Презентация на тему "понятие формы многообразие форм окружающего мира". Общество и природа явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле превратить в геометрическ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5

1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8

1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15

Выводы по главе 1.................................................................................................20
2 Практическое применение форм окружающей природы..............................22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
Выводы по главе 2.................................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Цель работы – изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач :

1. Раскрыть понятие «форма».

2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

6. Разработать собственный макет по теме исследования.

Объект исследования – формообразование в дизайне.

Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

Методы исследования . По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна .

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию .

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

Рис. 1. Форма в дизайне

Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

Рис. 2 Природные формы

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

– геометрический вид (конструкция)

– величина

– положение в пространстве

– фактура

– текстура

– светотень .

Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).

Рис. 3. Орнамент

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УУД

Личностные УУД:

Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Проверка присутствия учащихся
  • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

2. Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

3. Сообщение нового материала

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

4. Постановка проблемы:

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная или групповая работа учащихся

Контроль учителя

6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

  • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
  • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
  • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

7. Завершение урока

2.3 Общество и природа
Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - Homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протя­жении всего времени существования человечества общество и при­рода тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в от­личие от других живых существ человек приспособился к тяже­лым условиям борьбы за выживание и начал использовать приро­ду в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термической обработки качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древ­ности были, видимо, не только природные явления (молнии, из­вержения вулканов и т.д.), но и неосторожное обращение челове­ка с огнем.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных клима­тических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников мог только коллектив лю­дей. Поэтому основой организации и источником власти в перво­бытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль стала играть мужская физическая сила. А с упорядочением отно­шений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и урав­нительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледников) и мас­совым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выра­щивать съедобные растения. Так произошел переход от присваи­вающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200 - 300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным яв­лением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сли­вались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пус­тыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребле­ние слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клы­ков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели унич­тожали целые лежбища морских котиков. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспосо­биться к измененной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие обще­ства на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое про­изводство, человек научился использовать атомную энергию и на­чал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас участвует в этом процессе. Сегодня практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных горо­дах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, явля­ется причиной многих болезней.

В процессе жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скап­ливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представ­ляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которы­ми мы пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпиде­мии приводили к массовой гибели людей. Сейчас неизлечимыми считаются некоторые формы рака, СПИД, атипичная пневмония.

XX век стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотв­ратить пагубные последствия научно-технического развития. При­оритетное значение приобрели строительство и совершенствова­ние очистных сооружений при заводах и фабриках, создание без­отходных и энергосберегающих технологий, строительство пред­приятий по переработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство таких машин пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, общеплане­тарный характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан­тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной террито­рией, предназначенной только для научных исследований, и Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. - Всемирный фонд дикой природы, а в 1971 г. - Гринпис («Зеленый мир»). Активисты Гринписа борются против истребления животных, организуют пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивают другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим пра­вонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, формулирующий общие поло­жения охраны природы. Его дополняют такие документы россий­ского природоохранного законодательства, как Федеральный за­кон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об ох­ране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с изменениями и допол­нениями), Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др. Нормы экологического права содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 и Кодексе РФ об административных правонару­шениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воз­духа, порча памятников природы, влекут за собой уголовную от­ветственность с лишением свободы на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу.

Защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погиб­нет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фантастических рома­нах и фильмах уже рисуют последствия экологических катаст­роф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Че­рез столетия природа восстановит экологический баланс, но чело­веку места на Земле уже не останется. На смену ему придут дру­гие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди в отличие от динозавров - все же разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Слайд 2

Геометрические фигуры

  • Что видите на экране?
  • Что о них можете сказать?
  • А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?
  • Слайд 3

    Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

  • Слайд 4

    • Все что нас окружает поражает разнообразием форм.
    • Величественные очертания гор.
    • Обтекаемые формы самолетов и автомобилей
    • Пластика человеческого тела
    • Громады многоэтажных зданий
    • Изящные очертания цветов, бабочекк
  • Слайд 5

    • ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И
    • ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.
    • Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.
  • Слайд 6

    Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

    Слайд 7

    В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

    Слайд 8

    • Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.
    • Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.
  • Слайд 9

    Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Геометрические тела

    Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

    Слайд 12

    Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

    Слайд 13

    • С.И. Осипов. «Васильки»
    • А. Лактионов.
    • «Февраль» 1956
    • И. И. Левитан.
    • «Одуванчики» 1889
    • Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.
  • Слайд 14

    • М. Келехсаев.
    • «с. Нар, родина Коста»
    • М. Келехсаев.
    • «Кубистический натюрморт»
    • С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»
    • М. Келехсаев. «Изобилие»
  • Слайд 15

    ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

    • Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
    • В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
  • Слайд 16

    • Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
    • Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.
  • Слайд 17

    • Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
    • Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.
  • Слайд 18

    • Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
    • Анализ формы предметов
    • Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
  • Слайд 19

    Творческая работа

    Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: животных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья».

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

  • Слайд 21

    Вывод

    • Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых
    • Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).
    • Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.
    • Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.
  • Слайд 22

    Литература

    • Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса.
    • Москва. Просвещение. 2008.
    • 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы.
    • Изд. «Титул». 2000.
    • 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека.
    • Методическое пособие для 6 класа.
  • Конспект урока

    Класс, тема урока:

    6 класс Б, "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира"

    Цель урока:

    Сформировать представление обучающихся о разнообразии форм в мире.

    Задачи урока:

    1. Познакомить с понятиями линейных, плоскостных и объёмных форм, с понятием конструкции, с видами геометрических тел.

    2. Формировать навыки изображения простых геометрических тел вращения: цилиндра и конуса.

    3. Развивать пространственные представления, наблюдательность.

    Формы, методы обучения

    Фронтальная, в группах. Элементы игровых, личностно-ориентированных технологий, развивающего обучения. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, методы самостоятельной работы.

    Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

    Метапредметные УУД.

    Познавательные УУД:

      развивать владения навыком построения логических рассуждений,

      формировать понимание причин своего успеха / неуспеха,

      развивать способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,

      развивать умение осуществлять анализ формы предметов.

    Коммуникативные УУД:

      развивать умение аргументировать свою позицию, при выработке общего решения в совместной деятельности,

      использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД:

      умение ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем,

      развивать способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

      умение синтезировать подобранные информационные материалы в виде таблицы.

    Личностные УУД:

      формирование общего представления об окружающем мире в его природном многообразии.

    Основные понятия

    Форма, конструкция, геометрические фигуры и тела, условный объём.

    Межпредметные связи

    Черчение, математика.

    Ресурсы

    Учебник Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс; "Словарик юного художника"; таблица "Геометрические тела", изображения или модели геометрических фигур и тел; набор предметов, в основе которых какое - либо геометрическое тело или их сочетание; таблица "Закономерности светотени".

    Структура урока

    1. Организационный этап.

    2. Целеполагание и мотивация.

    3. Актуализация знаний.

    4. Первичное усвоение новых знаний.

    5. Первичное закрепление.

    6. Практическая работа.

    7. Закрепление материала.

    8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    9. Информация о домашнем задании.

    Содержание этапов урока:

    Этапы урока

    Развитие универсальных учебных действий

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организацион-ный этап

    Проверка организации рабочего места, подготовки к уроку.

    Целеполагание и мотивация

    Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Дети смотрят отрывок из кинофильма «Старик Хоттабыч».

    Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям. Оказывается, всё, что нас окружает, можно увидеть как сочетание геометрических фигур. Такой метод построения изображения применялся с древних времён мастерами Востока. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 62.

    Внимательно прочитайте тему нашего урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» , вспомните о чём мы сейчас говорили и попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.

    Отвечают на вопросы.

    Рассматривают иллюстрации "Метод построения изображений в древнем Востоке" в учебнике на стр. 62.

    Формулируют цель и задачи урока:

    Различать геометрические тела;

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрическх фигур;

    Изображать некоторые простые геометрические тела.

    Актуализация знаний

    Познавательные:

    Общеучебные: умение структурировать знания.

    Регулятивные:

    В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета.

    Для того чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть конструкцию предмета.

    КОНСТРУКЦИЯ - строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение. При внимательном рассмотрении предметов, даже сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

    Записывают определения в "Словарик юного художника"

    Первичное усвоение новых знаний

    Познавательные:

    Личностные: умение самостоятельно делать выводы.

    Назовите мне виды геометрических фигур. (ребята заполняют таблицу) (Приложение).

    Это плоские фигуры, но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел.

    Внимание на экран. (слайд «Геометрические тела»)

    Проведём опыт: будем вращать прямоугольник на стержне (Приложение) и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите? Назовите предметы цилиндрической формы.

    Проведём опыт: будем вращать треугольник (Приложение) на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите?

    Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?

    слайд

    Заполните таблицу.

    (ребята заполняют таблицу).

    Обучающиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике на стр. 62 и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих кувшинов?"

    Отвечают на вопросы (цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов).

    Ответы обучающихся.

    Первичное закрепление

    Познавательные: умение самостоятельно делать выводы. Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

    Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.

    Рассмотрим в учебнике на стр. 63 изображение геометрических тел.

    Практическая работа

    Познавательные:

    Логические: выбор оснований для сравнения.

    Регулятивные: контроль, коррекция.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    1. Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте волшебный сосуд. Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно.

    2. Из полученной заготовки выполните макет геометрического тела.

    Творческая работа обучающихся.

    Закрепление материала

    Личностные: действие смыслообразования.

    Познавательные логические: анализ, выбор оснований для сравнения.

    Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

    Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел. Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам,

    которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.

    Участвуют в игре

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Познавательные общеучебные: оценка процесса и результатов деятельности,

    понимание причин своего успеха / неуспеха.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Личностные: действие смыслообразования.

    1.Анализ работ обучающихся.

    Сделаем импровизированную выставку ваших работ.

    Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, что нужно было бы доработать?

    2. Как вы считаете, что чему ещё вам необходимо научиться, чтобы изображать предметы узнаваемыми и объёмными.

    Проводят самооценку.

    Домашнее задание

    1. На следующем уроке вы познакомитесь с правилами изображения геометрических тел, поэтому к уроку попрошу подобрать и принести изображения геометрических тел с различных точек зрения (репродукции в книгах, рисунки из Интернета, фотографии из журналов).

    2. Творческое задание: внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.

    Записывают домашнее задание

    Приложения

    Таблица "Группы геометрических тел"

    (рядом с названием фигур и тел помещаются их изображения или макеты)

    Плоские фигуры

    Объёмные геометрические тела

    гранные

    тела вращения

    квадрат

    куб

    Цилиндр

    прямоугольник

    призмы

    Цилиндр

    треугольник

    пирамиды

    Конус

    трапеция

    усечённые пирамиды

    усечённый конус

    Круг

    Шар

    Пособия для опыта "Образование цилиндра и конуса"


    Игра - домино "Закономерности светотени"

    Вариант 1

    Вариант 2

    Примерные работы обучающихся по теме урока

    Образ цилиндра "Неведома зверушка"

    Образ конуса "Село (город) под колпаком"

    Литература

    1. Забелина Е.И. . Изобразительное искусство в школе. Программа и методические разработки уроков в начальной школе. Орёл. Издательство Социально-Образовательного центра, 1996.

    2. . Неменская Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

    3. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского. Волгоград: "Учитель". 2008