Выдающиеся личности в истории урала. «Люди с Урала»: особенные русские. Уральцы - лауреаты Нобелевской премии


Каслинское литьё. Скульпторы В гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения. Большой вклад в наследие искусства Уральского литья внесли такие скульпторы, как М.Д. Канаев, Н.Р. Бах, П.К. Клодт, Е.А. Лансере. Канаев Михаил Денисович (1830–1880) родился в Екатеринбурге. Учился в Академии художеств, в 1855 году ему присвоено звание художника по скульптуре. Получив предложение занять место заводского скульптора, он соглашается на эту работу и едет на Урал. Основные работы Канаева: «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», «Мороз-демон», «Избушка на курьих ножках», «Вакханка у дерева», «Мальчик, играющий в снежки».



Крепостные художники Худояровы Значительную часть работы Худояровы выполняли по заказам Н.А. Демидова для его московских и петербургских дворцов. В московском слободском доме Демидова была комната с зеркальным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми живописью дощечками», на которых с большим искусством изображены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За эту удивительную по тонкости и мастерству работу Демидов «пожаловал» своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны», а отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских работ». Семья Худояровых занимает особое место в развитии живописного искусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худояровых народная молва приписывала изобретение «хрустального лака». Худояровы ведут свою родословную от старообрядцев. Как свидетельствует семейное предание, предки их бежали с Волги на Урал, чтобы сохранить «старую веру». Худояровы слыли иконописцами. Это ремесло по влиянием местных условий получило новое направление, становясь по преимуществу светским.


Знаменитые писатели Урала Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк. Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).


Бажов Павел Петрович (27 января августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов. Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности. Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.


Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода. Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению. Аксаков Сергей Тимофеевич () русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это в первую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное, нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".


Николай Коляда Николай Владимирович Коляда советский и российский актёр, писатель, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К.С. Станиславского. Николай Коляда автор 93 пьес. 38 пьес поставлено в разное время в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. В собственном театре как режиссёр поставил 20 спектаклей, из которых два получили премию губернатора Свердловской области. Несколько лет вел свою телевизионную авторскую программу под названием «Чёрная касса» на Свердловской государственной телерадиокомпании. В 2002 году вёл программу «Мой мир» на телеканале «Культура». Николай Коляда живёт и работает в Екатеринбурге.


Рок-музыканты В конце 1970-х гг. в г. Екатеринбурге существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок- фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок-клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилиус Помпилус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Екатеринбурга.

Официально звание было учреждено горисполкомом 8 сентября 1967 года, а 1 ноября 1967 года первым, как тогда считалось, почетным гражданином города стал старейший революционер Иван Степанович Белостоцкий. Однако это было не так. Еще в начале XX века почетного звания удостоились инженер Константин Михайловский и предприниматель, общественный деятель Владимир Покровский.

Константин Яковлевич Михайловский (1834-1909) в 1885 году был назначен начальником работ по постройке участков железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Строя Самаро-Златоустовскую железную дорогу, он возводил основу для экономического развития Южного Урала и будущего Челябинска. В 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. Вслед за этим Константин Михайловский руководил строительством Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железный дорог.

Владимир Корнильевич Покровский (1843-1913) при строительстве Западно-Сибирской железной дороги способствовал тому, чтобы станция была построена близ Челябинска. Тем самым город оказался на пересечении путей и получил невероятные возможности для развития. Владимир Покровский был городским головой, несколько десятилетий - гласным думы, состоял членом многих челябинских общественных организаций, был председателем попечительского совета женской гимназии, председателем комиссии по заведению детского приюта, попечителем начальных школ.

Иван Степанович Белостоцкий (1881-1968). Он с 1904 года был членом большевистской партии, прошел партшколу в Лонжюмо под Парижем, участвовал в Гражданской войне на Урале. После революции здесь же организовывал больничную сеть, работал на ЧТЗ, в годы Великой Отечественной войны - начальник сборочного цеха. Он был трижды награжден орденом Ленина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) был первым секретарем Челябинского обкома и горкома ВКП (б) в 1942-1946 годах, т. е. возглавлял город и регион в самые тяжелые годы войны. В начале войны область приняла более 200 промышленных предприятий, строились новые оборонные заводы в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. В эти годы население области увеличилось на 400 тысяч человек! Всем им нужно было дать жилье и питание. Благодаря энергии и опыту Патоличева Челябинская область стала кузницей Победы. О незаурядности Патоличева свидетельствуют его награды. Он награжден 12 орденами Ленина! Это абсолютный рекорд в истории СССР.

Евгений Викторович Александров (1917-2007) - архитектор, он более полувека проработал в сфере градостроительства. По его проектам построены многие здания в Челябинске: жилой дом на площади Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», комплекс зданий ФСБ, участвовал в проектировании жилых микрорайонов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинской районах. Евгений Александров - соавтор многих памятников: «Орлёнок», В. И. Ленину на площади Революции, «Сказ об Урале», «Танкистам-добровольцам», композитору С. Прокофьеву.

Совместно с Е. В. Александровымработалаархитектор Мария Петровна Мочалова (1922-2010). По ее проектам в 1950-е годы построены квартал и жилые дома по шоссе Металлургов, здание ЧИПС на пересечении улиц Цвиллинга и Орджоникидзе, здание публичной библиотеки и другие. Она одна из пяти женщин удостоенных «почетным гражданством» Челябинска.

Галина Семеновна Зайцева - певица, народная артистка России. С 1976 года она выступала в театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Спела более 30 партий, руководит оперной труппой театра, одновременно - профессор Челябинской академии культуры и искусства.

Наум Юрьеич Орлов (1924-2003) - народный артист России. 30 лет (с 1973 года) был главным режиссером Челябинского театра драмы. Здесь он поставил около 40 спектаклей. Последние годы Наум Орлов занимался воплощением на сцене театра проекта «Театр Чехова», в рамках которого были поставлены спектакли «Безотцовщина», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Вскоре после смерти артиста постановлением губернатора Петра Сумина драмтеатру было присвоено имя Наума Орлова.

Фотограф Сергей Григорьевич Васильев с 1968 года работает в редакции «Вечернего Челябинска. Своим творчествомпрославил Челябинск далеко за его пределами. Его фотовыставки открывались в Швейцарии, Германии, Кубе, Польше, Эстонии, Финляндии, Италии, Испании. Он четыре раза становился обладателем высшей фотографической награды «Золотой глаз».

Спортсмен Харис Мунасипович Юсупов (1929-2009) был мастером спорта сразу по нескольким видам: классической и вольной борьбе, самбо, национальной борьбе куреш. В 1960 году в Челябинске он основал уральскую школу самбо. Два десятилетия являлся тренером сборных СССР по дзюдо и самбо среди юношей, юниоров и взрослых. Воспитал 3 чемпионов мира, 14 чемпионов Европы, более 250 мастеров спорта

Антон ЧЕХОВ: «Здешние люди внушают нечто вроде ужаса»

Когда был в Екатеринбурге: В 1890 году во время своего знаменитого путешествия на Сахалин Чехов заехал и в Екатеринбург. Здесь он хотел встретиться с писателем Маминым-Сибиряком. Но встреча не получилась: Мамин-Сибиряк в это время сам путешествовал по Уралу . В итоге Антон Павлович погостил в Екатеринбурге три дня и поспешил отправиться дальше в Тюмень . У нас ему уж очень не понравилось.

Впечатление: Вот какие записи о Екатеринбурге оставил Чехов: «Приехал в Екатеринбург - тут дождь, снег и крупа. Извозчики - это нечто невообразимое по своей убогости. Грязные, мокрые, без рессор; передние ноги у лошади расставлены, копыта громадные, спина тощая... Здешние дрожки - это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. Ездят не по мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко. Колокола звонят великолепно, бархатно. Остановился я в Американской гостинице (очень недурной). (Сейчас в этом здании – памятнике архитектуры по адресу Малышева, 68, - художественное училище им. Шадра. - Ред.) Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик» .

Борис ПАСТЕРНАК: «Это такое нечеловеческое горе»

Когда был в Екатеринбурге: В 1932 году из Москвы на Урал собиралась десантироваться целая литературная бригада. Самые знаменитые писатели того времени: Борис Пастернак, Алексей Толстой , Юрий Олеша , Демьян Бедный и Михаил Зощенко . Они должны были поднимать уровень нашей провинциальной литературы. Но в итоге к нам приехал один только Пастернак. Поселили его сначала в гостинице «Урал». Долго жить в центре промышленного города он не смог, и поэтому скоро его переселили в обкомовский дачный поселок на берегу Шарташа. Условия там были шикарные: чистый воздух, красивая природа, четырехкомнатный дом, а также каждый день горячие пирожные и черная икра в столовой. Но и тут Пастернаку не понравилось. Прогуливаясь по соседним деревням, он увидел нищету раскулаченных семей. Чтобы помочь несчастным, Пастернак вместе с семьей даже по ночам тайком выносил хлеб из обкомовской столовой. Но в итоге Борис Леонидович заработал нервный срыв и, не выдержав, вернулся в Москву.

Впечатление: О месяце жизни в Свердловске Пастернак написал в письме своей первой жене Евгении Владимировне: «Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал». А вот что он писал о поселке на Шарташе: «Это такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел».


Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Тут организм дряхлеет»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые бард приехал в Свердловск в 1962 году. Он тогда работал в Московском театре миниатюр, который гастролировал по Уралу и Сибири со спектаклем «Путешествие вокруг смеха». Город Высоцкому не понравился настолько, что чуть ли не каждый день актер был в плохом настроении. В марте, когда гастроли закончились, его уволили с формулировкой «за полное отсутствие чувства юмора».

Впечатление: О том, как ему плохо в Свердловске Высоцкий рассказал в нескольких письмах своей будущей жене Людмиле Абрамовой : «Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью, и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все «миниатюрные» артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…» , «А вообще - гнусно. И город, и народ, и все. За все это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» «Город такой тусклый, время - на два часа быстрее. Организм дряхлеет. И по теории относительности я постарею лет на 19» .


Александр РАДИЩЕВ: «Достоин своего положения»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые у нас Радищев побывал в 1790 году. После его «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя сослали из Петербурга в Сибирь. В Екатеринбург он приехал под конвоем как государственный преступник и прожил здесь неделю. За это время Радищев, несмотря на свое положение, даже успел немного осмотреть город.

Впечатление: По дороге в Илимский Острог в Сибирь Радищев писал путевые заметки. Есть там несколько строк и про Екатеринбург: «8 декабря. До Екатеринбурга 23 версты. Горы становятся от часу менее. В 1 1/2 версты или меньше находится Верх-Исетский железный завод. Пруд, он длиною на 20, шириною на 10 верст, на нем острова. Летом вид прекрасный. Село большое. Если плотина сего завода прорвется, как та опасность настояла года четыре назад, то большая часть города будет потоплена и дворы снесет. Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Меди всей на всех заводах в отменные годы выплавляется от 170 до 180 тысяч пудов» .


Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «Привел, наконец, Господь увидеть обетованную землю»

Когда был в Екатеринбурге: У нас в городе Достоевский был дважды. Первый раз в 1850 году, когда его отправили на каторгу. Второй раз в 1859 году, когда возвращался из ссылки вместе с сыном Павлом и женой Марией Дмитриевной, с которой он познакомился и обвенчался на поселении.

Впечатление: О повторном посещении Екатеринбурга можно прочитать в одном из писем, которое Достоевский отправил своему другу Артемию Гейбовичу: «В Екатеринбурге мы простояли сутки, и нас соблазнили: накупили мы разных изделий рублей на 40 - четок и 38 разных горных пород, запонок, пуговиц и проч. Купили для подарков и, нечего грешить, заплатили ужасно дешево. В один прекрасный вечер, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел, наконец, господь увидать обетованную землю. Затем вынулась Ваша плетеная фляжка, наполненная горькой померанцевой (завода Штритера), и мы выпили с инвалидом на прощание с Азией, выпил и ямщик (и уж как же вез потом)» .


Василий ЖУКОВСКИЙ: «Виды прекрасные»

Когда был в Екатеринбурге: Поэт Жуковский был в нашем городе в 1837 году, когда сопровождал 19-летнего наследника престола Александра II во время его путешествия по стране. 27 мая вместе с царской свитой поэт приехал в Екатеринбург и сразу отправился осматривать местные достопримечательности. Город тогда жил на особом положении. У Екатеринбурга было свое войско, законы и суд. К тому же золото в городе добывали буквально не выходя за его границы.

Впечатление: Во время путешествия Жуковский вел дневник, в котором очень сухо и строго описывал все, что ему удалось посмотреть. Каких-то комментариев в нем он, к сожалению, не оставил. Одна из страниц посвящена приезду в Екатеринбург: «26 мая. Переезд из Бисерска в Екатеринбург. Обед. Осмотр завода, золотопромывальни, гранильной фабрики, монетного двора. Меншенин. Ввечеру поездка по городу. Иллюминация. Квартира у Харитонова. Четверг. Пребывание в Екатеринбурге и переезд в Нижнетагильск. Осмотр завода Верхнеисетского. Больница. Дом Китаева. Удивительное устройство. Чугунное производство. Тюремный замок. Похититель изумрудов в остроге с убийцами... Суд Шемякин. Больница. Обедня. Разговор миссионера. Поездка в Тагил на тарантасах. Я вместе с Меншениным. О Зотове. О Харитонове. Дело горноблагодатского полицмейстера, убившего унтер-офицера. Дело лекаря, похитившего золото. Дорога сначала неживописная и дикая. Потом виды прекрасные; вид на Урал и рощи частые. Невьяновский завод. Старинный дом Демидова. Колокольня около древней церкви и двор. Здесь пили чай» .

Редакция газеты "Комсомольская правда Екатеринбург" благодарит сотрудников Объединенного музея писателей Урала за помощь в подготовке публикации.

Выдающиеся люди Южного Урала Подготовила материал: Юмадилова Н.В. Учитель истории, обществознания и МХК.

Александров Евгений Викторович Годы жизни: 04.02.1917 - 30.07.2007 гг. Решением Челябинской городской Думы от 18 августа 1998 г. №27/1 присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска». Заслуженный архитектор Российской Федерации, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук. Участник Великой Отечественной войны. Более 50 лет проработал в области архитектуры и градостроительства, автор многих зданий и памятников Челябинска: Орлёнок” (1958), В. И. Ленину на пл. Революции (1959), “Сказ об Урале” (1967), “Танкистам-добровольцам” (1975), композитору С. Прокофьеву (2000) и др. В 1984 – 2000 гг. возглавлял Челябинское отделение Союза архитекторов России. Проектировал объемно-планировочные объекты центра города: пл. Революции, ул. Воровского. Принимал участие в проектировании жилых массивов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Ленинском и Металлургическом районах. Награжден орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью Союза архитекторов России «За высокое мастерство», Золотой Пушкинской медалью, другими медалями.

Памятник Орлёнок, посвященный героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале, был возведен 29 октября 1958 года, в день сорокалетия комсомола. Скульптура расположена на Алом поле и представляет собой бронзовую фигуру высотой 4 метра, воплощающую образ легендарного героя Гражданской войны. Авторами проекта являются скульптор Л.Н.Головницкий и архитектор Е.В.Александров.

«Орленок» (памятник) За время своего существования «Орленок» стал символом города Челябинска, это скульптура монументального искусства и федерального значения. «Орленок» - памятник, посвященный комсомольцам – героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. Тихая площадка рядом с шумной улицей, на которой находится памятник, стала излюбленным местом молодежи города. Рядом с «Орленком» находится парк отдыха «Алое поле» - островок спокойствия в самом центре мегаполиса, где можно отдохнуть от городской суеты. Это отличное место и для прогулки и для активного отдыха, прогулок на велосипеде, скейтборде. Гуляя по парку, Вы найдете здесь такие памятники как бюст В.И. Ленину, выполненный по проекту мавзолея, и аллея пионеров-героев. Парк оканчивается зданием дворца пионеров имени Н. Крупской. Рядом с ним находятся баскетбольные площадки, где можно поиграть или просто посмотреть на игру других. Одной из главных достопримечательностей Челябинска, конечно же, является Зал камерной и органной музыки. Реставрированный из Александро-Невской церкви, которая считалась самой красивой православной церковью в Челябинске, зал камерной и огранной музыки является местом, куда едут молодожены со всего города, чтобы именно в этом красивейшем месте их впервые назвали мужем и женой.

Скульптура 8 метров отлита из бронзы и установлена на гранитный постамент с трибуной 10 метров. На постаменте надпись «В. И. Ленину от трудящихся Челябинска». Фигура вождю мирового пролетариата выполнена в движении. Бронзовая скульптура отливалась в Ленинграде на заводе Монументскульптура. Скульптор В.С. Зайков и Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Идея создания монумента «Сказ об Урале» возникла благодаря сказам П. П. Бажова. В них речь идет о великане, носящем огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои сокровища. Само слово «Урал» переводится с башкирского как пояс. К сожалению, в 1967 году работа велась спешно, аврально, с отступлениями от замысла, что не могло не огорчить авторов. Вместо полированного гранита бассейн при памятнике наскоро забетонировали, из пригородного карьера привезли каменные глыбы. Вырубленный из гранита «Сказ об Урале » - воплощение физической силы и творческой мощи уральских мастеров. На постаменте засыпаном каменными глыбами стоит вырубленный из гранита богатырь. В его руках молот, что говорит о рабочих заслугах Южного Урала и его жителей. На фасаде постамента имеется надпись: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец». Общая высота монумента 12 метров. Скульптор В.С.Зайков Архитектор Е.В.Александров

Памятник посвящён добровольцам, участникам Уральского добровольческого танкового корпуса, образовавшегося в 1943 году из добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской областей. С Мясной площади, где стоит сейчас памятник, 9 мая 1943 года, выслушав наказ жителей Челябинской области и поклявшись его исполнить, отправлялись в места сражений бойцы и командиры 63-ей добровольческой танковой бригады, которая в этот корпус входила. Таким образом, этот памятник является символом взаимной связи и единения фронта и тыла страны. 9-го мая 1975-го года, через 30 лет после уничтожения нацистского режима в Германии и 32 года после отправления танкистов с Мясной площади, на этом месте был торжественно открыт памятник добровольцам, покинувшим родные края для ратных подвигов. Описание памятника Фигура добровольца, стоящего у крышки танка, выполнена из бронзы. Она изображает рабочего-танкостроителя, на котором уже надет танковый шлем и сапоги, и который взмахом руки зовёт в бой. Высота фигуры - 5 метров. Она установлена на постаменте высотой 3 метра, облицованном чёрным доломитом.

Скульптор Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Лебедев В.Г. - художественный руководитель и главный дирижер Челябинского государственного русского народного оркестра "Малахит« , заслуженный деятель искусств Российской Федерации (по согласованию);

ЛЕБЕДЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.01.1949, Челябинск), музыкант, засл. работник культуры РСФСР (1989), засл. деятель иск-в РФ (1996), проф., чл.-корр. Петровской академии наук и иск-в (Санкт-Петербург). В 1968 окончил Чел. муз. уч-ще им. П. И. Чайковского по классу баяна; в 1973 – муз.-пед. ф-т ЧГИК по специальности “народные инструменты” (баян), в 1986 – ассистентуру-стажировку Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных по специальности “оркестровое дирижирование ”. С 1972 преподаватель кафедры нар. инструментов ЧГИК. С 1996 ведет класс дирижирования в ассистентуре-стажировке. Художеств. рук. и гл. дирижер Чел. гос. рус. нар. оркестра “ Малахит ” (создан в 1987), объединяющего лучших музыкантов города. Оркестр за короткий период встал в один ряд с лучшими профес. муз. коллективами России. С ним сотрудничают ведущие вокалисты страны: И. Архипова, М. Биешу, А. Ведерников, И. Кобзон, Е. Образцова, Л. Сметанников, А. Стрельченко, Л. Рюмина, С. Захаров и др. Оркестр исполняет множество концертных авторских программ композиторов Е. Дербенко, М. Смирнова, В. Веккера, А. Кривошея, Е. Гудкова и др. Мн. из них записаны и хранятся в фондах обл. радио и телевидения, телекомпании “Останкино”, выпущены на дисках. Оркестр гастролирует по городам Урала, дважды выступал в Москве: в Колонном зале Дома Союзов и на 1-м Всерос. фестивале профес. оркестров в концертном зале им. П. И. Чайковского.

Строганов Григорий Дмитриевич (1656 -1715 гг.) приближенный Петра Первого, носил титул “именитого человека”. Будучи владельцем великопермской вотчины, он сосредоточил в своих руках не только промыслы Усолья и Лёнвы, но и стал единоличным владельцем солеварен Сольвычегодска, Великого Устюга, Нижнего Новгорода, а также Сибирских Усолий. Представитель династии горнозаводчиков Строгановых

Аленин (Ермак) Василий Тимофеевич Казацкий атаман, тесно сотрудничавший с уральскими соледобытчиками Строгановыми, заинтересованными в освоении Сибири. Предводитель похода в Сибирь. Покоритель Сибирского ханства. Погиб от своей собственной жадности, собирая лишнюю дань с населения Восточного Урала и Западной Сибири в 1585 году.

Татищев Василий Никитич (1686 -1750) Ученый. Государственный деятель России, чье имя связано с историей Урала и Екатеринбурга XVIII века. Один из основателей Екатеринбурга. Горный начальник. Посланник Петра I

Шуваловы Александр Иванович (1710 -1771) и Петр Иванович (1710 -1762) Уральские горнозаводчики, государственные деятели во времена правления Елизаветы Петровны.

Черепановы Ефим Алексеевич (1774 -1842) и Мирон Ефимович (1803 -1849) Крепостные механики нижнетагильских заводов. Самородки технического творчества. Изобретатели паровоза в 1834 году. Нижний Тагил

Дашков Дмитрий Васильевич (1788 -1839) Основатель династии уральских горнозаводчиков с 1835 года. Известный государственный деятель. Его дело продолжали на Урале дети Дмитрий и Андрей.

Демидовы Исключительно благодаря авантюризму, энергии, уму и пробивной способности младшего представителя знаменитой династии уральских предпринимателей – Никиты Никитича Демидова (? -1758) появились на свет такие уральские заводы, как Первоуральский (прежде Шайтанский, или Васильево -Шайтанский), Верхне- и Нижне-Сергинские, Верхнеи Нижне-Кыштымские герб дворян Демидовых

С началом ХVIII века стремительно рванулась Россия на восток осваивать богатейший край империи. Отныне дело шло не просто об участии России в международной торговле, а о превращении ее в могущественную европейскую державу. Для чего необходимо было, как минимум, иметь сильную армию и флот, которые, в свою очередь, могли появиться только при условии развития металлургического и горного производства. Для строительства заводов требовались крупные капиталы. У государства, как всегда занятого массой других проблем, денег на новые заботы не хватало. Царь Петр Алексеевич пытался строить казенные заводики. Один из них возник в 1701 г. на реке Нейве. Но, увы, работали они из рук вон плохо. Поэтому, когда тульский заводчик Никита Демидов сын (по прозванию Антуфьев) заявил, что готов увеличить производство чугуна и железа, а продавать его в казну согласен по ценам вдвое дешевле заграничного, Невьянский завод тут же был передан в его руки.

Старший - Акинфий немедленно был отправлен поднимать Невьянский завод. Именно благодаря его непосредственным усилиям будут построены на Урале несколько заводов. Двое младших сыновей Григорий и Никита вместе со всей семьей составят отцу компанию по переселению на Урал лишь весной 1704 г. Никита Демидов младший

Никита Демидов-старший так до конца жизни и не научился читать и писать. Зато Никита Демидов-младший слыл грамотеем. Оба обладали сильным характером, и в конфликтах между ними часто, как говорится, «коса на камень находила» . Оба проявят недюжий талант в организации металлургического производства. Никита-старший успеет увидеть 7 металлургических заводов, построенных собственными руками, Никита-младший сможет завещать своим детям 11 предприятий на Урале и в Подмосковье.

Польский дворянин и российский подданный Альфонс Фомич Поклевский. Козелл приехавший в 1830 -х годах в Сибирь простым чиновником, благодаря уму и таланту сумел стать владельцем огромного состояния, ему принадлежали пароходы, водочные и пивоваренные заводы, золотые прииски, медные и асбестовые рудники, одна из первых на Урале химических фабрик, девять железоделательных заводов, стекольные фабрики, конные заводы, многочисленная недвижимость, в том числе два дома в Санкт-Петербурге, огромные особняки в Талице и Екатеринбурге

Много средств Поклевский вкладывал в сферу, которую мы сейчас называем социальной. Устраивал больницы и учебные заведения в своих владениях, помогал при строительстве и реконструкции храмов. Будучи сам католиком помогал православному населению своих заводов. Участвовал в строительстве пяти католических костёлов Сибири и Урала, два из них были полностью возведены на его средства. На железнодорожной линии Екатеринбург (Свердловск) – Тюмень была даже станция «Поклевская» , расположенная в пяти верстах от талицкой (главной) резиденции Поклевских. Переименована она была в 1963 году (п. Троицкий)

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа. Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин-Сибиряк) 6 ноября 1852 года в заводском поселке Висимо-Шайтан (сейчас Висим), Пермская губерния. Отец очень хотел, чтобы Дмитрий пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу. Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях. После этого мальчик пошел в Висимскую школу для детей рабочих.

Важные факты биографи 6 ноября 1852 – рождение в Висимо-Шайтане. 1866 год – начало обучения в Екатеринбургском духовном училище. 1868 год – начало обучения в Пермской духовной семинарии. 1872 год – поступление в Петербургскую медикохирургическую академию. 1876 год – переход на юридический факультет. 1877 год – возвращение на Урал. Переезд в Екатеринбург. Публикация первого беллетристического произведения, «Тайны зеленого леса» . Путешествие по Уралу.

1884 год – публикация в «Отечественных Записках» романа «Горное гнездо» 1891 год – окончательный переезд в Санкт. Петербург. Смерть жены и длительная депрессия. Начало особо плодотворной работы над детскими произведениями. 1892 год – публикация романа «Золото» и повести «Охонины брови» . 1894 год – выход первых произведений из цикла детских рассказов «Аленушкины сказки» . 1895 год – выход двухтомника «Уральские рассказы» и романа «Хлеб» . 15 ноября 1912 года – смерть в Санкт-Петербурге.

Достижения, интересные факты Детские произведения Мамина-Сибиряка поистине уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум. Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. В 2002 году была учреждена Премия имени Д. Н. Мамина. Сибиряка. Вручается авторам за произведения об Урале. Мамин-Сибиряк коллекционировал фамилии.

Николай Иванович Кузнецов - советский разведчик, партизан ("обер-лейтенант Зиберт") 27 июля 1911 года в крестьянской семье. В 1926 окончил семилетнюю школу, в которой увлекся языком эсперанто. В 1927 приступил к самостоятельному изучению немецкого языка, обнаружив незаурядные лингвистические способности.

Весной 1938 Николай Кузнецов переехал в Москву и поступил на службу в НКВД. В сентябре 1941 он писал: "Последние три года я, за коротким исключением, провел за границей, объехал все страны Европы, особенно крепко изучал Германию". Весной 1942 г. Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта (кодовое имя «Пух») вел разведывательную деятельность в оккупированном немцами г. Ровно, передавая сведения в партизанский отряд. Ему удалось узнать о подготовке фашистами наступления на Курской дуге. Он убил имперского советника генерала Геля, похитил командующего карательными войсками на Украине генерала фон Ильгена, совершал диверсии. Погиб в бою. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Уральцы - лауреаты Нобелевской премии Жорес Иванович Алфёров родился в 1930 г. в Витебской области Белорусской ССР. Когда началась Великая Отечественная война, его вместе с родителями эвакуировали в город Туринск Свердловской области.

Здесь он прожил 4 года Уральский край внёс немалый вклад в воспитание будущего великого учёного. К концу 2011 года список его наград занимал целую страницу, и главная среди них - Нобелевская премия по физике 2000 года, вручённая "за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной оптоэлектроники". Результатами этих исследований пользуются миллионы людей по всему миру. Оптоволоконные линии связи и новые виды лазеров - вот что дали миру исследования лауреата. Алфёров известен не только как физик, но и как общественно-политический деятель.

Уральцы - лауреаты Нобелевской премии Константин Новосёлов родился в 1974 году в городе Нижний Тагил Свердловской области. Учился в лицее № 39.

Интерес к точным наукам Константин проявлял со школьной скамьи: был постоянным участником всесоюзных олимпиад по математике и физике. В 1991 году Новоселов был принят в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет физической и квантовой электроники. Любопытно, что незадолго до этого он получил "тройку" на вступительном экзамене по математике в Нижнетагильском политехническом институте.

Примерно так располагаются атомы углерода в графене Вскоре после получения диплома о высшем образовании Новосёлов переехал в Нидерланды, где стал работать в университете Неймегена под руководством другого русского эмигранта Андрея Гейма. Результатом их совместной работы стало получение графена (в 2004 году). Графеном называется аллотропная модификация углерода, схожая с графитом, но толщиной всего в один слой атомов.

Голицын Михаил Михайлович В XVIII веке основал династию уральских горнозаводчиков, вступив в родственные отношения со Строгановыми. С 1806 года владельцами стали его дети Александр и Сергей.

Дягилев Сергей Павлович (1872 -1929) Художник и театральный деятель. Связан с дворянским родом Дягилевых, владевших на Урале заводами в Пермской и Уфимской губерниях

Попов Александр Степанович (1859 -1905) Изобретатель радио. Родился в поселке Турьинские рудники (ныне г. Краснотурьинск Свердловской области). Учился в пермской духовной семинарии. Русский физик и электротехник. Один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях, в том числе для радиосвязи. В начале 1895 года создал совершенный по тому времени вариант радиоприемника. В 1897 году начал работы по беспроволочному телеграфированию. В 1901 достиг дальности радиосвязи около 150 км. Краснотурьинск Свердловской области

Ельцин Борис Николаевич (1931 -2007) Государственный и политический деятель конца ХХ века, первый президент новой России с 1991 года по 1999 год включительно. Один из инициаторов и идеологов реформирования России. Екатеринбург

Жуков Георгий Константинович (1896 -1974) Герой Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Выдающийся государственный и военный деятель. Маршал Советского Союза. Четырежды Герой Советского Союза. Главнокомандующий Ур. ВО в 1947 -1953 гг.

Калашников Михаил Тимофеевич (1919 -2013) Автор знаменитого автомата (1947). Конструктороружейник. Участник Великой Отечественной войны. Работал в АО "Ижмаш".

Курчатов Игорь Васильевич (1902 -1960) Физик, академик. Один из создателей российской атомной промышленности. Участник строительства Белоярской атомной электростанции. Автор книг "Электрическая прочность вещества" (1930), "Расщепление атомного ядра" (1935). Сим, Челябинская область

Эрнст Неизвестный Известный скульптор и художник ХХ столетия ("Дерево жизни", надгробие Н. С. Хрущева). Эмигрировал в США. Екатеринбург США

Люди искусства Ирина Архипова - солистка оперы, народная артистка СССР (Свердловск) Юрий Александрович Гуляев - певец. Баритон. Народный артист СССР (1968). Работал в Оперном Екатеринбурга в 50 -е годы ХХ века. Сергей Яковлевич Лемешев - певец. Лирический тенор. Народный артист СССР (1950). Работал в Оперном Екатеринбурга в 1926 -1927 годах.

Люди искусства Александр Викторович Дольский - артист. Певец. Лирико-драматический тенор. Работал в Оперном Екатеринбурга в 30 -40 -е годы ХХ века. Александр Малинин (Выгузов) - популярный эстрадный певец (Косулино Свердл. обл) Мистер Кредо (музыкальный исполнитель) Мафик (шансонье) - современный эстрадный певец ("Вези меня, извозчик", "Город древний. . . ") (Екатеринбург)

Люди искусства Александр Пантыкин – композитор, генеральный директор МИА "Тутти". (Екатеринбург) Владимир Пресняков-младший и старший. Известный эстрадный певец (Свердловск) Евгений Павлович Родыгин (род. 1925) - композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятии (1963) и РСФСР (1973). Автор множества песен. Наиболее известны "Уральская рябинушка", Куда бежишь, тропинка милая? ", "Песня о Свердловске". Владимир Шахрин - лидер группы "Чайф" (Екатеринбург)

Арцибашев Сергей Николаевич Худ. руководитель театра им. Маяковского. Народный артист России родился 14 сентября 1951 года в поселке Калья Свердловской области. В 1976 году окончил актерское отделение Свердловского театрального училища (курс засл. арт. Уз. ССР В. К. Козлова). В 1981 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (курс нар. арт. РСФСР М. О. Кнебель). С 1980 по 1989 работал режиссером и актером в Театре на Таганке. С 1989 по 1991 - главный режиссер Московского театра комедии. С 1991 года - основатель и художественный руководитель-директор Российского Государственного "Театра на Покровке". В 1992 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. В 2005 году - звание В качестве режиссера поставил более 50 спектаклей в театрах Москвы, России, СНГ и за рубежом.

Люди искусства Григорий Александров - советский кинорежиссер ("Веселые ребята", "Волга") Свердловск Пётр Вельяминов - артист театра и кино ("Вечный зов") Свердловск Сергей Герасимов - кинорежиссер ("Лев Толстой", "Семеро смелых", "Тихий Дон") Свердловск Владимир Гостюхин - киноартист. Свердловск

Люди искусства Александр Демьяненко -артист театра и кино. Снимался более чем в 70 фильмах. Но в народной памяти известен как Шурик из "Кавказской пленницы", "Операция Ы или новые приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", хотя это прозвище талантливому, разностороннему и интеллигентному артисту не нравилось. Владимир Краснопольский - советский и Росссийский кинорежиссер ("Тени исчезают в полдень", "Вечный зов") Свердловск

Люди искусства Владимир Акимович Курочкин(род. 1922)артист. Режиссер. Педагог. Почетный гражданин Свердловска (1986). Народный артист СССР (1978). Работал в Свердловском театре музкомедии в 1946 -63 годах. С 1963 по 1986 годы работает главным режиссером. Преподавал в консерватории. С 1990 года художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Свердловск