Презентация на тему "Биография: Николай Алексеевич Некрасов". Классный час «Жизнь и творчество Н. А. Некрасова Классные часы по творчеству некрасова

МБОУ Калининская школа

Первомайского района Республики Крым

Классный час в 3 классе

«Первая встреча с Николаем Некрасовым»

Подготовила:

Подковаленко О.В.,

учитель начальных

2016/2017 учебный год

Цели:

    дать учащимся младших классов первичную информацию о жизни и творчестве Некрасова и обобщить имеющиеся у них сведения о поэте.

    способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.

    содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, толерантности.

Оборудование : слайд-шоу, выставка книг с произведениями Н.А. Некрасова, портрет писателя.

Приглашённые: ЗДУВР, педагог-организатор, учащиеся 4 класса, родители.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав отрывок из произведения.

Ученик:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет.

Ведущие:

Это стихотворение одни из вас учили наизусть на уроке литературного чтения, другие, возможно, слышали от взрослых. Кто его написал? (Н.А. Некрасов)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)

Его отец, Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер - небогатый, малообразованный, увлечённый картами и охотой очень нравился женщинам.

Мама, Елена Андреевна Закревская, дочь богача Херсонской губернии. В отличии от отца была женщиной мягкой, доброй, прекрасно образованной - полной противоположностью грубому и невежественному офицеру-забияке.

Она была знатоком мировой поэзии, музыки и первым учителем Алексея. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем, помогала. Но он нередко накидывался на нее с кулаками.

Много стихотворных строк Алексей Некрасов посвятил маме.

Ученик: отрывок из стихотворения «Рыцарь на час»

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Ученик: отрывок из поэмы « Мать»

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Ведущие:

Отец, Алексей Сергеевич, вышел в отставку, когда сыну исполнилось 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое - два брата и сестра) переселилась в родовое имение, деревню Грешнево, ныне Некрасово.

Отец служил исправником (в те времена – высший полицейский чин)

Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание долгов. Таким образом, залегло в чуткую душу мальчика много печальных картин народного горя.

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

… Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок,

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку -

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Вот так были заняты крестьянские дети летом, так они играли, развлекались. Зимой же у них были другие забавы.

Послушайте стихотворение «В зимние сумерки…»

В этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка.

Ученик: отрывок из стихотворения « Крестьянские дети»

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!-
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:

…Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят – колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом…

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец.

Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева).

Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

Ученик 4 класса: «Школьник»

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

издержал последний грош.

…Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!..

Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии:

Ученик: стихотворение «Зелёный шум»

…Идёт-гудёт Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые

Тихохонько шумят…

Зелёный шум - так народ называл пробуждение природы весной:

Ученик: «Дедушка Мазай и зайцы»

…Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,

А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой смертельной…

Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Ученик: отрывок из стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар, лежит;

…Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр…

А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны-

Построю дворцы изо льда.

Задумаю-реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

(«Мороз, Красный нос»)

- Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки.

« На Волге»

О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь,

Всё тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)

«Размышления у парадного подъезда»

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся -

То бурла́ки идут бечевой!..

Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Четыре года обучения мало что дали, Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.

В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах. Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом..

Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом великом поэте?

\

Классный час на тему:

« Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

Моргунова Л.А.,

Учитель начальных

Классов.

Цели:

  1. Расширить представления детей о великом русском поэте Н.А. Некрасове.
  2. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.
  3. Содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, толерантности.
  4. Оборудование : слайд-шоу, выставка произведений Н.А. Некрасова, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав отрывок из произведения.

1-й ученик: Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет.

Это стихотворение мы учили наизусть на уроке литературного чтения. Кто его написал? (Н.А. Некрасов) (слайд1)

Да, это Николай Алексеевич Некрасов. С его произведениями мы знакомились на уроках литературы.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)(слайд2) В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богача Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.(слайды3,4,5,)

Ученик 2 (Отрывок из поэмы « Мать»)

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое - два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.(слайд7).

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.(слайд8).

Ученик 3 (Отрывок « Крестьянские дети»)

… Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок,

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку -

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Учитель :Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)

Ученик: « На Волге»

О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Все то же, то же... только нет

Убитых сил, прожитых лет..

Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.(слайд 10).

В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».(слайд11,12). В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын Отечества». «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и несколько позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом . . (слайд 13)

Прослушивание песни на стихи Некрасова « Коробушка», романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Вопросы (слайд 20)

Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом великом поэте?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моргунова Лилия Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г.Бутурлиновка Творчество Никола я Алексеевич а Некрасов а Классный час в 3 классе.

Детство Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.) 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. .

Алексей Сергеевич Некрасов принадлежал к старинному, но обедневшему роду. В молодости служил в армии, а после выхода в отставку, занялся хозяйством. Он был очень суровым и своенравным, жестоко обращался со своими крестьянами. За малейшую провинность наказывал розгами. Очень любил псовую охоту и карты. Отец

Елена Андреевна Закревская- дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного офицера. Брак состоялся без их согласия. Елена Андреевна очень страдала в замужестве. Целыми днями она сидела дома одна, а её муж развлекался псовой охотой, картами. Бывали дни, когда она целый день сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Мать

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать.

Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям. « Орина, мать солдатская»

Осенью 1824 году, когда маленькому Николаю исполнилось 3 года, вместе с отцом и матерью, впервые приехал в родовое имение Грешнёво (ныне Некрасово).Здесь Некрасов провёл своё детство. Усадьба в Грешнёве

Пр и у садьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: " Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!.. « Размышление у парадного подъезда».

В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Читал Некрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии.. «Ровно три года, - вспоминал позже Некрасов, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».

Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» .

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек.

Произведения Н.А. Некрасова.

Поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога".

Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка

«Я лиру посвятил народу своему»

1.Где провёл детство Николай Алексеевич Некрасов? 2.Какими чертами характера обладал отец поэта? 3. Охарактеризуйте Елену Андреевну Некрасову. 4. В каких произведениях описана любовь поэта к матери? 5.К какому стихотворению эта иллюстрация? 6. Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете? ВОПРОСЫ:

ВСЕГО ДОБРОГО!!!

http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1842/bio http://www.rulex.ru/01140068.htm http://pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=940&galid=193&area=1&ascdesc=desc http://www.ozon.ru/context/detail/id/3255609/ http://www.museum.murom.ru/wwwmus/afisha/Mkrai/glava_5/par_42/petryshka.htm http://www.nekrasow.org.ru/lib/sa/author/100004 http://infa.ws/jivopis/painter/187/index.php http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198&cr=4&p=1 http://www.hclokomotiv.ru/tickets/yaroslavl/ Использованные источники


(5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: заинтересовать детей чтением книг; расширить кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения.

Ведущий 1. В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова.

Ведущий 2. Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грещнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

Ведущий 1.

О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит...
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
("На Волге")

Ведущий 2. Так написал он в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве...

Ведущий 1. Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта.

Ведущий 2. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках.

Ведущий 1. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Ведущий 2. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему "Зелёному Шуму" зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")

Ведущий 1. Зелёный Шум - так народ называл пробуждение природы весной.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В земли вонзались струи дождевые
С силой смертельной...
("Дедушка Мазай и зайцы")

Ведущий 2. Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
("Железная дорога")

Ведущий 1. Песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворец изо льда.
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
("Мороз, Красный нос")

Ведущий 2. Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух.

Ведущий 1. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.

Ведущий 2. Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:

Ведущий 1.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
"Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!"
И в ту же ночь пошёл я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошёл,
Но черт не выплыл, не пришёл!
("На Волге")

Ведущий 2. Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его! Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.

Ведущий 1. Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А. Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.

Ведущий 2. Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.

Ведущий 1. Когда Н.А. Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город бы тогда столицей России).

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)


(Из поэмы "Мать". 1877)

Ведущий 2. В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так" с первых же дней приезда Некрасова в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. В это время ему удалось напечатать несколько своих стихотворений. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы).

Ведущий 1. В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только писателем и поэтом, он был и редактором известных в России журналов "Современник" и "Отечественные записки".

Ведущий 2. Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края - в Грешнево, а позже в Карабиху или Чудовскую Луку (под Петербургом).

Ведущий 1.

Это были лучшие дни в его жизни:
Опять я в деревне,
Хожу на охоту,
Пишу мои вирши -
Живётся легко.
("Крестьянские дети")

Виршами Н. А. Некрасов называет стихи.

Ведущий 2. Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился ещё с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись колодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. "Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило", - писала его сестра в воспоминаниях.

Ведущий 1. Охота - целый мир со своими традициями, языком, обрядами, верованиями. В 1846 году Н.А. Некрасовым написано стихотворение "Псовая охота", где он великолепно описывает этот вид охоты. Описание знатоком псовой охоты без специальных знаний до конца понять трудно, но настроение ощутить вполне возможно:

"В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Ближе и лай, и порсканье, и крик -
Вылетел бойкий русак-материк.
Гикнул помещик и ринулся в поле...
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!"

Ведущий 2. К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно он любил собаку по имени Кадо.

Ведущий 1. После гибели Кадо Николай Алексеевич бросил охоту. Но ненадолго - без привычной тяжести ружья на плече, без долгих неторопливых бесед с крестьянами-охотника- ми ему уже было не. обойтись.

Ведущий 2. Приезжая на родину, Некрасов сразу окунался в деревенскую жизнь, а охота помогала поэту быстро стряхнуть с себя все петербургские заботы и волнения.

Какой восторг! За перелётной птицей
Гонюсь с ружьём, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю... мечтаю...
("Уныние". 1874)

Ведущий 2. Охота была для Н.А. Некрасова не только забавою, но и средством знакомства с народной жизнью. У Некрасова было много друзей среди крестьян-охотников. Николай Алексеевич умел найти к каждому свой подход, умел вызвать на откровенность.

Ведущий 1. Именно на охоте черпал поэт материал для своего творчества. Почти всегда из своих охотничьих странствий он привозил запас впечатлений для будущих произведений. Одно из них (поэму "Коробейники") Некрасов посвятил Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину деревни Шоды, охотнику и "другу-приятелю". Она начиналась такими строчками:

Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
("Коробейники". 1861)

Ведущий 2. В другой раз, вернувшись с охоты, он засел за работу и появилось стихотворение "Крестьянские дети". Некрасов в своём стихотворении ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей:

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они,
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко
А утром не мог ни за что отыскать.

Ученик 10.

Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.

Ведущий 1. В этом стихотворении перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка:

Ученик 11.

Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.

Ученик 12. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять - работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравнее со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков - отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырёх километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 году было построено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Ведущий 2. Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов стихотворение "Школьник":

Ученик 13.

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Ученик 14.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Ведущий 1. Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.

Ведущий 2. Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.

Ведущий 1. В этих стихах картины детства - детских игр, беззаботных радостей или горестей.

Ведущий 2. А теперь мы предлагаем вам, ребята, принять участие и показать свои знания в игре по творчеству Н.А.Некрасова..

Игра по творчеству Н.А.Некрасова

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Итак, мы начинаемигру по творчеству Н.А.Некрасова.

В викторине принимают участие 2 команды (по 6 человек).

ПРАВИЛА ИГРЫ.

Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает балл. Если дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.

Ведущий. Давайте познакомимся с названием команд.

  • Команда №1 _____ класс - _______________________________
  • Команда №2 _____ класс - _______________________________

Мы начинаем игру.

Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"

1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.

ОТВЕТ. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.

2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.

ОТВЕТ. От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.

3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?

ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.

4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?

ОТВЕТ. Ярославская гимназия

5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?

ОТВЕТ. Это мать Некрасова.

6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?

ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"

7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?

ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек

8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?

ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)

9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:

Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".

О какой реке говорится в этом стихотворении?

ОТВЕТ. О реке Волге.

10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:

Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.

О каком городе идет речь?

ОТВЕТ. О Петербурге.

11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?

ОТВЕТ. Охота.

12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?

ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".

13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?

ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.

Ведущий. Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА " завершён. И мы спросим жюри об итогах этого конкурса.

Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ ".

"Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано..."
("Крестьянские дети". 1861)

"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц..."
("Мороз Красный Нос". 1863)

"Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидала в книжках картинки,
Так на глаза навернулись слезинки,
Сжалился, дал ей букварь старина:
"Коли бедна ты, так будь ты умна!"
("Дядюшка Яков". 1867)

"Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки..."
("На Волге". 1860)

"Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
("Мороз, Красный нос")

Ведущий. Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ " завершён. Я прошу жюри подвести итоги двух конкурсов.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА ".

Капитаны подойдите ко мне и выберете задание для следующего конкурса.

Задание этого конкурса -

Карточка 1.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

"С старым Мазаем я бил дупелей ".
"Начал частенько Мазай пуделять ".
("Дедушка Мазай и зайцы")

"Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь.
("Школьник")

ОТВЕТЫ. Карточка 1. Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.

  • Пуделять - промахиваться при стрельбе.
  • Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.
  • Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.
  • Карточка 2.

    Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

    • "Пишу мои вирши ..."
    • " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."
    • "В снопы перевяжут, на ригу свезут,
    • Просушат, колотят-колотят цепами ..."
    • дровни , и хворост, и пегонький конь".

    ("Крестьянские дети")

    ОТВЕТЫ. Карточка 2. Вирши - стихи.

  • Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.
  • Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
  • Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било - тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.
  • Карточка 3.

    "Много видел на тракту
    Генералов строгих..."
    "Дело под вечер, зимой,
    И морозец знатный ".
    ("Генерал Топтыгин")

    ОТВЕТЫ. Карточка 3. Тракт - большая проезжая дорога.

  • Знатный - здесь, сильный.
  • Карточка 4.

    Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

    "Нас, что ни ночь, разоряют станицы
    Всякой пролётной прожорливой птицы..."
    ("Несжатая полоса")

    "А старший с важностью спросил,
    Кубарь пуская перед нею..."
    ("Соловьи")

    ОТВЕТЫ. Карточка 4.

    • Станицы - здесь, стая птиц.
    • Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.

    Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА " подошёл к концу. И я опять прошу жюри рассказать об итогах трёх конкурсов.

    Жюри подводит итоги первого конкурса.

    Итак, последний четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ ".

    Это задание было домашним. Сейчас мы проверим, как наши капитаны с ним справились.

    Капитаны, вам слово.

    Задание этого конкурса

    Знаете ли вы афоризмы Некрасова:

    То сердце не научится любить...

    Сейте разумное...

    Поэтом можешь ты не быть...

    Мне борьба мешала быть поэтом...

    Чтоб словам было тесно:

    У счастливого недруги мрут...

    Будь гражданином, служа искусству...

    Суждены нам благие порывы...

    Воля и труд человека...

    Люди холопского звания...

    Четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ " завершён. Я прошу жюри подвести итоги нашей игры.

    Жюри подводит итоги первого конкурса.

    Ведущий. Вот и подошла наша игра к концу.

    ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ!!!

    (из стихов Н.А. Некрасова)

    1. "В зеленой раме зеркало"? (пруд)
    2. "Стоят столбы точеные, головки золоченые,
      Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)
    3. "Точь-в-точь сапожки красные
      Лежат на полосе" (свекла)
    4. Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)
    5. "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)
    6. [Он] неокрепший на речке студеной
    7. Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)
    8. "Прямы и светлы, как прутья стальные,
      В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)

    Детство. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Я рославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.


    Грешнёво. Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества. Дом-музей в Карабихе Дом-усадьба в Грешнёво






    Дружба с крестьянскими детьми. Пр и усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.






    Ярославско-Костромская дорога.. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"- а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.





    Река Волга в жизни поэта. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, « п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой ». Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.






    Взаимоотношения в семье. Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный, Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом.



    Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме за печатлела ты.



    Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.


    Ярославская гимназия. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.


    «Петербургские мытарства». В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием». В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы.. Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.

    «Я лиру посвятил народу своему...»

    Я лиру посвятил народу своему.
    Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
    Н. Некрасов.


    (литературная игра для учащихся 10-х класс )
    Цель : формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
    Задачи:
    проверить знания учащихся о стихах поэта;
    развивать творческое мышление учащихся;
    Пояснительная записка:
    Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
    «Разминка »
    (Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
    Однажды, в студеную зимнюю пору…
    (Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается в гору
    Лошадка, везущая воз.)


    Крестьянские дети .
    Славная осень! Здоровый, ядреный…
    (Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной,
    Словно как тающий сахар лежит…)


    Железная дорога.
    Не ветер бушует над бором…
    (Не с гор побежали ручьи-
    Мороз-воевода дозором
    Обходит владенья свои.)


    Мороз, Красный нос
    Старый Мазай разболтался в сарае…
    («В нашем болотистом, низменном крае
    Впятеро больше бы дичи велось,
    Кабы сетями ее не ловили,
    Кабы силками ее не давили…»)


    Дедушка Мазай и зайцы .
    (Лес обнажился, поля опустели,
    Грустную думу наводит она.)


    Несжатая полоса.
    В зимние сумерки нянины сказки …
    (Саша любила. Поутру в салазки
    Саша садилась, летела стрелой,
    Полная счастья, с горы ледяной.)


    Саша.
    О, Волга!… колыбель моя!
    (Любил ли кто тебя, как я?
    Один по утренним зорям,
    Когда еще все в мире спит
    И алый блеск едва скользит
    По темно - голубым волнам,
    Я убегал к родной реке…)


    На Волге .
    Добрые люди, спокойно вы жили…
    (Милую дочь свою нежно любили.
    Дико росла, как цветок полевой,
    Смуглая Саша в Деревне степной.)


    Саша.
    Дело под вечер зимой,
    И морозец знатный…
    (По дороге столбовой
    Едет парень молодой,
    Мужичок обратный:
    Не спешит, трусит слегка;
    Лошади не слабы,
    Да дорога не гладка-
    Рытвины, ухабы.)


    Генерал Топтыгин .
    Идет-гудет Зеленый Шум…
    (Зеленый Шум, весенний Шум!
    Играючи, расходится
    Вдруг ветер верховой:
    Качнет кусты ольховые,
    Подымет пыль цветочную,
    Как облако - все зелено:
    И воздух и вода!


    Зеленый Шум.
    1. Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
    2. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
    3 .Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
    4 .Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
    5 .Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
    6. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.) (На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
    Грудь впалая; как вдавленный
    Живот; у глаз, у рта
    Излучины, как трещины
    На высохшей земле;
    И сам на землю – матушку
    Похож он: шея бурая,
    Как пласт, сохой отрезанный,
    Рука – кора древесная,
    А волосы – песок.
    (Яким Нагой, мужик
    Из деревни Босово.)

    С большущей сивой гривою,
    Чай, двадцать лет нестриженой,
    С большущей бородой,
    Дед на медведя смахивал,
    Особенно, как из лесу,
    Согнувшись выходил.
    (Савелий, богатырь святорусский.)
    Худой! Как зайцы зимние,
    Весь белый, шапка белая
    Высокая с околышем
    Из красного сукна.
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные,
    И – разные глаза:
    Один здоровый – светится,
    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!
    (Князь Утянин(«Последыш»).)
    К нему подходишь к первому,
    А он и посоветует,
    И справку наведет;
    Где хватит силы – выручит,
    Не спросит благодарности,
    И дашь, так не возьмет!
    (Ермил Гирин.)


    Другой мужик, присадистый,
    С широкой бородищею…
    (Лука, один из семерых
    Крестьян – правдоискателей.)

    Осанистая женщина.
    Высокая и плотная
    Лет тридцати осьми.
    Красива, волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла.
    (Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
    Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты…
    (Гриша Добросклонов.)
    Высок и тощ до крайности;
    На нем сюртук с медалями
    Висел, как на шесте.
    (Солдат из главы «Пир на весь мир». )
    (Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
    Я Лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил – и сердцем
    я спокоен…
    Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди, и гибни безупречно,
    Умрёшь не даром… Дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Поэт и гражданин
    И вот они опять, знакомые места,
    Где жизнь текла отцов моих –
    бесплодна и пуста,
    Текла среди пиров,
    Бессмысленного чванства,
    Разврата грязного и мелкого
    тиранства…

    («Родина».)
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови
    Уведи меня в стан погибающих
    За великое дело любви!
    («Рыцарь на час»)
    Знайте и верьте, друзья: благодатна
    Всякая буря душе молодой –
    Зреет и крепнет душа под грозой.

    («Саша».)
    Вынесет все – и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только – жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    (Железная дорога».)
    Каждой стране наступает
    Рано иль поздно черед,
    Где непокорность тупая –
    Дружная сила нужна.
    Грянет беда роковая –
    Скажется мигом страна.
    («Дедушка»)
    Волга! Волга! Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…
    («Размышления у парадного подъезда)


    …Еще народу русскому
    Пределы не поставлены:
    Пред ним широкий путь.
    («Кому на Руси жить хорошо»)
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
    Русский народ…
    («Сеятелям».)
    Как ни тепло чужое море,
    Как ни красна чужая даль,
    Не ей поправить наше горе,
    Размыкать русскую печаль!
    («Тишина»)
    Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
    1.«Бурлаки» И.Е. Репина


    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой,
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки…
    На Волге
    2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
    Я вижу все…А рано смерть идет,
    И жизни жаль мучительно.
    Я молод,
    Теперь поменьше мелочных забот,
    И реже в дверь мою стучится голод:
    Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
    Но поздно… Последние песни


    3. «Проводы покойника» В. Г. Перова


    Савраска увяз в половине сугроба –
    Две пары промерзлых лаптей
    Да угол рогожей покрытого гроба
    Торчат из убогих дровней.
    Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)


    4. «Ремонтные работы на железной дороге»
    К. А. Савицкого


    Мы надрывались под зноем, под
    холодом,
    С вечно загнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися
    с голодом,
    Мерзли и мокли, болели цингой.

    Железная дорога
    5 «Рожь» И. И. Шишкина


    Все рожь кругом, как степь живая,
    Ни замков, ни морей, ни гор…
    Спасибо страна родная,
    За твой врачующий простор!
    Тишина
    6. «Зеленый шум» А. А. Рылова.


    Идет – гудет Зеленый Шум,
    Зеленый Шум, весенний Шум!
    Зеленый Шум (Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
    1 . «В.Г.Белинский»;
    «На смерть Шевченко»;
    «Смерть поэта»;
    «Памяти Добролюбова»;
    «Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
    2. «Не говори: «Забыл он осторожность!...»
    « Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
    « Поэт и толпа »
    « Поэт и гражданин »
    «Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
    3 . «Еду ли ночью по улице темной…»
    « Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
    « В дороге »;
    «Тройка »;
    « Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
    1 .Под голубыми небесами
    Великолепными коврами
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.


    А. Пушкин. Зимнее утро
    И снег, до окошек деревни
    Лежащий,
    И зимнего солнца холодный огонь –
    Все, все настоящие русское было,
    С клеймом нелюдимой,
    Мертвящей зимы…


    Н. Некрасов. Крестьянские дети
    2 .Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
    Поздняя осень. Грачи улетели,
    Лес обнажился, поля опустели,
    Только не сжата полоска одна…
    Грустную думу наводит она.
    Н.Некрасов. Несжатая полоса (Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
    1 .В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
    В поэме «Мороз, Красный нос»;
    В цикле «Коробейники»;
    В поэме «Русские женщины»;
    В поэме « Кому на Руси жить хорошо».


    2 .Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Н. А. Некрасов считает счастливым?
    Царя;
    мужиков;
    попа;
    пьяного
    3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
    Гриша Добросклонов
    Яким Нагой
    Ермил Гирин
    Матрена Тимофеевна
    3 .О ком говорится в следующем фрагменте?
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    О Ермиле Гирине;
    О Грише Добросклонове
    О Якиме Нагом
    О деде Савелии.
    4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
    социальная сатира
    веселый и бодрый юмор
    народная трагедия
    политический сарказм
    5 .В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
    «…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
    «Муза мести и печали»
    «Муза моя просыпается рано…»
    «Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
    6 .Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
    Н. А. Некрасову.
    К. Ф. Рылееву
    А.С Пушкину
    А. А Блоку.
    7 .Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
    Суров ты был, ты в молодые годы
    Умел рассудку страсти подчинять
    Учил ты жить для славы, для свободы,
    Но более учил ты умирать.
    В.Г Белинскому;
    Н. А. Добролюбову.
    Н.Г. Чернышевскому;
    Д. И. Писареву.
    8. В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
    В изображении реалистических картин жизни;
    в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
    в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
    в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
    9. В каком городе поставлен памятник Некрасову?
    В Москве
    В Киеве
    В Немирове
    В Петербурге.