Какое дерево древние римляне называли. Сады древнего рима. Ночной Рим и фонтан Треви

Открыли бизнес в Ярославле и Вам требуются услуги по лазерной гравировке или резке, то на http://laserznak.ru вам помогут справиться с любой задачей и за самый кратчайший срок.

Древний Рим занимает мифическое место в нашем воображении. Это земля исторических эпосов «Бен-Гур» и «Гладиатор», в которых мужчины в позолоченных доспехах ездят на колесницах, а императоров, которые величаво сидят на тронах, кормят вкусным виноградом.

Тем не менее, реальная жизнь в Древнем Риме была менее гламурной. До появления современной санитарии и медицины прожить здесь среднестатистический день было задачей не из лёгких и куда более отвратительной, чем Вы можете себе представить.

1. Древние римляне ополаскивали рот мочой

В Древнем Риме моча имела такой большой спрос, что правительство решило ввести специальный налог на её продажу. Были люди, которые зарабатывали себе на жизнь исключительно сбором урины. Одни собирали мочу в общественных туалетах, другие ходил от двери к двери с большим чаном и просили людей внести свой вклад в его наполнение.

«Зачем им было нужно столько мочи?» – спросите Вы. У древних римлян существовало множество способов использования урины; некоторые из них поразят Ваше воображение и вызовут не самые приятные чувства. Так, например, жители Древнего Рима замачивали в моче свою одежду. Работники наполняли собственной уриной ванную с одеждой, после чего одному бедолаге приходилось топтаться по вещам, чтобы отстирать их от грязи.

Однако это ничто по сравнению с тем, как они чистили зубы. В некоторых регионах люди использовали мочу в качестве ополаскивателя для рта; они утверждали, что урина обладает отбеливающим эффектом. До наших дней дошло стихотворение одного римского поэта, который высмеивает своего врага с белоснежной улыбкой: «Твои зубы такие отполированные, но это говорит лишь о том, что в тебе полно мочи».

2. Общая губка для подтирания

Древний Рим всегда хвалили за достижения в области сантехники. В то время в каждом городе имелись общественные туалеты и полноценные канализационные системы, чем не могли похвастаться даже более поздние общества. Кому-то может показаться, что это была трагическая утрата передовых технологий, однако не спешите расстраиваться. Существовала одна довольно веская причина, по которой никто больше не использовал достижения римлян в водопроводном деле.

Но самое худшее происходило, когда человек опорожнял свой толстый кишечник. В каждом общественном туалете, которым пользовались десятки людей, можно было найти всего одну губку на палочке, которая использовалась для подтирания заднего места. Это приспособление никогда не мыли, несмотря на то, что им пользовалось невероятное количество людей.

3. Общественные туалеты регулярно взрывались

Все, кто заходил в древнеримский туалет справить нужду, имели все шансы погибнуть, и вот почему.

Первая проблема заключалась в том, что существа, которые обитали в канализационных системах, выползали наружу и кусали людей за разные места, пока они делали своё дело. Вторая причина – ещё хуже. В общественных туалетах накапливалось огромное количество метана, который иногда воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасным местом, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых после их посещения. На стенах общественных туалетов были обнаружены магические заклинания, которые предназначались для того, чтобы держать демонов в страхе. В некоторых туалетах размещали статуи Фортуны, богини удачи, которая должна была защищать посетителей от различных несчастных случаев. Прежде чем зайти в туалет, люди обращались к ней с молитвой.

4. Кровь гладиаторов использовалась в качестве лекарства

Древнеримская медицина также отличалась огромным количеством причудливых особенностей.

Некоторые римские авторы пишут о том, что в Древнем Риме люди часто собирали кровь убитых гладиаторов и продавали её в качестве лекарства. Они верили, что кровь гладиаторов была способна вылечить эпилепсию, поэтому принимали её как лекарственное средство. Этот подход считается самым гуманным и цивилизованным, поскольку были люди, которые вырезали у гладиаторов печень и съедали её в сыром виде.

Всё это стало настолько популярным и привычным, что когда в Риме запретили гладиаторские бои, люди продолжили лечиться кровью обезглавленных военнопленных. Странно, но некоторые римские врачи сообщают, что данный метод лечения действительно был весьма эффективным. Они утверждают, что были свидетелями того, как люди, которые страдали от эпилептических припадков, выпивали человеческую кровь и выздоравливали.

5. Женщины в Древнем Риме мазали свои лица мёртвыми, ороговевшими клетками кожи гладиаторов

Гладиаторы, которые проигрывали бой, становились лекарством для эпилептиков, в то время как победители превращались в афродизиаки. В древнеримские времена достать мыло было практически невозможно, поэтому спортсмены мылись, покрывая своё тело маслом и удаляя ороговевшие клетки кожи при помощи специального приспособления – стригиля.

Как правило, соскобленную грязь не выбрасывали, если Вы были гладиатором. Она помещалась в бутылки и продавалась женщинам в качестве афродизиака. Представительницы прекрасного пола часто использовали её вместо крема для лица. Они мазали свои лица ороговевшими клетками кожи гладиаторов, надеясь на то, что это сделает их неотразимыми и привлекательными для мужчин.

6. Помпеи были переполнены непристойными произведениями искусства

Извержение вулкана, которое обрушилось на Помпеи, позволило городу прекрасно сохраниться до наших дней. Когда археологи впервые изучали его, они обнаружили вещи, которые были настолько неприличными, что их прятали от общественности.

Помпеи были переполнены произведениями искусства, которые были настолько неприличными, что их на сотни лет заперли в секретной комнате, подальше от людских глаз. Археологи нашло множество самых безумных эротических произведений искусства. Одно из них (статуя), к примеру, изображало древнегреческого бога Пана, занимающегося сексом с козой.

Также в Помпеях было много проституток, которые оставили на вымощенных улицах много неприличных знаков. Сегодня, прогуливаясь по улицам Помпей, Вы можете увидеть то, что древние римляне лицезрели каждый день – пенис, направленный концом в сторону ближайшего борделя.

7. В опасных местах древние римляне рисовали пенисы для привлечения удачи

Мужские половые органы были очень популярными в Риме. Они с гордостью изображали их везде, где только можно было, а иногда даже носили на шее в виде кулонов. Обычно это делали мальчики, но не только ради красоты. Согласно древнеримским сочинениям, медные пенисы защищали их от всякого рода опасностей.

Однако на этом древние римляне решили не останавливаться. Они рисовали мужские гениталии для привлечения удачи в местах, которые считались рискованными для путников, например, на извилистых дорогах и хрупких мостах.

8. Римляне первыми в истории показали голый зад

Иосиф Флавий, еврейский священник, писал, что римляне первыми в истории показали голый зад. Этот поступок стал причиной беспорядков в Иерусалиме.

Во время еврейской Пасхи римских солдат отправили в Иерусалим, чтобы усмирить народ в случае, если он решит восстать. Они должны были поддерживать порядок, однако один из них сделал то, что, наоборот, привело к его нарушению. По словам Иосифа Флавия, римский солдат поднял задний край своей одежды, повернулся спиной к жителям города, присел и издал громкий звук, который сопровождался ужасным зловонием. Сделал он это в том месте, где совершалось жертвоприношение.

Евреи были в ярости. Во-первых, они потребовали, чтобы солдата наказали, после чего начали забрасывать римлян камнями. Вскоре в Иерусалиме вспыхнул настоящий бунт – и родился жест, который, как оказалось, будет жить тысячелетиями.

9. Римляне вызывали рвоту, чтобы продолжить объедаться пищей

По словам Сенеки, римляне во время застолий наедались до полного изнеможения, после чего вызывали рвотный рефлекс, чтобы продолжить пиршество.

Одни люди блевали в пустые миски, которые ставились на стол специально для этой цели, другие особо не беспокоились о правилах приличия и извергали содержимое своих желудков прямо на пол, после чего спокойно возвращались к еде.

Кому нельзя было позавидовать во время всех этих пиршеств, так это рабам. Предоставьте, какой ужасной была их работа.

10. Римские колесничие пили энергетические напитки, приготовленные из козьего навоза

У древних римлян не было бинтов и лейкопластырей, поэтому они нашли другой способ залечивать раны. Согласно Плинию Старшему, жители Древнего Рима предпочитали накладывать на раны и царапины козий навоз. Его собирали и заготавливали впрок в весенний период. Но наиболее эффективными в «чрезвычайных ситуациях» были всё же свежие экскременты.

Тем не менее, это не самый худший способ использования козьего навоза. Римские колесничие пили его, чтобы повысить уровень энергии в организме. Они либо варили козий навоз в уксусе, либо перемалывали его в порошок и смешивали со своими напитками.

Это делали не только бедные люди. По словам Плиния, никто так не любил пить козий навоз, как император Нерон.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Откуда произошло слово «монета»?

Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег - ‘money’. Кстати, первоначальное значение слова «монета» вступает в силу, когда мы подбрасываем её в поисках совета.

Что, прочно ассоциируемое у нас со Швейцарией, умели делать древние римляне?

Швейцарский армейский нож, появившийся в конце 19 века, имеет гораздо более ранний прототип. В одном из кембриджских музеев представлен универсальный складной инструмент родом из Древнего Рима. В его состав входят ложка, вилка, лезвие, шпатель, зубочистка и даже специальный шип для выковыривания мяса из улиток.

Жена какого римского императора содержала публичный дом и сама работала там проституткой?

Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

Как связаны между собой Канарские острова и канарейки?

Ошибочно считать, что Канарские острова получили своё название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. А название Канарские восходит к латинскому слову canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки.

Чем катапульта отличается от баллисты?

Изначально в античные времена термином «катапульта» называли орудие, которое метало стрелы по настильной траектории, а термином «баллиста» - орудие, метающее камни или ядра по навесной траектории. К закату Римской империи значения поменялись: теперь баллистами стали называть стреломёты, а катапультами вообще любые метательные машины с торсионным принципом действия. Эта путаница с названиями и пониманием книг о древнем оружии царит по сей день.

Какое назначение имели древнеримские монеты с изображёнными на них сценами половых актов?

В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Кто в Древнем Риме не имел личных имён?

Древнеримские женщины не имели личных имён. Они получали лишь родовое имя, например, Юлия, если она родилась в роде Юлиев. Если в одной семье было несколько дочерей, к их родовым именам добавляли порядковые преномены: Сегунда (вторая), Терция (третья) и т.д.

Какой юридический термин в древности означал просто «кусок дерева»?

Латинское слово codex означало «кусок дерева». Именно на деревянных дощечках, смазанных воском, были изготовлены первые книги в привычном нам формате, а не в форме свитка. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент. В 3 веке в виде кодекса было издано собрание императорских конституций. Сегодня в русском языке слово «кодекс» используется именно для названий сводов законов.

Где появились первые варвары?

Слово «варвар» возникло в Древней Греции. Им называли всех чужаков, не говорящих по-гречески (для греков непонятная речь этих чужаков сливалась в звуки «вар-вар»). Римляне заимствовали это слово, называя варварами все народы, кроме себя и греков. Хотя арабы тоже попадали в данный список, они адаптировали это слово и прозвали всех не-арабов Северной Африки берберами. Позднее слово «варвар» вошло во множество других языков в аналогичном значении - для обозначения иностранцев, представителей чужой и непонятной культуры.

Каких животных назвали так же, как называли привидений в Древнем Риме?

В Древнем Риме лемурами называли души умерших, не нашедших покоя в царстве мёртвых и возвращавшихся по ночам в мир живых, пугая и преследуя людей. Когда в 16 веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромными светящимися в темноте глазами, то вспомнили о римских суевериях и тоже назвали их лемурами.

Каким жестом древние римляне приказывали убить поверженного гладиатора?

Мнение о том, что древнеримские зрители в Коллизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно. Оно возникло после появления картины ‘Pollice Verso’ художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст. На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.

Где и когда в театре совершались настоящие убийства на сцене в соответствии со сценарием?

Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Какое заклинание древнеримские врачи считали исцеляющим?

Заклинание «абракадабра» впервые было упомянуто в трудах Серена Саммоника, который жил во 2 веке и был врачом римского императора Каракаллы. Это слово нужно было записать на амулете в столбик 11 раз, каждый раз отнимая последнюю букву. Такая запись должна была постепенно ослаблять силу злого духа и способствовать выздоровлению больного.

Почему древние римляне при записи имён всегда сокращали их?

У римлян было мало личных имён - примерно 70, из которых реально использовались порядка 20. В записи они сокращались до 1-3 букв. Например, имя Публий сокращалось до P., так как других распространённых имён на эту букву не было, и все понимали, что имеется ввиду.

Почему в Риме сохранилась только одна бронзовая дохристианская статуя?

Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, - это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.

Когда и где в армии применялась казнь по жребию?

В древнеримской армии существовал высший вид казни под названием децимация - казнь каждого десятого. Наказываемое подразделение разделялось на десятки независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей.

Когда Рим более 40 дней был совершенно пустым?

В 547 году готы под предводительством вождя Тотилы разрушили Рим и выгнали всех его жителей. Более 40 дней Рим был совершенно пустым.

Какая война сделала Рим союзником Карфагена?

Первая пуническая война завершилась поражением Карфагена от Рима и Сиракуз. Сразу после неё вспыхнуло восстание карфагенских наёмников, которым перестали платить жалованье. По разным причинам и Рим, и Сиракузы оказали недавнему врагу помощь в подавлении восстания. А ещё через 20 лет они вступили с Карфагеном в новую войну.

Где построили храм лысой Венере?

В древнеримском городе Аквилея был построен храм Венере, уникальный в своём роде - в нём размещалась статуя лысой Венеры. Этот храм стал благодарностью женщинам города, пожертвовавшим свои волосы для луков и катапульт во время длительной осады города, в результате чего удалось удержать оборону.

Где сыновья могли получить в качестве имени порядковое числительное?

В Древнем Риме существовала традиция давать личное имя только четырём старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Quintus (пятый), Sextus (шестой), Septimus (седьмой) и так далее. Со временем эти имена стали общеупотребительными, и как следствие, человек, носящий имя Секст, не обязательно был шестым сыном в семье.

Каким образом римляне переманивали чужих богов?

При войнах с другими народами древние римляне нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.

Какому богу объявил войну Калигула?

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать свои копья в воду.

Откуда взялось выражение «деньги не пахнут»?

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они - от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Когда существовали рабы, волосы которых использовались как салфетки?

Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды.

Почему Цезарь любил носить лавровый венок?

Гай Юлий Цезарь с удовольствием пользовался присвоенным ему правом постоянно носить лавровый венок, так как быстро лысел.

Как в Древнем Риме забывали о злодеяниях преступников?

В Древнем Риме к государственным преступникам применялось особое посмертное наказание - проклятие памяти. Любые материальные свидетельства о существовании преступника - статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях - подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника.

Кто ввёл високосный год?

Високосный год ввёл Гай Юлий Цезарь. 24-ое февраля называлось «шестой день перед мартовскими календами», а дополнительный день пришёлся на следующие сутки и стал «вторым шестым днём», по-латински «bis sextus», откуда и произошло слово «високосный».

Римский обед начинался с закуски (gustus или gustatio) , затем шло первое блюдо (mensa prima) и десерт (mensa secunda) , состоящий, как правило, из фруктов и сладостей.

Закуски

Римляне подавали перед началом пира различные закуски. Наиболее популярными были яйца и блюда из яиц, овощи, салат, грибы (в том числе трюфели), морепродукты, сыр с травами, оливки, соусы , а также различные фрикасе, которые могли бы считаться сегодня полноценными блюдами.

Мясные блюда

Мясные блюда были роскошными, а для пиров запекались туши целиком. Римляне преуспели и в изготовлении различных колбас. Отметим интересную деталь римских мясных блюд. В отличие от современных, многие блюда представляли собой приготовленные внутренности животных (рубец, почки, яички и т. д.), либо такие части туши, которые сейчас практически не используются или же используются крайне редко: уши, хвосты, кожа, вымя и прочее. Еще одной особенностью римской кулинарии были блюда из маленьких птичек: дроздов, голубей и т. д.

Рыбные блюда

Рыбные блюда были очень разнообразны. Апиций упоминает корюшку (apua) , азелла (asellus) , морского волка (lupus) , ската (torpedo) и др. Морепродукты были представлены раками, омарами, кальмарами и др.

Что и как ели римляне и легионеры Рима

Большинству привычно, что в его доме мороженое, холодное пиво, замороженное мясо и креветки с другого конца света лежат постоянно. Но так было не всегда, вернее такое положение дел для США стало нормой в середине ХХ в., для СССР скорее к 70-м годам ХХ в., в во многих регионах Азии, Б. Востока и Африки до сих пор живут как в средние века или в Древнем Риме. Отчего? Потому что домашние холодильники именно тогда стали массовыми, добавим огромные промышленные холодильники, куда рефрижераторный состав заезжает и пропадает, разгружаясь в самую маленькую холодильную камеру. А как же жили до изобретения холодильной машины в 1810 году? Да, сэр Лесли сделал свою ледоделку при правлении Наполеона, я не оговорился. Жили так же, как всегда десятки тысяч лет, холодильная техника лишь к 70-м годам XIX в. позволила начать транспортировать замороженную баранину и говядину из Новой Зеландии, Австралии и Аргентины и Бразилии в Европу, а развилась только к началу ХХ века, распространение холодильников в частности помогло устроить ту бойню Первой мировой, потому как имелась возможность уже кормить такое количество солдат. А до этого основным продуктом питания были те, которые можно сразу съесть и законсервированные, а главным консервантом является соль, почему из-за неё войн и бунтов были тысячи на протяжении всей истории. То есть солёное мясо и рыба, вяленое мясо и рыба, зерно и всё, что из него можно сделать, в частности каши и сезонные овощи-фрукты. Поэтому, когда мы говорим об исторической кухне, не ждите особого разнообразия, хотя Древнему Риму есть чем удивить, причём вы удивитесь, насколько древние римляне походили в питании на русских.

Хлеб и крупы были закономерно главными продуктами в античном мире, голод считался отсутствием хлеба. Из круп готовили похлёбки и каши, такие, как маза – смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды или турон – смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой, добавляли бобовые, основным ранним блюдом являлся пульс - густая каша из полбы, сваренная на воде или молоке, это блюдо являлось настолько типичным для римлянина, что Плавт назвал римлян «кашеедами» (pultiphagones). К V веку до нашей эры в богатых городах античного мира начали появляться общественные пекарни и к основному продукту питания кашам – добавился хлеб. Ячменный хлеб (очень полезный) считался в то время пищей бедняков, более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб. Известные сорта хлеба: белый пшеничный из муки тонкого помола (panis siligneus/candidus), белый среднего качества из более грубой муки (panis secundarius) и чёрный, очень твёрдый, из муки грубого помола (panis plebeius - «народный», rusticus - «крестьянский», sordidus - «грязно-тёмный»). К третьему классу относился также и походивший скорее на сухари хлеб легионеров (panis castrensis - «лагерный хлеб»), который они пекли себе во время стоянок. В зависимости от способа приготовления хлеб назывался печным или подзольным - испечённым под горячим пеплом. Первоначально под пшеницей в Древнем Риме подразумевался эммер, позднее эммер был вытеснен культивированной пшеницей. Рожь почти не была распространена в средиземноморском регионе, однако благодаря своей морозоустойчивости со II века всё больше стала выращиваться в северных провинциях империи. Овёс также считался низкосортным зерном и выращивался в основном как корм для животных, по словам Плиния, овёс культивировался в качестве продукта питания только в Германии. Ячмень употреблялся, прежде всего, как корм скоту и реже в пищу: в ранний период Рима ячменная каша была едой бедняков, для легионеров рацион из ячменя считался наказанием, легионеры для удобства транспортировки хлеб выпекали квадратным. Гладиаторам наоборот предписывалась ячменно-бобовая диета для наращивания жира, чтобы не истекать обильно кровью от ран.

Уже в бронзовом веке знали и использовали большое количество овощей. Обычно их приправляли пряностями, иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо домашних животных было дорого, и широко использовались охотничьи трофеи – мясо диких зверей и птиц, водившихся тогда в изобилии. Самым любимым и распространённым мясом была свинина. Многие удивятся, особенно жители одной, претендующей на первенство в этом блюде территории: национальными супами древних римлян были разнообразные щи и борщи – специально для них в земледельческих поместьях выращивали много капусты и свёклы, а также лука. Щи и борщи готовили мясные (особой популярностью пользовались эти супы со свининой и свиным салом, менее популярны были бараньи и из иных видов мяса и птицы - но это по достатку и местным обычаям многих древнеримских провинций), а также рыбные из самых разных видов речных и морских рыб, из разнообразных морепродуктов и постные с добавкой лишь оливкового масла и всяких местных пряных трав. Ещё один удивляющий любителей поговорить о древности обычаев неких краёв: римляне готовили в качестве напитков различные квасы (наиболее часто из ячменя, ржи и свёклы), зачастую они использовали их вместо воды при варке супов для им придания приятного островатого вкуса. В зимнее время для своих щей, борщей и иных супов римляне зачастую брали квашеную капусту, которую заготовляли в больших количествах. Иногда супы заправляли по вкусу и наличию свежим молоком, кислым молоком, сливками и сметаной (скисшими сливками). Причём, в городах свежее молоко использовали сравнительно редко, оно быстро скисало в условиях тёплого средиземноморского климата. Городские жители широко пользовались разными видами кислого молока, творогом и сыром многих сортов.

Свёкла – это великое достижение древнегреческого огорода, выделывавшееся греками задолго до колонизации ими Северного Причерноморья. Древние греки дали свёкле имя второй по счету буквы собственного алфавита – «бета» по-гречески означает «свёкла». Свёклу люди знают с глубокой древности. В III веке до нашей эры древнегреческий ботаник Теофраст описал свёклу, которая росла дико на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свёкла мангольд. Древние греки выращивали свёклу, в основном, как лечебное растение, древние римляне включили ещё в свой обычный рацион, причём, с удовольствием ели не только корнеплоды, но и свекольные листья, в том числе иногда завёртывая в них голубцы. Но чаще для голубцов использовали капустные и виноградные листья.

Родина капусты – тёплые районы Средиземноморья. Именно там от дикорастущего сородича образовались семь классических видов, существующих ныне. В I веке нашей эры, по свидетельству учёного и писателя Плиния Старшего, использовалось уже около восьми разновидностей капусты, в том числе листовая, кочанная и брокколи. Из капусты древние греки готовили не только борщ и другие блюда, но и делали голубцы, причём, в том виде, в котором они известны нам и поныне. На зиму капусту римляне солили и квасили в больших глиняных бочках. Квашеную капусту ели с оливковым маслом, употребляли ещё в разные блюда, готовили из неё щи мясные и рыбные. Позднее свёкла и капуста на греческих триерах добрались до далёких берегов Понта Эвксинского – то есть до греческих колоний в Северном Причерноморье. Тут они, как и в Древней Греции, были добрыми огородными соседками. Продукт местных греческих огородов пришёлся по вкусу скифам и сарматам, готам и славянам. Именно древние римляне внесли основной вклад в совершенствование капусты как овощной культуры.

Многочисленные раскопки на месте имперских гарнизонов в Херсонесе, Евпатории, Феодосии и Керчи свидетельствуют, что древние римляне знали толк в солдатском харче. Каждая палатка на восемь- десять легионеров (контуберний (contubernium) - сополаточники) получив со склада продукты самостоятельно готовила овощные, мясные и рыбные щи и борщи. Среди римских легионеров было особенно много фракийцев – больших любителей овощной похлёбки, практически точно повторяющей рецепт современного классического борща. На месте раскопок находят характерную кухонную и столовую утварь, причём не только керамическую, но и металлическую, применявшуюся легионерами Рима, на них они готовили себе яичницу.

Для приготовления многих блюд выращивали горох, который использовали как начинки пирогов. Горох в диком виде сейчас не отыскать, это растение возделывали со времён каменного века вместе с пшеницей, ячменём и просом. Фасоль, родственница гороха, появилась Европе вместе с томатами, кукурузой, картофелем, тыквой и какао только после путешествия Колумба, фасоль была одним из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной Америки. По поводу тыквы, тыкву римляне могли употреблять африканскую. Морковь была знакома людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В диком виде она встречается в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Средней Азии и на Кавказе. Римляне употребляли морковь и как сладкое лакомство на десерт, приправляя мёдом, посыпая дроблёными орехами и изюмом. Кроме мёда, римляне в качестве сладости в больших количествах использовали уваренный в металлических чанах до густоты мёда сладкий виноградный сок. Очень древнюю историю – как культурный овощ – имеет репа, её родина - Средиземноморье. В Древней Греции репу употребляли в пищу, на корм скоту и как лечебное растение. У древних римлян печёная репа была любимым лакомством, а также добавкой ко многим блюдам. О редисе упоминал ещё Геродот: он сообщал, что строителям пирамид Хеопса (2900 лет до нашей эры) добавляли в пищу редис, лук и чеснок. В культуру он введён не менее 5 тысяч лет назад. Римляне с давних времён выращивали редис на своих огородах. На римских огородах рос сельдерей, хотя римляне, зачастую, использовали в питании и его дикие разновидности. И ныне сельдерей можно отыскать диком виде по всей Европе, в Передней Азии, Северной и Южной Америке.

Древним римлянам был известен способ приготовления изделий во фритюре. Так готовили очень популярные тогда «глобули» – шарики из теста, обжаренные в оливковом масле или топлёном сале, смазанные мёдом и посыпанные маком, а также многие другие изделия из теста или морепродуктов. Из Древнего Рима в международную кухню пришли и салаты, где под салатом вначале понималось одно-единственное блюдо, состоявшее из порезанных эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, солью, уксусом, иногда с добавкой оливкового масла, а после I века н.э. и с добавкой молотого чёрного перца.

Широко использовались изделия из рубленого мясного фарша (иногда с добавкой в фарш лука, чеснока, зелени петрушки и укропа), из которого на решётках жарили плоские круглые (диаметром около 8-10 см и толщиной 2-3 см) подобия современных рубленых бифштексов. Такие "котлеты" были древнеримским вариантом современного фаст-фуда – их обычно жарили прямо на улице и тут же продавали, выкладывая горячими на кусок хлеба. Эта трапеза на скорую руку сопровождалась кружкой разведённого горячей или холодной водой (по погоде) вина. Вино в Древней Греции и в Древнем Риме широко использовалось вместо современной чайной заварки и, приблизительно, в таких же количествах по отношению к воде. Из Древней Греции было заимствовано и творчески обогащено множество рецептов колбасных изделий, приготовленных в естественных животных оболочках, – сразу употребляемых варёных и варено-копчёных, а также колбасных изделий длительного холодного копчения с подсушиванием для обеспечения их долгой сохранности. Последнее имело особое значение в снабжении стойким в хранении мясным продовольствием удалённых римских гарнизонов. Особенно распространён был простой вид botulus - кровяная колбаса, которую продавали на улице. Самой популярной была луканская колбаса - копчёная свиная колбаса, богато приправленная специями. Римляне были большими умельцами в приготовлении различных видов свиного сала, а также хорошо сохраняемых окороков и копчёностей, которые обязательно входили в рацион легионеров. Древнеримские легионеры варили с этой свининой свои щи и борщи, что позволяло избегать отравлений даже при некоторой порче этих продуктов. И поныне итальянцы непревзойдённые специалисты в приготовлении множества разных видов свиного сала и продуктов из свинины. Богатые римляне из мяса предпочитали молочного поросёнка, баранину, козлятину, дичь, морскую рыбу, устрицы. А вот бедные слои и армия в основном питались мясом буйвола, поэтому именно к I в. до нашей эры относится массированное разведение этого животного. Римляне первыми поняли, что хорошее питание и уход напрямую связаны с весом животного. Буйволы эпохи Древнего Рима были необыкновенно велики, а их поголовье стало настолько значительным, что этот вид стал основной статьёй экспорта в провинции. Счета из британского лагеря Виндоланда говорят, что легионеры ели много ветчины. Одна прелесть при отсутствии холодильной техники – едите всегда свежее, только забитое мясо (иначе оно испортится).

Рыбу варили в солёной воде, поджаривали на гриле, тушили, готовили на углях, запекали и делали фрикасе. Апиций советовал к устрицам соус из перца, любистока, яичного желтка, уксуса, гарума, оливкового масла, вина, мёда. Устрицы, по мнению Апиция, подходили для приготовления запеканки из варёной курицы, луканской колбасы, морских ежей, яиц, куриной печени, филе трески и сыра, а также овощей и приправ. Римляне готовили различные острые рыбные соусы: гарум из макрели, мурия из тумаков, алекс из остатков макрели и тумаков или из обычной рыбы.

Античные народы любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, вредным для здоровья взрослых, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространённых напитков, наряду с ячменной водой (вроде современного кваса) и разбавленным вином. Римляне усиленно развивали виноградарство, и обычно пили вино, разбавленное холодной или горячей водой – в горячем виде этот напиток служил им вместо нашего чая, который они не знали. Римляне считали пиво напитком презренных варваров, вино подогревали зимой в подобии самовара, делали аналоги глинтвейна.

Особенно был популярен широко производимый в Римской империи знаменитый острый соус гарум (в некоторых древнеримских провинциях его называли гарон) – его готовили из рыбы, которую заливали рассолом и оставляли в нём на 2-3 месяца. Гарум применялся как к солёным, так и к сладким блюдам, был очень популярен в римской кухне простых граждан и знати, в римской поваренной книге Апиция I века н. э. гарум входил в состав большинства рецептов (Апиций употребляет второе название соуса - liquamen, которое означает «жидкость»). Этот соус приготавливался методом ферментации солёной рыбы: анчоуса (хамсы), тунца, скумбрии, иногда моллюсков в сочетании с ароматическими травами, ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца. В соус также добавлялись уксус, соль и оливковое масло, перец или вино. Гарум также считался лекарственным средством и применялся при укусах собак, нарывах, поносе. Приготовление соуса из-за распространения отвратительного запаха было запрещено в городах. По всей империи соус рассылался в маленьких амфорах и в некоторых регионах полностью заменил соль, поскольку был весьма солёным. В эпоху Рима кислое значило в первую очередь уксус, сладкое значило мёд. Многие рецепты Апиция предусматривают одновременное употребление обоих этих продуктов.

Из пряностей римская кухня использовала «laser», смолу с чесночным вкусом и едким запахом, которая добывалась из корня ферулы, а позднее (это растение исчезло по неизвестным нам причинам уже в I веке н.э.) - из растения «аsa foetida», которое и сегодня используют на Востоке, а также нард, сумах дубильный, соссюрею и миртовые ягоды. В I веке стремительно распространяется перец, хотя Плиний в Естественной истории ещё изумляется успеху этой приправы. В книге Апиция перец входит почти во все рецепты, включая сласти и даже вина. Другие пряности используются почти исключительно в медицинских целях и при изготовлении духов. Между V и VI веками появляются новые специи, в том числе имбирь и шафран, причём последний – со специфической целью окрашивания, которая позже станет типической чертой средневековой кухни, «propter colore». В одной из средневековых рукописей, сохранивших текст кулинарной книги Апиция, в приложенных к нему списках продуктов упоминается также гвоздика.

Некоторые города и провинции были известны своими продуктами: например, в Венафро и Казине изготавливали первосортное оливковое масло, в Помпеях было крупное производство гарума, из Пицена поставляли в Рим лучшие сорта столовых маслин. В долине реки По и Галлии производили превосходное копчёное сало, свинину и ветчину, из Брундизия завозили устрицы, из Тарента, Аричча и Остии - порей, Равенна славилась спаржей, Помпеи - капустой, Лукания - колбасой. Молочные продукты, поросята и ягнята, домашняя птица и яйца в Рим поступали из окрестных пригородных имений, а из области вестинов в Центральной Италии, из Умбрии и Этрурии - сыры. Леса около Циминского озера и под Лаврентом поставляли в изобилии дичь.

Традиционно римляне употребляли в пищу груши, черешни, сливы, гранаты, айву, фиги, виноград и яблоки (существовало до 32 видов культивированной яблони). В I веке до н. э. в садах Италии появились восточные фрукты: вишни, персики и абрикосы. Фрукты употреблялись в свежем виде, законсервированные в меду или виноградном соке, сушёные, а также в составе вторых блюд и закусок; например, у Апиция описаны рецепты персиковой и грушевой запеканок. Долгое время в городе бедняки имели возможность выращивать овощи на грядках: женщины выращивали «грошовые овощи», Плиний Старший называл огород «рынком бедняка». Позднее с началом быстрого роста городского населения, бедняки были вынуждены покупать овощи.

В эдикте Диоклетиана о максимальных ценах (начало IV века н. э.) устанавливались твёрдые цены на продукты питания и расценки на работу ремесленников и других профессий (например, пекарь получал 50 денариев в день, уборщик канала - 25, художник по фрескам - 150). Цены на некоторые продукты питания по категориям:

Птица, цена в денариях за штуку: откормленный фазан - 250, откормленный гусь - 200, павлин - 300 за самца, 200 за самку, пара кур - 60, утка - 20.
Морепродукты, цена в денариях за либру (327,45 г): сардины - 16, маринованная рыба - восемь, но одна устрица за один денарий.
Мясо, цена в денариях за либру (327,45 г): галльская ветчина - 20, луканская колбаса - 16, свинина - 12, матка свиньи - 24, говядина - восемь.
Овощи, цена в денариях за штуку: морковь - 0,24; огурец - 0,4; тыква - 0,4; капуста - 0,8; артишок - 2.
Фрукты, цена в денариях за штуку: яблоко - 0,4; персик - 0,4; фига - 0,16; лимон - 25.
Жидкие продукты, цена в денариях за секстарий (0,547 л): оливковое масло - 40, гарум - 16, мёд - 40, уксус винный - 6.

Завтрак являлся самым лёгким приёмом пищи римлянина и зависел от вида работы, распорядка дня и социального положения. Обычно завтрак проходил между 8-9 часами утра, первоначально римляне употребляли на завтрак похожие на хлеб лепёшки с солью, яйцами, сыром, мёдом, а также иногда оливки, финики, овощи, в богатых домах также мясо и рыбу. К напиткам на завтрак относилась вода, редко молоко и вино. Обедом у римлян назывался лёгкий обед или перекус в 12-13 часов: подавались на обед по большей части холодные закуски, такие как ветчина, хлеб, оливки, сыр, грибы, овощи и фрукты (финики), орехи. Обед был разнообразнее завтрака, но всё же не имел особой важности, поэтому некоторые римляне перекусывали стоя, иногда в качестве обеда разогревалась пища, оставшаяся с ужина прошлого дня. В качестве напитка подавалось вино с мёдом. После обеда жарким летом начиналась, по крайней мере для представителей высшего сословия и солдат, сиеста (meridiatio) продолжительностью 1-2 часа, школы и лавки также закрывались в обеденное время. В высших сословиях, представители которых не работали физически, было принято улаживать дела до обеда. После обеда завершались последние дела в городе, затем шли в термы, и между 14-16 часами начинался ужин. Иногда ужин затягивался до поздней ночи и заканчивался выпивкой. Во времена царей и ранней республики во всех сословиях ужин был очень простым: состоял из каши из зерна - пульса. Более богатые слои населения ели кашу с яйцами, сыром и мёдом. Изредка к пульсу подавали мясо или рыбу. Позднее для большинства населения ничего не изменилось, мясо подавалось лишь на праздники. Многие питались в дешёвых забегаловках или покупали еду на улице, так как не имели возможности готовить в узких квартирах.

Первоначально древние римляне ели в атриуме, сидя у очага, только отец имел право возлежать, мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который им подавались небольшие порции. Рабы находились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага. Позднее стали устраивать особые залы - триклинии - для званых обедов, в которых стали принимать участие и жёны с детьми, им также было позволено есть лёжа. Первоначально этим словом обозначали установленные буквой П трёхместные обеденные кушетки (клинии), затем название закрепилось за самим помещением столовой комнаты. В богатых домах бывало по несколько столовых для разных времён года. Зимний триклиний часто помещался на нижнем этаже, на лето столовая переносилась в верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось в беседке, под навесом из зелени, во дворе или в саду. Римляне переняли от греков обычай есть лёжа (около II века до н. э. после походов на Восток). С этой традицией в Древний Рим пришла и мебель: клинии и триклинии - три клинии, окружавшие с трёх сторон небольшой столик для блюд и напитков. Каждое из лож в триклинии имело собственное обозначение: посередине lectus medius, справа от центральной клинии lectus summus и слева lectus imus. На нижней (левой) клинии располагался хозяин дома со своей семьёй, две других предназначались гостям, причём на среднем ложе размещали наиболее важных гостей. Самым почётным местом на каждом ложе было левое, за исключением среднего ложа, где почётным местом считалось правое, которое находилось рядом с местом хозяина. Каждая клиния была рассчитана максимум на трёх человек. К концу существования республики стали входить в употребление круглые и овальные столы. Вокруг такого стола стали устраивать одно ложе в виде полукруга - сигму (ложе для 5-8 человек, изогнутое в форме греческой буквы сигма) или стибадий (полукруглое ложе, на котором могли разместиться только шесть или семь человек). Места на ложе не отделялись подушками, вокруг всей сигмы шла одна подушка в виде валика, на которую и опирались все возлежавшие. Само ложе по-прежнему устилалось коврами. На сигме почётными местами были крайние; первое место было на правом краю, второе - на левом; остальные места считались слева направо.

В большинстве древнеримских хозяйств посуда была из дешёвого дерева или глины, в состоятельных из тонкого стекла, олова, бронзы, серебра, золота, существовала посуда из свинца. Ложки были вроде суповых и десертных для яиц и улиток, но больше ели руками, потому их мыли до еды и во время еды, ещё перед едой могли поменять одежду и помыть ноги. Для напитков использовались: cantharus - кубок с двумя ручками на ножке, cymbium - чаша без ручек в форме лодочки, patĕra- плоская чаша, применявшаяся прежде всего в культовых обрядах; calix - кубок с ручками; scyphus - кубок без ручек; phiăla - чаша с широким дном; scaphium - чаша в форме лодочки. Имелся в обиходе зубной порошок. Кости, листья салата, скорлупа орехов, косточки винограда и прочее - бросались на пол, затем рабы подметали так называемое «собранное», любили делать мозаики на полу в виде объедков, чтобы пьяные их пинали и потешали пирующих.

Заведения быстрого питания в Древнем Риме посещали простые люди из низших сословий (рабы, вольноотпущенные, матросы, носильщики, ремесленники, подёнщики, а по представлению Ювенала, также бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики, которые не имели возможности готовить в своих тесных жилищах, а также рабочий люд и путешественники. Лишь изредка аристократы появлялись в таких заведениях, и те, кого узнавали, могли потерять уважение общества, этот факт могли использовать политические противники. Закусочные и бары служили не только для приёма пищи, но и для общения и развлечения, практиковались игра в кости, выступления танцоров или певцов. Бары и закусочные наполнялись скорее к вечеру и до ночи были открыты, многие были открыты и днём, особенно находившиеся вблизи терм (в имперский период - также и в термах) или других мест массового увеселения. В тавернах подавали недорогое итальянское вино, в Галлии также и пиво, оливки или другие закуски; ели стоя или сидя за столиком. В попинах подавали горох, бобы, лук, огурцы, яйца, сыр, фрукты в зависимости от сезона, несколько мясных блюд для более состоятельных клиентов, пироги и выпечку. В Помпеях было раскопано множество термополиев и попин - забегаловок с прилавками, выходящими на улицу: в помещении находились глубокие сосуды, в которых были котлы с пищей, в попинах зачастую предлагали свои услуги проститутки.

В I веке до н. э. появляются три первых специализированных кулинарных труда Гая Матия о поварском деле, о рыбе и о заготовках. Единственная дошедшая до нас римская кулинарная книга гурмана Апиция появляется в I веке. Произведения Плутарха являются одним из важных источников информации об античном быте и традициях. В «Этике» Плутарх описывает в том числе триклинии, поведение за столом, а также темы для разговоров и развлечения. В V веке в «Сатурналиях» Макробий подробно обсуждает названия многочисленных орехов и фруктов, известных в те времена, и рассказывает об исторических пирах. В VII веке Исидор Севильский в 10-й книге «Этимологии» описывает пищу римлян.

Urbi et Orbi - «Граду и Миру». Это древнеримское выражение я использовал в заголовке своего рассказа про столицу великой древней Империи, Папского государства, Итальянского Королевства и современной Италии. Несмотря на столь амбициозную фразу, на самом деле заметки мои весьма скромны и фрагментарны. Я знакомился с Римом суммарно в течение всего одного дня; естественно, это знакомство было поверхностным и точечным. Образно выражаясь, от большого, сложного и многообразного блюда под названием «Рим» я попробовал лишь несколько маленьких кусочков. И остался в исключительном восторге. Восхищение мое основано на необычном комплексном восприятии Рима как города эпически монументального и в то же время легкого и комфортного.

В Рим я приехал в рамках группового тура в конце сентября 2013 года, начавшегося в Римини. Дорога занимает чистого времени около 5 часов и проходит по территории трех итальянских областей - Эмилия–Романья, Умбрия и Лацио. Самой живописной частью я считаю умбрийскую - там, где Апеннины достигали наибольших высот. Но фотографировать там было слишком трудно. Поэтому покажу несколько снимков, сделанных уже в столичном регионе Лацио:

Эти виды тоже красивы, благодаря волнистому рельефу и обилию лесов.

Днем приехали в Рим - и сразу, как говорится, с корабля на бал, то есть с автобуса на экскурсию. График вообще был очень насыщенным, включая автобусно–пешеходную экскурсию по ночному городу. Но об этом позже. В своем рассказе я разбил достопримечательности Рима на несколько блоков, в зависимости от тематики, истории или географии.

Памятники Древнего Рима

Пользуясь хронологическим принципом, вначале поведу речь о Древнем Риме. Напомню, что Рим был основан в 753 году до Р.Х. (дата спорная, но сейчас это, в принципе, не важно). Большое число археологических памятников обусловлено не только и не столько древностью Рима, сколько его статусом столицы гигантской державы. Причем «вес» Рима был таков, что его население превышало население всех других городов Апеннинского полуострова, вместе взятых. В Древнем Риме на пике его могущества жило больше миллиона человек!

Колизей

Наиболее представительный и узнаваемый объект Древнего Рима - Колизей, колоссальный (его название по одной из этимологических версий как раз происходит от этого слова) амфитеатр постройки второй половины I века от Р.Х. Этот период как раз соответствует апогею власти Римской Империи. Колизей - материальное воплощение знаменитого популистского лозунга «хлеба и зрелищ!».


Колизей был частично разрушен землетрясением в XIV веке, после чего его стали активно разбирать на строительный материал. Но до сих пор это здание сохраняет величественный масштаб. Конечно, его назначение заслуживает осуждения: трудно и страшно вообразить, сколько людей и животных было убито и искалечено на его арене в течение нескольких веков. Но я бы хотел обратить внимание на другое: амфитеатр вместимостью более 50 тысяч зрителей был организован так, что его заполнение и опустошение происходило всего за 15 минут! Это яркий пример римского порядка, до которого европейская цивилизация никогда не доходила. Я бывал на современных стадионах и знаю, сколько времени сейчас уходит на выход всех зрителей.

Большой Цирк

Неподалеку (минут 10 ходьбы) от Колизея находятся руины Большого Цирка:

Он был построен в далеком 329 году до Р.Х. и являлся самым большим ипподромом Империи. Но его «изюминка» в другом: в еще более древние времена, на заре истории города, на этом месте состоялось примечательное легендарное событие под названием «похищение сабинянок» (далее я специально изложу эту легенду в несерьезном стиле). Почему-то у древних римлян в давний период истории города возник дефицит женщин. Тогда они похитили женщин у соседнего латинского племени сабинов, мужчины которых были опьянены на устроенном римлянами пиру. Протрезвев, сабиняне разгневались и отправились в поход на Рим. Во время упорной битвы, когда победа клонилась в сторону сабинов, на поле боя явились женщины - новоявленные римлянки, и упросили своих бывших соплеменников оставить их. Что ж, если эти женщины инстинктивно мечтали о великом будущем для своих потомков, то этот выбор был оптимальным.

Форумы

Следующий важный объект - Форумы:


Это слово происходит от древнеримского foris, то есть «за пределами». Имеется в виду «за пределами своего дома», то есть публичное место. Здесь находились храмы, рынки, площади, то есть элементы политической, религиозной и экономической жизни Рима. Здесь же была Большая Клоака - часть обширной системы городской канализации; название стало нарицательным. И еще отмечу, что здесь находился небольшой храм (сейчас руины) под названием «Пуп города» - центр Рима. Учитывая менталитет римлян, можно сказать, что это был Пуп Земли.

Триумфальная арка

Триумфальная арка Константина - один из ключевых памятников Древнего Рима, бесконечное число раз воспроизведенный последующей европейской цивилизацией в XIX веке:

Арка возведена при Императоре Константине в начале IV века и примечательна тем, что это единственная римская триумфальная арка, построенная по случаю победы в гражданской войне. Ее можно считать ярким показателем упадка Империи, раздираемой внутренними конфликтами.

Пантеон

Наконец, еще один памятник Древнего Рима, о котором я сообщу в своем рассказе, является «мостом» между античностью и христианской эпохой. Это Пантеон.

Рядом с Пантеоном стоит древнеегипетский обелиск; всего в Риме их 13. Почти все они в знак принадлежности новой эпохе увенчаны крестами. Но вернусь к Пантеону. Это храмовое строение создано в 125 году от Р.Х. при Императоре Адриане. Великолепный образец древнеримского строительного искусства, который с легкостью держит купол диаметром 43 метра. Держит посредством бетона - материала, который является изобретением римлян. Купол необычен тем, что в его середине есть отверстие диаметром 9 метров. Благодаря ему в солнечную погоду центр храма как бы пронизывает столб света. Что касается дождя, то если он мелкий, то капли выдуваются наружу из-за сильного восходящего потока воздуха. При интенсивном дожде вода стекает по полу в специальные отверстия.

В начале VII столетия Пантеон стал христианской церковью Святой Марии и Мучеников. По легенде под алтарем хранятся кости мучеников, свезенные сюда на 28 телегах. Сейчас тут есть мемориалы Рафаэля и двух итальянских Королей - Виктора–Эммануила II (ему посвящена надпись «отец нации», ибо при его правлении состоялось объединение страны в 1861 году) и Умберто I. Стены храма декорированы очень редким красным веронским мрамором.

Обелиск на постаменте-слоне

И в завершение античного раздела продемонстрирую еще один обелиск (неподалеку от Пантеона), который мне понравился благодаря постаменту–слону:

Он расположен в центре площади Минервы (это римское название древнегреческой богини Афины Паллады). А любопытен сей памятник тем, что именно он послужил прообразом слона на тонких длинных ножках, который виден на заднем плане одной из самых знаменитых картин Сальвадора Дали под названием «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сам же памятник создан в 1667 году итальянским скульптором Джованни Бернини. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из анонимного романа конца XV века «Гипнэротомахия Полифила». Обелиск был перенесен из бывшего храма Исиды. Местные жители называют эту скульптурную композицию il pulcin della Minerva, так как слон напоминает поросенка.

Разные достопримечательности центра Рима

В этом разделе покажу несколько запомнившихся мне мест в центре Рима, между собой географически не связанных.

Площадь Навона

Площадь Навона по форме напоминает стадион - и, действительно, в античные времена она использовалась для спортивных мероприятий. Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Главными украшениями площади являются церковь Святой Агнессы (середина XVII века) и три фонтана. На снимке церковь и фонтан Мавра:

У здания церкви интересная особенность - изогнутый фасад. Это, можно сказать, фирменный стиль архитектора Франческо Борромини. Я не очень разбираюсь в таких тонкостях, но слышал, что эту изогнутость зодчий считал проявлением Божественного Духа (называл ее Божественной волной).

Второй фонтан посвящен Нептуну:

А третий - самый выдающийся. Он называется фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi); символически изображает главные реки четырех известных в середине XVII века частей мира - Нил (Африка), Ганг (Азия), Дунай (Европа) и Ла-Плату (Америка). В центре расположен египетский обелиск. Покажу несколько фрагментов фонтана.

Ганг держит длинное весло в знак судоходности реки:

Ла-Плата восседает на куче серебряных монет (слово «плата» по-испански означает «серебро»); справа Дунай:

Дунай, как ближайшая к Риму река, держит в правой руке Папский герб:

Нил опознается по характерному признаку - лицо закрыто тканью в знак того, что никто не знает местонахождение истоков этой реки.

Лев (видимо, из Африки):

Площадь Венеции и монумент объединению Италии

Ее название происходит от дворца, где располагалось посольство Венецианской республики; об этом можно догадаться по ее гербу над порталом. С балкона над порталом любил выступать Бенито Муссолини, чьи театрально–ораторские способности всем известны.

Напротив венецианского дворца стоит монумент, посвященный объединению Италии:

Монумент поистине грандиозный (монструозный). Он называется Витториано в честь Короля Виктора–Эммануила II, чья 12-метровая бронзовая статуя находится в центре. Королевскую фигуру окружают шесть 6-метровых статуй, олицетворяющих итальянские ценности: бронзовые Мысль и Действие и мраморные Жертвенность, Право, Сила и Согласие.

Неподалеку от площади стоит симпатичная церковь Святейшего Имени Марии на Траянском форуме (я запомнил ее в том числе из-за непривычно сложного названия):

Капитолийский холм и деревья Рима

После мемориала Витториано мы пришли на Капитолийский холм, к Палаццо Сенаторио. Это мэрия Рима , перед которой стоит бронзовая статуя Императора Марка Аврелия:

Там я впервые обратил акцентированное внимание на символ, который можно встретить в Риме повсюду. Это, пожалуй, самая знаменитая аббревиатура в европейской цивилизации, исходящей корнями от Рима: S.P.Q.R., то есть, вероятно, Senatus Populusque Romanus («Сенат и граждане Рима»). Хотя точное значение доподлинно не известно. Огромно влияние Рима на европейскую и российскую историю - через религии, государственный строй (республику и Империю), язык и письменность, право, философию, технологии, искусство и многое-многое другое.

Сравнивая со многими европейскими столицами, Рим нельзя назвать городом, изобилующим древесной растительностью. Тем не менее, во многих местах (в том числе и на крышах домов) радуют взор красивые деревья. Говорят, что символом Древнего Рима был дуб - и сейчас в городе их почти нет. Символом средневекового Папского Рима был вяз, и их тоже почти нет. Символом Королевского Рима был платан, а символом Рима Муссолини - средиземноморская сосна пиния (есть даже написанная в 1924 году симфоническая поэма «Пинии Рима»). Их в городе очень много, равно как кипарисов, олеандров и многих других красивых деревьев.


Прогулка вдоль Тибра

Следующий раздел описания Рима я посвящу прогулке вдоль реки Тибр. Для меня такие прогулки - своего рода ритуал, сопровождающийся непременным бросанием монетки.

Замок и мост Сан-Анджело

Прогулка началась от моста Сан-Анджело, который находится довольно близко к площади Святого Петра (минут 10 ходьбы):

Мост выходит к одноименному замку. Замок Сан-Анджело построен на основе изначального здания II века, а нынешний вид в общих чертах приобрел в XIV столетии, как крепость. Замок увенчан статуей архангела Михаила. В эпоху Ренессанса здесь была чрезвычайно строго охраняемая тюрьма; из нее сбежал лишь один узник, и это был знаменитый скульптор и художник Бенвенуто Челлини.

Иду вниз по течению Тибра; впрочем, до поры до времени течения мутно-зеленой воды практически не видно. Сначала я предполагал спуститься к нижней набережной, но раздумал. Во-первых, оттуда хуже видны окрестности; во-вторых, я заметил там немало нищих. И вообще подпорные стены набережной выглядят не очень красиво, особенно из-за граффити. Лучше идти по верхней набережной, по платановой аллее, откуда виды гораздо приятнее.

Мосты через Тибр в центре города чередуются один за другим:

Тут я подобрал изображение стенки без граффити; хорошо видны зеленые насаждения Рима:

Остров Тиберина и мост Палатино

Далее перед глазами появляется остров Тиберина, формой очень похожий на лодку. Справа на снимке находится мост Честио - один из самых старых в Риме. Он был построен в середине I века до Р.Х.; нынешний вид, естественно, намного моложе. Примерно на 20 лет старше мост Фабричо, который соединяет другой берег Тиберины с набережной, где расположена главная синагога Рима.

У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. И однажды, согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех - fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья». Любопытно, что этот госпиталь, наряду с многими достопримечательностями Рима, присутствует в начальных кадра знаменитой комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».

Мост Честио с другой стороны, где на Тибре устроен небольшой искусственный порог:

Чуть подальше острова Тиберина находится мост Палатино, где я завершил прогулку вдоль реки:

Возле этого моста находится остаток более древнего, который показался мне очень живописным:

Ватикан - Государство Святого Престола

Из Древнего Рима переношусь в Рим Папский. Когда-то Рим был столицей довольно крупного по площади и очень влиятельного Папского государства. После объединения Италии в 1870 году Святой Престол лишился почти всей территории и довольно долгое время такого государства не существовало; оно было формально установлено в результате специального конкордата с правительством Муссолини. Ватикан (вспомогательная суверенная территория Святого Престола) - самое маленькое государство в мире, площадь всего 44 гектара. Возглавляется верховным иерархом Католической церкви - Папой Римским. Кстати, летняя резиденция Римских Пап находится в городке неподалеку от столицы.

Посещение Ватикана для меня состояло из двух этапов - музеи и Собор Святого Петра.

Музеи Ватикана

Музеи находятся в огромном архитектурном комплексе под названием Апостольский дворец, или дворец Сикста V. В нем располагаются Папские апартаменты, правительственные учреждения Ватикана, часовни, библиотека, многочисленные внутренние дворцы. Мы посетили один из этих внутренних дворцов - знаменитый Бельведер, чье название естественным образом размножилось по Европе (например, дворцы с таким названием есть в ) и России.

Внутренняя площадь Бельведера за соответствующий элемент декора получила название Двор Шишки (Cortile della Pigna):

Это украшение столь понравилось мне, что не могу отказать себе в удовольствии привести его изображение более крупным планом:

Гигантская бронзовая сосновая шишка во времена Древнего Рима украшала фонтан возле большого храма Изиды; вода обильно стекала с ее вершины. В Средние Века шишку переместили в Старую Базилику Святого Петра, где ее видел Данте, который впоследствии в Божественной комедии» использовал образ шишки для описания ветхозаветного Царя и охотника Нимрода. В XV столетии шишку перенесли на нынешнее место. По бокам шишки находятся два бронзовых павлина, взятые из мавзолея Императора Адриана в замке Сан-Анджело. Кстати, в честь этой сосновой шишки был назван IX район Рима Пинья (rione Pigna).

В Бельведерском дворце расположен музей Пия–Климента, посвященный скульптурам. Здесь можно увидеть римские копии знаменитых греческих статуй Аполлона (который получил «приставку» Бельведерский) и Лаокоона с сыновьями в удушающих объятьях змей. Меня заинтересовали изображения животных; хотя надо сразу сказать, что они довольно брутальные. Это, видимо, специфика римского взгляда на окружающий мир:



Далее переходим в Папский дворец, где осматриваем два интересных помещения (на самом деле больше, но мне запомнились именно два). Первое - галерея географических карт. Она была создана в 1578–1580 годах итальянским картографом Игнацио Данти по заказу Папы Григория XIII - покровителя наук и искусств. Карты показывают регионы Италии и Папские владения. Итальянская художественно-картографическая школа мне не очень нравится (в сравнении с нидерландской), но ряд любопытных сюжетов можно отметить:

Потолок галереи заслуживает особого внимания, хотя рассматривать его, по-моему, физически довольно сложно:

В конце галереи над дверью изображен герб Папы Григория XIII:

Весьма колоритное сочетание дракона с папской тиарой и ключами от рая. Кстати, именно этот Папа ввел в обращение новый календарь летоисчисления, названный в его честь.

Главной достопримечательностью Папского дворца является Сикстинская капелла. О ней написано очень много; я лишь отмечу, что именно здесь собирается конклав, на котором кардиналы избирают нового Папу. Место исключительной важности для более чем миллиарда жителей мира. Сикстинская капелла расписана Микеланджело, и на одном из изобразительных элементов есть его автопортрет. Святой Варфоломей держит в руках свою кожу (которую с него содрали заживо, но Варфоломей на картине, разумеется, в нормальном виде), а лицо на этой коже принадлежит самому художнику.

Добавлю также изображение одного из фрагментов росписи - фрески «Сотворение Адама». Внимание зрителя, как правило, сконцентрировано на соприкосновении Бога и его первого человеческого творения - Адама. Но кто изображен за Богом? Кто эта особа, что столь неприязненно, или, как минимум с дерзким вызовом, смотрит на Адама?..

Площадь и Собор Святого Петра

Далее последовал осмотр Собора Святого Петра. Но сначала я мысленно выйду наружу, на площадь Святого Петра, чтобы показать здание Собора:

Собор - один из крупнейших христианских храмов в мире (вместимость 60 тысяч); его архитектура задала широко распространившийся церковный стиль. Перед ним простирается в форме двух симметричных полукружий площадь Святого Петра, где по преданию в 67 году от Р.Х. был казнен апостол, чьи мощи хранятся под алтарем Собора. Древнеегипетский обелиск был привезен в Рим Калигулой.

О Соборе написано огромное количество статей, в том числе в Интернете; не считаю нужным их повторять. Лично мне больше всего запомнился купол Собора, который создает невероятно легкое ощущение. Вообще светлый Собор произвел на меня впечатление чего-то вроде летательного аппарата, готового вот-вот взмыть в воздух. Под куполом находится бронзовый балдахин высотой 29 метров, чей потолок украшен голубем - Святым Духом. Под балдахином расположена кафедра Святого Петра.

Конечно, обращает на себя внимание знаменитая скульптура Пьета работы Микеланджело (единственное произведение, подписанное мастером): скорбная Богоматерь держит на руках тело Сына. Лицо и фигура Мадонны поразительно живые. К сожалению, скульптура закрыта стеклом из соображений безопасности, так как на нее совершал покушение психопат.

Наконец, в силу своего мировоззрения я отметил в памяти мемориал последних представителей Шотландской и Британской Королевской семьи Стюартов (претендента Иакова III и двух его сыновей):

В Соборе нет картин (графика представлена фресками), поэтому можно свободно фотографировать, в том числе со вспышкой.

Ночной Рим и фонтан Треви

Завершаю свои фрагментарные заметки маленьким рассказом о ночном Риме. Точнее, вечерне-сумеречном. Я не люблю смотреть на большие города в темноте, но Рим стал исключением.

Во время вечерней прогулки я увидел барочную Испанскую лестницу - 138 ступеней, ведущих от французской церкви Троицы к Испанской площади. Кстати, это название народное; официально она называется «лестница к Тринита-деи-Монти». К сожалению, я не могу показать ее фотографию, так как было просто невозможно заснять лестницу без огромного числа людей довольно крупным планом, а мне не хотелось бы демонстрировать такое изображение. Найти в интернете несметное число фотографий Испанской лестницы не представляет ни малейшего труда.

Самый знаменитый фонтан Рима называется Треви: барокко (или, пользуясь португальским первоисточником этого слова - «жемчужина неправильной формы») в чистом виде. Название фонтана происходит от того, что он находился в соединении трех дорог - tre vie. В центре фонтана находится Нептун. Существует поверье, что человек, бросивший в него монету, приедет в Рим еще раз. Две монеты - любовная встреча. Три - бракосочетание. Четыре монеты - богатство. Пять монет - разлука. Еще до приезда в Рим я забыл точные формулировки; а сколько монет в итоге бросил, не скажу.

И, наконец, просто вид Ночного Старого Рима. Здесь к освещению исторического центра относятся очень трепетно; никаких разноцветных неоновых огней. Мягкий желтый свет создает придает Вечному Городу образ старины и спокойного величия.