Презентация основные мотивы в творчестве фета. Презентация по литературе на тему «Своеобразие лирики А.А. Фета». Сравним стихотворение Фета с работами художников импрессионистов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные мотивы творчества А.А Фета Урок литературы в 10 классе Учитель Фролова Н.В.

2 слайд

Описание слайда:

Афана́сий Афана́сьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н; русский поэт-лирик немецкого происхождения Когда Афанасию Шеншину было 14 лет, епархиальное начальство выяснило, что он был рожден до заключения брака, и он был лишен фамилии, русского подданства и дворянства и стал "гессендармштадским подданным Афанасием Фётом". Это событие круто изменило всю жизнь молодого человека. Вместе с фамилией он лишился положения в обществе и права на наследство. Целью его жизни стало получение дворянского звания, поэтому он пошел служить в кирасирский полк, несмотря на то, что закончил словесное отделение философского факультета Московского университета. По тогдашним законам вместе с офицерским чином давалось и дворянское звание, а младший офицерский чин можно было получить уже через полгода службы. Однако именно в это время Николай I издал указ, по которому дворянство полагалось лишь старшим офицерам, и это означало, что Афанасию придется служить 15-20 лет. Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

3 слайд

Описание слайда:

Тема природы О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем - неясно ей самой, - И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Пейзаж передает состояние человеческой души Я был опять в саду твоём, И увела меня аллея Туда, где мы весной вдвоем Бродили, говорить не смея. Как сердце робкое влекло Излить надежду, страх и пени,- А юный лист тогда назло Нам посылал так мало тени. Теперь и тень в саду темна, И трав сильней благоуханье; Зато какая тишина, Какое томное молчанье! Один зарею соловей, Таясь во мраке, робко свищет, И под навесами ветвей Напрасно взор кого-то ищет.

7 слайд

Описание слайда:

Природа как естественный мир истинной красоты Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

8 слайд

Описание слайда:

Тема любви Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Плавно у ночи с чела мягкая падает мгла. Метафоры А.А.Фета построены на ассоциациях. Метафора. Специфика и новаторство поэзии А.А.Фета. Произведения Фета впервые принесут практическую пользу. Какие выводы мы можем сделать об особенностях творчества А.А. Фета. Многие из талантливейших писателей и критиков не приняли поэзию. Для А.А.Фета характерна импровизационная манера письма. Найдите стихотворения А.А.Фета.

«А.А.Фет» - Как в запад­ной, так и в русской. Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. О стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…». Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве.

««Осенняя роза» Фет» - Назло жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня. Лишь ты одна, царица роза. Анализ стихотворного текста. Наперекор. Сад обнажил своё чело. Осыпал лес свои вершины. Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня. Красота спасет мир. Дохнул сентябрь. Приложение – определение, выраженное именем существительным. Александр Блок. Георгины дыханьем ночи обожгло. Мятлев И. П. Идеи и эмоции. Урок филологического прочтения лирического стихотворения.

«Краткая биография Фета» - Семейная жизнь поэта. Автограф. Дом Фета. Сборники и переводы. Биография. Свадьба. Военная служба. Афанасий Афанасьевич Фет. Последние годы жизни. Проба пера. Учеба. Покупка имения. Современник.

«Поэзия Тютчева и Фета» - Картины весеннего дождя. Дождливый вечер. Окончательный вариант стихотворения. Тема стихотворения. Дополнительные ощущения. Приближение дождя. Федор Иванович Тютчев. Весенняя гроза. Афанасий Афанасьевич Фет. Весенний дождь. Какая из данных картин И.И.Левитана соответствует настроению, представленному в стихотворении. Художественные средства. Весенние воды. Выделите глаголы. Народная примета.

«Биография и творчество Фета» - Сборник «Лирический пантеон». Студенческие годы. Женитьба. Единственная любовь. Переводческая деятельность. Признание. Друг и соратник. Заграничные поездки. Поэзия в музыке. Семья Фета. Благословение. Смерть поэта. Фёт или Фет. Служба. Сборник «Вечерние огни». История рождения. Лирический автопортрет. Фет-помещик. Последние годы жизни. У любви есть слова, те слова не умрут. Сборник «Стихотворения».

Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.

Метод: рассказ преподавателя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

Оформление тетрадей (тема, план урока).

План.

3. Тема любви в лирике Фета.

Ход урока

I. Слово преподавателя.

Биография поэта — его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета»

Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета

Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета.

Метод: рассказ учителя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

Оформление тетрадей (тема, план урока).

План.

1. Как понимает Фет назначение поэзии? (Сообщение обучающегося по материалам учебника).

2. Мотивы природы в поэзии Фета.

3. Тема любви в лирике Фета.

Ход урока

I. Слово учителя.

Биография поэта - его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

Так В. Брюсов посвятил специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903). Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославляет величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу». Поэт действительно слагал восторженные гимны личности.

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя...

Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

II. Сообщение учащегося.

Звучит стихотворение «Я пришел кебе с приветом…» Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

Любовь и природа - любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(«Еще майская ночь»)

Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину...

Строки стихотворений «Печальная береза...», «Чудная картина...», «Осень», «Я пришел к тебе с приветом...» убеждают читателей в этом. (Подготовленные заранее учащиеся эти стихи).

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь материального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Но он остался верен своей Музе - изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу. Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А.А. Фету:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной

Великой матерью любимой,

Стократ завиден твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создает целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье - чувство единства с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета - это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия.

Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение: «Учись у них - у дуба, у березы»:

Кругом зима, жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник.

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни - стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила...»

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь - и кровли, и леса.

Это стихотворение в большей степени о природе, но оно и о человеке тоже. О высокой и таинственной близости человека и природы, о посвященности человека в тайное тайных всемирного бытия.

III. Слово учителя.

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом:

Ужель, ошеломленный,

Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделенный,

Стучусь у сердца твоего?..

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»:

(Подготовленный учащийся читает стихотворение).

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С. А. Толстой, Е. Хомутовой, Н. Сологуб и многим другим женщинам.

Так С. Толстая была ценима Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру-разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: «Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь и любовь... Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Но пусть несвоевременно, но все же хорошо и невинно». Стихи Фета приходили Софье Андреевне на память по самым разным поводам. «Люблю весну», - записала она в дневнике 14 апреля 1905. И тут же привела стихи Фета о весне: «ты нежная, ты счастье мне сулила на этой суетной земле».

Фет был знаком и с сестрой Софьи Андреевны, Т. А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи еще - уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были очень памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь».

Стихотворение это - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Прочтем его (учитель или один из учеников читает).

Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, сказал он, - но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый...».

Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии, по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь...» в восприятии читателя оказывается одновременно и восполнением поэта, и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам, читателям, о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.

Что является темой стихотворения?

(В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте).

Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

(Картина, которой открывается стихотворение, ощутима чувствами и незабываема. Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали... За этим образом мы не только видим сам рояль но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

Кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

(Такое понимание было бы не полным и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное-высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода - многозначные, музыкальные - не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии. При этом смысловой единицей поэтического текста Фета является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст.)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к проверочной работе по анализу стихов А. Фета. Выучить понравившееся стихотворение.

2. На основе анализа 2-3 стихотворений Фета ответьте на вопрос: Каковы характерные особенности лирики А. Фета?

3. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А. А. Фета».

Данная презентация содержит наглядный материал для уроков литературы в 11 класссе, связанный с жизнью и творчеством А.А.Фета. Представлены тексты стихотворений, вопросы к ним, выводы из наблюдений. В презентации проведена параллель между творчеством поэта и явлением импрессионизма в живописи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном, ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще (избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства). Мать Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте, в Германии.

В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского, друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в пансион Крюммера.

В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета Н.В. Гоголь сказал: «Это несомненное дарование»

С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев. Аполлон Григорьев Сергей Соловьев

В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет ».

«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным). С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов. Г. Гейне И.В. Гете

В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга. Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым

И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.

В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре своих друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина. С.А.Толстая писала о ней: «Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».

В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»

«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».

Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал: «Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».

В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку.

Рабочий кабинет Гостеприимный дом

В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.

Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.

1. Пересказ биографии. 2.Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Учись у них, у дуба, у березы…», «Еще майская ночь….», «Одним толчком согнать ладью живую….».

АФАНАСИЙ ФЕТ 1820 - 1892

Основные факты биографии 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина 1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth) «По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.» А. Фет «Ранние годы моей жизни» 1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии 1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета

Основные факты биографии 1840 г. – сборник «Лирический пантеон» «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.» 1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки» «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский 1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство Трагически завершившийся роман с Марией Лазич 1850 г. – сборник стихотворений

Основные факты биографии 1856 г. – оставляет службу 1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной 1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом». И. С. Тургенев 1873 г. – выходит указ императора о возвращении ему имени потомственного дворянина Шеншина

Основные факты биографии 1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье 1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов) 1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни» Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве

Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника…» Афанасий Фет

ИМПРЕССИОН И ЗМ (от французского impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х - начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.

«Завтрак в саду» «Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне

Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.

Константин Коровин

И. Грабарь «Февральская лазурь»

В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” - непосредственного, мимолетного, изменчивого - как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867 - 1942) АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855 - 1909)

Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье..."

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы … 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья … 2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца … 3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря … И заря, заря!..

Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ ВЕЧЕР НОЧЬ ЗАРЯ

Цвет и звук Серебро Свет ночной ночные тени Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья - - - - - - - - - - Лобзания Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

Какова в стихотворении роль контрастов? Шепот, робкое дыханье … И лобзания, и слезы … Серебро … Пурпур розы, отблеск янтаря … Ночные тени, тени без конца И заря, заря! В дымных тучках … Пурпур, янтарь, заря

Ассонанс и аллитерация. 1 строфа 2 строфа 3 строфа Открытый [a] : шеп о т, дых а нье, с о л о вь я, к о лых а нье, сонн о г о, ручь я Открытый [a] : н о чной, к о нц а, р я д в о лшебных, мил о г о лиц а Согласные [ м ] , [ н ] , [ л ] : н оч н ой, те н и, во л шеб н ых, из м е н е н ий, м и л ого л ица Согласный [ р ] : пу р пу р р озы, янта р ь, за р я Открытый [ а ] : тучк а х, я нт а р я, л о бз а ни я, з а р я

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

«Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Вопросы Одним толчком согнать ладью живую… Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! 1). Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы. 2). О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении? 3). Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста. 4). Какой символический смысл заключен в стихотворении?

Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.


1 слайд

Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет

2 слайд

Основные мотивы лирики Фета. Критики и современники его лирику воспринимали по- разному. «Мир Фета тесен, однообразен,ограничен.» « Мелкость идеи и колоссальная напыщенность формы.» « Поэтическую трапезу г.Фета составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, затем ножки, душистый локон, плечи…» Для них Фет- «замеча-тельный лирический поэт,способный сказать всякому читателю столько нового, светлого и от-радного». Критики демократ. направления Критики эстетич. направления

3 слайд

Стихотворение « Шёпот, робкое дыханье…» Это самое фетовское стихотворение, вызвавшее непонимание, несогласие. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

4 слайд

О чём стихотворение? Так ли неясно его содержание нам? Салтыков –Щедрин писал: « Содержание его составляет чувство неясное, что даже для собственного определения оно не может остановиться ни на каком отдельном образе, а беспрерывно мчится от образа к другому…»

5 слайд

Наблюдения над стихотворением Каким настроением проникнуто произведение? Какова тема? Какие картины представляются? Какими художественными средствами создаются эти картины?

6 слайд

Размышления над строками стихотворений Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что солнце встало, Как вчера, пришёл я снова, Что оно горячим светом Что душа всё так же счастью По листам затрепетало; И тебе служить готова; Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что отовсюду Весь проснулся, веткой каждой, На меня весельем веет, Каждой птицей встрепенулся Что не знаю сам, что буду И весенней полон жаждой; Петь,- но только песня зреет.

7 слайд

Определим тему: о чём стихотворение? «солнце встало» «горячим светом по листам затрепетало» «лес проснулся» «каждой птицей встрепенулся» «с той же страстью» «душа… счастью и тебе служить готова» «весельем веет» «буду петь» О природе О любви Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь Какое настроение создают образы природы? Развивается ли это настроение в продолжении стихотворения?

8 слайд

Лирическое движение В стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как нарастает чувство радости от жизни, от любви, и мы можем определить этапы этого развития: Радость героя мир, залитый солнцем, проснувшийся лес человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, зреющая в душе торжественная песня А скрепляют строки повторы

9 слайд

Выводы: Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами.