей (пехота)

Численность воюющей пехоты (миллионов человек).

В начале войны

К концу войны

Потери убитыми

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Таблица показывает, что наименьший вклад, как в плане воюющих, так и в плане погибших, в войну внесла Великобритания. Это логично, поскольку англичане в крупных сражениях толком и не участвовали. Показателен другой пример из этой таблицы. Нам во всех учебниках рассказывают, что Австро-Венгрия из-за больших потерь не могла воевать самостоятельно, и ей всегда требовалась помощь Германии. Но обратите внимание на Австро-Венгрию и Францию в таблице. Цифры идентичные! Точно также как Германии приходилось воевать за Австро-Венгрию, так и России приходилось воевать за Францию (не случайно русская армия трижды за годы Первой мировой спасала своими действиями Париж от капитуляции).

Также таблица показывает, что фактически война шла между Россией и Германией. Обе страны потеряли убитыми 4,3 миллиона человек, а Великобритания, Франция и Австро-Венгрия вместе потеряли 3,5 миллиона человек. Цифры красноречивы. Но получилось так, что страны, которые больше всего воевали и приложили усилий в войне, оказались ни с чем. Сначала Россия подписала позорный для себя Брестский мир, потеряв множество земель. Потом и Германия подписала Версальский мир, по сути, утратив самостоятельность.


Ход войны

Военные события 1914 года

28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Это повлекло за собой втягивание в войну стран Тройственного союза, с одной стороны, и Антанты, с другой стороны.

Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914 года. Верховным главнокомандующим был назначен Николай Николаевич Романов (дядя Николая 2).

В первые дни начала войны Петербург был переименован в Петроград. Поскольку началась война с Германией, и столица не могла иметь название немецкого происхождения - «бург».

Историческая справка


Немецкий «План Шлиффена»

Германия оказалась под угрозой войны на два фронта: Восточный – с Россией, Западный – с Францией. Тогда немецкое командование разработало «план Шлиффена», согласно которому Германия должна за 40 дней разгромить Францию и потом уже воевать с Россией. Почему 40 дней? Немцы считали, что именно столько понадобится России, чтобы провести мобилизацию. Поэтому, когда Россия отмобилизуется, Франция уже будет вне игры.

2 августа 1914 года Германия захватывает Люксембург, 4 августа вторглись в Бельгию (нейтральная страна на тот момент), а к 20 августа Германия вышла к границам Франции. Началась реализация плана Шлиффена. Германия продвигалась вглубь Франции, но 5 сентября была остановлена у реки Марна, где случилось сражение, в котором с обеих сторон участвовало порядка2 миллионов человек.

Северо-Западный фронт России в 1914

Россия в начале войны сделала глупость, которую Германия никак не могла просчитать. Николай 2 решил вступить в войну, не отмобилизовав полностью армию. 4 августа русские войска, под командованием Ренненкампфа, начали наступление в Восточной Пруссии (современный Калининград). В помощь ей была оснащена армия Самсонова. Изначально войска действовали успешно, и Германия была вынуждена отступать. В результате часть сил Западного фронта была переброшена на Восточный. Итог – Германия отбила наступление России в Восточной Пруссии (войска действовали неорганизованно и не хватало ресурсов), но в результате провалился план Шлиффена, и Францию захватить не удалось. Так, Россия спасла Париж, правда путем разгрома своей 1-ой и 2-ой армии. После этого началась позиционная война.

Юго-Западный фронт России

На юго-западном фронте в августе-сентябре Россия предприняла наступательную операцию на Галицию, которую занимали войска Австро-Венгрии. Галицийская операция была более успешной, чем наступление в Восточной Пруссии. В этом сражении Австро-Венгрия потерпела катастрофическое поражение. 400 тысяч человек убитыми, 100 тысяч плененных. Для сравнения русская армия потеряла 150 тысяч человек убитыми. После этого Австро-Венгрия фактически вышла из войны, поскольку утратила возможность вести самостоятельные действия. От полного разгрома Австрию спасла только помощь Германии, которая была вынуждена перебросить в Галицию дополнительные дивизии.

Главные итоги военной компании 1914 года

  • Германии не удалось реализовать план Шлиффена по молниеносной войне.
  • Никому не удалось завоевать решающего преимущества. Война превратилась в позиционную.

Карта военных событий 1914-15 годов


Военные события 1915 года

В 1915 году Германия решила перенести основной удар на восточный фронт, направив все силы на войну с Россией, которая была самой слабой страной Антанты, по мнению немцев. Это был стратегический план, разработанный командующим Восточным фронтом – генералом фон Гинденбургом. России удалось сорвать этот план только ценой колоссальных потерь, но при этом 1915 получился для империи Николая 2 просто ужасным.


Положение на северо-западном фронте

С января по октябрь Германия вела активное наступление, в результате которого Россия потеряла Польшу, западную Украину, часть Прибалтики, западную Белоруссию. Россия перешла в глубокую оборону. Потери русских были гигантские:

  • Убито и ранено – 850 тысяч человек
  • Попало в плен – 900 тысяч человек

Россия не капитулировала, но у стран «Тройственного союза» сложилось убеждение, что от полученных потерь Россия уже не сумеет восстановиться.

Успехи Германии на этом участке фронта привели к тому, что 14 октября 1915 года в первую мировую войну вступает Болгария (на стороне Германии и Австро-Венгрии).

Положение на юго-западном фронте

Немцы, совместно с Австро-Венгрией, весной 1915 года организовали Горлицкий прорыв, заставив весь юго-западный фронт России отступать. Галиция, которую захватили в 1914 году, была полностью потеряна. Добиться этого перевеса Германия смогла благодаря страшным ошибкам российского командования, а также существенному техническому перевесу. Немецкое превосходство в технике достигало:

  • 2,5 раза в пулеметах.
  • 4,5 раза в легкой артиллерии.
  • 40 раз в тяжелой артиллерии.

Вывести Россию из войны не удалось, но потери и на этом участке фронта были гигантскими: 150 тысяч убитых, 700 тысяч раненых, 900 тысяч пленных и 4 миллиона беженцев.

Положение на западном фронте

«На западном фронте все спокойно». Этой фразой можно охарактеризовать то, как протекала война между Германией и Францией в 1915 году. Были вялые военные действия, в которых никто не стремился к инициативе. Германия реализовывала планы в восточной Европе, а Англия с Францией спокойно мобилизовывали экономику и армию, готовясь к дальнейшей войне. Помощи России никакой никто не оказывал, хотя Николай 2 неоднократно обращался к Франции, прежде всего, чтобы та перешла к активным действиям на Западном фронте. Его, как водится, никто не слышал… Кстати, эта вялая война на западном для Германии фронте отлично описана Хемингуэем в романе «Прощай оружие».

Главный же итог 1915 года – Германия не смогла вывести из войны Россию, хотя на это были брошены все силы. Стало очевидно, что Первая мировая война затянется надолго, поскольку за 1,5 года войны никто не сумел получить перевеса или стратегической инициативы.

Военные события 1916 года


«Верденская мясорубка»

В феврале 1916 года Германия начала генеральное наступление на Францию, с целью овладеть Парижем. Для этого был осуществлен поход на Верден, который прикрывал подступы к французской столице. Сражение длилось до конца 1916 года. За это время погибло 2 миллиона человек, за что сражение получило название «Верденская мясорубка». Франция устояла, но опять благодаря тому, что на выручку ей пришла Россия, которая активизировалась на юго-западном фронте.

События на юго-западном фронте в 1916

В мае 1916 года русские войска перешли в наступление, которое продолжалось 2 месяца. В историю это наступление вошло под названием «Брусиловский прорыв». Такое название обусловлено тем, что русской армией командовал генерал Брусилов. Прорыв обороны на Буковине (от Луцка до Черновиц) случился 5 июня. Русской армии удалось не только прорвать оборону, но и продвинуться в ее глубь местами до 120 километров. Потери немцев и австро-венгров были катастрофическими. 1,5 миллиона погибших раненых и пленных. Наступление было остановлено только дополнительными немецкими дивизиями, которые спешно перебросили сюда из Вердена (Франция) и из Италии.

В этом наступлении русской армии не обошлось без ложки дегтя. Подбросили ее, как водятся, союзники. 27 августа 1916 года в первую мировую войну на стороне Антанты вступает Румыния. Германия очень быстро нанесла ей поражение. В результате Румыния потеряла армию, а Россия получила дополнительно 2 тысячи километров фронта.

События на Кавказском и Северо-Западном фронтах

На Северо-Западном фронте продолжались позиционные бои в период весна-осень. Что касается Кавказского фронта, здесь основные события продолжались с начала 1916 по апрель месяц. За это время были проведены 2 операции: Эрзурмурская и Трапезундская. По их результатам была завоеваны, соответственно, Эрзурум и Трапезунд.

Итог 1916 года в первой мировой войне

  • Стратегическая инициатива перешла на сторону Антанты.
  • Французская крепость Верден устояла благодаря наступлению русской армии.
  • В войну вступила Румыния на стороне Антанты.
  • Россия провела мощное наступление – Брусиловский прорыв.

Военные и политические события 1917


1917 год в Первой мировой войне ознаменовался тем, что война продолжалась на фоне революционной обстановке в России и Германии, а также ухудшением экономического положения стран. Приведу пример России. За 3 года войны цены на основные продукты в среднем выросли в 4-4,5 раза. Естественно это вызывало недовольство народа. Добавляем к этому большие потери и изнурительную войну – получается отличная почва для революционеров. Аналогичная ситуация и в Германии.

В 1917 году в первую мировую вступают Соединенные Штаты. Позиции «Тройственного союза» ухудшаются. Германия с союзниками не может эффективно воевать на 2 фронта, в результате чего переходит к обороне.

Окончание войны для России

Весной 1917 года Германия предприняла очередное наступление на Западном фронте. Несмотря на события в России, западные страны требовали, чтобы Временное правительство исполняло соглашения, подписанные Империей, и отправило войска в наступление. В результате 16 июня русская армия перешла в наступление в районе Львова. Опять же, мы спасли союзников от крупных сражений, но сами подставились капитально.

Русская армия, измотанная войной и потерями, не хотела воевать. Вопросы провианта, обмундирования и обеспечения припасами за годы войны так и не были решены. Армия воевала неохотно, но вперед продвигалась. Немцы были вынуждены вновь перебросить сюда войска, а союзники России по Антанте вновь изолировали себя, наблюдая за тем, что будет происходить дальше. 6 июля Германия перешла в контрнаступление. В его результате 150 000 русских солдат погибло. Армия фактически перестала существовать. Фронт развалился. Россия воевать больше не могла, и эта катастрофа была неминуема.


Люди требовали выхода России из войны. И это было одно из их главных требований к большевикам, которые в октябре 1917 года захватили власть. Изначально на 2 съезде партии Большевики подписали декрет «О мире», фактически провозгласив выход России из войны, а 3 марта 1918 года подписали Брестский мир. Условия этого мира были следующими:

  • Россия заключает мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией.
  • Россия теряет Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику.
  • Россия уступает Турции Батум, Карс и Ардаган.

В результате своего участия в Первой мировой войне Россия потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пашневых земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.

Историческая справка

События в войне в 1918 году

Германия избавилась от Восточного фронта и от необходимости вести войну по 2-ум направлениям. В результате весной и летом 1918 года она предприняла попытки наступления на Западном фронте, но никакого успеха это наступление не имело. Более того, по его ходу становилось очевидно, что Германия выжимает максимум из себя, и что ей необходим перерыв в войне.

Осень 1918-го

Решающие события в первой мировой войне произошли осенью. Страны Антанты совместно с США перешли в наступление. Немецкая армия была полностью вытеснена из Франции и Бельгии. В октябре Австро-Венгрия, Турция и Болгария заключили перемирие с Антантой, и Германия осталась воевать в одиночестве. Ее положение было безнадежным, после того, как немецкие союзники по «Тройственному союзу» по сути капитулировали. Вылилось это в то же, что произошло и в России – революция. 9 ноября 1918 года император Вильгельм 2 был свергнут.

Окончание Первой мировой войны


11 ноября 1918 года первая мировая война 1914-1918 годов завершилась. Германия подписала полную капитуляцию. Произошло это под Парижем, в Компьенском лесу, на станции Ретонд. Капитуляция принимал французский маршал Фош. Условия подписанного мира были следующими:

  • Германия признает полное поражение в войне.
  • Возврат Франции провинции Эльзас и Лотарингия к границам 1870 года, а также передача Саарского угольного бассейна.
  • Германии теряла все свои колониальные владения, а также обязывалась передать 1/8 часть своей территории географическим соседям.
  • На 15 лет войск Антанты находятся на левом берегу Рейна.
  • К 1 мая 1921 Германия должна была выплатить членам Антанты (России ничего не полагалось) 20 миллиардов марок золотом, товарами, ценными бумагами и т.п.
  • 30 лет Германия должна выплачивать репарации, причем величину этих репараций устанавливают сами победители и могут их увеличивать в любой момент в течение этих 30 лет.
  • Германии запрещалось иметь армию, численностью выше 100 тысяч человек, причем армия обязана была быть исключительно добровольной.

Условия «мира» были настолько унизительными для Германии, что страна фактически становилась марионеткой. Поэтому многие люди того времени говорили, что первая мировая война хоть и закончилась, но закончилась не миром, а перемирием лет на 30. Так оно в конечном итоге и получилось…

Итоги первой мировой войны

Первая мировая война велась на территории 14 государств. В ней принимали участие страны, с общей численностью населения выше 1 миллиарда человек (это примерно 62% от всего населения мира на тот момент).Всего странами участницами было мобилизовано 74 миллиона человек, из которых 10 миллионов погибло и еще 20 миллионов получили ранения.

В результате войны политическая карта Европы существенно изменилась. Появились такие независимые государства, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Албания. Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Увеличили свои границы Румыния, Греция, Франция, Италия. Проигравших и потерявших в территории было 5 стран: Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция и Россия.

Карта Первой мировой войны 1914-1918

Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны

Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации

Цель урока истории:

Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;

Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;

Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;

Развивать умения учеников анализировать исторические события;

Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.

Цель урока информатики:

Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;

Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;

Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

Воспитывать умения работать самостоятельно.

План урока истории:

Повод Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны.

Противоборствующие стороны.

Характер Первой мировой войны.

Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.

Последовательность объявления войны государствами-участниками.

Театр боевых действий.

План урока информатики:

Пользование документом Microsoft Word .

Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.

Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.

Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.

Ход урока

Организация учебной деятельности

Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.

Проверка домашнего задания

Вопросы к классу по истории:

Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».

Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?

Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.

Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.

Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.

Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос учеников:

Мультимедийный проект (презентация)

Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point )

Оформление презентации (дизайн)

Команда создания нового слайда (вставка)

Способ «оживления» презентации (анимация)

Электронная страница презентации (слайд)

Демонстрация презентации (показ)

Мотивация учебной деятельности

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?

Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств - участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.

Изучение нового материала

Слово учителя истории : Первая мировая война (1 августа 1914 г - 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело - развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).

Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу

Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Вопросы к историческому документу:

Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?

Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.

За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного - участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.

Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.

Первая мировая война

Противоборствующие стороны

в Первой мировой войне

Характер Первой мировой войны

Цели государств-участников

Германия

Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу

Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом

Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика)

Ослабление Франции и России

Австро - Венгрия

Установление полного господства на Балканах

Подавление национально-освободительных движений словянских народов

Захват Сербии, Волыни и Подолья

Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии

Италия

Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря)

Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции

Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения)

Присоединение Тироля

Россия

Ослабление Германии

Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы

Присоединение Галичины и Восточной Пруссии

Франция

Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств

Возвращение Эльзаса и Лотарингии

Захват части немецких землевладений

Англия

Ослабление Германии

Захват части немецких колониальных землевладений

Распределение владений Османской империи

Сохранение своего господства в море

Стратегические планы противников

Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).

Блицкриг - в переводе с немецкого - молниеносная война - план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.

Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.

Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).

Германия

Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной

Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России

После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию

Австро-Венгрия

Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах

Франция

Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать

Россия

Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном - против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.

Постепенные сторонники Антанты

Постепенные сторонники Тройственного союза

Объявление войны государствами

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

914 год

Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию

1914 год

Германия объявила войну России

1914 год

Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена»)

1914 год

Англия провозгласила войну Германии

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну России , в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии

Япония объявила войну Германии

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.

С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать - театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии

Театры боевых действий в 1914 году

Групповая самостоятельная работа учеников.

Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.

1-я группа - «Повод для начала Первой мировой войны»

2-я группа - «Причины Первой мировой войны»

3-я группа - «Планы государств-участников»

4-я группа - «Поочередность объявления войны»

Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».

Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 - 20 минут):

Использование графических картинок.

Применение различных стилей шрифта.

Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.

Использование нумерации списков.

Общее количество слайдов - не менее 5, включая титульный слайд и содержание.

Закрепление изученного материала

Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.

Подведение итогов

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? - ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.

Вопросы на закрепление темы урока информатики:

Чему новому Вы сегодня научились?

Где можно использовать мультимедийные презентации?

Что понравилось на уроке информатики, а что нет?

Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?

Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.

Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики .

Домашнее задание

Всемирная история

Выучить понятия и термины.

Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).

Информатика

Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая мировая война

Основные характеристики Первой мировой войны 1. Продолжительность – 1554 дня. 2. Число стран-участниц – 38. 3. Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран (Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств) ; Германия, Австро-Венгия, Турция, Болгария(четверной союз). 4. Число нейтральных государств – 17. 5. Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14. 6. Численность населения стран-участниц войны – 50 млн.человек. 7. Численность мобилизованных – 74 млн. человек. 8. Численность погибших – 10 млн. человек.

Балканы – Очаг международной напряженности 1908-1909 «Боснийский кризис», вызванный аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины при поддержке Германии 1912-1913 Балканские войны. Угроза общеевропейского конфликта Борьба европейских стран за турецкое наследство и влияние на политику на Балканах Причина

Начало первой мировой войны Антанта Тройственный союз Повод Убийство в Сараево наследника австрийского престола 15 июня 1914 года 10 июля (23 июля) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии 1914-1918 Франция Россия Англия Германия Италия Австро-Венгрия 13 июля (26 июля) Сербия приняла большую часть требований 15 июля (28 июля) Австро-Венгрия объявила войну Сербии 19июля (1 августа) Германия объявила России войну 21 июля (3 августа) Германия объявила Франции войну 22 июля (4августа) В войну вступила Англия 26 июля (8 августа) Австро-Венгрия объявила войну России

Франц Фердинанд и София Гаврило Принцип

Цели воюющих держав Сокрушить Францию и Россию Присоединить к себе прибалтийские и польские земли России Захватить Французские колонии в Африке Обосноваться на Ближнем Востоке и в Турции Подчинить себе Балканские государства Захватить проливы Босфор и Дарданеллы Утвердить своё господство на Балканах Воссоединить все польские земли Остановить германскую экспансию Возвращение Эльзиса, Лотарингии и захват Саара Раздел турецких территорий

Основные боевые действия и события Западный фронт Восточный фронт Даты 1914г. Вторжение Германии в Бельгию, Францию по «плану Шлиффена» . Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Сентябрь Битва на Марне. Отход германских войск до реки Эна. Отступление русских войск из Восточной Пруссии. Конец 1914г. Переход от маневренной к позиционной войне. Первое применение германским командованием боевых отравляющих веществ (хлор) в районе г.Ипра. Апрель-Май 1915г. Прорыв германскими войсками фронта в Галиции. Отступление русских войск. Сентябрь Стабилизация фронта. Позиционная война. 1914 –1915гг.

Март 1916 г. Верденское сражение. Ютландский морской бой. Июнь-август. Брусиловский прорыв немецко-австрийского фронта. Июль-август. Англо-французское наступление на Сомме, первое применение танков. Конец 1916 г. Переход Германии к стратегической обороне. План Гинденбурга. Апрель 1917г. Неудачное наступление французов под Аррасом. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца. Июль-Осень Английские войска пытаются прорвать фронт Германии в р-не Ипра. Захват германскими войсками Риги, оккупация части Прибалтики. 1916 –1917гг.

Перемирие между Советской Россией и Германией. Декабрь 1918г., зима. Оккупация Бессарабии Румынией. Март-июль Наступление войск Германии на парижском направлении, использование войск, переброшенных с Восточного фронта(Аррас, Марна). Сентябрь-ноябрь Общее наступление войск Антанты. Поражение стран Четверного союз. Компьенское перемирие. Брестский мир между Германией и Россией 1918г.

Результаты и последствия войны Компьенское перемирие 2.Брестский мир 3.Версальский мирный договор

Компьенское перемирие 4. Возвращение всех немецких войск в пределы Германии Условия Компьенского перемирия: 1. Немедленный вывод германских войск с западных оккупированных территорий и левого берега Рейна 2. Немедленная репатриация без взаимности всех военнопленных 3. Уступка германской армией следующего военного материала: 5тысяч пушек, 25тысяч пулемётов, 3тысячи миномётов и 1700 аэропланов

Брестский мир 1. Отказ России от территорий Эстонии, Латвии 2. Вывод российских войск из Финляндии, Украины 3. Возвращение Турции крепостей Карс, Ардаган, Батум 4. Демобилизация русской армии и флота 5 . Контрибуция в 6млрд. марок

Версальский мирный договор Условия договора: 3. Наложение на Германию военных ограничений – запрещалось иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную и морскую авиацию, максимальная численность армии определялась в 100 тысяч человек. Всеобщая повинность отменялась. Германия теряла 1/8 часть своей территории и все свои колонии. 2. Германия должна была выплатить репарации общей суммой 132млрд.золотых марок(52% - Франции, 22% - Великобритании, 10% - Италии, 8% - Бельгии).; 4. Демилитаризация Рейнской зоны. Оккупация Рейнской зоны войсками союзников сроком на 15 лет. 5. Германия признавалась виновницей развязывания мировой войны.

Тройственный союз - военно-политический союз, сложившийся в 1879г. союзом между Германией и Австро-Венгрией. В 1882г. к нему присоединилась Италия. Договор предусматривал совместные действия держав в случае нападения четвертой державы. Компьенское перемирие - соглашение об окончании боевых действий и признании поражения Германии в первой мировой войне. Брестский мир – подписанный 3 марта 1918г. сепаратный мирный договор между Россией и Германией. Брусиловский прорыв – успешное наступление русских войск под командованием генерала А.А.Брусилоа, начавшееся 5 июня 1916г. Сепаратный мир – мир, заключенный государством отдельно от своих союзников, продолжающих войну. План Шлиффена – план ведения войны в Европе, разработанный начальником прусской армии Альфредом фон Шлиффеном в начале ХХ в. Основная цель плана – избежать войны на два фронта: с запада и востока. Позиционная война – характеризовалась отсутствием манёвров войск, стабильной линией фронта. Главную роль играет артиллерия. Репарации – возмещение материального ущерба государством, совершившим нападение, государству, подвергшемуся нападению

Сражение на Сомме – первое крупное успешное наступление англо -французских войск, начавшееся осенью 1916г. Означало переход стратегической инициативы странам Антанты. В этой битве впервые были использованы танки. Битва на Марне – одна из первых крупных битв первой мировой войны, развернувшаяся на западном фронте на территории Франции в конце августа – начале сентября 1914г. Сражение привело к провалу плана германского наступления и обусловило затяжной характер войны. Верденская мясорубка – кровопролитная битва у крепости Верден во Франции, начавшаяся 21 февраля 1916г. Сражение длилось около полугода и получило своё название в связи с тяжелейшими потерями с обеих сторон(было убито и ранено около миллиона человек). Версальский мирный договор 1919г. – итоговый документ Парижской мирной конференции, завершивший первую мировую войну. Июльский кризис 1914г. – международный кризис, вызванный убийством 28 июня 1914г. австрийского наследника эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.


11 ноября 1918 года в одиннадцать часов по Гринвичу страны Антанты объявили об окончании Первой мировой войны орудийным салютом. Война, продолжавшаяся четыре года, три месяца и десять дней, как и следовало ожидать после провала шлиффеновского блицкрига в битве на Марне , закончилась победой Антанты над странами Центрального блока.

Несопоставимость потенциала противоборствующих блоков после крушения «плана Шлиффена» в августе 1914 года уже не могла быть выправлена никакой военно-экономической организацией, столь блестяще проявленной Германией: «Экономический фактор — истощение сил блока Центральноевропейских держав, предопределенное их геополитическим положением, наряду с вводом в войну огромных резервов Антанты — ресурсов колониальных владений Великобритании и Франции и военно-экономического потенциала США — в конечном счете, решил исход войны» (Михалев С.Н. «Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени», М., 2003, с. 831).

Однако для России война фактически завершилась на год раньше. Приход к власти партии большевиков в конце октября 1917 года знаменовал собой выход Российской империи (провозглашенной, впрочем, в начале сентября буржуазно-демократической республикой) из войны. Установившееся на Восточном фронте перемирие означало, что Россия, раздираемая революционным процессом на клочки, приступила к сосредоточению на внутренних проблемах, а именно на Гражданской войне 1918-1924 годов.

Официально Россия вышла из войны после заключения 3 марта 1918 года Брест-Литовского мирного договора Советской России со странами Четверного союза. На практике же русская армия стала демобилизовываться сразу после большевистского переворота и перехода Ставки под контроль нового Верховного Главнокомандующего прапорщика Крыленко Н.В.

Боевые действия на Восточном фронте прекратились, и лишь в феврале 1918 года последовала кратковременная вспышка локальных боев на псковском направлении, ставшая последней каплей для подписания мира советским правительством Ленина В.И. Утрата русскими огромных территорий и оккупация австро-германцами Прибалтики, Украины, Белоруссии, Донской области и Кавказа продолжались недолго. После поражения во Франции летом-осенью 1918 года и разгрома на Балканах в странах Центрального блока произошли революции.

Германская и Австро-Венгерская монархии пали, а новые правительства были вынуждены капитулировать. После этого на той территории бывшей Российской империи, что находилась под австро-германской оккупацией, также была распространена российская Красная Смута. Советская власть немедленно разорвала условия «похабного мира».

Итогами войны стали значительное территориальное сокращение Германии (плюс потеря всех колоний), окончательный и давно ожидаемый распад Австро-Венгрии на ряд независимых государств, оккупация большей части Турции войсками победителей, окончательная утрата Болгарией выхода в Средиземноморье. Репарации с побежденных, уничтожение вооруженных сил стран Четверного блока послужили для торжества Запада и его союзников по Первой мировой войне, в числе которых уже не было России — Российской империи. Той самой России, что, по всем объективным критериям должна была оказаться в стане победителей, а волей судьбы оказалась среди побежденных.

Интересно, что Европа, на протяжении нескольких десятилетий готовясь к Большой войне, отчаянно не желала ее. Даже после выстрела Гаврилы Принципа, ставшего поводом к развязыванию агрессии, мало кто верил в то, что война уже стоит на пороге. Все были уверены, что дипломаты так или иначе разрешат возникший между Сербией и Австро-Венгрией конфликт. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II , отмечал в своих воспоминаниях об июле 1914 года:

«Ни один из сотни миллионов европейцев того времени не желал войны. Коллективно — все они были способны линчевать того, кто осмелился бы в эти ответственные дни проповедовать умеренность… Все были правы. Никто не хотел признавать себя виновным. Нельзя было найти ни одного нормального человека в странах, расположенных между Бискайским заливом и Великим океаном». В завершение своих мыслей великий князь дает совершенно точную и отчаянно справедливую оценку произошедшего: «Мне довелось быть свидетелем самоубийства целого материка».

Тотальная война всегда подразумевает войну на уничтожение . А когда такой войной охвачен целый материк, причем материк, стоящий во главе прогресса человеческой цивилизации, то ожесточенность боевых действий становится еще более понятной. На этой почве активно и стремительно произрастают различные внечеловеческие «теории», оправдывающие собственную разрушительную энергию. «Недочеловеки», «варвары», «боши», «жидомасоны», «лягушатники» и тому подобные термины призваны, оправдывая себя, представить неприятеля если еще и не человеком, то как минимум человеком недостойным такого наименования. Во главе «теоретических обоснований» своих действий стоят агрессоры, а уже по ходу войны к ним «подтягиваются» те, кто все-таки старался уклониться от конфликта.

Неудивительно поэтому, что нечеловеческое язычество, густо замешанное на кровавых массовых жертвоприношениях в концлагерях, в конечном счете расцвело именно в Германии, в период правления нацистской партии — концентрированного сгустка ненависти к добру и гуманности. В Первой мировой войне ненависть только ещё проходила свою «обкатку», разрушая все без исключения международные договорен, изначально призванные не допустить саморазрушения цивилизации. Девятнадцатое столетие содрогнулось бы от практики своего детища — «короткого двадцатого века»: «Макросистема континентальных империй в течение длительного времени была внутренне стабильна, потому что, несмотря на частые войны между соседними империями все они придерживались определенных конвенциональных ограничений в своем соперничестве. В общем, они не стремились разрушить друг друга… Окончательный демонтаж системы конвенциональных ограничений в отношениях между континентальными империями занял несколько десятилетий и со всей силой проявился именно в ходе мировой войны» (Миллер А. «Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования», М., 2006, с. 41.)

Понятно, что победоносная война была выгодна для всех и каждого. В то же время, сознавая свою ответственность, правительства великих держав Европы все-таки опасались развязать Большую войну, сознавая, что такая война надолго расколет Европу, и здесь военные партии оказались как нельзя кстати. Не военными готовилась война, но когда она оказалась нависшей над горизонтами Европы реальностью, именно генералы побоялись опоздать с началом военных действий и проиграть. Так как именно германская военщина более прочих зависела от жестких графиков «плана Шлиффена», то она и поспешила ударить по своим противникам.

Собственные же выгоды, даже минимальные, видели все. Немцы — установление своего владычества в Европе. Англичане — сохранение мировой торговой гегемонии. Французы — реванш за 1870 год с той уверенностью, что он больше не повторится. Русские и австрийцы — победу в соперничестве на Балканах наряду со сложнейшими внутренними проблемами в каждой из этих держав. Италия — укрепление своих позиций в Средиземном море наряду с окончанием объединения Италии присоединением австрийского порта Триест.

Какова же роль России в этой войне, в которой она, изначально находясь в стане заведомого победителя, преждевременно вышла из войны, после чего оказалась в лагере проигравших? Невзирая на преждевременный выход из войны и свое отсутствие в стане победителей, Российская империя сделала громаднейший вклад в достижение победы Антантой. Достаточно сказать, что Россия одна сковывала до половины всех вооруженных сил неприятельского блока; что именно русское самопожертвование спасло в 1914 году Францию, и помогло союзникам укрепиться в 1915 году.

Даже после капитуляции 1918 года на востоке осталось до полутора миллионов австро-германских штыков, оккупировавших западную часть России: их также не хватило Гинденбургу в решающем наступлении весны 1918 года на Западе. Как замечательно отметил Керсновский А.А.: «Русский меч лежал грозной тяжестью на весах войны, хоть им и владели руки слабые и неискусные. Он сокрушил бы неприятельскую коалицию, найдись в России полководец. Россия одна схватилась с половиной сил Центральных держав; Франция, Англия, Италия и Соединенные Штаты — державы, во много раз сильнейшие техникой, поделили между собой другую половину» (Керсновский А.А. «История русской армии», М., 1994, т. 4, с. 165).

Однако союзники не пожелали оценить русский вклад в общую победу по достоинству. С одной стороны, преждевременный выход России из войны позволил западным державам вычеркнуть нашу страну из рядов победителей даже на официально-казенном уровне. При этом забылось все — то самое широко пропагандировавшееся в наиболее трудное для англо-французов время «братство по оружию». «Братство» — не для политики. Русская революция оказалась как нельзя кстати для держав Запада: можно было не выполнять свои обязательства перед русским, которые были заключены в наиболее тяжелое время войны. Степанов А.И. подытожил: «В конечном итоге, вооруженные силы России в 1914-1917 годах сыграли роли роль «парового катка» для срыва планов молниеносной войны и перемалывания значительной части совокупной военной мощи центральных держав. Русскую армию использовали в качестве того пресловутого мавра, который, сделав свое дело, должен был уйти в историческое небытие » («Население России в XX веке», М., 2000, т. 1, с. 80).

С другой стороны, Запад достиг обеих целей войны: и Германия и Россия выбыли из ряда великих держав. Более того: Германия была закреплена на уровне второстепенной страны Парижским мирным договором, а в отношении объятой пламенем Гражданской войны России союзники поспешили приступить к широкомасштабной интервенции. Обе великие державы были исключены из равноправных международных отношений, лишившись статуса независимых игроков не только на мировой, но даже и европейской геополитической «шахматной доске». При этом, нимало не стесняясь, англо-французы, а также американцы и японцы в своих секретных консультациях «делили» своего вчерашнего союзника на зоны влияния, подлежавшие оккупации и колониальной практике территориальной эксплуатации: тем самым Россия ставилась даже ниже побежденных стран Четверного блока. Об этом факте не следует забывать.

Мировая война российской монархии завершилась крушением монархического строя, преждевременным выходом из войны, сверхкровавой Смутой как итого Великой русской революции 1917 года, установлением советской власти в России после кровопролитнейшей Гражданской войны . Наверное, не будет лишним сказать, что после октябрьского переворота, в течение более чем четырех лет, друг с другом боролись две революции. Если во Франции конца восемнадцатого века в смертельной схватке сошлись роялисты и республиканцы, то в России начала века двадцатого — с обеих сторон в Гражданской войне сражались республиканцы. Только одни из них боролись за буржуазную республику, а другие — за республику Советов.

История сделала очередной непредсказуемый виток. Монархическая идея так и не была поднята на щит ни одной сколько-нибудь значительной силой в России, бесспорно, подавляющая часть монархистов находилась в стане Белого движения. Как говорит исследователь, в годы Гражданской войны «в офицерской среде отмечались, прежде всего, монархические устремления, причем к монархическому течению мыкали лучшие представители кадрового офицерства, наиболее подготовленные для строевой работы» (Волков С.В. «Трагедия русского офицерства», М., 2002, с. 216).

Так можно ли сказать, что русская монархия отжила свое? С одной стороны, по замечанию Булдакова В.П., после Первой мировой войны наблюдается процесс системного кризиса европейских монархий, которые одна за другой, не выдержав испытания войной, заменялись республиканским строем. Булдаков В.П., в частности считает, что системный кризис Российской империи был «связан, как представляется, с недостаточной оперативностью и эффективностью управления империей, постоянно запаздывающей реакцией властей на развитие событий в стране. Мало того, засилье бюрократии, коррупция, казнокрадство автоматически превращали власть в России из предмета привычного восхищения и добровольного подчинения в объект поношения, насмешек и самых невероятных слухов».

С другой стороны, это верно лишь в отношении тех монархических стран, что являлись великими державами и потерпели военное поражение в 1914 -1918 годах. Военный разгром стал определяющим фактором в крахе великодержавных монархических режимов: Э. Хобсбаум точно подметил, что «из побежденных стран ни одна не избежала революции». И все великие державы, потерпевшие поражение, являлись монархиями — Германия, Австро-Венгрия, Россия.

Действительно, можно спорить, потерпела ли поражение русская монархия, будучи сброшена революцией раньше времени, или разгром целиком лежит на совести революционной власти. Представляется, что, так или иначе, была война и была революция. В конечном счете Германия также не потерпела окончательного поражения, выбыв из войны, в качестве первопричины, вследствие истощения страны, капитуляции союзников и разворачивавшейся в Германии революции.

Военное поражение Российской империи стало логическим итогом того ведения войны, что продемонстрировали и император, и Временное правительство. Могло быть по-иному, не будь революции? Могло. Поэтому мы и не говорим, что поражение было закономерным, но лишь — логически и объективно вытекающим из практики ведения войны в 1914-1917 годах.

Те же русские эмигранты — участники войны считали, что Россия фактически потерпела поражение в Первой мировой войне, хотя, как писал Н. Головин, «без решительной победы ее врагов над Российской Армией на театре войны». Но то же можно сказать и в отношении Германии, а между тем поражение Германии в Первой мировой войне не подвергается сомнению. Обобщая исследовательский опыт эмигрантов, А. Савинкин считает, что «в Первой мировой войне Россия понесла сильнейшее внутреннее поражение.

Война закончилась не победой, сопряженной с могуществом и народным одушевлением, а настоящей бедой-катастрофой: разложением армии и флота, двумя революциями, кровавой Гражданской войной, опустошительным социалистическим экспериментом, очередной серией бессмысленных и неподготовленных войн, утратой и растратой завещанного от предков богатейшего наследия, территорий, людских ресурсов. Цена за нежелание «довоевать» и неумение побеждать оказалась слишком высокой» («Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции», М., 1999, с. 500; «Государственная оборона России: императивы русской военной классики», М., 2002, с. 531).

В определяющем отношении преждевременный выход Российской империи из мировой борьбы был обусловлен позицией, занятой основной массой населения страны (85 %), — крестьянством , составлявшим львиную долю вооруженных сил и дававшим обороне рабочие руки в промышленности, а также и продовольствие. В чем чина того, что русское крестьянство, в отличие от наций Европы, так и не восприняло Первую мировую войну как «свою», необходимо-насущную и требовавшуюся для улучшения жизни государства и народа?

В отношении субъективной психологии в современной историографии существует точка зрения о том, что Первая мировая война стала роковой для Российской империи вследствие своего «окраинного» характера, удаленности театра боевых действий от великорусских губерний. Русский крестьянин, не могший осознать целей неожиданного союза с Западом и необходимости противоборства с Германией сознательно, как гражданин и патриот своего отечества, защищать Польшу и Литву, пусть даже и входивших в состав Российской империи (Вронский О.Г. «Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917)», М., 2000, с. 387-388).

Действительно, современная война, национальная война XX столетия, с одной стороны, потребовала вовлечение в тяжелейшее противостояние всех сил нации, а с другой — своей «затянутостью» и расплывчатостью целей вызвала крайнюю неустойчивость в поведении широких народных масс, и в первую голову солдатских масс. Ограниченность крестьянского кругозора рамками сельской общины, его вековая оторванность от внешнего мира и неинформированность в области государственной политики (в других странах большинство граждан читали ежедневные газеты) подразумевали тот факт, что враг должен обязательно напасть на родной очаг. И вот тогда-то агрессор получит решительный и жестокий отпор. Искать врага вдали от родного дома, в тысячах километров от своей деревни, на взгляд крестьян, было бессмысленно.

Поэтому хорошо дрались кадровики и молодые новобранцы, жаждавшие видеть жизнь. И поэтому плохими считались второочередные ополченские дивизии, особенно те из них, что возглавлялись невыдающимися командирами, а таких было большинство: к 1917 году из шести миллионов людей, прошедших к началу войны военную службу, в строю осталось немногим более миллиона; и из этих большая часть — мужчины за тридцать лет. Так что корень вопроса лежал не столько в военной подготовке солдата, сколько в его политическом обучении: «В России в силу запаздывания социальной трансформации общества в условиях модернизации, сохранения замкнутых в рамках локальных сообществ, сословно неполноправных крестьянских масс, буржуазная нация складывалась медленно, что определило более низкий, чем в развитых капиталистических странах, уровень национальной консолидации и национального самосознания народа» (Поршнева О.С. «Ментальный облик и социальное поведение солдат русской армии в Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) // «Военно-историческая антропология». Ежегодник. М., 2002, с. 254).

Государственная власть Российской империи не смогла к началу мирового противоборства обеспечить такую консолидацию нации вокруг престола. В военное же время масса негативных проявлений российской действительности была еще более усугублена. Между тем элита страны ясно сознавала, что отставание от Запада в двадцатом веке будет равнозначно потере суверенитета. Это явление стало отчетливо проявляться уже после Первой русской революции 1905-1907 годов.

Начатые правительством Столыпина П.А. внутренние реформы, ставшие логическим продолжением осторожного реформирования предшествующего времени, «подтягивали» активы Российской империи к уровню великих держав Европы, которые в этот момент активно готовились к Большой европейской войне. Ради этого русской верховной власти в очередной раз пришлось пожертвовать самобытностью страны и переводить ее развитие на капиталистический путь, причем в его чрезмерно форсированном варианте.

Таким образом, перед последним царским режимом стояла задача одновременного «скачка» в экономическом развитии и сдерживании военной угрозы со стороны Запада, который если не прямо, так опосредованно втягивал Россию в Большую войну. Если Германия и Австро-Венгрия открыто рассматривали Российскую империю как вероятного противника, то Франция и Великобритания отчетливо сознавали, что без России разгром Антантой Центрального блока невозможен. Поэтому участие нашей страны в Первой мировой войне было практически неизбежным: избежать военного конфликта было возможно лишь ценой утраты престижа страны, вероятной политической изоляцией, потерей всех союзников, утратой своих позиций на международной арене.

Война подвергла испытанию на прочность не только русскую государственную систему, но и весь ее политический и социально-экономический строй. Но даже и теперь монархия оказалась трагически одинока: либеральная буржуазия могла поддержать ее только при условии передела власти; крестьянские массы жаждали лишь одного — земли. Никто не задумывался о том, что наше Отечество дошло до той кризисной черты, за которой стоит только тезис «победа или смерть!».

В свою очередь не отличавшаяся гибкостью верховная государственная власть не собиралась идти на уступки в пользу буржуазии и крестьянства. Такая позиция последнего императора Николая II Романова и его окружения могла иметь успех исключительно при условии обеспечения победы в Большой войне: победы достаточно быстрой, умелой и решительной. Власти не только не смогли обеспечить такой победы, но даже, напротив, усугубили тяготы военного времени в сознании и жизнедеятельности нации. Поэтому в этом смысле совершенно прав Шацилло К.Ф., показавший, что «непосредственным виновником поражения России в Первой мировой войне является третьеиюньский политический режим, оказавшийся неспособным адекватно ответить на вызовы современной эпохи, предвидеть последствия своих имперских амбициозных планов» (Шацилло К.Ф. «От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика», М., 2000, с. 5).

Пустопорожнее и провоцирующее агрессоров бряцание оружием, влияние «военной партии», обман самого себя в смысле подготовки страны к Большой европейской войне — все это было свойственно режиму последнего русского императора. Действительно, буржуазия не проявила должного патриотизма в годы войны (одно дело — словесные декларации, и совсем иное — упорная работа на оборону, принесение капиталов «на алтарь отечества», отказ от политической борьбы на время военных действий), и объективно даже сделала все от нее зависящее, чтобы проиграть войну. Но и верховная монархическая власть оказалась столь закоснелой и затупившейся, что не нашла сил пойти на компромисс с общественностью, не смогла достойно вести войну.

После 1918 года в Европе осталась масса монархий — те же Великобритания, Бельгия, Югославия, Румыния; нейтральные Испания и Швеция. Но только в одной стране, потерпевшей поражение в мировой войне, удержалась монархия — в Болгарии, причем в двадцатых годах помощь как раз русских белогвардейцев, ставших к тому времени эмигрантами, едва-едва спасла болгарского царя от революции. Опять-таки Германия была довольно развитой парламентской монархией, так что говорить о крахе одних лишь самодержавств не совсем верно.

После Первой мировой войны пали лишь те монархии, что потерпели поражение, причем именно военное поражение, признанное их нациями. В определенном смысле на военное поражение самым непосредственным образом влияла форма правления. Здесь можно выделить несколько аспектов.

Дело в том, что в Германии, России и Австро-Венгрии милитаризация политической власти достигла своего максимума. Главы государств, фактически являвшиеся и Главнокомандующими своими вооруженными силами (монархический принцип неизбежно подразумевает такой оборот, невзирая на наличие чисто юридических фигур вроде великого князя Николая Николаевича в России или эрцгерцога Фридриха в Австро-Венгрии), сосредоточили в своих руках всю военную и гражданскую власть. Бельгия, Сербия и Румыния явились народами-изгнанниками, и только участие в войне на стороне сильнейшего блока спасло их политический строй от краха.

«Тотальная» мировая война — не для традиционных монархий. Разделение властей, а, следовательно и ответственности, в конституционных государствах (фактически конституционных, а не просто связанных наличием писаной конституции) не вело к подрыву престижа самой власти как таковой, которая в монархических странах была сконцентрирована и олицетворена в личности монарха.

Возможно, что, как и в XIX столетии, ситуацию мог выправить союз монархических государств между собой, тем более необходимый, что этот же самый вариант предусматривался и логикой геополитических законов. Но этого не произошло: Россия и Германия стали врагами, причем немцы поспешили бросить вызов всему миру, а русские встали на сторону своих традиционных противников против своего векового союзника. Монархические режимы, приняв самое активное участие в развязывании Большой европейской войны, совершили самоубийство. А ответственность за самоубийство лежит прежде всего, разумеется, на самом самоубийце.

По материалам книги М.В. Оськин «История Первой мировой войны», М., «Вече», 2014 г., с. 483-491.

Тема: Забытая война. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 г.г.

Цели : Оценить роль Российской империи в ходе первой мировой войны; выявить причины втягивания России в войну; проследить ход военных действий на восточном фронте; сформировать представление об итогах войны для России и вкладе нашей страны в победу Антанты.

Задачи:

а) образовательные:

выяснить цели воюющих сторон и определить характер войны

б) развивающие:

развивать умение, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группе

в) воспитательные

воспитывать интерес к истории, патриотизм, гордость за мужество, отвагу, стойкость русский солдат и офицеров, несгибаемую волю и жертвенность русского народа

Оборудование урока:

Мультипроектор, презентация, раздаточный материал

Оформление:

Выставка книг о Первой мировой войне, плакаты, газеты, выполненные студентами

План изучения материала:

1) Причины, повод, характер войны

2) Начало войны. Вступление государств в войну. Масштабы войны

3) Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах 1914-1916 г.г., 1917-1918 г.г.

4) Завершающий этап войны. Выход России из войны. Компьенское перемирие

5) Герои Первой мировой войны

6) Подписание мирных договоров:

а) Парижская мирная конференция и её решения

б) Вашингтонская конференция. Складывание Версальско-Вашингтонской системы

7) Итоги войны. Последствия войны для России и других стран

8.Подведение итогов урока.Рефлексия

Вступительное слово преподавателя.

Дорогие друзья, гости, студенты родители. Тема сегодняшнего занятия Забытой война. Первую четверть XX в. опалило пламя войны. Современники её называли Великой, Второй Отечественной, Германской, Империалистической и Забытой. Большой войной.

В отечественной истории о ней не писали, о подвигах не вспоминали, имён героев не называли. Так что же это была за война? Война, в которой участвовало 38 государств 1.5 млрд человек (3/4населения Земного шара), охватило территорию в 4 млн км квадратных, военные действия велись в Европе, Азии, Африке, Ближнем Востоке, Китае, 4-х Мировых океанах.

Война, которая принесла в жертву 10 млн человек- это больше, чем за всю предыдущею 1000- летнюю историю человечества.

Это Первая мировая война!

Слайд 1. Забытая война. Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 г.г.

Театр военных действий: Европа, Африка, Ближний Восток, Китай, Острова Тихого океана, 4 мировых океана.

Участвовало 38 государств, 1.5 млрд. человек, 4 млн. километров квадратных.

Любая война имеет причины: конфликты, противоречия, противостояния.

Слайд 2. Противоборствующие силы.

Поводом к этой войне стало убийство наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда и его жена София.

Слайд 3. Повод убийство наследника Австро-Венгерского престола Франц Фердинанд и его жены Софии

У каждой страны-участницы были свои причины и свои интересы. На столах перед вами лежат документы, характеризующие цели участников войны, проанализируйте и назовите причины (работа в группах экспертов). Эти причины можно объединить в общие причины.

Слайд 4. У каждой страны-участницы были свои причины. Которые можно объединить:

1.Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (Англия, Германия)

2. Противоречия из-за колоний, сферы влияния, рынков сбыта

3. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы

4. Повсеместное усиление националистический настроений

Исходя из этих причин сделайте вывод какой по характеру. Студенты, работающие с тетрадями, ведут конспект урока.

Слайд 5-6. Хронология объявления войны странам:

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. не закончив мобилизацию. Звучит стихотворение Блока «Петроградское небо мутилось дождем»

Слайд 7. Ход военных действий

Компания 1914г.

Планы Германии (план Шлиффена –портрет, карта Германии с направлением военных действий)

Западный фронт.

Восточный фронт.

Планы - Германии- это план Шлиффена. Выступает студент с рассказом содержание планы. Компании 1914г.

Западный фронт:

4-9 сентября- битва на Марне. Участвовало с обеих сторон 2 млн. человек. Победа Антанты. Переход к позиционной войне (можно дать определение позиционной войны)

Задание студентам: начать заполнение хронологической таблице.

Восточный фронт:

23 августа 3 сентября- наступление в Галиции. Заняли Львов. Блокировали Перемышль. Австро-Венгрия потеряла 400 тыс. человек

Итоги кампании 1914 г.

1. План быстротечной войны провалился. Германия была втянута в тяжелую, изнуряющую, затратную войну на два фронта.

Слайд 8-9. Кампания 1915 г.

Планы Германии: переход к стратегической обороне на Западном фронте.

На Восточной вывод России из войны.

Западный фронт:

Позиционная война на всём фронте.

Беспощадная подводная война против Антанты (гибель пассажирских судов-лайнер Лузитания с 1200 пассажирами)

Химическая атака под Ипром(Бельгия): отправлена 15 тыс. человек, погибло 5 тыс. человек

Вступления в войну Италии на стороне Антанты

Восточный фронт.

Наступление немцев в Галиции и севере Восточного фронта. Подошли к Риге

Отступление русской армии, оставление Галиции, Польши, Литвы

Причины отступления:

1.Острая нехватка оружия, боеприпасов

2. Перевес сил Германии (60 % всех сил на Восточном фронте).

3. Пассивная позиция союзников на Западном фронте

Итоги кампании 1915 г.

1. Восточный фронт не ликвидирован

2. Россия сохранила способность воевать

Слайд 10. Кампания 1916 г.

Цели Германии: вывести Францию из войны

Западный фронт

21 февраля-17 декабря- осада крепости Верден. Антанта потеряла 750 тыс. человек, Германия 450 тыс. человек Студенты дают краткую справку об осаде крепости.

Восточный фронт

Студенты рассказывают об операции на Восточном фронте под командованием генерала Брусилова.

Итоги кампании 1916 г.

1. Вступление в войну Румынии на стороне Антанты

2. Стратегическая инициатива перешла к Антанте

Слайд 11-12. Кампания 1917-1918 г.г.

Цели Германии: решающий удар, подводная война против Англии

Антанты: переход в общее наступление

Западный фронт:

1. Вступление в войну США

2. Подводная война Германии против Англии за 3 месяца потоплено больше судов, чем за весь 1916 г.

3.Март 1918 г. Последнее наступление Германии под Аррасом и на Марне, перелом в пользу Антанты

Восточный фронт:

1. Революции в России в феврале и октябре 1917 г., падение монархии, приход большевиков к власти

3. Выход из войны Болгарии, Австро –Венгрии и Османской империи

Студенты даю краткую справку.

На войне русские солдаты совершали чудеса героизма и мужества и тем самым снискали уважения даже своих врагов- германцев

Слайд 13. Герои войны:

Первый Георгиевский кавалер донской казак Козьма Крючков

Медсестра Римма Иванова- единственная женщина, награжденная офицерским орденом Св. Георгия IV степени

Защитники крепости Осовец вошедшие в историю войны как «Атака мертвецов»

Идет рассказ о героях войны. В истории войны есть эпизод, который получил название «Атака мертвецов».

Студенты рассказывают о подвиге защитников крепости Осовец.

Преподаватель обобщает:

Герои Первой мировой войны-офицеры, прапорщики, генералы, солдаты и матросы, сестры милосердия, военные священники… Мужественные, самоотверженные, верные присяги и военному долгу. Об их героизме и подвигах, силе духа и воинской доблести свидетельствуют ордена, наградное оружие, Георгиевские кресты и медали «За храбрость» всех 4-х степеней.

Первый Георгиевский кавалер первого года войны- донской казак Козьма Крючков и единственная женщина, удостоенная офицерского ордена Св. Георгия IV степени- Римма Иванова и много других героев России.

Слайд 14. Итоги войны :

Подписание мирных договоров:

Создание Лиги Наций

Итоги войны.

18 января 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца открывалось Парижская конференция в которой участвовало 27 государств, съехалось больше 10.000 тыс. делегатов. Главная задача выработать мирные договоры стран победительниц со странами потерпевшими поражение

Какие же договоры были подписаны и на каких условиях?

Идеей работало в группах с текстами договоров

Студенты их оценивают, делают выводы

12 ноября 1921- 6 февраля 1922 г. в Вашингтоне открылась конференция под предлогом морского разоружения, в ней участвовали (США, Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Китай, Нидерланды, Португалия)

Как вы думаете, кого на этой конференции не доставало, какой страны, чьи интересы на Тихом океане не учитывались? Да, России

Вашингтонская конференция

Были подписаны договоры:

«Договор четырех держав» (Англия, США, Франция, Япония)

«Договор пяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия)

«Договор девяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай)

Совокупность договоров четырех, пяти и девяти- составила Вашингтонскую систему. А в итоге все договоры определили систему устройства послевоенного мира-Версальско-Вашингтонскую систему, которая не долго сохраняла мир.

Как сказал Маршал Франции Фердинанд Фош «Версальский договор- это не мир, а перемирие лет на 20»

Прав ли он оказался?

Какое событие произойдет через 20 лет?

Слайд 16. Итоги:

1. Общие потери- 10 млн человек

2. Потери мирного населения неизвестны, но примерно 20 млн человек

3. Распад империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской

4. Территориальные изменения в Европе

Слайд 17.«Даже победоносная война- это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»

Отто фон Бисмарк

Подведение итогов. Рефлексия:На уроке я узнал….

Было интересно…….

Хотелось бы узнать……..