Народные восстания в 17 веке. Народные восстания в xvii в. Что мы узнали

Казне все время не хва-тало денег. Правительство придумывало новые налоги. Соль — это продукт, нужный всем, и правительство рассчитывало, введя на не-го налог, пополнить казну. Цены на соль выросли в 3-4 раза. Потре-бление соли в стране сократилось. Но без неё невозможно было за-готовить еду на зиму: засолить грибы , капусту , сало, рыбу . Основным продуктом питания в городах была солёная рыба. Тысячи пудов ры-бы без соли сгнили на Волге. Таким образом, недовольным оказа-лось не только бедное население, но и купцы, которые несли боль-шие убытки. А казна не пополнялась.

В результате общего недо-вольства в 1648 г. в Москве произошёл «соляной бунт». Народ штурмовал ворота Кремля. Были убиты близкие царю люди. Двор боярина Морозова, которого считали главным виновником повы-шения налога на соль, разграбили. Царь испугался. Он отстранил от дел боярина Морозова и сослал его. Бунт в столице пошёл на убыль.

В 1648-1650 гг. по стране прокатилась волна городских восста-ний. Налог на соль был отменен, но народ требовал навести поря-док в государстве и обуздать своеволие чиновников. В Англии в это же время восставшие отрубили голову королю. Во Франции «ко-роль-солнце» был вынужден бежать из восставшего Парижа. А в Рос-сии царь Алексей Михайлович созвал Земский собор и помирился с представителями сословий. Собор в 1649 г. принял Уложение, при-ведя законы в соответствие с новым положением в стране.

Новгородское восстание

Самое крупное восстание в столице вспыхнуло в 1682 г., и вошло в историю под названием Стрелецкий бунт, или Хованщина . Народ-ное недовольство захватом власти боярами, посадившими на пре-стол 10-летнего Петра, возглавили стрельцы и «выборные» (гвар-дейцы) солдаты московского гарнизона. Восставшие расправились с теми, кто безнаказанно притеснял народ, и три месяца держали власть в столице. Восстание охватило и другие города и гарнизоны России.

На Красной площади был поставлен каменный монумент — па-мятник победе восставших. Их представители контролировали работу Боярской думы и приказов. Стрельцы и солдаты были увере-ны, что сословие служилых по прибору должно стоять в государст-ве наравне с дворянством. Но они позволили себя обмануть, подку-пить привилегиями. Восстание закончилось миром с правительст-вом царевны Софьи , которая обещала соблюдать справедливость и правосудие в стране. Материал с сайта

Петру I пришлось прервать пребывание за границей в составе Великого посольства и в 1698 г. срочно вернуться в Россию. В стране начался стрелецкий бунт. Царь жестоко расправился с его участниками. Бунтовщики были повешены на крепостных стенах в Москве, многие казнены на плахах. Царевну Софью Алексеевну Пётр I считал подстрекательницей бунта. Прямых улик не было, но она для него олицетворяла все ненавист-ное ему прошлое. Софью насильно заставили постричься в монахи-ни. Так из царевны Софьи из рода Романовых она превратилась в инокиню Сусанну.

17 век запомнился в истории России, как период массовых восстаний, зарожденных из-за тяжелого экономического, политического состояния страны. В это время бушевали голод, рассеивание власти, междоусобица за царский престол.

Во второй половине 17 столетия крепостничество находилось на закате своего существования. Крестьяне неуправляемо в больших размерах устраивали бегства на периферию страны.

Правительство учреждало повсюду розыски беглецов и возвращение их помещикам. Современники называли свой век «бунташным». В начале века государство взволновала первая Крестьянская война. Предводителем крестьян, бедняков был Болотников. За подавлением этого движения последовал выпад крестьянина Балаша, следом недовольства в смоленских войсках, около 20 восстаний, проходивших в разных городах страны, «Медный бунт», и конечно же, война Степана Разина. Страну буквально лихорадило от повсеместных потрясений.

Соляной бунт:

В самом начале 17 века в стране был страшный голод. Несколько лет из-за погодных условий был неурожай, царь делал попытки помощи: раздавал хлеб и деньги, снижал цену, организовывал работу, но этого не хватало. Впоследствии пошел мор от болезни, шли времена, наводящие ужас.

В 1648 году в Москве произошла замена единой пошлины налогом на соль. Естественно, это побудило ее увеличение в цене. В этом выступлении были задействованы низшие слои населения (холопы, стрельцы). Возвращавшего с богослужения царя Алексея Михайловича облепили челобитчики (посланцы из народа) с просьбой заступиться за народ перед боярами, издавшими этот указ. Никаких положительных действий со стороны царя не произошло. Царица же разогнала людей, многие были арестованы.

Следующим фактом было неподчинение стрельцов, которые избили бояр. У чиновников имелась полная свобода действий. Третьим днем участниками соляного бунта было разгромлено множество дворянских домов. Инициатора ввода налога на соль «чернь» изрубила. Для отвлечения народа от бунта, в Москве был устроен массовый пожар. Власти пошли на компромисс: стрельцам дали по 8 рублей, должников избавили от выколачиваний денег, заменили судей. Бунт стихал, но зачинщиков среди холопов взяли, а затем казнили.

До и впоследствии Соленного бунта волнения вспыхивали более, чем в 30 городах.

«Медный» бунт:

В 1662 году в Москве произошел обвал медных монет, обусловленный их массовым выпуском. Произошло обесценивание денег, подорожание продуктов, спекуляция, подделка медных монет. Правительство приняло решение собрать с народа внеочередные налоги, что вызвало огромное недовольство.



Восставшие горожане и солдаты (около 5 тысяч человек) передали царю челобитную, настаивая на уменьшении налоговой ставки, цены на хлеб. Происходил разгром купцов, царский дворец окружили с требованием выдачи руководителей правительства. Восставшие отказывались разойтись, после подавления восстания было казнено более 1 тысячи человек и до 8 тысяч сослано. Царь выдвинул указ о запрете медных денег. Попытка улучшения денежной реформы закончилась крахом.

Восстание Степана Разина:

В 1667 году во главе людей встает Степан Разин, который набирает отряд из бедных казаков, беглых крестьян, обиженных стрельцов. Он придумал поход, потому что хотел добычу раздать беднякам, дать хлеба голодным, одежду раздетым. Откуда только ни шел народ к Разину: и с Волги, и с Дона. Отряд вырос до 2000 человек.

На Волге повстанцы захватили караван, казаки пополнили запас оружия и продуктов. С новыми силами предводитель шел далее. Происходили столкновения с правительскими войсками. Во всех боях он проявлял мужество. К казакам добавлялось много людей. Происходили сражения в различных городах Персии, куда они направились для освобождения русских пленных. Разинцы одержали победу над персидским шахом, но у них были существенные потери.

Южные воеводы сообщили о независимости Разина, о замышлении им смуты, что настораживает правительство. В 1670 году к предводителю приезжает посланец от царя Евдокимов, которого казаки топят. Войско повстанцев растет до 7000 и выдвигается на Царицын, захватывает его, а также Астрахань, Самару и Саратов. Под Симбирском тяжело раненный Разин терпит поражение, а затем его казнят в Москве.

В течение 17 века произошло множество народных восстаний, причина которых крылась в политике правительства. Власти видели в жителях лишь источник дохода, что вызывало недовольство низших масс.

  • Слайд 3

    • Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия?
    • В XVII в. происходит становление крепостного права, вызывающее протест крестьянства.
    • Крестьяне, вынужденные бежать на окраины, пополняют ряды самого беспокойного сословия – казачества.
    • В XVII в. происходит усиление бюрократического аппарата, что требует повышения налогов.
    • Частые войны разоряют казну и также заставляют власть повышать налоги.
    • Основные налоговые тяготы ложатся на плечи посадского населения, которое выражает свой протест бунтами.
  • Слайд 4

    Медный бунт в Москве

    • Почему указ о введении медных денег привел к бунту московских посадских людей?
    • Цена медных денег приравнивалась к цене серебряных, хотя в то время ценность монеты определялась реальным содержанием в ней драгоценного металла.
    • Торговать предписывалось на медные деньги, а налоги платить серебряными.
    • Медную монету легко подделать.
  • Слайд 5

    • Что общего между Медным и Соляным бунтами?
    • Оба бунта были вызваны попытками правительства увеличить доходы казны.
    • Оба бунта были стихийными.
    • Оба бунта были направлены против бояр, которых мятежники обвиняли в корыстолюбии.
    • Оба бунта вылились в грабежи, погромы и убийства.
  • Слайд 7

    Донское казачество

    • Главной мятежной силой в России XVII в. явилось казачество.
    • Кто такие казаки? Каковы былиих занятия и образ жизни?
    • Казак – по-тюркски «вольный».
    • Казаками становились беглые из Орды,а позже – из русских земель.
    • Бежали от тягла, от повинностей, за «волей».
    • Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства,где надзор властей был слабее.
    • После Смуты казачество сосредоточилось на Дону.
  • Слайд 8

    • Земледелие на Дону было запрещено.
    • Вероятно, казачья верхушка опасалась, что с появлением земледелия исчезнет вольный казачий дух.
    • Почему казаки решили отказаться от обработки земли?
  • Слайд 9

    • Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей.
    • Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска.
    • Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу.
  • Слайд 10

    • Чаще всего казаки совершали набеги на владения Крыма и Турции, калмыцкие кочевья,а также грабили купеческие караваны на Дону и на Волге.
    • Царское правительство, видя в казаках «порубежное войско», защищающее границы, платило им жалование деньгами, хлебом и порохом.
  • Слайд 11

    • Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных)и голутвенных (бедных).
    • Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования.
    • Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные.
  • Слайд 12

    • Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»:беглый, добравшийся до Дона, становился казаком.
    • Почему правительство России мирилось с присутствием на Дону множества белых даже не пытаясь осуществлять сыск?
    • Потому что правительство нуждалось в казачестве для охраны границ.
  • Слайд 13

    • После того, как в 1642 г. казаки, не получив помощи от Москвы, оставили Азов,турки укрепили крепость,перекрыв для казаков устье Дона.
    • Казаки, лишившись выхода в Азовское море, стали чаще грабить купеческие караваны на Волге. Страдали от них как персидские, так и русские купцы.
    • К чему это могло привести?
  • Слайд 14

    Поход Василия Уса

    • Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы.Только под Тулой отряд был остановлен царскими войсками. Уходя на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян.
    • В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на крымские или калмыцкие владения,а на южные уезды России.
    • В чем состоит значение похода Василия Уса?
    • Казачество осознало возможность действий против России.
  • Слайд 15

    Восстание Степана Разина

    • В 1667 г. уроженец станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин сформировал свою казачью ватагу и отправился в поход за «зипунами», т.е. за добычей. .
    • Атаман Разин был энергичен, властен и беспощаден.Казаки подчинялись ему беспрекословно.
  • Слайд 16

    • Летом и осенью 1667 г. казаки Разина грабили русские и персидские купеческие караваны на Нижней Волге.
    • Потом они вышли в Каспий, поднялись по р. Яик к Яицкому городку, перезимовали, а весной 1668 г. двинулись вдоль западного побережья Каспийского моря.
    • Двухтысячный отряд Разина разграбил города: Тарки, Дербент, Баку, Решт, Ферахабад.
    • Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань.
  • Слайд 17

    • В Астрахани казаки Разина «гуляли», щедро раздавая награбленную добычуи поражая жителей богатством.
    • Из Астрахани Разин вернулся на Дон, перезимовал в Кагальницком городке, а весной 1670 г. вновь вышел на Волгу.
    • Теперь он собирался идти вверх по Волге – против московских бояр-«изменников».
  • Слайд 18

    • Разин без боя взял Царицын: жители сами открыли ему ворота.
    • Посланные против Разина астраханские стрельцы перешли на его сторону.
    • 22 июня 1670 г. Разин овладел Астраханью. Сопротивление ему оказали лишь немногочисленные дворяне и стрелецкие головы, а большинство стрельцов присталик мятежникам.
    • Взятие Астрахани Разиным.
    • Все сопротивлявшиеся во главе с воеводой С. Прозоровским были перебиты.
  • Слайд 19

    • Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге.
    • Ему добровольно сдались Саратов и Самара.
    • В захваченных городах Разин вводил управление по типу казачьего круга.
  • Слайд 20

    • Разин рассылал по окрестным городам «прелестные письма», призывая убивать бояр, дворян, приказных людей.
    • «Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю,и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь [промысел]станут чинить и вам бы итить к ним в совети кабальныя и апальныя шли быв полк к моим казакам».
    • К Разину стекались крестьяне, холопы, посадская беднота.
  • Слайд 21

    • Суд народный. Худ. Б. Щербаков
    • Опишите происходящее на картине
  • Слайд 22

    • Восстанию Разина было не чуждо самозванчество: один из соратников Разина изображал патриарха Никона, а другой – царевича Алексея Алексеевича, бежавшего от «злых бояр».
    • Когда царевич взойдет на престол, обещали разинцы, всем будет «воля».
    • Корабли Разинана Волге.Гравюра из книги «Три путешествия»Яна Стрейса, очевидца восстания Разина.
    • В «прелестных письмах» Разин утверждал, что идет не против царя,а против бояр.
  • Слайд 23

    • В 1670 г. Никон находился в заключении, а потому можно было утверждать, что «злые бояре» рассорили царя с патриархом.
    • Поскольку Разин утверждал, что его поддерживает Никон, можно сделать вывод, что восставших не привлекала идея борьбы за «старую веру».
    • О чем говорит использование восставшими имени Никона?
  • Слайд 24

    • Бунт разрастался. Восстали крестьянепод Тамбовом, в руки мятежников перешли Пенза и Саранск. Взбунтовались народы Поволжья: марийцы, мордва, чуваши.
    • Разин осадил Симбирск, но не сумел взять мощную крепость с сильным гарнизоном под началом И.М. Милославского.
  • Слайд 25

    • На выручку Симбирску подошел воевода Ю.Барятинский со стрелецкими и солдатскими полками.
    • В бою с войском Барятинского Разин был разбит и бежал с приближенными казаками.
    • Войско Разина разбежалось, более 600 человек, взятых в плен, были казнены Барятинским.
    • Жители окрестных сел явились с повинной.
  • Слайд 26

    • Домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым разорили Кагальницкий городок, схватили Разина и выдали его Москве.
    • 6 июня 1670 г. после пытки Степан Разин был четвертован на Болотной площади в Москве.
  • Слайд 27

    • Почему разбойник Стенька Разин сделался любимым героем русского фольклора?
    • Потому что крестьяне и посадские люди, жизнь которых была неимоверно тяжела, ненавидели бояр, дворян, приказных, богатых купцов, были рады возможности расправиться с ними и захватить их имущество.
    • В Разине они видели своего защитника,мстителя за свои страдания.
  • Слайд 28

    • Почему же восстание Разина потерпело поражение?
    • Восстание было стихийным и неорганизованным, плана действий восставшие не имели.
    • Его участники были вооружены, но плохо обучены и не могли противостоять армии, повинующейся приказу.
    • Казаки, основная сила восстания, стремились к грабежу,а при столкновении с сильной армией обращались в бегство.
    • Крестьяне, участвовавшие в восстании, расправлялись со своими помещиками, но не хотели идти в далекие походы.
  • Слайд 29

    • «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин
    • Действительно ли восстание С. Разина было бессмысленным?
    • Конечно, те лозунги, которые провозглашали восставшие,были нереальны: государство не могло жить без налогов, армии и высшего сословия, управление по образу и подобию казачьего круга было невозможно в масштабах целой страны.
    • Но смысл восстания, хотя сами повстанцы этого и не осознавали, в другом: угроза нового мятежа, подобного разинскому, на время задержала рост крестьянских повинностей, смягчила произвол воевод и приказных.
  • Посмотреть все слайды

    Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. 1 июня 1648 года Алексей Михайлович возвращался в Московский Кремль . Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л.С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» (отдал на расправу толпе) не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа . После этого восстания подобные вспыхнули во многих других городах: в Томске, Устюге Великом, Ельце, Курске, Козлове. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое соборное уложение .

    Медный бунт

    Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены.

    Восстание Степана Разина

    Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян. Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне . В итоге в 1666 году 700 донских казаков под управлением Василия Уса направились в Москву с просьбой принять их на царскую службу. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. Вскоре восставшие отошли обратно на Дон , где присоединились к отрядам, которыми руководил атаман Степан Разин . Первый этап их выступления называют «походом за зипунами», это был поход «за добычей». Отряд блокировал главные торговые пути и грабил суда; восставшие захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные. Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина. Отряд взял Царицын и Астрахань; было сформировано правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком. В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина (возглавил её Ю. Барятинский). Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана. Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года , через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала.

    XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

    Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

    В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала Общее недовольство продолжало расти.

    1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

    Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых. Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

    Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

    Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию.

    В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги


    Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

    Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

    Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

    Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке.

    Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

    Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

    Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

    Церковный раскол. Церковь играла ведущую роль в духовной жизни русского общества. Однако религиозная регла­ментация всех сфер жизни общества сдерживала его развитие. Право­вое светское регулирование со стороны государства, введенное Собор­ным уложением 1649 г., было отрицательно встречено духовенством. Уложение ограничивало рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей, санкционировало создание Мона­стырского приказа, которому стало подсудно духовенство, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян. За церковью сохранялся лишь суд по церковным делам.

    Вместе с тем церковь испытывала потребность в реформирова­нии. Об этом говорят и русские челобитные о церковных неправдах, и письма церковных деятелей. В окружном патриаршем наказе 1646 г. указывалось, что бродяги и нищие «в церкви божий приходят, аки разбойники, с палки... и бывает у них меж себя драка до крови и лая смрадная» ". В 40-х гг. XVII в. сторонники реформы создали в столице Кружок ревнителей древнего благочестия, поддерживаемый самим царем. Кружок возглавил царский духовник Стефан Вонифатьев, в него входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Назревшее «исправление» церковных служб, поднятие нрав­ственности духовников и возвращение должного благолепия в цер­ковь стали основным предметом забот ревнителей благочестия.

    Основные черты церковной реформы были намечены царем Алек­сеем Михайловичем и его духовником протопопом Стефаном Вони-фатьевым. Но осуществление этих планов было возложено на Никона, которого в 1652 г. по желанию царя избрали патриархом. Церковный собор 1654 г. подтвердил необходимость церковной реформы. Собор уполномочил Никона проводить исправления по древним славян­ским и греческим спискам. Но выверялись русские церковные книги по новогреческим венецианским образцам. Технически так было про­ще и быстрее вносить исправления. Тем самым нарушались полно­мочия, данные собором новому патриарху. Вопрос об исправлении книг и обрядов вызвал ожесточенный раскол в вопросах веры. Внеш­не различие между старым и новым выражалось следующим обра­зом: старообрядцы крестились двумя перстами, а никонианцы стали креститься тремя, щепотью (по мнению старообрядцев, «кукишем», неподобающим образом), земные поклоны заменялись поясными. Основы православия остались неприкосновенными.

    Изменения в религиозной сфере обернулись для русского народа настоящей национальной трагедией. Этому было много причин.

    Россия тех времен осознавала себя третьим Римом. Свое мессиан­ское призвание русский народ выражал в преданности чистоте право­славной веры, полученной от предков. Чистоту идеалов веры народ чтил как основу своей мировой миссии. Предстоящие перемены угро­жали потерей смысла существования страны. Характер церковного ре­форматора патриарха Никона определил степень накала вспыхнув­ших страстей.

    Духовенство не представляло собой единую силу. Расхождения в церковной среде вылились в открытое возмущение действиями Ни­кона. Насильственные изменения сопровождались не только взаим­ными проклятиями, но и жестокими преследованиями, страшными пытками, вплоть до сожжения несогласных на костре. Все это, как в зеркале отразило уровень темноты невежества, степень просвещенности реформируемого общества. Никон стал претендовать на лидерство, стремясь освободить церковь от контроля государства и возвысить ее над ним. Собор лишил его патриаршего сана. Последовала ссылка, он скончался.