Истребительные авиационные полки генерала горбацевича. Истребительные авиаполки генерала горбацевича Горбацевич леонид антонович

Текущая страница: 7 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Тяжелая осень 41-го

Тем временем наступление вермахта продолжалось, и дальнебомбардировочная авиация ни на день не прекращала действий в интересах сухопутных войск. На западном направлении советские войска, при поддержке авиации, к концу июля добились определенных успехов.

16 августа для устранения угрозы левому флангу группировки советских войск, действовавших на Московском направлении, был сформирован Брянский фронт, перед которым была поставлена задача: нанести два контрудара – во фланг 2-й танковой армии Гудериана (район Стародуба) и в районе Рославля (во взаимодействии с войсками Резервного фронта). Одновременно по решению Ставки была проведена воздушная операция, в которой участвовали ВВС Брянского и Резервного фронтов, 1-я Резервная авиагруппировка и группа ДБА под руководством полковника Л.А. Горбацевича61
Горбацевич Леонид Антонович (1905–1942) – генерал-майор авиации (1941). В РККА с 1924 г. В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА, в 1927 г. – Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, в 1928 г. – 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков имени Осоавиахима СССР. Оставлен инструктором в 8-й школе военных пилотов. В декабре 1937 г. назначен командиром 33-й иабр, 20.6.1938 – командиром 18-го иап. 2.1.1940 назначен командиром 29-й иад, в ноябре 1940 г. – командиром 5-го авиационного корпуса. В апреле 1941 г. полковник Л.А. Горбацевич назначен заместителем начальника ГУ ВВС КА и начальником Управления ДБА. 26.7.1942 г. командующий 3-й авиагруппой Воронежского фронта генерал-майор авиации Л.А. Горбацевич погиб северо-восточнее г. Воронежа у с. Чертовицкое. Похоронен в г. Мичуринске Тамбовской области с воинскими почестями.

(всего 464 самолета, в том числе около 100 самолетов ДБ-3 и ТБ-3). В течение шести суток авиация наносила практически непрерывные удары по целям в районе Унеча, Стародуб, Шостка, НовгородСеверский. Дальние бомбардировщики выполняли по 2–3 вылета в сутки. Всего авиация, привлеченная к этой операции, выполнила около 2860 самолето-вылетов.

Потери дальнебомбардировочной авиации, понесенные в летних боях, к осени стали компенсировать за счет переброски полков с Дальнего Востока. Так, 9 июля в район Ворошиловграда прибыл 250-й тбап (4862
По другим данным – 49.

ТБ-3) с опытным летным составом, обладавшим навыками слепых полетов. 2 августа полк приступил к боевым действиям на ЮЗФ, в районе Умани.

7 августа с Дальнего Востока прибыл 4-й дбап и, войдя в состав 42-й дбад, с 8 августа приступил к боевым действиям на Западном фронте. Кроме того, из запасного летного состава, с включением экипажей ГВФ, был сформирован 325-й тяжелобомбардировочный полк, который с сентября начал бомбить танковые части Гудериана в районе Новгород-Северского. 31 июля в Кострому, на один из аэродромов 1-го дбак, прибыл с Дальнего Востока 22-й дбап (55 бомбардировщиков ДБ-ЗА). Осенью 1941 года после завершения операции в Иране на Западный фронт перебазировалась 39-я отдельная эскадрилья (12 ТБ-34М-17)63
Раткин В. Боевой счет ТБ-3 // Мир авиации. 1997. № 2. С. 8.

Из-за огромных потерь бомбардировщиков и для улучшения управления частями приказом Ставки от 20 августа 1941 года авиакорпуса ДБА были упразднены, вместо них создано шесть авиадивизий (22, 40, 42, 50, 26 и 133-я), которыми командовали полковники Г.Н. Тупиков, С.С. Лебедев, М.X. Борисенко, А.М. Дубошин, В.Е. Батурин и подполковник Е.Ф. Логинов. В них насчитывалось 502 самолета.

Параллельно с реорганизацией в сентябре – ноябре 1941 года формировались и новые авиачасти. В конце августа – начале сентября из экипажей, имевших опыт ночных полетов, 7, 8, 11 и 93-го дбап была собрана так называемая «Группа Бицкого». В ноябре группа, на тот момент дополненная кадрами 4-го дбап, была реорганизована в 750-й дбап. Экипажи полка в конце 1941 года совершали одиночные вылеты опытными экипажами, выполняя «охоту» за составами на перегонах железных дорог, бомбили работающие ночные аэродромы.

По рассказу участника таких вылетов В.В. Пономаренко, немцы настолько не воспринимали всерьез возможность противодействия советской авиации, что маршруты полета для своих бомбардировщиков, летевших на Москву, обозначали световыми маяками от аэродромов вылета до линии фронта – так, как это делалось в предвоенные годы на регулярных пассажирских трассах. Подобная беспечность противника была только на руку экипажам дальних бомбардировщиков и позволяла легко выходить на немецкие аэродромы и производить бомбометание по стоянкам самолетов.

В октябре 1941 года комэску 22-го дбап майору Тихонову В.Т. было поручено формирование нового полка, в состав которого вошли понесшие большие потери и расформированные 22-й и 90-й дбап. К 20 октября полк был сформирован, поначалу ему присвоили наименование – 579-й одбап, однако через месяц он получил новый порядковый номер – 751, и вошел в состав 1-й нбад, сформированной на базе 51-й дбад. Структурная перестройка практически не отразилась на интенсивности боевой работы авиачастей.

Большую роль сыграли летчики дальнебомбардировочной авиации и в срыве операции «Тайфун» по захвату Москвы. Для ударов по немецким войскам по указанию Ставки ВГК на аэродромах северо-восточнее и юго-восточнее столицы были сосредоточены 1, 22, 40, 42 и 81-я дбад. Кроме того, из Закавказья были переброшены 26-я и 133-я авиадивизии, которые сосредоточились в районе Ярославля и Рыбинска, имея в общей сложности 94 самолета Ил-4. Кроме того, была подключена к боевым действиям авиагруппа 2-й Высшей школы штурманов. Общее число дальних бомбардировщиков к началу немецкого наступления на Москву составляло 402 самолета.

Прорыв 2-й танковой армии Гудериана и выход ее в тыл 13-й армии Брянского фронта поставил командование Красной армии перед необходимостью организации немедленных бомбардировочных вылетов по прорвавшимся частям, вышедшим в район Севска и Глухова. По указанию Ставки была создана авиагруппа из частей ДБА.

Тактику применения дальних бомбардировщиков можно условно назвать «разведкой с бомбометанием», поскольку наземная обстановка, сложившаяся после прорыва фронта, была известна командованию только в общих чертах. Выявление и уничтожение целей выполнялось методом «свободной охоты».

Усиливая оборону на Орловском направлении, 3 октября 1941 года в район Мценска высадилась воздушнодесантная бригада, закрывшая 2-й танковой армии противника дорогу на Тулу. 40 тяжелых бомбардировщиков из состава 3-го и 7-го тбап в этот день доставили для десантников под Мценск легкие танки Т-38, противотанковую 45-мм артиллерию, грузовики, оружие и боеприпасы. Появление на пути движения танков Гудериана крупного воинского соединения оказалось неожиданным для противника.

Отметим при этом столь необычный для ТБ-3 груз, как легкие танки. Вот как вспоминал один из летчиков 7-го тбап: «В октябре 1941-го производили доставку под Мценск танкеток. Взлетали с Тейково. За 10–15 минут до посадки по моей команде экипаж танкетки занимал места в своей машине и запускал двигатель. Как только самолет касался колесами земли и на тормозах снижал скорость пробега до нужной, я отцеплял танкетку, та – вперед и вбок – выезжала из-под самолета, а ТБ-3 сразу же шел на взлет»64
Мир авиации. 1994. № 2. С. 24.

В этот напряженный период восполнение потерь дальнебомбардировочных частей на фронте шло исключительно за счет восстановления поврежденных самолетов и прибытия единичных машин из тыловых округов СССР. Авиазаводы во второй половине 1941 года ситуации помочь не могли – предприятия с европейской части СССР спешно эвакуировались на Волгу, Урал, в Сибирь и только налаживали производство на новом месте.

На 22 декабря 1941 года в ДБА осталось всего 266 исправных самолетов (182 Ил-4 и 84 ТБ-3), а также ограниченное количество бомбардировщиков Пе-8 и Ер-2. Собственные потери за шесть месяцев войны составили 595 самолетов: от истребительной авиации – 389 самолетов, от зенитной артиллерии – 206.

Наиболее ощутимыми были потери от истребительной авиации противника при действиях бомбардировщиков в дневных условиях боевыми порядками звеньев и эскадрилий без надежного прикрытия. Сказывалось слабое оборонительное вооружение бомбардировщиков ДБ-3.

Всего за шесть месяцев войны дальнебомбардировочная авиация Главного командования произвела 20 741 боевой вылет (из них 5781 ночью), ею было сброшено 270 850 бомб различного калибра общим весом 11 162 тонны. При этом экипажи заявили о такой результативности: уничтожено 690 самолетов на аэродромах и 460 в воздухе, 2023 танка, 5186 автомашин, 192 орудия, 587 автоцистерн с горючим, 118 складов горючего, до 312 железнодорожных составов, разрушено 26 крупных мостов и большое количество вокзалов, полустанков, было также разрушено и повреждено несколько военно-промышленных объектов в Берлине, Варшаве, Данциге, Кенигсберге, Вене, Плоешти65
Бочкарев П.П., Парыгин Н.И. Годы в огненном небе. М., 1991. С. 66.

1942: поиск оптимальных вариантов

К 1942 году Германия и ее союзники оккупировали значительную часть европейской территории СССР с относительно развитой инфраструктурой. В условиях острой нехватки авиатехники и подготовленных экипажей командование ВВС РККА приняло решение о перенацеливании дальнебомбардировочной авиации с задач фронтовой авиации на выполнение задач стратегических.

Фактически это вылилось в переход экипажей бомбардировщиков на «ночной образ жизни» для ударов по целям, значительно удаленным от линии фронта и недоступным для фронтовой авиации. Кроме разработки новой тактики, предпринимались кое-какие шаги и для модернизации наличной авиатехники под новые задачи. Задумок у фронтовых летчиков и техников было достаточно много, приведу только один документ. Это служебная записка командира 325-го авиаполка майора Г.С. Счетчикова:

«ТБ-3 едва ли будет использоваться по глубоким тылам. Бомбовая зарядка ТБ-3 может быть доведена до трех тонн. Предлагаю изъять из ТБ-3 два бензобака, это даст облегчение около 3300 кг. Взамен этих бензобаков забронировать два основных бензобака, моторы и экипаж. Бронировку произвести хотя бы снизу и боков, исключая поражения зенитно-пулеметным огнем с земли. Отражение истребителей противника будет осуществляться пулеметным огнем стрелков и сопровождением истребителей. Организационно такой полк должен иметь две эскадрильи по девять ТБ-3 и две эскадрильи по девять– двенадцать истребителей с подвесными баками. Это даст воздушную крепость, хозяина поля боя.

Дело организации победы требует смелых мероприятий. Броня, а не скорость будет уничтожать врага. Прошу поддержать мое предложение перед Москвой»66
ЦАМО РФ Ф. 35 Оп. 11333. Д. 1. Л. 343.

К весне 1942 года фактически была завершена подготовка к организационному оформлению структуры авиации дальнего действия.

Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1392 от 5 марта 1942 года дальнебомбардировочная авиация ГК была изъята из подчинения командующего ВВС, преобразована в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным ее подчинением Ставке Верховного главнокомандования. В постановлении ГКО и директиве Ставки были сформулированы также структура авиации дальнего действия, боевой состав ее соединений, определена деятельность штаба и служб, а также организация тыла. Командующим АДД был назначен генерал-майор авиации А.Е. Голованов, его заместителем – генерал-майор авиации Н.С. Скрипко, начальником штаба – полковник М.И. Шевелев, заместителем по политчасти – дивизионный комиссар Г.Г. Гурьянов, главным штурманом – майор И.И. Петухов, главным инженером – военный инженер первого ранга И.В. Марков, начальником тыла – полковник А.И. Любимов, начальником войск связи – военный инженер 3-го ранга Н.А. Байкузов.

В короткий срок были сформированы штаб и управления АДД. Оперативное управление возглавил полковник Н.Г. Хмелевский, его заместителем стал комбриг П.П. Беличенко, старшими офицерами отделов – подполковники Е.П. Титов и Р.В. Куницкий, майор С.Ф. Ушаков, капитан И.М. Таланин.

Начальником летной инспекции был назначен майор Е.М. Лобанов, начальником разведки – майор В.П. Четверяков, отдела кадров – капитан И.И. Синельников, метеослужбы – военный инженер третьего ранга А.С. Потапов.

Для укомплектования авиации дальнего действия приказом НКО от 16 марта 1942 г. командующему АДД были переданы восемь авиадивизий ДБА, вооруженные тяжелыми и дальними бомбардировщиками, несколько аэродромов, имевших взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием (Монино, Кратово и т. д.).

После проведенных переформирований в составе АДД, насчитывавшей 341 самолет и 367 экипажей, были сформированы следующие авиадивизии:



Полковник В.Е. Нестерцев возглавил 1-ю транспортную авиадивизию дальнего действия. Кроме того, были сформированы 746-й отдельный авиационный полк дальнего действия (полковник В.И. Лебедев), имевший на вооружении самолеты ТБ-7, 747-й отдельный авиаполк дд (подполковник А.Г. Гусев), вооруженный кораблями Ер-2, и 27-я запасная авиадивизия (подполковник В.А. Картаков).

Основу летного, командного и начальствующего состава АДД составляли кадровые офицеры. Призванные из запаса составляли всего 9 % от общего числа авиаторов, а среди летчиков – 13 %. В основном они прибывали из ГВФ, имели опыт летной работы. 5 % командного состава были с высшим военным образованием, 10 % – с неоконченным высшим, 67 % – со средним военным.

Ко времени формирования соединений авиации дальнего действия около 50 % самолетов из-за выработки моторесура было неисправно. Правда, напряженная работа по ремонту и восстановлению материальной части в полевых условиях на аэродромах и в авиамастерских позволила увеличить число исправных самолетов. Одновременно с восстановлением имеющегося самолетного парка АДД в 1942 году получила от промышленности более 630 самолетов, что позволило резко поднять процент укомплектованности частей боевой техникой и сформировать новые. В дальнейшем Государственный Комитет Обороны закрепил за АДД авиазаводы, которые поставляли дальние бомбардировщики Ил-4, Ер-2, Пе-8, двигатели, приборы, вооружение, запасные части67
Бочкарев П.П., Парыгин Н.И. Годы в огненном небе. М., 1991. С. 69–70.

Вскоре после сформирования новой авиадивизии ей было поручено задание государственной важности – обеспечение перелета наркома иностранных дел В.М. Молотова из СССР в США. Полет должен был проходить частично над оккупированной территорией, а значительная часть пути пролегала над водными просторами, где невозможно было совершить посадку в случае отказа моторов. Поэтому как к исправности матчасти, так и к опыту экипажа предъявлялись весьма жесткие требования. 28 апреля 1942 года был назначен пробный полет в Англию по одному из его участков маршрута. Для выполнения ответственного рейса был выбран Пе-8 командира корабля Асямова (второй летчик – Пусэп). Самолет перелетел в Англию, где с ним пожелали ознакомиться английские офицеры и работавшие в Великобритании советские военнослужащие. Находившийся в Лондоне командир корабля Асямов выразил согласие провести экскурсию для группы военных и вылетел вместе с ними на аэродром, где находился бомбардировщик. Но к месту группа не прибыла – транспортный «Де Хэвиленд Фламинго» потерпел катастрофу. Подозревали, что имела место диверсия, тем более что в результате авиакатастрофы экипаж Пе-8 остался без опытного командира корабля. На обратном пути в СССР самолет пилотировал майор Пусэп.

Он же в мае 1942 года на Пе-8 доставил в США советскую правительственную делегацию. Причем полет проходил над оккупированной территорией СССР, Швецией, Норвегией, с посадками в Англии, Исландии и Канаде, и завершился успешно.

Стоит сказать, что в этих перелетах участвовали специально переоборудованные Пе-8 (? 42612 и 42712). На этих «пассажирских» бомбардировщиках на заводе № 22 (г. Казань) была установлена кабина на 12 человек. Кресла взяли с пассажирского Ли-2, а стенки кабины изнутри обшили звукотеплоизоляционным материалом с декоративной обивкой. Тутже имелся буфет и туалет. Бомбоотсек превратили в багажное отделение, куда можно было поместить 1200 кг груза. В центроплане оборудовалось спальное купе на трех человек. Кроме того, была снята верхняя турель. И это было не единственное отличие – для улучшения путевой устойчивости при взлете был установлен форкиль, а с каждого борта – три прямоугольных иллюминатора68
Косминков К. Самолеты особого назначения // Мир авиации. 1993. № 4. С. 38.

Процесс формирования АДД не прерывал боевой работы тяжелобомбардировочных и дальнебомбардировочных полков. В марте 1942 года авиация дальнего действия, содействуя войскам Западного фронта в отражении контрударов противника, вела активные бомбардировки его резервов, сосредотачивавшихся в районе Вязьмы и Гжатска. В боевой работе широко использовались крупнокалиберные фугасные бомбы. Несколько раз с бомбардировщиков ТБ-3 сбрасывались даже бомбы ФАБ-1000.

Попутно доставлялись грузы десантникам, осуществлявшим попытку прорыва к окруженной армии генерала Ефремова. Вот, например, доклад начальника 5-го управления ВВС РККА Л.А. Горбацевича «О работе по десантированию 4-го вдк в ночь на 20 февраля 1942 года»:

«В ночь на 20 февраля 1942 года 23-я авиадивизия с аэродрома Люберцы произвела 29 самолето-вылетов ТБ-3 на десантирование. Из них: 13 экипажей произвели по два и 2 – по три вылета.

Выброшено 495 парашютистов и 96 тюков груза. Два экипажа задание не выполнили – не нашли цель. Потерь нет. Группа Короткова с аэродрома Внуково произвела 75 самолето-вылетов ПС-84 на десантирование. Из них 17 экипажей произвели по три вылета и 12 – по четыре вылета. Два экипажа задание не выполнили. Выброшено 1278 парашютистов и 188 тюков груза. Потерь нет.

Группа Гвоздева с аэродрома Раменское произвела 28 самолето-вылетов ПС-84 на десантирование. Из них: 11 экипажей совершили по три вылета и два – по четыре вылета. Выброшено 629 парашютистов и 113 тюков груза. Потерь нет. Один экипаж потерял ориентировку, произвел вынужденную посадку в районе Егорьевска, и один самолет потерпел аварию на аэродроме.

ПОН с аэродрома Раменское произвел 13 самолето-вылетов ПС-84 на десантирование. Из них четыре экипажа совершили по два вылета и три – по три вылета. Выброшено 142 парашютиста и 31 тюк груза. Один экипаж с задания не возвратился. Всего произведено 158 самолето-вылетов, выброшено 2551 человек и 428 тюков груза. В группах производится подготовка к ночной работе по десантированию на 21 февраля. В районе выброски десантников 9-м авиаполком ведется разведка»69
ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11290. Д. 14. Л. 35.

Вошедшая в состав АДД 50-я авиадивизия (21-й и 81-й дбап, 250-й тбап) продолжала уничтожать объекты противника на оккупированной части Крыма, взаимодействуя с войсками 56-й армии Южного фронта. Экипажи ТБ-3 обеспечивали доставку на полуостров пополнения, эвакуацию раненых, подвозили для базировавшихся на Керченском полуострове истребительных частей запчасти и прочие грузы; обеспечили доставку зенитных прожекторов для частей ПВО. Самолеты дивизии проводили и бомбардировку немецких войск, железнодорожных станций (в частности, станции Джанкой), выбрасывали десанты в немецком тылу. В плане высадки десантов весьма показателен опыт Керченско-Феодосийской десантной операции, проведенной с 25 декабря 1941 по 2 января 1942 года. По планам советского командования в районе Арабат – Ак-Монай должны были высаживаться силы 398-й стрелковой дивизии в количестве 400 человек. Затем командующий 51-й армией изменил первоначальное решение, решив значительно усилить первую волну десанта и послать на этот участок 1340 человек. Уже в ходе посадки десантников на корабли командующий армией получил известие о начале замерзания Арабатского залива. Поэтому отменил высадку у Ак-Моная, решив вместо нее высадить пятьсот человек в Казантипском заливе (на 40 км восточнее) и еще более усилить десант у мыса Хрони к северо-востоку от Керчи. Попытка командования 51-й армии перерезать пути отхода противника в районе Ак-Моная выброской туда морского десанта в составе 12-й стрелковой бригады также не увенчалась успехом. Решение о высадке 12-й бригады, принятое командованием армии 31 декабря, не могло быть осуществлено ввиду неготовности канонерских лодок к перевозке десанта. Суда с одним батальоном бригады вышли к Ак-Монаю только в 14:30 1 января – а 2 января сообщили, что Арабатский залив полностью покрыт льдом и дальнейшее движение невозможно.

В конце концов командованию фронта удалось осуществить запланированный парашютный десант в район Арабата. Для него была выделена всего полудюжина бомбардировщиков ТБ-3, поэтому из парашютно-десантного батальона майора Няшина, еще до начала операции сосредоточенного на Краснодарском аэродроме, выбрасывалось только около роты.

Высадка состоялась в ночь на 31 декабря, из-за низкой облачности самолеты шли к месту выброски раздельно, на малой высоте, и лишь перед самой высадкой парашютистов набирали высоту 450 метров. Десантников разбросало по огромной территории, и им пришлось действовать поодиночке, время от времени вступая в схватки с отходящим с Керченского полуострова противником. Лишь в ночь на 1 января майору Няшину удалось собрать большую часть десанта и вывести его к селению АкМонай. Фактически никакого влияния на ход операции воздушный десант не оказал, так как противник через Арабатскую стрелку не отступал, а для перехвата дорог сил парашютистов явно не хватало. С выходом наших частей на вышеуказанный рубеж закончилась операция по овладению Керченским полуостровом.

53-я и 62-я дивизии в апреле обеспечивали снабжение советских войск, блокировавших в районе Демянска немецкую 16-ю армию. Самолеты ТБ-3 вечером взлетали с аэродромов Монино и Череповец, перелетали на аэродром подскока Хотилово, где заправлялись, загружались и вылетали в направлении Демянска. Четкая работа наземных служб позволяла каждому экипажу полков ТБ-3 совершать по 2–3 вылета за ночь, доставляя каждым кораблем до полутора тонн груза за рейс.

Помимо транспортных рейсов экипажи ТБ-3 попутно совершали бомбардировки аэродрома Глебовщина, на котором базировались немецкие транспортные самолеты Ю-52, снабжавшие окруженную 16-ю армию. В один из таких налетов экипаж Н. Бобина (штурман Л. Агеев) поразил стоянку «Юнкерсов». За этот вылет Н. Бобину первому в 7-м полку было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кроме создания новых авиачастей, пополнения их личным составом, матчастью, особое внимание командование АДД уделило подготовке высококвалифицированных летных кадров. Для подготовки летных кадров в состав АДД были переданы авиационные учебные заведения ВВС: Челябинское училище штурманов и Бердская школа летчиков. Управление учебными заведениями возглавил генерал-майор авиации Н.И. Терентьев. Для ускорения ввода в строй штурманского состава в марте 1942 года был создан летный центр в Дягилево (под Рязанью), который имел три самолета «Дуглас», оборудованные всеми необходимыми приборами радионавигации и позволявшие одновременно обучать до 36 человек. Начальником этого центра был назначен главный штурман АДД майор И.И. Петухов. К обучению радионавигации и астронавигации в комплексе с другими способами самолетовождения в летном центре привлекались штурманы из действующих частей, выпускники школ.

Период формирования АДД пришелся на время, когда выпуск дальних бомбардировщиков еще не был доведен до потребного уровня. Эвакуация авиазаводов на восток страны не прошла безболезненно для авиапромышленности. Столь высокотехнологичную авиатехнику, как дальние бомбардировщики, невозможно было выпускать в тех же условиях, в каких иной раз приступали к выпуску истребителей, – в голом поле, под открытым небом. В Москве (завод № 23) и в Комсомольске-на-Амуре (завод № 126) только еще приступали к освоению выпуска Ил-4. Производство Ер-2 и Пе-8 было полностью остановлено.

В этих условиях было принято решение ставить в строй вооруженные варианты транспортного Ли-2, тем более что его производство было более или менее стабильно налажено в Ташкенте на базе эвакуированного из Химок авиазавода ГВФ № 8470
Мухин М. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М., 2011. С. 200.

Оборонительное вооружение переоборудованного пассажирского самолета первоначально составляли четыре пулемета ШКАС: один был установлен неподвижно в носовом обтекателе перед кабиной летчиков, один – в башенной турельной установке (впоследствии был заменен на крупнокалиберный УБТ) и по одному – слева и справа на шкворневых установках в бортовых люках в хвостовой части фюзеляжа. Верхняя установка обслуживалась бортстрелком, шкворневые пулеметы были на попечении радиста и борттехника, которые при возникновении воздушной угрозы переходили в хвост самолета. Из курсового пулемета огонь вел командир корабля. Вооружение «съедало» на разных высотах до 14–17 км/ч максимальной скорости (она упала до 281 км/ч) при равном взлетном весе. Соответственно упала дальность (до 2350 км), ухудшилась скороподъемность (на подъем на высоту 5000 м стали тратить на десять минут больше) и на полкилометра уменьшился практический потолок.

На применявшихся в качестве ночных бомбардировщиков самолетах под центропланом смонтировали бомбодержатели на 1000 кг бомб, а также увеличили до 3110 л максимальный запас горючего. Бомбовая нагрузка в тонну соответствовала максимальной дальности. На «коротком плече» можно было взять значительно больше, но вешать бомбы было просто некуда – в этих случаях экипажи часто брали дополнительно мелкие бомбы в фюзеляж, откуда выбрасывали их через дверь руками. Основные же бомбодержатели снабдили штатными электрическими бомбосбрасывателями и аварийными механическими. Места для установки оптического бомбового прицела на ПС-84 не предусматривалось, поэтому у правого окна кабины поставили примитивный визир.

Военный вариант ПС-84 не мог похвастаться ни скоростью, ни маневренностью. Зато его экипаж работал в значительно более комфортабельных условиях, чем, например, на Ил-4. Просторные кабины, двойное управление, позволявшее пилотам сменять друг друга, салон, где при необходимости можно было и подремать на чехлах, туалет и буфет, отопление (в Ил-4 зимой было не намного теплее, чем за бортом) и вентиляция, тепло– и звукоизоляция, хорошее приборное оснащение делали самолет весьма удобным для дальних рейдов.

Поведение в воздухе немного инертного, но послушного пилоту бывшего лайнера выгодно отличало его от неустойчивого, выматывавшего летчиков Ил-4. По оборонительному вооружению ПС-84 и Ил-4 были примерно равны, хотя у «Дугласа» совершенно не простреливалось пространство за хвостовым оперением и под фюзеляжем.

Получив бомбовую подвеску, ПС-84 не потерял возможностей транспортного самолета. Таким образом, советская авиация получила самолет двойного назначения, который можно было использовать в зависимости от потребностей.

Первый Ли-2 в бомбардировочном варианте поступил в 102-й транспортный авиаполк в апреле 1942 года. На базе 101-го и 102-го тап была сформирована 1-я тад, вошедшая в состав АДД летом 1942 года (как 1-я ад дд). Поначалу Ли-2 выполняли транспортные задачи, а с июня 1942 года стали совершать вылеты на бомбардировки. Боевым дебютом стала ночь на 24 июня, когда машины 1-й транспортной дивизии бомбили станцию Щигры.

С момента создания АДД не проводилось практически ни одной наземной операции без ее участия. При этом акцент в деятельности дальней авиации сместился на решение стратегических задач: в преддверии крупных сражений самолеты дальней авиации мощными ударами по коммуникациям и крупным объектам противника в глубоком его тылу срывали планы немцев и ослабляли его.

Так, например, в преддверии Харьковской наступательной операции (май 1942 года) авиачасти дальнего действия бомбили объекты противника в районе Харькова. При этом, помимо других, использовались самые мощные на тот момент средства поражения из арсенала АДД: фугасные бомбы ФАБ-1000 и ФАБ-2000 (с самолетов Пе-8 45-й авиадивизии).

В начале 1942 года потребовалось усилить авиацию Северного флота ввиду массовой проводки конвоев с грузами ленд-лиза из Великобритании и США. По решению Ставки ВГК группа в составе 26 бомбардировщиков из 36-й авиадивизии 20 мая 1942 года перелетела на северные аэродромы и вошла в оперативное подчинение командующего ВВС СФ. При этом экипажам дивизии, не имевшим опыта полетов в сложных условиях полярного театра военных действий, пришлось в сжатые сроки изучать природные особенности данного района. При этом не обошлось без потерь.

Вот, например, характерные воспоминания одного из непосредственных участников перелета: «20 мая 1942 года 26 лучших экипажей из дивизии перебазировались на один из северных аэродромов Ваенга-1. В связи с важностью боевые задания экипажи должны были выполнять при ряде трудностей и особенностей самого театра военных действий. Климатические условия крайнего севера часто меняются. Местность здесь безориентирная, населенные пункты редки, ландшафт однообразный. Летом день на севере длится беспрерывно, а зимой круглосуточная ночь. Аэродромов не хватало. Да и те, что имелись, не всегда были удобны для выполнения боевых заданий. В этих условиях 20 мая 1942 года оперативная группа должна производить посадку на один из аэродромов Заполярья. Данных об аэродроме не было. Посадку самолетов должны производить на незнакомом аэродроме. Суровое Заполярье встретило наш экипаж большой поломкой самолета. Посадку самолета произвели как всегда хорошо. Но когда настало время при пробеге тормозить самолет, то оказалось, что тормозная система замерзла в воздухе. Самолет быстро пробежал короткий аэродром, и перед нами оказался большой обрыв. Самолет должен капотировать, а экипаж погибнуть. Но к нашему счастью на краю обрыва стоял пень, на который левое шасси и наехало. Самолет, развернувшись вправо юзом, стал ломать деревья в овраге. Двигатели были сорваны, плоскости и хвостовое оперение отвалились, ноги шасси сломались. Экипаж остался в своих кабинах. При медицинском осмотре установлено, что из четырех членов экипажа даже никто и царапины не получил. Разбитый самолет остался в овраге. Инженеры заключили, что нет смысла его вытаскивать из оврага. Сотни раз был рядом со смертью и сотый раз я уходил от нее невредимым…»71
Автобиография Героя Советского Союза Алексея Прокудина (по материалам форума http://sk16.ru/forum).

Так как по Заполярью есть большое количество опубликованных источников, то привести хронику участия дальней авиации на этом направлении гораздо проще, чем по любому другому участку советско-германского фронта72
Составлено по: Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Военно-исторический очерк. М., 1962.

Итак:

25 мая. Четыре ДБ-3ф и один ПС-84 36-й авиационной дивизии перелетели из Архангельска (с аэродрома Ягодник) в Ваенгу, где в 20:53 произвели посадку. Остальные экипажи из-за плохих метеорологических условий из Архангельска не вылетали.

27 мая. В 20:17 шесть ДБ-3ф с высоты 3000 м бомбардировали аэродром Лаксельвен (Банак). По послеполетным докладам, наблюдался разрыв бомб на летном поле, самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Один ДБ-3ф совершил вынужденную посадку в районе мыса Черный. В 22:30 8 ДБ-3ф, летавшие на бомбовый удар по Лаксельвен (Банак), из-за низкой облачности вернулись с бомбами.

28 мая. B 16:30 ДБ-3ф в сопровождении пары Пе-3 внезапно из-за облаков, с высоты 1800 м бомбардировали аэродром Банак. После атаки наблюдался пожар большого здания, были уничтожены бомбами в одном конце аэродрома шесть самолетов, в другом конце аэродрома 30 самолетов были подожжены РРАБами. Налет был встречен сильным огнем зенитной артиллерии. Поврежденный ДБ-3ф с подбитым мотором при возвращении сел в 20 км южнее острова Кильдин – экипаж остался невредимым. В

17:45 6 ДБ-3 вылетали вновь для бомбового удара по аэродрому Банак, но из-за низкой облачности в районе Танафьорда возвратились на свой аэродром с бомбами.

Горбацевич Леонид Антонович (1905-1942) - генерал-майор авиации (1941). В РККА с 1924 г. В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА, в 1927 г. - Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, в 1928 г. - 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков имени Осоавиахима СССР. Оставлен инструктором в 8-й школе военных пилотов. В декабре 1937 г. назначен командиром 33-й иабр, 20.6.1938 - командиром 18-го иап. 2.1.1940 назначен командиром 29-й иад, в ноябре 1940 г. - командиром 5-го авиационного корпуса. В апреле 1941 г. полковник Л.А. Горбацевич назначен заместителем начальника ГУ ВВС КА и начальником Управления ДБА. 26.7.1942 г. командующий 3-й авиагруппой Воронежского фронта генерал-майор авиации Л.А. Горбацевич погиб северо-восточнее г. Воронежа у с. Чертовицкое. Похоронен в г. Мичуринске Тамбовской области с воинскими почестями.

24

По другим данным - 49.

25

Ныне - г. Донецк.

26

Раздел написан по материалам книги: Сергиенко A.M. Эхо победы в наших сердцах-2. Белгород, 2009.

27

Раздел подготовлен по материалам, любезно предоставленным известным исследователем финской войны О. Киселевым (г. Москва),

Ссылки

1

Дуэ Дж. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. М., 1936. С. 226.

2

Putnam. C.F. Andrews, E.B. Morgan. Vickers Aircraft Since 1908. P. 208,

3

Котельников В. Тяжелый бомбардировщик Фарман "Голиаф" // Авиаколлекция. 2011. № 4. С. 14

4

Котельников В. ЮГ-1 // Мир авиации. 1999. № 1. С. 13.

5

Котельников В., Михеев В., Раткин В. Дальняя авиация. Первые 90 лет. М., 2005. С. 57.

6

Котелmников В. Самолеты-гиганты СССР. М., 2009. С. 24.

7

Котельников В. Самолеты-гиганты СССР. С. 35.

8

Ригмант В. Родоначальник цельнометаллических многомоторных самолетов // Крылья Родины. 2010. № 10. С. 51

9

Ригмант В. На заре стратегической авиации // Крылья Родины. № 10. 2001. С. 7.

10

Котельников В. Самолеты-гиганты СССР. С. 65.

11

Котельников В. Линкор сталинских соколов //Авиация и Время. 1997. №4. С. 13.

12

Котельников В. Воздушный линкор" 2 класса // История авиации. 2002. N9 1. С. 27.

13

Лановенко М.Т. Эхо войны. М., 1999. С. 6,

14

http://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/30-1 -0-93

15

РГВА. Ф. 29. Оп. 34. Д. 365. Л. 22-24.

16

Котельников В., Демин А. Советские бомбардировщики в Китае (1937-1946) // Авиация и космонавтика. 1999. № 2, С. 12.

17

Котельников В., Ригмант В. Большевистская стратегическая угроза с неба // Крылья Родины. 2011. № 3. С. 69.

18

Котельников В. Ил-4. "Воздушные крейсера" Сталина, М., 2009. С. 48.

19

Котельников В. Было дело на Хасане // Авиамастер. 2003. № 2. С. 18.

20

История авиации. 2002. № 5. С. 9.

РГВА. Ф. 29. Оп. 34. Д. 365. Л. 250-252.

23

Котельников В. Советские дальние бомбардировщики в войне с Финляндией // Авиамастер. 2000. № 4. С. 26.

24

Сирота X. Еще раз о необыкновенной удаче Йормо Сарванто // История авиации. 2000. № 4. С. 21.

25

26

Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Белгород, 2013. С. 51.

27

Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. М., 2000. С. 211.

28

Громов И.И., Пыгунов В.И. Четвертый воздушно-десантный: боевой путь корпуса. М.,1990. С. 46.

29

Фуртатов В.М. Десантники судьбу не выбирают. Одесса, 2001. С. 118.

30

Подсчитано по: Книга Памяти Украины. Одесская область. Т. 10. Одесса, 1995.

31

Tilitzki Christian Ailtag in Ostpreußen 1940-1945. Die geheimen Lageberichte der Königsberger Justiz 1940-1945. Verlagshaus Wurzburg.

32

Сергиенко А. История 23-го гвардейского Белгородского краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Белгород, 2013. С. 103.

33

Книга Памяти Республики Коми. Т. 10. С. 749.

34

Крылов A.M. По приказу Ставки. М., 1977.

35

ЦАМО Ф. 35. Оп. 11285. Д. 115. Л. 3-5.

36

Сергиенко С. Указ. соч. С. 146.

37

Медведь А., Седловский Г. "Обязать товарища Водопьянова…" // Авиация и время. 1996. № 1. С. 38.

38

Медведь А. Хроника дальнего бомбардировщика Ер-2 // Авиамастер. 1996. № 10. С. 9.

39

Медведь А., Седловский Г. Указ. соч. С. 40.

40

Раткин В. Боевой счет ТБ-3 // Мир авиации. 1997. № 2. С 8.

41

Мир авиации. 1994. № 2. С. 24.

42

Бочкарев П.П., Парыгин Н.И. Годы в огненном небе. М., 1991. С. 66.

43

ЦАМО РФ Ф. 35 Оп. 11333. Д. 1. Л. 343.

44

Бочкарев П.П., Парыгин И.И. Годы в огненном небе. М., 1991. С. 69-70.

45

Косминков К. Самолеты особого назначения // Мир авиации. 1993. №4. С. 38.

46

ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11290. Д. 14. Л. 35.

47

Мухин М. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М., 2011. С. 200.

48

Автобиография Героя Советского Союза Алексея Прокудина (по материалам форума http://skl6.ru/forum).

49

Составлено по: Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Военно-исторический очерк. М., 1962.

50

Котельников В. Транспортный самолет Ли-2 // Авиаколлекция. 2005. № 3. С. 27.

51

Подсчитано по: Раткин В. Авиация в Сталинградской битве. М., 2013. С. 195.

52

Маслов М. Ли-2. Воздушный извозчик. М., 2009. С. 28.

53

Мир авиации. 1994. III 1. С. 30.

54

Верхозин A.M. Самолеты летят к партизанам. М., 1964. С. 68.

55

ЦАМО РФ. Ф. 39. Оп. 11519. Д. 1072. Л. 88.

56

Геуст К.Ф. В небе над Хельсинки и Карельским перешейком, зима - лето 1944 г. // Авиация и Время. 1997. № 5. С. 25.

06.01.2017 23:00

Они защищали Родину,244-я бомбардировочная авиационная дивизия (БАД) Резерва Ставки Верховного Главнокомандования была сформирована на основании приказа НКО СССР Б„– 00123 от 12 июня 1942 года.,Валентин Котюх,Попытки уничтожить нашу авиацию на аэродромах фашистам не удались.,30 июня и 1 июля в небе над Воронежем произошли первые крупные победы советской авиации.,26 июля 1942 года, командующий 244-й БАД генерал-майор авиации Л.А.Горбацевич погиб северо-восточнее Воронежа, у села Чертовицкое, недалеко от командного пункта 60-й армии генерала-лейтенанта И.Д.Черняховского.,Прошли годы.,Командиром дивизии стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Василий Ильич Клевцов.,Подводя итоги боевых действий 185-го авиаполка, необходимо отметить, что летчики за месяц боев совершили 610 боевых вылетов, провели 92 воздушных боя, сбив 44 самолета противника: 38 истребителей и 6 бомбардировщиков.,Генерал-майор авиации Л.А.Горбацевич,Карельский перешеек, аэродром "Кексгольм".,Александр Авдеев после окончания Борисоглебской летной школы,Командир 185-го ИАП подполковник Никифор Сергеевич Васин,Летчики 153-го ИАП,Командир эскадрильи Краснознаменного истребительного полка капитан Александр Андреевич Мурмылов,1965 год.,Памятник А.Ф.Авдееву в Москве.,Перезахоронение А.Ф.Авдеева в Новой Усмани.

Они защищали Родину

244-я бомбардировочная авиационная дивизия (БАД) Резерва Ставки Верховного Главнокомандования была сформирована на основании приказа НКО СССР Б„– 00123 от 12 июня 1942 года. В командование 244-й авиадивизией были назначены все 14 офицеров управления авиагруппы Б„–3 действовавшей до июня 1942 года на Южном и Юго-Западном фронтах. Командиром дивизии назначили генерал-майора авиации Леонида Антоновича Горбацевича. Начальником штаба стал полковник Михаил Васильевич Комаров, а военкомом - бригадный комиссар Леонид Антонович Рытов.

Валентин Котюх

Попытки уничтожить нашу авиацию на аэродромах фашистам не удались. Полки продолжают вылетать на выполнение боевых заданий. Старший лейтенант Милехин Борис Дмитриевич из 153-го ИАП поднялся в воздух с товарищами по тревоге на отражение воздушного налета на город. Над городом атаковал девять бомбардировщиков и сбил Ю-88.

Лейтенант Николай Михайлович Праводелов звеном патрулировал над линией фронта. В районе станции Касторная наши истребители атаковали четыре самолёта противника. Два стервятника сбиты. Один записал на свой счет Праводелов. Фашист упал в трех километрах юго-западнее станции Курбатово. При возвращении на свой аэродром его звену пришлось вступать в бой с бомбардировщиками четыре раза, заставляя захватчиков сбрасывать бомбы в поле и убегать на свою территорию.

В небе над Воронежем первого июля отличился капитан Николай Федорович Макаренко. Он ранее, за бои в небе Ленинграда, был представлен к званию Героя Советского Союза. Отражая налёт на Воронеж, Макаренко сразился с тремя "мессершмиттами" и сбил одного, тот упал в пяти километрах юго-западнее города. Сам капитан Макаренко в этом бою был тяжело ранен, а его самолёт получил сильные повреждения. Николай Федорович с раздробленным снарядом немецкой пушки плечом сумел посадить самолёт. Тяжело раненного, его отправили в госпиталь. За бои в воронежском небе герой был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре в госпиталь пришел приказ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

В этом бою штурман полка капитан Родионов атаковал четырнадцать самолетов Ю-88 и сбил одного стервятника. А на следующий день штурман поджёг ДО-217.

Самоотверженно на аэродромах трудились инженеры, механики и техники. Под бомбежкой врага на аэродроме "А" старший техник-лейтенант Крылов Владимир Петрович и его боевые товарищи готовили самолеты к вылету. Как только самолеты взлетели и в небе завязался бой, Крылов с солдатами стал собирать по полю зажигательный бомбы, разбросанные противником, и заделывать воронки от бомб, чтобы обеспечить безопасную посадку самолетов. Старший техник-лейтенант Попов Алексей Михайлович 185-го ИАП, не имея запасных частей, умудрялся заменять вышедшие из строя американские приборы отечественными. Получив ранение на аэродроме "А" в руку во время атаки вражеских бомбардировщиков, он продолжал выполнять воинский долг. В полевых условиях самолеты ремонтировали, чтобы они могли бить коварного врага.

30 июня и 1 июля в небе над Воронежем произошли первые крупные победы советской авиации. До этого такого количества самолетов врага в день еще не сбивали. Поздравить летчиков с удачей прилетал на аэродромы "А" и "Б" генерал Горбацевич. Комиссар Рытов впоследствии вспоминал: "Он приказал построить весь летный состав, сердечно поблагодарил за храбрость и мужество, каждому летчику пожал руку, а Сергея Ивановича Миронова при всех троекратно поцеловал".

После такой героической работы летчиков прибавилось работы частям НКВД, которые вылавливали в лесах спустившихся на парашютах хваленых немецких асов.

Фашисты подходили к городу. Интенсивность боевых вылетов увеличилась. Третьего июля старший лейтенант Савин Валентин Харитонович и старший лейтенант Камерилов Юрий Николаевич из 153-го ИАП, сопровождая бомбардировщики, парой вступили в бой с четырьмя "мессершмиттами". Савин сбил одного стервятника, тот упал на северной окраине деревни Бараново.

Командир звена старший лейтенант Карпухин Виктор Григорьевич вылетел на "свободную охоту" с товарищами. У деревни Верхнее Турово они встретили два ДО-217, прикрываемых двумя МЕ-109ф. Решительной, внезапной атакой летчики вынудили бомбардировщиков сбросить бомбы в пустое поле и уйти в облака. Их охранники-"мессершмитты" в сражении оба были сбиты. Один - на счету Карпухина. На следующий день летчик-ас вылетел по тревоге и у деревни Гремячье вступил в бой с 12 "мессерами", которые обстреливали наши отступающие войска на переправах через Дон. Ме-210 от точного удара его 37-миллиметровой пушки упал у деревни Устье.

О работе 153-го авиаполка в городе Воронеже оставил свои воспоминания Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Федор Петрович Полынин. В мемуарах "Боевые маршруты" он записал: "Должен признаться, что такой "рубки", какую учинили мироновцы немцам на подходе к городу, я еще не видел. Картина боя разворачивалась на моих глазах. Не преувеличивая, скажу: советские истребители кружили в небе, как ястребы в стае уток. Надсадный вой моторов перемежался с дробным речитативом пушек и пулеметов, голубое небо переплеталось узором трассирующих снарядов: "юнкерсы" горели и, тяжело переваливаясь, чертили над горизонтом дымные спирали. То там, то здесь вспыхивали белые купола парашютов. Я пробовал их считать, но вскоре сбился. Их было много. Создавалось впечатление, будто противник выбрасывает парашютный десант".

Непрерывные бомбежки наших аэродромов и начавшиеся бои за город, вынудили полки перелететь на аэродромы Липецка (153-й ИАП) и Тамбова (185-й ИАП). Начальник штаба 185-го ИАП подполковник Степанов Павел Васильевич четвертого июля, во время перебазирования полка в Тамбов, под обстрелом минометов врага, сумел подвезти и погрузить имущество на железнодорожную платформу. Часть персонала выехала на автомашинах.

При переезде в Липецк, пятого июля 1942 года, пропал без вести техник-лейтенант Кицмаришвили Елисей Севостьянович. Где и как погиб солдат, до сих пор не известно.

С новых аэродромов продолжалась борьба с врагом. Каждый день летчики производили по несколько боевых вылетов. В бою у деревни Вязноватка группа капитана Кирсанова, в составе Авдеева, Праводелова, лейтенанта Амколадзе Адама Даниловича и старшего лейтенанта Михаила Петровича Иванова, встретила немецкий бомбардировщик, прикрываемый четырьмя истребителями. Бой закончился разгромом врага. Первой атакой Праводелов сбил бомбардировщик, а его товарищи растравились с двумя "мессершмиттами". Два немецких стервятника бежали от наших истребителей.

Капитан Кирсанов Петр Семенович восьмого июля вылетел вместе с Кисляковым, Милехиным, Карпухиным на перехват двух МЕ-109. От меткой очереди Кирсанова вражеский самолет загорелся и затем упал на западной окраине деревни Чертовицкое.

Десятого июля семь летчиков ведомые капитаном Кирсановым сопровождают советские бомбардировщики. Известно, что на выполнение боевого задания шли Авдеев, Карпухин, Никитин, Милехин, Праводелов и лейтенант Борис Александрович Мухин. В районе Воронежа пилоты встретили 12 "мессершмиттов". В небе над городом, на глазах пехотинцев, завязался бой. От метких попаданий капитана Кирсанова один "мессершмитт" загорелся и упал в двух километрах западнее Отрожки. Старший лейтенант Кисляков сбил два МЕ-109ф. Один упал северо-западнее Отрожки, а другой врезался в дом на северной окраине Воронежа. Четвертый стервятник сбили летчики сообща.

О боевых действиях летчиков дивизии в битве за Воронеж 12 июля 1942 года сообщил читателям газеты "Красная Звезда" подполковник Н. Денисов. В статье "Удары по врагу с воздуха" корреспондент писал: "Жаркие воздушные бои происходят по нескольку раз в день над самой линией фронта. Потери немцев в воздухе велико. Только за три дня боев под Воронежем истребители подразделений, которыми командует тов. Горбацевич, сбили 65 немецких самолетов. Свои потери этих подразделений исчисляются в единицах машин. Этот высокий боевой эффект явился следствием отличного владения материальной частью и оружием, правильно подстроенной тактики борьбы с крупными группами вражеских самолетов".

Не отставали от соседей и летчики 185-го ИАП. Командир полка полковник Васин в шести боевых вылетах сбил один самолет и два в группе. Восемь истребителей эскадрильи старшего лейтенанта Ковалева Василия Ивановича, прикрывая наши войска в районе Землянск - Курбатово, вступили в бой с пятнадцать Ме-109ф и четырьям4-мя МЕ-110 и сбили шесть вражеских стервятников, потеряв два экипажа. От очереди фашиста ранен разрывной пулей в голень ноги лейтенант Чижов Геннадий Александрович. Превозмогая боль, летчик сумел посадить свою машину. Его отправили в госпиталь Б„– 1311, но спасти ногу врачам не удалось.

На следующий день семерка "Аэрокобр" прикрывая наши войска в районе Воронежа встретила две группы фашистов, бомбящих наши войска и переправу. Пилоты атаковали их - и сбили девять МЕ-110, вернувшись на аэродром без потерь.

Летчики эскадрильи майора Жевлакова Федора Андреевича провели 140 боевых вылетов и сбили в группе с другой эскадрильей 23 самолета. На счету старшего лейтенанта Ягодкина Павла Степановича - один сбитый им лично вражеский самолет и десять в группе. Лейтенант Михайлов Василий Михайлович лично сбил три самолета, а 27 - в группе. Лейтенант Горбань Григорий Маркович уничтожил один самолет лично, четыре - в группе. Старший лейтенант Жуков Геннадий Михайлович поджег три самолета, лейтенант Губачев Николай Николаевич - два лично, девять - в группе,. Лейтенант Акуленок Дмитрий Герасимович в пяти воздушных боях уничтожил два истребителя врага. А лейтенант Суворов Владимир Иванович сбил два "мессершмитта".

18 июля 1942 года вышла новая публикация специального корреспондента газеты "Красная Звезда" подполковника Н. Денисова "Воздушные бои над Доном". Из нее советские люди узнали о действиях истребителей под Воронежем. Вот выдержки из статьи:

"...Полевой аэродром. Здесь истребители, которыми командует майор Миронов. Он ставит летчикам задачу. Солнце еще далеко не дошло до зенита, а истребители уже идут в четвертый полет к Воронежу. Отражая вместе с другими частями воздушное нападение на город, за два с половиной дня боев летчики части Миронова сбили тридцать три вражеских самолета. Бои были весьма ожесточенными, и наши истребители также понесли потери. Взвихривая траву, машина Миронова первой отрывается от земли и взлетает. К ней справа и слева пристраиваются другие. Убрав шасси, вся группа уходит к Воронежу прикрывать пехоту, танки и артиллерию. На таких же машинах летает соседнее подразделение. За три дня над Доном оно сбило тридцать два фашистских бомбардировщика и истребителя. Немцы пытались бомбить это подразделение на старых аэродромах, но безрезультатно. Враг и теперь стремится к этому. Только ушли звенья истребителей в воздух, как послышались звуки моторов немецких "юнкерсов". Двенадцать бомбардировщиков, круто пикируя, напали на аэродром. Со свистом пошли вниз бомбы. Но самолетные стоянки уже были пусты. Немцам не удалось застать истребителей врасплох".

19 июля группа истребителей 153-го ИАП сопровождала "Бостон-3" в район Воронежа. На обратном пути Праводелов увидел, как наши войска бомбят девять Ю-88. Летчик, не раздумывая, первым атаковал самолеты- и с двух очередей сбил "юнкерс", который упал северо-западнее Воронежа.

В вечернем сообщении Совинформбюро 21 июля диктор Левитан назвал фамилии героев обороны города: "БЂ¦За несколько дней летчик Герой Советского Союза капитан [так в тексте] Миронов сбил в воздушных боях пять немецких самолетов. Танкист тов. Занайлов [правильно командир танка 110 тбр мл. лейтенант Зейналов Ильяс Амрахович] уничтожил противотанковую пушку и 30 немецких солдат и офицеров. Возвращаясь в свою часть, тов. Занайлов прицепил к танку брошенное немцами орудие и привез его с собой".

23 июля 1942 года старший лейтенант Алексей Семенович Смирнов 153-го ИАП повёл шесть "Аэрокобр" на "свободную охоту". В районе Землянска, на высоте 3000 метров, летчики заметили шесть МЕ-109ф, которые сопровождали шесть Ю-88, летевшие на высоте 1000 метров. Смирнов, имея превосходство в высоте, с пикирования напал на ведущий бомбардировщик. После нескольких атак он загорелся и рассыпался в воздухе. В это время "мессершмитт" пытался атаковать командира эскадрильи Смирнова. Летчики пошли в лобовую атаку. Смирнов, сблизившись с фашистом на дистанцию 50 метров, зажег МЕ-109ф. Вражеский самолет упал в районе села Большая Верейка. Немецкий летчик, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен красноармейцами. Но и "Кобра" Алексея Семеновича загорелась. На горящем истребителе Смирнов пытался тянуть к линии фронта. Языки пламени уничтожили хвостовое оперение, но летчик продолжает полет, пока машина не свалилась в "штопор". Видя безвыходное положение, пилот выбросился на парашюте. Обгоревшего, раненого, будущего дважды Героя Советского Союза, подобрала танкетка 27-й танковой бригады, которая находилась в разведке в тылу врага.

За действиями истребителей и бомбардировщиков часто наблюдал с командных пунктов генерал Горбацевич. Он стремился четко наладить взаимодействие авиации и наземных войск. В быстроменяющейся обстановке необходимо было быстро, правильно принимать решения и доводить их до летчиков. Запоздалый приказ не помогал делу, а вредил. На фронте дислокация войск менялась ежечасно. Выйдет приказ летчикам - поддержать пехотинцев, а пока он до них дойдет, на земле обстановка поменялась, и указанный квадрат уже заняли наши солдаты, и бомбы сбрасывались на их головы. Чтобы исключить такие промахи, Горбацевич не находился в штабе дивизии далеко в тылу, а был постоянно на передовой, в штабах 60-й, 40-й, 6-й, 38-й армий.

26 июля 1942 года, командующий 244-й БАД генерал-майор авиации Л.А.Горбацевич погиб северо-восточнее Воронежа, у села Чертовицкое, недалеко от командного пункта 60-й армии генерала-лейтенанта И.Д.Черняховского.

Начальник штаба 861-го бомбардировочного авиаполка подполковник Павлов Алексей Георгиевич в журнале боевых действий полка оставил запись: "В этот день наш командующий генерал Горбацевич был на командном пункте, расположенном в нескольких километрах от линии фронта, откуда руководил боевой работой наших бомбардировщиков. Он получил 14 осколочных ран в грудь. В 10 часов утра 26 июля 1942 года генерал Горбацевич умер".

Об этом дне А.Г. Рытов так вспоминал в книге "Рыцари пятого океана":

"Около семи часов утра окрестности огласились могучим гулом. На задание пошла первая группа бомбардировщиков. Горбацевич, его адъютант и представитель штаба 2-й воздушной армии вышли на опушку леса. Неожиданно из-за деревьев выскочила пара Ме-109. Послышался резкий свист, на земле четырежды взметнулось пламя, вздыбились фонтаны земли и дыма. Я стоял метрах в ста от Горбацевича и видел, как он взмахнул руками и упал на землю. Подбежал к нему. Бледное, перекошенное страданием лицо. Глаза закрыты. Губы что-то невнятно шепчут. Мы повернули его, чтобы осмотреть раду. Гимнастерка на спине густо пропиталась кровью. Тотчас же вызвали врача, но помощь не потребовалась: генерал скончался. В этот же день гроб с телом доставили самолетом в Мичуринск".

С воинскими почестями генерала Горбацевича похоронили рядом с ученым И.В. Мичуриным. "Прозвучал прощальный залп. И тут же в воздухе появилась группа самолетов, ведомая командиром 153-го полка С.И. Мироновым. Пройдя над местом похорон генерала на малой высоте, истребители взмыли ввысь, и в небе троекратно прозвучал пушечно-пулеметный салют. Бойцы воздушного фронта отдали последние почести своему любимому командиру", - вспоминал Рытов.

О гибели генерала узнала вся страна 4 августа 1942 года в "Красной Звезде" напечатали некролог, подписанный его двадцатью девятью боевыми друзьями-генералами. В нем отмечалась: "Беззаветная преданность партии Ленина - Сталина, членом которой он состоял с 1930 г., незаурядная отвага и упорство в борьбе, отличное летное мастерство, высокое чувство ответственности перед родиной и народом за свою боевую работу - вот качества, которыми обладал тов. Горбацевич. Эти качества должны служить ярким примером для каждого летчика, командира Военно-Воздушных Сил Красной Армии".

Прошли годы. Индивидуальное захоронение генерала власти Мичуринска перенесли в братскую могилу на улице Советская, где покоился прах восьми человек, в том числе - двух Героев Советского Союза. В паспорте захоронения 1992 года генерал еще значится. В 2015 году в стороне от могилы построили мемориал для Героев Советского Союза Бобина Николая Алексеевича и Куракина Николая Семеновича, разделив захоронение. А к новому паспорту братской могилы Б„– 215 забыли приложить список погибших. Забыто имя генерала вместе с именами пяти воинов. Как это объяснить? Ошибкой или халатностью двух высокопоставленных лиц, поставивших свои подписи? Что будет после следующей инвентаризации?

Равнодушное отношение к памяти павших наносит больше вреда, чем западная пропаганда. Увы, мы вынуждены признать, что в век компьютерных технологий, паспортизируя захоронения, чиновники ошибок наделали больше, чем малограмотные армейские писари в годы войны.

Командиром дивизии стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Василий Ильич Клевцов.

Опыт летчиков, накопленный в боях, и хорошее знание самолета "Аэрокобра" понадобились стране для перегонки самолетов из Америки по трассе "Аляска - Сибирь" (АЛСИБ). Постановлением Государственного Комитета обороны Б„– ГОКО-2132 от 1 августа 1942 было решено создать 1-ю авиационную бригаду по перегонке самолетов. Уже третьего августа вышел приказ о создании бригады, которым приказано на формирование обратить и 185-й ИАП, направить его в Иваново в распоряжение командира 6-й запасной авиабригады к 5 августа 1942 года.

Летчики передали самолеты в 153-й ИАП. Лейтенанта Григория Марковича Горбаня перевели в полк вместе с самолетом, он остался сражаться на Воронежском фронте. Остальные пилоты составили костяк 1-го перегоночного полка, который возглавил подполковник Н.С.Васин.

Подводя итоги боевых действий 185-го авиаполка, необходимо отметить, что летчики за месяц боев совершили 610 боевых вылетов, провели 92 воздушных боя, сбив 44 самолета противника: 38 истребителей и 6 бомбардировщиков. Потеряли пять летчиков и два техника. К сожалению, имена их, кроме командира эскадрильи Мурмылова, не известны.

153-й ИАП на Воронежском фронте бил фашистов до 26 сентября 1942 года. За этот период было произведено 1070 боевых вылетов. Проведено 259 воздушных боев, в которых сбито 64 самолета противника.

Потери полка: четыре летчика и десять самолетов "Аэрокобра".

Старший лейтенант кавалер ордена Красного Знамени Хохлов Виктор Никифорович погиб в воздушном бою шестого августа 1942 года. Похоронен в селе Верхний Ломовец Долгоруковского района Липецкой области. Современные чиновники, после проведения последней паспортизации захоронений, допустили ошибки и "разжаловали" героя в рядовые.

Старший лейтенант Камерилов Юрий Николаевич, награжденный орденом Красной Звезды, погиб в катастрофе самолета "Аэрокобра" 11 августа 1942 года в деревне Крапивинка Ивановской области. Он не увековечен в селе.

12 августа 1942 года в небе между Усманью Липецкой области и Новой Усманью Воронежской области произошел бой. Звено истребителей - ведущий первой пары кавалер орден Красной Звезды командир авиационной эскадрильи капитан Александр Федорович Авдеев [в сентябре 1942 года награжден орденом Красного Знамени за первые 10 дней боев на Воронежском фронте и сбитые три самолета врага] и его ведомый кавалер ордена Красной Звезды старший лейтенант Амколадзе. Ведущий второй пары - командир звена, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени капитан Карпухин, прикрываемый старшим лейтенантом Кисляковым. Летчики-истребители вступили в схватку с большой группой вражеских самолетов 9 МЕ-109 и 6 МЕ-110. Фашисты, зная, что в этом районе находятся советские аэродромы, любили скрытно прилетать, устраивать засады. Они сбивали на подлете, при посадке наши самолеты - часто подбитые, как правило - без боезапаса и горючего самолеты. Записав легкую победу, враги убегали прочь.

Летчики вступили в бой с коварным врагом, превосходившем их по численности. В схватке капитан Карпухин сбил МЕ-110. Вражеский самолет упал у села Девица Липецкой области. Но и крылатую машину ведомого Кислякова подбили. Ему пришлось выйти из боя и посадить самолет в поле. В тот день на аэродром не вернулись капитаны Авдеев, сбивший сем немецких стервятников, и Карпухин, сбивший 13 самолетов (семь - лично, шесть - в группе).

В донесениях о потерях Авдеев значится пропавшим без вести, а Карпухин - погибшим, но с припиской карандашом на донесении: "Жив". Разыскивая героя, военный чиновник нашел донесение, где сообщается, что пропавший без вести Карпухин вернулся в часть. Но оно датировано октябрем 1941 года, когда летчик был сбит на Ленинградском фронте.

Могилу Карпухина нашли в 1948 году у села Верхний Телелюй (ныне это Грязинский район Липецкой области). Сейчас прах летчика покоится в селе Октябрьское Усманского района Липецкой области.

Как погиб Авдеев, в части узнали только после возвращения в часть Амколадзе (он погиб в марте 1943 года), который спасся на парашюте, выпрыгнув из подбитой "Аэрокобры". Поэтому подвиг не отражен в боевом журнале дивизии, но в летописи прославленного полка таран Авдеева отмечен.

Родные Александра Авдеева узнали об обстоятельствах его гибели из письма. Его написал отцу Авдеева, Федору Андреевичу, друг Александра - москвич, механик звена воентехник 2 ранга Лебедев Николай Егорович. В письме, опубликованном в "Книге Памяти Тамбовской области", он сообщал: "Дорогой т. Авдеев! Ваш сын 12 августа вылетел на боевое задание. Во время выполнения задания встретил группу истребителей противника и завязал с ними неравный бой. В результате воздушного боя Ваш сын при лобовой атаке столкнулся с вражеским самолетом и погиб смертью храбрых. Также погиб и тот стервятник, который шел ему навстречу... Остаюсь верный друг Н. Лебедев" .

Немецкие источники тоже признают, но не таран, а случайное столкновение Авдеева с асом Францем Шульте, который до этого сбил 46 наших самолетов. Последние слова, которые фашисты услышали от Шульте по рации, были: "Почему это должно было случиться со мною?"

Капитан Авдеев к январю 1942 года совершил 189 боевых вылетов. 10 февраля 1943 года капитану А.Ф.Авдееву было присвоено звание Героя Советского Союза - за боевые действия в небе Ленинграда. Последний бой Авдеева наградой не отмечен.

Весной 1951 года трактористы, распахивая землю недалеко от села Рыкань Новоусманского района, обнаружили обломки самолета и останки летчика. По сохранившимся документам, письму к девушке, ордену Красной Звезды криминалисты определили, что они принадлежат летчику Авдееву, который родился в 1917 в селе Большая Талинка Тамбовской области. Похоронен герой в райцентре Новая Усмань. Это был первый таран, выполненный на американской "Аэрокобре" и последняя потеря 153-го истребительного полка под Воронежем.

153-й ИАП за героизм и мужество личного состава, проявленное на Ленинградском и Воронежских фронтах преобразован в 28-й гвардейский истребительный авиационный полк. Позднее ему было присвоено наименование "Ленинградский", а на гвардейском знамени засиял орден Кутузова третьей степени. После Великой Отечественной полк участвовал в Корейской войне и не потерял ни одного летчика. С 1956 года гвардейцы базировались на аэродроме "Андреаполь" в Тверской области. К сожалению, оптимизация и сокращения, проводимые в армии, докатились и сюда. Первого декабря 2009 года 28-й ИАП был расформирован.

31 августа 2016 года в парке Патриотов в Воронеже, возле музея-диорамы, торжественно открыли Аллею Героев - в честь Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы.

В Воронеже - городе Воинской славы, на наш взгляд, необходимо установить памятники Героям Советского Союза Авдееву Александру Федоровичу, Серебрякову Андрею Михайловичу, Колесниченко Василию Ефремовичу, Тулебердиеву Чолпонбою, Прокатову Василию Николаевичу, Алексееву Ивану Епифановичу, Елисееву Михаилу Григорьевичу, Бурназяну Сергею Авдеевичу, Лубянецкому Ивану Федосеевичу, погибшим на воронежской земле.

Не должны быть забыты герои, призывавшиеся из Воронежа. Это Герои Советского Союза Бондарев Дмитрий Иванович, Горбунов Федор Ильич, Есипов Петр Васильевич, Гуляев Дмитрий Илларионович, Лапшов Николай Прокофьевич, Попов Петр Георгиевич, Путилин Василий Сергеевич, Родин Николай Иванович, Соболев Николай Алексеевич.

Украшением и гордостью воронежцев была бы стела с именами Героев страны, воевавших за воронежский край.

Генерал-майор авиации Л.А.Горбацевич

Карельский перешеек, аэродром "Кексгольм". Второй слева - А.С.Смирнов

Александр Авдеев после окончания Борисоглебской летной школы

Командир 185-го ИАП подполковник Никифор Сергеевич Васин

Летчики 153-го ИАП

Командир эскадрильи Краснознаменного истребительного полка капитан Александр Андреевич Мурмылов

1965 год. Открытие памятника Александру Федоровичу Авдееву

Перезахоронение А.Ф.Авдеева в Новой Усмани. 1952 год