Мнемотехника на логопедических занятиях. "секреты мнемотехники". Этапы работы над стихотворением

Мнемотехник а (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотехника помогает развивать:

    ассоциативное мышление

    зрительную и слуховую память

    зрительное и слуховое внимание

    воображение

Мнемотаблицы – это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.

Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока и

отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:

    Развитию связной речи;

    Преобразованию абстрактных символов (перекодированию информации);

    Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;

    Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Ведется подготовительная работа:

Подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора;

Обсуждение наблюдений за явлениями природы, или произведений народного творчества;

Подготовка необходимого оборудования и различного раздаточного материала, прослушивание аудио записей;

Выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.

Задачи мнемотехники:

    совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

    формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

    стимулирование интеллектуального развития ребенка;

    учить запоминанию любой информации.

Методы мнемотехники:

Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

Метод трансформации (превращения);

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

Метод опор (числобуквенный метод).

Особенность методики применение символо в, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка.

Для детей младшего школьного возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях. Для изготовления таких картинок не требуется больших художественных навыков, любой взрослый в состоянии нарисовать символические изображения предметов.

Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

    Логопед выразительно читает стихотворение.

    Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

    Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

    Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

    Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Для детей с ФФН заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.
Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал (чистоговорки), представленный в этих заданиях.

Как работать с мнемотаблицей

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.

3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.

На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!

Автоматизация (Ж)

Для увеличения объема памяти, облегчения запоминания и усвоения информации используют методику под названием "мнемотехника", что в переводе с древне-греческого обозначает "искусство запоминания".

Мнемотехника позволяет получить тотальный контроль над усвоением материала, используя только естественную память.

История мнемотехники начиналась в качестве неотделимой части ораторского искусства, риторики. Данная техника использовалась для запоминания длинных монологов, которые произносили ораторы.

В наши дни мнемотехника очень активно используют логопеды во время занятий с детьми.

Техника сплочения образов в общий ассоциативный ряд является одним из основополагающих в мнемотехнике. С помощью нахождения ассоциаций рандомная и не взаимосвязанная информация объединяется в целое ассоциативное изображение, созданное посредством формируемых в голове образов. Чтобы воспроизвести какую-либо часть материала, достаточно лишь выстроить в голове определенный образ и спровоцировать цепную реакцию для припоминания остальных образов, объединённых в ассоциативное множество. Некоторые логопеды используют для работы на занятиях карточки мнемотехники, иначе шпаргалки для развития слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной памяти.

Мощным методом является техника ассоциации при автоматизации звука. Порой бывает очень не легко мотивировать ребенка на неоднократное произношение одинаковых слов. С самого начала следует отработать парное произношение слов, демонстрируя ребенку два изображения с автоматизируемым звуком и предлагая запомнить их. Чтобы выполнить поставленную задачу, ребенок должен сформировать в голове ассоциативный образ, для этого он должен составить предложения с данными словами. Ребенок обязательно должен самостоятельно найти в голове ассоциацию. Интересная деталь: самые нелепые ассоциации запоминаются гораздо лучше, так как вызывают смех и положительные эмоции.

Когда ребенок увидит все пары изображений, нужно показать по одной картинке из каждой двойки, чтобы он вспомнил ту, которая в данный момент не показана. От уровня развития ребенка зависит количество демонстрируемых фотографий. На первой этапе использования методики мнемотехники стоит использовать до четырех пар изображений, в последствии увеличивая до пятнадцати.

После этого можно приступить к обучению ребенка запоминанию целой цепочки слов.

Елена Головинова
Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.

У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:

Скудный словарный запас

Неумение согласовывать слова в предложении

Нарушение звукопроизношения

У большинства детей нарушено внимание

Несовершенно логическое мышление

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи,

Пересказывать тексты

Не владеют приемами и методами запоминания

Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехника помогает в развитии:

Связанной речи

Ассоциативного мышления

Зрительной и слуховой памяти

Зрительного и слухового внимания

Воображения

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты используем на занятиях как символ предстоящего задания, как символ обозначения звуков для звукового анализа и т. д.

Мнемотаблицы используем для автоматизации звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками.

Этапы работы над стихотворением:

Логопед выразительно читает стихотворение.

Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Пересказывать текст с помощью мнемотаблиц ребенку легче. Он видит всех действующих лиц и его внимание концентрируется на правильном построениии предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Используемая литература:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 200

5. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.

6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

, учитель-логопед, Наро-Фоминск, Московская область .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа .

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественной литературы;

При отгадывании и загадывании загадок;

При заучивании стихов;

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Используемая литература:

  1. Л.Н. Ефименкова
  2. “Формирование речи у дошкольников”, 1985г.;
  3. Т. Ткаченко
  4. - журнал “Дошкольное воспитание” №10, 1990г;
  5. В.П. Глухов “О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР”, Дефектология, 1990;
Использование мнемотехники в логопедической работе

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра речевых задач.

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Однако помимо нормального развития речи, отмечаются отклонения в развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая аналогия.

Символическая аналогия включала в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта.

Символическая аналогия может быть:

Графической , т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему «свертывание» - умение выделить в образе самое главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и связи.

Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет). Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами. Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ, т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их действия.

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл произведения. Вместо длинного текста составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным символом.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. И в этом помогает мнемоника или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И, главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен школы многократное чтение текста; откровенная зубрежка, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие другие методы.

В XVIв. педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической. Классическая мнемотехника, без сомнения, эффективнее педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.

Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) .

Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.