Сочинение рассуждение душа человека. Душа и её роль (Школьные сочинения) Эссе чем живет моя душа

ГЛАВА 11. ЭССЕ О «ДУШЕ»

Древние представляли «душу» в виде особой жизненной силы, обитающей в теле человека и покидающей его во время сна или смерти.

Материалисты отвергают факт существования «души», обосновывая это тем, что в момент смерти не наблюдается выделения каких-либо объектов из тела человека, при анатомических исследованиях не обнаружено каких-либо материальных признаков, указывающих на существование «души».

Идеалистические теории, напротив, придают учению о «душе» основополагающее значение и определяют ее как бессмертную и духовную (нематериальную) часть человека.

Спор о существовании «души» может иметь свое решение, если рассматривать его с точки зрения информационной теории.

Если считать, что разумное существо - это соединение биологического тела и управляющей им вполне реально существующей программы, возникающей в биологическом компьютере этого тела - мозге, тогда «душой» человека можно считать именно такую биокомпыотерную программу, возникающую в любом высокоразвитом живом существе в процессе его жизни и осознающую себя и управляемое ею тело как единое целое - организм, используя понятие «Я» и явление сознания. Следует отметить, что сознание не эквивалентно интеллекту. Наше сознание парадоксально и загадочно, а осознание себя как «Я» - специфический прием и особенность нашего сознания как программы, позволяющей объединить в единое целое, т. е. организовать все ресурсы организма. По-видимому, осознание «Я» позволяет биокомпыотерной программе снизить затраты интеллектуальных ресурсов, направленных на решение управленческих задач. За счет этого облегчается оценка степени приоритетности и важности потоков информации, т.е. задача арбитража. Доказано, что ряд процессов в организме не «осознается» высшими отделами мозга до тех пор, пока они не становятся критическими для его жизнедеятельности. Можно привести множество примеров - это кровообращение и дыхание, пищеварение и гормональная регуляция, зрение и слух. Пока системы управления такими процессами в автоматическом режиме функционируют нормально - они находятся вне восприятия высших отделов мозга - вне «Я». Однако если в них возникает не поддающееся саморегулированию нарушение, решение задачи берет на себя значительно более мощный аппарат сознания, создающий расположенные вне организма сложные искусственные системы (знаний, приборов, механизмов, устройств, веществ).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возникающее в биокомпь- ютерных программах сознание, порождающее понятие «Я», - это способ обобщения группы ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой такой программы в виде специфического понятия с целью решения управленческих задач. Именно потому, что понятие личности как «Я» - продукт деятельности внекомпьютерной программы, невозможно указать конкретную область в головном мозге, где оно расположено и какие именно клетки мозга его образуют.

Можно предположить, что «душа» человека не возникает в момент рождения организма человека, а формируется в течение всей жизни. Временем же рождения «души» человека можно считать момент, когда ребенок впервые осознает себя как личность, что происходит примерно в 3-4 года. До этого возраста осознание себя как единого «Я» возникает эпизодически, вспышками. В процессе совершенствования способов управления биологическими ресурсами тела и накопления знаний в достаточно развитом мозге рано или поздно происходит качественный переход - начинается осознание индивидом себя как единого целого. Это - момент рождения мыслящего разумного существа. Если мозг способен адекватно воспринимать (отражать) окружающий мир по информации, поступающей от органов чувств, следовательно, в нем возникает и запоминается определенная копия (слепок) того пространственно-временного промежутка мира, в котором он существует. Если «душа» - это программа, возникающая в мозге в процессе его существования, она есть и своеобразный внекомпьютерный слепок (отражение) окружающего мира.

С другой стороны, в зависимости от возможностей и специфических для каждого организма ресурсов, обусловленных, прежде всего, эволюцией в течение миллионов лет и наследственностью, характерный внекомпьютерный слепок мира в каждом конкретном организме будет иметь свои особенности. «Душа» человека базируется на неимоверно большом объеме информации о прошлом. Можно сказать так, что она написана на информационном холсте истории Вселенной, планеты, биологического вида, истории цивилизации, нации, государства, рода, семьи и, собственно, его жизни. Весьма вероятно, что это обстоятельство и определяет возможность интуитивного или врожденного знания.

В то же время внекомпьютерные программы есть не что иное, как активная информация, которой условимся называть информацию, воздействующую саму на себя и на окружающий ее мир, т.е. имеющую обратную информационную связь, в том числе с активными инструментами, воздействующими на окружающий мир.

Она сохраняет и накапливает пассивную информацию о прошлом и генерирует новую информацию в каждый текущий момент времени. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств и конечкостей тела, активная информация способна на основе ранее полученных сведений создавать и накапливать новую информацию о будущем, т.е. прогнозировать или предугадывать возможный ход событий и свои действия. Так, например, мы знаем, что Земля будет вращаться вокруг Солнца еще много тысячелетий. Этот прогноз основан на информации из прошлого о том, что Земля уже вращалась вокруг Солнца несколько миллиардов лет. Можно спорить о том, что никто не может знать будущее точно и всегда существует возможность чего-то необычного. Но это только подтверждает вероятность прогноза с учетом невозможности абсолютного знания и подтверждает невозможность абсолютной закономерности.

Они - близкие аналоги по принципу действия и своеобразное отображение нашего физического мира по устройству.

Информационные объекты и структуры сознания образуют информационное пространство мозга, которое можно считать аналогом мнимого физического пространства, создающего квантовые объекты действительного пространства. В то же время клетки мозга образуют его материальную действительную структуру, что не только аналогично действительному физическому пространству, но и является его составной частью. Изменение объектов «души» и тела осознается как время. Программы, изменяющие сами себя (самообучение) на основе взаимодействия с окружающими миром управляемых ими объектов, в какой-то степени аналогичны рождающим время процессам взаимодействия объектов пространства.

В компьютере без программы ничего произойти не может, так же как и пространство не может образоваться без взаимодействующих объектов. Программа без компьютера не может существовать в активном состоянии, так же как и время не может возникнуть там, где нет образующих единое пространство объектов. Без компьютера программа может существовать только в виде пассивного образа, например, в виде распечатки знаковых символов в ассоциативно связанной с компьютерной системой взаимодействия письменной (знаковой) ИС. В этом случае носитель можно рассматривать как остановившийся компьютер (со временем операции, равным в предельном случае бесконечности).

Известно, что любая масса может перейти в энергию, а энергия в массу. При высокоэнергетическом взаимодействии элементарных объектов экспериментально наблюдались случаи рождения элементарных частиц из вакуума. Следовательно, масса в состоянии образовываться не только из энергии, но и из физического вакуума, который при определенных условиях может стать носителем информации и проявлять себя как материальное тело.

Воздействие информации на вакуум приводит к его изменению и образованию материальных объектов в виде элементарных частиц и полей, т.е.

образуется вполне реальная материя. Возможно, расширение Вселенной порождается именно генерацией элементов пространства за счет функционирования активной информации, которая, генерируя новую информацию о будущем, формирует его. Информация о будущем определяет, в значительной степени, сегодняшнее поведение людей, а значит, формирует их настоящее и будущее - их судьбу. Следует подчеркнуть, что информацию о будущем сознание генерирует на основании сведений из прошлого.

В том, что активная информация действительно трансформирует материальный мир, можно убедиться на каждом шагу. Люди, их активная информация в виде «души» (биокомпыотерной программы), вооруженные знаниями о свойствах и неабсолютных закономерностях окружающего мира (законах природы), преобразуют его, создают новые, более сложные системы и структуры, помогающие им, в свою очередь, увеличивать свое могущество. В предельном случае трансформация материи есть ее генерация из новой информации.

Если новая информация зарождается в структурах мозга человека, то структуры его тела и орудия труда - мощнейшие ее усилители. Их можно назвать силовыми элементами структур, в которых материализуется собственно мысль (информация), которая позволяет человеку значительно ускорить реализацию или материализацию идей, направленных на решение насущных проблем.

«Душа» каждого человека влияет на мир своими мыслями. Если сравнить структуру мира с деревом, образованным соединяющимися, опирающимися друг на друга и переплетающимися ветвями множества взаимодействующих ИС, то «души» людей можно представить в виде листьев на нем. Мысль человека, как продукт деятельности «души», будет аналогом молекулы питательного вещества. Можно проследить, как, возникнув в ИС мозга человека и двигаясь по ветвям различных ИС, соединяясь с мыслями и трудом других людей, объединяя информацию, мысли, как продукт деятельности «души», материализуются в виде элемента грандиозного дерева Мироздания, тем самым изменяя его. Хорошие мысли изменяют мир к лучшему, а плохие нарушают его гармонию.

Мысль (информация), родившаяся в голове одного человека, словно капля воды, попавшая в ручеек, проходя по различным, соединяющимся элементам структур взаимодействующих И С, многократно трансформируется и усиливается за счет присоединения и объединения вокруг себя множества другой, необходимой информации, образует, в конечном итоге, материальный объект.

Влияние информации на общество подобно росту снежной лавины, причем ее рост способен вызвать не всякий снежный ком. Огромное значение имеет состояние среды, по которой предстоит «катиться снежному кому» информации, а также потенциальная ценность реализуемой идеи.

Если идея своевременна, а люди понимают и осознают ее ценность, то «ком» идеи покатится, и к нему присоединятся миллионы «снежинок» труда множества людей. В результате наблюдается целенаправленное движение общества, а идея становится могучей силой, способной направить общество по определенному пути.

Если же идея обладает необходимой ценностью, но общество не знает о ней, то к «снежному кому» некому будет присоединяться. Идея забудется на время, пока ее снова «не обнаружат» и не направят «в народ».

Если идея не имеет ценности или изложена так, что общество ее не понимает, значит, у идеи нет собственной потенциальной энергии - значит, «снежный ком» лежит в глубоком ущелье. Такая идея сама не покатится. «Ком» останется лежать на месте и со временем будет погребен под слоем новых знаний. Общество все равно найдет новую идею, и еще неизвестно, будет ли она лучше погребенной.

Известна гипотеза, что мысль человека определяет его судьбу. Если у человека мрачные мысли и его гложет зависть, если он считает, что он бездарь и неудачник - так и будет.

Наоборот, если человек считает себя талантливым, удачливым, энергичным - он будет удачлив, умен и богат, а это значит, что он родился под счастливой звездой и будет счастлив.

Я глубоко убежден в правильности этой идеи. Вряд ли нужно ее доказывать. Предлагаю читателю проверить верность этого утверждения на практике. Если читатель заметил в своей душе что-то мрачное и нехорошее, необходимо немедленно изменить образ мышления. Мыслите светло и чисто, гоните прочь плохие мысли, а самое главное, много работайте для своего удовольствия и пользы окружающих. И вам обязательно повезет.


Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.

В чем же состоит укрепление духа и воспитание души? Это может быть молитва, во время которой человек очищается духовно, освобождается от того гнета, который мешает ему чувствовать себя счастливым. Это могут быть добрые дела. Помогая другим людям, мы чувствуем их благодарность, которая помогает нам стать лучше, духовно выше и чище.

Еще одним средством воспитания души являются искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование.

Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.

Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.

Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова "По обычаю своему эконом Бобров был домосед."

Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНОСТЬ ? Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать душевным? "

Исходный текст

Душевность – редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.Душевным человеком является герой текста Лескова Андрей Петрович. Он – любимый воспитанниками эконом кадетского училища, который при всей своей нарочитой строгости на самом деле всегда жалел своих воспитанников. Автор описывает его как жалостливого человека, который даже нарушал правила, если не мог поступить иначе. Он подкармливал провинившихся кадетов, посаженных на хлеб и воду, а когда ему приходилось кого-то ругать, то после этого он всегда подбадривал, утешал наказанного. Такого человека, безусловно, можно назвать «душевным». Это его качество не могло остаться незамеченным: «кадеты его любили», даже носили его на руках. Этот пример доказывает, что душевность - прекрасное качество. К душевному человеку и окружающие люди относятся с теплотой.

Душевным можно назвать и героя одноименного рассказа А.П. Платонова Юшку. Он обладает огромным сердцем, в котором есть место и для каждой травинки, которую он не спешит срывать, и для каждого мальчишки, кинувшего в него камень, и для сироты, которой он отдает все свои деньги, чтобы она получила образование.

Таким образом, можно сделать вывод, что душевность – высшее проявление добра в человеке. Это качество делает человека особенным, к душевному человеку тянутся окружающие, а он, в свою очередь, делает людей лучше, подавай им пример человеколюбия и доброты.

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми - умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Эксперимент

Как-то моясь в ванне, я обдумывал статью, которую прочел накануне ночью. Автор писал о том, что при любых травмах головы область, ведающая высшей психической деятельностью, которая меньше всего зависит от физиологии, меньше всего страдает. Она же отказывает умирающему человеку последней.

Я так увлекся анализом этой статьи, что неожиданно поскользнулся, перевернулся, вылетел из ванны и, ударившись головой о стенку, потерял сознание.

Постепенно прихожу в себя. В голове грохот, переходящий в звон. Я сижу в ванной комнате, спиной прислонившись к стене. Слышу грохот, постепенно переходящий в звон. Мне кажется, что это грохочет огромный зал, а я боксер, получивший нокаут. Первое, что я сообразил: рефери не должен засчитать этот удар, потому что я получил удар по затылку. В боксе такой удар запрещен, и рефери должен оштрафовать моего противника.

Окончательно прихожу в себя. В голове звон и сильно болит затылочная часть. Я затылком ударился о стену. Но, значит, и в бредовой сцене, привидевшейся мне, я правильно определил место, куда получил удар. Значит, автор статьи прав.

Продолжая удивляться статье, кое-как встал, вытерся и оделся. Голова все еще болит, во всем теле слабость. А в этот вечер я должен был выступать в одном клубе. Отменять было неудобно, люди придут. Решил все-таки идти. Меня взбадривало воспоминание об этой статье, хотя голова продолжала болеть и во всем теле была слабость.

Я взял с собой два текста для чтения перед публикой. Один текст был интонационно и по содержанию сложней, я его решил читать еще до падения. Но сейчас прихватил и второй текст. Он был попроще. На всякий случай решил, что, если почувствую, что первый текст мне будет трудно читать, прочту второй.

Поехали с женой в клуб. Людей было много. Голова продолжала болеть. Я все-таки решил читать первый текст. Читаю. Увлекся. Минут через десять почувствовал, что голова перестала болеть. Еще больше увлекся. Аудитория слушает внимательно: где надо смеется, где надо молчит. Читал больше часа.

В общем, вечер прошел хорошо. Потом жена мне сказала, что я никогда так здорово не читал. Но это, конечно, за счет волнения перед читкой: вдруг грохнусь и потеряю сознание. Но и автор статьи оказался прав, судя по всему. С тех пор прошло три дня, и никаких последствий падения я не чувствую, если не считать эту заметку. Но об этом судить читателям, однако для чистоты эксперимента желательно таким, которые сами не стукались головой о стенку.

Из книги Глобальный человейник автора Зиновьев Александр Александрович

Душа У Евы Адамс нашлись сотни миллионов последователен. Они педантично заполняли память своих компьютеров описанием событий своей жизни и своими мыслями, причем – с полной откровенностью и правдивостью. Это достигалось непроизвольно, так как были изобретены

Из книги Оберег автора Гончаров Александр Михайлович

РУССКАЯ ДУША Всё как прежде, всё та же гитара…»- напевал я, работая у себя в мастерской, в подвале, - подгонял верхнюю деку, доводя ее до нужной толщины, так, чтоб не было диссонанса с нижней; врезал в нее розетку, инкрустированную перламутром, с которой возился чуть ли не

Из книги Эссе и публицистика автора Искандер Фазиль Абдулович

Душа и ум Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы

Из книги Награда и муки автора Астафьев Виктор Петрович

Чистая душа О Викторе ЛихоносовеДва человека, два Виктора, которых свела и сдружила литература, не побоявшись дать крюка, заехали в Вологду. И вот я хожу с ними, показываю город. Ребята глазастые, умные, сами многое понимают и видят - таким показывать родную историю легко и

Из книги RUтопия автора Штепа Вадим Владимирович

2.8. Душа в клетке Тело было клеткой, а внутри нее находилось нечто, что смотрело, слушало, боялось, думало и удивлялось; этим нечто, оставшимся за вычетом тела, была душа. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия Апостол Павел, входя как «свой» в каждый народ и сословие,

Из книги Литературная Газета 6253 (№ 49 2009) автора Литературная Газета

Душа израненная Библиоман. Книжная дюжина Душа израненная Татьяна Беликова. В зеркале души. – М.: Евразия+, 2008. – 240 с. Отчаянные, пронзительные стихи – как крик души, стремящейся к высокому и чистому, а потому до слёз измученной нашим легкомысленным временем. Отношения,

Из книги Литературная Газета 6275 (№ 20 2010) автора Литературная Газета

Солдатская душа Литература Солдатская душа МИХАИЛ ШОЛОХОВ – 105 Андрей ВОРОНЦОВ В эти майские дни, вслед за 65-летием Победы, мы отмечаем 105-летие со дня рождения Михаила Александровича Шолохова. Соседство этих дат неслучайно и даже символично, потому что Шолохов –

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Нерусская душа Пришел ко мне интервьюер из испанской газеты. Хочется ему расспросить десяток современных русских писателей об их творческих планах, и вот он расспрашивает.- Как вы, - говорит, - оцениваете убийство Литвиненко?- Я, - отвечаю, - очень посредственно его

Из книги Атлантический дневник (сборник) автора Цветков Алексей Петрович

ДУША ИНЖЕНЕРА Эрвинг Кристол принадлежит к сословию американских интеллектуалов, причем принадлежит давно – ему уже за восемьдесят. Он – представитель плеяды нью-йоркского Сити-колледжа, замечательного поколения 30-40-х годов, постепенно порывавшего с «детской болезнью

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Душа Краткое предисловие автораПризнаем очевидное – девяносто девять процентов живущих на земном шаре людей имеют о душе самые смутные представления. Многие вообще не верят в ее существование, хотя факт присутствия в homo sapiens некоего мистического существа

Из книги Волхвы против глобализма автора Сперанский Николай Николаевич

Из книги Кем вы ему приходитесь? автора Вигдорова Фрида Абрамовна

Глухая душа «Дорогая редакция! Моя мать тяжело больна. Болезнь такая: очень тяжелое дыхание, кашель. С наступлением зимы ей очень трудно. В этом году я был в отпуске после трех лет службы и не узнал своей матери, так состарили ее эти годы. Обняла она меня при встрече,

Из книги Трансцендентная сингулярность души [сборник] автора Векшин Николай Л.

Душа В каждом человеке есть душа. За душою нету ни

Из книги Лик войны автора Эренбург Илья Григорьевич

«ДУША» ВОЙНЫ IРенэ - единственный сын, баловень m-me де-Бери, старомодной дамы, которая нас смешит своими платьями и буффами времен Второй империи. С младенчества m-me де-Бери берегла сына, как спичку на ветру. Учила по какой-то английской системе, возила на курорты, и вышел

Из книги Россия. Еще не вечер автора Мухин Юрий Игнатьевич

Душа Поскольку мне утомительно все время писать «способность к долгу и способность к творчеству», то давайте я обозначу это одним словом «Душа», имея в виду, что это то, что отличает человека от животных.Посмотрим на ее особенности. Природа вкладывает человеку не только

Из книги автора

Душа и Дух Сначала выскажу гипотезу, что в человеке находятся две инстанции, два сгустка биополя: Душа и менее совершенная инстанция - нечто похожее на мощный компьютер. Святитель Лука, кстати, выдающийся советский врач, называл это Духом, давайте и мы этот компьютер