Проектная деятельность в доу через ментальные карты. Мастер-класс для педагогов «Ментальные карты — метод формирования у дошкольников способности планировать свои действия Метод ментальных карт в доу

Анна Васильева
Проектная деятельность в ДОУ посредством ментальных карт

Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать , синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности :

Воспитанники ДОУ видят перед собой конечный результат - вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

Помогает воспитаннику самоопределиться - именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами : на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

Проекты сплачивают детей , развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты .

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты » , «карты ума » , «карты мыслей » , «карты мышления » , «ментальные карты » , «карта памяти » или «карты разума » ) – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга . Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Изучая проект по теме «Транспорт» , схематически можно оформить его так :

При этом необходимо поставить цель проектной деятельности , задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность . Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт , при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников.

В качестве примера продукта – ментальной карты проекта хочу предложить вариант по теме «Зимние виды спорта» .

Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Желаю удачи в реализации ваших проектных деятельностях .

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Мы вместе» Актуальность проекта: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им.

Проектная деятельность по ОБЖ в ДОО Опыт работы МБДОУ №108 в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Подготовили и представили.

Проектная деятельность «Мир театра» Проектная деятельность Тема «Мир театра» Алейникова Н. М. МБДОУ№19 Сроки реализации проекта: Участники: дети старшего возраста, воспитатель,.

Хочу рассказать вам про таксу, которую зовут Чарли. Говорит девочка: Меня зовут Валерия Черная, мне 6 лет, у меня есть две сестры Кристина.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность в ДОУ Проектная деятельность в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) предполагает спланированное исследование воспитанниками и педагогами.

Интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности.

Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод использования ментальных карт. По-английски он называется " mind maps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты"). В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по другому называются: интеллект –картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Каковы полезные свойства интеллект-карт:

Это наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлеательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях:

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Как составлять интеллект - карты:

Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в прошлом году с детьми 6-7лет. Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 3-4 года, карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.

Я использую метод интеллект-карт по развитию речи в

формировании фонематических умений.

Само понятие «звук» для ребенка является абстрактным. Научиться различать звуки гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, определять позицию определенного звука в слове - достаточно трудная задача для ребенка. А с помощью интеллект – карты (визуально) быстрее запоминают.

В этом случае, используя карту, ребенок закрепляет правильную артикуляцию звука, определяет параметры поставленного звука.

П о развитию лексики необходимо отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса.

Примером может послужить использование интеллект-карты при усвоении детьми многозначности слов.

Особое внимание уделяется уточнению значения каждого предлога, дифференциации между близкими и противоположными по значению предлогами, выделению предлогов как самостоятельных слов. Отрабатывать эти направления можно также с использованием интеллект-карты.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

В результате обозначился следующий алгоритм работы по пересказу рассказа с применением интеллектуальной карты.

Практическая работа

Я предлагаю вам слово подарок.

В центре располагается основная идея (проблема или слово). От центра исходят толстые основные ветви с подписями - они означают слова - признаки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.


Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Всем детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здо рово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт. По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании этот наглядный приём структурирования информации применяют не часто. А было бы полезно. Конечно с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов для схемах потребуются картинки.

Классическая ментальная карта рисуется, начиная с центрального понятия. В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.

Особенно хорошо идея пойдёт для детей с аутизмом (да и с любыми нарушениями), сделает их жизнь предсказуемой, значительно снижая свойственную аутистам тревожность. Возраст здесь не важен, потому что картинка для человека с аутизмом гораздо понятнее слова в любом возрасте.


Ментальная карта «Признаки весны»

Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию диаграмм связей. Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:

  1. подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
  2. нарисовать собственноручно.

Первый вариант

Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца.

Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.

Для "продвинутых" задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение - проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.

Второй вариант

Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания того же материала. Вариант более творческий, активизирующий имеющиеся знания и умения.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Какое самое главное событие весной? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ. Оно согревает всё вокруг, и мир начинает изменяться
  3. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист относительно солнышка делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая. Это причинно-следственные связи второго уровня.
  4. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи.

Таким образом мы структурировали информацию, представив её в виде легко запоминающейся картины. Результат ниже. Получилась диаграмма связей, показывающая что и почему происходит в живом и неживом мире весной. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот примерно так он выглядел.

Полезно было бы нарисовать подобные картины взаимосвязей на каждое время года, затем сравнить и сделать выводы о причинах сезонных изменений. И имели бы мы простые чёткие научные представления, а не обрывки того-сего в голове.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Абсолютно всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.

  1. Минимальная мозговая дисфункция

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно . У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.

  1. Разные формы аутизма

У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями

Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо бо льшие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение, подача информации на уроке, лекции, занятии происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию, кто-то использует преимущественно аудиальный канал восприятия, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т.п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более 100 книг.
Это методика составления ментальных карт (Mind Mapping).
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Ментальные карты можно использовать, делая заметки во время лекций или когда надо посмотреть на проблему с разных сторон,сравнить информацию, внедрить новую идею… Ментальные карты – это очень интересный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Ментальные карты подходят как для детей, так и для взрослых.

Общие правила создания ментальных карт:

В центре располагается образ всей проблемы /задачи/.

От центра исходят основные ветви с подписями - они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.

Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

Лучше использовать крупные печатные буквы.

Экспериментируйте с различным визуальным оформлением - форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки.

Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт - чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать.

Пример ментальной карты для детей

Знакомить детей с методом создания ментальных карт лучше начиная с простых понятий, известных ребенку.

Это хороший способ обучения понятийному мышлению: закрепление обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.


Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с ребенком, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов и наклеены на простой лист размером А4 (расположение листа - горизонтальное! - это рекомендация и правило создания ментальных карт).