Различия в творчестве русских футуристов. Младосимволисты (второе «поколение» символистов). Отношение русской интеллигенции к футуризму

Основные черты

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

История

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Кручёных Алексей Елисеевич, Маяковский Владимир Владимирович и Бурлюк, Давид Давидович), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Александра Сергеевича Пушкина, Фёдора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово - новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Расцвет

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве , Харькове , Одессе , Баку . Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма ; в его рамках появилась заумная поэзия , изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Исчезновение

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Некоторые из авторов эмигрировали (например, Игорь Северянин, Илья Зданевич , Александра Экстер), некоторые умерли (Велимир Хлебников, в - Владимир Маяковский и Александр Богомазов), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев , Борис Пастернак).

Поздние последователи

Футуризм в литературе

Кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников , Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский , Владимир Маяковский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц .

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин , к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов , Рюрик Ивнев , Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов .

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Л. Зак (псевдонимы - Хрисанф и М.Россиянский), Сергей Третьяков , Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов.

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».

Основные участники группы - Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак .

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

Другие группы

Футуризм в изобразительном искусстве

Влияние на культуру и оценки

Русский футуризм и цензура

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем », либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Примечания

Библиография

Ссылки

  • Поэзия русского футуризма: Программа курса (В. Н. Альфонсов)
  • Хлебникова поле: свидетельства, исследования и сказания о Велимире Хлебникове

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Футуризм в России" в других словарях:

    Умберто Боччони Улица входит в дом. 1911 Футуризм (лат. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910 х нача … Википедия

    Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия

    - (от лат. futurum будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910 х начала 20 х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания… … Художественная энциклопедия

    Футуризм - ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

Футуризм – авангардистское, неоднородное по составу литературное направление 1910-20 годов. Русский футуризм представляет собой самостоятельное явление в русле общеевропейской революции в искусстве, по-разному оценивается его связь с итальянским футуризмом. Отправной точкой этого направления, выросшего из «символизма » и «импрессионизма », была революция в области формы, особенно – в области литературного языка.

Русский футуризм как направление в литературе

Наиболее важную группу в 1910 образовали кубофутуристы , сюда вошли В. Хлебников , Давид и Николай Бурлюки и А. Крученых. Они стремились прежде всего к автономии и освобождению слова, при этом форма и звучание «слова как такового» значили для них больше, чем его содержание. Отсюда – опыты по созданию заумного языка («заумь»). Другие эксперименты касались синтаксиса (например, отказ Давида Бурлюка от предлогов), создания неологизмов, системы стихосложения и рифмы. Провоцирующий аспект футуризма выявился в манифесте 1912 Пощечина общественному вкусу с его отказом от всей предшествующей литературы.

Кубофутуристы приветствовали Октябрьскую революцию , видя в ней возможность для осуществления своих радикальных представлений об искусстве. В этой связи К. Чуковский писал в 1922 о трех наблюдаемых у них тенденциях: во-первых, урбанизм, с подчеркиванием технико-индустриального, во-вторых, стремление к первоистокам, отказ от культуры, и, в-третьих, анархизм, почти неосознанный, настаивавший на разрушении всех законов и ценностей, который представляется Чуковскому типично русским явлением.

Особняком стояла группа эгофутуристов , перенявших название футуризма; ее основал в 1911 Игорь Северянин в С.-Петербурге, в 1912-14 группа возглавлялась Иваном Игнатьевым. Исходя из эгоизма как движущей жизненной силы, эгофутуризм выступал за индивидуализм и требовал отмены нравственных и этических ограничений в искусстве. Некоторые участники этой недолговечной группы объединились позже под названием имажинистов (Р. Ивнев и В. Шершеневич).

Ближе к представлениям кубофутуристов была группа «Центрифуга» , просуществовавшая в Москве с 1914 по 1922 и выступавшая прежде всего за обновление поэтических средств – метафоры и образного языка в целом. Сюда вошли С. Бобров, Б. Пастернак , Н. Асеев ; по мнению литературоведа Маркова, «из всех других футуристических групп эта, пожалуй, наиболее широко и глубоко представляла футуризм».

Наряду с тремя основными существовало и множество других направлений футуризма, соответственно, связанных между собой; например, Г. Петников и Н. Асеев с их харьковским издательством «Лирень», работавшие вместе с Хлебниковым, или близкая к эгофутуризму московская группа «Мезонин поэзии», просуществовавшая 4 месяца в 1913.

Несмотря на положительное отношение футуристов, особенно Маяковского , к революции, советский режим отрицательно отнесся к футуризму, равно как и к возникшей из него группе ЛЕФ и испытавшему ее влияние ленинградскому объединению Обэриу . Установки, которыми руководствовались «правоверно»-коммунистические литературные общества «Октябрь » и РАПП в борьбе с этими противниками буржуазной культуры и революционерами в искусстве, шедшими независимым путем, не изменялись потом до самого крушения СССР: футуризм считался направлением буржуазным и декадентским .

Что такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.

Рождение футуризма

Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение - поэма "Красный сахар". Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.

В 1909 году в газете "Фигаро" был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.

Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма - воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в изобразительном искусстве

Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.

Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».

Футуризм в России

Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них - Давид - стал основателем колонии футуристов под названием "Гилея", в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.

Они выпустили свой первый манифест, который окрестили "Пощечина общественному вкусу". В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.

Из русского футуризма вышло три настоящих гения - это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого "заумного" языка.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием "Пролог. Эго-футуризм".

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник "Садок судей 1" увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста "Пощечина общественному вкусу" стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово "мы".

Расцвет футуризма

В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество "Гилея", основанное братьями Бурлюками. Но главное - это то, что они не были единственными.

Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.

В Москве выделялось влиятельное обществе "Центрифуга", в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.

Закат эпохи "бури и натиска"

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период "бури и натиска". Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

Игорь Северянин

Настоящее имя этого поэта - Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием "Громокипящий кубок" был напечатан в 1913.

Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.

Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.

В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.

Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.

В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.

Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.

Общепризнанным основателем футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, который в «Манифесте итальянского футуризма», опубликованном в газете «Фигаро» в 1909 году, призывал «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом» и, будучи сподвижником Бенито Мусолинни, находил общие черты в фашизме и футуризме.

Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но в противоположность им он отличался крайней экстремистской направленностью, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».

(Наталья Гончарова "Велосипедист" )

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

(Геннадий Голобоков "Памятник" )

Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:

  • Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
  • Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
  • Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
  • Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).

История русского футуризма представляет собой сложные взаимоотношения этих четырех групп, каждая из них считала себя представительницей истинного футуризма и настаивала на своей главенствующей роли в данном течении, что в итоге приводило к вражде и разобщенности среди рядов поэтов-футуристов. Что впрочем, не мешало им иногда сближаться и даже переходить из одной группировки в другую.

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек" )

В 1912 году члены группы «Гилея» публикуют манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором они дерзко призывают «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

В своих стихотворениях поэт Алексей Крученых отстаивает права поэта на создание собственного «заумного» языка, именно поэтому его стихотворения часто представляли собой бессмысленный набор слов.

Василий Каменский и Велимир Хлебников в своем творчестве (поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс», сборник «Ряв!», «Изборник стихов. 1907-1914») осуществляли различные языковые эксперименты, отличающиеся свежестью и оригинальностью, в дальнейшем имевшие весьма плодотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

(Северини Джино "Бульвар" )

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.

Футуризм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века, наряду с символизмом и акмеизмом, сыграл очень важную роль для её дальнейшего развития и привнес немало плодотворных и новаторских идей, ставших основной для поэзии следующего поколения.

краткое содержание других презентаций

«Темы поэзии Серебряного века» - Символизм в мире. Пейзаж в лирике Брюсова. Задачи футуристов. Воплощение символизма. Любимые сюжеты. Романтические цветы. Футуризм в поэзии. Философская основа символизма. Современники об эпохе. Зарождение модернизма. Взгляд на мир. Мифотворчество. Поль Гоген. Эстетические принципы символизма. Особенности поэзии серебряного века. Общественное положение России. Организации футуристов. Ключевые категории акмеизма.

«Характеристика поэзии Серебряного века» - Всёпроникающая магия слова. Возникновение различных литературных течений. Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком. Цели урока. Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Старшие символисты. Владимир Соловьёв, один из русских философов. Поэты начала XX века. Подвиг сердца женского, тень мужского зла, солнца блеск вселенского.

«Направления поэзии Серебряного века» - Символизм. Поэты-акмеисты. Понятие «серебряного века». Владимир Соловьёв. В. В. Маяковский. Футуристические сборники и манифесты. Эстетика символизма. Возникновение акмеизма. Особенности акмеизма. Акнеизм. Поэты-футуристы. Акмеизм. Возникновение символизма. Особенности символизма. Эстетика футуризма. Выступления футуристов. Образ мышления. Поэты-символисты. Основные направления серебряного века. Серебряный век русской поэзии.

«Поэзия Серебряного века» - Отношение к слову. Цель творчества поэтов-модернистов. Модернизм. Образное выражение. Экзистенциализм. Серебряный век русской поэзии. Отношение к предшествующим культурам. Особенности литературных направлений. Александр Блок. Электронные образовательные ресурсы. Серебряный век. Минули десятилетия. Акмеизм. Футуризм. Символизм.

«Русские поэты Серебряного века» - Валерий Брюсов. Алексей Кручёных. Александр Блок. Выбор названия кафе. Владимир Нарбут. Дмитрий Мережковский. Ахматова. Ветка рябины. Маяковский. Анализ стихотворения. Константин Бальмонт. Оформление кафе. Символизм. Поэзия серебряного века. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Серебряная пристань. Творческое задание «Единое целое». Василий Каменский. Марина Цветаева. Футуристы. Символисты. Николай Гумилёв.

«Антология поэзии Серебряного века» - Имажинисты. Предвестники. Пленник. Акмеисты. Сергей Есенин. Даниил Хармс. Константин Константинович Случевский. Крестьянская поэзия. Обэриу. Листва. Игорь Северянин. Александр Блок. Николай Гумилёв. Центрифуга. Владимир Маяковский. Основные принципы акмеизма. Владислав Ходасевич. Символисты. Шершеневич Вадим. Поэты-символисты. Осип Мандельштам. Иннокентий Анненский. Футуристы.