Скачать презентацию на тему характер. Открытый урок психологии на тему "характер". Надеюсь все у вас в порядке

Урок №7 Урок №7 Тема урока Тема урока Характер Характер Преподаватель: Сафина В.Г ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»

План План Что такое характер 1.1. Что такое характер Черты характера 2.2. Черты характера Типология характеров 3.3. Типология характеров

Подумай и ответь Подумай и ответь  1.Что такое темперамент как природное свойство личности? 1.Что такое темперамент как природное свойство личности? Это качество определяющее активность и эмоциональность Это качество определяющее активность и эмоциональность поведения человека поведения человека  2.Темперамент­ это качество врождённое или приобретённое? 2.Темперамент­ это качество врождённое или приобретённое? Биологическое, врождённое Биологическое, врождённое  3. В чём проявляется темперамент? 3. В чём проявляется темперамент? В мышлении, речи, манере общения В мышлении, речи, манере общения  4. Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? 4. Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? Скорость, сила, уравновешенность Скорость, сила, уравновешенность  5. Назовите свойства темперамента 5. Назовите свойства темперамента Сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, Сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия экстраверсия, интроверсия  6. Какие вы знаете типы темперамента? 6. Какие вы знаете типы темперамента? Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик 7. Что является физиологической основой темперамента? 7. Что является физиологической основой темперамента? Тип высшей нервной деятельности Тип высшей нервной деятельности

11. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР? . ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР? Происхождение слова «характер» Происхождение слова «характер» Слово «Характер» в переводе с греческого означает «Черта», «печать», «признак»

определение определение Характер – это психическое свойство Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в поведения человека и выражающееся в его отношении к окружающему миру. его отношении к окружающему миру.

Физиологическая основа Физиологическая основа характера характера Динамический стереотип­ это система ­ ­ Динамический стереотип ­ это система закрепившихся ответных реакций закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющееся человека на многократно повторяющееся воздействие окружающей среды воздействие окружающей среды

Характерология – учение о Характерология – учение о характере характере  1 Дата рождения (гороскопы) 1 Дата рождения (гороскопы)  2. Имена 2. Имена  3. Физиогномика 3. Физиогномика  4. Хиромантия 4. Хиромантия  5. Графология 5. Графология

2.Черты характера (определение)) 2.Черты характера (определение  Черта характера Черта характера – индивидуальные – индивидуальные привычные формы поведения, в которых привычные формы поведения, в которых реализуется его отношение к реализуется его отношение к действительности. действительности.

Основные группы черт Основные группы черт Группа 1 Черты характера в которых выражена направленность личности т.е (система отношений к действительности Группа 2 Волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера

Черты характера, в которых Черты характера, в которых выражены отношения выражены отношения  1. отношение к другим людям 1. отношение к другим людям  2. отношение к себе 2. отношение к себе  3. отношение к деятельности, труду 3. отношение к деятельности, труду  4. отношение к вещам, предметам 4. отношение к вещам, предметам

Черты характера второй Черты характера второй группы группы эмоциональные волевые интеллектуальные Решительность Порывистость Глубокомыслие Настойчивость Впечатлительность сообразительность самообладание Инертность Находчивость Самостоятельность Безразличие любознательность активность отзывчивость организованность

 Задача. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.  1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.  2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.  3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.  4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.  5.В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.  6.Характер индивидуально своеобразен.  7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.  8.Характер ­ отражение общественных отношений.

Акцентуация характера Акцентуация характера  Акцентус  Акцентуация Акцентус – от лат слова – ударение – от лат слова – ударение Акцентуация – это особенность – это особенность характера личности при которой характера личности при которой отдельные черты чрезмерно усилены. отдельные черты чрезмерно усилены.  Акцентуация Акцентуация – это грань между – это грань между нормой и патологией. нормой и патологией.

Акцентуация личности (К.Леонгард) Акцентуация личности (К.Леонгард) Акцентуация темперамента Акцентуация характера Демонстративный гипертимический педантичный Застревающий возбудимый дистимический Тревожно­боязливый циклотимический эмотивный экзальтированный

Типология характеров Личко Типология характеров Личко 11 типов акцентуаций.. 11 типов акцентуаций

Задание №1 Задание №1  Ты мне – я тебе Ты мне – я тебе Назвать по 5 черт характера, начинающуюся на Назвать по 5 черт характера, начинающуюся на букву алфавита. букву алфавита. №1 №2 1 №2 № А Б А Б В Г В Г Д Ж Д Ж К Л К Л М Н М Н 

Задание №44. Найди 10 слов по теме "Характер". . Найди 10 слов по теме "Характер". Задание № с л а б и ч з х ы ж й м с е э и т н л е н и в ы й е г ь с п т н ё д с с н ы й ш я т л р и я е н т н о ы м ч л и р ы х й а х о т о й о а т о в е г у й п е р о л и ч к м н т г д ф ы е л р ь о н о ш и й ь т н ь ы й ш з с ю м щ е л ы й б й х в д й с ю к ъ

1 слайд

2 слайд

Характеристики человека. Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете на школьный звонок. Одни всё бросают и сломя голову бегут в класс. Другие, если заняты были разговором, сначала все-таки договорят и только потом бегут на урок. Третьи, не торопясь, степенно возвращаются в класс.

3 слайд

Характеристика человека – это особенность нервной системы. Эти характеристики человека – быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании, доведя дело до конца или бросая в середине дела – зависят от особенностей его нервной системы.

4 слайд

Темперамент. Особенности нервной системы человека называются темпераментом. В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

5 слайд

Типы темперамента. Условно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

6 слайд

Сагвиник. Сангвиник – человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

7 слайд

Флегматик. Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

8 слайд

Холерик. Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстроговорящий человек.

9 слайд

Меланхолик. Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко всё переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устаёт.

10 слайд

11 слайд

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлечённо болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, то есть прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока.

12 слайд

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком.

13 слайд

Однако! Экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

14 слайд

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнёт лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике.

15 слайд

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия меланхолик наверняка впадёт в глубокое уныние и начнёт представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение.

16 слайд

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности.

17 слайд

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия сангвиник, скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найти в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.

18 слайд

Вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы. Если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением). Если вы будете тренировать свои психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

19 слайд

Чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

20 слайд

От кого зависит формирование нашего характера? В основе характера человека лежит его темперамент, который дан нам от природы, а характер – это то, за что ответственны мы сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.










Действие цвета на характер человека. Темперамент Характер, основные черты. Действие теплых цветов. Действие холодных цветов Холерик Вспыльчивый сорвиголова легкомыслен ность сдержанность Сангвиник Веселый жизнелюб Несознательн ость Уравновешенност ь Флегматик Равнодушный медлительный ИнтеллектуалОтстраненность Меланхолик Серьезный обособленный Контактность Замкнутость, уход в себя




Холерик Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Инициативный, принципиальный, энергичный. Инициативный, принципиальный, энергичный.





Флегматик Медлительный, спокойный, неторопливый Медлительный, спокойный, неторопливый В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Как правило доводит начатое дело до конца Как правило доводит начатое дело до конца В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи





Сангвиник Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Мимика богатая, подвижная, выразительная Мимика богатая, подвижная, выразительная





Меланхолик Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке







Совместимость темпераментов Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.


Более проблематично взаимодействуют между собой пары Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «сангвиник-флегматик» В этом случае «сангвиник-флегматик» В этом случае можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. Совместимость темпераментов


Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Совместимость темпераментов






Холерик Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности


Флегматик Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться


Сангвиник Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей. Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей.


Меланхолик Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей. От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.




Рекомендации холерику Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.


Рекомендации флегматику Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды


Рекомендации для сангвиника Вам необходим подвижный образ жизни Вам необходим подвижный образ жизни Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Не забывайте про «мелочи» в работе Не забывайте про «мелочи» в работе Попробуйте свои силы в театральном кружке Попробуйте свои силы в театральном кружке


Рекомендации для меланхолика Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз.




Домашнее задание. Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа» Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа»


Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Холерик - препятствие сметает Холерик - препятствие сметает Флегматик - часто даже не замечает Флегматик - часто даже не замечает Сангвиник - обходит Сангвиник - обходит Меланхолик - перед препятствием останавливается Меланхолик - перед препятствием останавливается

Презентация к уроку по данной теме может быть использован для о рганизации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела « Профессиональное самоопределение» в базовой школе или в кружковой работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение Зубарева Галина Михайловна, учитель технологии ФГКОУ СОШ № 162 Хабаровск - 47

Цели: ознакомление с понятием «характер»; анализ способов формирования характера; активизация процесса самопознания, путем изучения индивидуальных психологических черт личности оптанта; определение характерологических особенностей оптанта

Актуализация знаний Что такое темперамент? Какие вы знаете типы темпераментов? Какую влияние оказывает темперамент на профессиональное самоопределение?

«Посеешь поступок – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу» (восточная мудрость)

Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве. И еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень. Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.

Личностные факторы, определяющие процесс выбора профессии познавательные, профессиональные интересы и склонности; способности в какой либо деятельности; темпераментальные (нейродинамические) особенности; характерологические черты; профессиональная мотивация; е) эмоционально-волевые особенности; 6) уровень общеобразовательной подготовленности; 7) состояние здоровья; 8) информированность о мире профессий; 9) социальное окружение и т.д.

Классификация характеров Первые попытки исследовать характер человека, классифицировать его по признакам были предприняты более 4 тысяч лет назад древними авестийцами. Многим позже, древнегреческий философ Платон в своей классификации выделил 5 типов характера. 1 тип – нормальный: преобладание высшего, интеллектуального начала. 2 тип – тимократический: волевое начало, для него типичны развитое честолюбие и склонность к борьбе. 3 тип - олигархический – с чертами стяжательства или бережливости; 4 тип - демократический – с выраженным стремлением к получению удовольствия; 5 тип - тиранический – со склонностью к низменным влечениям.

Предвидеть и спрогнозировать поведение человека можно только тогда, когда хорошо его знаешь и изучил его характер. Характер – (др. греч.) чеканка, печать. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, определяющее типичный для личности способ поведения в различных жизненных условиях и обстоятельствах.

Особенности характера Характер не приобретается по наследству, он формируется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и воспитания. В повседневности мы сталкиваемся с обобщенными, житей­скими оценками характера: хороший и плохой, твердый и мягкий, тяжелый и легкий, капризный, скверный и др. В научных работах характеры различаются по определенности, цельности и степени развития воли.

Характеры различаются неопределенный определенный

Определенным называется характер, имеющий одну или несколько выраженных черт. У людей с неопределенным характером какой-либо доминирующей (т.е. главной) черты нет. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, противоречивых желаний. В зависимости от развития воли выделяют сильные (т.е. целеустремленный, настойчивый, выдержанный...) и слабые (т.е. упрямый, нерешительный, трусливый...) характеры. Не следует смешивать черты характера и свойства темперамента. Честным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Группы черт характера Отношение к деятельности, труду: трудолюбие, инициативность, бездеятельность, лень, работоспособность. Отношение к другим людям: вежливость, грубость, общительность, замкнутость, чуткость, бездушие. Отношение к самому себе: скромность, чванство, тщеславие, самокритичность, гордость. Отношение к вещам: аккуратность, щедрость, бережливость, скупость.

Черты характера формируются в обществе

Не следует смешивать черты характера и свойства темперамента. Честным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента. Нетрудно убедиться, что характер оказывают существенное влияние на выбор профессии и успешность учебной и трудовой деятельности. Можно ли представить себе человека - по характеру замкнутого, грубого, необщительного, с высоким самомнением - в роли учителя или директора завода, руководителя цеха? Если же у человека сформированы чувство ответственности, высокая работоспособность к выполнению длительных однообразных действий, то он сможет продуктивно трудиться в условиях конвейерного производства. Формирование характера

«Учитель, - спросили ученики восточного мудреца, - почему ты поклонился вору, которого сегодня вели на казнь?» Мудрец ответил: «Я поклонился не вору, а целеустремленности этого человека. У него была цель, и он отдал за нее жизнь. Представляете, чего бы он достиг, если бы у него была правильная цель». Притча «Целеустремленность»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 1 Ответить на вопросы: Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях? Чем характер отличается от темперамента? Какие профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 2 Определите, какие черты характера выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности; г) отношение к вещам Чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность.

Выявление типов акцентуации черт характера По методике «Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека». В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Акцентуация – предельная выраженность той или иной черты характера, при которой наблюдаются отклонения в поведении, не выходящие за пределы нормы. Тест содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Интерпретация данных теста. Графическое построение «профиля характера личностной акцентуации». Определение и ознакомление со своим типом акцентуации характера. Влияние типа характера на выбор профессии.

Психологический практикум. « Необитаемый остров » . Цель: Исследовать ожидания в отношении каждого участника группы возлагаемой на него социальной роли. 1. Все участники группы пишут на листочках свои имена. Листочки становятся жребиями – каждый тянет один и оставляет в секрете, чье имя ему досталось. Если вдруг попадется свой листок, необходимо его поменять. 2. Инструкция: Представьте себе, что вы группой попали на необитаемый остров. Вам предстоит здесь жить. Предлагаю вам нарисовать, чем вы будете заниматься на этом острове. При этом каждый из вас изображает того, чье имя ему досталось. Подписывать рисунки не надо и раскрывать инкогнито тоже. Участники во время рисования не общаются, взаимодействуют только через рисунок.

Результаты деятельности: познакомились с понятием «характер»; научили выделять основные черты характера; научили анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязь черт внутри целого; активизировали процесс самопознания, путем дальнейшего изучения индивидуальных психологических черт личности оптанта.

Информационные ресурсы Махаева О.А., Григорьева Е.Е.. Я выбираю профессию: Комплексная программы активного профессионального самоопределения школьников.-М.: УЦ «Перспектива», 2002 Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко. Автор-составитель А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2009 Технология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. Учебное пособие для8-11 класс общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 1995 Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006 Электронные ресурсы 6. https://ru.wikipedia.org http://www.psychologies.ru/glossary/dict/1 http://psyznaiyka.net/xarakter.html


ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ Ф-222

Определение

Характер (от греч. charakter -
отпечаток, признак, отличительная
черта) - совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей
личности человека, его "нрав",
проявляющийся в деятельности,
общении, поведении, а также в его
манерах, привычках, складе ума и
свойственном ему круге
эмоциональной жизни.
Характером называется
совокупность существенных,
стержневых свойств личности,
которые отличают человека как
члена общества.

Характер человека - это то, что
определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся
обстоятельства.

Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда
многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных
черт личности, к которым относятся:
Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к
окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например
принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой
деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость,
аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например
общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или
черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или
скрытность.
Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например
скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.

В своем формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан с
темпераментом. Последний представляет собой
динамическую сторону характера. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым.
Характер проявляется в тех целях, которые человек
ставит себе в жизни, и в типических особенностях
поведения, направленного на достижение этих целей. И
в том и в другом отношении ведущей стороной
характера являются волевые проявления человека.

Характер, как совокупность социально обусловленных
черт личности, всегда получает со стороны общества ту
или иную моральную оценку. К темпераменту же
нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он
рассматривается как составная часть характера.
Сам по себе темперамент, будучи определен в основном
физиологическими особенностями личности, не может
оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку,
поскольку проявления темперамента затрагивают
общественные отношения человека, они
характеризуются как допустимые или недопустимые,
достойные или недостойные.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Все типологии человеческих характеров исходили из
ряда общих идей.
Характер человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
1.
2.
Те сочетания личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными. Они
образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на группы
3.

Э.Кречмер выделил и описал три
наиболее часто встречающихся типа
строения тела или конституции
человека: астенический,
атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым
типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных
оснований для этого у автора не
было).

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в
области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным
психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся
несколько выше, чем он есть на самом деле.
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи,
тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми
накоплениями. Такова в основном характеристика
астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того,
часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый
скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего
или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой
«карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип
нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал
«шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакальнодепрессивным психозом, - «циклотимиками».
«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и
властность, сухость и отсутствие эмоций.
«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие
веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются
подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со
взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,
поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
Они тяжело переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно в две-три
недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в
настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы
для неожиданного изменения настроения могут оказаться
самыми ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они
«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач».
Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и будущее
соответственно настроению может расцвечиваться то
радужными, то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить
их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним
окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и
капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при
выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком
азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому
часто производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс неполноценности».
Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к
себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они
часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и
приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе,
обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,
нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений - со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда
требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа -
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,
изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие
дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют, такие подростки
устанавливают свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной покорности других
детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать
начальству, добиваться определенных преимуществ перед
сверстниками, получить власть, установить свой диктат над
окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим
уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление
привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны
претензии на исключительное положение среди сверстников, и,
чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами
и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью и праздности.
У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные, интересы, они почти совсем не
думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе. Такие
подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть
как все».
Это тип приспособленца, который ради своих
собственных интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни
совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология
характеров, предложенная
немецким ученым Карлом
Леонгардом. Эта
классификация основана на
оценке стиля общения
человека с окружающими
людьми и представляет как
самостоятельные типы
характеров

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он
часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
У такого человека возникают эпизодические конфликты с
окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа
нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если
окружающие делают им замечания по этому поводу.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению,
людей данного типа характеризуют энергичность, жажда
деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия
жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди являются
обычно домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Они располагают следующими чертами
личности, привлекательными для партнеров по
общению: серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством справедливости. Есть у них и
отталкивающие черты. Это - пассивность,
замедленность мышления, неповоротливость,
индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с окружающими
людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного -
замкнутыми.
Во время душевного подъема они ведут себя как люди с
гипертимной акцентуацией характера, а в период спада
- с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они занудливы и
угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в
которых сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в
семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного
типа часто добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах
обычно выступает инициатором, активной стороной.
Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,
предъявляет непомерные требования к близким и к
подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко,
выступая в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как бюрократ,
предъявляя окружающим много формальных
требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство
другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность, серьезность,
надежность в делах, а отталкивающие и
способствующие возникновению конфликтов -
формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Они редко вступают в конфликты
с окружающими, играя в них в основном пассивную
роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и
опоры.
Нередко располагают следующими привлекательными
чертами: дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
также нередко служат «козлами отпущения», мишенями
для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в
них пассивную роль. Обиды носят в себе, не
«выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта, сострадательность,
сорадование чужим успехам, обостренное чувство
долга, исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется
легкостью установления контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам
(при внешней мягкости манеры общения) .
Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими
притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но
при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами,
привлекательными для партнеров по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью
мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм,
лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью,
у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до
болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в
конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В
общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство
другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Располагают такими привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят,
исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к
развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,
характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от
реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при
попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно
слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие
черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они
продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Еще одна интересная попытка
представления типологии
характеров, в основе которой
отношение человека к жизни,
обществу и нравственным
ценностям. Ее вывел Э.Фромм и
обозначил как социальную
типологию характеров.
«Социальный характер, - пишет
автор, - содержит... выборку черт,
существенное ядро структуры
характера большинства членов
группы, которое сложилось в
результате основного опыта и
способа жизни, общего для этой
группы».

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не
в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он
направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной
неудачи.
Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если
в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его
агрессивности.
Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,
непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих
людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип
тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим
известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.

2. «Разрушитель. Характеризуется выраженной
агрессивностью и активным стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
«Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство
избавления от невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству разрешения своих
жизненных проблем обычно обращаются люди, которые
испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в
реализации своих интеллектуальных и эмоциональных
возможностей. В периоды больших социальных
потрясений, революций, переворотов они выступают в
качестве основной силы, разрушающей старое, в том
числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и
личными жизненными проблемами, перестает «быть
самим, собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам,
обществу любого типа, требованиям социальной группы,
быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения,
который свойствен большинству людей в данной ситуации.
У такого человека почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Такой человек всегда готов подчиниться любой новой
власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если
обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного поведения. Это - тип
сознательного или бессознательного приспособленца.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ И
ХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕКА

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную
возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта -
замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, -
экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по
отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы
имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и
везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание
человека направляется на самого себя и он становится центром
собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и
индивидуальный внутренний мир выше того, что
происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний
мир ставит выше своих внутренних субъективных
переживаний. Такова самая общая характеристика этих
двух, наиболее распространенных типов личности,
основанных на разных чертах характера. Рассмотрим
подробнее их другие психологические особенности

С экстраверсией связаны определенные акцентуации
характеров, в частности экзальтированность,
демонстративность, возбудимость, гипертимность
(акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти
всегда повышенном настроении человека, в его энергичности,
активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Наиболее общие свойства характера можно расположить
диаметрально: сила - слабость, твердость - мягкость,
широта - узость, цельность - противоречивость.
Многогранность характера заключается в том, что в
различных ситуациях у человека могут проявляться разные,
возможно, что и противоположные свойства, при этом
единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом
оно и проявляется.

Акцентуация характера

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность
отдельных черт характера, проявляемая в
избирательной уязвимости человека по отношению к
определенным ситуациям и стимулам.

Акцентуации характера

Чрезмерная выраженность черт характера и их
сочетание в крайних проявлениях нормы называется
акцентуацией характера. Акцентуации характера - это
уязвимость психотравмирующего воздействия на
слабое звено (место наименьшего сопротивления)
данного типа характера при устойчивости к другим
воздействиям.
Акцентуации могут быть выявлены при тестировании с
помощью опросника Шмишека.

Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях,
когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других
случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные
акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются
постоянными чертами определенного типа характера.
Акцентуации характера находятся на границе психопатических
расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом
возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с
помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить
яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки
воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.

Вопросы для проверки

1.Что такое
характер?
2.Когда происходит
3.
формирование характера?
Что такое акцентуация характера?

Список литературы

http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post312668524
http://studopedia.ru/18_6679_lichnost-i-haraktercheloveka.html