blogger

 

Знаменитые виолончелисты.

Ростропович Мстислав ЛеопольдовичРостропович Мстислав Леопольдович

Советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человекаи духовной свободы, педагог. Родился в семье виолончелиста Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой 27 марта 1927 года в Баку.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями — его отец Леопольд Витольдович Ростропович(1892—1942) был известным виолончелистом, заслуженным артистом РСФСР, профессором Саратовской и Азербайджанской консерваторий, а мать Софья Николаевна Федотова, профессиональная пианистка, происходила из уважаемой в Оренбурге музыкальной семьи.

 В 1932—1937 год Ростропович учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского (ныне— Детская музыкальная школа имени Мясковского). В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (ныне Оренбург). В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолуповаи композицию у С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу, в том числе, помимо вышеуказанных,Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневув его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. В1974 году им были выданы выездные визы, в 1978 году они были лишены советского гражданства.

С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошёл в число лучших оркестров Америки, и регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных такими выдающимися композиторами ХХ века, как Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Арам Хачатурян, Анри Дютийе, Оливье Мессиан и особенно Бенджамин Бриттен.


Пабло Казальс (Pablo Casals)Пабло Казальс

Испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами. В 1888 он начал заниматься на виолончели у Х.Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. В 1897 Казальс сменил Гарсиа на посту профессора по классу виолончели в Муниципальной консерватории. В 1899 известный парижский дирижер Ш.Ламурё представил публике многообещающего испанского виртуоза — так начался путь Казальса-солиста. В начале 1900-х годов он много гастролировал в Европе и США, и его техническое мастерство, яркий темперамент получили повсеместное признание. В 1904 Казальс вместе с пианистом Альфредом Корто и скрипачем Жаком Тибо создал превосходное трио. Казальс всегда тяготел к дирижированию, считая его главным делом своей жизни. В 1920 он организовал и возглавил оркестр «Пау Казальс» и создал «Рабочее концертное общество» в Барселоне. Он выступал с такими оркестрами, как Нью-Йоркский симфонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический, парижские оркестры Ламурё и Колонна.

После гражданской войны в Испании (1936–1939) Казальс отказался признать франкистский режим и выразил свой протест тем, что многие годы не выступал в родной стране. В 1939 он покинул Испанию и на время обосновался во Франции. В 1950 он начал проводить ежегодные музыкальные фестивали. В 1956 Казальс переселился в Пуэрто-Рико, где учредил в Сан-Хуано еще один фестиваль. Музыкальный мир почтил Казальса в 1973, когда сто виолончелистов собрались в Нью-Йорке для исполнения пьесы Казальса «Сардана» (Sardana) под управлением автора.
Казальса часто называют величайшим виолончелистом нашего времени. Он вернул к жизни ряд прекрасных произведений 18 и 19 вв. и разработал новые приемы аппликатуры и смычковой техники. Казальс был также отличным пианистом. Сочинял он преимущественно для струнных инструментов, а также для оркестра и хора. В 1945, вручая Казальсу орден Почетного легиона II степени, Ж.Бидо сказал, обращаясь к музыканту: «Вы — один из голосов мировой совести». Умер Казальс в Рио-Пьедрас (Пуэрто-Рико) 22 октября 1973.
Интересные факты о Пабло Казальсе:

1. Казальс-защитник
Однажды перед концертом, в котором Пабло Казальс должен был играть с оркестром Концерт Дворжака, дирижер оркестра вдруг стал плохо отзываться о музыке композитора. Казальс страшно возмутился.
- Если вы так мрачно смотрите на это произведение, то я, пожалуй, отказываюсь участвовать в коллективном поругании этого прекрасного композитора! - строго сказал Казальс дирижеру и демонстративно покинул зал. Концерт не состоялся. На следующий день знаменитому виолончелисту была вручена повестка в суд. Его обвиняли в нарушении контракта. Несмотря на то, что судьи признали правоту Казальса с точки зрения искусства, ему все же пришлось уплатить штраф за срыв концерта. На суде Казальс сказал:
- Я рад расстаться с любыми деньгами, для того чтобы только не играть совместно с профанами. Иначе я перестану быть Казальсом!..

2. Конкурс красоты звука
В Париже при участии Пабло Казальса был устроен конкурс виолончелей, на котором проверялся звук старинных и современных инструментов. Казальс сыграл одну и ту же пьесу на двенадцати виолончелях, из которых шесть были произведениями лучших старинных мастеров, а другие шесть были изготовлены на современных фабриках музыкальных инструментов. Во время прослушивания в зале была полная темнота для того, чтобы нельзя было рассмотреть формы инструментов. Собравшиеся судьи определяли красоту звука и ставили баллы. Ко всеобщему удивлению конкурс окончился всеобщей победой современных инструментов, которые в общей сумме получили 1484 балла, между тем как на виолончели работы Гварнери и Страдивари пришлось всего 883 балла.
По этому поводу Пабло Казальс заметил:
- И все же я предпочитаю Гварнери. У старых инструментов есть своя душа. А красота - она иногда бывает красотой бездушной.

3. Кому стоит отказаться от паспорта
Виолончелист уехал из Испании, когда к власти пришел генерал Франко. Более тридцати лет прожив в добровольном изгнании, Пабло Казальс, однако, ни за что не хотел отказываться от испанского гражданства. Когда чиновники испанского консульства спросили, почему Казальс не хочет отказаться от испанского паспорта, если все равно не считает возможным возвращаться в Испанию, Казальс ответил:
- С какой стати я? Пусть Франко откажется от своего паспорта, и я тогда с радостью вернусь на родину.

4. Как достигнуть совершенства
Одна растроганная дама-меломанка после концерта Пабло Казальса весьма импульсивно выражала свои восторги прославленному виолончелисту:
- О маэстро! Это восхитительно! Фантастично! Как вы достигли такого совершенства?
Уставший Казальс ответил ей с серьезным выражением на лице:
- О мадам, я был настолько менее одарен, чем другие, что должен был работать значительно больше - по двенадцать-четырнадцать часов в сутки.. И, как видите, менее одаренным это помогает.

5. Диктатор
Казальс обычно шипел и шикал, если оркестр начинал звучать слишком громко, не позволяя ему доминировать над собой:
- Тш-ш-ш! Я еще на сцене!..


Жаклин Дю ПреЖаклин Дю Пре

Английская виолончелистка. Первоначально занималась музыкой с матерью — пианисткой, композитором и дирижером Айрис дю Пре, затем в Лондонской виолончельной школе и в Гилдхоллской школе музыки у Уильяма Плита. Посещала мастер-классы Поля Тортелье, Пабло Казальса, Мстислава Ростроповича. Дебютировала в1962 г., сыграв с симфоническим оркестром Би-Би-Сивиолончельный концерт Эдварда Элгара, который много раз исполняла потом с разными оркестрами и дирижерами —Джоном Барбиролли, Анталом Дорати. В 1967 г. вышла замуж за израильского пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма, с которым многократно выступала. Её инструментом в те годы была виолончель Страдивари, некогда принадлежавшая К. Ю. Давыдову. Играла с лучшими оркестрами Европы и США под руководством Адриана Боулта, Зубина Меты,Леонарда Бернстайна и др., блистательно исполняя И. С. Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Шумана, Брамса, Дворжака, Рихарда Штрауса, Бриттена, Элгара.


Йо-Йо Ма Йо-Йо Ма 

Американский виолончелист китайского происхождения. Ма родился в семье китайских родителей-музыкантов, певицы Марины Лу Явэнь и дирижёра и композитора Ма Сяоцзюня. Семья переехала в Нью-Йорк, когда Ма было семь лет.

Ма начал играть на скрипке, альте и виолончели в четырёхлетнем возрасте. В возрасте пяти лет Ма впервые выступил перед публикой, а в семилетнем возрасте появился на американском телевидении в концерте под управлением Леонарда Бернстайна. В пятнадцать лет Ма окончил школу и выступил как солист с Гарвардским Оркестром Рэдклифа в исполнении «Вариаций на тему рококо» Чайковского. В дальнейшем Йо-Йо Ма учился в Джульярдской школе, Колумбийском университете, а затем и в Гарвардском университете. Ма играет в собственном ансамбле (Silk Road Ensemble), целью которого является объединение музыкантов из разных стран, которые исторически связаны вокруг Великого Шёлкового Пути. Записи под маркой Sony Classical.
Ма также играет на страдивариевской виолончели Давыдова, которая прежде принадлежала Жаклин Дю Пре и была передана Ма после её смерти Вюттоновским музыкальным обществом. Дю Пре прежде высказывалась о «непредсказуемости» инструмента, но Ма склонен отнести это на счёт импульсивной манеры её игры, хотя, добавляет он, нужно «нежно успокоить» Страдивари перед исполнением. Инструмент настроен исключительно на манер барокко с тех пор как Ма играет на нём.


Александр КнязевАлександр Князев

Родился в Москве в 1961 г. Заниматься музыкой начал с шести лет. С 1979 по 1986 учился в МГК им.П.И.Чайковского (класс профессора А.Федорченко). А.Князев - лауреат нескольких конкурсов, среди которых Всероссийский конкурс в Вильнюсе (1977, 1 премия), Международный конкурс им.Г.Кассадо во Флоренции (1979, 1 премия), Международный конкурс камерной музыки в Трапани, Италия (1987, 1 премия - в дуэте с Екатериной Воскресенской), Международный конкурс им.П.И.Чайковского в Москве (1990, 2 премия), Международный конкурс в Претории (UNISA), Южная Африка (1992, 1 премия). С 1978 года А.Князев ведет активную концертную деятельность в России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, США, Японии, Корее. Его партнерами в разное время были М.Воскресенский, С.Мильштейн, В.Спиваков, В.Третьяков, Л.Амбарцумян, И.Монигетти, Ю.Башмет, Г.Гюйю (Франция), А.Николе (Швейцария) и др. А.Князев выступал с такими выдающимися дирижерами как М.Ростропович, Ю.Темирканов, Е.Светланов, Д.Китаенко, М.Шостакович, Р.Хофман. Вместе с женой, пианисткой Екатериной Воскресенской, трагически погибшей в марте 1994 года, Александр Князев принимал участие в крупных международных музыкальных фестивалях "Памяти Жаклин дю Пре" (Кольмар, Франция), Дж.Энеску (Бухарест, Румыния), "Московские Звезды" и "Декабрьские вечера". В репертуаре А.Князева практически все сочинения, написанные для виолончели, а также множество органных произведений.


Миша Майский  Миша Майский

Советский и израильский виолончелист. После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1965 г. был приглашён Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории; уже в следующем году стал лауреатом Московского международного конкурса им. П. И. Чайковского. В 1970 году был арестован и находился под арестом около 18 месяцев. После освобождения репатриировался в Израиль (1972). Учился у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, став, таким образом, единственным музыкантом, занимавшимся у двух этих великих виолончелистов. В настоящее время проживает в Бельгии. В разное время он играл с такими прославленными музыкантами как пианисты Марта Аргерих, Раду Лупу, скрипач Гидон Кремер, дирижёры Леонард Бернстайн, Зубин Мета, Владимир Ашкенази,Даниэль Баренбойм, Джузеппе Синополи.


Apocalyptica (Апокали́птика)Apocalyptica (Апокали́птика)

Финская группа, исполняющая метал на виолончелях. В состав группы входят 3 виолончелиста и барабанщик. Первоначально прославившись инструментальными кавер-версиями композиций известных трэш-метал-групп, в дальнейшем Apocalyptica начала выпускать материал собственного сочинения.

Жанр группы не поддаётся однозначному определению, но чаще всего его характеризуют каксимфонический метал или виолончельный метал. Большинство композиций — инструментальные, однако Apocalyptica также привлекала для совместных записей вокалистовиз Slipknot, The Rasmus, HIM, Sepultura, Guano Apes, Rammstein, Soulfly, Bullet For My Valentine,Lacuna Coil, Three Days Grace, Bush, Shinedown, Flyleaf, Gojira, Oomph!, Hoobastank.

 

 

 

Уроки игры на виолончели - Урок 1 (посадка)


Уроки игры на виолончели - Урок 2 (нотная грамота)


Уроки игры на виолончели - Урок 3 (постановка левой руки, прием пиццикато)


Уроки игры на виолончели - Урок 4 (освоение первой позиции, гамма до мажор)


Уроки игры на виолончели - Урок 5 (постановка правой руки)

 


Видео:

М. Ростропович, соната Шостаковича

 


Комментарии Вконтакте: